Научная статья на тему 'Приоритеты и инновации в развитии регионального вуза в условиях перехода на ФГОС'

Приоритеты и инновации в развитии регионального вуза в условиях перехода на ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / СТУДЕНТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич

В статье рассматриваются основные направления в деятельности регионального вуза в условиях перехода на уровневую подготовку, отмечается необходимость реализации стратегии головного вуза в решении образовательных и профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и инновации в развитии регионального вуза в условиях перехода на ФГОС»

Мелекесов Г.А.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного

университета E-mail: melekesovga@yandex.ru

ПРИОРИТЕТЫ И ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

В статье рассматриваются основные направления в деятельности регионального вуза в условиях перехода на уровневую подготовку, отмечается необходимость реализации стратегии головного вуза в решении образовательных и профессиональных задач.

Ключевые слова: уровневое образование, образовательный центр, студент, инновационное развитие вуза.

Программа стратегического развития Оренбургского государственного университета определяет основные направления, выставляет приоритеты для регионального образования в целом: «Оренбургский государственный университет видит свою миссию в развитии системы образования, фундаментальной и прикладной науки как источников новых знаний и технологий, укреплении международных связей во благо региона и России. Университет готовит интеллектуальную элиту, высококвалифицированных специалистов с творческим мышлением, способных к эффективной деятельности в экономической, политической, социальной и духовной работе» [1; 4]. Этим положением определяется деятельность одного из крупных филиалов ОГУ - Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ (далее ОГТИ).

ОГТИ как субъект университетского комплекса является образовательным и культурным центром восточного Оренбуржья. Институт вошел в состав Оренбургского государственного университета в 1998 году, сохранив лучшие традиции подготовки кадров в Орском государственном педагогическом институте им. Т.Г. Шевченко и индустриальном институте, филиале ОГУ в городе Орске.

За годы развития в рамках университетского комплекса ОГТИ стал центром профессиональной подготовки педагогических, инженерных и экономических кадров, обучение которых проводится с учетом потребностей регионального рынка труда. Миссия ОГТИ - подготовка конкурентоспособных кадров нового типа, обладающих сформированными профессиональными компетентностями в выбранной сфере деятельности, способных раскрыть свой интеллектуальный, профессиональный и волевой

потенциал, отличающихся сознательным отношением как к общему направлению общественного развития, так и к различным формам социальной и культурной жизни страны, прежде всего, Оренбургской области.

Девять факультетов института представляют широкий спектр основных образовательных программ профессионального высшего образования. Учебный процесс по ФГОС ВПО в настоящее время ведется по 12 направлениям бакалавриата и 27 профилям.

В 2012 году планируется набор по трем направлениям подготовки магистров (педагогическое образование, менеджмент и конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств) и шести магистерских программ.

Реализацию основных образовательных программ осуществляют штатные высококвалифицированные специалисты - 11 докторов наук и более 150 кандидатов наук. С целью повышения качества преподавания и обмена опытом в преподавании институт постоянно приглашает специалистов из других вузов, в том числе из-за рубежа. В ОГТИ успешно развивается факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов, который осуществляет свою деятельность по 15 программам.

С переходом на двухуровневую систему подготовки кадров остро стоит вопрос о качестве образования выпускника вуза, тем более, что ООП ФГОС ориентированы на укрупненные группы специальностей, внутри которых отчетливо видна специфика отдельных направлений и профилей подготовки бакалавров либо в области педагогического образования, либо в области экономических или инженерных специальностей. При этом важно понимать, что

работодатели сегодня предъявляют к выпускнику серьезные требования. Им нужен не просто специалист с дипломом, а выпускник, обладающий сформированными профессиональными компетентностями, владеющий современной парадигмой знаний в выбранной отрасли экономики или образования. «Присоединение России к Болонскому процессу нацеливает на рекомендации ЮНЕСКО в области построения профессионального образования, прежде всего, на требование высокого качества <...> образования, переход от существующей формы выборочного и концентрированного образования и обучения в течение ограниченного времени к гибкой системе непрерывного образования для всех, системе, которая соответствует меняющемуся спросу на рынке труда» [2; 12].

