ИССЛЕДОВАНИЕ
Калманбетова Г.Т.1, Шакулова Н.Э.1
1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Кыргызская Республика
Проблемы выполнения социальных обязательств государства перед населением в области занятости
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются вопросы выполнения государством социальных обязательств перед населением в области занятости, сокращения безработицы, бедности населения, а также сформулированы основные направления комплексного решения жизненно важных проблем в выполнении социальных обязательств государства перед населением. Материалы статьи могут быть полезными научным и практическим работникам, исследующим социально-трудовые отношения для принятия эффективных мер по их развитию и совершенствованию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные обязательства государства, рынок труда, спрос, предложение, рабочая сила, хозяйствующие субъекты, занятость, рабочие места, инвестиции, достойный труд, заработная плата
JEL: E22, J20, J30, J68
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Калманбетова Г.Т., Шакулова Н.Э. Проблемы выполнения социальных обязательств государства перед населением в области занятости // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 14. — С. 1645-1656. — doi: 10.18334/rp.17.14.35653
Калманбетова Гульзат Талимбековна, кандидат экономических наук, доцент, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Кыргызская Республика (Shahnoza.gapurbaeva@mail.ru)
Шакулова Нуриза Эмилбековна, аспирант, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Кыргызская Республика
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 13.07.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.07.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.14.35653
(с) Калманбетова Г.Т., Шакулова Н.Э. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
1646
Введение
Переход к рынку в Кыргызской Республике вызвал необходимость проведения радикальных преобразований во всех отраслях социальной сферы. Во многом эти реформы были направлены на то, чтобы сформировать новый механизм функционирования как всей системы в целом, так и каждой отрасли в отдельности, который бы эффективно работал в рыночных условиях. Однако следует сказать, что социально-экономические преобразования имели неоднозначные результаты. С одной стороны, произошло насыщение рынка потребительскими товарами, появились новые источники доходов, а с другой стороны, в жизни и труде населения появился целый ряд негативных проблем: безработица, бедность, сокращение сферы легального приложения труда, снижение качества услуг образования и здравоохранения, приобрела устойчивый характер трудовая миграция, нарастала социальная напряженность в обществе.
В сложившихся условиях первостепенное значение приобретает выполнение социальных обязательств государства перед населением, центральным звеном которых являются социально-трудовые отношения, так как главным источником благосостояния является занятость населения, сокращение безработицы и бедности, т.е. возможность трудиться на эффективных рабочих местах с достойной заработной платой. В конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированной в Кыргызстане [1], указано, что государство обязано создать такие условия гражданам, чтобы они могли собственным трудом обеспечивать уровень жизни в соответствии с современными социальными стандартами.
Постановка проблемы преодоления дефицита достойного труда стала объективно необходимой во всем мире, так как безработица, бедность, тяжелые условия труда, социальная незащищенность, высокий травматизм на производстве значительно возросли во всех странах. Отсюда сердцевиной государственной политики страны, как отмечает генеральный директор МОТ Хуан Сомавия, должно быть обеспечение «занятости трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение, проявляя в полной мере свое мастерство и навыки, и внести наибольший вклад в общее благосостояние» [2, С. 67]. Руководствуясь положениями конвенции МОТ, социально-экономическую политику государства в области занятости необходимо принципиально перестраивать, предоставляя населению не просто
1647
возможность трудиться, а создавать такие рабочие места, работая на которых человек мог бы добиться высокой эффективности труда и
/»•' X <_> и и Г\
обеспечить для себя и своей семьи достойный уровень жизни. Это означает, что на современном этапе требуется сформировать новый комплексный механизм по формированию и осуществлению социальных обязательств государства перед населением в области занятости.
Социально-экономическая политика многих государств с переходной экономикой, в том числе и Кыргызской Республики, сталкивается с проблемами, которые годами не находят своего воплощения. На данном этапе государство не может выполнить свои социальные обязательства перед населением, особенно в регионах страны, поскольку в республике сложилась неблагоприятная социально-экономическая обстановка, которая выражается в следующем: нестабильный экономический рост, большой дефицит бюджета и, соответственно, внешний долг, дефицит финансовых ресурсов, многие предприятия убыточны, не работают, что вызывает дефицит рабочих мест, что привело к трудоизбыточности и долговременному дисбалансу спроса и предложения рабочей силы, и наличие безработицы, что прослеживается из таблицы 1. Большая часть населения трудится в сельском хозяйстве (30,1%), на торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес приходится 18,7%, в строительстве и промышленности заняты соответственно 11,3% и 7,6%, на транспорте и связи задействованы 6,0% граждан.
