Научная статья на тему 'Спрос и предложение на молодежном рынке труда Кыргызстана'

Спрос и предложение на молодежном рынке труда Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1428
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАНЯТОСТЬ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калманбетова Гульзат Талимбековна

В статье проведено исследование молодежного рынка труда Кыргызстана, где выявлены проблемы молодежной занятости. Сделаны выводы и предложения по устранению имеющихся проблем, что особенно важно в условиях вхождения Кыргызстана в ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спрос и предложение на молодежном рынке труда Кыргызстана»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

Уравнение регрессии для выбранной модели будет выглядеть следующим образом:

у = 11,54 + 0,88 X х5

Интерпретировать показатели можно следующим образом. При увеличении индекса потребительских цен на 1% кредиторская задолженность управляющих организаций вырастет на 0,88%. На практике это означает, что рост цен на жилищные услуги вызывает возникновение дебиторской задолженности, поскольку недостаточно высокие доходы населения не позволяют своевременно осуществлять платежи за жилищно-коммунальные услуги, а дебиторская задолженность, в свою очередь, приводит к необходимости поиска дополнительных источников финансирования, одним из которых и выступает кредиторская задолженность.

Практическая значимость представленной модели заключается в возможности ее использования в процессе принятия решений об изменении тарифов на жилищные услуги. Список использованной литературы:

1. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / Шеремет А.Д., Негашев Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

2. Тимофеева Т.В., Снатенков А.А. Статистическое изучение уровня развития сберегательного дела в РФ / Материалы Межрегиональной науч.-практ. конференции «Конкурентоспособность АПК: теория и практика» Посвященной памяти чл.-корр. РАСХ А.А. Семенова. - М: Восход-А, 2007.

3. Снатенков А.А., Тимофеева Т.В. Практикум по финансовой статистике: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика;ИНФРА-М,2009.320 с.:ил.

4. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики

© Калинина И.Ю., 2016

УДК 331.5.024.5 (575.2)

Калманбетова Гульзат Талимбековна

к.э.н., доцент БГУ им. К. Карасаева г. Бишкек, Кыргызская Республика gulzat_kalmanbetova@mail .т

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА МОЛОДЕЖНОМ РЫНКЕ ТРУДА КЫРГЫЗСТАНА

Аннотация

В статье проведено исследование молодежного рынка труда Кыргызстана, где выявлены проблемы молодежной занятости.

Сделаны выводы и предложения по устранению имеющихся проблем, что особенно важно в условиях вхождения Кыргызстана в ЕАЭС.

Ключевые слова

Молодежная политика, занятость, спрос, предложение, миграция, рынок труда, безработица.

Государственная молодежная политика в Кыргызской Республике реализуется через создание социально-экономических, правовых и других условий для становления, самореализации молодых граждан и защиты их интересов. Большое значение имеет проблема молодежной занятости, поскольку молодежь представляет собой наиболее крупный сегмент в структуре рынка труда, и это в настоящее время порождает тенденцию к росту предложения рабочей силы. Состояние занятости молодежи видна из следующей таблицы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Таблица 1

Занятая молодежь по возрасту и территории (в возрасте 15-28), тыс. чел.

Показатели 2013 2014

Кыргызская Республика 756,3 724,0

Баткенская область 55,1 56,0

Джалал-Абадская область 160,9 140,3

Иссык-Кульская область 43,5 43,8

Нарынская область 21,1 21,8

Ошская область 207,6 195,2

Таласская область 32,7 36,4

Чуйская область 94,2 89,5

г. Бишкек 112,5 110,5

г. Ош 28,7 30,7

Проблема молодежной безработицы приобретает все большую актуальность. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, уровень безработицы среди молодежи составляет 11,8%. Почти 48% официально зарегистрированных безработных молодых людей не имеют работы длительное время, и среди них немало выпускников ВУЗов (12,2%). Переход к рыночной системе сопровождается обострением проблемы занятости населения, уменьшением вакантных мест, усилением несоответствия между спросом на рабочую силу и предложением рабочих мест. Молодые работники, не найдя приложения своего труда или достойной платы за свой труд в Кыргызстане, вынуждены выезжать в трудовую миграцию в более развитые страны и как указывает профессор Савина С.Е., экономическое развитие страны обуславливает притягательность выезда отечественных трудовых мигрантов [1, с. 40].

