Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность и инвестиционные риски в Кыргызстане'

Инвестиционная привлекательность и инвестиционные риски в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саякбаева А.А., Сагынбаева А.Т.

В статье рассматриваются некоторые вопросы инвестиционной привлека-тельности Кыргызстана, а также отдельные виды инвестиционных рисков в Кыргызской республике, в том числе административные, страновой, отраслевые, территориальные, уровень инфляции, уровень бедности населения по территории республики, курсы валют, сегменты рынка телекоммуникационной отрасли, дивиденды на госпакет акций и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment attractiveness and investment risks in Kyrgyzstan

This article describes some of the issues of investment attractiveness of Kyrgyzstan, as well as certain types of investment risks in the Kyrgyz Republic, including administrative, country, sectoral, territorial, the rate of inflation, the level of poverty of the population in the territory of the republic, exchange rates, market segments of the telecommunications industry, dividends on shares in, etc.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность и инвестиционные риски в Кыргызстане»

УДК: 336.77.067

А.А. Саякбаева, А.Т.Сагынбаева ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ

РИСКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына

Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан имеет тенденцию к сокращению, что можно объяснить, в основном, с низкой инвестиционной привлекательностью страны из-за нестабильной политической ситуации, относительно высоким уровнем государственного долга, высокой коррупцией, особенно в госорганах и другими проблемами. Так, диагностика динамики изменения международной инвестиционной деятельности в республике показала неравномерность поступления иностранных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за 2010-2014 годы и снижение поступлений ПИИ в 2014 году (рис. 1).

Рис. 1. Структура поступления прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан за 2007-2014 годы, млн долл США [2, 5]

Поступление ПИИ в экономику Кыргызстана в 2014 году составило 608,5 млн долл. США против 666,1 млн долл. США в 2007 году, или за 2010-2014 годы снизилось на 8,6% (рис. 1), что связано со снижением чистого притока финансовых средств, инвестированных в акционерный капитал. Вложения инвестиций инвесторами от общего объема поступлений ПИИ сократились в такие отрасли как строительство, или составило 1,9% против 2,7%, соответственно, в финансовое посредничество и страхование 5,2% против 14,8%, в добычу полезных ископаемых 0,2% против 11,7% и др. отрасли (рис. 2).

Транспортная деятельность и хранение грузов Оптовая и розничная торговля; ремонт.

Профессиональная.научная и техниче-ская...

Обеспечение (снаб-жение) электро-энергией..

Финансовое посредничество и страхование

Операции с недвижимым имуществом

Деятельность гостиниц и ресторанов

Обрабатывающие производства.

У 2014 ' Н 2010

Добыча полезных ис-копаемых

Информация и связь

Строительство

49,8

Рис. 2. Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан по видам экономической деятельности в 2010 году и 2014 году, % [2, 5]

Наиболее привлекательными секторами экономики для инвесторов в 2014 году были обрабатывающая (27,2%) и профессиональная, научная и техническая деятельность (35%), где вложения инвестиций составили 62,6% от общего объема поступивших ППИ; финансовая деятельность (14,8%), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (5,8%), в оптовую и розничную торговлю; ремонт автомобилей и мотоциклов 8% и др. отрасли экономики (рис. 2).

Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является увеличение притока инвестиций в экономику. Но как переломить тенденцию снижения поступлений инвестиций в экономику, когда внешний долг составляет более 4 млрд долл. США и имеет тенденцию к повышению при глобальном финансовом кризисе и других факторов внутренней и внешней среды страны. Присвоение Кыргызстану суверенного кредитного рейтинга, даст возможность увеличить объем иностранных инвестиций, изменить условия кредитования как для страны в целом, так и для предприятий в частности, с изменением как размера, так и срока кредитования, а также снизит процентную ставку; улучшит условия кредитования и имидж Кыргызстана. Все это позволит увеличить и деловую активность населения. Кроме того, повысится инвестиционная привлекательность страны и ценных бумаг национальных эмитентов.

