Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения'

Нормативно-правовое обеспечение перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1288
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения»

ности высшего профессионального образования для инвалидов. Что в свою очередь возможно лишь при наличии современных учебно-методических комплексов, доступных каждому.

Перечисленные задачи сложные. Но можно уверенно утверждать, что Герценовский

университет как лидер российского высшего профессионального образования будет и дальше активно совершенствовать практику отечественного высшего образования и предлагать научно-образовательные инновации для внедрения в российских высших учебных заведениях.

Е. Ю. Калинина,

доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения обусловлен потребностью рынка в высококвалифицированных специалистах. Считается, что сложившаяся система образования не в полной мере способствует решению задач, стоящих перед обществом и государством в современных условиях. Новые стандарты, с одной стороны, появились в рамках развития идеи государственной стандартизации образования, появившейся еще в начале 90-х гг. и реализовавшейся в стандартах первого и второго поколения, с другой стороны, они представляют реализацию новой концепции, которая призывает менять содержание образовательного процесса. Стандарты второго поколения расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 г. до 30—40% в 2000 г.), но они не в полной мере изменили культуру проектирования содержания образования, поскольку сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель. При разработке и реализации не было учтено мнение профессионального сообщества. Именно этот пункт явился ключевым для создания стандартов третьего поколения. Глобализация современного мира диктует необходимость не просто повышения уровня образования, но обеспечения международной сопоставимости образовательных

программ и результатов обучения, включения вузов в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности. При создании проектов ФГОС учитывался весь положительный опыт предыдущих стандартов. При этом министерство руководствовалось требованиями, сформулированными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: внедрение в практику адекватных времени образовательных стандартов; содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам с учетом накопленных отечественных преимуществ; создание конкурентоспособной образовательной системы на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создания системы объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых знаний.

Нормативно-правовая база перехода на ФГОС третьего поколения содержит более десяти федеральных законов, около десяти постановлений Правительства РФ и около 20 приказов Министерства образования и науки Российской Федерации. Новое содержание законодательства позволило определить современные тенденции развития образовательной системы страны. Новое законодательство определило: новую

концепцию оценки качества образования, в частности введение ЕГЭ, и выполнения государственных надзорных функций в связи с введением ФГОС; современные механизмы взаимодействия системы профессионального образования с объединениями работодателей; новые механизмы интеграции образовательных учреждения и научных организаций. Кроме того, законодательно упрощены процедуры лицензирования и аккредитации при переходе образовательных учреждений на ФГОС. Перед утверждением все проекты ФГОС были согласованы с Роспотребнадзором. Кроме того, впервые ФГОС утверждаются приказами министерства и проходят регистрацию в Минюсте России. Это создает дополнительный уровень правовой защиты для вузов, поскольку проводится дополнительная правовая экспертиза нормативно-правовых актов. Часто это становится необходимым, особенно в тех случаях, когда некоторое общественное явление, подвергающееся реформированию, обеспечивается достаточно большой правовой базой.

С целью преодоления разрыва между содержанием высшего профессионального образования и развивающейся экономикой страны, обеспечения международной сопоставимости российского содержания образования в 2005 г. министерство в соответствии с комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 г. развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего в соответствии с Конституцией Российской Федерации понятие «федеральный государственный образовательный стандарт».

После трехлетнего обсуждения был принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», устанавливающий поня-

тие федерального государственного образовательного стандарта и его структуры.

Принятие Федерального закона от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», которым внесен пункт 5.2 в статью 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливает право субъектов Российской Федерации на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей). Это свидетельствует о расширении академической свободы вуза при формировании образовательных программ.

2 октября 2006 г. Советом Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования и коллегией Минобрнауки России 1 февраля 2007 г. были одобрены макет ФГОС ВПО и подходы к формированию перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

Макетом ФГОС высшего профессионального образования впервые было предусмотрено применение системы зачетных единиц для расчета трудоемкости основных образовательных программ и их компонентов. Предполагается, что российская система зачетных единиц по основным параметрам должна быть аналогична европейской системе ECTS. На этой основе станет возможным реализовывать академическую мобильность студентов, а это позволит унифицировать форму приложения к российскому диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement.

