ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
издательство
Креативная экономика
неравенство в распределении доходов
и их влияние на состояние бедности населения
кыргызстана
Джакубов Н.К}
1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Бишкек, Киргизия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматривается проблема неравномерного распределения доходов, что порождает несправедливость, резкое расслоение населения на бедных и богатых в обществе, бедность и социальную напряженность. Анализируются причины и современные тенденции в распространении бедности в Киргизии и делается ряд предложений по изменению распределительных отношений с целью придать им более справедливый характер, чтобы снизить необоснованную степень дифференциации доходов населения, сократить бедность, особенно сельского населения страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: доходы, неравенство, бедность, прожиточный минимум, заработная плата, коэффициент Джини, занятость, безработица, государственное регулирование, уровень жизни.
Inequality in income distribution and its impact on poverty in Kyrgyzstan
DzhakubovN.K.1
1 Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyzstan
Введение
Во время трансформации экономической системы в механизмах распределения доходов населения в обществе происходят изменения, которые носят рыночный характер, в результате чего создаются условия для роста неравенства доходов населения, происходят качественные и структурные изменения, что порождает множество социальных проблем, поскольку доходы, а точнее неравномерное их распределение, в конечном счете, становятся причиной бедности, которая является одной из самых противоречивых и трудноразрешимых проблем мирового масштаба, и характерна для любого, даже высокоразвитого общества, и существует с древнейших времен. К тому же эта проблема носит еще и относительный характер.
Таким образом, бедность имеет свои специфические проявления и не потеряла актуальности в наши дни, даже с ростом производительных сил и научно-технического прогресса, так как имеет место неспра-
ведливость в распределении доходов. Несправедливость, порождаемая неравномерным распределением доходов в обществе, имеет множество причин, которые будут рассмотрены в данной статье.
Исследователь Е. И. Беглова [1] (Бед1оуа, 2012) отмечала, что повышению уровня бедности населения способствует наличие высокого уровня неравномерного распределения в течение продолжительного времени доходов населения. Это обусловливает существование напряженности в обществе. Сегодня значительная часть населения находится за чертой бедности. Это особенно видно на фоне расслоения общества, когда разница в доходах бедных и богатых различается в разы и разрыв продолжает увеличиваться. Бедные становятся беднее, а богатые - богаче.
Даже несмотря на тот факт, что активным образом происходят изменения в системе распределительных отношений, как указывает В. Ю. Сапрыкина [2] (Баргукта, 2011), проблемы для исследования в этой сфере по-прежнему остаются. И исследование этой области обусловлено объективной необходимостью вследствие значимости проблемы социально-экономического неравенства доходов населения как ключевого показателя поступательного социально-экономического развития государства. Как указывает Е. В. Такмакова [3] (Такшакоуа, 2010), переход к рыночной экономике усилил роль денег в отношениях субъектов и возникла настоятельная потребность в перестройке системы распределительных отношений, ликвидации необоснованного неравенства в доходах населения, и это требует выработки новых теоретических и практических подходов в решении назревших проблем. Можно согласиться с Г. Р. Азимовой [4] (Лг1шоуа, 2018), что дальнейшие экономические реформы в Киргизии требуют глубокого переосмысления системы формирования доходов населения, введения новых
ABSTRACT:
This article deals with the problem of uneven distribution of income, which generates injustice, a sharp stratification of the population into the poor and rich in society, which generates poverty and social tension. The article analyzes the causes and current trends in the spread of poverty in Kyrgyzstan and makes a number of proposals to change the distribution relations in order to make them more equitable, to reduce the unjustified degree of income differentiation of the population, to reduce poverty, especially rural population. KEYWORDS: income, inequality, poverty, subsistence minimum, wages, Gini coefficient, employment, unemployment, government regulation, standard of living
JEL Classification: J21, J30, J64, I32 Received: 19.09.2018 / Published: 30.09.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dzhakubov N.K. (Shahnoza.gapurbaeva0mail.ru)
CITATION:
Dzhakubov N.K. (2018) Neravenstvo v raspredelenii dokhodov i ikh vliyanie na sostoyanie bednosti naseleniya Kyrgyzstana [Inequality in income distribution and its impact on poverty in Kyrgyzstan]. Ekonomika truda. 5. (3). - 799-818. doi: 10.18334/et.5.3.39419
более совершенных инструментов, которые будут соответствовать цели создания социально ориентированной рыночной экономики.
Созданная в стране система распределения говорит о недостаточно высокой эффективности проводимых преобразований: не обеспечен стабильный экономический рост, не преодолены недостатки в распределении и перераспределении доходов, что привело к резкому расслоению населения на бедных и богатых. Решение этих и других проблем, связанных с повышением уровня и качества жизни населения имеет приоритетное направление с целью обеспечения роста человеческого потенциала. Чтобы страна стала действительно независимой, экономически развитой, на передний план выходит необходимость обеспечения качества человеческих ресурсов, преодоление бедности и повышение уровня и качества жизни населения страны.
отрицательный феномен
Среди большого количества проблем, связанных с функционированием киргизской экономики, главной является проблема бедности населения, которая порождает ряд других, таких как миграция, коррупция, преступность, ухудшение здоровья и т. п.
Бедность присуща любой экономической системе, характерна для всех стран, даже для высокоразвитых. Проблема бедности существует с древности. И в разные исторические отрезки существовали различные интерпретации бедности. Это обусловлено тем, что каждая эпоха создает собственные идеалы равенства и как следствие собственное восприятие явления бедности. Российские исследователи Е. В. Фахрутдинова, Л. М. Хуснутдинова [5] (ВакктШШпоуа, КкшпШйтоуа, 2011) определяют бедность как состояние, при котором человек по тем или иным причинам не может удовлетворить основные или базовые потребности, необходимые для обеспечения своей жизнедеятельности. С середины 20-го века совершается качественное перерождение восприятия бедности, так как все попытки ее преодоления оказались безрезультатными, было установлено, что бедность - это системное, многомерное явление, критериями определения которого признавались неспособность и невозможность соответствовать преобладающим стандартам потребления и образу жизни большинства населения.
