ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
издательство
Креативная экономика
социальная защита и рынок труда в кыргызской республике
Савина С.Е.1, Джакубов Н.К. 1
1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Бишкек, Киргизия
АННОТАЦИЯ:_
В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения социальной защиты населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, выявляется ее сущность и роль в системе социальной политики государства, в жизни общества и каждого человека с учетом социальной ответственности субъекта за результаты своей деятельности. Также выявляются особо важные меры по повышению уровня жизни населения и организации социальной защиты населения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, занятость, заработная плата, безработица, бедность, уровень жизни, социальные пособия, социальная защита, социальная помощь, социальное государство, социальные обязательства, гражданское общество.
social protection and labor market in the Kyrgyz Republic
Savina S.E.1, Dzhakubov N.K. 1
1 Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyzstan
Введение
Политические и социально-экономические реформы, проводимые в Кыргызстане, сталкиваются с проблемами государственного и общественного регулирования социальных процессов. Эти проблемы обусловлены возникновением новых принципов организации жизнедеятельности человека в рыночных условиях, когда человек должен позаботиться сам о себе, со всей ответственностью подойти к формированию собственной судьбы. При этом с государства не снимается функция формирования такой социальной политики, которая продуманно и планомерно, комплексно решала бы взаимосвязанные социальные проблемы государства.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики государство обязано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина страны. Это означает, что оно должно осуществлять в полном объеме и с надлежащим качеством взятые на себя социальные обязательства, направленные на реализацию основных прав и свобод населения. В этом и проявляется социальная ориентирован-
ность государства. Исходя из этого, можно сказать, что всё, что непосредственным образом относится к благосостоянию людей, относится к социальной сфере экономики [1] (Kuzmina, Antokhonova, 2012). Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов, принимает на себя отрасль социального обеспечения, которую называют социальной защитой. Эффективная и хорошо действующая социальная сфера является центральной составляющей социально ориентированной экономики и ведущим объектом деятельности социального государства, деятельность которого предполагает необходимость учета социальной составляющей экономической деятельности, и выступает как социальная ответственность субъектов за результаты своей деятельности, под которой подразумевается готовность субъекта выполнить взятые на себя обязательства. Так, по мнению Лексина В.Н., под социальными обязательствами государства подразумевается закрепленная законом система социальных гарантий, прав и услуг, которые государство обязано предоставить своим гражданам, обеспечить их доступность, а для определенной части населения и узаконенного перечня социальных благ гарантировать бесплатность их предоставления [2] (Leksin, 2005).
Принятие на себя социальных обязательств стало одним из первых признаков цивилизованного общества, а структурированная система социальных обязательств -атрибутом социального государства. Действительно, любое государство по своей природе социально, поскольку оно всегда вынуждено учитывать в своей деятельности, с одной стороны, групповые интересы различных социальных слоев, а с другой - интересы всего общества. Однако следует различать социальную природу государства (которая имеется во все времена) и социальность государства, поскольку само социальное государство в современном понимании возникло в ХХ веке. Таким образом,
ABSTRACT:_
The article considers the issues of ensuring social protection of people who found themselves in a difficult life situation. We reveal its essence and role in the social policy of the state and in the life of society and every person, taking into account the social responsibility of the subject for the results of his activities. We also mark out especially important measures to improve the standard of living of the population and the organization of social protection of the population.
KEYWORDS: labor market, employment, wages, unemployment, poverty, standard of living, social benefits, social protection, social assistance, social state, social obligations, civil society
JEL Classification: J21, J31, I32, i38 Received: 26.02.2018 / Published: 31.03.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Savina S.E. (savina.doc0mail.ru)
CITATION:_
Savina S.E., Dzhakubov N.K. (2018) Sotsialnaya zaschita i rynok truda v Kyrgyzskoy Respublike [Social protection and labor market in the Kyrgyz Republic]. Ekonomika truda. 5. (1). - 295-312. doi: 10.18 334/et.5.1.3 8852
«природная» социальность государства под влиянием в первую очередь политических и социальных факторов может перерасти в социальное государство, но для этого необходимо иметь соответствующую экономическую основу.
