Научная статья на тему 'Пространственно-географические уровни экономической безопасности Казахстана и Кыргызстана'

Пространственно-географические уровни экономической безопасности Казахстана и Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / LEGAL DOCUMENTS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / NATIONAL PRIORITIES / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / EXTERNAL THREATS / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / INTERNAL THREATS / КОНФЛИКТ / CONFLICT / УГРОЗЫ / THREATS / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахман Ертаргын Тойганулы

В статье рассматриваются сущность экономической безопасности как центральное звено в системе национальной безопасности, теоретические взгляды экономистов Казахстана и Кыргызстана на эту проблему, анализируются пространственно-географические уровни экономической безопасности, выявляются угрозы, нарушающие безопасность, и предлагаются меры для защиты экономических интересов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шахман Ертаргын Тойганулы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial and geographical levels of economic security of Kazakhstan and Kyrgyzstan

The article considers the essence of economic security as the central link in the system of national security, theoretical views of scientists economists of Kazakhstan and Kyrgyzstan on this problem, analyzes the spatial and geographical levels of economic security, identifies threats that violate security and proposes measures to protect the economic interests of the country.

Текст научной работы на тему «Пространственно-географические уровни экономической безопасности Казахстана и Кыргызстана»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 8 • август 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

пространственно-географические уровни экономической безопасности казахстана и кыргызстана

Шахман Е.Т.1

1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Бишкек, Киргизия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются сущность экономической безопасности как центральное звено в системе национальной безопасности, теоретические взгляды экономистов Казахстана и Кыргызстана на эту проблему, анализируются пространственно-географические уровни экономической безопасности, выявляются угрозы, нарушающие безопасность, и предлагаются меры для защиты экономических интересов страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальная безопасность, экономическая безопасность, нормативно-правовые документы, национальные приоритеты, интересы, внешние угрозы, внутренние угрозы, конфликт, угрозы, терроризм, международные организации..

spatial and geographical levels of economic security of Kazakhstan and Kyrgyzstan

Shakhman E.T..1

1 Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyzstan

введение

Страны-партнеры Казахстан и Кыргызстан осуществляют радикальные реформы всей социально-экономической системы, что сопровождается кризисными процессами, которые усиливают общую нестабильность в экономике и усложняют социально-экономическое положение. Тем не менее, формируя открытую экономику, наши страны встраиваются в мировое хозяйство, испытывая при этом большие трудности вследствие глобализации и обострения конкурентной борьбы в современном мире. Как отмечается в научных работах Е. В. Дробот [1] (БтоЬо^ 2014), с аналогичными проблемами в полной мере столкнулась и Российская Федерация.

В сложившихся внешних и внутренних условиях возрастает необходимость обеспечения защиты национальных интересов государств в целом, а также экономической безопасности в частности, сохранения суверенитета и независимости. Эти задачи, по мнению

Э. А. Исраиловой [2] (Ьтайоуа, 2017) и А. С. Васильевой [3] (Уазйеуа, 2012), приобретают важнейшее значение и требуют системных действий со стороны всех властных структур, предпринимателей и общества в целом.

Достижение экономической безопасности создает гарантию независимости государства, условия стабильной, эффективной и благополучной жизни общества, обеспечивает ресурсами для дальнейшего совершенствования экономики и роста человеческого потенциала и укрепление позиций страны на мировой арене. Опираясь в своем исследовании на разработки таких ученых, как И. А. Агаев [4] (Agaev, 2014), М. В. Самик, Е. Д. Ускова [5] (Agaeva, Бат1к, ивкоуа, 2014), можно сделать вывод, что экономика оказывает воздействие на все стороны человеческой жизни, способствует процветанию и прогрессу и удовлетворению всей группы интересов: общенациональных, коллективных и личных.

Кроме того, экономическая безопасность создает условия для достижения и укрепления национальной безопасности, делает страну сильной, которая может справиться как с внутренними, так и внешними угрозами, например, с различными экономическими санкциями или протекционистскими действиями западных стран в отношении России. Здесь можно остановиться на научных изысканиях Л. А. Мизюркина и О. Н. Сафронова [6] (Мггуыткта Ь.А., Ба/тоноуа О.М., 2015), которые в целом достаточно подробно, рассмотрели влияние экономических санкций на продовольственную безопасность страны. В этой связи можно сказать, что экономическая безопасность - это центральное звено национальной безопасности и является важнейшим среди национальных приоритетов. Здесь речь идет, как отмечает киргизский исследователь З. Б. Осмонов [7] (Овтоноу, 2018), о состоянии всех отраслей экономики: промышленности, агропромышленного комплекса, внешней торговли, финансовой,

ABSTRACT:_

The article considers the essence of economic security as the central link in the system of national security theoretical views of scientists - economists of Kazakhstan and Kyrgyzstan on this problem, analyzes the spatial and geographical levels of economic security identifies threats that violate security and proposes measures to protect the economic interests of the country.