Методическая работа по формированию макетов ФГОС сопровождалась проработкой Общероссийского классификатора образовательных программ единого для всех уровней профессионального образования,

а также общего, послевузовского и дополнительного образования. Ход работы неоднократно обсуждался на заседаниях государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования, в Национальном агентстве развития квалификаций. Концепция его формирования была одобрена на заседании Совета Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования 2 апреля 2007 г. На сегодняшний момент работа над классификатором не завершена и не предусматривается проектами.

Еще одной проблемой, с которой столкнулись разработчики проектов ФГОС, является отсутствие Квалификационных требований (профессионального стандарта) в сфере профессиональной деятельности, где были бы указаны должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы в соответствии с определенными квалификационными уровнями. В частности, это относится к юридическому образованию. Мировой практикой признана необходимость институционализации процесса воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Как один из вспомогательных, но крайне важных институтов, на Западе появились национальные системы квалификаций и профессиональных стандартов.

Министерство образования и науки РФ с 2004 г. расширяет взаимодействие с работодателями, поскольку выявилось существенное различие с американским и европейским образованием именно в этой области. Наши выпускники во многом не готовы к профессиональной деятельности, несмотря на наличие глубоких знаний в определенной области. Министерство проводило постоянные встречи и консультации с представителями профессиональных сообществ. В качестве одной из главный целей взаимодействия было сформулировано формирование общероссийской

системы квалификаций — важнейшего компонента для разработки профессиональных стандартов. В последние годы были апробированы механизмы «институ-циализации» требований ведущих работодателей к образованию через разработку и утверждение профессиональных стандартов. В настоящее время разработаны и одобрены около 70 стандартов профессий в области информационных технологий, авиастроения, индустрии гостеприимства, управления организацией (последние пока не прошли соответствующую процедуру государственного утверждения). Еще 100 профессиональных стандартов находятся в разработке. Данные профессиональные стандарты использовались при разработке ФГОС нового поколения.

Несмотря на огромный практический и исследовательский интерес к проблематике профессиональных стандартов, ни в профессиональной, ни в научной среде не сложилось единого определения профессионального стандарта. Тем не менее можно определенно сказать, что по своему функциональному назначению профессиональный стандарт призван отражать нормативные требования к квалификации рабочей силы — сформированные работодателем, находящие отражение в образовательных стандартах, стимулирующие высокий уровень квалификации будущих профессионалов, соответствующей инновационному пути развития экономики. Профессиональные компетенции, сформулированные в ФГОС, не в полной мере отражают требования работодателя, несмотря на то, что в их формулировании был сделан большой шаг вперед.

Работа Минобрнауки России по разработке, экспертизе и утверждению ФГОС проводилась в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

К настоящему времени по итогам работы министерства в соответствии с Правилами утверждены приказами Минобрнауки России 410 ФГОС ВПО. Около 100 не зарегистрированы в Минюсте. Большое количество стандартов находится в работе.

До 31 марта планируется довести формирование учебно-методической базы до 83% готовности, а нормативно-правовой — до 94 % готовности. К 31 мая 2011 г. эта работа должна быть закончена. До 31 марта 2011 г. планируется довести уровень готовности к переходу на ФГОС по уровням: бакалавриат — 90%, магистратура — 88%, специали-тет — 79%. К 31 мая 2011 г планируется довести уровень готовности к переходу на ФГОС по всем уровням до 100%.

На сегодняшний день Министерство образования и науки РФ анонсирует ряд проектов ФГОС, которые находятся на стадии утверждения. В частности, это ряд проектов ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специалитета. На федеральном уровне в разработке находится ряд проектов ФГОС по бакалавриату, специалитету и магистратуре. Они выложены на сайте министерства. К сожалению, министерство не показывает текущую работу над проектами и зачастую оповещает о принятии проекта в качестве нормативно-правового акта «задним числом».

В информационно-правовых системах трудно отследить движение подзаконных актов типа приказов министерства. В последнее время были приняты поправки, касающиеся ЕГЭ.

В отношении уровня университета следует отметить, что здесь речь должна идти о принятии на этой основе учебных планов и программ, а также положений, регламентирующих переход на уровневое обучение. На сегодня приняты университетские положения об индивидуально-ориентированном образовательном процессе, модульном обучении.

