РЫНОК ТРУДА
THE LABOUR MARKET
УДК 331.5(575.2) ББК 65.240.5 (Кир) Р 95
И.А. Рыскулов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина, Кыргызская Республика, г. Бишкек. Тел.: (996) 555-855-594, e-mail: iryskulov@yahoo.com
H.Б. Ильязова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына, Кыргызская Республика, г. Бишкек. Тел.: (996)770909900, e-mail: nurgul-umay@mail.ru
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются современная ситуация на рынке труда и происходящие процессы внешней и внутренней трудовой миграции в Кыргызской Республике, несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Приведены статистические данные, а также результаты исследований показателей занятости и безработицы как основного фактора влияния на миграцию в республике.
Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, безработица, миграция, трудовые ресурсы.
I.A. Ryskulov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of International Relations Department, Kyrgyz-Russian Slavic University by B. Yeltsin, Bishkek. Ph.: (996)555 855 594, e-mail: iryskulov@yahoo.com
N.B. Iliazova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance Department, Kyrgyz National University by Zh. Balasagyn, Bishkek. Ph.: (996) 770909900, e-mail: nurgul-umay@mail.ru
THE CURRENT STATE OF THE LABOR MARKET AND LABOR MIGRATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Abstract. The paper considers the current situation in the labor market and the ongoing processes of external and internal labor migration in the Kyrgyz Re-
public, the authors reveal discrepancy with the supply and demand of labor in the labor market. The scientific article presents statistical data, as well as the results of studies of employment and unemployment indicators, as the main factor of influence on migration in the republic.
Keywords: labor market, employment of the population, unemployment, migration, labor resources.
В последнее время рынок труда в Кыргызстане определяется как перенасыщенный предложением рабочей силы. Ежегодно в Кыргызстане в трудоспособный возраст вступают от 80 до 100 тысяч молодых людей, при этом экономика республики не создает достаточного количества рабочих мест, соответствующих растущим потребностям населения. На протяжении последних лет предложение труда превышало спрос на него более чем на 30%. Экономически активное население составляет 2 млн 496,8 тысячи человек, занятое население составляет 2 млн 286,4 тысячи человек. Численность безработных составляет 210,4 тысячи человек [1].
Из данных табл. 1 следует, что общее число занятого населения в 2011 году по республике составило
Крайне большое количество трудоспособного населения страны и дисбаланс во внутренней политике занятости вплоть до текущего момента являются объективными показателями, вследствие чего это население вынуждено мигрировать в другие страны в поисках работы. Эти обстоятельства были особо выделены в Концепции Национальной безопасности Кыргызской Республики (июль 2001 г.), указывающей на необходимость создания новой стратегии, которая реагировала бы на происходящие миграционные процессы [2].
Для исследования рынка труда рассмотрим ситуацию занятости населения Кыргызстана. Занятость населения по регионам (табл. 1).
2 243 700 человек, в последующих 2012 и 2013 годах росло число работающих людей, в 2014 году
Таблица 1
Численность занятого населения по регионам Кыргызской Республики (тыс. чел.)
В %
Название регионов 2011 2012 2013 2014 2015 к общему количеству
Кыргызская Республика 2243,7 2277,7 2286,4 2263,0 2275,2 101,4
Баткенская область 160,4 165,0 160,4 153,4 152,6 95,13
Дясалал-Абадская область 419,3 423,8 429,5 432,5 431,3 102,8
Иссык-Кульская область 171,8 174,9 174,9 163,0 165,3 96,2
Нарынская область 83,9 85,4 85,3 77,8 77,3 92,13
Ошская область 577,5 590,0 86,9 518,5 517,2 89,5
Таласская область 103,2 103,3 102,9 105,8 104,5 101,2
Чуйская область 347,7 350,2 353,5 332,4 344,4 99,05
г. Бишкек 379,9 385,1 392,8 391,3 393,8 103,6
г. Ош - - - 88,2 88,8 -
занятость населения снизилась до 2 263 ООО человек и снова возросла в 2015 году на 12 200 человек, что составило 2 275 200 человек. Региональная тенденция изменения занятости по стране в течение последних пяти лет менялась, но с небольшими изменениями, оставаясь почти в том же состоянии. А это значит, не предпринимались меры по воздействию на рынок труда, если даже и были попытки улучшить ситуацию, но не эффективные.
Целесообразно также рассматривать безработицу как один из важных факторов на рынке труда Кыргызстана. На начало 2016 г. общее количество безработных составило 201500 человек, из которых 98400 женщин (или 48,9% от всего количества безработных) и 103 100 мужчин (или 51,1%). Общий уровень безработицы в Кыргызстане -8,8% [1, с. 341].
