УДК 330.163:364.658.
А.А.Cаякбаева, К.А.Токторбаева ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына
Распад СССР и хаосный переход к рыночной экономике, а далее бессистемная реструктуризация и развал предприятий и организаций всех секторов экономики, в том числе и ликвидация колхозов и совхозов вызвал резкое снижение уровня жизни населения Кыргызстана, что повлекло за собой сначала гипермиграцию граждан русскоязычного населения на историческую родину, а далее и населения кыргызской национальности в поисках работы, когда в 1996 году порядка 63,7% населения (впервые в стране Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики в 1996 г. был проведен мониторинг бедности при технической поддержке ВБ) были бедными.
Проведение определенных мероприятий по социально-экономическому развитию страны государством позитивно оказали влияние на уровень жизни населения Кыргызской Республики: за 1996-2013 гг. уровень бедности снизился с 63,7% до 37,0% , а уровень крайней бедности, соответственно, с 30,7% до 2,8%. Однако уровень бедности населения, в целом по Кыргызстану и ее территориям остается высоким, к тому же имеет тенденцию роста, или в 2013 г. составил 37,0% против 31,7% в 2009 г. Необходимо отметить тот факт, что в горных и предгорных регионах Кыргызской республики уровень бедности значительно выше, чем в среднем по республике, в частности, в Баткенской области - 53,9%, или был выше на 16,9 процентных пункта (в 2009 г. 31,5%); в Джалал-Абадской области - 46,1% против 36,9%; в Ошской области - 43,4% против 38,3% и т.д. (см. рис. 1).
60,0
Рис. 1. Уровень бедности населения в Кыргызской Республике и ее территориях в
2009 г. и 2013 г. [7]
Следовательно, можно констатировать тот факт, что в депрессивных или удаленных от центра горных и предгорных территориях Кыргызстана, в основном и сосредоточено бедное населения, где отмечается высокая миграционная подвижность населения (см.табл. 1).
Таблица 1. Миграция населения в Кыргызской Республике, и отдельных ее территориях за 2009-2013 гг., чел. [2]
Кыргызская Республика 2009 2010 2011 2012 2013
Миграция, всего 37209 58434 52077 18551 15901
Число прибывших 3829 3903 6337 5532 4349
Число выбывших 33380 54531 45740 13019 11552
Миграционный прирост, отток (-+) -29551 -50628 -39403 -7487 -7203
Нарынская область 2009 2010 2011 2012 2013
Миграция, всего 240 539 513 108 82
Число прибывших 24 25 35 16 9
Число выбывших 216 514 478 92 73
Миграционный прирост, отток (-+) -392 -489 -443 -76 -64
Чуйская область 2009 2010 2011 2012 2013
Миграция, всего 11112 12611 13293 6290 5198
Число прибывших 1573 1420 2061 1654 1312
Число выбывших 9539 11191 11232 4636 3886
Миграционный прирост, отток (-+) -7966 -9771 -9171 -2982 -2574
За 2009-2013 гг. из Кыргызской Республики в миграционном обороте участвовали всего 182 172 человек, в том числе в Нарынской области - 10 055 и Чуйской области -48 504 человек (см. табл. 1).
Численность населения, выбывших из Кыргызской Республики за 1991 -2013 гг., составила порядка 1 млн 375,9 тыс. человек (см. рис. 2).
Рис. 2. Миграция населения Кыргызской Республики за 1991-2013 гг., тыс. чел. [2,5]
Миграционная подвижность населения, с одной стороны, особенно трудоспособного населения, включая женщин в фертильном возрасте, имеет ряд негативных аспектов, в числе основных, ухудшение демопроцессов, в том числе и обострение проблем института семьи, убыль высококвалифицированных специалистов и квалифицированных рабочих и др., когда в Кыргызской Республике в условиях глобального финансового кризиса, проблематично создание новых рабочих мест.
