ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
издательство
Креативная экономика
региональная безработица и формирование рабочих мест в контексте общемировых тенденций
Савина С.Е.1, Азимова Г.Р.2
1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Бишкек, Киргизия
2 Международный университет Кыргызстана, Бишкек, Киргизия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются проблемы безработицы в современном мире и в районах Киргизии как иллюстрация данного явления. Выявляются пути и методы сокращения безработицы, представлен положительный опыт ряда стран по формированию рабочих мест.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безработица, регионы, рынок труда, трудоизбыточность, рабочее место, достойный труд, миграция, молодежная безработица, пособие по безработице
Regional unemployment and job creation in the context of global trends
Savina S.E.1, Azimova G.R.2
1 Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyzstan
2 International University of Kyrgyzstan
Введение
Рыночная экономика представляет собой экономическую организацию общества, которая основывается на развитии системы различных рынков, что обеспечивают согласование между спросом и предложением материальных благ и услуг. Но особое место в рыночной системе занимает рынок труда, где на основе обоюдного интереса взаимодействуют работники и работодатели. Связи, которые складываются на рынке труда, носят социально-экономический характер, затрагивая реальные потребности значительной части населения страны. Посредством механизма рынка труда формируются уровень занятости населения и оплата труда работников. Важным результатом процессов, которые происходят на рынке труда, является безработица, несущая большие негативные последствия и являющаяся, по сути, вечным спутником рыночной экономики.
Во все периоды развития человечества, та или иная часть населения находится в состоянии вынужденной безработицы. Проблемам
мирового рынка труда и безработицы посвящено достаточно различных публикаций. М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян, А. А. Петроченко [1] (Mizintseva, Sardaryan, Petrochenko, 2017) указывают, что безработица свойственна любой стране мира независимо от того, какая это страна: индустриально развитая, развивающаяся или страна с переходной экономикой. И для каждой страны присущи свои особенности протекания и опыт разрешения проблемы безработицы и рынка труда. Причем Е. В. Дробот, В. А. Лосинкова, А. Л. Поспелова, Э. Р. Утябаева, К. А. Федаш [2] (Drobot, Losinkova, Pospelova, Utyabaeva, Fedash, 2018) при проведении обзора и сравнительного анализа по ключевым подходам классификации государств мира и основным макроэкономическим показателям развитых мировых экономик большое внимание уделяют такому показателю, как безработица.
В современном мире в конце 2017 года, как говорится в докладе МОТ [3], количество безработных составило 192,7 млн чел., а безработица выросла на 2,6 млн чел. против 2016 года, и уровень безработицы в современном мире составил 5,6%. По расчетам МОТ, в 2018 году положение с безработицей стабилизируется. Но в то же время по-прежнему сохранится дефицит достойного труда, поскольку глобальная экономика не создаст достаточного количества рабочих мест.
Л. В. Лехтянская и Т. Г. Римская [4] (Lekhtyanskaya, Rimskaya, 2016), исследуя факторы, влияющие на формирование и развитие рынка труда, указывают, что занятость населения задает условия воспроизводства населения, потому что от нее зависит уровень и качество жизни, условия для подготовки кадров, их трудоустройство, материальная помощь лицам, лишившимся работы. Л. Л. Рыбаковский и О. Л. Рыбаковский [5] (Rybakovskiy, Rybakovskiy, 2016) большое внимание уделяют исследованию преодоления отсутствия занятости в странах-донорах трудовых ресурсов
ABSTRACT:_
This article deals with the problems of unemployment in the modern world and in the regions of the Kyrgyz Republic. The ways and methods of reducing unemployment, as well as the positive experience of a number of countries in the formation of jobs are considered.
KEYWORDS: unemployment, regions, labor market, labor surplus, workplace, decent work, migration, youth unemployment, unemployment benefits
JEL classification: J21, JJ61, J62, 64 Received: 19.09.2018 / published: 30.09.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Azimova G.R. (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)
CITATION:_
Savina S.E., Azimova G.R. (2018) Regionalnaya bezrabotitsa i formirovanie rabochikh mest v kontekste obschemirovyh tendentsiy [Regional unemployment and job creation in the context of global trends]. Ekonomika truda. 5. (3). - 663-682. doi: 10.18334/et.5.3.39417
и изучению динамики иммиграции и последующей вовлеченности в экономическое развитие других стран.
На сегодняшний день коренным образом меняется роль человека в системе хозяйствования, где человек - центральное звено изменений в экономике и социально-экономических отношениях. У человека есть право выбора: принимать участие или нет в общественном труде. Это особенно ощутимо в Киргизии, при сложившихся обстоятельствах, где изменились источник формирования трудовых ресурсов и роль миграционных потоков. При этом государство, как указывают многие экономисты, должно создавать условия обеспечения права на труд, социальную защиту в случае наступления безработицы, оказания помощи в трудоустройстве и материальную поддержку безработным.
Результативность экономической и социальной политики непосредственно связана с решением важнейшей задачи - обеспечением занятости населения. Как отмечают исследователи С. Е. Савина и Н. Джакубов [6] (Savina, Dzhakubov, 2018) наличие или отсутствие возможности работать и зарабатывать занимает сегодня ключевое место в числе факторов, которые определяют эффективность проводимой работы по сокращению бедности, уменьшению безработицы, которые оказывают влияние на социальную устойчивость и социальное настроение.
Сегодня в век информатизации и глобализации одной из весомых социально-экономических задач, требующих решения, является безработица населения, которая выступает как многоаспектная проблема рыночной экономики современного мира. В числе главных причин этого явления можно выделить недостаточность научно обоснованных мер и механизма их реализации. И с каждым годом острота безработицы только возрастает. Одни государства справляются с этой проблемой довольно эффективно, другие же государства испытывают большие сложности. В наиболее трудном положении оказываются социально незащищенные слои населения и среди них молодежь.