На 1 января 2016 г. в службах занятости на учете состоит 93 тысячи человек, из которых официальный статус безработного получили 58,2 тысячи человек.
Согласно исследованиям Европейского Фонда Образования о переходе выпускников высших учебных заведений на рынок труда от 2014-2015 гг. в Кыргызской Республике, большая доля опрошенных молодых респондентов работает на свои семьи (неформальный бизнес) или занимает незарегистрированные рабочие места [3]. Результаты исследования показывают, что большая часть молодых людей, когда-либо трудоустроенных, получила свое первое рабочее место при поддержке семьи или знакомых.
К главным параметрам «оценки» рынка труда, по мнению руководителя Северо-Западной обсерватории Центра стратегического анализа общественных процессов в Санкт-Петербурге С. Иванова, можно отнести: 1) критическую зону рынка труда; 2) потенциал роста критической зоны рынка; 3) скрытую безработицу; 4) потенциал безработицы.
Критическая зона рынка труда включает четыре субзоны: 1) лица, имеющие официальный статус безработного; 2) неработающие, не имеющие официального статуса безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума; 3) работающие в режиме неполной занятости, не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума; 4) занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума. Потенциал безработицы и потенциал критической зоны рынка труда
- это фактические показатели этих явлений с учетом ожидаемого роста их значений [4].
Для исследования проблемы занятости Германское общество по международному сотрудничеству совместно с Министерством труда Кыргызской Республики провело опрос работодателей и безработных. В ходе проведенного исследования было опрошено 520 человек, находящихся в поиске работы, из этого числа 244 человека состоят на учете службы занятости и 296 человек не состоят на учете службы занятости [5]. В ходе исследования было опрошено 280 работодателей, их них 162 субъекта находятся в тесном контакте со службой занятости. Наибольшую долю среди опрошенных составляла молодежь в возрасте до 28 лет -32,1%, доля лиц в возрасте от 29 до 35 лет - 18,5%, доля лиц в возрасте от 36 до 45 лет - 24,4%, доля лиц в возрасте от 46 до 50 лет - 12,7%, доля лиц в возрасте свыше 50 лет
- 12,3%. Полученные данные явно указывают на молодежную безработицу, следствием которой стала массовая трудовая миграция молодых людей в другие страны.
Участники опроса классифицировались по образованию. С высшим и неоконченным высшим образованием - 45,2%, со средним образованием - 23,5%, с
начальным профессиональным образованием - 4,8%, с неполным средним образованием - 2,5%. Анализируя ситуацию, мы видим, что безработными являются обладатели различных специальностей. Опрос проводился среди экономистов, бухгалтеров, юристов и инженеров. Включены в опрос были и представители рабочих профессий: строители, швеи, промышленные рабочие, повара, водители и т.д. В составе опрошенных 14,8% составляли те, кто не имел никакой специальности.
При сравнении спроса и предложения на рынке труда отмечена явная несбалансированность. Респонденты, обладающие профессией бухгалтера, составляют 41 человек, однако служба занятости вакансий на 1 октября 2015 года по специальности бухгалтера не имела (табл. 2). Экономистов в числе опрошенных
Профессии опроше] находящихся в
- 47 человек, но банк вакансий предоставлял только 9 заявок на экономистов. Инженеров зафиксировано 26 человек, а вакансий на бирже труда - 18. Учителей опрошено - 41 человек, вакансий - 216. Такое расхождение между спросом и предложением наблюдается практически по всем специальностям, причем именно из-за нехватки рабочих мест, многие из них работают не по специальности.
В 2015 году спрос на продавцов, водителей троллейбусов, поваров и медсестер был в 2 раза выше, чем количество людей в поиске работы.
Снижение спроса по рабочим профессиям наблюдается у водителей категорий В и С, а также строителей. Причина уменьшения спроса на строителей - повышение курса доллара и снижение спроса на строящиеся дома и квартиры в Кыргызстане.
Таблица 2
(ных респондентов, поиске работы
Название профессии Количество человек
экономист 47
бухгалтер 41
учитель 41
юрист 26
инженер 26
швея 22
промышленные рабочие 22
менеджер 18
продавец 15
строитель 15
повар 12
водитель 10
медсестры 8
парикмахер 6
другие профессии 134
без профессии 77
В 2015 году ситуация в области трудоустройства молодежи изменилась, по сравнению с 2014 годом. Так, ищущих работу посредством Интернета в 2015 году-38,1%, тогда как в 2014 году - 29%. Причина заключается в увеличении количества сайтов частных и государственных организаций и предприятий. Уменьшилось количество людей в поиске работы, дающих объявления через СМИ: в 2015 году - 12%, в 2014 году - 32%. Резко сократилось число желающих открыть собственное дело: в 2015 году-8,3%, в 2014 году - 23%.
