Научная статья на тему 'Программа перехода на уровневую систему образования в контексте инновационного развития университета'

Программа перехода на уровневую систему образования в контексте инновационного развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна

Обсуждая проблемы перехода университета на уровневую систему образования, мы должны в первую очередь осознать роль педагогического образования в общей системе образования страны, ответить на вопрос, что должно измениться в деятельности педагогических вузов в соответствии с требованиями времени, определить, какие явные преимущества имеет уровневое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа перехода на уровневую систему образования в контексте инновационного развития университета»

О. В. Акулова,

начальник учебно-методического управления

ПРОГРАММА ПЕРЕХОДА НАУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Обсуждая проблемы перехода университета иа уровневую систему образования, мы должны в первую очередь осознать роль педагогического образования в общей системе образования страны, ответить на вопрос, что должно измениться в деятельности педагогических вузов в соответствии с требованиями времени, определить, какие явные преимущества имеет уровневое образование.

Для понимания новой роли педагогических университетов в современном обществе необходимо отметить, по крайней мере, два фактора. Первый фактор заключается в том, что современный тип экономики — экономики, построенной на знаниях, — требует иного типа работника, который обладает мотивацией как можно скорее и эффективнее осваивать новое знание, умеет учиться, обладает общими знаниями предмета. Второй фактор связан с появлением высоких технологий в гуманитарной сфере. Эти технологии ориентированы на содействие преобразованию нынешнего общества в общест-

во, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие каждого к успеху.

Совершенно ясно, что в этих условиях должна существенно измениться роль педагогических вузов. Перед педагогическими вузами стоит задача подготовки выпускников, которые уважают и поддерживают ученика в образовательном процессе, могут реализовать идею индивидуального образовательного маршрута в школе.

Реализация поставленной задачи возможна лишь путем перехода на уровневую систему подготовки педагогических кадров и усиления деятельносгной основы образования, что находит отражение в современном компетентносгном подходе, реализация которого существенно изменяет технологии образовательного процесса, обусловливает появление новых профессиональных ролей преподавателя высшей школы.

Первое и, пожалуй, самое основное преимущество уровневого образования как гибкой, вариативной системы состоит в том, что студенту предоставляются на вы-

бор образовательные услуги, а студент выбирает собственную траекторию своего педагогического образования, за реализацию которого несет ответственность.

Гибкость системы достигается путем построения и реализации модульных образовательных программ, вариативность — путем построения студентом индивидуального образовательного маршрута; развитие ответственности осуществляется за счет четко продуманной организации образовательного процесса, увеличения доли самостоятельной работы и процедуры оценивания ее результатов, зафиксированных в государственном образовательном стандарте на языке компетентностей.

Во-вторых, в уровневой системе студент может самостоятельно определить специализацию, которая в настоящий момент наиболее востребована на рынке труда, а вуз — предоставить возможность ее получения. То есть уровневая система позволяет быстрее реагировать на происходящие изменения.

Развитие уровневого высшего профессионального образования зафиксировано Министерством образования и науки РФ как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ.

Уровневая система (более гибкая по сравнению с моноуровневой) является основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Это подтверждается тем, что (по данным работодателей) при действующей моноуровневой системе подготовки дипломированных специалистов до 50 процентов выпускников сразу направляются на профессиональную переподготовку или в систему повышения квалификации.

Каковы же принципиальные требования со стороны рынка труда в отношении уровневого образования?

Приведу некоторые данные по результатам анализа потребностей рынка труда и прогнозу развития к 2020 г., которые могут быть взяты за основу при разработке новых образовательных программ.

Анализ государственных документов в области образования, посвященных новым формам организации труда в образовательных учреждениях (http://www.osvic.ru/), позволил выделить некоторые новые педагогические специальности и должности, которые с 2007 г. официально утверждены в школах, ссузах и вузах России.

В числе таких должностей можно выделить должности тьютора, диспетчера, старшего мастера, учебного мастера, помощника проректора или ректора, ученого секретаря совета факультета и совета учреждения, советника при ректоре и др. Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И. Ре-моренко отметил, что они существовали и раньше, только были де-факто, а сейчас станут еще и де-юре. Это значит, что в школах тоже появятся новые работники — тьюторы. Сейчас тьюторов готовят в России лишь в четырех учебных центрах, а потребность в них будет, как ожидается, очень большая. По мнению специалистов, целесообразно начинать заранее подготовку подобных профессионалов, открывая специальные курсы, магистерские программы или даже учебные заведения по подготовке тьюторов. Выделяются дистанционные тьюторы, которые сопровождают учащихся при дистантном обучении; социальные тьюторы, помогающие ребенку адаптироваться в обществе; школьные тьюторы, назначение которых заключается в помощи учащимся в поиске своего призвания и получении качественного образования (http:// www.osvic.ru/school-abitu/edu-cation-reform-62/article11109.html).