Вопросы планирования перехода на ФГОС подведомственных Минобрнауки

России вузов рассматривались на коллегии Федерального агентства по образованию 26 января 2010 г. В итоге разработан и утвержден комплексный план мероприятий по обеспечению перехода на уровневую систему высшего профессионального образования подведомственных высших учебных заведений на период 2010 — 2011 гг., предусматривающий: 1) координацию деятельности вузов по разработке основных образовательных программ по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования; 2) реализацию организационно-методической поддержки перехода к уровневому образованию и организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; 3) проведение мониторинга перехода вузов на уровневую систему высшего профессионального образования; 4) разработку предложений по нормативам финансирования подведомственных вузов с учетом уровней основных образовательных программ; 5) распределение государственного задания на подготовку специалистов по уровням высшего профессионального образования; 6) проведение совещаний и семинаров с руководящим и профессорско-преподавательским составом вузов; 7) информационно-аналитическую поддержку введения уровневой системы высшего профессионального образования; 8) поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкур ентоспо со б-ных специалистов и гармоничное развитие личности обучающихся.

Мониторинг готовности подведомственных вузов реализовывать основные образовательные программы высшего профессионального образования на основе ФГОС показал: 60% вузов обеспечат готовность перехода к 31 января 2011 г.; фактически 90% вузов обеспечат полную готовность к 31 марта 2011 г.; остальные высшие учебные заведения реализуют весь необходимый комплекс мероприятий к концу мая

2011 г. Нормативно-правовая и учебно-методическая база вузов для перехода на ФГОС должна быть готова к 31 мая 2011 г.

Среди проблем, которые были выделены на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ 25 января 2011 г., указаны, в частности, следующие.

1. Незаконченность формирования на сегодняшний день нормативно-правовой базы для осуществления перехода на ФГОС. В первую очередь эта проблема решается на федеральном уровне. Во вторую — на уровне вузов.

2. Стандарты, с одной стороны, предоставляют вузам большую свободу в формировании и реализации образовательных программ, а с другой — резко повышают ответственность вузов за содержание и качество подготовки специалистов. Проблема здесь заключается, прежде всего, в неготовности вузов перестроить содержание образования. Министерство планирует проводить работу с вузами в плане организации учебного процесса на основе использования инновационных образовательных технологий.

3. Недостаточно развитая система мониторинга реализации работы по переходу на ФГОС. Министерство планирует создание информационной системы сбора и обработки данных о реализации перехода ФГОС.

На уровне вузов при переходе к обучению на основе ФГОС также возникает ряд проблем.

1. Как одну из проблем выделяют обычно жесткие требования по структуре кадрового состава и по структуре факультета. В частности, по кадровому составу в новом стандарте предполагается наличие, как правило, не менее 50—60% преподавателей, имеющих ученую степень/звание (например, для бакалавров-юристов — 60%, для педагогов — 50%). Для того чтобы факультет мог иметь магистратуру, требуется не менее 80% преподавателей, обладающих ученой степенью/званием (по юриспруденции). Кроме того, ужесточаются требова-

ния, предъявляемые к количеству штатных преподавателей. Если к этому прибавить еще и требование к структуре факультета, то можно сделать вывод, что эти требования могут выполнить только так называемые «старые» вузы со сложившимися традициями. Для филиалов и ряда коммерческих вузов, где преподаватели в основном совместители, это требование довольно сложное. Представители этих вузов ссылаются, например, на то, что в ряде европейских стран бакалавров готовят в колледжах, где отсутствуют соответствующие требования по штатам.

2. Вторая проблема, которую часто выделяют, — это переработка программ дисциплин. Здесь встает вопрос, нужно ли делать новые программы или возможно обновлять старые. Содержательно многие программы соответствуют новым требованиям. Следует только работать с соответствием зачетных единиц и часов.

3. Отсюда вытекает психологическая проблема неготовности к переходу. К тому же здесь возникает проблема изменения содержания образования, ориентированности на результат, на повышение самостоятельности и инициативности студентов. В общем, это относится и к преподавателям.

4. Уже есть случаи, когда в ФГОС находятся прямые рассогласования, как правило, связанные с соответствием расчасовки и зачетных единиц. Это проблема быстро вводимого нового законодательства.

Таким образом, можно отметить, что в целом создана нормативная правовая база для перехода образовательных учреждений на ФГОС. Вместе с тем Минобрнауки России предстоит значительная работа по завершению нормативно-правового обеспечения введения в действие ФГОС, а также формированию нового сознания всех участников образовательного процесса по новым возможностям, заложенным в идеологии федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.