Таблица 1
Основные показатели рынка труда Кыргызстана
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Занятое население, тыс. чел. 2152,7 2184,3 2216,4 2243,7 2277,7 2286,4 2196,4 2228,1
Уровень занятости, % 59,8 60,0 59,0 58,6 59,3 58,8 63,4 63,4
Безработные, тыс. чел. 191,1 195,6 203,7 212,3 212,4 210,4 200,9 199,1
Уровень безработицы, % 8,2 8,2 8,4 8,6 8,5 8,4 8,4 8,2
Источник: «Занятость и безработица. Итоги интегрированного обследования
домашних хозяйств» за ряд лет [3]
1648
Из таблицы видно, что на рынке труда Кыргызстана имеет место несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы: предложение рабочей силы преобладает над спросом на нее. Спрос на рынке труда предъявляют хозяйствующие субъекты, которые выступают работодателями.
Таблица 2
Распределение хозяйствующих субъектов по территории (единиц)
Регионы страны Вновь зарегистрированные Официально ликвидированные
2013 2014 в процентах к соответствующему периоду предыдущего года 2013 2014 в процентах к соответствующему периоду
Кыргызская Республика 46388 49864 107,5 8607 7863 91,4
Баткенская область 3226 4718 146,2 72 324 в 4,5р.
Джалал-Абадская область 5673 7470 131,7 224 276 123,2
Иссык-Кульская область 3982 4323 108,6 312 460 147,4
Нарынская область 2074 2427 117,0 361 804 в 2,2р.
Ошская область 13081 13034 99,6 436 771 в 1,8р.
Таласская область 2133 2767 129,7 1470 1063 72,3
Чуйская область 6905 6419 93,0 2702 1904 70,5
г. Бишкек 5119 5423 105,9 2851 2069 72,6
г. Ош 4195 3283 78,3 179 192 107,3
Источник: [4, С. 271].
По данным Национального статистического комитета КР, в 2014 г. в Кыргызстане функционировало 49864 хозяйствующих субъектов, как юридических, так и физических лиц, которые являются индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и работающие по патенту [4]. По сравнению с предыдущим годом их число увеличилось на 6,1%. В общем числе хозяйствующих субъектов почти 98% находятся в частной собственности и 63,7% хозяйствующих субъектов функционируют в сельском и лесном хозяйстве, а также в рыболовстве.
Основную часть хозяйствующих субъектов составляют крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные
1649
предприниматели. Доля юридических лиц в общем числе действующих хозяйствующих субъектов составляет 4,4%, или 26,4 тыс. единиц, 79% функционирующих юридических лиц приходится на малые предприятия, из них почти половина (43,5%) зарегистрированы в Бишкеке, доля средних и крупных предприятий составляет 14,3% и 7,1% соответственно.
Сбалансированность на рынке труда имеет место в том случае, когда число имеющихся рабочих мест совпадает с количеством экономически активного населения, однако необходимо учитывать соответствие профессионального состава и квалификационного уровня рабочей силы и соответствующие показатели рабочих мест. Но достижение подобной сбалансированности практически невозможно. Поэтому на рынке труда необходимо стремиться к наибольшей сбалансированности или минимизации разницы наличия рабочих мест и предложений рабочей силы.
Основными причинами снижения сбалансированности между составляющими элементами рынка труда является низкий экономический рост производства и нерациональное использование работников. Для рационального распределения рабочей силы на рынке труда необходимо изучить конъюнктуру рынка, чтобы определить потребности рынка в кадрах той или иной квалификации (по специальностям), прогнозировать потребности в кадрах на среднесрочный и долгосрочный периоды. По результатам исследования рынка следует готовить специалистов в нужном количестве и обеспечить трудоустройство выпускников; провести комплексную работу образовательных учреждений с фирмами республики по удовлетворению их потребностей в кадрах на момент выпуска.