Без работы нет движения
Безработица является одной из основных проблем в современной рыночной экономике. Будучи важным элементом социально-экономического развития общества, она является своеобразным показателем, по которому можно судить о националь-
ОБ АВТОРАХ:_
Савина Светлана Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор Азимова Гульмира Равшанбековна, докторант PhD (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Савина С.Е., Азимова Г.Р. Региональная безработица и формирование рабочих мест в контексте общемировых тенденций // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 3. - С. 663-682. doi: 10.18334/et.5.3.39417
ном благосостоянии, эффективности государственного управления. Для того чтобы добиться эффективной деятельности экономики, необходимо научиться решать этот вопрос.
Сегодня в Киргизии проблема безработицы стоит особенно остро. Экономическая нестабильность, снижение роли промышленности, структурные сдвиги в экономике не могли не отразиться на рынке труда. И от результатов решения данного вопроса зависит развитие экономики страны и уровень жизни населения. На основе данных о численности экономически активного населения и занятости определяется уровень безработицы.
Существуют различные формы безработицы, но на сегодняшний день широкое распространение получает технологическая безработица. Она сокращает занятость рабочей силы путем внедрения автоматизированных технологий, основанных на электронной технике. Ручной труд сменяется машинами, роботами. В целом из-за научно-технического прогресса многие профессии становятся не только невостребованными, но и ненужными.
Следует подчеркнуть, что рынок труда в СНГ характеризуется наличием теневой занятости и скрытой безработицы. И как указывает профессор В. Е. Савин [8] (Savin, Gapurbaeva, 2017), наибольшее распространение получил феномен неформальной занятости. Люди, которые находятся в трудном материальном положении, не имеющие постоянной работы, вынуждены более активно искать рабочее место, нежели занятое население. Как правило, популярной деятельностью среди безработных в качестве временной занятости выступает репетиторство, предоставление частных уроков, совместительство на производственном предприятии, «handmade» -производство оригинальных товаров, сделанных своими руками, сетевой маркетинг, ремонт, строительство, работа по дому и др. С финансовой точки зрения, наиболее прибыльными занятиями является оказание услуг по строительству, ремонту, а также торговля или перепродажа товаров, привезенных из-за границы. Такая вариативность видов занятости формирует гибкий рынок труда, предоставляя необходимые доходы населению, не допуская массовой бедности и открытой безработицы. Неформальная занятость снимает напряженность с рынка труда.
Рассматривая мировое развитие через призму рынка труда, можно отметить, что феномен безработицы в той или иной форме и количестве присущ разным государствам. Состояние безработицы по странам мира с целью сопоставления и выявления страновых особенностей попробуем обобщить следующим образом.
Например, в России в 2017 году трудоспособное население составляло немногим более 76 млн. человек, или более 50 процентов от общей численности населения страны. Уровень занятости сложился в размере 59,2 процента, уровень безработицы составил 5,6 процента. Безработица в сельской местности составила 7,7 процента, что выше уровня безработицы среди городского населения, который равен 4,4 процента. В мае 2017 года это превышение составляло в 1,7 раза [9]. Российское правительство
ставит задачу усилить поддержку сельского хозяйства, так как одно рабочее место на селе дает 5-6 рабочих мест в городе. По этой причине проводят работу по усилению ответственности местных властей, введены новые показатели в региональную отчетность: создаваемое количество новых рабочих мест по региону, объемы трудовой мобильности. Ключевым направлением, необходимым для того чтобы сократить уровень безработицы в России, можно назвать поддержку деятельности региональных университетов, основная задача которых является подготовка востребованных специалистов для государства. В Российской Федерации средний размер выплат пособия по безработице - 140 долларов, тогда как в Соединенных Штатах - 1000 долларов, а в Японии - 2500. Но немаловажный факт, что безработным в России «стыдно» за свое положение, нежели в странах Запада. Это осталось еще со времен Советского Союза, когда отсутствие работы приравнивалось к тунеядству, всячески порицалось и даже преследовалось по закону. Большая часть работников воспринимает свое увольнение как настоящую трагедию.
В Средней Азии ситуация с занятостью и безработицей складывается несколько по-иному. В Казахстане число безработных в 2017 году составило 440 тыс. человек или пять процентов от экономически активного населения. Официально на конец года в службе занятости Казахстана было зарегистрировано 125,9 тыс. человек, или 1,4 процента экономически активного населения страны [10].
На начало 2017 года численность незанятых в Узбекистане составила 837,0 тысячи человек, или 5,8% экономически активного населения, по данным Госкомстата республики [11]. По итогам 2016 года данный показатель также составлял 5,7%. Численность населения, занятого в экономике в 2017 году, составила 13,520 миллионов человек (выросла на 1,7% по сравнению с 2016 годом). В целом доля занятых в негосударственном секторе достигла 82,7% (в 2016 году она составляла 82,5%). Правительство одобрило программу по обеспечению занятости в 2017 году около 900 тысяч человек, создание 145,5 тысяч рабочих мест, предназначенных для трудовых мигрантов, которые могли бы вернуться на родину [11].
В Таджикистане, как отмечается в докладе Всемирного банка, уровень официальной безработицы составляет 2,3 процента, а численность рабочей силы в стране 2,29 млн чел. Однако оценка безработицы, по методике МОТ значительно выше и скрытая безработица составила 10,8 процента в 2016 году. По данным банка, во второй половине 2016 года в стране произошло увеличение рабочих мест на 1,3 процента, но число претендентов в середине 2017 года на одно вакантное рабочее место осталось на прежнем уровне и составило свыше восьми человек, что говорит о высоком уровне безработицы [12] (Strokova, Adzhvad, 2017).
