ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
уровень жизни населения, безработица и формирование рабочих мест в современном кыргызстане
Азимова Г.Р. 1
1 Международный университет Кыргызстана, Бишкек, Кыргызстан
АННОТАЦИЯ:_
В данной статье описан процесс изменения уровня жизни в свете перехода к рыночной экономике, выявляются факторы, приведшие к снижению уровня и качества жизни, образованию бедности населения и безработицы, анализируется динамика показателей бедности и безработицы в Кыргызстане и разрезе областей, а также предлагаются мероприятия для снижения бедности и безработицы и повышения уровня жизни населения в стране.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рыночная экономика, уровень жизни, бедность, пособия, безработица, социальная защита, социальная помощь, заработная плата, пенсия, регионы.
Living standards, unemployment and job creation in modern Kyrgyzstan
Azimova G.R. 1
1 International University of Kyrgyzstan,
Введение
Важным показателем, отражающим эффективность социально-экономической политики государства, является уровень жизни населения. В конвенциях Международной организации труда (МОТ) «Концепция ООН», в которой признается жизнь человека как самая высокая ценность, каждый человек имеет право на уровень жизни, обеспечивающий здоровье и благополучие его и его семьи. Уровень жизни населения является конечной инстанцией и результатом всего социально-экономического развития, оценки ее эффективности. Никакие промежуточные результаты развития отдельных секторов экономики, независимо от того, насколько они велики и позитивны, не имеют самодостаточной ценности без соответствующих изменений в уровне жизни населения. Актуальность темы определяется тем, что, с одной стороны, это действительно самая важная цель любого социального развития, а с другой стороны, конечная инстанция, которая,
с определенной степенью точности, может быть оценена с помощью эффективности экономической политики правительства, его дееспособности, а также замены некоторых социальных стандартов и стереотипов на другие, качественные трансформации политических и экономических систем.
Из этого вытекает абсолютно разумное заключение: правительство обязано не только обеспечивать максимизацию социального благосостояния посредством механизма перераспределения доходов и учета «внешних эффектов», но и обеспечивать формирование фундаментальной науки, образования, реализовывать природоохранные проекты и т.д.
Общая цель стратегии развития государства состоит в повышении уровня жизни народа с помощью обеспечения устойчивого экономического роста, формирования условий с целью полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступности обширного спектра общественных услуг, соблюдении высоких стандартов существования в благоприятной для здоровья окружающей среде.
Вопросы социального и человеческого развития занимают центральное место в государственной политике Кыргызстана. Сюда относится создание нормальных условий для эффективного труда и сохранения здоровья, учебы, достойного уровеня жизни всем категориям населения, свободного развития, возможности повышения квалификации, участия в общественной и культурной жизни страны. Все данные направления деятельности без исключения способствуют увеличению благосостояния и уменьшению бедности и целиком соответствуют целям в области развития, сформулированным в Декларации Тысячелетия.
Формирование рыночной экономики и проведение радикальных преобразований в значительной степени снизили уровень жизни населения. И в настоящее время эконо-
ABSTRACT:_
In this article the process of changing the standard of living in the light of the transition to a market economy is discussed, the factors that led to a decrease in the level and quality of life and education of poverty and unemployment are identified, the dynamics of poverty unemployment rates in Kyrgyzstan and cross-cutting areas is analyzed, and measures of poverty and unemployment reduction, as well as the living standards of the population in the country improvement, are suggested.
KEYWORDS: market economy, standard of living, poverty, benefits, unemployment, social protection, social assistance, wages, pensions, regions
JEL Classification: 132, 138, J64, J65 Received: 11.03.2018 / Published: 31.03.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Azimova G.R. (Shahnoza.gapurbaeva0mail.ru)
CITATION:_
Azimova G.R. (2018) Uroven zhizni naseleniya, bezrabotitsa i formirovanie rabochikh mest v sovremennom Kyrgyzstane [Living standards, unemployment and job creation in modern Kyrgyzstan]. Ekonomika truda. 5. (1). - 313-328. doi: 10.18334/et.5.1.38898
мика Кыргызской Республики не обеспечила внутреннего равновесия из-за тех социально-экономических шоков, которые имели место в процессе ее функционирования. Это, прежде всего, продолжающийся нестабильный экономический рост, большие размеры безработицы, дефицит эффективных рабочих мест, низкие доходы, бедность и слабость действия системы социальной защиты и внешняя трудовая миграция.
