Научная статья на тему 'Усиление роли государства в обеспечении экономической безопасности Кыргызской Республики'

Усиление роли государства в обеспечении экономической безопасности Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / УГРОЗЫ / THREATS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / EXTERNAL DEBT / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / LIVING STANDARDS / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / БЕДНОСТЬ / POVERTY / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ECONOMIC CRIMES / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осмонов Замирбек Бабакулович

В данной статье рассматриваются факторы, приведшие к снижению экономической безопасности Кыргызстана, и обосновывается положение о необходимости усиления роли государства в обеспечении экономической безопасности. Проводится анализ деятельности государства по разработке стратегии и ее осуществлению для стабильной и эффективной жизнедеятельности государства, общества и личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening the role of the state in ensuring economic security of the Kyrgyz Republic

The article considers the factors which have led to a decrease in the economic security of Kyrgyzstan; we justify provision requiring strengthening the role of the state in ensuring economic security, and we also analyze the state's activities in the development of a strategy and its implementation for a stable and effective life of the state, society and individual.

Текст научной работы на тему «Усиление роли государства в обеспечении экономической безопасности Кыргызской Республики»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 4 • апрель 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

усиление роли государства в обеспечении экономической безопасности кыргызской Республики

Осмонов З.Б.1

1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Бишкек, Киргизия

АННОТАЦИЯ:_

В данной статье рассматриваются факторы, приведшие к снижению экономической безопасности Кыргызстана, и обосновывается положение о необходимости усиления роли государства в обеспечении экономической безопасности. Проводится анализ деятельности государства по разработке стратегии и ее осуществлению для стабильной и эффективной жизнедеятельности государства, общества и личности

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государство, экономическая безопасность, угрозы, государственное управление, экономический рост, внешний долг, уровень жизни, безработица, бедность, экономические преступления, коррупция.

strengthening the role of the state

in ensuring economic security of the Kyrgyz Republic

Osmonov Z.B

1 Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyzstan

введение

Функционирование любой современной экономической системы во многом зависит от государства, которое во все времена своей деятельности обеспечивало и поддерживало в стране порядок, законность, организацию национальной обороны, а также в той или иной степени занималось регулированием экономики. Степень государственного вмешательства в экономику зависит от многих факторов, которые либо усиливают роль государства, либо снижают его регулирующую роль. Координация деятельности различных экономических субъектов в условиях общественного разделения и специализации труда является центральной проблемой в формировании и реализации экономической политики, которая должна стать ориентиром при принятии важнейших экономических и политических решений государства. Необходимо создать систему ориентиров для политики, вводя ее в русло национальных интересов, целей и приоритетов, прежде всего, для обеспечения экономической безопасности страны.

В период трансформации экономической системы, как отмечает А.С. Васильева [1] (Vasileva, 2012), закономерным явлением становится такая ситуация, когда решение проблемы обеспечения экономической безопасности осуществляется одновременно с проведением радикальных преобразований и формированием оптимальных способов углубления реформ для создания основ рыночной экономики. Это довольно сложная задача, решение которой требует согласованности действий в осуществлении этих двух очень важных подсистем, используя наиболее оптимальные пути и методы, направленные, во-первых, на обеспечение всесторонней национальной экономической безопасности и, во-вторых, на снижение негативных тенденций при формировании рыночной экономики и создание условий для преодоления трансформационного кризиса и выход на траекторию экономического роста, повышения уровня жизни населения и сокращения бедности в стране.

Обеспечение экономической безопасности страны происходит на фоне двух противоречивых тенденций: с одной стороны, идет процесс глобализации и интеграции, а с другой - обострение международной конкуренции, усиление ее места и роли в международных экономических связях между странами, которые изыскивают пути и средства для оптимального решения возникших новых сложных процессов. В этой связи появляется объективная необходимость теоретического обоснования и практических рекомендаций для решения этих новых процессов. Исследование этих вопросов стало предметом научных разработок в трудах таких ученых, как И.А. Агаев [2] (Agaev, 2014), М.В. Самик, Е.Д. Ускова [3] (Agaeva, Samik, Uskova, 2014), которые обосновали ведущие факторы обеспечения экономической безопасности, степень открытости экономики и роль государства во вновь открывшихся обстоятельствах.

В этой ситуации возникла также необходимость выявить и проанализировать внешние угрозы, снижающие экономическую безопасность в условиях интернаци-

ABSTRACT:_

The article considers the factors which have led to a decrease in the economic security of Kyrgyzstan; we justify provision requiring strengthening the role of the state in ensuring economic security and we also analyze the state's activities in the development of a strategy and its implementation for a stable and effective life of the state, society and individual.