KEYWORDS: national security economic security legal documents, national priorities, interests, external threats, internal threats, conflict, threats, terrorism, international organizations.

JEL Classification: F51, F52, F53 Received: 11.07.2018 / Published: 31.08.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Shakhman E.T. ( Shahnoza.gapurbaeva@mail.ru)

CITATION:_

Shakhman E.T. (2018) Prostranstvenno-geograficheskie urovni ekonomicheskoy bezopasnosti Kazakhstana i Kyrgyzstana [Spatial and geographical levels of economic security of Kazakhstan and Kyrgyzstan]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (8). - 2169-2184. doi: 10.18334/rp.19.8.39264

денежно-кредитной сферы в условиях нестабильной рыночной экономики. В современной общественной науке все более заметную роль играет понятие безопасности. Это одно из тех понятий, которые определяют саму реальность. В жизни общества безопасность является одной из важнейших составляющих состояния жизни и благополучия, поэтому человечество всегда, в первую очередь, стремилось обеспечить безопасное проживание и существование. Такая позиция является всеобщей, всеохватывающей, поскольку развитый центр и отсталые регионы не могут обеспечить как экономической, так и в целом национальной безопасности страны.

В данном исследовании поставлена цель выработать рекомендации по совершенствованию механизмов экономической безопасности Казахстана и Кыргызстана с учетом пространственно-географических характеристик и предложить меры для защиты экономических интересов этих стран.

В мире много неожиданностей...

Характеризуя представление о безопасности, следует подчеркнуть, что оная опирается на разработанную программу ее обеспечения, в основу которой заложены, прежде всего, интересы государства, и обеспечение суверенитета страны. Вопросы безопасности в настоящее время находятся в центре внимания ученых, международных организаций и правительств всех государств мира. Это обусловлено тем, что современный мир в условиях глобализации становится непредсказуемым, утрачиваются человеческие ценности, зачастую обесценивается сама человеческая жизнь. Существуют различные определения безопасности, которые в целом характеризуют сущность этого понятия.

Так, например, в современной науке проблему безопасности развивает Н. Н. Рыбалкин [8] (ЯуЬаШп, 2006), который рассматривает феномены опасности и безопасности. Опасность, по его мнению, это форма отрицания субъектом возможности своего существования, а в понятии «безопасность» напротив отрицается опасность существования. Феномен безопасности не может существовать в отрыве от феномена опасности. Опасность и безопасность представляют собой две взаимосвязанные стороны, находящиеся в динамическом взаимодействии. Безопасность может рассматриваться как отрицание опасности, и, наоборот, опасность как отрицание безопасности. По определению Н. Рыбалкина, «безопасность включает в себя и присутствие опасности, и ее отсутствие». Данное определение отражает двойственную природу:

ОБ АВТОРЕ:_

Шахман Ертаргын Тойганулы, аспирант (Shahnoza.gapurbaeva0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шахман Е.Т. Пространственно-географические уровни экономической безопасности Казахстана и Кыргызстана // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 8. - С. 2169-2184. Сог 10.18334/гр.19.8.39264

во-первых, создания безопасного существования и стремление обеспечить условия для самосохранения. Во-вторых, в реальной жизни всегда имеются опасности, которые могут помешать самосохранению и безопасной жизни человечества. Опасность и безопасность связывают человека с существованием природы вещей. По своему содержанию феномен безопасности является формой реализации природного бытия в человеческом существовании.

Такой подход к определению сущности безопасности как к защищенности в настоящий период получил большое признание, и многие ученые приняли его в качестве концептуального подхода для проведения дальнейших исследований. Но вместе с тем появившееся в последнее десятилетие понимание того, что такой подход носит ограниченный характер, подтолкнуло ряд ученых критически переосмыслить сложившиеся представления. Отождествление защищенности с безопасностью является, по мнению некоторых авторов [9] (Savin, Gapurbaeva, 2017), рассмотрением феномена безопасности не с теоретической, а с политической точки зрения. Это свидетельствует о том, что в теоретическом плане категория безопасность еще недостаточно исследована и в этой связи ее изучение в последнее время стало предметом научных поисков ряда ученых, в результате чего появилось большое количество новых определений, которые можно свести к следующим основным группам:

• понятие безопасности представляется, как отсутствие опасности;

• безопасность - это такое качество жизни, которое рассматривается как внутреннее свойство, которое необходимо для человека всегда. Поэтому функционирование любой системы предполагает ее защищенность от разрушительного воздействия любых сил;

• безопасность понимается как специфическая деятельность (выявление, предупреждение, ослабление, устранение, отражение, нейтрализация опасностей и угроз);

• безопасность рассматривается как определенное состояние (состояние отношений между субъектами, состояние устойчивости общественного организма и др.).