Если рассмотреть ситуацию с безработицей в некоторых странах Европейского Союза, то можно проследить особенности протекания и опыт разрешения проблемы безработицы и рынка труда. Согласно данным Евростата [13], в Испании уровень безработицы опустился до 17,7 процента, то есть в стране 3,989 млн безработных.
Максимальное количество безработных было в начале 2013 года, когда безработица составляла 6,12 млн человек. Такое снижение, естественно, большое достижение для страны, но и при этом Испания все еще остается страной Евросоюза, где наибольший уровень безработицы, который составляет 20,8 процента от общего количества безработных стран Союза и 26,5 процента - еврозоны. Совет министров Испании принял закон, в соответствии с которым необходимо создать новые рабочие места, модифицировать правовые гарантии работающим по временным договорам, увеличить гибкость рынка труда. Согласно данному закону предполагается привлечение молодого населения к трудовой деятельности путем расширения практики стажировки. Планируется поднять пенсионный возраст с 65 до 67 лет, упразднить досрочные выходы на пенсию. Тем самым сократить расходы на пенсионное обеспечение. Запустив государственную программу «Покупай испанское», власти создают необходимые стимулы путем агитации, направленные на приобретение национальных товаров, что, в свою очередь, поднимает спрос на внутренние производства, помогая сохранить большое количество рабочих мест. Начинает действовать дуалистическая система образования, когда параллельно проходит обучение на рабочем месте и в учебном заведении.
Безработица во Франции, уже на протяжении ряда лет находится на отметке 10%, лишь в декабре 2017 года опустилась до 9,2%. Государственная политика занятости предпринимает необходимые меры для дальнейшего снижения безработицы [13].
Согласно данным Евростата [13], Великобритания имеет уровень безработицы равный 4,5%. Большая часть безработных - британцы. На данный момент правительством запущена программа «Британская работа для британцев». В течение первой недели после запуска новой вакансии работодатель ищет на это место только британцев, если по истечении отведенного времени таких не нашлось, то на работу принимают иностранцев.
Безработица в Ирландии в 2012 году достигла 16%, это немножко схоже с той ситуацией, что было в США во время «Великой депрессии». При таком высоком уровне безработицы страну начинают покидать иностранцы, которые приехали в эту страну во время высокого экономического роста. Правительство предпринимает необходимые меры по сокращению безработицы. Уже в 2017 году, по данным Центрального статистического управления Ирландии (ОБО), уровень безработицы снизился до 6,2%. Всего за год уровень безработицы снизился на 2,2%. Сейчас в стране насчитывается 135 700 безработных, тогда как в 2012 году их было около 300 тыс. человек [13]. Таким образом, за 5 лет удалось сократить безработицу почти на 10%. Согласно этим статистическим данным, можно с уверенностью сказать, что проводимая правительством программа, стимулирующая экономику, создающая новые рабочие места, работает эффективно. В стране созданы необходимые предпосылки для экономического роста. Во всех отраслях создаются новые рабочие места. Наибольшее количество рабочих мест создано в сельском хозяйстве, производстве, туризме, технологическом секторе, но и строительстве уже началось постепенное возобновление занятости.
В Германии уровень безработицы составляет 5,6% или 2,4 млн. человек. Федеральное ведомство по трудоустройству (ВА) сообщает, что в августе 2017 года в стране было зарегистрировано лишь 2,545 млн безработных. Это самый низкий показатель со времен воссоединения страны. По данным, в 2017 году общее количество безработных уменьшилось на 139 тыс. В 2010 году безработица превышала 10% [14]. Но с тех пор она больше не повышалась. Такая положительная ситуация сложилась в результате проведенной реформы трудового законодательства и изменения системы выплаты пособий по безработице. По новым правилам безработные, которые получают пособие, должны реально заниматься поиском работы и доказать, что у них нет других источников дохода. За сокрытие этих сведений безработные должны платить штрафы. Если безработный отказывается от поиска работы или отказывается повышать квалификацию, или не соглашается трудоустраиваться на предложенную вакансию, то пособие сначала уменьшается, а потом постепенно отменяется. Эти требования не предназначены для многодетных граждан и инвалидов.
Безработица в Китайской Народной Республике снизилась по сравнению с 2002 годом и составила 3,9 процента. В 2016 году в стране было создано 13,5 млн рабочих мест, трудоустроено 5,5 млн человек безработных, а также прошли переподготовку и повышение квалификации около 17 млн человек на средства, выделенные государством [3]. Как правило, указанный уровень безработицы включает только городское население, потому что безработица в сельской местности значительно выше. Реальный уровень безработицы в Китае скрывают, и она может достигать 30%. Лишь совсем недавно китайские власти наладили порядок по выплате пособий по безработице (в каждом регионе он разный). У выплат пособий есть общие правила: если человек в течение 5 лет выплачивал взнос, то он будет получать пособие по безработице. Однако стоит отметить, что у китайского правительства достаточно опыта борьбы с безработицей. Еще в начале 1990-х годов после реорганизации государственных предприятий без работы остались свыше 60 миллионов человек. Но кризиса удалось избежать, так как эти люди были перенаправлены в другие отрасли и на другие предприятия. Конечно, сейчас ситуация немного другая. Экономический рост Китая во многом зависит от трудоемких отраслей, которые завязаны на экспортный рынок.