KEYWORDS: state, economic security threats, public administration, economic growth, external debt, living standards, unemployment, poverty economic crimes, corruption

JEL Classification: F52, J64, H63, 040 Received: 28.03.2018 / Published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Osmonov Z.B. (Shahnoza.gapurbaeva0mail.ru)

CITATION:_

Osmonov Z.B. (2018) Usilenie roli gosudarstva v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti Kyrgyzskoy Respubliki [Strengthening the role of the state in ensuring economic security of the Kyrgyz Republic]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 1049-1064. doi: 10.18334/rp.19.4.38982

онализации международных экономических связей, а также в условиях необходимости выполнения требований, предъявляемых к членам ВТО. Эти проблемы были довольно глубоко и всесторонне проанализированы и обоснованы в научных трудах Е.В. Дробот [4] (Drobot, 2014) и Э.А. Исраиловой [5] (Israilova, 2017).

К исследованию этих проблем присоединились и другие российские ученые, среди которых можно выделить А.В. Полухина и Е.И. Савенко [6] (Polukhina, Savenko, 2014). Они всесторонне рассматривают различные вопросы национальной экономической безопасности, используя методы социологического опроса. Проблему экономической безопасности стали глубоко исследовать российские ученые в связи с антироссийскими экономическими санкциями со стороны западных стран, а Л.А. Мизюркина и О.Н. Сафронова [7] (Mizyurkina, Safronova, 2015) углубили разработку проблемы составной части национальной экономической безопасности - обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях международных санкций.

Проблема обеспечения экономической безопасности является особо актуальной, ибо от ее решения зависит социально-экономическое развитие и стабильность в стране.

киргизия идет к рынку

Обеспечение экономической безопасности страны - это гарантия ее независимости, необходимое условие стабильности и эффективной жизнедеятельности государства, общества и личности. В силу этого экономическая безопасность относится к важнейшему национальному приоритету. Она означает, что социально-экономической системе обеспечена устойчивость, высокие темпы роста и конкурентоспособность. Такое состояние экономики позволяет полнее удовлетворять потребности населения и обеспечивать высокий уровень жизни в стране.

Важнейшей особенностью формирования внутренней экономической политики является то, что процесс становления и реформирования государственной системы Кыргызстана шел параллельно с осуществлением радикальных преобразований по формированию основ рыночной экономики. Рыночная трансформация экономической системы Кыргызстана повлекла за собой закономерные издержки переходных процессов и привела к существенным структурным изменениям, спаду производства и в целом к снижению уровня экономической безопасности. Положение еще более усугубилось тем, что экономика Кыргызстана в новейшей истории пережила в своем

ОБ АВТОРЕ:_

Осмонов ЗамирбекБабакулович, аспирант (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Осмонов З.Б. Усиление роли государства в обеспечении экономической безопасности Кыргызской Республики // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 1049-1064. Сог 10.18334/гр.19.4.38982

развитии ряд драматических этапов: испытала влияние экономических кризисов 1991-1995 годов; «российский кризис» 1998 года; мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг.; воздействие нестабильной политической ситуации и политических интриг, две «цветные революции» (2005 и 2010 гг.); трагические события на юге страны в 2010-ом году, косвенное влияние от санкций в отношении России со стороны Запада. Все это негативно отразилось на уровне жизни населения, в значительной мере сказалось на состоянии экономической безопасности. Экономика страны значительно ухудшила свои показатели и погрузилась в глубокий кризис.

В результате было официально признано, что последствия реформ стали серьезным тормозом экономического развития и что система госрегулирования не в полной мере отвечает требованиям времени. Принятие новой конституции создало новые правила, связанные с запутанной системой взаимоотношений между институтами, ответственными за государственную экономическую политику. Постоянное изменение функций и кадровой деятельности министерств свидетельствует об отсутствии четкого понимания диапазона функций. Произошло ослабление организационных и технических основ скоординированного проведения управления и анализа. В результате сложилось понимание того, система формирования и координации экономической политики государства тормозит развитие страны. Для устранения негативных последствий переходного периода и достижения экономической безопасности киргизским правительством в 2002 году было принято в постановление «О состоянии экономической безопасности Кыргызской Республики и мерах по ее дальнейшему обеспечению». Во исполнение этого закона были разработаны концепции и программы, в которых были означены конкретные меры по укреплению экономической безопасности государства. Страна стала активно формировать нормативно-правовую базу по защите национальной безопасности.