Современные представления о безопасности демонстрируют крайнюю разбросанность и неоднозначность, поскольку понятие безопасности очень многоаспектно, оно не может быть однозначным, следовательно, оно существует как многообразие. Ее место и значение для отдельного человека, государства, всего мира определяется объективными условиями, формирующимися в современном мире, в социуме. На современном этапе в мире происходят глобальные изменения, что в значительной степени осложняют само существование человека, его среды обитания, его защищенности. Мир становится все более непредсказуемым, зачастую утрачиваются моральные ценности, обесценивается сама человеческая жизнь. Мир без опасности не существует, всегда имеются силы, условия, которые угрожают существованию. Поэтому перед мировой системой, человечеством, государством, каждым человеком стоит задача определить угрозы, нарушающие безопасность бытия, и выработать конкретные меры

для защиты своих интересов, устранения или ослабления их действия и обеспечения надежной защиты, то есть сохранить собственную самостоятельность, реализовать свои интересы, цели, несмотря на наличие неблагоприятных факторов.

Вопросы национальной безопасности и экономической в частности находятся в центре пристального внимания государства. В Казахстане, Кыргызстане и России сформирована научно обоснованная нормативная база по этой проблеме исходя из основных положений Конституций этих стран. Например, в России принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» который дает четкое представление о принципах и видах деятельности по обеспечению безопасности страны, общества, личности, экологии, других видов безопасности и определяет полномочия и функции органов государственной власти по ее исполнению. В Казахстане действует закон № 527-ГУ ЗРК от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан», регулирующий правовые отношения в соответствующей сфере и определяющий содержание и основные принципы обеспечения безопасности человека и гражданина, общества и государства, систему, цели и направления обеспечения национальной безопасности страны. Парламент Кыргызстана 26 февраля 2003 г. принял закон № 44 «О национальной безопасности», в котором закреплены правовые нормы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система национальной безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов по ее обеспечению, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Изучение нормативно-правовых документов по проблеме национальной безопасности позволяет сделать вывод, что основные положения этих документов совпадают по своей сути, в них отдается предпочтение защите прав и свобод человека и государства. Такое содержание нормативных документов позволяет России, Казахстану и Кыргызстану вести совместную борьбу по защите национальных интересов, обеспечивать экономическую и территориальную целостность и безопасность своих государств, а также заключать двусторонние и многосторонние договора и создавать организации, такие как, например, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС. Имеются и различия, которые обусловлены национальными интересами, трансграничными, демографическими и территориально-географическими особенностями этих государств.

В пространственно-географическом понимании можно выделить три уровня безопасности: международная безопасность; региональная безопасность; национальная безопасность своей страны.

Понятие «национальная безопасность» первоначально появилось в США. К концу XX века термин «национальная безопасность» занял в ряду общественных категорий, характеризующих состояние общества и государства, особое место. На современном этапе главной угрозой международной безопасности является рост экстремизма, религиозной нетерпимости и международный терроризм. Вопросами международной безопасности в современном глобализирующемся мире занимаются правительственные

структуры государств, также в этом процессе важную роль играют международные организации и, прежде всего, ООН.

В конце XX и начале XXI веков обострилась проблема региональной безопасности, в частности, в странах Ближнего Востока, откуда идет большой поток беженцев в Западную Европу. Особую озабоченность вызывает вооруженный конфликт на Украине. Гарантами разрешения конфликта выступили лидеры Германии, Франции и России. Были подписаны Минские соглашения, но их выполнение идет с большими трудностями, имеются большие потери людских ресурсов, а также нанесен серьезный урон экономическому потенциалу страны и Донбасса.

Особое внимание каждое государство уделяет обеспечению национальной безопасности. Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Беларусь и Россия для защиты своих территорий от терроризма и распространения наркотиков создали совместную организацию ОДКБ.

В последние годы наряду с понятием национальной безопасности ученые рассматривают также феномен экономической безопасности. В ряде работ киргизских экономистов отражены важнейшие аспекты экономической безопасности. Так, например, обеспечению экономической безопасности в условиях рыночных отношений посвятил свою статью К. А. Ажекбаров [10] АгкекЬатоу, 2003). С его точки зрения, экономическая безопасность есть процесс эффективного управления и воздействия разными известными экономическими методами на устойчивый и поступательный рост экономики при обеспечении целостности народнохозяйственного комплекса.

В Кыргызстане исследование проблем финансово-экономической безопасности провел в своей работе профессор О. К. Караталов [11] (Ката1а1оу, 2006). К решению проблемы экономической безопасности Кыргызстана обращались и другие ученые, среди них академик Т. К. Койчуев [12] (Коуекыеу, 2004), экономист Н. С. Аттокурова [13] (Аиокытоуа, 2007), политолог Е. Омаров [14] (Отатоу, 2001) и другие. Раскрывая содержание понятия «экономическая безопасность», исследователи анализируют как отдельные достигнутые позиции в ее обеспечении, так и риски, которые угрожают безопасности государства.