В Японии разработан оригинальный способ «свести» работодателей и работников. Для этого правительство Японии организовывает оплаченный автобусный тур для людей, которые официально зарегистрированы на бирже труда. Участники данного тура в течение трех дней, посещают 7 различных компаний (от ресторана до металлургического завода), которые нуждаются в рабочей силе, проводят ознакомление с работой, предлагают им свои услуги. Благодаря такой политике занятости безработица в Японии по итогам 2016 года снизилась до 3,1%, что является наименьшим показателем с 1994 года.
Современная тенденция такова, и это находит подтверждение в трудах Е. А. Полищук [15] (Polischuk, 2017), что в последнее время все большее число среди
безработных занимает молодое население. Наибольший уровень молодежной безработицы в государствах Ближнего Востока и Северной Африки (25,6%), далее идут государства Африки южнее Сахары (21%), государства, осуществляющие трансформацию экономики (18,6%), страны Латинской Америки и Карибского бассейна (16,6%), Юго-Восточной Азии (16,4%), Южной Азии (7%). Причина не только в ухудшении экономической ситуации в мире, а в увеличении экономически активного населения в развивающихся странах. В 2016 году около 74,5 миллионов человек в возрасте от 15 до 24 лет не имели работы, таким образом, уровень молодежной безработицы составил 13,1 процента.
Независимо от того, какая страна - развитая или развивающаяся, проблема безработицы существует в каждой из них. Причины этого явления как экономические, так и социальные и политические. В связи с этим возникают различные способы решения этой проблемы, очень часто различные страны применяют новые индивидуальные подходы. Так, правительство шведского городка Седерхамн, где показатели безработицы достаточно высоки, внедрило для молодежи программу, которая называется «Путешествие за работой». Местным безработным оплачивается проезд и до 30 дней проживания в отеле (25 евро/сутки) в Осло - главном городе Норвегии, где показатель безработицы достаточно низкий - всего 2,8 процента. Если участники программы находят работу в столице, они остаются здесь жить и работать, а те, кто не смог трудоустроиться, возвращаются в свой город, практически ничего не потратив из своих средств за период участия в программе.
В борьбе с безработицей помогают многие международные компании и транснациональные корпорации. Так, например, вследствие политики президента США Дональда Трампа американская компания Apple перенесла часть своего производства из Китая в США, чтобы снизить уровень безработицы в своей стране. В борьбе с безработицей помогают такие известные компании, как Samsung, Nike, Microsoft. Последние десятилетия получили широкое распространение удаленная занятость и управление проектами посредством интернета. Тем более, как указывают исследователи [16] (Legotin, Kocherbaeva, Savin, 2018), развитие технологий блокчейн и крипто-валют предполагают инклюзивность и детенизацию условий для всех экономических агентов, позволяют снизить затраты участников контрактных отношений и применять технологические инновации в финансовом секторе.
В Киргизии изменения, порожденные в начале переходного периода, деформировали структуру занятости населения, образовав большое количество безработных. В переходный период рынок труда формировался под влиянием экономических трудностей, которые были обусловлены спадом производства, увеличением числа убыточных предприятий, сокращением числа рабочих мест. Особое негативное влияние оказывали и внешние миграционные процессы. Все это в конечном итоге породило в экономике обострение проблем занятости населения, осложнило возможность его трудоустройства и сохранило безработицу как социальное явление. И с последствиями
этих изменений страна вынуждена считаться до сих пор. Но в настоящее время появляются и новые факторы, оказывающие влияние на безработицу.
Ключевой особенностью рынка труда Киргизии на современном этапе является весьма существенный по численности потенциал трудоспособного населения для совсем незначительного объема экономики.
На рисунке 1 можно наглядно проследить структуру трудоспособного населения Киргизии. В республике насчитывается 2 млн 547 тыс. человек экономически активного населения, из них 2 млн 363 тыс. человек - занятое население, остальные лица экономически активного населения являются безработными. Экономически неактивное население республики составляет 1 млн 593 тыс. человек.
Численность населения на конец 2016 года составила 6 млн 140 тыс. человек. На увеличеиие численности населения влияет высокая рождаемость и относительно низкая смертность. Так, за 2016 г. темп прироста населения составил 2 процента. На данный момент доля трудоспособных граждан составляет 59,1 процента. В скором времени ожидается выход на рынок труда молодежи, рожденной в 2000-х годах (в этот периед наблюдалось уволичение рождаемости), а, слодовательно, уреличитсо и доля трудоспособных граждан. Поэтому существующий на рынке труда избыток рабочей силы увеличится, и по-прежнему предложение труда будет превышать спрос на него.
Но пока что можно отметить, что вследствие трудовой миграции и определенного улучшения дел в экономике постепенно уровень занятости на территории республики стабилизируется. Общая безработица сократилась с 210,4 тыс. человек в 2012 г. до 183,7 тыс. человек в 2016 г., что видно из рисунка 2.
V Безработное население
и Занятое население
^ Экономически неактивное население
Рисунок 1. Структура трудоспособного населения Киргизии в 2016 году Источник: составлено по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах. - Бишкек: Нацстатком
Кыргызской Республики. 2017.
210,4
192,2
183,7 183,7
2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 2. Численность безработных в Киргизии, тыс. челове к Источник: составлено по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах. - Бишкек: Нацстатком
Кыргызской Нвспублики. 2017.
По сравнению с 2015 годом в 2016 году численность безработных сократилась на 8500 человек, а за 2012-2016 гг. - на 26 700 человек. Численность официально зарегистрированных безработных составляет 55 600 человек. В общей численности трудоспособного населения численность) безработных составляет 7,2%. За рассматриваемый период уровень безработицы сократился на 1,2% (табл. 1).