В Киргизии к бедным относят тех, кто имеет доход ниже «черты бедности». Черта бедности - граница минимального дохода на одного человека, необходимого для удовлетворения его минимальных потребностей [6]. Семью можно назвать бедной, если ее доход из расчета на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной потребительской корзины.
ОБ АВТОРЕ:_
Джакубов Нурлан Кенжетаевич, аспирант (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Джакубов Н.К. Неравенство в распределении доходов и их влияние на состояние бедности населения Кыргызстана // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 3. - С. 799-818. Сог 10.18334М.5.3.39419
Бедность становится результатом взаимоувязанных причин, которые можно объединить в следующие группы:
• экономические (уровень безработицы, низкая оплата труда, невысокая производительность, низкие темпы роста, инфляция, плохие жилищные условия);
• медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости);
• демографические (семьи с одним родителем, многодетность);
• социально-экономические (отсутствие социальных гарантий, расслоение общества, внешняя трудовая миграция);
• образовательные (невысокая степень профессиональной подготовки);
• региональные (неравномерность в развитии территорий).
По мнению И. В. Родионова, В. Д. Резниченко [7] (Яойю-пвуа, Кегтсквпкв, 2014) при переходе к современной рыночной системе различия в уровне доходов заметно сокращаются, и чем сильнее вовлекаются все слои населения в рыночные отношения, тем быстрее сокращаются размеры неравномерно распределения доходов.
Есть несколько причин, из-за которых в обществе существует неравномерное распределение доходов. Во-первых, человек от рождения имеет различные способности как умственные, так и физические. Так, к примеру, человек (при прочих равных условиях), который обладает исключительной физической силой, имеет гораздо больше шансов стать успешным и высокооплачиваемым спортсменом. Во-вторых, существуют различия во владениях собственностью, в том числе и собственностью, доставшейся по наследству. Поэтому доход от собственности будет значительно отличаться у названных субъектов. В-третьих, существует различие в образовательном уровне, профессиональной подготовке. Это отличие во многом обусловлено первыми двумя причинами. В-четвертых, к дифференциации доходов относится также неравномерная оплата труда. В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с удачей, случаем, неожиданным выигрышем и другое.
Рыночная система основывается на частном характере экономики с объективными законами конкуренции. Поэтому можно согласиться с Е. А. Поспеловой, М. В. Казаковой [8] (Ро$ре1оуа, Кагакоуа, 2018) в том, что дифференциация доходов - это не просто результат существования рыночной системы, а главное условие ее эффективного функционирования. Потому что только такое неравенство создает подлинные стимулы и мотивы для высокопроизводительного труда и эффективного инвестирования капитала.
Неравномерное распределение доходов населения становится причиной для внутреннего напряжения отношений по причине ограниченности социальных перспектив, отсутствия выхода из текущего социально-экономического положения, стремлений для реализации своего человеческого потенциала. Как правило, подобные последствия приводят к потере жизненных ценностей, оказывают отрицательное влияние на социальное поведение, негативно сказываются на здоровье и репродуктивном поведение человека. Последствия дифференциации ломают ключевые эле-
менты качества жизни населения. При этом существует такая закономерность: чем больше увеличивается и длится бедность, сохраняя низкий уровень качества жизни, тем глубже становятся социально-значимые заболевания, переходя в хронические и передающиеся по наследству будущим поколениям.
Возникает необходимость в государственном регулировании системы распределительных отношений, в результате этого вмешательства происходит перераспределение доходов. Государству необходимо направить свои усилия, чтобы ослабить установившуюся социальную несправедливость, за счет увеличения доли доходов категории малоимущих граждан страны, создания условий для нормального воспроизводства населения. Причем государство не сможет и не должно уничтожить это неравенство. Потому что неравное распределение доходов для рыночной системы, является необходимым условием ее функционирования. Это обусловлено тем, что только так создаются настоящие и эффективные стимулы и мотивы для высокопроизводительного труда и результативного инвестирования капитала. Следовательно, необходимо определять границы этого неравенства. Потому что чрезмерное неравенство в распределении доходов, тормозит развитие и разрушает качество жизни.
До перехода к рыночной системе все процессы перераспределения доходов выполняло государство. Но переходный период в Киргизии проходил очень болезненно. В результате преобразований, многие люди были вытеснены с рынка труда, потеряли работу, и лишились источника доходов. Так появилась категория бедных. Проблема бедности неразрывно связано неравномерным распределением доходов.
Согласно данным официальной статистики (табл. 1), размер денежных доходов населения Кыргызстана в 2016 г. составил 4258 сомов в месяц на душу населения, и выросли в сравнении с 2012 годом в 1,3 раза. Источниками денежных доходов населения явились заработная плата, полученная наемными работниками; социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии, и другие выплаты); доходы от занятий бизнесом; доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды, арендная плата за сдачу объектов собственности в аренду); доходы от продажи продукции, полученной в личном подсобном хозяйстве и другие.
Большая часть денежных доходов приходилась на трудовую деятельность (66,5%), затем на социальные трансферты (16,5%) и доходы от продаж сельскохозяйственной продукции, созданной в личных подсобных хозяйствах (12,8%).