Переходный период сопровождался в Кыргызстане известными негативными явлениями, приведшими к ухудшению жизненных условий населения. Преобразования экономического и социального характера отразились непосредственно на всех сферах экономики, а также на уровне жизни населения республики в целом, стала развиваться инфляция, безработица, бедность населения, трудовая миграция, низкий уровень заработной платы, дефицит эффективных рабочих мест и нарастание социальной напряженности. Но, несмотря на это, Кыргызстан сумел провести радикальные преобразования, и в республике сформировалась хоть и нестабильная, но рыночная экономика и была поставлена задача перейти на устойчивое развитие и обеспечить формирование социально-рыночного хозяйства, во главу угла поставлена задача обеспечить в обществе социальную стабильность, свободное развитие личности, сохранение и рост человеческого капитала и повысить уровень жизни населения, сократить бедность, безработицу и создать эффективную систему социальной защиты и социальной помощи части населения, оказавшейся в сложных жизненных условиях [1] (Savin, Khou, 2016). Данные таблицы 1 иллюстрируют динамику социально-экономических показателей в Кыргызстане.
По данным таблицы 1 можно сказать, что инфляция негативно влияла на темпы экономического роста в Кыргызстане на начальных этапах рыночных преобразований. В мае 1993 г. была осуществлена денежная реформа, в процессе которой была введена национальная валюта - сом. Денежная реформа положительно отразилась на экономике республики: в 1995 г. уровень инфляции составил 31,9%, а объем ВВП уменьшился несущественно, всего на 5,4%. В целом за период 1993-2005 гг. уровень инфляции в республике сократился с 470 до 4,9%, а за период 2005-2015 гг. он изменялся от 0 (2009 г.) до 19,2% (2010 г.)
На уровень жизни оказывает отрицательное влияние величина минимальной заработной платы, которая в 1995 г. составляла всего 75 сомов, или 20,3% от средней заработной платы, а в течение периода 1998-2008 гг. величина минимальной заработной платы не превышала 100 сомов в месяц. В 2010 г. минимальная заработная плата составляла 500 сомов, в 2013 г. - 840 сомов, в 2014 г. - 900 сомов, в 2015 г. - 970 сомов,
ОБ АВТОРЕ:_
Азимова Гульмира Равшанбековна, аспирант (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Азимова Г.Р. Уровень жизни населения, безработица и формирование рабочих мест в современном Кыргызстане // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 1. - С. 313-328. doi: 10.18334/et.5.1.38898
Таблица 1
Динамика основных социально-экономических показателей в Кыргызской Республике
Показатели 1995 2000 2005 2010 2014 2015
Уровень инфляции, в% 31,9 9,6 4,9 19,2 10,5 3,4
Уровень общей безработицы, в% 5,7 7,1 8,5 9,2 8 8,5
Уровень официальной безработицы, в% 2,9 2,9 3,3 2,6 2,4 2,2
Темпы роста ВВП, в% к предыдущему году 94,6 105 98,9 99,5 103,6 103,5
Минимальная заработная плата, сом 75 100 100 500 900 970
Минимальный потребительский бюджет, сом 333,4 1205,3 1836,6 3502,6 4981 5182,9
Средняя заработная плата, сом 368,2 1227 2612,5 7186 12285 13277
Средняя заработная плата, долл. 34 25,7 63,7 156,4 229 237,1
Уровень бедности,% 42,6 62,5 43,1 33,7 30,1 32,1
Среднедушевые доходы, сомов за душу населения 189,6 708,9 1309 2494,4 3957,5 4074,5
Источник: составлено автором по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах.- Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет.
в 2016 г. - 1060 сомов. Ее размер не играет никакой регулирующей роли и выступает только как расчетный показатель, величина минимального потребительского бюджета значительно превышает минимальную заработную плату. В 1996 г. минимальный потребительский бюджет - 533,4 сома, а средняя заработная плата - 490,9 сома, в 1997 г.- 720,3 и 680,2 сома, в 1998 г. - 940,2 и 840,6 сома, а в 1999 г. - 1097,1 и 1049,0 сомов соответственно.
Конечно, за анализируемый период (1995-2015 гг.) размер средней заработной платы в Кыргызской Республике значительно увеличился. Если в 1995 г. средняя заработная плата составляла 368,2 сома, то в 2015 г. - 13277 сомов, то есть увеличилась в 36 раз. В 2015 г. величина средней заработной платы превысила величину прожиточного минимум в 2,6 два раза. Величина прожиточного минимума в 2015 г. составила 5182,9 сома в среднем на душу населения в месяц и по сравнению с 2015 г. повысилась на 4%, а по отношению к 2010 г. она увеличилась на 48%. Основную долю прожиточного минимума составила стоимость продуктовой корзины (3237,99 сома). В 2016 г. среднемесячная номинальная заработная плата в Кыргызстане по сравнению с 2015 г. выросла на 10,1% и составила 14847 сомов. Реальная зарплата в 2016 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась в 1,1 раза, а среднемесячная номинальная заработная плата за этот же период увеличилась почти в 1,4 раза.