Другой новой педагогической специальностью в России вскоре может стать специальность «учитель-превентор в образовательной среде». Главной задачей этой разновидности педагогов станет профилактика наркомании в средних и высших учебных заведениях. Инициатива массового выпуска «превенторов» родилась в Московском областном педагогическом университете. Соответствующие предложения областного

педуниверситета уже переданы в Минобр-науки (http://www.osvic.ru/school-abitu/difFe-rent-professions-50/article9045.html).

Еще один пример новой специальности, которая вполне может выступать как педагогическая. Это специальность — медиатор (посредник при разрешении конфликтов). Медиаторы профессионально занимаются разрешением конфликтов. На юридическом факультете нашего университета в этом году открывается подобная магистерская программа.

В качестве новых педагогических специальностей, которые будут востребованы в недалеком будущем, в докладе рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа — 2020. Какой мы ее видим?», называются такие специальности, как «социальный интернет-педагог», «координатор дистанционного обучения», «информатик-аналитик в образовании» и др.

Появится необходимость и в квалифицированных специалистах «педагог дополнительного образования», что определяется усилением внимания и увеличения роли дополнительного образования в достижении нового качества образования (http:// www.osvic.ru/school-abitu/different-professions-5 0/article3 632. html).

Специалистами отмечается, что изменение экономической обстановки в России и в мире качественно изменит рынок труда через 15 лет. К такому выводу пришли эксперты аналитического бюро The Economist Intelligence Unit, опросившие 1650 генеральных директоров крупных международных компаний.

Анализ количества вакансий позволил выделить 12 сфер, представляющих наиболее перспективные направления подготовки специалистов. Я назову лишь те, которые реализуются в нашем университете.

В области экономики и финансов наиболее востребованы главные бухгалтеры, бухгалтеры широкого профиля, аудиторы.

Прогнозируется активное развитие и усложнение страхового рынка. Существенной будет потребность в риск-менеджерах и ан-

деррайтерах. В этой области будет расти спрос на кредитных экспертов, разрабатывающих новые эффективные программы кредитования.

Наибольшим спросом на рынке труда в течение ближайших десяти лет будут пользоваться профессионалы в области информационных технологий, телекоммуникаций и связи. Наиболее востребованы программисты, администраторы баз данных, специалисты техподдержки, инженеры, системные администраторы и аналитики, менеджеры по продаже П'-решений

В сфере маркетинга, рекламы, PR рынок труда будет нуждаться в маркетологах, менеджерах по рекламе (по продаже рекламных площадей), бренд-менеджерах, PR-cпe-циалистах.

Новой и уже очень востребованной специальностью на зарубежных рынках труда является профессия этического хакинга (подготовка специалистов по безопасности, способных противостоять хакерам). По завершении обучения студенты смогут стать консультантами по защите сетей различных компаний и учреждений.

Кадровые службы HR будут испытывать потребность в HR-manager, владеющих целым арсеналом методик работы с соискателями, которые отвечают за подбор команды специалистов для конкретного предприятия и организуют работу отдела персонала. HR-мeнeджep — самая востребованная позиция в этой сфере, на втором месте — рядовые рекрутеры компании, работающие с соискателями, на третьем — HR-диpeктop, отличающийся от HR-мeнeджepa только более широкими полномочиями.

Как видно из приведенных примеров, многие факультеты (экономики, управления, психолого-педагогический, информационных технологий) могут найти свою нишу в подготовке востребованных на рынке труда квалифицированных кадров.

Важно отметить, что подготовка кадров по многим перечисленным выше профессиям требует участия двух, а то и трех факультетов. То есть востребованы междисциплинарные образовательные программы.

Например, социальный интернет-педагог. Какой факультет должен его готовить?

Или подготовка менеджеров: менеджер по продаже 1Т-решений может быть подготовлен совместно факультетом управления и информационных технологий, а бренд-менеджер — факультетом философии человека и управления.

Что же означает введение уровневого образования?

Понятно, что это не просто формальное превращение пятилетних образовательных программ в шестилетние, имеющие промежуточные законченные результаты после четырех лет и последующих двух лет обучения.

Уровневое образование за годы его введения привело к целому комплексу изменений в системе вузовского образования.