Впервые понятие «социальное государство» встречается в трудах немецкого ученого Л. фон Штайна в середине XIX в. По его мнению, главная задача социального государства заключается в поддерживании абсолютного равенства в правах для всех членов и для отдельной личности на основе действия своей власти. Такое государство должно обеспечивать экономический и общественный прогресс для всех своих граждан, поскольку развитие одного выступает условием развития другого. Практические шаги по реализации идеи социального государства впервые были сделаны также в Германии [3] (Levchenko, 2016). В результате в конце XIX в. - начале XX в. в стране был законодательно закреплен ряд мер по защите социальных интересов низших классов, стало формироваться социальное государство, в котором активная деятельность власти направлена на обеспечение социальной безопасности и защищенности граждан страны на основе эффективного развития экономики, на принципах социальной справедливости и солидарности. Целевые функции такого социального государства состоят в решении социальных задач и создании условий для развития гражданского общества, что обеспечивает устойчивое развитие страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что приоритет в социальном государстве отдается поддержке и развитию социальной сферы. Это подтверждается в теории всеобщего благосостояния Л. Эрхарда, который считал, что «размер социальной благотворительности должен быть ограничен подлинными нуждами общества, а не создаваться искусственно политикой перераспределения» [4] (Erkhard, 1991). Опыт развитых стран показывает, что в ходе исторического развития государство систематически и последовательно выполняло функции поддержки и защиты частной собственности, свободы предпринимательства, рыночной конкуренции, регулирования процессов купли-продажи, обмена правомочиями, осуществления норм Гражданского кодекса. Выполнение государством социальных функций породило необходимость ограничить действия рыночных сил и придать экономике социальную ориентацию, которая бы отвечала интересам всего общества [5] (Muratova, Trunin, 2009). Отсюда следует, что основой социального государства является социально ориентированная экономика, обеспечивающая высокий уровень развития страны и благосостояния
ОБ АВТОРАХ:_
Савина Светлана Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор (savina.doc0mai1.ru) Джакубов Нурлан Кенжетаевич, аспирант (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Савина С.Е., Джакубов Н.К. Социальная защита и рынок труда в Кыргызской Республике // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 1. - С. 295-312. doi: 10.18334/et.5.1.38852
населения и создающая достаточно средств для успешной реализации многочисленных социальных программ.
Выбранный путь экономического развития Кыргызстана, проведение радикальных преобразований в экономике, главной своей целью ставил задачу выхода из кризиса, модернизацию экономики для значительного повышения уровня жизни народа, развития социальной сферы, ликвидации дефицита и преодоления отставания в развитии материально-технической базы экономики.
Но практика проведения радикальных социально-политических и экономических преобразований в Кыргызской Республике привела к значительному снижению уровня жизни и бедности населения, которая в 2015 году оставила 38% от общей численности населения, из них почти 66% составляют жители сельских территорий республики. В сложившейся ситуации перед руководством страны остро встал вопрос о переходе на эффективный тип развития экономики, рационально используя все имеющиеся ресурсы, опираясь на опыт и помощь международного сообщества, оптимально сочетая собственные усилия и членство в ЕАЭС.
В этой связи высшим политическим руководством страны был официально объявлен курс перехода на устойчивое развитие экономики и развитие всей социальной сферы, снижение напряженности на рынке труда, повышение уровня жизни населения, организацию эффективной системы социальной защиты, что является взвешенным и правильным выбором.
Основная задача развития социальной сферы в Кыргызской Республике на современном этапе и на ближайшую перспективу состоит в сокращении и преодолении бедности, снижении уровня безработицы, создании эффективной системы социальной защиты граждан, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, повышении качества человеческих ресурсов, обеспечении свободного доступа к разного рода социальным услугам всех слоев населения, в том числе малообеспеченных слоев населения. В настоящее время социальная сфера может обеспечить решение намеченных задач, во-первых, при обеспечении экономического роста, и во-вторых, на основе реформирования деятельности всех сфер социальной системы, обеспечения информатизации, прозрачности, сокращения коррупции и внедрения передовых методов работы, сложившихся в современном мире.
Важным показателем, отражающим качество социальной политики государства, является уровень и качество жизни населения. В конвенциях Международной организации труда (МОТ) «Концепция ООН», в которой признается жизнь человека как самая высокая ценность, каждый человек имеет право на уровень жизни, обеспечивающий здоровье и благополучие самого себя и его семьи. Уровень жизни населения является конечной инстанцией и результатом всего социально-экономического развития, оценки ее эффективности. Никакие промежуточные результаты развития отдельных секторов экономики, независимо от того, насколько они велики и позитивны, не имеют самодостаточной ценности без соответствующих изменений в уровне жизни
населения. Актуальность такого выбора определяется тем, что, с одной стороны, это действительно самая важная цель любого социального развития, а с другой стороны, конечная инстанция, которая, с определенной степенью точности, может быть оценена с помощью эффективности экономической политики правительства, его дееспособности, а также замены некоторых социальных стандартов и стереотипов на другие, качественные трансформации политических и экономических систем.
Основным инструментом социальной политики государства считаются социальная защита, которая представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся государством с целью укрепления материального благополучия тех граждан страны, которые по каким-либо причинам не могут сами обеспечивать доход, который необходим для того, чтобы поддерживать средний для данного общества уровень жизни. К ним относятся, например, лица с ограниченными возможности здоровья, многодетные семьи, сироты, безработные, малоимущие. Последние являются социально незащищенными слоями, и поэтому социальная защита является важным составляющим звеном социальной политики [6] (Ignatova, Ignatov, 2012). Любой гражданин страны может оказаться в затруднительном материальном положении, государство в данном случае должно застраховать его от риска оказаться в таком затруднительном положении или помочь быстро из него реабилитироваться. Составляющими социальной защиты населения являются:
• социальное страхование;
• социальная помощь.