Однако многие из участников опроса не смогли найти работу, невзирая на все предпринятые службами занятости меры. Основные причины: низкая заработная плата по предлагаемым вакансиям - 28%; семейные обстоятельства -19,5%; несоответствие специальности рабочему месту - 17,6%; отсутствие специальности - 18,5%; состояние здоровья - 9%. Больше половины респондентов согласны пройти обучение и переквалифицироваться - 42%. Готовые работать не по специальности - 39%. Согласные поменять место жительства - 9,5%, работать в условиях низкоквалифицированного труда - 6,3%.
Об улучшении взаимодействия с работодателями по созданию банка вакансий высказались 84% состоящих на учете в службе занятости.
Участвовавшие в исследовании 280 работодателей назвали
В числе причин обращения граждан в государственную службу занятости названы: поиск работы
- 43,3%, бесплатное переобучение
- 20%, получение консультации -14,6%, возможность получения микрокредита для развития собственного бизнеса - 4,4%. Наблюдается уменьшение желающих получать пособие по безработице: в 2015 году
- 9,4%, в 2014 году - 20%. Это значит, что безработные осведомлены о низком размере пособия - от 250 до 500 сомов.
В свою очередь, государственной службой занятости участникам опроса были предложены вакансии по их профессиям, но 92% не стали устраиваться на новые рабочие места. Первой причиной этого отмечена низкая заработная плата - 45%, плохие условия труда - 20%, отказ работодателей от претендентов на рабочие места - 12,6%.
Работники службы занятости предлагали обратившимся гражданам временную занятость на оплачиваемых общественных работах. В общественных работах из респондентов опроса приняли участие 50 человек. Почти 70% респондентов отказались от общественных работ по причине низкой оплаты труда (за месяц работы - одна тысяча сомов) (рис. 1).
д-
важнейшие проблемы в своей деятельности: недостаток финансовых ресурсов и сложность получения кредитов для собственного бизнеса - 61%, нехватка квалифицированных кадров - 44%, низкий уровень
■ низкая оплата труда - 68,5°
в неквалифицированный тру 16,3%
■ другое-15,2%
Рис. 1. Причины отказа от участия в оплачиваемых общественных работах
материально-технических возможностей - 32%, низкая покупательная способность населения - 23%, таможенные и налоговые барьеры - 19%, коррупция чиновников - 8%, отсутствие социальной защиты и безопасности предпринимателей - 7%. Все эти причины влияют на предпринимательскую деятельность, соответственно - на создание и сохранение количества рабочих мест.
Существующие вакансии - это низкооплачиваемые рабочие места, на которые устраиваются только лица с ограниченными возможностями и пенсионеры.
Подводя итоги проведенного опроса, мы можем отметить, что основными проблемами безработицы являются: большое количество низкоквалифицированных рабочих мест и малая заработная плата, что связано с общим уровнем экономического кризиса.
На сегодняшний день в Кыргызстане наблюдается несбалансированность на рынке труда спроса и предложений рабочей силы. Нехватка рабочих мест создает диспропорцию трудового рынка. Многие граждане республики в поисках работы вынуждены уезжать в другие страны. Объем трудовой миграции увеличивается с каждым годом. Подтверждение мы находим в работе профессора Савиной С.Е.: слабое экономическое развитие страны обуславливает мотивацию выезда отечественных трудовых мигрантов [6, с. 35-41].
Вовлеченность всех стран в миграционный трудовой обмен делает международную трудовую миграцию частью современной мировой экономики и политики.
От 120 до 200 млн человек в мире, по оценкам ООН, являются регулируемыми трудовыми мигрантами.
Миграционные процессы в настоящее время служат не только инструментом перераспределения трудовых ресурсов, но и сферой, во
многом определяющей тенденции в развитии межгосударственных отношений и внутренней ситуации во многих странах.
Отсутствие полного контроля и учета, как во внутренней, так и во внешней миграции в Кыргызстане, свидетельствует о глобальных проблемах системного характера, что является следствием недоработанного законодательства.
Со времени независимости Кыргызстана идет стабильный отток населения в другие страны. Согласно данным Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики, число выбывших на постоянное место жительство за рубеж составляет более 540 тысяч граждан Кыргызстана [7]. Кроме того, в трудовой миграции находится порядка 700 тысяч человек. Из них, по состоянию на начало 2015 года, в России - 520 тыс., в Казахстане - 80 тыс., в Южной Корее - 14 тыс., в Турции - 14 тыс., в других странах дальнего зарубежья (Европа, США, Ближний Восток, Азия) - 30 тыс. человек.
Наибольшее количество трудовых мигрантов из Кыргызстана приходится на Российскую Федерацию и Республику Казахстан, т.е. большинство трудоспособного населения Кыргызстана работает в странах ЕАЭС.