Среднедушевой денежный доход населения в последние годы существенно увеличился. В 2010-2015 гг., по данным Нацстаткома Кыргызстана, денежные доходы
Таблица 2
Показатели уровня жизни населения Кыргызской республики
Показатели 2010 2012 2013 2014 2015 2016
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств: на душу населения, тыс. сомов в процентах к предыдущему году 39,5 102,4 62,0 110,2 69,6 107,2 73,3 102,8 74,4 99,3 75,5 101,8
Денежные доходы населения (в среднем на душу в месяц), сомов 2494,4 3215,8 3336,3 3957,5 4074,5 4257,9
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, сомов 7189 10726 11341 12285 13483 14847
Минимальный размер оплаты труда, в среднем за месяц 500 760 840 900 970 1060
Средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера с учетом компенсационных выплат (на конец года), сомов 2886 4274 4508 4699 4896 5235
Стоимость продовольственной корзины прожиточного минимума, сомов 2276,7 2821,8 2989,5 3238,0 3369,0 3116,3
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, сомов в месяц: все население в том числе: трудоспособное население пенсионеры 3502,7 3905,4 3146,9 4341.2 4850.3 3858,3 4599,2 5139,7 4097,0 4981,5 5563,2 4434,4 5183,0 5799,8 4637,2 4794,3 5352,0 4303,7
Соотношение с величиной прожиточного минимума, в%:
среднедуш. денежных доходов 71,2 74,1 72,5 79,4 78,6 88,8
среднемесячной номинальной заработной платы 184,1 221,1 220,7 220,8 232,5 277,4
среднего размера назначенных месячных пенсий 91,7 110,8 110,0 106,0 106,0 121,6
Источник: составлено автором по данным статистических сборников «Уровень жизни населения» за ряд лет.
на душу населения выросли в 1,6 раза. Среднедушевые денежные расходы населения республики в 2015 г. составили 4074,5 сома в месяц, что больше, чем в 2010 г., в 1,6 раза. В то же время отметим, что, несмотря на рост минимальной заработной платы, реальные доходы населения по-прежнему остались невысокие, и как следствие - высокий уровень бедности населения и низкий платежеспособный спрос, что не может не сказаться отрицательно на темпах экономического роста в республике уровня жизни.
Рисунок 1. Уровень бедности населения в Кыргызской Республике, в% Источник: по данным стат. Сборника: Занятость и безработица в 2015 г. - Б.: Нацстатком Кырг.
Респ., 201(5.
Как и раньше, в доходах городского населения ведущее место занимают доходы от трудовой деятельности -78,3%, а у сельского населения - 59,0%; второй источник дохода у сельчан - это доходы от личного подсобного хозяйства, его доля 20,1%. Доля социальных трансфертов в структуре до ходов населения снизилась с 16,7% в 2012 г. до 16,5% в 2016 г.
Как указывают некоторые и сследователи, развитие соци аль ной политики государства должно быть направлено на улучшение выполнения социальных обязательств перед населением, прежде всего, в сфере труда и заработной платы, которые выполняют ведущее положе ние в повышении уровня жизн и насе ления [2] (Kalmanbetova, Shakulova, 2016).
Низкий уровень доходов на сел е ния привел к образованию бедности в республике. Бедность - это обратн ая сторона благосостояния, при кото рой имеет место долговременное отсутствие сред ств и условий для обеспечения физиологических и других потребностей, которые сформировались в обществе. При этом бедность в значительной степени ухудшает уровень развития человеческого капитала, она включает не только материальную нужду, но и низкий уровень удовлетворения социальных потребностей. С качественной стороны бедность в значительной степени сужает возможности получения социальных услуг, возникают большие сложности при получении услуг здравоохранения, образования, получения жилья и плохие санитарные условия жизни. Несмотря на то, что в республике выросли денежные доходы населения, в настоящее время более одной трети населения относится к бедным, что видно из следующего графика (рис. 1).
Как следует из данных графика, уровень бедности за анализируемый период варьировал в пределах от 36,8 до 30,6%. В 2015 г. уровень бедности составлял 32,1%. Но, как свидетельствуют экономические источники, пороговое значение уровня бедности не должно превышать 8-9%. Причем доля крайне бедных составляла в 2011 г. - 4,5%, в 2013 г. - 2,8%, а в 2014 и в 2015 гг. - 1,2% соответственно.