Важнейшай характеристикой населения страны является соотношение возрастных групп: младше трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возрастов. На конец 2016 года 33,6% общей) численносни составляли дети и оодростки, 59,1% - лица трудоспособного и 7,3% - лица старше трудоспособного возраста. На современном этапе развития особого вниманиа требует молодежная безрабосица. Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляет 1 млн 624 тыс. человек или свыше 60% экономически активного населения, соответственно, и в структуре безработного населения преобладают лица этой возрастной категории, которые составляют 55% (или 101 тыс. человек).
Необходимо отметить, что молодежь, которая впервые выходит на рынок труда, неконкурентоспособна, поскольку предпочтение на рынке труда отдается людям, уже имеющим специальные и профессиональные навыки и опыт работы. Поэтому молодежь имеет меньше возможностей в сравнении с более взрослым населением для самозанятости и открытия собственного дела, поскольку молодому поколению не хватает опыта, финансов, у них отсутствует залоговое имущество для получения кредитов. Проблемы, связанные с выходом молодежи на рынок труда, в свою очередь, приводят к бедности ореди этой категории, переходу их в теневой рынок, характеризующийся тяжелыми условиями труда, отсутствием социальной защищеености, а также повы-шаен вероятность вовлечения молодых людей в различные антиобщественные явления и действия.
Специфика рынка труда молодежи заключается в том, что она характеризуется большей нестабильностью и дисбалансом между спросом и предложением из-за изменений в профориентации молодых людей и большего разнообразия. Так, ежегодно на рынок труда выходят около 50 тыс. выпускников вузов, прошедших подготовку по различным специальностям. Поскольку рынок свободных рабочих мест ограничен, большинство выпускников не могут найти работу по своей специальности. Определенная часть молодого населения вынуждена работать не по своей основной специальности. Для многих переквалификация становится единственным шансом получить работу. Одной из причин снижения экономической активности молодежи является уход большого количества молодежи в теневой рынок труда. Малая часть молодых людей желает трудиться в натуральном сельском хозяйстве.
Ежегодно в Киргизии в трудоспособный возраст вступают около 100 тысяч молодых людей. Однако экономика страны не создает достаточного числа рабочих мест, которое соответствовало бы растущим потребностям населения. На протяжении ряда лет предложение труда превышало спрос на него более чем на 30%, поэтому особое распространение получила в республике трудовая миграция. Так получилось, что Киргизия стала кузницей кадров для других стран. В трудовой миграции пребывает одна треть экономически активного населения, большая часть которого - молодежь.
За все годы становления и развития рыночной экономики из страны выехали тысячи квалифицированных кадров. Еще более печальным является тот факт, что миграционные тенденции имеют место и в настоящее время и относятся преимущественно к молодому поколению, в том числе к тем, кто прошел обучение за рубежом. Поскольку в республике для них дефицит достойного труда и рационального приложения своих способностей и знаний, страна теряет наиболее квалифицированный трудовой потенциал.
Непропорциональное развитие регионов тоже становится причиной безработицы. Для некоторых областей характерна сезонная занятость. Киргизия долгое время
Таблица 1
Показатели рынка труда киргизии, тыс. чел.
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Численность экономически активного населения 2456,0 2468,7 2504,2 2544,3 2547,4
Численность занятых 2244 2263,0 2302,7 2352,1 2363,7
Уровень занятости, в% 58,8 91,7 53,3 57,7 57,1
Численность безработных 210,4 205,7 201,5 192,2 183,7
Уровень безработицы,% 8,4 8,3 8,0 7,6 7,2
Источник: составлено по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах. - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики, 2017.
оставалась аграрной страной. В сельской местности проживает две трети населения (66,3%), поэтому увеличение трудоспособного населения в условиях нестабильного экономического роста привело к трудоизбыточности. Экономически активное население в сельской местности составляет 1 млн 594 тыс. человек, из них занятое население 1 млн 490 тыс. человек или 92% экономически активного сельского населения, безработными являются 113,6 тыс. сельчан. При этом уровень занятости подвержен сезонным колебаниям, так как сельскохозяйственные работы имеют временный характер (сезон 5-6 месяцев).
В сельской местности по сравнению с городской наблюдается более ранний возраст вступления в трудовую жизнь, где происходит получение дальнейшего образования после школы. Гендерное неравенство тоже становится причиной безработицы. Согласно данным Нацстаткома, на рынке труда мужчин занято больше, чем женщин. Уровень безработицы среди мужчин составил 6,2% от общей численности населения в 2016 году, тогда как среди женщин 8,7%. В республике преобладают безработные среди женщин в возрасте от 20 до 39 лет, этот возраст связан с рождением детей и необходимостью ухода за ними. Доля длительно безработных женщин составляет 42%. Наибольшая доля женщин в общем числе безработных наблюдается в Бишкеке и Чуйской области. Из общего числа зарегистрированных в органах службы занятости безработных с высшим образованием в 2016 г. женщины составляют большинство -56%. Главными причинами незанятости женщин являются увольнения по собственному желанию, окончание учебных заведений, высвобождение.
ВВП и занятость: точки пересечения
Результаты экономической деятельности, различия в уровне заработной платы, различия в возрастном приоритете для мужчин и женщин составляют экономические основы современного гендерного неравенства на рынке труда. Низкая оплата труда для женщин часто не рассматривается как серьезная проблема, поскольку предполагается, что большинство женщин имеют доступ к источникам ресурсов своих семей и, таким образом, могут работать за низкую зарплату, не попадая в число бедных. Для женщин предпринимательство часто является вынужденным занятием, причем уровень предпринимательского дохода у них ниже, чем у мужчин. В целом развитие женского бизнеса требует значительной поддержки со стороны государства.
