Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 апреля 2009 г. "Программа перехода на уровневую систему образования в контексте инновационного развития университета"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 апреля 2009 г. "Программа перехода на уровневую систему образования в контексте инновационного развития университета" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Развитие системы образования в университете осуществляется в соответствии с главной стратегической целью, зафиксированной в программе развития университета: устойчивое развитие уровневого образования, обеспечение его качества и эффективности. Основным механизмом реализации программы развития университета в течение двух последних лет являлась инновационная образовательная программа. В результате в университете созданы условия, обеспечивающие стабильное развитие уровневого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 апреля 2009 г. "Программа перехода на уровневую систему образования в контексте инновационного развития университета"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 30 апреля 2009 г.

«Программа перехода на уровневую систему образования в контексте инновационного развития университета»

Заслушав и обсудив доклад начальника учебно-методического управления О. В. Акуловой, Ученый совет университета констатирует, что в университете проводится целенаправленная работа по переходу на уровневую систему образования.

Развитие системы образования в университете осуществляется в соответствии с главной стратегической целью, зафиксированной в программе развития университета: устойчивое развитие уровневого образования, обеспечение его качества и эффективности. Основным механизмом реализации программы развития университета в течение двух последних лет являлась инновационная образовательная программа. В результате в университете созданы условия, обеспечивающие стабильное развитие уровневого образования.

В настоящее время для всех структурных подразделений университета переход на уровневую систему образования является одной из наиболее актуальных задач. Приоритетными направлениями решения этой задачи в университете стали: открытие новых бакалаврских и магистерских программ, разработка новых форм организации самостоятельной работы и оценки достижений студентов, структурная перестройка и создание новых подразделений университета, обеспечивающих более комфортные условия для получения образования, систематическая работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.

Только за прошедший год в университете представлены на утверждение Ученого совета 35 новых магистерских программ. В настоящее время в университете ведется обучение по 28 направлениям подготовки бакалавров, 16 направлениям подготовки магистров, по 52 специальностям высшего профессионального образования. Реализуются также 4 дополнительные программы профессионального образования. Сохраняется устой-

УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

чивая тенденция к расширению перечня направлений подготовки по уровневой системе высшего профессионального образования.

В ходе реализации программы развития университета и решения задач инновационной образовательной программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были достигнуты результаты, использование которых способствует переходу на уровневое образование:

— ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения перечня учебных курсов по выбору, введения специальных интегративных модулей, широкого использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования;

— активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение студентов на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий;

— происходит обогащение образовательной среды вуза за счет активного использования электронных ресурсов и образовательных порталов.

Значимым для решения задачи по переходу на уровневую систему образования явилось участие профессорско-преподавательского состава в разработке новых образовательных стандартов высшего профессионального образования и новых образовательных программ для бакалавриата и магистратуры.

Переход на уровневое образование является одним из принципов Болонского процесса, который направлен, прежде всего, на формирование общих подходов к обеспечению качества высшего образования, развитию академической мобильности на основе введения сопоставимых циклов обучения и критериев оценки трудоемкости программ. Поэтому в университете осуществляется целенаправленная работа по поиску возможностей для расширения академической мобильности преподавателей и студентов. Увеличивается охват студентов и преподавателей программами межвузовского обмена. Растет число выдаваемых студентам европейских приложений к диплому. Такой подход позволяет не только сделать образование, получаемое в Герценовском университете, более современным, но и повысить имидж: и престиж:университета.

Рынок труда предъявляет новые требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать. Именно уровневая система образования позволяет быстро реагировать на запросы рынка, повышает социальную мобильность и устойчивость выпускников на рынке труда. Решение новых задач обусловливает необходимость целенаправленной работы по открытию новых образовательных программ, согласованных с запросами работодателей.

Важную роль в подготовке университета к переходу на уровневое образование играет НИИ непрерывного педагогического образования как центр, интегрирующий передовые научные исследования и инновационные проекты для поддержки образовательного процесса. Особое место принадлежит Учебно-методическому объединению по направлениям педагогического образования, которое обеспечивает процесс перехода на уровневое обучение необходимым научно-методическим и технологическим сопровождением.

Ориентацией университета на переход к уровневому образованию удовлетворены более 60% студентов, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.

В университете постоянно совершенствуются формы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Проводится корпоративное обучение руководителей структурных подразделений университета — начальников управлений, деканов и заместителей деканов, заведующих кафедрами.

Осуществляется целенаправленная работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. За последние два года обновлено более 70% учебно-методических комплексов дисциплин. Модернизируется фундаментальная библиотека РГПУ им. А. И. Герцена, расширяется набор электронных ресурсов и возможностей их использования в современном образовательном процессе.

Расширяются возможности выбора студентами образовательного маршрута. Разработаны и введены общеуниверситетские курсы по выбору по всем циклам дисциплин государственного образовательного стандарта. Используются разнообразные технологии организации самостоятельной работы студентов.

Вместе с тем Ученый совет отмечает, что имеется ряд пока еще не решенных проблем.

Материалы Ученого совета 30 апреля 2009 г.

Недостаточно учитываются запросы работодателей при открытии новых основных и дополнительных образовательных программ. Пока еще наблюдается слабая связь факультетов с работодателями. Не создана система получения отзывов об удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников университета.

Не все преподаватели готовы к переходу на уровневое обучение. Для многих преподавателей по-прежнему остается приоритетной лекционно-семинарская форма организации учебного процесса, слабо используются возможности информационной образовательной среды университета. Преподаватели не ставят в качестве первоочередной задачи разработку заданий для самостоятельной работы студентов и разработку информационной поддержки учения студентов. По-прежнему недостаточно учебных изданий, разработанных с учетом требований современного образовательного процесса, ориентированного на самостоятельность студентов и последние научные достижения.

Не создана система информирования студентов, обеспечивающая понимание возможностей и перспектив различных образовательных маршрутов и последующего трудоустройства.

Недостаточно налажено взаимодействие факультетов. Крайне мало междисциплинарных уровневых образовательных программ, которые востребованы на рынке труда. Не разработан механизм поощрения взаимодействия факультетов и кафедр. Не согласованы учебные планы различных факультетов (особенно магистерских образовательных программ), что ведет к неоправданному увеличению аудиторной нагрузки.

Пока еще недостаточно продумана система организации самостоятельной работы студентов. Не хватает оборудованных рабочих мест для подготовки преподавателей и проведения консультационной работы со студентами. Между тем переход на уровневое обучение требует существенного увеличения доли самостоятельной работы студентов и изменения способов ее организации.

Ученый совет постановляет:

1. Признать в целом удовлетворительной работу университета по переходу на уровневое образование.

2. Утвердить план перехода на уровневое образование.

3. Поручить проректорам по учебной работе и проректору по учебной и воспитательной работе организацию работы по реализации плана перехода на уровневое образование.

4. В целях бесперебойного выполнения плана перехода на уровневое образование:

4.1. Социологической лаборатории в течение месяца разработать инструментарий для мониторинга реализации плана.

4.2. Деканам факультетов и директорам учебных институтов обеспечить постоянный мониторинг выполнения плана.

4.3. Проректору по информатизации обеспечить информационную поддержку проводимых мероприятий.

4.4. Проректору по учебной и воспитательной работе обеспечить постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава по актуальным направлениям реализации плана.

5. Общий контроль за реализацией плана возложить на первого проректора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.