ОГТИ прекрасно понимает сложность решения этой задачи, поэтому серьезное внимание уделяется созданию условий для формирования профессиональной мобильности студентов в рамках учебного процесса, в том числе через организацию асинхронной самостоятельной работы как инновационного вида учебнопознавательной деятельности. Асинхронная самостоятельная работа базируется на индивидуальном, распределенном во времени, выполнении студентами комплекса усложняющихся задач и заданий при консультационно-коорди-нирующей помощи преподавателя, ориентирована на приобретение обучающимися трех типов опыта деятельности (по образцу, познавательной, творческой) и опыта эмоциональноценностных отношений, на развитие самостоятельности в принятии решений, вовлечение их в самостоятельную поисковую деятельность и характеризуется самоорганизацией деятельности студентов в конкретной области [3; 158]. Опираясь на это определение, преподаватели ОГТИ пересмотрели само понятие «самостоятельная работа в вузе», пришли к пониманию того, что построение непрерывного процесса познания и саморазвития и студента, и преподавателя возможно только через взаимосвязанный процесс изменений всех ступеней постоянного образования. Таким образом, сегодня профессорско-преподавательский состав ОГТИ работает не только над формой, но и над содержанием образования, что позволило скорректировать деятельность выпускающих кафедр и факультетов в целом, а это объективно отразилось на резуль-

татах ФЭПО в декабре 2011 года, особенно у студентов первого курса, которые уже традиционно показывают невысокие баллы по итогам входящего контроля знаний по базовым предметам.

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения студента и тьюторс-кого сопровождения как инновационной технологии в современном вузе позволит планомерно решать задачи стратегического развития университетского комплекса на региональном уровне. Для инновационного развития института важно освоение новых образовательных технологий, поэтому при Орском филиале учебного округа создан Клуб тьюторов как региональный представитель Тьюторской ассоциации России. Работа клуба предполагает не только обмен опытом, проведение необходимых исследований, но и работу с будущими абитуриентами, учениками 11 классов из числа школ, субъектов учебного округа.

Работа с абитуриентами - приоритетное направление любого вуза на пути подготовки специалиста, ныне бакалавра. Сохранение молодежи в родном городе, обучение в своем регионе значимо для будущего развития Восточного Оренбуржья. Известно, что до 76% абитуриентов, имеющих по совокупности трех предметов более 225 баллов и выше, уезжает учиться за пределы Оренбургской области. Орск и Восточное Оренбуржье в целом в этом процессе не исключение, поэтому работе с абитуриентами ОГТИ уделяет особое внимание. С этой целью институт активно сотрудничает с управлениями образования городов Орска, Новотроицка, Гая, а также Адамовского, Домбаровского, Но-воорского, Светлинского, Ясненского и других районов. Преподаватели института принимают участие в проведении дней открытых дверей, проводят ярмарки профессий, встречи с будущими абитуриентами на факультетах, приглашают школьников на студенческие мероприятия. Орский филиал Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» совместно с отделом довузовской подготовки организует предметные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, руководителями секций на которых обязательно выступают деканы и заведующие кафедрами, ведущие специалисты факультетов. Как следствие, ежегодно растет интерес к вузу, увеличивается число участников названных мероприятий. Толь-

ко за период с 2009 по 2011 годы в 13 предметных олимпиадах приняло участие более 300 учеников 10-11 классов Орска, Новотроицка, Гая, Гайского и Новоорского районов. Многие из выпускников школ, субъектов учебного округа, стали студентами ОГТИ.

С момента зачисления в институт изучаются запросы, интересы и способности новых студентов. Уже в конце августа с первокурсниками проводятся собрания, на которых с помощью анкетирования выявляются не только их интересы, но и опыт участия в научной, творческой и спортивной деятельности.