В 2012 г. принята Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики [8]. В этом документе национальным интересом было объявлено создание высокоразвитой экономики, обеспечение достойного уровня жизни населения и эффективной системы управления в стране, а также предусмотрены гарантии по обеспечению безопасной жизнедеятельности гражданина, общества, государства и защита их интересов от негативных воздействий внешних и внутренних угроз. В Концепции констатируется, что экономика Кыргызстана все еще не достигла внутреннего равновесного состояния из-за ресурсной, финансовой и технологической недостаточности.

В утвержденной Концепции национальной безопасности Кыргызстана экономическая безопасность выделяется в качестве самостоятельного объекта государственного управления, который требует постоянного внимания для выявления разного вида угроз и своевременного принятия мер по их недопущению и ликвидации. В документе особо отмечено, что для успешной интеграции Кыргызстана в глобальное экономическое пространство и мировое хозяйство необходимо обеспечить высокие темпы экономического роста, сделать экономику страны восприимчивой к новациям, способной

использовать современные высокие технологии, что позволит стране занять достойное место в международном разделении труда.

В развитие концепции был принят также Закон Кыргызской Республики «О национальной безопасности» [9], в котором дается понятие «безопасности». Оно означает защищенность жизненно важных интересов гражданина, общества, страны от разного рода внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность входит составной частью в национальную безопасность и создает все условия государству контролировать использование национальных ресурсов, стремиться к достижению такого уровня производства, который обеспечивает конкурентоспособность и позволяет успешно действовать в мировой экономике. Как указывает Ч. К. Ботоева, этот закон создал предпосылки для создания комплексной системы нормативных документов в сфере безопасности [10] (Botoeva, 2015). На сегодняшний день существует ряд законов, и актов, определяющих систему безопасности в отдельных отраслях.

В процессе формирования нормативной базы постепенно сложилось и стало общепризнанным понимание того, что достижение наибольшей экономической эффективности происходит в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Главное место отводится конкуренции, которая должна быть всегда и во всем, и только, там, где это невозможно, может и должно действовать госрегулирование. В этой связи сложилось понимание того, что разумное сочетание и совместное действие регулирующей силы государства и рынка обеспечивает наилучшие результаты в развитии. Поэтому необходимо было создать в стране конкурентную среду путем предоставления хозяйствующим субъектам благоприятных условий хозяйствования и одновременно принимать меры по оздоровлению экономики, преодолению спада производства. Для этого требовались финансовые средства, но в республике сложился дефицит инвестиционных ресурсов, и правительству пришлось обратиться за помощью к иностранным инвесторам. Начиная с 1998 года экономическое положение страны несколько улучшается, наблюдается значительный рост ВВП, спадает гиперинфляция, начинает расти заработная плата. Но поскольку экономический рост носит неустойчивый характер, в стране сложная социально-экономическая ситуация и ряд показателей (дефицит госбюджета, государственный долг) все еще носят угрожающий характер (табл. 1).

Из приведенной таблицы видно, что дефицит бюджета составляет 20878 млн сомов, что равняется 4,6% к ВВП и в 2016 году увеличился по сравнению с 2013 годом на 3,9 процентных пункта. Что касается внешнего долга, то его размеры составляют 56,6% к ВВП страны, но по сравнению с 2015 годом долг уменьшился на 7,9 процентных пункта. В настоящее время Кыргызстан по макроэкономическим показателям отстает от других стран СНГ, сзади него только Таджикистан.

Положение осложняется также высоким уровнем коррупции, и как отметил в своем выступлении на заседании Совета безопасности Президент Кыргызской Республики С.Ш. Жээнбеков, коррупция является проблемой, угрожающей национальной безопасности страны. Действительно в Индексе восприятия корруп-

Таблица 1

Показатели формирования государственного бюджета и государственного долга Киргизии, млн сомов

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016

Доходы гос. бюджета 87008,1 101940,8 119428,1 128422,9 130665,2

в процентах к ВВП 28,0 28,7 29,8 29,8 28,5

Расходы гос. бюджета 107240,4 104271,3 121303,7 134572,2 151543,3

в процентах к ВВП 34,5 29,4 30,3 31,2 33,1

Дефицит (-), гос. бюджета -20232,3 -2330,5 -1875,6 -6149,3 -20878,1

в процентах к ВВП -6,5 -0,7 -0,5 -1,4 -4,6

Государственный внешний долг, млн. долл. США 3031,9 3158,7 3437,1 3601,1 3742,7

Государственный внешний долг процентах к ВВП 47,0 44,4 50,9 64,5 56,6

Источник: Составлено по данным стат. сборников за ряд лет: Национальные счета Кыргызской Республики. - Б., Нацстатком Кыргызской Республики.