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы отмечено, что «Страна имеет крайне недостаточную инвестиционную привлекательность, по многим международным индексам отмечено ее снижение. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2012 году Кыргызстан занимает 110-111 место в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю. Согласно композитному индексу конкурентоспособности экономики 2011/2012 Кыргызстан находится на 126 месте из 187 стран мира. По

рейтингу "Ведение бизнеса 2012", Кыргызстан занимает 70 место, что свидетельствует о слабых позициях страны по ведению бизнеса». [1]

Последнее требует от государства ускорение процесса интеграции и глобализации финансового рынка республики. Получение суверенного кредитного рейтинга является одним из наиболее эффективных инструментов для решения этой задачи. Это подтверждает позитивный опыт Украины и Казахстана, получивших доступ к мировому финансовому рынку после присвоения кредитного рейтинга, обеспечив приток капитала в экономику этих стран.

В Кыргызстане действующая система государственного регулирования в инвестиционной сфере сильно осложнена и имеет не очень позитивную репутацию, что снижает приток иностранных инвестиций в страну. К числу наиболее значимых можно отнести: отсутствие налаженной системы гарантий и безопасности инвестиций из-за неотлаженной нормативной правовой базы; отсутствие преемственности и последовательности решений со стороны государства при смене власти; сохранение коррупции в госструктурах повышают риски для всех уровней инвесторов и др. Все перечисленные факторы характеризуют доминирующий в республике административный риск, увеличивающий неопределенность инвестора будущих расходов. Для примера можно привести национализацию ряда компаний после 2010 года (табл. 1).

Таблица 1. Национализированные акционерные общества в Кыргызстане в 2015 году [5]

№ Наименование Доля в АО, в %

1 ЗАО «Двадцать пятый кадр» 100

2 ОАО «Росинбанк» 10

3 ОАО «Чакан ГЭС» 100

4 ЗАО «Альфа телеком» 49,0

5 ОАО «Нарынгидроэнергострой» 90,0

6 ОАО «Нарынспецгидроэнергомонтаж» 71,4

7 ОАО «Транснациональная корпорация «Дастан» 44,1

8 ОАО «Кантский цементный завод» 13,2

9 ОАО «Бишкекский ликеро-водочный завод» 70,1

10 ЗАО «Азия Агроресурс» 35,5

11 ЗАО «Дитис» 33,2

Кроме того, остается высоким риск предлагаемой национализации золоторудного комбината «Кумтор». Последнее вызовет уход с рынка иностранных инвесторов.

Глобальный финансовый и политический кризис, а также резкое снижение стоимости нефти на мировом рынке, высокая волатильность национальной валюты и др. наносит ощутимый урон для экономики Кыргызстана, вызывая инфляцию, что снижает уровень жизни населения страны.

ео.Ъ

Рис. 3. Уровень бедности населения по территории Кыргызстана за 2009-2013 гг. [4]

Доля участия государства в управлении компаний, несмотря на давление со стороны мировых доноров о ее снижении из-за неэффективного управления государством, остается высокой.

За 2010-2014 годы в государственном бюджете Кыргызстана наблюдалось резкое увеличение показателей поступления дивидендов, начисленных на государственный пакет акций (табл. 2).

Таблица 2. Изменение дивидендов на государственный пакет акций в Кыргызстане за 2010-2014 гг., млн сомов (по данным Минфина КР [Годовые отчеты об исполнении Госбюджета КР]

2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010

Дивиденды, начисленные на государственный пакет акций 150,4 689,8 2 923,2 1 826,9 1 476 981,4

в % к предыдущему году - 459,0 423,8 62,5 80,79 -

Однако, несмотря на существенный рост показателя против предыдущего периода, представляются недостаточными и явно заниженными в сравнении с суммой располагаемых инвестиций в акции АО.