В 2016 году имела место вариация средних денежных доходов, приходящихся на душу населения в зависимости от места жительства. Так, выше среднего по республике уровня доходы населения зафиксированы в городе Бишкеке (на 1073,7 сома), Чуйской (на 580,4 сомов) и Иссык-Кульской (на 259,1 сомов) областях. Приблизились к среднереспубликанскому уровню доходы населения Ошской области. Ниже общереспубликанского уровня были доходы населения Нарынской (на 612,5 сомов), Таласской (на 487,8 сомов), Джалал-Абадской (на 723,2 сома), Баткенской (на 464,0 сома) областей и г. Ош (на 470,4 сомов). Доходы в денежном выражении удельно на душу населения
Таблица 1
Денежные доходы домашних хозяйств (в среднем на душу населения, сомов в месяц)
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Денежные доходы, всего 3215,8 3336,3 3957,5 4074,5 4258
поступления за счет трудовой деятельности 2105,6 2128,5 2440,2 2647,3 2830
социальные трансферты 536,6 572,8 618,6 662 704,3
поступления от личного подсобного хозяйства 428,3 479,1 719,2 571 544,4
прочие денежные доходы 145,3 155,9 179,6 194,3 179,4
Городские поселения
Денежные доходы. всего 3472,6 3978,9 4205,1 4414,4 4655,2
поступления за счет трудовой деятельности 2692,9 3122,1 3264 3456,9 3644,4
социальные трансферты 545,9 588,6 631,6 673,7 736,8
поступления от личного подсобного хозяйства 69,7 49,7 110,5 56,4 57,9
прочие денежные доходы 164 218,5 199 227,4 216
Сельская местность
Денежные доходы. всего 3067,3 3002,5 3817,7 3888,3 4040
поступления за счет трудовой деятельности 1765,8 1612,3 1974,8 2203,7 2382,9
социальные трансферты 531,1 564,6 611,2 655,6 686,4
поступления от личного подсобного хозяйства 635,8 702,2 1063,1 852,9 811,4
прочие денежные доходы 134,5 123,4 168,6 176,2 159,3
Источник: составлено по данным статистических сборников: Уровень жизни населения. -Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
из числа обеспеченных слоев в 2016 году составляли 190% доходов бедного населения. Подобного рода тенденция наблюдается как в городах, так и в сельской местности. Население городских поселений, оказавшееся в категории бедных, поддерживает свою жизнедеятельность в основном за счет доходов от трудовой деятельности, доля которых равняется 75,2%. В сельских территориях доходы бедного населения формируются из двух источников: доходы от трудовой деятельности, которые составляют 57,4%, и доходы от продажи продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, которые составляют18,7%.
Среднедушевые доходы населения за пять лет в 2012 году и 2016 году по отношению к среднереспубликанскому уровню изменились неравнозначно. Так, если для
Бишкека среднедушевые доходы населения в 2016 году превысили среднереспубликанский уровень на 25 процентов, то в Джалал-Абадской области этот показатель, напротив, ниже, чем в целом по республике на 17 процентов. Также можно заметить тенденцию роста среднедушевых доходов населения за 5 лет в г. Бишкеке, Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях, тогда как в других регионах показатели в 2016 году были ниже, чем в 2012 году.
Согласно данным интегрированного исследования домашних хозяйств, численность получателей государственного пособий на конец 2016 г. составило 360,2 тыс. человек, а количество получателей ежемесячного пособия малообеспеченным семьям, которые имеют детей (ЕПМС), составляет 88,6 тысяч семей, или 275,9 тысяч человек; получатели социальных пособий - 84,3 тысяч человек. При этом если численность получателей ЕПМС ежегодно сокращается, то количество получателей социальных пособий неуклонно растет, увеличившись за последние пять лет на 18%. За исследуемый период (2012-2016 гг.) размер социального пособия в целом оставался неизменным, а размер единого ежемесячного пособия по малой обеспеченности увеличился в 1,9 раза, составив на конец 2016 г. в расчете на одного получателя 873,4 сома. Также большую роль в распределении доходов играют пенсионные выплаты. На конец 2016 г. средняя величина назначенных месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составила 5235 сомов, или 121,6 процента от прожиточного минимума пенсионера, в то время как в 2012 г. это соотношение составляло 110,8 процента. Увеличение номинального размера пенсии, согласно принятым законодательным актам о повышении пенсии, в последние годы позволило существенно сократить разницу между реальным и номинальным размером пенсии.
Большую роль в формировании денежных доходов населения играют доходы от трудовой деятельности. Заработанная плата занимает ключевое место в доходах от трудовой деятельности.
По рисунку 1 можно заметить, что в Киргизии наблюдается тенденция увеличения из года в год среднемесячной заработной платы. Таким образом, среднемесячная реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) в 2016 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 9,7 процента.
Размер среднемесячной заработной платы неравнозначен, по видам экономической деятельности. Наиболее высокая оплата труда остается в финансовой сфере, где она более чем в два раза превышает средний уровень. Наименьший уровень оплаты труда традиционно наблюдается в сельском хозяйстве. В 2016 году наиболее высокий размер заработанной платы был у занятых в финансовом посредничестве и страховании (29855 сомов), сфере информации и связи (25604 сома), обеспечении (снабжении) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом; (23576 сомов); отрасли добычи полезных ископаемых (21255 сомов), транспортной деятельности и хранении грузов (19365 сомов), профессиональной, научной и технической деятельности (17766 сомов), государственном управлении (16402 сомов).
2012 2013 2014 2015 2016
Годы
Рисунок 1. Среднемесячная заработная плата работников, сомов Источник: составлено по данным статистических сборников: Уровень жизии населения. -Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
Самые низкие оплаты труда в образовании и здравоохранен ии, у занятых в сельском хозяйстве, ее размер по-прежнему уступает уровню оплаты труда в других видах экономической деятельности. Это обусловлено тем, что оплата труда учреждений социальоой сферы нграниченавозможностями государственн ого бюджета, так как преобладающая их часть находится на государственном финансировании.