В Республике Казахстан вопросами экономической безопасности тоже занимаются видные ученые - экономисты, в том числе академик НАН РК У. Б. Баймуратов, профессора Е. Т. Садыков, Н. Ботанов, Л. К. Бакаева, К. С. Мухтарова, Д. К. Нурпеисова и другие. Рассматривая проблему экономической безопасности, К. С. Мухтарова считает необходимым поддерживать благоприятные условия для расширенного воспроизводства товаров и услуг, а также обладать способностью противостоять негативному воздействию неблагоприятных внутренних и внешних факторов [15] (МыкЫатоуа, 2014). У. Б. Баймуратов обращает особое внимание на обеспечение защиты национальных интересов, социальное развитие экономики даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [16] (Ваутыта1оу, 2000). По мнению Л. К. Бакаева [17] (Вакаеу, 2000), экономическая безопасность в Республике Казахстан

создает условия для отдельного человека, социальных групп, в целом для общества и страны свободного выбора вида деятельности, чтобы удовлетворять материальные и социальные потребности на основе рационального использования имеющихся ресурсов. Аналогично можно сказать об определении У. Б. Баймуратова, который считает, что наиболее полным определением экономической безопасности является такое состояние общества, при котором уровень экономики и государственного регулирования может обеспечить гарантированную защиту национальных интересов государства, его социальное развитие, достойный уровень жизни населения, высокий уровень обороноспособности страны даже при неблагоприятных условиях. По мнению профессора Н. Ботанова [18] (Во1апоу, 2001), под экономической безопасностью следует понимать такое состояние развития экономики, которое может обеспечить внутренний рынок товарами и услугами собственного производства, оптимальное развитие внешней торговли при активном торговом балансе, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций; достойное место в международном разделении труда и в мире современных высоких технологий.

Подводя итог вышеприведенным мнениям по проблеме обеспечения экономической безопасности ученых Казахстана и Кыргызстана, можно сделать вывод, что главное в этом процессе - обеспечение жизненно важных интересов и человека, общества и государства в целом от деструктивных действий внутренних и внешних угроз, для сохранения возможности продолжать движение по пути создания социально-ориентированной экономики, обеспечения свободы и защиты прав человека.

Обеспечение экономической безопасности предполагает выработку системы приоритетных направлений развития, осуществление которых будет способствовать обеспечению национальной безопасности государства. Она вместе с оборонной, энергетической, информационной и другими видами безопасности формирует национальную безопасность. Экономическая безопасность отражает, с одной стороны, экономическое положение, существующее в стране в текущий период, а, с другой стороны, процесс обеспечения защиты экономических интересов. Необходимость экономической безопасности обусловлена целым рядом факторов:

• во-первых, разницей в национальных (в том числе экономических) интересах, несмотря на развитие интеграционных процессов;

• во-вторых, ограниченностью ресурсов и различным уровнем обеспечения этими ресурсами, что обуславливает потенциальную возможность обострения экономической и политической борьбы за пользование оными;

• в-третьих, ростом конкуренции в производстве и сбыте, особенно в сфере финансово-банковского обслуживания, что связано с внедрением новых технологий.

В конечном счете, сущность национальной экономической безопасности заключается в таком обеспечении развития экономики, целью которого является максимально возможное удовлетворение социальных и экономических потребностей гра-

ждан страны в условиях эффективного использования трудовых и других ресурсов. Экономическая безопасность как составная, ведущая часть национальной безопасности, способствующая ее обеспечению, имеет возможность оказывать воздействие на весь процесс воспроизводства и повышение уровня жизни населения страны.

На линии устойчивости

Экономическая безопасность является барометром «здоровья» государства в целом и позволяет решать важные государственные задачи, обеспечивать стабильность общества и повышать имидж страны на внешнем рынке.

Снижению уязвимости национальной экономики от внешнего давления служат:

• климат, географическое положение страны, наличие богатых природных ресурсов, обеспеченность сырьем;

• высокие технологии;

• развитая экономика;

• золотовалютные запасы;

• оптимальная степень вовлеченности в мировую экономику;

• обеспеченность страны продовольствием;

• возможность географического маневра экономическими факторами, то есть возможность замены торговых партнеров;

• возможность структурного маневра - перераспределение товарных, капитальных или трудовых ресурсов в соответствии с новой ситуацией;

• диверсификация торговли - широкий разброс по странам-партнерам и продаваемым или покупаемым товарам;

• участие в международных экономических объединениях и системах экономической безопасности.

Достижение экономической безопасности является важнейшей составляющей социально-экономической системы государства, которая создает возможность для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, ликвидации бедности и реального внедрения в жизнь социальных стандартов, ликвидации дефицита бюджета, обеспечивает равноправное и конкурентное развитие национальной экономики на внешнем рынке. Все это вместе создает условия для обеспечения национальной безопасности государства.