По данным за 2016 год, число вакантных рабочих мест, заявленных в службы занятости, составило 23 тыс. единиц, в их числе преобладал спрос на рабочие специальности. Остались не востребованными 6,6 тыс. рабочих мест, Это так называемые «неэффективные рабочие места», и на одно свободное рабочее место претендовало 14 чел.
В Киргизии многие люди, которые лишились рабочего места, переходят в теневой сектор и натуральное сельское хозяйство. И хотя уровень безработицы в республике, согласно данным официальной статистики, составляет 7,2 процентов, но, как считают эксперты, этот показатель явно занижен и в действительности может достигать свыше 15%.
Пособия по безработице составляют от 250 до 700 сомов в месяц и выплачиваются лишь тем безработным, которые делали взносы в Социальный фонд в течение одного года. Поэтому пособие по безработице получают только 15% зарегистрированных безработных, а значительная часть безработных не регистрируется в службе занятости. Кроме того, возможности трудоустроиться через эту службу весьма ограничены, так как вакантных рабочих мест недостаточно.
Таким образом, можно сказать, что уровень безработицы в Киргизии находится под влиянием различных факторов, втом числе общеэкономических: состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровни цен и инфляции.
Недоиспользование рабочей силы приводит к недопроизводству товаров и услуг, тем самым снижается объем производства валового внутреннего продукта. Эта непро-изведенная продукция, представляющая собой разницу между потенциальным и фактическим ВВП, называется отставанием объема ВВП и выражается в закон е Оукена.
Определение реального уровня безработицы очень сложный процесс. По мнению В. Е. Савина [17] (Savin, 20т5), в Киргизии реальный уротень безработицы в два-три раза может превышать официальные показатели, что должно показывать большое отставание объемов ВВП. Но так как уровень безработицы сократился, значит, объемы ВВП должны увеличиться. При помощи представленного графика на рисунке 3 проследим динамику ВВП республики. Как наглядно демонстрирует динамика, по итогам 2016 года ВВП равен458 млрд. сомов и темп роста составил 103,8% по сравнению с предыдущим годом.
500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 3. Валовой внутренний продукт Киргизии, млн сомов Источник: составлено по данным стат. сборников: Национальные счетаКиргизской республики.
- Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
Рисунок 4. Численность хозяйствующих субъектов (единиц) в Киргизии Источник: составлено по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах. - Бишкек: Нацстатком
Кыргызской Республики (за ряд лет).
128422,9 130665,2
2012
2013
2014
2015
2016
Рисунок ¡5. Доходы государственного бюджета Киргизии, млн сомов Источник: составлено по данным стат. сборников: Уровень жизни населения» - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
Безработица не только уменьшает объемы ВВП, но и приводит к сокращению сбора налогов с юридических и физических лиц, которые поступают в государственный бюджет. А налоги, как известно, это основной источник доходов государственного
бюджета. Оживление экономики и снижение уровня безработицы способствует росту налогооблагаемой базы. На следующем рисунке 4 приводятся данные о динамике действующих хозяйствующих субъектов Киргизии, включенных в базу данных Единого государственного регистра статистических единиц (ЕГРСЕ). Этот регистр представляет собой единую систему государственного учета и идентификации всех субъектов хозяйственной деятельности на территории республики: предприятий, организаций и объединений, учреждений, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Как упоминалось раннее, безработица в рассматриваемом периоде сокращалась, а число хозяйствующих субъектов увеличилось с 505,1 тыс. единиц до 637,6 тысяч единиц. Данные рисунка 5 демонстрируют, что это все благоприятно сказалось на доходной части бюджета страны, который вырос с 87,0 млрд сомов в 2012 году до 130,7 млрд сомов в 2016 году.
Стоит отметить, что объемы доходов бюджета по отношению к ВВП несколько сократились. Если в 2015 г. доходы были равны 29,8% к ВВП, то в 2016 г. -28,5%. Однако доходы бюджета формируют не только налоговые поступления, как раз они и увеличились (с 19,7% до 20,5% по отношению к ВВП), а вот неналоговые поступления и международные трансферты, наоборот, сократились. Таким образом, можно констатировать, что еще одной экономической причиной безработицы является дефицит финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства.
Расходы государственного бюджета в Киргизии из года в год увеличиваются. Так, в 2015 году они составляли 31,3% к объему ВВП, а в 2016 году уже 33,1% от ВВП. В то же
186,9
2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 6. Расходы на сокращение безработицы из средств госбюджета, млн сомов Источник: составлено по данным стат. сборников: Уровень жизни населения» - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
время по мере сокращения безработицы, как видно из данных рисунка 6, расходы на нее из государственного бюджета за рассматриваемый период сократились с 137,4 млн сомов до 91,6 млн. сомов. Максимум расходов пришелся на 2015 год - 186,9 млн. сомов.
Оценивая безработицу как потери общества, есть смысл отметить также следующие факторы экономической неустойчивости:
• снижается покупательский спрос;
• сокращаются сбережения;
• снижается инвестиционный спрос;
• сокращается предложение, спад производства.
Безработица, будучи экономическим явлением, тесно связана с многообразными элементами рынка. Наибольшее значение в экономической литературе придается взаимосвязи «безработица - инфляция». Усиливающиеся темпы инфляции приводят к росту уровня безработицы, и наоборот.
Безработица для человека является потерей постоянно получаемого денежного дохода. Хотя в Киргизии доходы находятся на достаточно невысоком уровне, лишение и этого невысокого дохода значительно осложняет жизнь и человек переходит в состояние бедности. А по мере сокращения безработицы растут доходы населения и бедность уменьшается.