Трудоустройством молодежи занимается специальное подразделение Министерства -Молодежная биржа труда (далее -МБТ).Всего по различным вопросам в МБТ и МБТ в регионах в течении 2014 года обратилось 10702 человек, в том числе 5714 женщин. Со всеми обратившимися были проведены профориентационные и психологические консультации. Из общего числа обратившихся трудоустроено 5882 человек, в т.ч. 3215 женщин.

В МБТ и МБТ в регионах ежемесячно проводятся «Ярмарки вакансий». За отчетный период было проведено 52 «Ярмарки вакансий», которые посетили более 26,9 тыс. человек. Всего «Ярмарку вакансий» посетили более 1439 работодателей, при помощи которых трудоустроено около 4,9 тыс. человек.

Из общего числа обратившихся с высшим образованием составило 28%, со средне специальным -26%, со среднетехническим - 16%, со средним - 30%. Трудоустроено: с высшим образованием - 29%, со средне специальным - 25%, со среднетехническим -11%, со средним - 36%.

Всего работниками МБТ было посещено более 1550 предприятий и организаций с целью выявления вакансий и ознакомления работодателей с деятельностью Молодежной биржи труда, было выявлено около 3700 вакансий для безработной молодежи. МБТ сотрудничает с предприятиями и организациями различной формы собственности, из которых 5% составляют государственные предприятия. МБТ сотрудничает с такими крупными предприятиями, как: «Народная лотерея» Сеть быстрого питания «Домино», ОсОО «АЗО-Элита», «Акнет», «ДОЗ «Азат», Деревообрабатывающий завод, «Шатура», «Кыргызтелеком» и др. Также к услугам МБТ обращаются крупные торговые центры, сети магазинов «Народный», «7 дней», «Семейный», образовательные центры, строительные организации, магазины, кафе, рестораны, пекарни и др. Очень часто в МБТ обращаются частные лица, желающие подобрать себе работников на дом.

Для молодежи, подростков и студентов были предложены следующие вакансии: экономисты, бухгалтера, менеджеры, операторы ПК, секретари-референты, продавцы-консультанты, администраторы, рекламные агенты и др. Работодатели смогли непосредственно побеседовать с безработной молодежью о свободных рабочих местах, об условиях работы.

Реализация государственной молодежной политики в Кыргызской Республике осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» от 31июля 2009 года №256, постановлением Правительства

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Кыргызской Республики от 25 сентября 2012 года №640 «О государственной стратегии молодёжной политики до 2015 года» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, численность молодых людей из экономически активного населения от 14 до 28 лет на 1 января 2014 года составила 1 676,0 тысячи человек или 29 процентов от всего населения страны. Юноши составляют 847,4 тысячи, девушки -828,6 тысяч от общей численности молодежи. Количество учеников и студентов, обучающихся в учебных заведениях на начало 2013-2014 учебного года: в дневных общеобразовательных заведениях 1027,1 тыс. чел, начальное профессиональное образовательные учреждения 29,4 тыс. человек, средне профессионально образовательные учреждения 91,6 тыс. человек и высшее профессионально образовательные учреждения 223,2 тыс. человек. В республике зарегистрировано более 300 молодежных организаций. В г.Бишкек по официальной статистике проживает 951,7 тыс. человек, экономически активное население составило 432,1 тыс. человек, из них занятые - 391,3 тыс. чел. Общее число безработных по городу составляет 40,8 тыс. чел., уровень общей безработицы - 9,4%. Из этого числа безработных на учете в службе занятости состоит 9,3 тыс. человек, из них с официальным статусом безработного являются 6,6 тысяч человек [2, с. 25]. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,5%.

Больше всего безработных среди молодежи в сельской местности. Состояние безработицы среди молодежи по регионам можно проследить по следующей таблице

Таблица 2

Безработная молодежь по территории (в возрасте 15-28), тыс. чел.