Ситуацию в социальной сфере Кыргызстана можно охарактеризовать при помощи коэффициента Джини. В республике этот коэффициент превышает предельные инди-
каторы более пятнадцати лет. По данным обследования, проведенного Национальным статистическим комитетом, за истекшие пять лет неравенство среди населения с различным уровнем потребления несколько снизилось [3]. Несмотря на это, неравномерность распределения расходов остается высокой. В 2016 г., по представленным данным в таблице 3, расходы 20% наиболее обеспеченных слоев населения превысили расходы 20% наименее обеспеченных слоев населения в 3,9 раза.
По данным таблицы 3, коэффициент Джини снизился с 0,216 в 2012 г. до 0,203 в 2016 г., и эта тенденция характерна для городской и сельской местности, а в целом
Таблица 3
Показатели коэффициента Джини в Кыргызской республике
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
По потреблению
Всего 0,216 0,219 0,209 0,208 0,203
Город 0,229 0,244 0,224 0,234 0,205
Село 0,209 0,204 0,201 0,194 0,198
Соотношение уровня расходов 20% наиболее и 20% 4,2 4,1 4,0 4,0 3,9
наименее обеспеченных
групп, в разах
По доходам
Всего 0,420 0,456 0,429 0,408 0,406
Источник: составлено автором по данным статистических сборников «Уровень жизни населения» за ряд лет.
Таблица 4
уровень бедности в кыргызской республике,%
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Кыргызская Республика 36,8 38,0 37,0 30,6 32,1
Баткенская область 35,6 34,2 53,9 40,7 41,2
Джалал-Абадская область 45,3 55,7 46,4 46,4 45,1
Иссык-Кульская область 29,5 28,1 39,5 26,0 28,9
Нарынская область 49,9 39,9 43,8 30,6 38,0
Ошская область (включая г. Ош до 2012 г.) 44,7 51,4 43,4 31,7 28,9
Таласская область 50,2 39,6 23,1 19,0 21,5
Чуйская область 28,6 16,6 23,6 21,6 24,8
г. Бишкек 18,4 21,4 20,4 17,6 23,5
г. Ош - - 40,9 33,4 38,3
Источник: составлено по данным стат. сборников: Уровень жизни населения.- Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет.
по Кыргызстану к 2015 г. этот коэффициент уменьшился только в городах, а на селе произошел некоторый рост.
В Кыргызстане бедность охватывает все группы населения. Наряду со взрослыми, в условиях бедности живут дети и молодежь, страдая от хронического недоедания, болезней. Высокой остается смертность, заболеваемость и инвалидность детей, 80% женщин репродуктивного возраста имеют различные проблемы со здоровьем. Неблагополучные экономические условия, мешающие развитию полноценной жизнедеятельности семьи, женщин, детей и молодежи, создают прямую угрозу физическому и духовному здоровью населения, отрицательно воздействуют на формирование подрастающего поколения.
Бедность в республике имеет свою специфику, которая объясняется экономическими, этнокультурными, природно-географическими, региональными и прочими факторами, например:
• основная доля бедного населения живет в глубинке, что объясняется такими факторами, как невысокая удельная производительность труда в АПК, характер труда, связанный с сезонностью, недостаточность социально-культурной обеспеченности;
• самые бедные - многодетные семьи;
• от социальной уязвимости страдают более всего жители высокогорных регионов.
Главная причина бедности - это высокий уровень безработицы, которая сформировалась в период становления рыночной экономики.
Трансформационный период, сопровождающийся инфляцией и падением реальных доходов населения, обострили указанную проблему. Это объясняется тем, что процесс становления и дальнейшего развития рыночных отношений сопровождался появлением целого ряда негативных тенденций. На состояние жизненного уровня населения оказали отрицательное воздействие проводимые радикальные социально-экономические преобразования при формировании рыночной экономики. В этот период изменился порядок получения доходов, многие предприятия обанкротились и закрылись, другие значительно сократили объемы производства, что вызвало сокращение рабочих мест, образовалась и стала расти безработица. Значительная часть трудоспособного населения осталась без работы и источника доходов, и, как следствие, широкое распространение получил рост имущественной дифференциации в обществе и масштабное увеличение бедности. Часть безработного населения в поисках дохода перешла работать в теневую экономику, которая и в настоящее время составляет около 40%.
Подчеркнем, что показатель официальной безработицы в Кыргызстане не превышал 4,5-5% (1996 г.). Согласно приведенным данным в таблице 5, в 2012 г. показатель официальной безработицы в Кыргызстане - 2,6%, а общей - 8,5%, а в 2014 г. -2,9 и 8,0%, в 2015 г. - 2,2 и 8,0% соответственно, в 2016 г. уровень снизился до 7,6%.