Таблица 2
Заработная плата в разрезе регионов Киргизии
Регионы 2012 2013 2014 2015 2016
Баткенская область 8206 8593 8903 9468 10093
Джалал-Абадская область 9818 9993 10877 12035 13277
Иссык-Кульская область 14119 15507 17192 17979 19800
Нарынская область 9991 10378 11013 12724 13991
Ошская область 7639 7747 8141 8708 9950
Таласская область 8453 8829 9192 9882 10625
Чуйская область 8657 9313 10303 11288 12554
г.Бишкек 12796 13875 14865 16526 18185
г. Ош 9864 9417 10578 11894 13008
Источник: составлено по данным статистических сборников: Уровень жизни населения. -Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
Таблица 3
динамика показателей уровня жизни населения киргизии
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, сомов в месяц:
Все население 4341,2 4599,2 4981,5 5183 4794,3
Население трудоспособного возраста 4850,3 5139,7 5563,2 5799,8 5352
Население пенсионного возраста 3858,3 4097 4434,4 4637,2 4303,7
Соотношение с величиной прожиточного минимума (ПМ), в%
Среднедушевых денежных доходов 74,1 72,5 79,4 78,6 88,8
Среднемесячной начисленной заработной платы 221,1 220,7 220,8 232,5 277,4
Среднего размера месячной пенсии 110,8 110 106 106 121,6
Источник: составлено по данным статистических сборников: Уровень жизни населения. -Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
В разрезе регионов согласно данным таблицы 2, наиболее высокая оплата труда была в курортной Иссык-Кульской области в размере 14119 сомов в 2012 году с ростом до 19800 сомов в 2016 году, причем пик зарплаты традиционно приходится на летние месяцы в разгар пляжного сезона. Также в столице республики г. Бишкек стабильно прослеживается высокая заработанная плата от 12796 сомов в 2012 году и до 18185 в 2016 году, причем необходимо отметить, что столица является центром притяжения финансовых потоков республики и в ней сосредоточены все головные учреждения финансово-банковской системы и крупных фирм. Самый низкий уровень зарплаты в зафиксирован в Ошской (9950 сомов), а также Баткенской (10093 сомов) областях.
Доходы удельно на душу населения еще на 11,2% отстают от величины прожиточного минимума, которая на конец 2016 года составила 4794,3 сома, а величина чина ПМ с 2015 годом сократилась на 7,5%, о чем свидетельствует таблица 3. Среднемесячная зарплата имеет положительную тенденцию роста и на конец 2016 года равняется 277,4% среднедушевого дохода населения.
По своей сути в рыночной экономике распределение доходов является несправедливым, потому что не гарантируется каждому человеку доход, который бы обеспечивал ему и его семье нормальную жизнь, не зависящий от результатов хозяйственной деятельности. Поэтому складывается потребность в государственном вмешательстве, чтобы организовать соответствующее перераспределение доходов. На современном этапе развития доходы играют ключевую роль в формировании благосостояния народа.
Как видно из таблицы 4, в 2016 г. доходы I группы населения составляли 5,5% от всех доходов населения, второй группы - 10,2%, в III - 15,2%, в IV группе - 22,6%, а в V группе - 4,6% от всех доходов населения страны.
Таблица 4
Дифференциация населения Киргизии по уровню доходов (2012-2016 гг.), в%
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Денежные доходы, всего 100 100 100 100 100
I группа 5,2 4,1 5,2 5,9 5,5
II группа 9,8 8,7 10,2 10,5 10,2
III группа 14,9 13,9 13,9 14,5 15,2
IV группа 22,6 22 20 24,7 22,6
V группа 47,5 51 50,7 44,5 46,5
Соотношение доходов 20% самых богатых и 20 % самых бедных групп населения 9,1 11,6 9,7 7,6 8,4
Источник: составлено по данным статистических сборников: Уровень жизни населения. -Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
Таблица 5
Показатели распределения доходов населения
Год Коэффициент Джини Децильный коэффициент
2012 0,420 15,8
2013 0,456 21,4
2014 0,429 17,2
2015 0,408 11,8
2016 0,406 14,3
Источник: составлено по данным статистических сборников: Уровень жизни населения. -Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
По соотношению доходов 20% самых богатых и 20% самых бедных групп населения результат составил 8,4%. Что свидетельствует о значительном углублении социальной дифференциации населения, а следовательно, и о снижении уровня социально-экономической безопасности. По сравнению с предыдущим годом (2015 г.) I группа имела меньший доход на 0,4 пункта, V группа стала богаче на 2%. Это свидетельствует о тенденции неравномерного распределения доходов. Также о неравномерном распределении доходов свидетельствует коэффициент Джини и децильный коэффициент. Рассмотрим вариацию этих показателей по данным представленным в таблице 5. Коэффициент Джини варьируется в интервале от 0 до 1, и чем ниже этот коэффициент, тем равномернее распределение доходов населения.
Движение этого показателя свидетельствует, что за последние годы дифференциация в распределении доходов в Киргизии немного уменьшилось. Так, к примеру, значение индекса Джини в 2016 году составило 0,406, что на 0,02 пункта меньше, чем в предыдущем. Еще один показатель социальной экономической безопасности - соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения. Иначе
этот показатель называется децильный коэффициент. Этот показатель наиболее точно характеризует неравномерность распределения доходов населения в стране по сравнению с такими показателями, как квинтильный коэффициент (соотношение доходов 20% самых богатых и 20% самых бедных групп населения) и коэффициент Джини. Так, показатель соотношения доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения увеличился на 2,5 пункта, но в целом, за период с 2012 по 2016 годы снизился на 1,5 пункта.
Скрыто в тени
Степень дифференциации по доходам не должна превышать определенных пределов. Современной мировой практикой установлено, что при соотношении доходов 10% наиболее богатых и 10% самых бедных категорий выше соотношения, чем 10:1 (в более развитых странах эти соотношения составляют 8:1), то наступает эпоха нестабильности, растут протестные отношения. В Кыргызстане этот показатель выше установленной нормы уже на протяжении последних десяти лет. Почти половину доходов (46,5%) получают самые богатые 20 процентов населения. Если беднейшие 40% населения начинают все вместе начинают получать только 12-15% общей суммы доходов, то наступают резкие политические потрясения и начинаются гражданские войны.