Экономический кризис - основная причина трудовой миграции граждан, а именно - высокая безработица и низкая заработная плата вынуждают население искать более выгодные условия труда за рубежом.
Количество граждан Кыргызской Республики на начало 2016 года на территории Российской Федерации составило более 540 тысяч человек (рост - более чем на 20 тысяч человек по сравнению с 2015 г.), в Республике Казахстан -113 тысяч (рост - более чем на 28 тысяч человек по сравнению с 2015 г.).
Доля молодежи (от 18 до 29 лет), по различным экспертным оценкам,
в общем числе мигрантов в указанных странах составляет около 47% от общего числа. Несовершеннолетние граждане из числа мигрантов в Российской Федерации - 18% (по данным ФМС РФ на начало 2016 года - 93,7 тысячи человек).
В гендерном составе трудовых мигрантов на территории Российской Федерации доминируют мужчины, их больше, чем женщин, на 30%.
Более четверти экономически активного населения Кыргызской Республики (около 2,5 млн человек) находится за рубежом. Стратегические интересы государства, а именно - экономическое развитие и обороноспособность страны, зависят от внутренней и внешней миграции населения. Неконтролируемость
внешней и внутренней миграции населения республики является серьезнейшей угрозой социальному и экономическому развитию Кыргызской Республики. Кризис, в большей степени затронувший регионы республики, ведет к оттоку трудоспособного населения из малых городов и сельской местности на периферию крупных городов, что резко увеличивает нагрузку на социальную инфраструктуру, способствует образованию стихийного рынка труда. И это, далеко не полный, список проблем, созданных неконтролируемой внутренней миграцией. Стабилизация экономической и социальной ситуации в Кыргызстане зависит от разработки эффективных мер по решению данных проблем.
Примечания:
1. Кыргызстан в цифрах. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек, 2014. С. 354.
2. Кумсков Г.В. Пути усиления воздействия рыночных механизмов в стабилизации процессов внутренней миграции населения Кыргызстана. URL: http:// www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/al6.html.
3. Belgium Flanders, Academic career structure / European University Institute, European Commission. Brussels, 2015. P. 18-21. URL: http://www.eui.eu/Pro-grammesAndFellowships/AcademicCareersObservatory/AcademicCareersbyCoun-try/BelgiumFlanders.aspx.
4. Иванов С. Доклад руководителя Северо-Западной обсерватории Центра стратегического анализа общественных процессов в Санкт-Петербурге // Анализ рынка труда: материалы Междунар. семинара, организов. Европ. фондом образования в рамках программ Европейского Союза «Tasis» и «Phare» 13-20 апр. 1999 г. СПб, 1999. С. 21.
5. Министерство труда и социального развития КР. Германское общество по международному сотрудничеству. Представительство в КР. Отчет по обследованию рынка труда в г. Бишкек. Бишкек: БГУ МТММ, 2015.
6. Савина С.Е. Сравнительный анализ ситуации на рынках труда Кыргызстана и Казахстана // Экономика. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Национальной академии наук КР, 26 июня 2014 г. Бишкек, 2014. № 3(21). С. 242.
7. Отчет Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики. Бишкек, 2016. URL: http://www.ssm.gov.kg/reports/view/2.
References:
1. Kyrgyzstan in figures. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. Bishkek. 2014. P. 354.
2. Kumskov G.V. Ways of strengthening the impact of market mechanisms in stabilizing the processes of internal migration of the population of Kyrgyzstan. URL: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/al6.html.
3. Belgium Flanders, Academic career structure / European University Institute, European Commission. Brussels. 2015. Pp. 18-21. URL: http://www.eui.
eu/ProgrammesAndFellowships/AcademicCareersObservatory/AcademicCareersby Country/BelgiumFlanders.aspx.
4. Ivanov, S. Report of the head of the North-Western Observatory of the Center for Strategic Analysis of Social Processes in St. Petersburg // Labor market analysis: materials of the International, seminar, organized. European Fund of education within the framework of the European Union programs "Tasis" and "Phare" on 13-20 April, 1999. Spb. 1999. P. 21.
5. Ministry of Labor and Social Development of the Kyrgyz Republic. German Society for International Cooperation. Representation in the Kyrgyz Republic. Report on the labor market survey in Bishkek. 2015.
6. Savina S.E. Comparative analysis of the situation in the labor markets of Kyrgysstan and Kazakhstan / Proceedings of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 60th anniversary of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic June 26, 2014 // Economics. Bishkek: 2014. No. 3 (21). P. 242.
7. Report of the State Migration Service under the Government of the Kyrgyz Republic. Bishkek. 2016. URL: http://www.ssm.gov.kg/reports/view/2.