Согласно данным таблицы 2, располагаемые денежные доходы населения Киргизии в 2016 г. составили 4258,0 сомов в месяц на душу населения, увеличившись по сравнению с 2012 г. в 1,3 раза.
По мере сокращения безработицы растет размер оплаты труда. Среднемесячная реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом выросла на 9,7 процента. Чем выше безработица, тем ниже
Таблица 2
динамика основных социально-экономических показателей в киргизии
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Среднедушевые доходы, сомов на душу населения 3215,8 3336,3 3957,5 4074,5 4258
Средняя заработная плата, сом 10726 11341 12285 13277 14492
Средняя заработная плата, долл. США 228,2 234,1 229,0 209,2 212,2
Уровень инфляции, в% 7,5 4,0 10,5 3,4 -0,5
Уровень бедности,% 38 37 30,1 32,1 25,4
Государственный внешний долг, млн. долл. США 3031,9 3158,7 3437,1 3601,1 3742,7
Государственный внешний долг, процентах к ВВП 47,0 44,4 50,9 64,5 56,6
Источник: составлено по данным стат. сборников: Кыргызстан в цифрах. - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики (за ряд лет).
становится заработная плата, в целом сокращаются и доходы, что само по себе является благоприятными условиями для развития бедности. На конец 2016 года, на территории республики насчитывалось 1 млн 560 тыс. человек, относящихся к категории бедных. И проблема бедности по-прежнему относится к числу наиболее актуальных и особо важных.
Таким образом, на основе приведенных данных следует общий вывод: безработица распространена повсеместно. В мировом рейтинге глобальных рисков безработица и неполная занятость занимают «почетное» второе место. Чем выше уровень безработицы, тем более разрушительный эффект она несет миру и населению. И поэтому борьбу с безработицей ведут все страны мира, но каждая страна это делает по-разному. В любом случае ключевая роль в этой борьбе отводится государству. Именно оно может и должно создать сбалансированный рынок труда и сократить безработицу.
заключение
Безработица наносит большие экономические потери обществу. В Киргизии по мере сокращения безработицы улучшается экономическая ситуация. Но в целом ее уровень (прежде всего, скрытой безработицы) еще достаточно высок. Также существует масштабная неформальная занятость. Все это препятствует экономическому росту, становится причиной бедности и наносит огромный ущерб экономике. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы свести к минимуму негативные последствия этой проблемы.
Борьба с безработицей осуществляется проведением государственной политики на рынке труда в двух основных формах:
• активная политика - создание новых рабочих мест, подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных, микрокредитование, осуществление общественных работ;
• пассивная политика - регистрация безработных в службах занятости, выплата пособий, стипендий и иной материальной помощи, предоставление информации об имеющихся вакансиях.
Активная политика, направленная на обеспечение полной занятости, является в развитых государствах главным направлением политики на рынках труда, Киргизия также применяет этот метод с учетом национальных особенностей и возможностей. К основным мерам активной политики относятся:
• стимулирование со стороны государства инвестиционных вложений в экономику, что является главным фактором создания новых рабочих мест;
• совершенствование работы службы занятости, бирж труда, которые предоставляют информационные услуги безработным о вакансиях, о действующих программах по увеличению занятости, что способствует снижению безработицы;
• содействие развитию мелкого и семейного бизнеса, что является для многих стран важнейшим методом повышения занятости населения;
• государственное стимулирование административными, налоговыми, а также правовыми методами работодателей для выделения рабочих мест слабоза-щищенным слоям населения (молодежи, многодетным, матерям-одиночкам, лицам с ограниченными возможностями здоровья);
• оказание услуг в поисках вакансий за рубежом и оказание помощи, если безработный примет решение сменить место жительства с целью трудоустройства;
• интернациональный подход к сотрудничеству для решения проблемы занятости в других странах, в частности, в виде оказания помощи участникам программ организованного набора для работы в странах, с которыми страны-доноры имеют заключенные договора.
Для реализации пассивной политики государство должно:
обеспечить социальную поддержку путем выплат пособий по безработице, а также предоставить материальную помощь и прочие социальные выплаты, т.е. осуществлять социальную защиту безработных;
• обеспечить предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
• предоставлять сведения о вакансиях и оказывать консультационные услуги. Финансовая помощь для безработных граждан в развитых странах осуществляется системами страхового обеспечения граждан. Задача минимум для этих страховых выплат - удовлетворить насущные жизненные расходы безработного. Продолжительность таких выплат может занимать несколько месяцев, а в некоторых странах бессрочна. Средства для оказания помощи безработным, формируются главным образом государством и предпринимателями. Большая роль в решении этого вопроса отводится также региональным властям.
ИСТОЧНИКИ:
1. Мизинцева М.Ф., Сардарян А.Р., Петроченко А.А. Основные прогнозы развития рынка труда в мире // Российское предпринимательство, 2017. - № 22. - doi: 10.18334/rp.18.22.38509.
2. Дробот Е.В., Лосинкова В. А., Поспелова А. Л., Утябаева Э. Р., Федаш К.А. Обзор клю-
чевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик // Экономические отношения, 2018. - № 2. - doi: 10.18334/eo.8.2.39014.
3. World Employment and Social Outlook: Trends 2018 International Labor Office - Geneva:
ILO, 2018. P.81
4. Лехтянская Л.В., Римская Т.Г. Факторы, влияющие на формирование и развитие
рынка труда // Российское предпринимательство, 2016. - № 5. - doi: 10.18334/ rp.17.5.34989.
5. Рыбаковский Л.Л., Рыбаковский О.Л. Иммиграция трудовых ресурсов, ее негатив-
ные последствия для России // Миграция и социально-экономическое развитие, 2016. - № 4. - doi: 10.18334/migration.1.4.38090.