В результате происходящих в обществе преобразований возникли новые проблемы: отток из-за низкой заработной платы высококвалифицированных преподавателей в другие отрасли. Оставшиеся, в целях обеспечения нормального уровня жизни, вместо того, чтобы повысить квалификационный уровень, вынуждены подрабатывать и искать дополнительные виды оплачиваемых работ. Это же время преподаватели могли бы потратить на проведение индивидуальной работы со студентами, получение и обобщение новых знаний. В результате ухудшается качество учебного процесса.
Взаимное и тесное взаимоотношение между профессиональными учебными заведениями и предприятиями улучшили бы качество
1650
подготовки и распределения специалистов, т.е. необходимо развивать целевую подготовку специалистов. В частности, необходимо разработать механизм материальной ответственности предприятий и организаций за разрыв договора с их стороны и практическое неучастие в подготовке кадров.
На несбалансированном рынке труда с низким спросом на рабочую силу большая часть выпускников профессиональных учебных заведений по окончании учебных заведений не в состоянии самостоятельно найти работу по специальности. Это значит, что в современных условиях учебные заведения удовлетворяют потребности населения в образовании при условии самостоятельного трудоустройства и не обязательно по выбранной профессии, поэтому около 30% безработных составляют лица, имеющие профессиональное образование. По данным обследования Нацстаткома Кыргызстана, работникам низкой квалификации трудно найти новое рабочее место. Удельный вес безработных без профессионального образования (имеющих среднее общее и ниже) составил в 2014 году 67,7%.
Наибольший и нарастающий удельный вес среди занятых в экономике приходится на частный сектор. Это связано с открытием собственных частных предприятий, с оттоком наемных рабочих в частные предприятия из-за повышенной заработной платы, хороших условий труда и т.д. В то же время произошло значительное снижение уровня занятости в госсекторе экономики. В последние годы государственный сектор экономики окончательно утратил свое былое значение в связи с тем, что государственный сектор уже не способен обеспечивать рост занятости населения.
Основные виды экономической деятельности, т.е. образование и здравоохранение, которые практически формируют качественную рабочую силу, занимают низкие рейтинги по заработной плате. В Кыргызской Республике произошло повышение заработной платы в 2015 году, в следствие этого в здравоохранении произошел сдвиг с 11 на 9 место по размерам заработной платы. В настоящее время обеспеченность медицинскими работниками в республике составляет 23,6%. Благодаря росту заработной платы медицинскому персоналу в отрасли произошел большой приток врачей. За 2011 год прибыло 1222 врача, убыло значительно меньше. Но, несмотря на это, все же в стране имеет место дефицит медицинского персонала. В результате можно сделать вывод, объясняющийся законом спроса и предложения рабочей
1651
силы: чем больше заработная плата, тем больше предложение, но меньше спрос, и наоборот.
Трудная ситуация с рабочими местами наблюдается в строительной отрасли. Широкомасштабное создание рабочих мест в условиях республики может осуществляться в рамках стратегических национальных проектов (например, строительство ГЭС Камбарата 1 и 2, строительство железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, освоение новых месторождений и др.). В то же время необходимо обратить внимание на создание рабочих мест в негосударственном секторе экономики [5, С. 146]. В частности, в проектах создаваемых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала (в ходе нового строительства, путем перепрофилирования или перестройки), изначально должны быть предусмотрены рабочие места с высокой экономической эффективностью.
Кроме того, сегодня важное значение приобрела необходимость обеспечения занятости. При выборе того или другого варианта экономического развития, при определении той или иной структуры производства обеспечение занятости представляет собой одну из крупных социально-экономических задач. Но нельзя забывать и о том, что организация фондоемкого производства требует значительных единовременных затрат, что в условиях дефицита финансовых ресурсов для многих предприятий неприемлемо. Однако выбор фондоемкого или трудоемкого варианта производства не должен вести к снижению экономичности всего хозяйственного механизма. В связи с этим важным методологическим вопросом является выбор критерия эффективности различных производственных процессов.