Отсюда вывод: в республике имеет место скрытая безработица. Ряд исследователей в республике считают, что уровень общей безработицы значительно выше официального и составляет примерно 20%. Безработица и низкая заработная плата толкает людей к внешней трудовой миграции, выезжают в основном в Россию и Казахстан. По официальным данным, во внешней миграции участвует 600-700 тысяч человек, которые часть своих заработков отправляют на родину, помогают своим родственникам выживать в сложных условиях. Что касается зарегистрированной официальной безработицы, то ее значение небольшое, потому что регистрация в службах занятости не имеет для граждан экономического смысла из-за низкого размера пособия по безработице. Начиная с 2000 г. базовое пособие равняется 250 сомам, что приблизительно составляет 4,5 долл. США. Эта сумма так и осталась в новом законе о занятости, принятом в 2016 г. Право на получение пособия по безработице имеют те лица, которые платили взносы на социальное страхование в течение одного года. Размер пособия по безработице не увязан с реальной заработной платой, которую получал безработный до потери работы.
Сегодня в Кыргызстане на одно вакантное рабочее место претендуют более 7 человек, значительное распространение получила неформальная и неполная занятость. В решении проблемы безработицы и трудоизбыточности на рынке труда страны проводится большая работа, широко применяются мероприятия активной политики, проводимой службой занятости: трудоустройство безработных на имеющиеся вакантные рабочие места, направление на общественные работы, профессиональное обучение и переобучение, развитие самозанятости среди безработного населения, предоставление микрокредитов. В 2016 г. было трудоустроено 39,6 тыс. человек, на общественных работах трудились 19,9 тыс. человек, переучились на новую профессию 6,5 тыс. человек, получили микрокредит на открытие собственного бизнеса 4,5 тыс. безработных.
Спрос на рабочую силу представляют действующие на территории Кыргызстана хозяйствующие субъекты, которых, по данным Нацстаткома КР, на начало 2017 г. насчитывалось 662,3 тысяч. Наибольшее количество их сосредоточено в южном регионе республики (215,1 тыс.), Чуйской области (101,6 тыс.). В структуре хозяйствующих субъектов преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Самое большое количество предприятий сосредоточено в столице республики - Бишкеке. Наибольшее количество крестьянских (фермерских) хозяйств расположены в Джалал-Абадской и Ошской областях, в то время как наибольшее количество частных предпринимателей сосредоточено в Чуйской области.
По данным Нацстаткома Кыргызской Республики, в 2016 г. в республике было создано 88,2 тыс. новых рабочих мест. Из всех созданных рабочих мест 6% приходится на работающие предприятия (в официальном секторе 6,1 тыс. рабочих мест), остальные созданы в неформальном секторе (82 тысяч) [4].
Из приведенных данных следует, что основная часть рабочих мест (преимущественно в неформальном секторе) создана в сельском хозяйстве и торговле. Самое боль-
шое количество созданных рабочих мест создано в Чуйской области (21331), городе Бишкек (21234) и Джалал-Абадской области (20290), а меньше всего создано рабочих мест в Оше (1078), Иссык-Кульской (2790) и Таласской (2865) областях. Из общего числа вновь созданных рабочих мест около 20% - фермерские хозяйства (17376). Больше всего - 68% рабочих мест - создано в фермерских хозяйствах в Чуйской области (11796). В то же время за 2016 г. было ликвидировано более восемнадцати тысяч рабочих мест. Их основное количество было именно в сельской местности (7837), торговле (2203) и транспорте (2420). Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что за 2016 г. произошло незначительное увеличение числа имеющихся вакантных рабочих мест [5] (Koshokova, 2017).
Численность безработных, по итогам обследования рабочей силы в 2012 г., составила 60,4 тыс. человек, из них 57% проживают на селе и 43% - горожане. В 2016 г. уровень общей безработицы сложился в размере 7,6%, или 56,0 тыс. человек, что свидетельствует о снижении по сравнению с 2012 г. на 0,9 процентных пункта. Ее масштабы среди женщин (9,9%) были более значительными, чем у мужчин (7,6%). В 2016 г. удельный вес женщин в общей численности зарегистрированных безработных в республике составил 53,0% (29,5 тыс. человек). По сравнению с 2012 г. численность зарегистрированных безработных женщин уменьшилась на 4,1%. В общей численности зарегистрированных безработных преобладает доля безработных женщин в г. Бишкек и Таласской области (66,0%)
Анализируя таблицу 5, можно заметить, что самый высокий процент безработицы приходится на южные регионы республики. Но при этом следует отметить, что регио-
Таблица5
Уровень безработицы за 2012-2016 гг. (в%)
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Кыргызская Республика 8,5 5,4 8,3 8,0 7,6
Баткенская область 10,6 10,8 12,7 12,6 10,9
Джалал-Абадская область 8,2 8,4 8,2 7,6 7,7
Иссык-Кульская область 9,7 9,6 9,5 9,3 9,1
Нарынская область 10,3 10,2 9,1 9,7 9,3
Ошская область (включая г. Ош до 2012 г.) 6,6 6,8 6,3 6,6 6,0
Таласская область 5,0 4,1 3,7 3,9 3,3
Чуйская область 9,9 9,9 9,7 8,9 8,6
г. Бишкек 9,6 8,7 9,4 8,9 8,1
г. Ош - - 4,6 4,2 3,9
Источник: составлено автором по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах.- Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет.