6. Савина С.Е., Джакубов Н. Социальная защита и рынок труда в Кыргызской Республике // Экономика труда, 2018. - № 1. - doi: 10.18334/et.5.1.38852.
7. Попов А.В. Нерешенные проблемы сферы занятости современной России // Экономика труда, 2017. - № 3. - doi: 10.18334/et.4.3.38242.
8. Савин В.Е., Гапурбаева Ш.Р. Масштабы теневой экономики и определение размеров
теневой занятости населения Кыргызской Республики // Российское предпринимательство, 2017. - № 24. - doi: 10.18334/rp.18.24.38623.
9. Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. - М.: Росстат, 2017.
10. Регионы Казахстана в 2017 году: Статистический ежегодник. - Астана, 2018.
11. Труд и занятость в Узбекистане. - Ташкент: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2018.
12. Строкова В., Аджвад М.И. Диагностика создания рабочих мест в Таджикистане: стратегические направления по созданию рабочих мест. Всемирный Банк. -Вашингтон, 2017.
13. Labour market attractiveness in the EU. Ec.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/publications/statistical-working-papers.
14. Bundesagentur fur arbeit. Statistic. [Электронный ресурс]. URL: https://statistic. arbeitsagentur.de.
15. Полищук Е.А. Институциональные практики регулирования рынка труда молодежи в зарубежных странах // Российское предпринимательство, 2017. - № 5. - doi: 10.18334/rp.18.5.37617.
16. Legotin F.Y., Kocherbaeva A.A., Savin V.E. Prospects for Crypto-Currency and Blockchain Technologies in Financial Markets // Revista ESPACIOS, 2018. - № 19.
17. Савин В.Е. Совершенствование статистического учета безработных на рынке труда // Вестник Киргызско-российского славянского университета, 2015. - № 8.
references:
Regiony Kazakhstana v 2017 godu [Regions ofKazakhstan in 2017] (2018). Astana. (in Russian). Trud i zanyatost v Rossii. 2017 [Labor and employment in Russia. 2017] (2017). M.: Rosstat. (in Russian).
Trud i zanyatost v Uzbekistane [Labour and employment in Uzbekistan] (2018). Tashkent:
Gosudarstvennyy komitet Respubliki Uzbekistan po statistike. (in Russian). Bundesagentur fur arbeitStatistic. Retrieved from https://statistic.arbeitsagentur.de Drobot E.V., Losinkova V. A., Pospelova A. L., Utyabaeva E. R., Fedash K.A. (2018). Obzor klyuchevyh podkhodov k klassifikatsii stran mira i sravnitelnyy analiz osnovnyh makroekonomicheskikh pokazateley veduschikh mirovyh ekonomik [Review of key approaches to the classification of the countries of the world and a comparative analysis of the main macroeconomic indicators of the world's leading economies]. Journal of International Economic Affairs. 8 (2). (in Russian). doi:10.18334/eo.8.2.39014.
Labour market attractiveness in the EUEc.europa.eu. Retrieved from http://ec.europa. eu/eurostat/publications/statistical-working-papers
Legotin F.Y., Kocherbaeva A.A.,Savin V.E. (2018). Prospects for Crypto-Currency and Blockchain Technologies in Financial Markets Revista ESPACIOS. 39 (19). 26.
Lekhtyanskaya L.V., Rimskaya T.G. (2016). Faktory, vliyayuschie na formirovanie i razvitie rynka truda[Factors of labor market development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (5). (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.5.34989.
Mizintseva M.F., Sardaryan A.R., Petrochenko A.A. (2017). Osnovnye prognozy razvitiya rynka truda v mire[Main forecasts of labor market development in the world]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18(22). (in Russian). doi: 10.18334/ rp.18.22.38509.
Polischuk E.A. (2017). Institutsionalnye praktiki regulirovaniya rynka truda molodezhi v zarubezhnyh stranakh[Institutional practices of the youth labor market regulation in foreign countries]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (5). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.5.37617.
Popov A.V. (2017). Nereshennye problemy sfery zanyatosti sovremennoy Rossii [Unsolved problems in the employment sphere of modern Russia]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (3). (in Russian). doi: 10.18334/et.4.3.38242.
Rybakovskiy L.L., Rybakovskiy O.L. (2016). Immigratsiya trudovyh resursov, ee negativnye posledstviya dlya Rossii [Immigration of labor resources, its negative consequences for Russia]. Migration and social development. 1 (4). (in Russian). doi: 10.18334/migration.1.4.38090.
Savin V.E. (2015). Sovershenstvovanie statisticheskogo ucheta bezrabotnyh na rynke truda [Improving the statistics of the unemployed in the labour market]. Bulletin of Kyrgyz-Russian Slavic University. 15 (8). (in Russian).
Savin V.E., Gapurbaeva Sh.R. (2017). Masshtaby tenevoy ekonomiki i opredelenie razmerov tenevoy zanyatosti naseleniya Kyrgyzskoy Respubliki [Scale of shadow economy and determination of the level of shadow employment of the population in the Kyrgyz Republic]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (24). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38623.
Savina S.E., Dzhakubov N. (2018). Sotsialnaya zaschita i rynok truda v Kyrgyzskoy Respublike [Social protection and labor market in the Kyrgyz Republic]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38852.
Strokova V., Adzhvad M.I. (2017). Diagnostika sozdaniya rabochikh mest v Tadzhikistane: strategicheskie napravleniya po sozdaniyu rabochikh mest. Vsemirnyy Bank [Diagnostics of job creation in Tajikistan: strategic directions for job creation. World bank] Vashington. (in Russian).