Показатели 2013 2014

Кыргызская Республика 100,9 95,8

Баткенская область 10,1 10,3

Джалал-Абадская область 20,1 18,7

Иссык-Кульская область 6,9 6,5

Нарынская область 4,2 4,0

Ошская область 16,2 18,0

Таласская область 2,5 2,4

Чуйская область 19,6 16,5

г. Бишкек 19,3 17,7

г. Ош 2,0 1,7

Численность состоящих на учете в территориальных подразделениях составляет 93,0 тысяч человек, из них имеют официальный статус безработных 58,2 тысячи человек, доля безработной молодежи в числе официальных безработных составляет 41,7 процентов. Приведенные данные свидетельствуют о несбалансированности спроса и предложения среди молодежи.

На начало 2015 года в территориальные подразделения от работодателей поступило 51,9 тыс. единиц вакансий, на конец отчетного периода остались незаполненными 6,5 тыс. единиц вакансий, несмотря на то, что количество претендентов на 1 рабочее место составляло в среднем по республике 14 человек (табл. 3).

Таблица 3

Список вакансий в разрезе регионов.

Регионы Состоят на учете (тыс. чел.) Имеют официальный статус (тыс. чел.) Количество вакансий (единиц) Количество претендентов на 1 рабочее место (единиц) Количество незаполненных вакансий (единиц)

Бишкек 10,1 7,3 11701 3 3956

Джалал-Абадская область 20,6 12,8 5129 710 29

Иссык-Кульская область 5,0 4,3 2514 123 40

Нарынская область 8,9 6,1 1068 193 46

Баткенская область 11,1 6,0 3669 555 20

Таласская область 3,9 2,0 3635 11 358

Чуйская область 7,9 5,5 8020 46 173

Ошская область 16,3 11,9 6155 220 74

Ош 5,5 2,2 1345 25 216

Источник: Отчет МТММ КР за 2014 год. - Б., 2015.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Наибольшее число предложенных вакансий отмечено в городе Бишкек, там же наименьшее число претендентов на 1 рабочее место (3 человека), однако, наибольшее число незаполненных вакансий также остается в Бишкеке. Именно этим объясняется высокий уровень внешней миграции, когда незанятое население регионов из-за отсутствия работы направляется в Бишкек и Чуйскую область для трудоустройства. Как видно спрос на рабочую силу значительно отстает от предложения со стороны населения республики в целом и в том числе молодежи.

В то же время следует отметить, что Министерством было проведено ряд мероприятий для трудоустройства безработных граждан как внутри страны, так и за ее пределами. На начало 2015 года было трудоустроено 49,1 тыс. человек, что на 22% больше аналогичного периода прошлого года.При содействии территориальных подразделений на заявленные вакансии внутри страны за 2014 год было трудоустроено всего 48,1 тыс. человек, это на 21% больше, аналогичного периода прошлого года(39,7 тыс.). Более 43 процентов от числа трудоустроенных составляет молодежь (20,7 тыс.человек). Для трудоустройства безработной молодежи проводится активная политика, которая включает следующие мероприятия.

В связи с ограниченными возможностями трудоустройства в реальном секторе возникает теневая занятость. Развитие неформального сектора в Кыргызстане это вынужденная реакция молодежи на социально-экономическую ситуацию, которая и заставила людей приспосабливаться к новым экономическим условиям. Как отмечает профессор Савин В.Е. удельный вес людей, занятых в неформальной экономике, занимает 40%, а уровень теневой экономики доходит до 50% к ВВП, но это достаточно приблизительные данные, так как определить масштабы теневой занятости и численность занятых в формальном секторе, имеющих дополнительную неформальную занятость достаточно сложно.[3, с. 199].

Нами ранее указывалось о перепроизводстве вузами республики своих выпускников. Не удивительно, что половина из них работают не по специальности. Пока сохраняется спрос на продавцов, поваров и водителей троллейбусов и медсестер. В 2015 году спрос на указанные рабочие профессии в 2-3 раза превышал число работоискателей. По рабочим профессиям несоответствие спроса и предложения наблюдается у водителей (категории В, С) и строителей. Сокращение спроса на строителей объясняется сложным положением строительной сферы из-за роста курса доллара и последовавшей за этим стагнации спроса на готовые квартиры и дома.