Таблица 2

Динамика показателей ВВП, объемов скрытой и неформальной экономики

Кыргызстана

Показатели 2012 2013 2014 2015

Валовой внутренний продукт, млрд сомов 310,5 355,3 400,7 430,5

Добавленная стоимость, полученная в результате скрытого и неформального производства (без учета сельского хозяйства), млрд сомов 61,7 70,5 92,8 102,3

В процентах к ВВП 19,9 19,8 23,2 23,8

в том числе скрытое производство 2,5 2,7 2,2 2,4

Источник: Составлено по данным стат. сборников за ряд лет: Национальные счета Кыргызской Республики. - Б., Нацстатком Кыргызской Республики.

ции-2017 (ИВК-2017), который ежегодно публикуется международной организацией Transparency International, Кыргызская Республика заняла 135-е из 180 мест. Согласно этому рейтингу, республика набрала 29 позиций из 100, и по этим показателям приравнена к таким странам, как Парагвай, Папуа Новая Гвинея, Мексика, Лаос, Гондурас и Доминиканская Республика. Динамика данного индекса положительная, так, например, по сравнению с 2016 годом Кыргызстан передвинулся на одну позицию вверх со 136-го на 135-е место [11].

Экономическое развитие Кыргызстана характеризуется высоким уровнем теневой экономики, которая, по данным таблицы 2, составляет 23,8 процентов. По мнению некоторых экспертов, эти показатели занижены и в реальном виде могут доходить

до 50%, поэтому необходимо провести их дооценку [12] (Savin, Gapurbaeva, 2017). Сложившаяся ситуация создает угрозу экономической безопасности. Из таблицы 2 видно, что скрытая и неформальная экономика в производственной сфере в 2015 году составляла 102,3 млрд. сомов против 92,8 млрд сомов в 2014 году, соответственно, ее доля в ВВП выросла на 0,6 процентных пункта и составила 23,8%.

Анализ представленных данных, дает основания утверждать, что, несмотря на принимаемые государством меры, налицо сформировавшаяся динамика роста валовой добавленной стоимости, полученной за счет скрытого и неформального производства (без сельского хозяйства) с 61,7 млрд сом в 2012 году до 102,3 млрд сом в 2015 году, т.е. на 40,6 миллиардов сом. Увеличение более чем в 1,6 раза, что значительно снижает экономическую безопасность Киргизии.

Отчего киргизы уезжают...

Неустойчивость экономического развития, дефицит бюджета, инвестиционных ресурсов тормозит создание рабочих мест с достойной заработной платой, что негативно сказывается на состоянии занятости населения, уровне безработицы как в целом по стране, так и в трудоизбыточных регионах. Эти процессы не способствуют сокращению бедности. Необходимо отметить, что доходы населения Кыргызстана в денежном выражении выросли, но и в настоящее время, как показано на рисунке 1, одна треть населения остается бедной.

Из рисунка видно, что в период 2011-2016 годы уровень бедности находился в интервале между 37,1% и 32,1%, то понижаясь, то снова повышаясь, но в то же время прослеживается положительная тенденция к снижению бедности в стране. В Киргизии имеет место и крайняя бедность, за чертой которой проживало в 2016 году 49 тысяч человек, из них 85,4% - жители сельской местности. Дефицит средств у населения, живущего за чертой бедности, составил 7873,0 млн сомов, что на 3359,2 млн сомов меньше, чем в 2015 году, но если исключить доходы, которые присылают трудовые

37,1

32,1

Рисунок 1. Уровень бедности населения в Кыргызской Республике, в% Источник: составлено автором по данным статистических сборников: Уровень жизни населения. - Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, за ряд лет

38

37

36,8

30,6

2012

2013

2014

2015

2016

мигранты из стоимости потребления, то уровень бедности по Кыргызстану возрастет до 36,4%, а по различным территориям эти показатели будут еще выше.