Рис. 3. Номинальная и реальная заработная плата одного работника в Кыргызской Республике за 2009-2013 гг., сомов [2]
В 2013 г. среднемесячная номинальная плата занятых в экономике республики составила всего 11341 сомов (206 долл. США, хотя и повысилась против 2009 г. в 1,8 раза (6161 сомов - 112 долл. США) (см. рис. 3). Остается особенно низким в условиях инфляции средний размер реальной заработной платы занятых в экономике (см. рис. 3), хотя среднемесячная реальная заработная плата одного работника в целом по республике в 2013 г. увеличилась до 6900 сомов против 5000 сомов в 2009 г., или в 1,4 раза. Самый низкий уровень среднемесячной номинальной заработной платы в 2013 г. был в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство - 5808 сомов (105,6 долл. США), в образовании - 7799 сома (142 долл. США), в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 9291 (168 долл. США) и т.д.
В 2013 г. численность статусных безработных по данным Нацстаткома КР составила 205,7 тысяч человек против 195,6 тыс.человек в 2009 г., или возросла на 5,1 %; из числа безработных 53,2 % составляли мужчины и 46,8% -женщины. Основная доля безработных - это сельские жители.
Одной из важнейших составляющих деятельностей государства является социальная защита населения.
Как известно, в каждом государстве, независимо от степени его развития всегда имеется какая-то часть населения, которая в силу независящих от нее причин не способна самостоятельно себя обеспечить источниками средств существования. Таковыми являются инвалиды, дети, безработные, пожилые люди, малообеспеченные как граждане, так и семьи и другие социально-уязвимые слои населения. И поэтому государство должно защищать таких граждан, а общество помогать своим согражданам.
Социальная защита населения и ее модернизация актуальна для всех стран мира, независимо от их социально-экономического развития. К тому же данный вопрос был актуален и во все времена. Так, еще в глубокую древность в Вавилоне, Греции, Китае, а после в Англии и Франции разрабатывались кодексы справедливости, являющиеся элементами социальной политики, которые призывали к состраданию, сопереживанию, любить ближнего, заботиться о бедных и старых. Священнослужители стародавних времен предпринимали попытки поддержки бедных. Далее создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков за счет государственной казны, где они получали знания и обучались ремеслу. Ассигновались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся, создавались благотворительные общества.
Такая предоставленная помощь помогала людям не только выжить физически, но и укрепить социальную среду, а также не потерять целостность и преемственность культуры семьи и общности.
Отсюда взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами совместной жизни людей.
С развитием технического прогресса, культуры и общественных связей государство все более активно стало принимать на себя функцию предоставления социальной защищенности человека.
Надо сказать, что социальная защита населения в рыночной экономике стала представлять собой самостоятельную деятельность и получила новый смысл. Потому что, как известно, рыночная экономика не дает прав гарантий на труд, на получение образования, на необходимый уровень жизни и др. В связи с чем, система социальной защиты населения в современных условиях должна помогать адаптироваться социально уязвимым слоям населения к новым социально-экономическим условиям, которые имеют особенность постоянно меняться в зависимости от фаз и этапов развития экономики.
В периоды кризиса, приводящего и к массовой безработице, нуждается в социальной защите и трудоспособное население, которая может выражаться, прежде всего, в их трудоустройстве и переподготовке. Как известно, безработица является одной из причин бедности и ведет к серьезным проблемам общества и государства в целом, являясь при этом дестабилизирующей силой.
Кроме того, социальная защита должна поощрять экономическую самостоятельность трудоспособного населения, а также стимулировать к высокопроизводительному труду, а для нетрудоспособных - предоставлять прямую материальную поддержку, предотвращать снижение их уровня жизни и защищать право на посильный труд и получение дополнительного дохода, не связанного с трудовой деятельностью.
Как видно, огромное количество проблем трансформационного периода усиливают потребности населения в социальной защите.