1. Во-первых, эти изменения касаются содержания и структуры образовательных программ. В основе проектирования образовательных программ и отбора содержания образования лежит компетентностный подход.

2. Во-вторых, изменение организации учебного процесса, в основе которого реализация принципа индивидуализации обучения. Происходит сокращение объема обязательных дисциплин и увеличение количества дисциплин по выбору вуза и сту-

дента. Постепенно вводится нелинейная организация учебного процесса, развивается институт академических консультантов (тьюторов).

3. Внедряются новые технологии обучения. Центр тяжести переносится на самостоятельную работу студентов, используются активные формы обучения, вводится балльно-рейтинговая система оценки результатов обучения студентов, внедряются новые организационные формы научно-исследовательской работы студентов с привлечением работодателей.

4. Наконец, ресурсное обеспечение учебного процесса. Обновляется материально-техническая база обучения, осуществляются переподготовка и повышение квалификации преподавателей и управленческого персонала.

Как же обстоит дело с переходом на уровневую систему в университете?

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что пока еще преобладает количество обучающихся по программам специалитета (как на бюджетной, так и внебюджетной основе).

Количество студентов, обучающихся по основным образовательным программам:

5000-. 4000-3000-2000 1000 0 —

ПЁ

I

И

□ бюджет

□ внебюджет

бакалавры специалисты магистры

В то же время наблюдается устойчивый На следующей диаграмме представлено

рост числа студентов, обучающихся по про- число обучающихся по программам бака-

граммам бакалавриата как на бюджетной, лавриата по курсам обучения. так и внебюджетной основе.

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

□ бюджет □внебюджет

Показатели третьей диаграммы отражают культетах (цифрами обозначены соответст-развитие бакалавриата на отдельных фа- вующие факультеты):

К

I

Л

Н£ц

мЬ л

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25

0

□ бюджет

□ внебюджет

1. Безопасности жизнедеятельности 14. Социальных наук

2. Биологии 15. Технологии и предпринимательства

3. Географии 16. Управления

4. Изобразительного искусства 17. Физической культуры

5. Иностранных языков 18. Физики

6. Институт народов Севера 19. Филологический

7. Институт естествознания 20. Философии человека

8. Информационных технологий 21. Химии

9. Коррекционной педагогики 22. Экономики

10. Математики 23. Юридический

11. Музыки 24. Филиал в г. Волхов

12. Институт детства 25. Дагестанский филиал

13. Психолого-педагогический 26. Выборгский филиал

Среди лидеров по количеству студентов, обучающихся по программам бакалавриата на бюджетной основе, такие факультеты, как факультет социальных наук, институт детства, филологический факультет, психолого-педагогический факультет, факультет технологии и предпринимательства. Факультеты биологии и географии реализуют бакалаврские и магистерские программы через институт естествознания.

Наибольшее количество студентов — будущих бакалавров на внебюджетной основе обучается на факультете изобразительного искусства и психолого-педагогическом факультете. Причем на факультете изобразительного искусства число внебюджетных студентов превышает число бюджетных.

Интенсивно начала развиваться магистратура. Только в этом учебном году открыто 35 новых магистерских программ.

Если в 2007 г. контрольные цифры в магистратуру составляли 650 мест, в 2008 г. — 790 (в том числе 40 мест на заочное обучение), то в 2009 г. отправлена за-

явка на 1092 места, в том числе на 1012 мест по очной форме обучения.

Переход на уровневое образование в университете осуществляется в соответствии с программой развития университета. Существенные результаты были получены в ходе решения задач инновационной образовательной программы, реализуемой в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Значительно ускорился процесс обновления содержания образования за счет расширения перечня учебных курсов по выбору, введения специальных интегративных модулей, широкого использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования. Активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение студентов на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий.

Существенно обогатилась образовательная среда вуза за счет активного использо-

вания электронных ресурсов и образовательных порталов.

Значимым для решения задачи по переходу на уровневую систему образования явилось участие профессорско-преподавательского состава в разработке новых образовательных стандартов высшего профессионального образования и новых образовательных программ для бакалавриата и магистратуры.

Важную роль в подготовке университета к переходу на уровневое образование играет НИИ непрерывного педагогического образования как центр, интегрирующий передовые научные исследования и инновационные проекты для поддержки образовательного процесса. Особое место принадлежит учебно-методическому объединению по направлениям педагогического образования, которое обеспечивает процесс перехода на уровневое обучение необходимым научно-методическим и технологическим сопровождением.