Между ними существует различие, и оно заключается в источниках финансирования.
Социальное страхование распространяется на занятое население (экономически активное население) и осуществляется за счет его доходов при ограниченных дотациях из государственного бюджета государства. Существуют различные риски, которые являются предпосылкой к возникновению социального страхования. Среди рисков выделяются следующие виды: физиологический (болезнь и преждевременная смерть), экономический (банкротство) и социальный как результат стихийных бедствий, эпидемий, военный действий. Потеря работы приводит к снижению материального статуса и утрате трудового дохода.
Главными институтами социальной защиты населения являются: государство и его специализированные структуры, профессиональные союзы и другие общественные объединения и организации. Социальная защита базируется на социальных гарантиях. Данные гарантии определяются и фиксируются законодательством государства исходя из уровня развития экономики и национальной специфики страны.
Есть такие факторы, которые нарушают трудовой процесс - это риски повреждения здоровья на производстве, недостаточная квалификация, ограниченное число рабочих мест. В этом случае социальная защита решает следующие поставленные задачи:
• создание рабочих мест, чтобы люди могли получать доход и материально обеспечить свои семьи;
• создание благоприятных и безопасных условий труда. Если работа носит вредоносный характер, то работникам должны быть предоставлены необходимые реабилитационные услуги;
• выплата пособий потерявшим работу в результате утраты здоровья, рождения ребенка, производственной или бытовой травмы, инвалидности, в случае получения инвалидности, утраты кормильца.
В данное время в социальной защите Кыргызстана выделяют 4 уровня:
• республиканский, который осуществляет основные принципы формирования системы социальной защиты населения и важнейшие социальные индикаторы;
• местный уровень работает над реализацией региональных программ адресной социальной защиты, а также программы по созданию малых предприятий, дополнительных рабочих мест. Социальная помощь оказывается в виде различных трансфертов из средств местных бюджетов.
Социальная помощь со стороны государства обеспечивает приемлемые условия жизни населения для данной страны. Социальная помощь определяется бюджетом страны, но в силу его дефицитности не представляется возможности значительно повысить ее уровень. Социальная помощь может быть оказана единожды или на протяжении периода в зависимости от ситуации.
Первоначально при оказании помощи делается опрос для выявления уровня нуждаемости человека или семьи по месту жительства. Далее идет обработка информации специалистами отделов социальной помощи, в работе участвуют члены квартальных комитетов, домоуправлений, налоговой службы, трудовых коллективов предприятий, организаций и хозяйств. Если в стране понижается общественный уровень жизни, то вследствие этого возникает много ситуаций, поэтому гражданам нужна поддержка со стороны государства.
Основные виды социального обслуживания следующие:
• материальная помощь, обеспечение жильем, одеждой, лекарствами или продуктами питания;
• одиноким гражданам, не способным к самообслуживанию, оказывается помощь на дому в виде бытовых услуг, предоставление медицинской или иной помощи;
• социальное обслуживание в больницах, домах престарелых оказывается гражданам, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, постоянно нуждаются в постороннем уходе;
• также обеспечиваются временным жильем люди, которые остались без ночлега или дети-подростки. Организуются пункты дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
• оказывается психологическая помощь людям, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях;
• оказывается реабилитационная помощь всем нуждающимся. Сюда входят следующие группы лиц: инвалиды, несовершеннолетние, пенсионеры и лица с нарушенной психикой и поведением.
В данное время в Кыргызстане не очень благоприятная экономическая ситуация, хотя и наблюдается определенная стабильность. Данная ситуация породила острые и масштабные проблемы бедности и безработицы. И как указывают отечественные ученые, падение уровня жизни усугубило ситуацию социального расслоения общества [7] (Savin, 2012). Согласно Национальной программе поддержки инвалидов, осуществляется помощь со стороны органов социальной защиты. По данным Нацстаткомитета Кыргызской Республики, в республике насчитывается около 110 тысяч инвалидов, которым необходима помощь в виде: уборки жилья, обеспечения продуктами питания и необходимыми лекарствами. Всего 1064 социальных работников занимаются социальным патронажем. Из этого соотношения видно, что их явно недостаточно, так как более 85 тысяч граждан не получают соответствующей помощи. Согласно действующим нормативам, один социальный работник обязан обслуживать не более 12 человек. Из-за низкой заработной платы происходит высокая текучесть кадров социальных работников, в результате новые сотрудники не успевают овладеть навыками социальной реабилитации. Необходимо проводить работу по подготовке профессиональных кадров, способных представлять в органах власти интересы лиц, которые нуждаются в медико-социальной помощи, участвовать в их трудоустройстве, проводить коммуникативный тренинг и тренинг социальных навыков. Большая перегруженность социальных работников и низкая заработная плата приводят к низкой эффективности этой службы. Многие нуждающиеся в социальной помощи не получают ее и живут в сложных условиях.