При этом среднедушевые доходы составляли 4258 сомов в месяц, тогда как размер прожиточного минимума в 2016 году равнялся 4794,3 сома на душу населения в месяц. Несоответствие денежных доходов прожиточному минимуму становится причиной бедности. Результаты обследования показывают, что уровень бедности 2016 года, подсчитанный по потребительским расходам, составил в Киргизии 25,4 процента или превысил 1,5 млн. человек, тогда как в 2015 году составлял 1,9 млн. человек, таким образом, уровень бедности снизился по сравнению с предшествующим годом на 6,7 процентных пункта. Уровень крайней бедности составлял 0,8 процента или 49 тыс. человек, а по сравнению с предыдущим годом, сократился на 0,4 пункта. Из общего количества бедного населения, отнесенного к этой категории, наибольший удельный вес (74%) относится к сельской местности. Общая тенденция такова, что бедность в целом по стране сокращается: за период с 2012-го по 2016 г. бедность в городе сократилась на 16,8, а в селе на 17 процентов. Но при этом бедность в республике еще имеет место в основном в селе.
Важное значение в распространении бедности играет состояние занятости населения. Так, по данным Национального статистического комитета, общий уровень безработицы в Киргизии составляет 7,2 процента, тогда как экономически активное население страны составляет 2 миллиона 547 тысячи человек. Из них общая численность безработных - 183 тысячи, 700 тысяч составляют трудовые мигранты, остальные находятся в теневой занятости. Отсюда вывод - в республике имеет место скрытая безработица.
Скрытая экономика существует в большинстве стран с рыночной экономикой. Она получает обширное распространение, как правило, в государствах с невысокими
показателями социально-экономического развития, неидеальным законодательством, высочайшим уровнем налогообложения и высокой бюрократизацией правил ведения предпринимательской работы хозяйствующих субъектов, распространением коррупции. Вышеназванные предпосылки содействуют развитию теневых социально-экономических отношений, которые широко распространены в Киргизии. В практике государственной статистики республики в понятие ненаблюдаемой и теневой экономики входит скрытая и неформальная. Скрытая экономическая деятельность представляет собой по большей части разрешенную законом экономическую деятельность, которая скрывается хозяйствующими субъектами, чтобы снизить сумму налоговых платежей, уменьшить взносы в социальный фонд страны, а также ряд других платежей. Отметим, что динамика ненаблюдаемой экономики в Киргизии имеет тенденцию роста. Доля ненаблюдаемой экономики увеличивается ежегодно, что обусловлено в основном влиянием роста производства в секторе домашних хозяйств. Доля скрытой экономики в ВВП за 2010-2015 гг. значительно колебалась, что представлено в таблице 6. Так, за период 2010-2015 гг. темпы роста ВВП были ниже, чем темпы роста ненаблюдаемой экономики, исключение составляют 2010 и 2013 годы.
Из таблицы 6 можно увидеть, что объем ненаблюдаемой экономики в 2015 году вырос на 58,2 процента по сравнению с 2010 годом. Резкий скачок в сторону увеличения произошел в 2014-ом году.
Охарактеризуем структуру ненаблюдаемой экономики по видам экономической деятельности. Наибольшая доля в ВВП страны из ряда секторов скрытой экономики приходится на оптово-розничную торговлю, ремонт автомобилей и мотоциклов. Из всего объема ненаблюдаемой экономики 23,8% в Кыргызской Республике (без учета сельского хозяйства) на данную отрасль приходится 16,3%. Затем следует транспортная деятельность и хранение грузов (2,0%), третье место у обрабатывающей промышленности (1,5%), также существенная доля приходится на строительство (1,3%) и дея-
Таблица 6
Динамика объемов ненаблюдаемой и скрытой экономики
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
в% к предыдущему году
Валовый внутренний продукт 99,5 106,0 99,9 110,9 104,0 103,9
Ненаблюдаемая и скрытая экономика 95,8 108,6 101,6 110,8 121,5 106,6
2010 год = 100%
Валовый внутренний продукт 100,0 106,0 105,9 117,4 122,1 126,9
Ненаблюдаемая и скрытая экономика 100,0 108,5 110,2 122,1 148,4 158,2
Источник: в сопоставимых ценах,%) (составлено по данным статистических сборников: Национальные счета Кыргызской Республики. - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
Таблица 7
Элементы использования доходов, относящихся к скрытой экономике
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Миллиардов сомов
Скрытый сектор - всего 43,5 56,1 63,8 73,4 88,6 99,5
расходы дом. хозяйств на потребление 183,3 234,8 293,7 341,2 380,8 384,1
товарооборот 136,1 177,4 202,4 233,4 277,7 293,8
скрытые продажи 42,7 55,0 62,8 72,2 87,2 98,1
инвестиции в основной капитал 44,3 49,4 73,2 82,9 107,9 127,3
скрытая стоимость строительства 0,8 1,1 1,1 1,2 1,4 1,4
В процентах к ВВП
Скрытый сектор - всего 19,7 19,6 20,6 20,7 22,1 23,1
расходы дом. хозяйств на потребление 83,2 82,1 94,6 96,0 95,0 89,2
Товарооборот 61,8 62,0 65,2 65,7 69,3 68,2
скрытые продажи 19,4 19,2 20,2 20,3 21,8 22,8
инвестиции в основной капитал 20,1 17,3 23,6 23,3 26,9 29,6
скрытая стоимость строительства 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3
Источник: составлено по данным статистических сборников: Национальные счета Кыргызской Республики. - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
тельность гостиниц и ресторанов. Обусловлено это, прежде всего, тем, что торговля в Киргизии весьма развита и в целом сложностью официального учета всех организаций и частных лиц, занимающихся этой деятельностью.