Низкий уровень социально-экономического развития Кыргызской Республики, которая ко всему характеризуется высоким уровнем бедности и имеет тенденцию к росту (см. рис. 1), а также низким качеством предоставления медуслуг населению и относительно низкой средней продолжительностью предстоящей жизни, сама реалистически указывает на объемы работ данного сектора экономики и их направленность, а кроме того, конечно, указывает и на то, что система социальной защиты республики достаточно не справляется с объемом возложенных на нее задач. Вместе с тем, система социальной защиты в республике трансформируясь, постоянно находится в поисках новых подходов в организации и оптимальных механизмов социальной защиты населения, что, в свою очередь, подстегивает и развивает всю систему социального обеспечения в целом.
Необходимо отметить тот факт, что система социальной защиты в Кыргызстане находится на стадии формирования, но, тем не менее, уже имеет довольно обширный набор мер по снижению социальных рисков, и содействию социально уязвимым слоям населения в предоставлении социальной помощи, в пенсионном обеспечении, в пенсионном страховании и др.
В республике, к сожалению, труд работника оценивается очень низко, и превалирующая часть трудоспособного населения, работающая в различных отраслях экономики, имеет заработную плату ниже прожиточного минимума
(см. рис. 1), но эта же ситуация наблюдается и с пенсионерами (см. табл. 2), инвалидами и с другими малообеспеченными слоями общества.
Таблица 2. Основные показатели пенсионного обеспечения населения Кыргызской Республики за 2010-2013 годы [3]
2010 2011 2012 2013 2013г. к 2010г., %
Численность 565 575 594 613 112,2
пенсионеров, тыс. чел.
Средний размер назначенной месячной пенсии, сомов/долл. США 2131,0/42,6 2886,0/52,5 3853,0/70,0 4274,1/77,7 108,5/182,4
Численность
занятых в
экономике, приходящихся на одного пенсионера, чел. 4,0 3,9 3,8 3,7 92,5
Прожиточный минимум пенсионера, сомов 2926,82 3146,88 3932,23 3858,28 131,8
Соотношение
среднего размера пенсии, %:
— к величине минимального потребительс кого бюджета 72,8 91,7 98,0 110,8 152,2
пенсионера — к среднему размеру номинальной заработной платы Реальный размер назначенной 34,6 40,1 40,1 38,5 111,3
месячной пенсии, в % к предыд. году 147,8 111,4 126,9 103,7 70,2
В республике из-за недостатка бюджетных средств, особенно в условиях глобального финансового кризиса, возможности государства для увеличения финансирования сектора социальной защиты населения для адекватного социального обеспечения ограничены. Естественно, нагрузка на государственный бюджет требует увеличение налогов, а это, прежде всего, бьет по доходам населения и возникают новые социальные риски.
Рост уровня бедности и безработицы (см. рис. 1) вызывает и потребность населения в социальных услугах, которые как уже говорилось выше, не имеются в необходимом объеме. Кроме того, трудовая миграция увеличивает нагрузку на трудоспособную часть населения Кыргызской Республики (см. табл. 2). Для поддержки экономически активного населения республики необходимо проведение эффективной инвестиционной политики, которая должна проявляться вложением государственных средств в увеличение инвестиционной активности рыночных структур, поддержке малого и среднего предпринимательства, создании дополнительных рабочих мест, развитии инновационных секторов экономики, не требующих больших капвложений, обеспечивать конкурентоспособность отечественной продукции, развивать экспортное производство, снижать реальные процентные ставки кредитования, усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств и пр.