Процесс оказания социальных услуг будет более эффективным, если сосредоточить внимание на следующих направлениях социальной работы:
• оказание поддержки одиноким и пожилым людям путем организации специальных домов для пожилых людей, где им будет предоставляться полный комплекс социальных и бытовых услуг;
• социальная защита и оказание помощи малообеспеченным и неполным семьям. Социальные сотрудники должны диагностировать семейные и школьные ситуации, оказать помощь в выплате пособий от государства, нормализировать отношения между членами семьи (социальная педагогика);
• повысить материальную заинтересованность самих социальных работников в результатах своего труда.
Но на сегодняшний день государство способно взять под свою защиту лишь малый процент людей, которые нуждаются в поддержке: семьи с низкими доходами, безработные, зарегистрированные в государственной службе занятости, неработающие инвалиды, учащиеся.
В решениях о вопросах социальной поддержки государство является самым главным социальным институтом. С обретением статуса независимости Кыргызской Республики все гарантии социального характера были закреплены в Конституции страны, а главной поддержкой граждан со стороны государства является предоставление различных материальных и денежных льгот, что делает систему социальной защиты одной из главных форм социальной политики государства.
Понятие «социальная защита» в Кыргызской Республике появилось относительно недавно, с приходом рыночной трансформации. Это связано с потребностью оказания помощи людям, которые не могут обеспечить себе уровень, характерный для жизни в данной стране. Производным термином от «социальной защиты» является «социальная защищенность», которая представляет собой степень защищенности граждан или определенной группы, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Это инвалиды, безработные, пенсионеры и др. В то время как социальная защита означает намерения государства и других институтов минимизировать влияние факторов, которые снижают уровень жизни как социально уязвимых, так всех прочих слоев населения.
Основными и самыми важными направлениями социальной защиты являются:
• создание благоприятных условий труда, которые позволят работникам зарабатывать средства для высокого уровня жизни.
• обеспечение работникам доступа к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
• гарантирование материальных средств работникам и членам их семей в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца.
Социальная защита напрямую зависит от трех групп факторов: политических, экономических и социальных, именно они формируют пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы опираются на все законы данной страны, институциональную структуру государства и общества.
Экономические факторы характеризуют уровень материального благосостояния страны и ее отдельных граждан; социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) - это взаимосвязь и гармонизация между государством, обществом и индивидом. Данные группы факторов действуют по определенным законам и установленным стандартам, поэтому требуется постоянный поиск решений для искоренения проблем, вытекающих из них.
Закон утверждает условия, инструменты и методы социальной защиты граждан страны. Главные элементы социальной защиты населения - это система социального страхования и социального обеспечения.
Социальная политика Кыргызстана по оказанию социальной защиты населения предусматривает целый комплекс мер экономического, правового, социального и
организационного характера, направленных на создание нормальных жизненных условий и защищенности граждан в условиях современной рыночной экономики. Как подчеркивается в Конституции Кыргызской Республики, населению гарантируется государственное социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца; пенсии. Исходя из экономических возможностей, государственная социальная защита должна обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В Кыргызской Республике выбран социальный курс развития, он носит постоянный характер и является главной составляющей программ экономических реформ на ближайшие годы и перспективу. Для его осуществления в Кыргызстане проведена большая работа: сформирована нормативно-правовая база для осуществления социальной защиты населения, принят ряд законов социальной поддержки, которые устанавливают основные пути и меры социальной защиты. С принятием Кыргызской Республикой суверенитета все гарантии и права социального обеспечения были закреплены в Конституции страны, а одной из основных мер социальной защиты населения сегодня является предоставление различного вида льгот и услуг. Среди реализованных программ можно отметить следующие: Национальная стратегия по устойчивому человеческому развитию, Комплексная основа развития Кыргызской Республики на период 2000-2010 гг., Национальная стратегия сокращения бедности, «Здоровая нация», «Манас», «Туберкулез», «Билим», «Кадры XXI века», «Маданият», «Аялзат», «Ардагер», «Аракет» и др.
В современных экономических условиях важными задачами социальной политики Кыргызстана являются в первую очередь адресная защита малообеспеченных слоев населения, борьба с бедностью и меры эффективной политики занятости, которые стимулируют самостоятельную хозяйственную деятельность трудоспособных граждан.