Система управления государственной собственностью малоэффективна, которой характерны такие проблемы как низкая производительность, незаинтересованность в конечных результатах, лоббирование интересов, в том числе кадровых, обслуживание интересов курирующих организаций (министерств), низкая прибыльность или убыточность, избыточное владение непрофильными активами и др. Кроме этого, значительное влияние оказывает недостаточный профессиональный опыт персонала, в обязанности которых

входит мониторинг состояния государственной собственности, а также чрезмерный бюрократизм и некоторая коррупция. Кроме того, довольно высоки риски налоговых претензий от государственных органов бизнес - структурам. Это риск повышения транзакционных издержек предприятий, существенно повышающих риск инвестирования.

Таким образом, важно отметить, что административные риски очень сильно влияют на затраты и результаты инвестирования.

Высокую степень влияния на страновой риск оказывает риск увеличения инфляции в стране. Инфляция оказывает существенное влияние на уровень доходности инвестиций в кыргызские компании и их привлекательность. В соответствии постановления Правительства КР (ПКР) и Национального банка КР (НБКР) «О Совместном заявлении ПКР и НБКР об экономической политике на 2013 год» от 31 января 2013 № 42/52/1 их эффективные действия позволили удержать уровень инфляции в запланированном коридоре (7-9 %).

Для снижения инфляции до однозначного уровня в среднем за трехлетний период НБКР продолжил проведение взвешенной денежно-кредитной политики, ориентированной на ограничение монетарной составляющей инфляции путем регулирования денежной базы посредством использования инструментов денежно-кредитной политики.

20

Рис. 4. Уровень инфляции в Кыргызстане за 2010 - 2014 годы, % [2]

Виток инфляции в республике наблюдался в 2010 году, вызванный политическими катаклизмами и повышение цен на нефтепродукты, вызвавший за собой удорожание товаров и др. Вторым толчком к увеличению инфляции в 2010 году послужило подорожание цен на пшеницу из-за засухи в России и Казахстане, что повлекло второй виток инфляции в этот период и отразилось на общей тенденции роста цен по всему набору потребительской корзины, включая продовольственные и непродовольственные товары, а также основные виды услуг. В результате инфляция достигла 19,2%. После 2010 года Правительством КР были отменены высокие тарифы на электричество, тепло и сотовую связь и, по данным НБКР, к июню месяца 2010 года уровень инфляции снизился до 8%.

Кроме инфляционных изменений (рис. 4) на стоимость инвестиций особое влияние оказывает и высокая волатильность обменного курса национальной валюты (рис. 5). С целью сглаживания колебаний обменного курса НБКР проводит политику плавающего обменного курса и осуществляет валютные интервенции. При усилении давления на обменный курс НБКР избегает значительного сокращения международных резервов и принимает меры по ужесточению денежно-кредитной политики.

80,00 кур^/КОЬ

: 70,00

60,00 50,00 40,00 оЛоЛсхХХХХХЗо^

!ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ^

.;■■'..■■ ..■..■ ИЯа^ /-. /-.;'.•'.•'. у-.:-:.:,:./,:.,ЛДЛ

30,00 20,00 ■ ■'О'1.. ''- }'1, ''ч11'. ■'■ ■'■ X/''Л.-''. . . . . * . л . . . . . . : . . .

10,00

0,00 ■V шшшшшшш^шшшш

Рис. 5. Курс изменения валют за 1993-2015 годы в Кыргызстане (составлен по данным НБКР)

Прямая зависимость Кыргызской Республики от импорта на основные виды сырья и экспортная ориентация цены на золото оказывают существенное влияние на экономику страны и повышают внешнеэкономические риски. Рост мировых цен на продовольственные товары, высокая волатильность мировых цен на сырую нефть (падение со 100 до 30 долл. США/баррель), войны в странах Ближнего Востока и в других странах мира, локальная война на Украине и принятые санкции против России, политическая нестабильность во многих регионах мира, сокращение реэкспорта и ограничение экспорта товаров из Кыргызстана из-за введения в действие условий Таможенного Союза (ЕАЭС) и общая тенденция затяжного глобального финансового кризиса резко снизили стоимость инвестиций.