Переход на уровневую систему высшего образования ведет к поиску возможностей для расширения академической мобильности преподавателей и студентов. Увеличивается охват студентов и преподавателей программами межвузовского обмена. Растет число выдаваемых студентам европейских приложений к диплому.

Несмотря на имеющиеся достижения, следует отметить, что есть ряд еще не решенных проблем.

— Недостаточно учитываются запросы работодателей при открытии новых основных и дополнительных образовательных программ. Пока еще наблюдается слабая связь факультетов с работодателями.

— Не все преподаватели готовы к переходу на уровневое обучение. Для многих преподавателей по-прежнему остается приоритетной лекционно-семинарская форма организации учебного процесса, слабо используются возможности информационной образовательной среды университета.

— Не создана система информирования студентов, обеспечивающая понимание возможностей и перспектив различных обра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зовательных маршрутов и последующего трудоустройства.

— Недостаточно налажено взаимодействие факультетов.

— На факультетах не продумана система организации самостоятельной работы студентов. Не везде созданы места для самостоятельной работы студентов. Не хватает оборудованных рабочих мест для подготовки преподавателей и проведения консультационной работы со студентами.

— Система оценивания качества подготовки студентов и выпускников преимущественно направлена на проверку предметных знаний и умений, а не проверку профессиональной компетентности студентов. Недостаточно включены в процесс оценки качества подготовки работодатели, выпускники, студенты.

На следующий год будет проблема с набором в магистратуру. Ряд факультетов продолжает набор на специалитет, это приведет к тому, что бакалавры появятся не раньше, чем через пять лет.

Для решения этих задач был разработан план перехода на уровневое обучение, который предлагается утвердить Ученым советом и принять за основной ориентир действий на ближайшее время.

Какие же шаги нам предстоит выполнить?

Во-первых, осуществить подготовку всех сотрудников университета к переходу на уровневое образование в разных формах — оказывая консультативную и организационно-методическую помощь, повышая квалификацию.

Во-вторых, обеспечить широкое информирование всех сотрудников университета о предстоящих изменениях.

Важно провести экспертизу действующих образовательных программ, их учебно-методического обеспечения. Сверить, насколько они отвечают потребностям рынка труда. Обсудить полученные данные на заседаниях ученых советов факультетов и институтов и принять конкретные планы действий.

Серьезный блок мероприятий связан с переходом на реализацию ФГОС третьего

поколения. Уже проводятся обучающие семинары с деканами факультетов по проектированию образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на основе ФГОС третьего поколения. Но важно, чтобы в этот процесс был вовлечен каждый преподаватель. Только при этом условии можно рассчитывать, что будут реализованы новые принципы организации образовательного процесса, разработана согласованная и целостная программа совершенствования технологий обучения, проектирования содержания образования на основе компетентност-ного подхода. Учитывая, что профессиональные компетенции, как образовательный результат зафиксированы на государственном уровне, предстоит создать систему оценивания качества подготовки студентов на основе компетентностного подхода.

Пожалуй, наиболее сложным процессом является осознание каждым преподавателем, каждым сотрудником университета значимости организации самостоятельной работы студентов — начиная от создания рабочих мест для преподавателей и студентов и завершая разработкой электронных обучающих ресурсов. Разработка организа-ционно-методических и информационных материалов нового поколения должны находится в поле внимания каждого заведующего кафедрой. Для этого мы должны осуществить переход на жесткий контроль выполнения индивидуальных планов преподавателей, на систему заданий по учебно-

методической работе, которые преподаватель выполняет во второй половине дня.

Наличие информационного обучающего пакета у каждого преподавателя по своему курсу или дисциплине должно стать нормой.

Переход на систему зачетных единиц расширяет возможности для мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Это ведет к необходимости проведения ревизии имеющихся договоров о сотрудничестве с зарубежными и отечественными вузами, к поиску и налаживанию связей с новыми партнерами.

Как никогда остро стоит вопрос о взаимодействии с работодателями. Нельзя сказать, что мы ничего в этом направлении не делаем, но речь идет не о разовых мероприятиях, а о создании системы привлечения работодателей, выпускников, студентов к оценке качества образовательного процесса и качества профессиональной подготовки выпускников.

Таким образом, нам предстоит очень напряженная и серьезная работа, но дорогу осилит идущий.

В завершение — два афоризма: Мы судим о себе по ощущению своих способностей что-то сделать, в то время как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали (Г. У. Лонгфелло). Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможного (А. Рубинштейн), — и пожелание успеха на нашем непростом пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.