Экономическая безопасность характеризуется системой критериев и индикаторов, которые определяют ее степень устойчивости, надежности и являются предметом рассмотрения международных организаций. В рамках учреждений ООН были разработаны индикаторы на международном и национальном уровнях. К критериям экономической безопасности эксперты ООН отнесли индикаторы, характеризующие экономические (изменения характеристики потребления, финансовые ресурсы и механизмы, передача экологически щадящих технологий, сотрудничество и создание потенциала), социальные (борьба с бедностью, плотность населения и другие демо-

графические индикаторы, улучшение образования, информированности общества, показатели здравоохранения, улучшение развития населенных пунктов) и экологические (качество и сохранение важных и земельных ресурсов, борьба с разрушениями экосистем, сохранение биологического разнообразия, защита атмосферы, безопасное использование биотехнологий, экологически безопасное управление отходами) показатели.

Таким образом, национальная экономическая безопасность призвана решать задачи государственной важности. Одним из ее главных компонентов является признание гарантированной защиты национально-государственных интересов, таких как:

• защита экономической независимости и суверенного развития страны;

• создание условий, необходимых для стабильного и устойчивого развития экономики;

• сохранение культурно-исторической самобытности страны, ее традиций и обычаев;

• создание гибкого механизма рыночной экономики и обуздание стихийных сил рынка;

• сокращение теневой экономики и коррупции;

• защита собственности и конкуренции;

• достаточный оборонный потенциал;

• распределение государственного заказа по регионам и территориям, ликвидация дискриминации и сговора при проведении тендера;

• защита рынка сбыта продукции отечественного производства;

• защита интеллектуальной собственности, обеспечение технологической безопасности;

• обеспечение финансовой и продовольственной безопасности;

• надежная социальная база и социальная защита населения и повышение уровня жизни населения всех регионов страны;

• нейтрализация воздействия внутренних и транснациональных криминальных структур на экономику и т. д.

Экономическая безопасность - это главное условие обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни населения. Она обеспечивает возможность преодолеть все угрозы и устранить все надвигающиеся опасности и создает условия и возможности для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения экологических катастроф и поддержания обороноспособности страны при обеспечении территориальной целостности государства. Главным условием достижения экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического роста. Но на данном этапе следует сказать, что в Кыргызстане экономический рост пока еще далек от стабильных показателей.

Для стран с трансформационной экономикой, в том числе для Кыргызстана, экономический рост имеет исключительно важное значение: только на его путях возможны

выход из кризиса, формирование конкурентоспособной экономики, улучшение социального положения людей. Именно экономический рост может способствовать развитию многих отраслей, которые сейчас находятся в упадке, и вывести киргизскую экономику на новые рубежи науки и техники, провести научно-техническую революцию в производительных силах и повысить жизненный уровень населения, что так необходимо для страны. Именно этим и определяется обеспечение экономического роста как главного условия достижения национальной безопасности страны.

Рассматривая показатели развития экономики Республики Казахстан в 2017 году можно, обобщая выступление вице-министра национальной экономики М. Абылкасымовой [19] на сессии X Астанинского экономического форума, определить их как траекторию восстановительного роста. Так, в 2000-2007 гг. среднегодовой рост экономики в республике был 10%, а в период 2010-2014 гг. - около 6%., в период 2015-2016 гг. произошло замедление экономического роста до 1-1,2%. Такие показатели являются самыми низкими за период 2000-2016 гг. С начала 2017 года экономика Казахстана начала восстанавливать позиции. По предварительным прогнозным итогам, темп прироста ВВП в текущем 2018 году составит 4,1%. Важно отметить, что в обрабатывающей промышленности Казахстана, несмотря на снижение темпов роста, динамика будет положительной. Нефтеперерабатывающая отрасль сохранит положительные темпы роста. В машиностроении, легкой промышленности темпы восстановления будут весьма сложными. В добывающей промышленности произойдет восстановление темпов роста. Определяющим фактором будет увеличение добычи нефти и природного газа на месторождениях Казахстана. В угольной отрасли темпы останутся, скорее всего, без изменения. В динамике темпов роста в строительстве и на транспорте также сохраняется положительная динамика.

Такая ситуация складывается из-за повышения темпов роста ВВП в развитых странах и позитивного влияния интеграции в ЕАЭС. Также имеет место влияние внутренних факторов, таких как снижение инфляции, стабилизация национальной валюты и активное государственное регулирование и стимулирование отраслей экономики.

Как отмечает эксперт ЕАБР Бекзада Ишекенова [20] (Ькекеноуа, 0), в частности, для обеспечения темпов роста Казахстана необходима структурная перестройка экономики, чтобы адаптироваться к новым условиям низких цен на сырьевые продукты. Необходимо принять меры по модернизации производства, включить экспортноори-ентированные отрасли промышленности в глобальные цепочки добавленной стоимости, сохранить направление на оздоровление всей социально-экономической системы, на использование возможностей ЕАЭС. Осуществление этих и ряда других мероприятий в будущем обеспечат достижение поставленных целей - войти в 30 развитых государств.