Повышение налоговой нагрузки ведет к дальнейшему уменьшению доходов с целью снижения суммы налоговых платежей в бюджет, а это, в свою очередь, ведет к неоправданной дифференциации доходов. Сокрытие доходов ведет также к сокрытию числа легально работающих работников, что ведет к росту теневой занятости и сокращению легально работающих людей. Как указывают В. Е. Савин и Ш. Р. Гапурбаева [10] (Savin, Gapurbaeva, 2017), данные процессы получили наибольшее распространение в сфере малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства. По причине сокращения государственных расходов уменьшается финансирование социально-значимых программ, что отрицательно сказывается на уровне доходов населения. Деформирование структуры потребления обусловливается следствием скрытых видов перераспределения дохода и собственности, а также увеличением теневых рынков товаров и услуг.
Данные таблицы 7 показывают, что очень большая доля ВВП (89,2%) приходится на потребление домашних хозяйств. Потребление из скрытых источников в 2015 г. составило 23,1% в совокупном объеме потребления. Если же говорить об изменении доли скрытых продаж от общего товарооборота и, соответственно, о потреблении из скрытых источников, то можно отметить, незначительные изменения. Это говорит о
присутствии доли скрытых продаж и потребления из скрытых источников. Однако совсем малая часть скрытых доходов инвестируется в основной капитал. Так, в 2015 г. она составляла всего 0,3% от общего объема инвестиций в основной капитал. Это и обосновывает заявление о том, что одним из результатов присутствия теневой экономики и укрываемых доходов населения считается деструкция структуры потребления, а значит, и деформирование отраслевой структуры экономики. Все это абсолютно негативно воздействует на распределение доходов в Кыргызской Республике и приводит к увеличению социально-экономического неравенства доходов населения.
Заключение
В экономике Киргизии формируются и используются скрытые доходы населения. Их наличие деформирует сферу производства и сферу потребления товаров, что, в свою очередь, приводит к росту коррупции в обществе, росту теневых отношений, что оказывает негативное влияние на сферу перераспределения доходов в экономике, создавая порочный круг, разорвать который может только государство, на основе своей социально-экономической политики, широко используя современные технологии, действие которых способствует прозрачности в работе хозяйствующих субъектов и представителей государственного аппарата
Из анализа текущего социально-экономического положения страны приходим к выводу, что уровень жизни населения определяется следующими показателями:
• размер заработанной платы;
• уровень бедности;
• уровень здравоохранения;
• уровень образования;
• демографические тенденции (показатели рождаемости, смертности и т.п.).
Поэтому улучшение данных показателей, должно быть приоритетным для повышения уровня и качества жизни населения.
В Киргизии постоянно растет дифференциация заработанной платы в различных сферах трудовой деятельности, особенно низкий уровень оплаты труда у работников социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура). Но критически низкий уровень заработанной платы в сельском хозяйстве. При условии, что здесь основой дохода является использование земли, полученной населением в личном пользовании, а также личное подсобное хозяйство.
Бедность обусловливается низкой занятостью населения, отсутствием или ограниченностью рабочих мест, а также отсутствием альтернативных способов получения дохода, неравномерностью экономического развития регионов, наличием большого количества иждивенцев в семьях.
Государство постоянно уменьшает финансирование социальной сферы, что порождает крайне негативные последствия. В противовес данному факту, можно привести следующие доводы в пользу социально-ориентированной экономики: рост доходов
населения увеличивает спрос, способствуя росту промышленности страны, а увеличение заработной платы стимулирует эффективность труда, доступность и качество образования и здравоохранения, что улучшает состав рабочей силы.
Основными направлениями повышения уровня жизни населения будут, прежде всего, рост оплаты труда как главного источника повышения благосостояния граждан и стимул к эффективной производительной деятельности, активизации экономического поведения людей.
Увеличение доходов способствует также развитию социального страхования, что дает возможность снизить риски ведения рыночного хозяйства, а денежные средства, аккумулируемые в пенсионных и других фондах, будут служить источником длинных денег для инвестиционных проектов.
Также приоритетным направлением для повышения качества жизни, является социальная политика снижения уровня бедности. Бедность в Киргизии - повсеместное явление, которое обусловлено рядом факторов. Первоначально одной из главных причин бедности считалось несовершенство переходного периода - неправильная приватизация, неэффективные реформы, безработица. Но на сегодняшний день факторы, влияющие на бедность, увеличились не только количественно, но и качественно, приобрели постоянный характер.
Бедность преобладает в сельской местности, в городах категории бедных значительно меньше. В эти категории входят городские бедные семьи, не имеющие возможность покупать одежду, которые недоедают и постоянно нуждаются в питании; которые не могут дать соответствующее воспитание и образование себе и своим детям. В сельской местности к категории бедных относятся те, кто не имеет скота, у кого отсутствует крыша над головой или проживает в ветхих домах, кто не имеет возможности обрабатывать свои земли, те, кто испытывает постоянный недостаток в питании и одежде. Дети в таких семьях не получают должного образования, и как часто бывает, не ходят в школу. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы сократить число бедных и решить проблему преодоления бедности.
Особое значение придается вопросам равного доступа к качественным медицинским услугам благодаря реализации национальной программы «Здравоохранение Кыргызстана в XXI веке», также программам «Манас», «Манас Таалиби». Благодаря им начали функционировать центры семейной медицины, группы семейных врачей и медсестер. Реформы позволили добиться устойчивой тенденции повышения продолжительности жизни.
Большое значение на уровень жизни населения оказывают такие характеристики качества жизни, как доступ к чистой питьевой воде, канализации. По данным НСК за 2017 год, доступа к чистой питьевой воде не имеют 10,1% населения республики, а 70% не имеют доступа к канализации [11]. Чаще всего питьевая вода, взятая на проверку, не соответствует принятым нормам, при этом главными факторами можно назвать отсутствие надлежащей защиты водных ресурсов, достаточно большой износ водо-
проводных систем, водоочистительных и водораспределительных сооружений. В сельской местности больше 30% населения не пользуются водопроводом по причине его отсутствия. Более 40% всех очистных сооружений не функционируют, а 30% не стандартизированы соответствующими органами. Состояние окружающей среды может также существенно повлиять на уровень жизни населения.