[=1Мужчины I I Женщины Всего население
Рисунок 2. Уровень общей безработицы по полу и возрасту в 2015 г.
Источник: по данным стат. Сборника: Занятость и безработица в 2015 г. - Б.: Нацстатком Кырг.
Респ., 2016.
нальньае службы занятости осуществляю т крупные мероприятия совме стно с ребото-дааолями,которые нацелены нь рост числа трудоустроенных безработных. Основной причиной незанятости в Кыргызской Республике являееся дефицит эффективных рабочих мест, что зависит от низкого уровня развития экономики. В целом считается, что республика обладает большим количеством трудоспособного населения для обеспечения эффективного развития экономики [5] (Koshokova, 2017).
Наиболее высокий уровень безработицы приходится на молодежь в возрасте 15-19 лет (18,9%). Это в первую очередь касается молодежи, которая впервые выходит на рынок труда в поисках работы, а в возрасте 25-29 лет он снижается до 9,5%. Проблемы, связанные с молодежным рынком труда, в определенной степени должны быть решены на ранних этапах становления гражданской личности, в период профессиональной ориентации и выбора профессии [6] (Savin, Savina, 2017).
Уровень безработицы в городской местности выше и составляет 10,4% а на селе он равен 7,5%. Если посмотреть на состояние безработицы по областям, то наиболее высокая безработица в Баткенской, Нарынской, Чуйской, Иссык-Кульской областях и г. Бишкек, который составил от 10,6% в Баткенской области до 9,6% в г. Бишкек. В остальных же областях ее уровень ниже, чем в целом по республике, и наименьший из них отмечен в Таласской области, составивший 5,0% экономически активного населения.
Влияние внешнего фактора на материальное положение населения южных регионов довольно велико. По данным Национального банка, в структуре частных транс-
фертов определяющую роль занимают денежные переводы работающих, удельный вес которых в валовом объеме поступлений частных трансфертов составляет 98,7% [7]. Динамику денежных поступлений мигрантов можно проследить из таблицы 7. По итогам 2016 г. увеличение чистого притока денежных переводов было обусловлено ростом их валового притока на 18,4%, в то время как отток денежных переводов увеличился на 5,2%.
Таблица6
Показатели рынка труда в кыргызской республике (тыс. чел)
Показатели 2005 2006 2007 2008 2010 2012 2013 2014 2015
Численность экономически активного населения 2261,0 2285,0 2344,0 2380,0 2420,0 2456,0 2468,7 2504,2 2544,3
Численность занятых 2077 2096 2153 2184 2216 2244 2263,0 2302,7 2352,1
в том числе, в процентах: женщины 42 42 42 42 42 41 40 41 40
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (на конец года) 68 73 71 67 63,4 60,4 58,4 58,3 56
в том числе, в%: женщины 53 52 50 50 51 53 52 52 53
молодежь (до 29 лет включительно) 37 39 39 42 43 41 42 41 39
Уровень занятости, в% 91,3 91,7 91,8 91,8 91,4 91,6 91,7 92,0 92,4
Источник: составлено по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах. - Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет.