Основным фактором, определяющим уровень и динамику эффективности производства, является производительность труда, но основным показателем эффективности производства является фондоотдача, поскольку динамика фондоотдачи зависит от динамики производительности труда и даже выражает ее наиболее полно при неизменном уровне фондовооруженности. Взаимосвязь
производительности труда и фондовооруженности показывает эффективность использования в производстве как живого, так и овеществленного труда. Существует мнение, согласно которому стоимость рабочего места отождествляется с фондовооруженностью. На наш взгляд, это не совсем корректное утверждение, однако несомненно, что при создании рабочих мест особое внимание следует уделять
1652
оснащенности рабочих мест основными фондами. Целесообразно найти золотую середину в распределении ограниченного количества финансовых ресурсов между основными средствами и другими затратами, связанными с созданием и функционированием рабочего места. Это необходимо делать по следующим причинам:
1. имеет место низкий уровень отчетности о работе широкой публике. В условиях развития по рыночным методам хозяйствования финансово-экономические показатели предприятия находятся под постоянным контролем руководства предприятия, но практически хозяйствующие субъекты не участвуют в решении социальных проблем коллектива и особенно территорий, на которых они функционируют. Они практически гласно не отвечают и не участвуют в решении социальных проблем. Поэтому стоит задача разработки и законодательного закрепления прямой отчетности хозяйствующих субъектов за выполнение социальных обязательств;
2. коллектив предприятия нацелен на достижение финансовых и экономических показателей. Но при этом новое поколение руководителей предприятий не имеют опыта по решению социально-значимых проблем для общества, коллектива. Эти вопросы необходимо заложить в уставах предприятий, и, кроме того, необходимо проводить курсы, открытые семинары для руководителей всех уровней по решению социальных проблем и участию в благотворительных акциях, поскольку республика выбрала модель социально-рыночной экономики. Эту работу в Кыргызстане, думается, следует осуществлять в Академии управления при Президенте Кыргызской Республики, где готовят менеджеров высшего и среднего звена. По нашему мнению, этот довод является наиболее убедительным, каждый должен заниматься своим делом.
Актуальной стала задача разработки механизмов создания и поддержания рабочих мест. Использование таких механизмов является важнейшим условием развития производства. Необходимо разработать программу создания и сохранения мест приложения труда для того, чтобы обеспечить взаимодействие государственных служб и работодателей.
Первоочередное внимание необходимо уделить формированию прогрессивных системных условий поднятия экономики страны. Как отмечают известные экономисты В.Е. Савин и С.Е. Савина [6, С.188], в ответ на экономические шоки на первый план выдвигаются требования
1653
модернизации социальной сферы с тем, чтобы, не отходя от принципов социального государства, обеспечить рост конкурентоспособности человеческого капитала и страны в целом и создания условий для выполнения государством социальных обязательств.
Следует отметить, что еще в ходе реализации Национальной стратегии сокращения бедности удалось осуществить реформы по ряду направлений, что позволило обеспечить экономическую стабильность и небольшой рост реального ВВП, сократить уровень бедности. Однако, хотя экономический фундамент стал заметно прочнее, еще сохраняется его неустойчивость, поэтому не удалось решить ряд краеугольных вопросов, в том числе и в сфере труда. Из-за дефицита эффективных рабочих мест уровень занятости населения повысился незначительно (с 58,3% в 2004 г. до 60,0% в 2008 г.), на начало 2009 года насчитывалось 268,2 тыс. безработных, в 2014 году эта цифра сократилась до 199,1 тыс. чел, но продолжается широкомасштабная нелегальная трудовая миграция, что свидетельствует о сохранении тенденции повсеместного недоиспользования рабочей силы, которая в значительной мере спровоцировала становление и институционализацию теневого сектора на рынке труда.
Если посмотреть на перечень проблем, накопившихся в трудовой сфере за годы реформирования социально-экономической системы, можно прийти к выводу, что он представляет собой то, что в настоящее время стало называться дефицитом достойного труда. Отсюда основная задача государства состоит в том, как придать экономике справедливый и гибкий характер, в которой создание возможностей для достойного труда было бы стержнем экономической, социальной и экологической политики. Поступательное движение к цели «достойного труда для всех» требует изменения во всех сферах нашей жизни и прежде всего обеспечения прав и свобод в сфере труда. Кыргызстан, как член МОТ, начинает внедрять новые подходы в сфере труда, при этом процесс развития страны рассматривается «комплексно через призму устойчивого человеческого развития... Такое развитие ориентировано на преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни граждан через создание условий для достойного труда.» [7]. На это нацелено принятие в 2006 году Страновой программы достойного труда.