В Кыргызстане проблемы экономического роста стоят еще острее, чем в Казахстане, намеченные показатели в этом вопросе не выполняются. Так, в Кыргызстане в 2016 году уровень экономического роста должен был составить 5,2%, но по субъектив-

ным и объективным причинам этот показатель составил только 3,8%, то есть ниже запланированного на 2,7%. Поэтому ряд намеченных показателей не были выполнены, в том числе рост производительности труда и жизненный уровень населения. Государственный бюджет недополучил доходов на 5,2% или 124,12 млрд сомов, против плана 130,95 млрд сомов. Данная ситуация привела к тому, что произошло увеличение дефицита бюджета и соответственно рост внешнего долга, который в 2016 году составил 3742,7 млрд. долл., хотя на период обретения независимости Кыргызстан внешнего долга не имел вообще. Такая ситуация с внешней задолженностью страны негативно отражается на экономической и национальной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеют место и другие внешние угрозы, которые нельзя не учитывать. К ним можно отнести:

1) продовольственную уязвимость Кыргызстана вследствие критической зависимости стран от импорта продуктов питания; 70% потребительских товаров в КР -импорт, из них: 50% - продовольственные (2015 год - 20%) и непродовольственные -90% (2016 год - 30%).

2) возможную технологическую блокаду, опасность которой нарастает из-за отставания наших стран в научно-технической сфере;

3) негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондовых и валютных рынков на еще не окрепшие финансовые рынки стран ЕАЭС;

4) недостаточный экспортный и валютный контроль на таможне (в результате отток, вывоз за границу валюты, ценностей (как материальных, так и духовных), картин и т. д;

5) преобладание сырьевых товаров в экспорте;

6) возможная потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье.

Кроме вышеперечисленного, возникает новая, еще не в полной мере осознанная проблема, влияющая на обеспечение прозрачности и контролируемости финансовых потоков и платежей. Здесь необходимо упомянуть о взрывном росте майнинга так называемых криптовалют. В печати этой проблеме посвящены достаточное количество публикаций, например, российско-кыргызский коллектив авторов попытался спрогнозировать объем выпуска (майнинга) криптовалют и их рыночную стоимость с учетом различных факторов [21] (Legotin, Kocherbaeva, Savin, 2018). В этой связи необходимо отметить, что выпуск в обращение криптовалют не контролируется официальными денежными властями наших стран и может использоваться трансграничными группировками с преступными умыслами. Поэтому, по нашему мнению, необходимо сконцентрировать усилия соответствующих ведомств по обеспечению финансовой безопасности в сфере майнинга и оборота криптовалют.

На основании вышеизложенного можно сказать, что большую опасность для экономики представляет ситуация, сложившаяся сейчас в Кыргызстане, когда более половины экспорта приходится на 2-3 продукта. Из опыта множества развивающихся государств известно, что такая конструкция экспорта при смещении в худшую сторону

конъюнктуры, связанной со спросом на данные продукты на крупном рынке, ставит экономику на грань катастрофы. Так, например, в Кыргызстане на долю экспорта золота приходится 36,2%, хлопка - 6,4%, электроэнергии - 15,8%, табака - 6,0% - примерно 60% все вместе.

Таким образом, на основе изучения проблем обеспечения экономической безопасности, стоящих перед Казахстаном и Кыргызстаном, можно обобщить внутренние угрозы, такие как глубокий экономический кризис, рост коррупции, дефицит инвестиционных ресурсов, социально-экономическая нестабильность, требующие пристального внимания и минимизации.

Заключение

Экономическая безопасность - это центральная часть национальной безопасности государства, поскольку от нее зависят все сферы развития страны, общества и каждого отдельного человека. Поэтому ее состояние не следует отрывать от общей концепции обеспечения системы национальной безопасности страны. Такой подход обусловлен тем, что в современном мире страна должна не просто включиться в мировое хозяйство, а найти и занять определенное место в международном разделении труда. Но это будет возможным только при создании развитой эффективной экономики, использующей высокие технологии, создающей конкурентоспособную продукцию.

Кроме того, выявляя состояние экономической безопасности, необходимо определить ее пространственно-географические уровни. Это особенно важно для Казахстана, который имеет довольно значительный по территории потенциал, а существенная часть природных ресурсов удалена от промышленно развитых территорий страны. Это же касается и Кыргызстана, но по другой причине. В республике наиболее развитыми являются г. Бишкек и Чуйская долина, а остальные регионы значительно отстают от развитого центра. В этих недостаточно развитых регионах сосредоточена значительная часть бедного населения, которое из-за отсутствия рабочих мест активно участвует во внешней и внутренней миграции, создавая для страны внутренние и внешние угрозы. Поэтому президент Кыргызстана объявил 2018 год годом развития регионов. Президент Казахстана Н. Назарбаев поставил перед страной задачу к 2030 году войти в тридцатку развитых стран.