Таблица 7
Структура денежных переводов работающих за границей (млн долл. США)
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Денежные переводы работающих 1951,7 1910,3 1812,2 1478,3 1633,1
Поступление 2208,8 2278,0 2242,8 1822,1 1994,6
Из них:
поступления по системам переводов 2017,9 2268,2 2235,9 1683,6 1991,3
трансферты физ. лиц через банки 9,7 6,5 4,8 2,9 2,4
почтовые денежные переводы населения 3,8 3,4 2,2 1,2 0,9
Дооценка Национального банка 177,4 0,0 0,0 134,4 0,0
Отток -257,1 -367,7 -430,6 -343,8 -361,5
Источник: [6] ^тт, Savina, 2017)
Основным способом перевода в республику денежных средств трудовых мигрантов остаются системы переводов. В 2016 г. объем поступивших через системы переводов
средств составил 1991,3 млн долл. США, что на 18,3% больше аналогичного показателя 2015 г. Географическая структура денежных переводов остается практически без изменений. Основная доля денежных переводов поступила из Российской Федерации (97,4%). В структуре направленных из Кыргызской Республики переводов преобладающий удельный вес также приходится на Российскую Федерацию (98,9%). Денежные переводы остаются основным источником финансирования торгового дефицита. Сальдо денежных переводов по-прежнему покрывает чистый экспорт потребительских товаров, который, в свою очередь, сложился с отрицательным значением в размере 1 226,0 млн долл. США.
При этом, если исключить доходы, которые присылают трудовые мигранты, из стоимости потребления, то уровень бедности по стране увеличится с 30,6 до 36,4%, а по различным территориям эти показатели еще выше. Так, уровень бедности увеличивается в Джалал-Абадской области с 46,4 до 57,4%, Баткенской - с 40,7 до 55,4%, Ошской - c 31,7 до 42,9%, в Оше - с 33,4 до 38%, а уровень крайней бедности в этих условиях увеличивается с 1,2 до 7,7%. Поэтому повышение благосостояния населения по-прежнему остается важнейшей первостепенной задачей государства. Кроме того, в Кыргызстане имеет место также неравномерность распределения расходов, которая остается все еще высокой. Так, в 2015 г. расходы 20% наиболее обеспеченных слоев населения превышают расходы 20% наименее обеспеченных слоев населения в четыре раза.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на имеющиеся положительные сдвиги за последние годы, во всех регионах уровень бедности и крайней бедности остаются довольно высокими, особенно в сельской местности, где проживает свыше трех четвертых всего бедного населения страны. Растущие цены на продовольственные и непродовольственные товары, тарифы на платные услуги, а также недостаточность расходов бюджета на социальные нужды все в большей мере усугубляют экономическое и социальное положение населения в регионах. Все это является свидетельством того, что формирование рыночной экономики сопровождается спадом производства, сокращением рабочих мест, ростом безработицы, значительным ухудшением положения малоимущих и ростом числа бедных, поэтому бедность, безработица, низкий уровень доходов и неравенство в распределении доходов - важнейшие социальные проблемы на сегодняшний день.
Заключение
Проведенный анализ показателей уровня жизни населения, безработицы и формирования рабочих мест в современном Кыргызстане выявил следующее.
За последние годы наблюдаются определенные положительные сдвиги в уровне жизни граждан. Среди этого можно отметить реальное увеличение доходов населения по всем группам: трудовые, пенсии, пособия. Выросла также номинальная заработная плата практически во всех отраслях экономики, стабилизировалась ситуация в пред-
принимательстве. В том числе на это повлияло вступление в ЕАЭС, что открыло для Кыргызстана новые перспективы развития. Исчезли барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что сказалось на росте уровня жизни населения Кыргызской Республики и подстегнуло создание новых рабочих мест.
Подробное рассмотрение указанных выше показателей дало возможность не только выявить положительную динамику, но и констатировать наличие определенных проблем, таких как дифференциация населения по уровню доходов, невысокая заработная плата в ряде секторов экономики, тридцатипроцентный уровень бедности, наличие высокого уровня безработицы, дефицит эффективных рабочих мест.
В настоящее время ведутся различные меры государственного регулирования по повышению уровня жизни населения, снижению бедности, безработицы, обеспечению экономического роста, что обеспечит увеличение рабочих мест и занятость населения. К их числу можно отнести «Концепцию устойчивого развития Кыргызской Республики», «Стратегию развития страны», «Стратегию социальной защиты», «Национальную стратегию устойчивого развития 2013-2017 гг.».