Отраслевые риски оказывают высокую вероятность отклонения финансового результата компании в отдельно взятой отрасли в результате изменений экономического состояния этой отрасли в сравнении с другими отраслями экономики. Эти риски могут оказать заметное влияние на стоимость акций компании и инвестиций в целом.

На отраслевые риски оказывают влияния цикличность продаж (подверженность сезонной активности) и степень внутриотраслевой конкуренции.

Примером внутриотраслевой конкуренции в Кыргызской Республике является развитие телекоммуникационной отрасли. Стремительная

91

информатизация общества явилась закономерным следствием развития телекоммуникационной отрасли в стране, отмена эксклюзивности ОАО «Кыргызтелеком» в 2003 году предоставления услуг в области междугородней и международной связи дала дополнительный толчок развития отрасли. В связи с чем наблюдалось открытие большого количества компаний и приток инвестиций в эту отрасль. В Кыргызстане на 01.01.2015 года на рынке связи осуществляют свою деятельность 348 операторов и службы электросвязи, владеющие 643 лицензиями и предоставляющие услуги связи на всех сегментах телекоммуникационного рынка. Особое место занимают в данной отрасли компании, предоставляющие услуги в области сотовой связи. В 1994 году в Кыргызской Республике первым оператором сотовой связи была компания «Кател». Далее в 1998 году в республике появилась компания «Бител GSM» (ныне ООО «СкайМобайл»). В настоящее время в стране работают еще 5 операторов сотовой связи-ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Сотел», ОсОО «Нур Телеком», ОсОО «Актел», ОсОО «Винлайн». Объем услуг данных компаний растет: если в 1999 году количество абонентов сотовых компании составляло 2600 человек, то в 2015 году, соответственно, 7,6 млн абонентов, или в общем их количество в 17 раз превышает численность абонентов фиксированной связи.

Общее количество абонентов Объем услуг операторов сотовой связи, сотовой связи млн сомов

Рис. 6. Динамика изменения количества абонентов и объема услуг сотовых компаний в Кыргызстане за 2012-2014 годы, составлен по данным Госагенства связи

(ГАС ПКР)

С появлением сотовых операторов наблюдалась высокая миграция абонентов от услуг проводных операторов, в частности, ОАО «Кыргызтелеком» в связи с невозможностью ценовой конкуренции, к сотовым компаниям, что значительно снизило объемы продаж по услугам междугородней и международной связи ОАО «Кыргызтелеком».

Таблица 3. Сегменты рынка телекоммуникационной отрасли в Кыргызстане за 2010-2014 годы, в % от общей доли рынка (составлена по данным ГАС ПКР)

2010 2011 2012 2013 2014

Мобильная связь 71,3 72,0 74,1 71,0 66,49

Фиксированная связь 14 11,7 2,5 5,7 1,5

ТВ и РВ 3,8 3,9 3,8 3,4 3,0

Услуги интернет 8,8 10,1 13,9 17,9 23,48

Прочие 2,1 2,3 5,7 2,0 5,53

В целом происходит перераспределение структуры рынка: наблюдается резкое снижение доли услуг междугородней и международной связи из-за постоянного снижения тарифов со стороны сотовых операторов и рост мобильной связи и передачи данных. Увеличивается объем инвестиций сотовых компаний за счет модернизации сетей связи и расширения зоны покрытия услугами связи, а также за счет проникновения новых технологий во все области КР.

що т

40,0 0,0

ЛШ * • 2013 л:1)

Рис. 7. Объемы привлеченных средств операторами на приобретение РЭС и ВЧУза 2012-2014 гг., млн долл. США (составлен по данным Госагенства связи ПКР)

В Кыргызстане наблюдается снижение темпов роста телекоммуникационной отрасли. В 2014 году прирост объема рынка телекоммуникаций относительно 2013 года составил 11% или, в общем, составил порядка 28 млрд сомов. Это связано с высокой конкуренцией в отрасли и проводимой ценовой войной между операторами связи из-за практически 100% охвата всего населения и территории Кыргызстана. В дальнейшем это, возможно, приведет к поглощению более крупными игроками мелких компаний или банкротству отдельных из них.