Основой социальной защиты населения является использование всех имеющихся в республике финансовых источников, в том числе денежных средств, благотворительных фондов, различных пожертвований, иностранной помощи, включая гуманитарную помощь зарубежных стран. Но ограниченность финансовых ресурсов в современных условиях позволяет государству защитить только социально уязвимые слои населения, поэтому целесообразно принять во внимание предложения по дополнительному финансированию за счет средств бюджетов органов местного самоуправления [8] (Lukashenok, 2011).
В международной практике используются следующие основные показатели для определения уровня жизни населения и организации системы управления в трудовой сфере: доля оплаты труда в ВВП, соотношение заработной платы и прожиточного минимума, размер ВВП на единицу заработной платы (рубль, сом, доллар) и среднедушевые доходы и т.д. Важное значение в определении уровня жизни играет показатель среднедушевых доходов населения и их распределения по территории страны.
Рисунок 1. Структура среднедушевых денежных доходов за 2016 г. Источник: [9]
Их состояние в Кыргызстане свидетельствует об усилении неравенства в процессах перераспределения доходов: средние денежные доходы у 10% наименее обеспеченного населения ниже среднего уровня в 3,5 раза, а у 10% наиболее обеспеченных - в 2,7 раза выше. Используется также и другой показатель для выявления неравенства расходов - это коэффициент Джини, его используют для определения превышения уровня расходов 20% наиболее обеспеченного и 20% наименее обеспеченного населения. В Кыргызстане его значение практически стабильное и составляет 4 раза, что характерно как для городских поселений, так и сельской местности. Данный показатель свидетельствует о том, что распределение доходов и богатств не претерпевает существенных изменений, а число семей с низкими доходами увеличивается.
Из приведенного рисунка видно, что денежные доходы населения складывались в основном за счет доходов от трудовой деятельности (65,0%), социальных трансфертов (16,2%) и доходов от продажи сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве (14,0%). Для сельского населения доходы в основном складываются от реализации продукции от ЛПХ, а городского - от трудовой сферы. В целом в 2016 г. наблюдалось различие в среднедушевых денежных доходах населения в зависимости от места жительства. Самые низкие доходы на душу населения сложились в Нарынской, Джалал-Абадской, Таласской, Баткенской областях и г. Ош. Среднедушевые денежные доходы небедного населения в 2016 г. были выше доходов бедного населения в 1,8 раза. Огромная дифференциация в структуре расходов отмечается между жителями городов и сел республики, что обусловлено различиями условий занятости населения и размерами заработной платы как в целом по стране, так и особенно по регионам.
Другим показателем уровня жизни населения является доля оплаты труда в ВВП. Последние десять лет показали, что в устойчиво развивающихся экономически странах значения многих макроэкономических показателей колебались, но доля оплаты
Таблица 1
Среднедушевой доход в Кыргызской республике, сом в месяц
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Кыргызская Республика 2 936,37 3 215,80 3 336,29 3 957,54 4 074,54
Баткенская область 3 073,50 3 130,79 3 200,04 3 655,20 3 693,57
Джалал-Абадская область 2 672,45 2 543,44 2 795,17 3 264,16 3 322,01
Иссык-Кульская область 2 896,18 3 130,03 2 850,20 4 115,04 4 041,64
Нарынская область 2 506,33 2 994,38 3 073,56 3 339,73 3 308,81
Ошская область 2 848,53 3 218,91 3 032,78 3 899,74 4 199,18
Таласская область 2 487,04 2 992,54 3 617,26 4 200,38 3 597,14
Чуйская область 3 105,98 3 708,51 3 424,38 4 269,22 4 449,30
г. Бишкек 3 437,47 3 771,53 4 646,00 4 821,36 5 127,26
г. Ош - - 3 236,28 3 772,98 3 711,50
Источник: составлено по данным стат. сборников: Уровень жизни населения. -Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет.
Таблица 2
заработная плата по территории кыргызской республики, сом
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Кыргызская Республика 7189 9304 10 726 11 341 12 285 13 483
Баткенская область 4 651 6531 8 206 8 593 8 903 9 468
Джалал-Абадская область 5 986 8149 9 818 9 993 10 877 12 035
Иссык-Кульская область 9 676 13667 14 119 15 507 17 192 17 979
Нарынская область 5 770 8445 9 991 10 378 11 013 12 724
Ошская область 3 719 6419 7 639 7 747 8 141 8 708
Таласская область 5 155 7036 8 453 8 829 9 192 9 882
Чуйская область 5 736 7207 8 657 9 313 10 303 11 288
г. Бишкек 9 351 11336 12 796 13 875 14 865 16 526
г. Ош 6 104 7394 9 864 9 417 10 578 11 894
Источник: составлено по данным стат. сборников: Уровень жизни населения. - Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет.
труда в ВВП оставалась практически постоянной. Следует отметить, что в развитых странах доля оплаты труда не опускается ниже 60%, а размеры заработной платы позволяют основным группам населения в полной мере удовлетворять различные потребности.