Вуз имеет развитую социальную инфраструктуру. ОГТИ заботится о здоровье своих студентов, создает условия для развития студенческого спорта. Кроме того, нуждающимся студентам постоянно выделяется материальная помощь, а тем, у кого проблемы со здоровьем, оказывается медицинское лечение в санатории-профилактории «Олимпийский».

Институт создает все условия для реализации потребностей своих студентов, постоянно развивает материальную базу. На сегодняшний день все факультеты и кафедры, структурные подразделения обеспечены современными компьютерами, необходимой оргтехникой и мультимедийным оборудованием.

Успешная реализация задач образования в современном вузе во многом зависит от того, как идет процесс информатизации по созданию оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей учебной и научноисследовательской деятельности. 27 компьютерных классов, научный зал библиотеки, студенческий читальный зал и, конечно, издательство, автошкола, учебные кабинеты, лаборатории имеют необходимое оборудование и выход в Интернет. Сегодня в ОГТИ общее число компьютеров 724, из них 540, то есть 74,5%, используются непосредственно в образовательной и научной деятельности.

Активно развивается электронная библиотека - крупнейшая вузовская библиотека Восточного Оренбуржья. Фонд библиотеки составляет более 400 тыс. наименований, в электронном каталоге содержится 85 тыс. записей; 5 читальных залов библиотеки, в том числе специализированный читальный зал для аспирантов, имеющий выход на фонды крупных библиотек России, прежде всего, Российской государствен-

ной библиотеки, оборудованы компьютерами с подключением к сети Интернет.

Студенты принимают активное участие в региональных, российских и международных научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах. Только в 2011 году ими сделано 848 докладов и сообщений на конференциях различного уровня; 443 студента получили медали, дипломы, грамоты, сертификаты российских и областных конкурсов.

В институте сложилась система внеучебной работы, направленной на формирование общекультурных компетенций, способствующая самовыражению и самореализации, развитию творческой инициативы студентов. На факультете дополнительных профессий, на котором работает 9 отделений (хореографическое, вокальное, инструментальное, а также театр моды «Ба-стет», отделение художественной фотографии, студия КВН и др.), одаренные студенты могут реализовать свои таланты. В институте успешно развивается волонтерское движение. В течение года большую социальную работу проводит педагогический отряд «Факультет», члены которого ежегодно работают в пионерских лагерях г. Анапы.

Формированию профессиональной мобильности и общекультурных компетенций способствуют такие традиционные культурно-массовые мероприятия, проводимые в институте, как День знаний, День учителя, посвящение в студенты, военно-спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества, день открытых дверей, Фестиваль успеха и др. Именно на Фестивале успеха студенты получают награды в знак признания их личностных достижений в области науки, в спорте, в общественной или культурной деятельности института.

Лучшие студенты за отличную учебу и активное участие в общественной жизни вуза получают стипендии общественного движения О. Наумова, ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ», Президента России.

Развитая материально-техническая база ОГТИ способствует успешной реализации образовательных задач, прежде всего, по подготовке выпускников высокого качества. За формальным показателем - процентом успеваемости по итогам сессий, стоит большой и кропотливый труд многих специалистов. Высокий уровень профессорско-преподавательского соста-

ва подтверждает тот факт, что в 2011 году 6 монографий преподавателей ОГТИ было опубликовано в Германии, а 10 авторов стали лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга 2010 года». Преподаватели ОГТИ востребованы и на курсах повышения квалификации учителей и работников образования не только в городе Орске, но и Восточном Оренбуржье в целом.