Экономическая ситуация на рынке труда остается по-прежнему сложной, безработица в основном преобладает в сельской местности: численность безработных, по итогам обследования рабочей силы в 2012 г, составила 60,4 тыс. человек, из них 57 процентов проживают на селе и 43 процента - горожане. В 2016 г. уровень общей безработицы сложился в размере 7,6 процента или 56,0 тыс. человек, произошло незначительное снижение числа безработных по сравнению с 2012 годом на 0,9 процентных пункта. В гендерном разрезе безработица выше среди женщин и составляет 9,9 процента, а среди мужчин - 7,6 процента. В 2016 г. удельный вес женщин в общей численности, зарегистрированных безработных в республике составил 53,0 процента (29,5 тыс. человек). В общей численности зарегистрированных безработных преобладают женщины в г. Бишкек и Таласской области (66,0 процентов).

Анализируя таблицу 3, можно заметить, что безработица имеет женское лицо, среди безработных, зарегистрированных в службе занятости, женщины составляют более 50%, а уровень безработицы среди молодежи - 39% в 2015 году; общий уровень безработицы среди молодежи составляет 10,5 процента, что превышает среднереспубликанский уровень.

Отсутствие работы с достойной заработной платой, бедность способствуют развитию миграционных процессов из Кыргызстана в другие государства, прежде всего, в Россию и Казахстан. В Кыргызстане по-прежнему складывается отрицательный миграционный баланс, и что особенно негативно влияет на демографическую ситуацию в стране так это то, что в миграции участвуют преимущественно люди трудоспособного возраста. Так, к примеру, в 2009 г. лица в трудоспособном возрасте среди мигрантов составляли 84%, в 2013 году - 86%, в 2015 г. - 88%, в 2016 г. - 71%.

Совокупность приведенных проблем усугубляет сложившуюся в республике сложную социально-экономическую ситуацию, ведет к большим потерям в экономике, снижает эффективность работы государственных органов, заставляет принимать меры, которые имеют кратковременное значение и не дают желаемого эффекта.

Значения внешнеэкономических показателей Кыргызстана также позволяют говорить о том, что экономическая безопасность Кыргызстана в этой сфере обеспечивается недостаточно. Следует признать, что Кыргызстан в международном разделении труда является сырьевым придатком, что наглядно демонстрирует структура экспорта. Например, по данным Национального банка, доля немонетарного золота в структуре экспорта основных видов продукции в 2015 году составила 41,1%, в 2016 году возросла до 44,4% [13].

Нельзя сказать, что государственные органы не принимают конкретных мер по совершенствованию государственного управления, улучшающих имидж страны. Так, например, Кыргызстан улучшил свои показатели по благоприятности ведения бизнеса, переместившись на 67 место в 2016 году со 102 места в 2013 году. Это произошло

Таблица 3

Показатели рынка труда в Кыргызской Республике (тыс. чел)

Показатели 2005 2006 2007 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Численность эконо- 2261,0 2285,0 2344,0 2380,0 2420,0 2456,0 2468,7 2504,2 2544,3

мически активного

населения

Численность занятых 2077 2096 2153 2184 2216 2244 2263,0 2302,7 2352,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень занятости, 91,3 91,7 91,8 91,8 91,4 91,6 91,7 92,0 92,4

в%

в том числе, в про- 42 42 42 42 42 41 40 41 40

центах: Женщины

Численность безра- 68 73 71 67 63,4 60,4 58,4 58,3 56

ботных, зарегистрированных в службах

занятости (на конец года)

в том числе, в%: 53 52 50 50 51 53 52 52 53

женщины

молодежь (до 29 лет 37 39 39 42 43 41 42 41 39

включительно)

Уровень безработи- со 8,3 8,2 8,2 8,6 8,4 8,3 8,0 7,6

цы,0/»

Источник: составлено по данным стат. сборников за ряд лет: Кыргызстан в цифрах. - Б., Нацстатком Кыргызской Республики.

Таблица 4

Структура денежных переводов работающих за границей (млн долл. США)

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016

Денежные переводы работающих 1951,7 1910,3 1812,2 1478,3 1633,1

Поступление 2208,8 2278,0 2242,8 1822,1 1994,6

Из них:

Поступления по системам переводов 2017,9 2268,2 2235,9 1683,6 1991,3

Трансферты физ.лиц через банки 9,7 6,5 4,8 2,9 2,4

Почтовые денежные переводы населения 3,8 3,4 2,2 1,2 0,9

Дооценка Национального банка 177,4 0,0 0,0 134,4 0,0

Отток -257,1 -367,7 -430,6 -343,8 -361,5

Источник: Платежный баланс Кыргызской Республики за 2016 год. - Б., НБКР, 2017. - С. 19.