В Кыргызской Республике этот показатель составляет всего порядка 27%. Вместе с тем в мировой практике установлено: уменьшение доли оплаты труда в ВВП ниже 50% - это явный признак нестабильности в экономике. Уровень заработной платы в Кыргызской Республике можно проследить по данным таблицы 2. Приведенные данные свидетельствуют о низком уровне заработной платы, что говорит о серьезных экономических проблемах в стране.
В Кыргызстане заработная плата все больше отрывается непосредственно от сферы трудовых отношений и не выполняет своих функций. В таких условиях необходимо вернуть заработной плате ее основные функции.
В современных условиях рыночной экономики государства развитых стран используют полную гамму рычагов, которые позволяют влиять на уровень и динамику оплаты труда, законодательно устанавливают минимальный уровень заработной платы (МЗП). Опыт зарубежных стран показывает, что установление МЗП осуществляется в целях: искоренения чрезмерной эксплуатации рабочей силы, поддержания платежеспособности населения, поддержания экономической стабильности и роста, обеспечения принципа равной оплаты за равный труд, противодействия недобросовестной конкуренции между производителями. Минимальная заработная плата, прежде всего, должна обеспечивать минимальные физиологические потребности человека (в пище, одежде), но она всегда должна стремиться к социальному минимуму, обеспечивая базовую защиту населению.
Международная организация труда предлагает, чтобы показатель минимальной заработной платы был не менее 50% средней заработной платы по стране, это бы предоставило возможность населению достичь качественного уровня жизни. В европейских странах минимальная заработная плата устанавливается в размере 35-40% от средней заработной платы.
В Кыргызской Республике также применяется минимальная оплата труда, которая находится на уровне 11-13% от средней заработной платы и, по данным Национального статистического комитета, в 2010 г. она составляла 500 сом, а 2016 году составила 1060 сомов [10]. Ее размеры говорят о потере экономического смысла минимальной заработной платы. После проведения реформ по вопросу заработной платы она рассматривалась лишь как расчетная величина для определения различных социальных выплат, должностных окладов по единой тарифной сетке в бюджетной сфере. Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что уровень минимальной заработной платы не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и простое биологическое выживание, она не обеспечивает и функцию социальной защиты -борьбы с бедностью, уровень которой в стране остается высокий, что видно из следующей таблицы.
Согласно данным таблицы 3, прослеживается тенденция снижения уровня бедности по республике на 4,7% по сравнению с 2012 годом, но этот показатель значительно выше порогового значения уровня бедности, который по мировой практике равня-
Таблица 3
Уровень бедности в Кыргызской Республике,%
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Кыргызская Республика 36,8 38,0 37,0 30,6 32,1
Баткенская область 35,6 34,2 53,9 40,7 41,2
Джалал-Абадская область 45,3 55,7 46,4 46,4 45,1
Иссык-Кульская область 29,5 28,1 39,5 26,0 28,9
Нарынская область 49,9 39,9 43,8 30,6 38,0
Ошская область (до 2012 г., включая г. Ош) 44,7 51,4 43,4 31,7 28,9
Таласская область 50,2 39,6 23,1 19,0 21,5
Чуйская область 28,6 16,6 23,6 21,6 24,8
г. Бишкек 18,4 21,4 20,4 17,6 23,5
г. Ош - - 40,9 33,4 38,3
Источник: Составлено по данным стат. сборников: Уровень жизни населения.-Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет.
Таблица 4
Уровень безработицы за 2012-2016 гг. (в%)
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Кыргызская Республика 8,5 5,4 8,3 8,0 7,6
Баткенская область 10,6 10,8 12,7 12,6 10,9
Джалал-Абадская область 8,2 8,4 8,2 7,6 7,7
Иссык-Кульская область 9,7 9,6 9,5 9,3 9,1
Нарынская область 10,3 10,2 9,1 9,7 9,3
Ошская область (до 2012 г., включая г. Ош) 6,6 6,8 6,3 6,6 6,0
Таласская область 5,0 4,1 3,7 3,9 3,3
Чуйская область 9,9 9,9 9,7 8,9 8,6
г. Бишкек 9,6 8,7 9,4 8,9 8,1
г. Ош - - 4,6 4,2 3,9
Источник: Составлено по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах.-Б.:Нацстатком
Кыргызской Республики, за ряд лет.
ется 8-9%. Этот показатель считается «естесственным» уровнем бедности в развитых странах. В Кыргызстане уровень бедности выше в 4 раза.
Одной из основных причин бедности является незанятость населения. При этом отметим, что по данным таблицы 4, уровень общей безработицы колеблется всего в пределах от 7% до 8%.