Таблица 4 . Объемы рынка услуг телекоммуникационной отрасли Кыргызстана за 20102014 годы, составлена по данным ГАС ПКР

2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010

Объем предоставляемых услуг, млн. сомов 16 464 18 747 21 148 25059 27867 169,3

Годовой темп роста объема отрасли к предыдущему году, % 105 114 113 118 111 106,0

Территориальные инвестиционные риски, прежде всего, сопряжены социальным, экономическим, криминальным, политическим и экологическим факторами в областях расположения и функционирования предприятия. Для примера рассмотрим деятельность ОАО «Хайдарканский ртутный комбинат», деятельность которого привела к образовании хвостохранилищ из остатков различных реагентов и отходов руд, наносящий огромный вред экологии. Для защиты экологии региона выступают отдельные международные организации, требующие его консервации или закрытия. ОАО «Хайдарканский ртутный комбинат» это прибыльное предприятия требующее незначительных инвестиционных вливаний - порядка 10 млн долларов США при запасах ртути и других металлов до 2 млрд долларов США. Данный комбинат покрывает от 6% до 10% мирового потребления ртути и является достаточно привлекательным объектом для инвестиций, но высокий экологический риск останавливает инвесторов.

В процессе определения инвестиционных рисков особое место стоит отнести и к определению корпоративных рисков. Историческая и национальная особенности формирования экономических взаимоотношений в Кыргызской Республике накладывает особый отпечаток в ведении бизнеса в нашей стране. К таким особенностям кыргызских корпоративных рисков можно отнести качество предоставления финансово-экономической информации и уровень корпоративного управления.

Достоверность представляемой финансово-экономической информации может оказать ощутимое влияние на оценку стоимости компании. Низкое качество предоставляемой финансовой информации отражает слабое развитие корпоративного права и методологии корпоративных финансов в кыргызских компаниях. Отдельные кыргызские компании зачастую ведут двойную бухгалтерию, ведут практику существенного завышения расходных статей компании с целью снижения налогооблагаемой расчетной базы. Официальная статистика не отражает значительную долю теневой экономики Кыргызской Республики. Последнее не позволяет достоверно проводить Можно отметить и тот факт, что во многих компаниях финансовая отчетность не прозрачна и не публикуется в СМИ. Все это усложняет проведение точной оценки в начальной стадии инвестирования и требует получения дополнительной информации с

целью оценки реалистичности финансовой информации в официальной отчетности.

Акций кыргызских компаний, котирующиеся на Кыргызской фондовой бирже могут быть признаны лишь условно и при более точной оценке предприятия, его стоимость может быть значительно выше, либо оказаться, что финансовая стабильность этого предприятия менее устойчива. Таким образом, можно сказать, что при подготовительном этапе инвестирования особое значение имеет качество исходной информации и его источники, что может оказать существенное влияние на прибыльность вложений.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Nacional'naya strategiya ustojchivogo razvitiya Kyrgyzskoj Respubliki na 2013-2017 gody: postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 21 yanvarya 2013 goda № 11.

2. Kyrgyzstan v cifrah. - Bishkek: Nacstatkom KR, 2014. - 341s.

3. Sayakbaeva A.A. Social'naya zashchita naseleniya. - Bishkek: KNU im.ZH.Balasagyna, 2006. -226 s.

4. Uroven' zhizni naseleniya Kyrgyzskoj Respubliki. 2006-2013. - Bishkek: Nacstatkom KR, 2014. - 129s.

5. http://www.fgi.kg

SaikbaevaA.A., SaginbaevaA.T.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND INVESTMENT RISKS IN

KYRGYZSTAN Summary

This article describes some of the issues of investment attractiveness of Kyrgyzstan, as well as certain types of investment risks in the Kyrgyz Republic, including administrative, country, sectoral, territorial, the rate of inflation, the level of poverty of the population in the territory of the republic, exchange rates, market segments of the telecommunications industry, dividends on shares in, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.