1654
Заключение
Все это свидетельствует о том, что развитие социальной политики государства должно быть направлено на улучшение выполнения социальных обязательств перед населением, прежде всего в сфере труда и заработной платы. Но, несмотря на принимаемые меры, уровень жизни населения по многим параметрам отстает от соседей по СНГ. В этой связи следует сказать, что в предоставлении социальных услуг населению имеется много нерешенных проблем, которые требуют своего решения, и этому, как считают в республике [8, С. 94], способствует вступление республики в ЕАЭС, а также движение по пути обеспечения экономического роста и обеспечения национальной безопасности.
Разбалансированность на рынке труда и высокий уровень общей безработицы может быть преодолен только структурной перестройкой, расширением промышленного производства и созданием рабочих мест. Поэтому необходимо особое внимание уделять рассмотрению и разрешению проблемы сохранения и формирования дополнительных рабочих мест. Думается, что на данном этапе социально-экономического развития страны для выхода из глубокого системного и социально-экономического кризиса главными целями при осуществлении мероприятий по созданию рабочих мест являются:
— формирование национальной системы создания и сохранения оплачиваемых мест приложения труда, прежде всего, в регионах страны;
— решение вопросов сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынках труда в высокогорных районах с трудным экономическим положением и условиями труда и быта;
— создание и обеспечение эффективной занятости населения, увеличение доходов всех участников производственного процесса;
— рациональное использование трудового и человеческого потенциала в условиях интеграции Кыргызстана в ЕАЭС;
— обеспечение стабильности социального и экономического развития страны.
Соответственно, необходима разработка комплекса мер, позволяющих повысить эффективность занятости и снизить напряженность на рынке труда. К ним относятся следующие меры:
— создание условий для сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, за счет создания рабочих мест в развивающихся отраслях экономики, таких как: сельское хозяйство,
1655
текстильная, перерабатывающая промышленность, строительство, туризм;
—предоставление льготных условий предприятиям малого и среднего предпринимательства;
—разработка прогноза в потребности тех или иных специалистов и рабочих и направление людей на переквалификацию или обучение по этим специальностям;
—развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их интереса к трудовой деятельности по специальностям, востребованным на рынке труда;
—привлечение инвестиций, как внутренних, так и зарубежных; —поддержка и содействие создания предприятий в южных регионах, тем самым давая возможность работать в месте проживания, не мигрируя в другие страны.
Предложенные меры, на наш взгляд, будут способствовать решению социальных обязательств государства перед населением в области занятости, а также вывода рабочих мест из тени для легального трудоустройства.
ИСТОЧНИКИ:
1. Статья 25 // Конвенция Международной организации труда от 23.04.1964 № 117 «Об
основных целях и нормах социальной политики».
2. Сомавия Х. Сократить дефицит достойного труда: глобальный вызов // Человек и труд.
- 2001. - № 10. - С. 26-29.
3. Занятость и безработица: Итоги интегрированного выборочного обследования
бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2014 г. - Бишкек: Нацстатком КР, 2015. - 198 с.
4. Кыргызстан в цифрах: Статистический сборник. - Бишкек: Нацстатком КР, 2015. - 352 с.
5. Савина С.Е. Эффективный рынок труда как элемент экономической безопасности //
Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2015. - Т. 15. - № 8. -С. 145-148.
6. Савин В.Е., Савина С.Е. Состояние и финансирование социальной сферы в странах
Европейского союза // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета.
- 2014. - Т. 14. - № 3. - С. 184-188.
7. Стратегия развития страны на 2009-2011 гг., утв. Указом Президента Кыргызской
Республики от 31.03.2009 № 183. - С. 15.
8. Усоналиева Д.А. Социальная сфера: развитие, финансирование, модернизация. -
Бишкек: БГУ, 2014. - С. 94.
1656
Gulzat T. Kalmanbetova, Candidate of Science, Economics, Associate professor, Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyz Republic
Nuriza E. Shakulova, Postgraduate, Bishkek Humanities University named after K. Karasaev, Kyrgyz Republic
Problems of implementation of government social obligations to the public in the field of employment
ABSTRACT
This article discusses the implementation of government social obligations to the public in the field of employment, reduction of unemployment and poverty, as well as the main directions of integrated solutions of vital problems in the implementation of the government social obligations to the public. Article may be useful to scientific and practical workers, exploring social and labor relations, for the adoption of effective measures for its development and improvement.
KEYWORDS: social obligations of the state, the labor market, demand, supply, labor, business entities, employment, jobs, investments, decent work, wages