Анализируя таблицу 4, можно заметить, что самый высокий процент безработицы приходится на южные регионы республики. Основной причиной незанятости в
Кыргызской Республике является дефицит эффективных рабочих мест, что зависит от низкого уровня развития экономики. Но при этом следует отметить, что региональные службы занятости осуществляют крупные мероприятия совместно с работодателями, которые нацелены на рост числа трудоустроенных безработных, формируют банк свободных вакансий в разрезе определенных профессий, проводят ярмарки вакансий для различных категорий безработных, организуют общественные работы, то есть осуществляются мероприятия активной политики на рынке труда. Цель данных мероприятий: рост занятости населения, сокращение бедности и оказание социальной помощи в форме выплаты пособия по безработице [11] (Savin, 2012). Государство оказывает финансовую поддержку безработным, которые желают заняться предпринимательством: им обеспечивают учредительные взносы, выдают микрокредиты из Фонда содействия занятости, осуществляют подготовку и переподготовку кадров из числа безработных. Одной из важных целей государственной социальной политики является обеспечение высокого уровня занятости населения на эффективных рабочих местах и снижение бедности. В то же время следует подчеркнуть, что социальная защита населения в республике находится на низком уровне и слабо выполняет свои социальные функции. Так, например, в Кыргызстане уровень общей безработицы в 2016 году составил 7,6%, а официальная безработица (количество безработных, зарегистрированных в службе занятости) составляет только 2,2%. Такая ситуация сложилась потому, что пособие по безработице в республике составляет 250 сомов или 3,5 долл. США (современный обменный курс составляет 70 сомов за доллар), причем право на получение данного пособия имеет безработный, если он уплачивал взносы в Соцфонд в течение года. Или другой пример. Пособие в случае утраты кормильца составляет 1500 сомов на каждого нетрудоспособного члена семьи. Основной причиной такого состояния является дефицит денежных средств государственного бюджета республики. Поэтому решение проблем социальной защиты населения зависит от уровня развития экономики страны.
Из проведенного анализа состояния рынка труда и социальной защиты населения следует вывод, что снижение бедности, повышение занятости и снижение безработицы, повышение заработной платы - это ключевые показатели социальной политики, которые являются индикаторами, характеризующими эффективность проводимой социальной политики, а также способствуют выявлению основных направлений ее дальнейшего развития в условиях рынка и формирования социально-ориентированной экономики для обеспечения эффективной системы социальной защиты населения.
заключение
Социальные последствия проведения радикальных экономических реформ в Кыргызстане проявились в снижении уровня жизни населения, росте безработицы и бедности населения, особенно в сельской местности. Для ликвидации негативных
последствий в развитии социальной политики в Кыргызстане активно осуществляются преобразования социальной сферы, которые в качестве основной задачи поставили сокращение бедности населения, поскольку в Кыргызстане бедность - это массовое явление, которое обусловлено внутренними и внешними причинами. Бедность распространена в основном в сельской местности, нежели в городской.
В наше время категория бедных составляет одну треть населения. В эту категорию входят, во-первых, городские бедные семьи, у которых нет возможности купить одежду, которые нуждаются в питании, часто страдают от недоедания, не имеют возможности дать должное воспитание и образование своим детям. Во-вторых, сельские бедняки, не имеющие скота, проживающие в ветхих домах, не имеющие возможности обрабатывать свои земли, испытывающие постоянно недостаток в питании и одежде. Дети в этих семьях очень часто пропускают занятия или даже бросают школу. В таких семьях возникают конфликты из-за материальных трудностей. Поэтому бедность оказывает негативное влияние на моральное, психологическое, материальное положение всех членов семьи, что особенно плохо отражается на подростках, что мешает им раскрыть свои потенциальные возможности. Поэтому задача демократического государства состоит в том, чтобы сократить число бедных и решить проблемы преодоления бедности и обеспечить социальную защиту населению, оказавшемуся в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, безработица, потеря кормильца и др.).
Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что на современном этапе в Кыргызской Республике проблема защиты населения решается на основе Стратегии развития социальной защиты, которая позволяет решать по мере возможности проблемы незащищенных слоев населения. Защита наиболее уязвимых слоев населения -важная задача социальной политики любого демократического государства.
Приоритетными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, являются лица с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане и бедные дети. Основные меры должны быть направлены на адресный, системный и интегрированный подход в решении проблем указанных выше социальных групп, с учетом их основных потребностей, в том числе потребностей, связанных с питанием и продовольственной безопасностью. Также должны быть внедрены новые формы социальной работы и улучшения условий социальной защиты населения с учетом Конвенции МОТ № 102 [12] и возможности внедрения в практику минимальных стандартов и норм по социальной защите.