В то же время государство не должно нарушать рыночные механизмы, свободное ценообразование, децентрализацию экономических решений, заменять конкуренцию, но оно должно иметь определенные пределы, устанавливаемые социальным напряжением. Важно контролировать социальную дифференциацию, и не допускать того чтобы она вышла за определенные пределы. Но уничтожение полностью неравенства в доходах приведет к разрушению самого рыночного механизма.
В Киргизии необходимо проводить реформы в сфере перераспределения доходов населения, учитывая тот факт, что страна живет в рыночной экономике, не забывая о рыночных механизмах. Государственная политика в области распределения доходов должна основываться на том, что в стране низкая заработная плата, которая недостаточна для удовлетворения потребностей. Также необходима государственная помощь для жизни и нормального существования бедных, малоимущих слоев населения не только в экстремальных, но и в нормальных условиях.
Но на данный момент государство не располагает необходимыми ресурсами для проведения такой социальной политики. Поэтому необходима стратегия по максимальному использованию всех имеющихся возможностей для стимулирования развития экономики страны, которое поможет создать условия для введения новых рабочих мест, что снизит безработицу и обеспечит повышение заработанной платы. Нужно заметить, что причиной деформации структуры доходов населения явились ошибки в политике реформ. Это стало причиной резкого снижения объемов производства, что в свою очередь вызвало безработицу и снижение реальных доходов трудоспособного населения. Главной составляющей в структуре доходов работников является заработная плата, то есть выражение стоимости и цены рабочей силы. Фактически минимальная заработная плата представляет собой необходимое количество жизненно необходимых средств для простого физического воспроизводства рабочей силы. В стране необходимо обеспечить рост минимального размера заработанной платы и увязать его с динамикой прожиточного минимума. До переходного периода, в стране активно применялась политика льгот, если зарплата была недостаточна, то эту недоплату компенсировало государство, взяв на себя все издержки по жизнеобеспечению отраслей народного хозяйства, государство инвестировало эти недоплаченные средства в экономику из госбюджета.
В оплате труда необходимо считать не только расходы на потребление товаров и услуг, но и выплаты по социальному страхованию, оплату жилищно-коммунальных услуг, часть расходов на иждивенцев и также возможности накопления. Сейчас перед государством стоит задача увеличить минимальную оплату труда до прожиточного
минимума. Если население не может целиком приобрести набор минимальной потребительской корзины, то такое население не защищено, попадает в разряд бедного населения и появляется угроза нормального существования. Если население не имеет доступа к входящим в «корзину» товарам и услугам, то прожиточный минимум не имеет смысла, и, соответственно, социальная политика становится неэффективной. Следовательно, роль государства в регулировании оплаты труда и цен на товары и услуги первой необходимости надо увеличить.
На рубеже XX и XXI веков в 2000 году Киргизия под эгидой ООН, как и другие страны мирового сообщества, приняла стратегический документ «Декларацию и Цели Развития Тысячелетия» (ЦРТ), тем самым выразив свою приверженность этим целям и взял на себя обязательства по решению восьми ключевых задач, которые отражены в этом документе. В республике показатели ЦРТ стали частью системы ключевых показателей среднесрочного и долгосрочного развития страны. Существуют некоторые проблемы, которые необходимо решить, как можно быстрее. По официальной информации, почти треть детей (31,5%) проживают в условиях бедности, при этом более 25% детей страдают от крайней бедности и лишений [12]. Очень медленно снижаются показатели детской и материнской смертности.
Существуют проблемы в стандартизации и определении стоимости услуг социального характера, интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум и другие. Вышеуказанные обстоятельства определяют актуальность реализации Программы развития системы социальной защиты населения Киргизии. Ключевыми направления этой стратегии являются социальная помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья; социальная помощь для лиц пожилого возраста. За три года реализации этой программы процентов за счет комплексных социально-экономических мероприятий удалось сократить уровень бедности с 37 до 25,4 процентов (2016 г.). Но в стране все еще наблюдается рост неравномерности в распределении доходов между различными слоями населения, что неизбежно ведет к дальнейшей дифференциации в обществе, в котором имеет место три категории людей с разным достатком:
• незначительный круг людей, владеющих основной частью национального богатства страны;
• категория людей, имеющих низкий уровень дохода, представляющая основную часть населения страны;
• категория лиц, проживающих в бедности, что ведет к недовольству среди населения, протестным выступлениям и периодическим революционным потрясениям.
По стандартам Киргизии, граждане, получающие ежемесячные доходы ниже 1200 сомов (минимальный размер заработной платы), считаются проживающими за чертой бедности. На современном этапе бедность расширяется за счет занятого населения,
которое уже в течение длительного времени получает заработную плату, не обеспечивающую нормальное воспроизводство рабочей силы. Мы согласны с утверждением о том, что основным направлением по поддержке бедного населения является создание рабочих мест в легальных секторах экономики с официальным оформлением трудовых отношений и выплатой соответствующих социальных отчислений [14]. Категории с низким уровнем дохода нуждаются, прежде всего, в том, чтобы найти работу, но возможности для расширения занятости, переподготовки и других мер без увеличения производства, и инвестиций в создание рабочих мест очень ограничены. При этом значительно сократились возможности лиц, принадлежащих к среднему классу.
В государственном регулировании доходов есть несколько важных составных элементов: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и институциональная политики, использование которых может в значительной степени улучшить ситуацию в вопросе обеспечения социальной справедливости и социального равенства. Но для этого необходимо:
• увеличить регулирующую роль государства в механизме распределения доходов, так как без эффективной государственной политики невозможно добиться повышения заработанной платы в стране и невозможно добиться роста доходов малоимущих слоев населения. Минимальная зарплата ниже прожиточного минимума в несколько раз лишает ее возможности выполнять свои основные функции: стимулирующую и воспроизводительную;
• без государственного регулирования в сфере распределительных отношений невозможно сократить уровень бедности, так без государственной помощи выживание таких семей в обычных, тем более в экстремальных условиях, практически неосуществимо, точно так же, как невозможно и сократить разрыв между бедными слоями населения и сверх богатства очень узкого круга лиц и их семей.