Для адекватной социальной защиты требуется изучение мирового опыта экономически развитых стран для адаптации их в республике с учетом финансовых возможностей страны. Так, например, позитивный опыт развитых стран показывает, что существует два типа с различным соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ. К первому типу относятся страны с социально ориентированной рыночной экономикой, в числе которых Германия и Франция, где страховые взносы работодателя и работника на социальные мероприятия и бюджетные отчисления приблизительно одинаковы. Данные отчисления перераспределяются социально-страховыми фондами, как частными, так и государственными под контролем государства. Ко второму типу относятся такие страны как Дания, Швеция и Швейцария, где перераспределение идет через бюджет и государство львиную долю расходов на социальные нужды берет на себя.
Опыт этих стран показывает, что характер социальных затрат является прерогативой социальной политики. В данном случае внимание здесь акцентируется на принципах удовлетворения социальных нужд и обеспечения социальных гарантий государства, то есть социальные гарантии оплачиваются самими потребителями или работодателями, либо теми и другими вместе -смешано. Последний из них наиболее распространен в странах с развитой экономикой.
В Кыргызской Республике, в условиях практической неразвитости негосударственных институтов социальной поддержки и социального обеспечения, наблюдается рост спроса со стороны населения на государственную социальную помощь. Конечно, важнейшей проблемой социального государства в решении социальных вопросов - это нехватка, прежде всего финансовых средств, а также отсутствие адекватной финансовой системы, которая могла бы более качественно разрешать такие проблемы. Но социальная защита это не только обязанность государства и его органов, а также предприятий, общественных учреждений и организаций, это является и обязанностью самих граждан, имеющих конституционные права в выборе места жительства, работы, обучения и т.д. Естественно, кроме той части населения, которым в силу физических,
физиологических и возрастных особенностей требуется социальная помощь и социальная защита государства.
Настоящее положение социальной сферы с ее ограниченными финансовыми ресурсами и измененными функциями государства требуют строго поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов социальной политики, в целях усиления обоснованности ранжирования мероприятий по социальной защите населения.
На сегодня, прежде всего, должны решаться проблемы обеспечения социальной безопасности и физического выживания людей, а также поддержания адекватного уровня жизни населения, чтобы не было расширения масштабов бедности, и, конечно же, на дальнейшую перспективу - это приближение уровня и качества жизни населения Кыргызской Республики к критериям постиндустриального общества.
Главным же рычагом увеличения роли государства в осуществления вышеназванных целей должна стать активная социальная политика, основой которой являются политика занятости, а также политика доходов и заработной платы.
References:
1. Albegova I.M., Emcov R.G., Holopov A.V. Gosudarstvennaya ehkonomicheskaya politika: opyt perekhoda k rynku / Pod obshch. red. d.eh.n., prof. Sidorovicha A.V. - M: «Delo i servis», 2008. - 320 s.
2. Demograficheskij ezhegodnik Kyrgyzskoj Respubliki. 2009-2013gg. -Bishkek: Nacstatkom KR, 2014.
3. Kyrgyzstan v cifrah. - Bishkek: Nacstatkom KR, 2014. -341 s.
4. Roik V.I. Social'naya zashita: soderzhanie ponyatiya // CHelovek i trud. -2000. - №11.
5. Sayakbaeva A.A. Social'naya zashchita naseleniya. - Bishkek: KNU im.ZH.Balasagyna, 2006. -226 s.
6. Fedorova M.YU. Social'noe strahovanie kak organizacionno-pravovaya forma social'noj zashchity naseleniya: problemy pravovogo regulirovaniya. - Omsk: OmGU, 2000.
7. Uroven' zhizni naseleniya Kyrgyzskoj Respubliki 2009-2013. - Bishkek: Nacstatkom KR, 2014. - 129s.
Saikbaeva A.A., Toktorbaeva K.A.
NEED OF THE POPULATION IN SOCIAL PROTECTION DURING TRANSFORMATION PERIOD OF ECONOMICS
Kyrgyz National University Summary
This article discusses the standard of living of the citizens of the Kyrgyz Republic, poverty, migration of population, the average monthly wage, including real and nominal, as well as features of social protection of population, which has incurred existing and standard alterations during transformation period and demand growth of population in social protection