Молодежь на рынке труда имеют различный стаж работы. Вообще не имеющие опыта работы составляют 30,2%, каждый четвертый (23,3%) имеют стаж работы более 10 лет. Примерно равные группы составили лица со стажем до 3 лет (17,3%) и со стажем от 5 до 10 лет (16,0%). На лиц со стажем от 3 до 5 лет приходится 13,3%. Обследование показало также, что граждане, потеряв работу, стремятся найти новое место работы, при этом используют комплекс методов поиска. В первую очередь подавляющее большинство (64,4%) обращались за содействие к родственникам и знакомым. В государственную службу занятости обращались 38,3%. Практически каждый четвертый обращался в частные агентства по трудоустройству, треть откликалась на объявления о работе. Непосредственно к работодателю обращались 22,5%. По сравнению с 2014 годом появились новые тенденции. Что характерно для молодежи, то из них в 2015 году 38,1% искали работу через Интернет, тогда как в прошлом году таковых было 29%. Это связано с расширением числа сайтов государственных и частных предприятий. Почти в три раза сократилось число граждан, которые дают объявления о поиске работы через СМИ: в 2015 году - 12,1%, в 2014 году - 32%. Сокращение коснулось также и числа желающих открыть собственное дело. Если в 2014 году их было 23%, то в 2015 - всего 8,3%.Несмотря на предпринимаемые меры, часть участников опроса не смогли устроиться на работу. Наиболее часто в качестве причины указываются низкий уровень заработной платы рассматриваемой вакансии (27,1%), а также семейные причины (20,0%). Учитывая свои возможности в самостоятельном трудоустройстве, около половины безработной молодежи готовы пройти переобучение (42,1%), 38,7% готовы работать не по специальности, 9,4% согласны поменять место жительства и 6,2% -работать на более низкоквалифицированной работе.

По сравнению с 2014 годом сократилось число желающих получать пособие по безработице: с 20% до 9,4%. Это говорит о росте информированности безработных о низких размерах пособия (250 - 500

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

сомов). Государственная служба занятости предлагала различные вакансии на работу участникам опроса согласно их профессиям, при этом 92,2% не устроились на предложенные места. Главной причиной для половины опрошенных является низкая заработная плата, 20,5% не захотели работать из-за плохих условий труда, от 12,8% претендентов отказались сами работодатели. Сотрудники службы занятости предлагали всем обратившимся полный спектр оказываемых услуг, среди которых предлагалась временная занятость на оплачиваемых общественных работах. Большинство безработных отказываются участвовать в общественных работах (почти 80%) из-за низкой оплаты труда (одна тысяча сомов за месяц работы), а каждый шестой отказался из-за низкоквалифицированного труда, который преобладает в общественных работах.

Микрокредитование. В 2014 году льготныемикрокредиты получили 1294человека, что на 36% меньше 2013 года (2019 чел.), сумма полученных кредитов составляет 30,8 млн. сомов. Снижение данного показателя произошло в результате ликвидации ряда микрокредитных организаций. Во всех областях полученные микрокредиты задействованы в сфере сельского хозяйства, кроме г. Бишкек (в сфере торговли и общественного питания), Ош (в сфере торговли и общественного питания) и Ошской области (в сфере переработки мяса и молока), Чуйской области (в сфере торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения), Нарынской области (в сфере торговли и общественного питания, переработка мясо и молока), Таласской области (в сфере торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения).

Для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда в Кыргызстане развита система профессионально-технического образования. Поскольку наибольший спрос работодатели предъявляют на граждан, имеющих рабочие профессии, то усиливается роль учебных заведений, готовящих рабочие кадры.

В рамках продвижения профильного обучения на базе средних школ Агентством открыт Центр профессионального обучения по подготовке рабочих кадров по профессии «Швея» на базе средней общеобразовательной школы с. Бейшеке Кара-Бууринского района Таласской области совместно с ПЛ №13 с. Жоон-Добо. Также в эту работу включился ПЛ №62 Узгенского района Ошской области.Всего количество слушателей на бюджетной основе составило - 411 чел. (мужчин - 206, женщин - 205), на внебюджетной основе - 192 человек (мужчин - 63, женщин - 129). Всего: 603 чел., из них: мужчин - 269, женщин - 334. За 2014 год пополнение библиотекучебных заведений системы ПТО составило 5,5 тыс. экз. учебной, учебно-методической литературы, учебные пособия, в том числе в электронном формате.