Экономическая безопасность является основой национальной безопасности страны, и защита интересов в экономической сфере является приоритетным направлением политики государства. Это означает, что достижение национальной безопасности невозможно без обеспечения экономической безопасности по всей территории страны. Целесообразно разработать и главное осуществить, как нам представляется, ряд первостепенных мероприятий: значительно сократить наличный денежный оборот, который, например, в Кыргызстане составляет 95%, для чего во всех торговых точках в обязательном порядке поставить кассовые аппараты; в городах и крупных населенных пунктах внедрить в практику зарплатные проекты, то есть выдачу зара-

ботной платы через банкоматы; ввести в практику повсеместно предоставление деклараций о доходах и расходах управленческого аппарата всех уровней. Это сократит коррупционные сделки и теневые обороты в экономике. Надо активнее внедрять цифровые технологии, что сократит возможность приписок, сокрытия доходов и повысит прозрачность экономических сделок.

В этот период для преодоления негативных тенденций предполагается провести структурную перестройку экономики, модернизацию ее отраслей, обеспечить развитие экономики по всей территории, используя имеющиеся там трудовые и природные ресурсы, и осуществить перевод экономики на новую модель развития, Следует активнее пользоваться своим уникальным географическим положением в Евроазиатском регионе, предоставляя услуги транзита грузов автомобильным и железнодорожным транспортом между азиатскими странами, Китаем в страны Европейского союза. В этой связи в основу формирования системы экономической безопасности должны быть заложены процессы диверсификации, модернизации и инновации с учетом пространственно-географических уровней, способствующие повышению конкурентоспособности национальных экономик и производимых товаров Кыргызстана и Казахстана на внешнем и внутреннем рынках, при этом активно используя возможности ЕАЭС, членами которого они являются.

ИСТОЧНИКИ:

1. Дробот Е.В. Внешнеэкономические аспекты обеспечения экономической безопасно-

сти Российской Федерации в условиях членства в ВТО // Экономические отношения, 2014. - № 2. - doi: 10.18334/.37326.

2. Исраилова Э.А. Трансформация национальных экономических интересов страны в

рамках национальной экономической безопасности в межстрановых взаимодействиях // Экономические отношения, 2017. - № 1. - doi: 10.18334/eo.7.1.37463.

3. Васильева А.С. Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической

безопасности // Российское предпринимательство, 2012. - № 15.

4. Агаев И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных

условиях // Российское предпринимательство, 2014. - № 13.

5. Агаева Д.Р., Самик М.В., Ускова Е.Д. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Экономические отношения, 2014. - № 2(8). - doi: 10.18334/.37330.

6. Мизюркина Л.А., Сафронова О.Н. Проблемы и особенности обеспечения нацио-

нальной продовольственной безопасности // Продовольственная политика и безопасность, 2015. - № 3. - doi: 10.18334/ppib.2.3.622.

7. Осмонов З.Б. Усиление роли государства в обеспечении экономической безопасно-

сти Кыргызской Республики // Российское предпринимательство, 2018. - № 4. - doi: 10.18334/гр. 19.4.38982.

8. Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности. - М.: МПСИ, 2006.

9. Савин В.Е., Гапурбаева Ш.Р. Масштабы теневой экономики и определение размеров

теневой занятости населения в Кыргызской Республике // Российское предпринимательство, 2017. - № 24. - doi: 10.18334/rp.18.24.38623.

10. Ажекбаров К.А. Концепция экономической безопасности Кыргызской Республики // Финансовый бизнес, 2003. - № 4.

11. Караталов О. Экономическая безопасность // Реформа, 2006. - № 3.

12. Койчуев Т. Экономическая безопасность Кыргызстана: актуальные проблемы // Кыргызстан сегодня, 2004. - № 4.

13. Аттокурова Н.С. Экономическая безопасность в современных условиях: миф или реальность // Вестник КРСУ, 2007. - № 11.

14. Омаров Н.М. Гуманитарные аспекты безопасности Кыргызской Республики в XXI веке: вызовы и ответы. - Б., 2001.

15. Мухтарова К.С. Государственное управление экономической безопасностью в Республике Казахстан: Учебник. - Алматы, 2014.

16. Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система. - Алматы: Гылым, 2000.

17. Бакаев Л.К. Национальная безопасность Республики Казахстан. - Астана: Елорда, 2000.

18. Ботанов Н. Предпринимательство - один из путей экономической безопасности Казахстана // Аль-Пари, 2001. - № 2 -3.

19. Выступление вице-министра национальной экономики Абылкасымовой М., на сессии X Астанинского экономического форума. Ratel.kz. [Электронный ресурс]. URL: http:// ratel.kz/kaz/ekonomika_kazahstana_v_2017_godu_vstupila_v_traektoriju_rosta.