за счет улучшения таких индикаторов, как «международная торговля» и «разрешение неплатежеспособности». Согласно рейтинг Всемирного банка, Кыргызстан улучшил на 35 позиций свои показатели по рейтингу благоприятности ведения бизнеса.

Важное место в системе частных трансфертов занимают средства трудовых мигрантов, которые они отправляют своим родственникам на родину. В структуре частных трансфертов, денежные переводы трудовых мигрантов составляют 98,7% [13]. В 2016 году произошло увеличение чистого притока денежных переводов на 18,4 процента, одновременно отток денежных переводов увеличился только на 5,2 процента.

Трудовые мигранты отправляют на родину свои денежные средства по системе переводов, которые в 2016 году составили 1991,3 млн дол. США, что на 18,3 процента больше, чем в 2015 году. Не изменилась также и география денежных переводов, преимущественная доля (97,4%) поступила из России, в то же время 98,9 процента переводов из Кыргызстана в свою очередь отправляются в Россию. Следует отметить, что денежные переводы от мигрантов остаются основным источником финансирования торгового дефицита. Сальдо денежных переводов по-прежнему покрывает чистый экспорт потребительских товаров, который в настоящее время является отрицательным и составляет 1226,0 млн долларов США.

Однако следует сказать, что обеспечение экономической безопасности - это сложный и трудный процесс, требующий системной работы на основе четко выверенной государственной политики, включающей целый комплекс мер, невыполнение которых должно предусматривать высокую ответственность и определенные санкции, поскольку это касается экономических интересов всего государства. Осуществление таких мер требует четкого контроля со стороны правительственных структур, в противном случае выполнить поставленные задачи невозможно. Необходимо понимание внутренней сущности, причинно-следственной связи в развитии процессов и явлений. Комплексный подход обеспечивает понимание обстоятельств, при которых угроза безопасности будет рассматриваться как производная от разнонаправленных интересов субъектов внутри страны, а также положения государства на международном уровне. Возрастание роли экономического фактора в системе современной национальной безопасности, уязвимость страны перед мировыми финансовыми угрозами вызывают необходимость выработки четкой стратегии достижения экономической безопасности, выполнение которой будет обеспечивать устойчивость и стабильность, высокую эффективность экономического развития в условиях минимально возможной зависимости от внешних факторов.

В условиях вхождения страны в мировое хозяйство необходимо четко определить свои национальные интересы в экономической сфере и проанализировать состояние экономики в разрезе проблем безопасности и принять конкретные меры по ее обеспечению.

Необходимо при разработке и принятии государственного бюджета, государственных программ, решений по финансовым и хозяйственным вопросам исходить из принципа не ухудшения состояния экономической безопасности страны, а преодоления имеющихся и недопущения новых угроз. Соответствующие документы должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности страны. Для этого

необходимо разработать средства и методы своевременного комплексного отслеживания и обнаружения угроз экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности должно стать приоритетным направлением в политике государственного управления и регулирования.

Уровень обеспечения экономической безопасности страны зависит также от деятельности специальных служб Кыргызской Республики, которые должны выявлять и пресекать преступные действия, наносящие ущерб экономической безопасности государства (контрабандный вывоз сырьевых ресурсов, технологий и др.). Например, Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовой полиции), в обязанность которой входит расследование экономических и коррупционных преступлений, в 2012-2017 годах было выявлено более 6,5 тысяч экономических и коррупционных фактов, из общего количества возбужденных уголовных дел 23% было направлено в суд [14]. Сумма установленного ущерба по оконченным расследованиям уголовных дел и отказным материалам составила 12766,6 млн сомов, возмещено материального ущерба на 7770,7 млн сомов, что составляет более 60%. Но, необходимо отметить, что из возбужденных дел всего чуть более 10% обвиняемых были привлечены к уголовной ответственности.

Еще одним фактором обеспечения экономической безопасности является политическая сфера. От спокойствия в обществе, от стабильной социальной обстановки зависит многое, поэтому нужно все силы направлять на сохранение политической и социальной стабильности в стране. Важное место в обеспечении экономической безопасности в Кыргызской Республике занимает принятая по инициативе президента Программа «Таза Коом», внедрение которой повысит прозрачность в социально-экономической сфере, будет способствовать снижению числа экономических преступлений, сокращению бюрократизма и чиновничьего произвола. Кроме выше перечисленных составляющих обеспечения системы экономической безопасности необходима также новая национальная идеология. Важно формировать у граждан современное экономическое мышление, воспитывать новое поколение в духе патриотизма, честного ведения бизнеса, а не только личной выгоды. Названные меры в значительной степени будут способствовать созданию эффективной системы экономической безопасности, которая является, в конечном счете, материальной основой национальной безопасности.