В целях преодоления бедности, сокращения безработицы и повышения уровня жизни населения республики предлагается:
• способствовать увеличению занятости и стимулировать эффективное управление государственными расходами, направленными на социальную защиту, активное развитие частного сектора, который будет стимулировать экономический рост;
• повысить заработную плату и ликвидировать так называемые неэффективные рабочие места;
• выдавать разрешение на открытие предприятия во всех отраслях экономики только при наличии нормальных условий труда и техники безопасности;
• внедрять современные технологии, использование которых будет способствовать повышению производительности труда, повышению качества продукции и облегчит условия труда;
• ввести в обязательную отчетность показатели инноваций и производство инновационной продукции;
• вводить научную организацию труда, что снизит утомляемость работников и повысит степень гуманизации труда;
• провести аттестацию рабочих мест на предмет их эффективности, безопасности, условий труда, санитарного состояния и ликвидации худших условий труда;
• повысить ответственность администрации за технику безопасности на производстве;
• улучшить санитарно-гигиеничные условия труда и отдыха работников на производстве;
• соблюдать требования и нормы Трудового Кодекса Кыргызской Республики и усилить административную и материальную ответственность предпринимателей за их несоблюдение;
• создать действенную систему социальной защиты и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
• продвинуть действие институтов микрофинансирования и микрозаимствования, и подобных учреждений в самые отдаленные районы республики;
• углубить сотрудничество среди государственного сектора, муниципальными образованиями, частным сектором и гражданским обществом, направленное на сокращение бедности и безработицы;
• упростить возможность получения и выделения льготных кредитов для развития малых и средних предприятий;
• оказывать материальную и организационную помощь в развитии фермерских хозяйств, в том числе в высокогорных и отдаленных сельских районах;
• улучшать работу региональных центров занятости по переобучению безработных;
• разработать региональную маркетинговую политику для эффективного сбыта произведенной продукции;
• разработать приоритетную региональную социально-экономическую политику и выработать четкий порядок перераспределения между регионами ресурсов, необходимых для осуществления социальной политики;
• провести мониторинг бедности населения в регионах на предмет выдачи пособий действительно малообеспеченным слоям населения и оказания социальной помощи нуждающимся в ней.
Проведение таких мероприятий, на наш взгляд, позволит выявить действительный уровень бедности, позволит предоставить адресную материальную помощь и социальную защиту людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, приведут к введению новых эффективных рабочих мест, снизит безработицу и повысит возможности в развитии предпринимательства.
ИСТОЧНИКИ:
1. Савин В.Е., Хоу Цзе Социально-экономические условия интеграции в мировую эко-
номику Кыргызской Республики // Российское предпринимательство. - 2016. - №
18. - с. 2349-2450. - аок 10.18334/гр.17.18.36559.
2. Калманбетова Г.Т., Шакулова Н.Э. Проблемы выполнения социальных обязательств
государства перед населением в области занятости // Российское предпринимательство. - 2016. - № 14. - с. 1645-1656. - аок 10.18334/гр.17.14.35653.
3. Уровень жизни населения Кыргызской Республики 2012-2016. - Б.: Нацстатком
Кырг. Респ., 2016. - 132 с.
4. Кыргызстан в цифрах. - Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2017. - 219 с.
5. Кошокова Н.Ж. Факторы, смягчающие трудоизбыточный рынок труда Кыргызской
Республики// Экономика труда. - 2017. - № 4. - с. 401-412. - аок 10.18334/
е1.4.4.38548.
6. Савин В.Е., Савина С.Е. Взаимодействие системы образования и рынка труда в сов-
ременных условиях // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык универси-тетинин кабарлары. - 2017. - № 1(39). - с. 257-261.
7. Платежный баланс Кыргызской Республики за 2016 год. НБКР. - Б., 2017. - С. 19
REFERENCES:
Kyrgyzstan v tsifrakh [Kyrgyzstan in numbers] (2017). B.: Natsstatkom Kyrg. Resp. (in Russian).
Uroven zhizni naseleniya Kyrgyzskoy Respubliki 2012-2016 [The standard of living of the population of the Kyrgyz Republic 2012-2016] (2016). B.: Natsstatkom Kyrg. Resp. (in Russian).
Kalmanbetova G.T., Shakulova N.E. (2016). Problemy vypolneniya sotsialnyh obyazatelstv gosudarstva pered naseleniem v oblasti zanyatosti [Problems of implementation of government social obligations to the public in the field of employment]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (14). 1645-1656. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.14.35653.
Koshokova N.Zh. (2017). Faktory, smyagchayuschie trudoizbytochnyy rynok truda Kyrgyzskoy Respubliki[Factors that mitigate the market of labor surplus of the Kyrgyz Republic]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (4). 401-412. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.4.38548.
Savin V.E., Khou Tsze (2016). Sotsialno-ekonomicheskie usloviya integratsii v mirovuyu ekonomiku Kyrgyzskoy Respubliki [Social and economic conditions for the Kyrgyz Republic's integration into the world economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (18). 2349-2450. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.18.36559.
Savin V.E., Savina S.E. (2017). Vzaimodeystvie sistemy obrazovaniya i rynka truda v sovremennyh usloviyakh[Interaction of education and labor market in modern conditions]. M. Ryskulbekov atyndagy Kyrgyz ekonomikalyk universitetinin kabarlary. (1-(39)). 257-261. (in Russian).