При этом главная цель любых реформ государства должна заключаться в повышении уровня и качества жизни всего населения путем устойчивого экономического роста, создавая необходимые условия получения стабильных доходов, обеспечивавшим доступ к широкому спектру социальных услуг населению и обеспечение высоких стандартов жизни.
ИСТОЧНИКИ:
1. Беглова Е.И. Опыт преодоления бедности в странах с различным уровнем экономи-
ческого развития // Российское предпринимательство, 2012. - № 11. - иг1: Ьйрз://
creativeconomy.ru/1ib/7525.
2. Сапрыкина В.Ю. Глобализация мировой экономики и социально-экономическое
неравенство // Российское предпринимательство, 2011. - № 8-1. - иг1: Ьйрз://
creativeconomy.ru/1ib/6931.
3. Такмакова Е.В. Доходы населения как экономическая категория и показатель раз-
вития экономки // Российское предпринимательство, 2010. - № 7-2. - url: https:// creativeconomy.ru/lib/6215.
4. Азимова Г.Р. Уровень жизни населения, безработица и формирование рабочих
мест в современном Кыргызстане // Экономика труда, 2018. - № 1. - doi: 10.18334/ et.5.1.38898.
5. Фахрутдинова Е.В., Хуснутдинова Л.М. Бедность в структуре показателей качества
жизни населения // Экономические науки, 2011. - № 12.
6. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 25 марта 2011 года № 115.
«Об утверждении Методики определения черты бедности». - Бишкек, 2011
7. Родионова И.В., Резниченко В.Д. Дифференциация доходов населения: региональ-
ный аспект // Российское предпринимательство, 2014. - № 23(269).
8. Поспелова Е.А., Казакова М.В. Неравенство доходов и экономическая сложность в
зарубежных странах: есть ли взаимосвязь? // Экономические отношения, 2018. -№ 2. - doi: 10.18334/eo.8.2.39174.
9. Савина С.Е., Джакубов Н.К. Социальная защита и рынок труда в Кыргызской
Республике // Экономика труда, 2018. - № 1. - doi: 10.18334/et.5.1.38852.
10. Савин В.Е., Гапурбаева Ш.Р. Масштабы теневой экономики и определение размеров теневой занятости населения Кыргызской Республики // Российское предпринимательство, 2017. - № 24. - doi: 10.18334/rp.18.24.38623.
11. Окружающая среда в Кыргызской Республике. - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики, 2018.
12. Уровень жизни населения. - Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, 2017.
13. Программа развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2015-2017 годы. Cbd.minjust.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/97348.
14. Савин В.Е. Совершенствование статистического учета безработных на рынке труда // Вестник кыргызско-российского славянского университета, 2015. - № 8.
REFERENCES:
Okruzhayuschaya sreda v Kyrgyzskoy Respublike [Environment in the Kyrgyz
Republic] (2018). B.: Natsstatkom Kyrgyzskoy Respubliki. (in Russian). Uroven zhizni naseleniya [Living standard] (2017). B.: Natsstatkom Kyrgyzskoy
Respubliki. (in Russian). Azimova G.R. (2018). Uroven zhizni naseleniya, bezrabotitsa i formirovanie rabochikh mest v sovremennom Kyrgyzstane [Living standards, unemployment and job creation in modern Kyrgyzstan]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38898.
Beglova E.I. (2012). Opyt preodoleniya bednosti v stranakh s razlichnym urovnem ekonomicheskogo razvitiya[Experience of Poverty Reduction in the Countries of Different Levels of Economic Development].Russian Journal of Entrepreneurship. 13 (11). (in Russian).
Fakhrutdinova E.V., Khusnutdinova L.M. (2011). Bednost v strukture pokazateley kachestva zhizni naseleniya[Poverty in the structure of life quality indicators]. Economic sciences. (12). (in Russian).
Pospelova E.A., Kazakova M.V. (2018). Neravenstvo dokhodov i ekonomicheskaya slozhnost v zarubezhnyh stranakh: est li vzaimosvyaz? [Income inequality and economic complexity in foreign countries: is there a relationship?]. Journal of International Economic Affairs. 8 (2). (in Russian). doi:10.18334/eo.8.2.39174.
Rodionova I.V., Reznichenko V.D. (2014). Differentsiatsiya dokhodov naseleniya: regionalnyy aspekt[Differentiation of population incomes: the regional dimension]. Russian Journal of Entrepreneurship.15 (23(269)). (in Russian).
Saprykina V.Yu. (2011). Globalizatsiya mirovoy ekonomiki i sotsialno-ekonomicheskoe neravenstvo[Globalization of the world economy and socio-economic inequality]. Russian Journal of Entrepreneurship. (8-1). (in Russian).
Savin V.E. (2015). Sovershenstvovanie statisticheskogo ucheta bezrabotnyh na rynke truda [Improving the statistics of the unemployed in the labour market]. Vestnik kyrgyzsko-rossiyskogo slavyanskogo universiteta. 15 (8). (in Russian).
Savin V.E., Gapurbaeva Sh.R. (2017). Masshtaby tenevoy ekonomiki i opredelenie razmerov tenevoy zanyatosti naseleniya Kyrgyzskoy Respubliki [Scale of shadow economy and determination of the level of shadow employment of the population in the Kyrgyz Republic]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (24). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38623.
Savina S.E., Dzhakubov N.K. (2018). Sotsialnaya zaschita i rynok truda v Kyrgyzskoy Respublike [Social protection and labor market in the Kyrgyz Republic]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38852.
Takmakova E.V. (2010). Dokhody naseleniya kak ekonomicheskaya kategoriya i pokazatel razvitiya ekonomki[Earnings of the Population as an Economic Category and an Indicator of the Economy's Development].Russian Journal of Entrepreneurship. (7-2). (in Russian).