Заключение

Проведенный анализ показателей экономической безопасности показал, что вопросы экономической безопасности находятся в центре внимания киргизского государства. В результате осуществления социально-экономической политики в последние годы страна добилась некоторых успехов в своем экономическом развитии, хотя еще не исчезли многие угрозы. Главной целью стратегии экономической безопас-

ности на современном этапе является закрепление достигнутых подвижек и дальнейшее сокращение внутренних угроз экономической безопасности страны. В решении этих проблем ведущая роль принадлежит государству.

Основой сохранения необходимого положительного уровня экономической безопасности являются стабильный и динамичный рост реального сектора экономики, создание необходимых условий для использования интенсивных и инновационных факторов развития и на этой основе увеличение финансовых ресурсов. Необходимо обеспечить сохранность накопленных богатств, преодолеть сложившиеся деформации в отраслевой и производственной структуре, что вызывает техническое и технологическое отставание отечественного производства. Восстановление, поддержание и рост научно-технического потенциала страны является одним из механизмов обеспечения необходимого уровня экономической безопасности. В этом процессе важное место занимает Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы [15], посредством которой определены ориентиры социально-экономического развития и отводится ведущая роль государственному управлению и регулированию.

Необходимо улучшить инвестиционную привлекательность республики, при этом целесообразно активнее использовать внутренний потенциал, т.е. имеющийся капитал у отечественных предпринимателей, государства и населения. Нужно пересмотреть формат инвестирования экономического роста, переориентировав его на преимущественное использование внутренних, собственных источников финансирования, а иностранный капитал должен играть вспомогательную роль, предоставляя больше преференций инвесторам, желающим вкладывать свои средства в производственную сферу и транспортную инфраструктуру. Определенную часть инвестиций необходимо направлять на сокращение сырьевого характера экспортного потенциала страны, особенно сельскохозяйственного сырья, которое следует перерабатывать в своей стране, создавая перерабатывающие предприятия, тем самым наращивать собственное производство товаров, что будет способствовать сокращению зависимости от покупки товаров у других государств.

Важное место в системе экономической безопасности занимает продовольственная безопасность. В этой связи требуется сильная государственная поддержка в финансовом и материальном плане сельхозпроизводителей, чтобы они смогли увеличить производство сельскохозяйственной продукции: зерна, сахара, растительного масла и других продуктов, чтобы собственное производство сельскохозяйственной продукции составило 85% общей потребности страны в продовольствии.

Особо важное место в экономической безопасности занимает энергетическая безопасность, для чего необходимо модернизировать действующие энергетические мощности и уделить особое внимание эффективному освоению, обновлению и возобновлению угольных месторождений республики, развивать гидроэнергетику, добычу угля, газа, нефти, а также использование нетрадиционных и возобновляемых источни-

ков энергии: солнца, ветра, гидротермальных вод, энергию средних и малых рек. Эта работа ведется, но медленно и с низкой эффективностью. Здесь требуются крупные инвестиционные вложения и повышение роли государственного влияния и контроля.

Следующая сфера государственного регулирования - это контроль за движением общей денежной массы и, прежде всего, наличных денег. Необходимо разработать меры, чтобы оплата при реализации товаров осуществлялась через кассовые аппараты, а при расчетах при помощи банковских карт покупателям предоставлялись бы скидки. Решение вопроса приведет к сокращению теневого денежного оборота.

Важное место в системе государственного регулирования занимают трудовые отношения, при этом необходимо создать такую ситуацию, чтобы было выгоднее соблюдать трудовое законодательство, чем его нарушать как со стороны работодателя, так и работника и в этом вопросе большое значение имеет государственная пенсионная система.

Выполнение этих и других мероприятий во многом повысит экономическую безопасность страны и будет способствовать усилению регулирующей роли государства в вопросе развития человеческого капитала, жизненному, интеллектуальному и духовному росту граждан страны.

ИСТОЧНИКИ:

1. Васильева А.С. Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической

безопасности // Российское предпринимательство, 2012. - № 15.

2. Агаев И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных

условиях // Российское предпринимательство, 2014. - № 13.

3. Агаева Д.Р., Самик М.В., Ускова Е.Д. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Эко, 2014. - № 2. - doi: 10.18334/.37330.