Выстраивая вертикаль взаимоотношений вуза с образовательными учреждениями и предприятиями, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета по праву является крупнейшим центром подготовки специалистов на востоке Оренбургской области, в котором качество образования, получаемого студентами в ОГТИ, определяется профессионализмом преподавателей, соблюдением традиций классического образования, развитой материально-технической базой. С целью укрепления профессиональных связей, ОГТИ выстраивает отношения в области науки и образования с крупными вузами региона, в том числе Поволжской социальногуманитарной академией и Актюбинским государственным педагогическим институтом, поскольку «Оренбургская область - это исторически сложившийся центр межкультурной коммуникации, регион, расположенный между странами Центральной Азии и высокоразвитыми республиками в составе Российской Федерации с тюркскими титульными этносами» [1; 6].

ОГТИ сегодня - это кузница педагогических, экономических и инженерных кадров. Рассматривая Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ как центр профессиональной подготовки Восточного Оренбуржья, отметим, что в его деятельности в целом прослеживается несколько основных направлений:

1) в области образования:

- работа с абитуриентами, будущими студентами института;

- подготовка работников образования, инженеров, экономистов;

- повышение квалификации учителей;

- переподготовка работников профессионального образования;

2) в области сотрудничества вуза с работодателями:

- проведение актуальных научных исследований в промышленности;

- реализация задач социального партнерства в решении задач трудоустройства выпускников вуза;

- развитие сотрудничества в рамках программ подготовки кадров по заявкам предприятий и других организаций.

Ориентируясь на потребности региона, ОГТИ строит свои взаимоотношения с управлениями образования, с предприятиями Восточного Оренбуржья, в том числе в вопросе трудоустройства выпускников.

В свете последних высказываний министра образования и науки Российской Федерации необходимо с удовлетворением отметить, что общество вновь повернулось к профессии учителя. Однако небольшие зарплаты молодых специалистов, интенсивный график работы учителя нередко отпугивают выпускников от работы в школе, тем более от работы в детском саду. В связи с этим остро стоит вопрос о системе трудоустройства педагогов, хотя, по данным последних лет, увеличилось число заявок на выпускников для сельских школ и районов, появились заявки для школ городов Орска, Ново-троицка, Гая, Ясного. В то же время возникает и другая проблема - бывшие сельские абитуриенты не спешат возвращаться домой. Возможно, областному министерству образования стоит вернуться к системе распределения, в том числе обязательного распределения для студентов-целевиков. Но, чтобы молодой учитель поехал в село, необходимо создать приемлемые условия труда, в том числе еще раз пересмотреть уровень заработной платы молодых специалистов.

Интересен опыт механико-технологического факультета ОГТИ по решению вопросов качества подготовки кадров и трудоустройства выпускников на основе сотрудничества и социального партнерства с такими предприятиями, как ОАО ПО «Сармат», ООО «Завод Строй-маш», «Орский механический завод», «Орский машиностроительный завод» и ОАО МК «Ор-мето-ЮУМЗ».

В ОГТИ совместно с ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ» разработана программа сотрудничества до 2015 года. Она включает участие специалистов концерна в учебном процессе: проведение лабораторных работ, практических занятий на базе предприятия, совместное руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов, прохождение

учебных практик, участие представителей ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ» в работе ГАК. Наиболее успешным практикантам завод предлагает устроиться на неполный рабочий день с перспективой дальнейшего трудоустройства после окончания вуза. Заложена в программе и социальная поддержка молодых специалистов, в том числе стипендии студентам, заключившим контракт на работу с концерном ОАО МК «Орме-то-ЮУМЗ», частичная оплата жилья трудоустроенным выпускникам.