Выполнение следующих особо важных мероприятий, на наш взгляд, позволит улучшить условия жизни значительной части населения:
• создать условия для развития, жизни и деятельности детей и семей, которые находятся в трудных жизненных ситуациях, и обеспечить им качественные социальные услуги;
• выдавать адресно ежемесячные пособия малоимущим семьям (ЕПМС) и повышать их размер;
• обеспечить равноправный доступ к базовым услугам и создать доступную среду жизни и деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью эффективной интеграции их в обществе;
• обеспечить пожилое население достаточным уровнем социальных выплат и предоставить доступ к качественным социальным услугам;
• предоставить социальную защиту лицам с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), обеспечить на законодательном уровне доступ к образовательным, социальным и медицинским услугам;
Решение поставленных задач приведет к улучшению социальной поддержки и защите нетрудоспособных граждан, лиц с ограниченными возможностями и малообеспеченных семей. Кроме того, что особо важно, повысится общий уровень жизни населения и будут созданы условия для приближения к системе социального государства.
ИСТОЧНИКИ:
1. Кузьмина В.А., Антохонова И.В. Оценка эффективности функционирования сис-
темы социальной защиты // Российское предпринимательство. - 2012. - № 09. - с. 72-76.
2. Лексин В.Н. Мир человека и пространство власти // Мир России: социология, этно-
логия. - 2005. - № 3. - с. 20.
3. Левченко Е.А. Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС: опыт
Германии // Экономика труда. - 2016. - № 4. - с. 371-380. - аок 10.18334А*.3.4.37138.
4. Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М.: Начало-Пресс, 1991. - 146 с.
5. Муратова А.Р., Трунин С.Н. Социальная ответственность как основа развитой ры-
ночной экономики // Российское предпринимательство. - 2009. - № 12-1. - с. 18-23.
6. Игнатова Т.В., Игнатов В.Г. Экспертные оценки социальной политики и взаимодей-
ствия государства и бизнеса на Юге России // Российское предпринимательство. - 2012. - № 12. - с. 178-182.
7. Савин В.Е. Теория и практика корпоративной социальной ответственности //
Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2012. - № 4. - с. 8084.
8. Лукашенок Т.Р. Организация социальной защиты населения УрФО как направление
государственной политики // Российское предпринимательство. - 2011. - № 3. - с. 185-190.
9. Кыргызстан в цифрах. - Б.: Нацстатком Кырг. Респ, 2017. - 219 с.
10. Уровень жизни населения. - Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2016. - 132 с.
11. Савин В.Е. Рынок труда в экономической системе общества // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2012. - № 11. - с. 161-165.
12. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.) // МОТ. Конвенции и Рекомендации. Т.1. Женева, 1991. С. 1055
references:
Kyrgyzstan v tsifrakh [Kyrgyzstan in figures] (2017). B.: Natsstatkom Kyrg. Resp. (in Russian).
Uroven zhizni naseleniya [Standards of living] (2016). B.: Natsstatkom Kyrg. Resp. (in Russian).
Erkhard L. (1991). Blagosostoyanie dlya vsekh [Welfare for everyone] M.: Nachalo-Press. (in Russian).
Ignatova T.V., Ignatov V.G. (2012). Ekspertnye otsenki sotsialnoy politiki i vzaimodeystviya gosudarstva i biznesa na Yuge Rossii [Expert Evaluation of Social Policies and Interaction of Government and Business in the South of Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 13 (12). 178-182. (in Russian).
Kuzmina V.A., Antokhonova I.V. (2012). Otsenka effektivnosti funktsionirovaniya sistemy sotsialnoy zaschity [Efficiency assessment of the social protection system]. Russian Journal of Entrepreneurship. 13 (09). 72-76. (in Russian).
Leksin V.N. (2005). Mir cheloveka i prostranstvo vlasti [The world of a man and the space of power]. Mir rossii: sotsiologiya, etnologiya. (3). 20. (in Russian).
Levchenko E.A. (2016). Sotsialnaya zaschita otdelnyh kategoriy grazhdan v stranakh ES: opyt Germanii [Social protection of certain categories of citizens in the EU: the German experience]. Russian Journal of Labor Economics. 3 (4). 371-380. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.4.37138.
Lukashenok T.R. (2011). Organizatsiya sotsialnoy zaschity naseleniya UrFO kak napravlenie gosudarstvennoy politiki [Organizing social protection of the population of the Urals Federal District as a course of state policy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 12 (3). 185-190. (in Russian).
Muratova A.R., Trunin S.N. (2009). Sotsialnaya otvetstvennost kak osnova razvitoy rynochnoy ekonomiki [Social Responsibility as a Basis for a Developed Market Economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. (12-1). 18-23. (in Russian).
Savin V.E. (2012). Rynok truda v ekonomicheskoy sisteme obschestva [The labor market in the economic system of society]. Bulletin of Kyrgyz-Russian Slavic University. 12 (11). 161-165. (in Russian).
Savin V.E. (2012). Teoriya i praktika korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Theory and practice of corporate social responsibility]. Bulletin of Kyrgyz-Russian Slavic University. 12 (4). 80-84. (in Russian).