Для трудоустройства молодежи Министерство сотрудничает с международными организациями.Основные партнеры АПТО: Азиатский банк развития (АБР), Европейская комиссия Европейского союза (ЕС), ГИЦ, Европейский фонд образования (ЕФО), Международная организация труда (МОТ). Также реализуются программы Турции и Японии. На уровне профлицеев также реализуются краткосрочные проекты и мероприятия.Проводится также работа по трудоустройству молодежи за рубежом.

Приоритетной задачей является легализация трудовых мигрантов, особенно молодежи, потому что в силу недостатка житейского опыта и незнания законов, становятся жертвами мошенников и попадают в поле зрения соответствующих органов.Официальные структуры не смогли или не захотели построить надежную систему сбора данных о трудовых мигрантах. Поэтому даже спустя 10 лет государственные структуры и эксперты пользуются информацией, предоставляемой соответствующими службами России и Казахстана с определенной долей допущения, связанной со сложностями в разграничении понятий «въехавшие граждане в страну пребывания» и «работающие иностранные граждане». Поэтому как отмечают отечественные ученые, необходимо внести изменения в методологию расчетов уровня безработицы с учетом внешних трудовых мигрантов. [4, с. 136]

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок труда наглядно отражает болевые точки экономики посттрансформационного периода и свидетельствует о неблагополучном равновесии спроса и предложения. Но для того, чтобы решать возникшие проблемы, необходимо тщательнее изучать рынок труда. Для этого мы постаралась глубоко и всесторонне исследовать положение на молодежном рынке труда, сделать выводы и предложения по устранению имеющихся проблем, что особенно важно в условиях

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

вхождения Кыргызстана в ЕАЭС. В этой ситуации предлагаются следующие меры, чтобы сократить безработицу в целом и молодежи в частности:

- вводить эффективные рабочие места не только в столице, но и в регионах;

- привлекать инвестиции, как из-за рубежа, так и за счет внутренних источников;

-активнее осуществлять меры активной политики (микрокредитование, общественные работы и профобучение безработных;

-проводить профориентацию среди школьников, и молодежи, выяснять их наклонности; -наладить более четкий учет безработных, чтобы сократить число скрытой безработицы;

- повысить пособие по безработице;

-улучшить информацию о вакансиях, выставлять имеющиеся на сайтах службы занятости. Список использованной литературы:

1. Савина С.Е. Сравнительный анализ ситуации на рынках труда Кыргызстана и Казахстана. Вторые Кумсковские чтения / Материалы международной научно-практич. конференции, приуроченной к 60-летию Национальной академии наук КР 26 июня 2014г. // Экономика. - Бишкек, 2014. - № 3 (21). - С. 35-41.

2. Занятость и безработица. Итоги интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2014 г. - Б.: НацстаткомКР, 2015. - 198 а

3. Савин В.Е., Калманбетова Г.Т. Методы определения размеров теневой занятости населения в Кыргызстане // Вестник Кыргызского эконом.ун-та им. М.Рыскулбекова. - Бишкек, 2014. - № 3 (30). - С. 198-200.

4. Савин В.Е. Совершенствование статистического учета безработных на рынке труда // Вестник КРСУ. -2015. - Т. 15. - № 8. - С. 132-136.

© Калманбетова Г. Т., 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 334

Карачкова А.В.

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Челябинский филиал г. Челябинск, РФ o-v-perevozova@mail .т

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема бизнес-планирования на предприятии малого бизнеса. В условиях рынка невозможно добиться большого успеха в бизнесе, если управленцы не владеют знаниями и методами эффективного бизнес-планирования.

Ключевые слова

Бизнес-планирование, малый бизнес, компетентность менеджера, конкурентоспособность менеджера.

Бизнес-планирование считается необходимым инструментом управления компанией. В не зависимости от того реструктуризируете ли вы действующее на рынке предприятие, открываете ли новую фирму или приобретаете готовую компанию [1]. В большей мере, бизнес-планирование необходимо малым компаниям, которые имеют меньший допуск на ошибку и осуществляют свою деятельность в условиях высокого уровня неопределенности, которая иногда связана не столько с факторами внешней среды, сколько с экономической неэффективностью менеджеров [2]. Этот фактор в последнее время всё сильнее ощущается в практике ожесточенной конкуренции в развитии бизнеса. Стратегические задачи в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.