Активное сотрудничество механико-технологического факультета с заводом развивается в области научных исследований. Важное значение приобрели круглые столы по вопросам подготовки специалистов в условиях перехода на уровневую систему образования. Один из последних круглых столов «Стратегия развития высшего профессионального образования при переходе на ФГОС нового поколения» состоялся в ноябре 2011 года рамках II международной конференции «Инновационная деятельность предприятий по исследованию, обработке и получению современных материалов и сплавов». Активное участие в обсуждении общих проблем приняли специалисты вузов Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, а также исследовательских институтов Москвы, Якутска и других. На таких мероприятиях рождаются единые требования и подходы к подготовке кадров. Более подробно обмен достижениями в области машиностроения и обработки металлов и сплавов происходит на секциях научно-практических конференций, а также в совместных научно-исследовательских проектах выпускающих кафедр факультета и специалистов заводов. Немаловажно, что для реализации совместных научно-исследовательских проектов не только производство, но и техническая библиотека ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ» открыты специалистам и студентам-исследователям. Все это позволяет координировать научные разработки и внедрять в производство инновационные технологии. В свою очередь, ОГТИ помогает в организации и проведении обучения по про-

грамме повышения квалификации для специалистов завода. Ежегодно заключаются хоздо-говоры на проведение исследований для концерна ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ».

Тесное сотрудничество с работодателями орских предприятий помогает целенаправленно решать проблему трудоустройства выпускников. Только летом прошлого года было получено 27 заявок на выпускников механико-технологического факультета. В результате 13 из 18 выпускников специальности «Материаловедение и машиностроение» получили работу на ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ».

В целом из 442 выпускников очной формы обучения прошлого года выпуска:

Всего трудоустроено: 312 чел. (70,5%)

Из них по специальности: 186 чел. (59,6%)

Из них: при содействии вуза: 231 чел. (74%)

самостоятельно: 81 чел. (25,9%)

Количество выпускников, работающих в регионе: 260 (83%)

Не трудоустроено: 38 чел. (8,5%)

Призвано в ряды ВС РА: 88 чел. (19,9%)

Продолжают обучение по очной форме: 4 чел. (0,9%)

Подводя итог, заметим, что в своей деятельности ОГТИ как центр профессиональной подготовки кадров Восточного Оренбуржья всегда объединяет профессиональное сообщество региона с целью создания условий для подготовки выпускников нового типа, для реализации их профессиональной компетентности во всех направлениях выбранной ими сферы деятельности. Отвечая на вызовы времени, учитывая современные стратегии в развитии образования, Орский филиал Оренбургского государственного университета успешно реализует образовательные задачи, осуществляя подготовку кадров для предприятий и учреждений образования г. Орска и Восточного Оренбуржья, развивая лучшие традиции классического университетского образования в регионе и внедряя инновационные педагогические подходы в обучении и воспитании.

19.12.2011

Список литературы:

1. Программа стратегического развития университета. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 59 с.

2. Оденбах, И.А. Мобильное университетское образование для социализации личности студента: монография / И.А. Оден-бах. - Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 77 с. - ISBN 978-3-8454-2597-9.

3. Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Кн. 5: монография / Е.А. Комарова, С.С. Корнеенков, Ю.И. Молотков (и др.); отв. ред. Я.А. Максимов. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - 292 с.

Сведения об авторе:

Мелекесов Геннадий Анатольевич, ректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15А, тел. (3537) 236233, e-mail: melekesovga@yandex.ru

UDC 378 Melekesov G.A.

Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg state university E-mail: melekesovga@yandex.ru

PRIORITIES AND INNOVATIONS IN THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY IN THE ADOPTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

In this article the principal directions of the activity of a regional university in the adoption of tier training is considered. The need of the implementation of the strategy of the main university in the solution for educational and professional objectives is noted.

Key words: tier education, education centre, student, innovative development of university.

Bibliography:

1. The programme of the strategic development of the University. - Orenburg: OGU, 2011. - 59 p.

2. Odenbakh, I.A. Mobile university education for the socialization of the personality of a student : monograph / I.A. Oden-bakh. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 77 p. - ISBN 978-3-8454-2597-9.

3. Innovative technologies in education: theory and practice. B. 5: monograph / E.A. Komarova, S.S. Korneenkov, YI. Molotkov (and others.); ed. Y.A. Maksimov. - Krasnoyarsk: Scientific-innovative Centre, 2011. - 292 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.