20. Ишекенова Б. Что будет с экономикой Казахстана в 2017 году - прогноз ЕАБР. Lsm. kz. [Электронный ресурс]. URL: https://lsm.kz/kakie-otrasli-kazahstana-budut-rasti-v-2017-godu-prognoz-eabr.

21. Legotin F.Y., Kocherbaeva A.A.,Savin V.E. Prospects for Crypto-Currency and Blockchain Technologies in Financial Markets // Revista ESPACIOS, 2018. - № 39.

REFERENCES:

Agaev I.A. (2014). Osobennosti kontseptsii natsionalnoy bezopasnosti v sovremennyh usloviyakh [Concept features of national security in modern conditions]. Russian Journal of Entrepreneurship. 15 (13). (in Russian).

Agaeva D.R., Samik M.V., Uskova E.D. (2014). Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii[Strategy of national security of the Russian Federation]. Journal of International Economic Affairs. (2(8)). (in Russian). doi: 10.18334/.37330.

Attokurova N.S. (2007). Ekonomicheskaya bezopasnost v sovremennyh usloviyakh: mif ili realnost [Economic security in modern conditions: myth or reality]. Vestnik KRSU. (11). (in Russian).

Azhekbarov K.A. (2003). Kontseptsiya ekonomicheskoy bezopasnosti Kyrgyzskoy Respubliki [The concept of economic security of the Kyrgyz Republic]. Financial business. (4). (in Russian).

Bakaev L.K. (2000). Natsionalnaya bezopasnost Respubliki Kazakhstan [National security of the Republic of Kazakhstan] Astana: Elorda. (in Russian).

Baymuratov U.B. (2000). Natsionalnaya ekonomicheskaya sistema [National economic system] Almaty: Gylym. (in Russian).

Botanov N. (2001). Predprinimatelstvo - odin iz putey ekonomicheskoy bezopasnosti Kazakhstana[Entrepreneurship - one of the ways of economic security of Kazakhstan]. Al-Pari. (2-3). (in Russian).

Drobot E.V. (2014). Vneshneekonomicheskie aspekty obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh chlenstva v VTO [The external economic aspects of economic safety provision of the Russian Federation in the conditions of WTO membership]. Journal of International Economic Affairs. 4 (2). (in Russian). doi: 10.18334/.37326.

Israilova E.A. (2017). Transformatsiya natsionalnyh ekonomicheskikh interesov strany v ramkakh natsionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti v mezhstranovyh vzaimod eystviyakh [Transformation of national economic interests of the country within the framework of national economic security in international interactions]. Journal of International Economic Affairs. 7 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37463.

Karatalov O. (2006). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security]. Reforma. (3). (in Russian).

Koychuev T. (2004). Ekonomicheskaya bezopasnost Kyrgyzstana: aktualnye problemy [The economic security of Kyrgyzstan: current problems]. Kyrgyzstan segodnya. (4). (in Russian).

Legotin F.Y., Kocherbaeva A.A.,Savin V.E. (2018). Prospects for Crypto-Currency and Blockchain Technologies in Financial Markets Revista ESPACIOS. (39).

Mizyurkina L.A., Safronova O.N. (2015). Problemy i osobennosti obespecheniya natsionalnoy prodovolstvennoy bezopasnosti [Problems and peculiarities of ensuring national food security]. Food policy and security. 2 (3). (in Russian). doi: 10.18334/ppib.2.3.622.

Mukhtarova K.S. (2014). Gosudarstvennoe upravlenie ekonomicheskoy bezopasnostyu v Respublike Kazakhstan[State economic security management in the Republic of Kazakhstan] Almaty. (in Russian).

Omarov N.M. (2001). Gumanitarnye aspekty bezopasnosti Kyrgyzskoy Respubliki v XXI veke: vyzovy i otvety[Humanitarian aspects of security of the Kyrgyz Republic in the XXI century: challenges and answers] B. (in Russian).

Osmonov Z.B. (2018). Usilenie roli gosudarstva v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti Kyrgyzskoy Respubliki [Strengthening the role of the state in ensuring economic security of the Kyrgyz Republic].Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (4). (in Russian). doi: 10.18334/rp. 19.4.38982.

Rybalkin N.N. (2006). Filosofiya bezopasnosti [Philosophy of safety] M.: MPSI. (in Russian).

Savin V.E., Gapurbaeva Sh.R. (2017). Masshtaby tenevoy ekonomiki i opredelenie razmerov tenevoy zanyatosti naseleniya v Kyrgyzskoy Respublike [Scale of shadow economy and determination of the level of shadow employment of the population in the Kyrgyz Republic]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (24). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38623.

Vasileva A.S. (2012). Institutsionalnaya sreda, kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti[Institutional Environment as a Factor in Ensuring Economic Security]. Russian Journal of Entrepreneurship. 13 (15). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.