4. Дробот Е.В. Внешнеэкономические аспекты обеспечения экономической безопас-

ности Российской Федерации в условиях членства в ВТО // Эко, 2014. - № 2. - doi: 10.18334/.37326.

5. Исраилова Э.А. Трансформация национальных экономических интересов страны в

рамках национальной экономической безопасности в межстрановых взаимодействиях // Эко, 2017. - № 1. - doi: 10.18334/eo.7.1.37463.

6. Полухина А.В., Савенко Е.И. Исследование угроз национальной экономической без-

опасности России: социологический опрос // Эко, 2014. - № 1. - doi: 10.18334/.37332.

7. Мизюркина Л.А., Сафронова О.Н. Проблемы и особенности обеспечения нацио-

нальной продовольственной безопасности // Продовольственная политика и безопасность, 2015. - № 3. - doi: 10.18334/ppib.2.3.622.

8. Указ Президента КР от 9 июня 2012 года УП №120 «О Концепции национальной

безопасности Кыргызской Республики». Cbd.minjust. [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61358/10?mode=tekst.

9. Закон Кыргызской Республики «О национальной безопасности Кыргызской Республики» № 44 от 26 февраля 2003 года

10. Ботоева Ч.К. Понятие Национальной безопасности Кыргызской Кеспублики // Вестник Кыргызско-российского славянского университета, 2015. - № 1.

11. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года №11). Cbd.minjust. [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/properties/ru-ru/61542/20.

12. Савин В.Е., Гапурбаева Ш.Р. Масштабы теневой экономики и определение размеров теневой занятости населения в Кыргызской Республике // Российское предпринимательство, 2017. - № 24. - doi: 10.18334/rp.18.24.38623.

13. Платежный баланс Кыргызской Республики за 2016 год. НБКР. Б., 2017. С. 51

14. Постановление Правительства КР № 97 от 16 февраля 2018 года «О Стратегии развития Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовой полиции) на 2018-2023 годы»

15. Индексе восприятия коррупции - 2017. Transparency International. [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.kg/news/2/32.html.

REFERENCES:

Agaev I.A. (2014). Osobennosti kontseptsii natsionalnoy bezopasnosti v sovremennyh usloviyakh [Features of national security concept in modern conditions]. Russian Journal of Entrepreneurship. 15 (13). (in Russian). Agaeva D.R., Samik M.V., Uskova E.D. (2014). Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii[The Russian Federation's National Security Strategy]. Eco. 2 (2). (in Russian). doi:10.18334/.37330. Botoeva Ch.K. (2015). Ponyatie Natsionalnoy bezopasnosti Kyrgyzskoy Kespubliki [The Concept of National Security of the Kyrgyz Republic]. Bulletin of Kyrgyz-Russian Slavic University. 15 (1). (in Russian). Drobot E.V. (2014). Vneshneekonomicheskie aspekty obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh chlenstva v VTO [Foreign economic aspects of ensuring the economic security of the Russian Federation in the context of WTO membership]. Eco. 4 (2). (in Russian). doi: 10.18334/.37326. Israilova E.A. (2017). Transformatsiya natsionalnyh ekonomicheskikh interesov strany v ramkakh natsionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti v mezhstranovyh vzaimode ystviyakh [Transformation of national economic interests of the country within the framework of national economic security in international interactions].Eco. 7 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37463. Mizyurkina L.A., Safronova O.N. (2015). Problemy i osobennosti obespecheniya natsionalnoy prodovolstvennoy bezopasnosti [Problems and features of ensuring national food security]. Food policy and security. 2 (3). (in Russian). doi: 10.18334/ ppib.2.3.622.

Polukhina A.V., Savenko E.I. (2014). Issledovanie ugroz natsionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii: sotsiologicheskiy opros [Research of threats of the national economic safety of Russia: sociological poll].Eco. 4 (1). 21-26. (in Russian). doi: 10.18334/.37332.

Savin V.E., Gapurbaeva Sh.R. (2017). Masshtaby tenevoy ekonomiki i opredelenie razmerov tenevoy zanyatosti naseleniya v Kyrgyzskoy Respublike [The scale of the shadow economy and the definition of the size of shadow employment of the population in the Kyrgyz Republic]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18(24). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38623.

Vasileva A.S. (2012). Institutsionalnaya sreda, kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti[Institutional environment as a factor of economic security]. Russian Journal of Entrepreneurship. 13(15). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.