УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ
Е.Б. ПОСПЕЛОВА, заместитель руководителя МИМНС № 45 г. Москвы, советник налоговой службы РФ III ранга
1990-е гг. - это начало экономических реформ в России, которое характеризуется падением уровня жизни большинства населения, высоким уровнем инфляции, падением покупательной способности населения, быстрым ростом числа бедных. Проблема бедности становится одной из основных. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ), зафиксированными в Конвенции 117 «Об основных целях и нормативах социальной политики», государствам необходимо принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния.
Уровень жизни (Standard of living) — уровень материального благополучия индивида или семьи, определяемый, как правило, количеством потребляемых благ1.
Важным является значительный рост дифференциации населения по уровню жизни. Россия быстро вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения по уровню жизни. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказание помощи слабо защищенным слоям населения.
Конституцией Российской Федерации определено:
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1 Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов.
Для выработки научно обоснованной государственной социальной политики необходимо проводить адекватную оценку материального положения различных социальных слоев и групп, различных типов семей, осуществлять оценку потребительских ресурсов, необходимых для обеспечения уровня жизни в регионах и в целом в Российской Федерации.
Это вызывает настоятельную потребность в определении черты бедности применительно к новым экономическим условиям. Население рассматривается как малообеспеченное, если его доходы ниже бюджета минимума материальной обеспеченности.
Уровень бедности в мировой науке и социальной практике измеряется с помощью минимальных потребительских бюджетов.
Бюджет (англ. budget) — роспись доходов и расходов на определенный срок2.
Бюджет потребительский — баланс денежных доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. Он показывает все доходы по источникам поступлений и расходы по их назначению, а также источники и размеры приобретения продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Изучение динамики потребительского бюджета по различным категориям населения позволяет судить об изменении их жизненного уровня. Для обоснования социальной политики государства, в том числе установления размеров пенсий, пособий, стипендий, рассчитывается средний нормативный и фактический средний, а также минимальные потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум заработной платы, которая в данных экономических условиях необходима для нормального воспроизводства населения. Потребительские бюджеты являются основным нормативным и аналитическим инструментом оценки, прогнозирования и регулирования размеров, структуры и динамики уровня жизни и системы распределительных отношений.
Указ Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов
2 Там же.
населения Российской Федерации», принятый в 1992 г., предусматривал введение в практическую социальную политику прожиточного (физиологического) минимума, характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги). Этот указ необходимо было использовать при формировании перспективной социально-экономической политики. Однако в условиях кризисного состояния экономики этим же указом, наряду с минимальным потребительским бюджетом, вводилось понятие прожиточного (физиологического) минимума. В это время в научных исследованиях Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) для решения различных задач выделил 4 вида потребительских бюджетов):
1) прожиточный минимум;
2) минимальный потребительский бюджет;
3) средний потребительский бюджет;
4) рациональный потребительский бюджет.
В этой системе бюджетов средний потребительский бюджет представлял собой аналог минимума материальной обеспеченности, разрабатываемого в советское время, так же, как рациональный бюджет. Эти бюджеты являются воспроизводственными и обеспечивают потребление на достигнутом и перспективном уровнях. Следует отметить, что в 1993 г. во ВЦУЖ для характеристики стратификации населения по уровню доходов и потребления были выделены пять групп материальной обеспеченности:
1-я группа — «бедные» семьи, среднедушевой доход которых ниже или соответствует величине прожиточного минимума;
2-я группа — «малообеспеченные» семьи, среднедушевой доход которых находился в интервале выше величины прожиточного минимума, но ниже величины минимального потребительского бюджета;
3-я группа — «обеспеченные» семьи, среднедушевой доход которых находился в интервале выше величины минимального потребительского бюджета и ниже специально исчисляемого в гот период так называемого «среднего» бюджета, который представлял собой уровень достигнутого среднего душевого дохода;
4-я группа — «состоятельные» семьи, среднедушевой доход которых находится в интервале между уровнем «среднего» бюджета и рационального потребительского бюджета;
5-я группа — «богатые» семьи, уровень среднедушевого дохода которых выше величины рационального потребительского бюджета.
По состоянию на первое полугодие 1993 г. структура населения по рассмотренным доходным группам распределилась следующим образом: - бедные —32%; малообеспеченные — 41,0%; обеспеченные - 20,0%; состоятельные - 5,5%; богатые — 1,5%.
Из ряда распределения видно, что совокупная доля бедных и малообеспеченных составляла 73%, причем доля малообеспеченных выше, чем доля бедных, на 9%.
В то же время доля лиц с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже рационального потребительского бюджета составила 25,5%, а выше рационального потребительского бюджета — 1,5% всего населения.
В 1997 г. Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» была установлена качественно новая основа для определения прожиточного минимума в целом Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов (минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости) и при осуществлении других мер их социальной защиты. Этот закон определил два ключевых понятия:
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Этим законом установлено:
1. Величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ- органами исполнительной власти субъектов РФ;
2. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
3. Прожиточный минимум учитывается при оказании государственной социальной помощи. Важной особенностью рассматриваемого закона является его прямое действие по поддержанию малоимущих семей. Теперь, в соответствии со ст. 6 закона любая семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которых
Таблица 1
Величина прожиточного минимума (руб.)
Период В расчете Для трудо-
на душу способного
населения населения
2000г.: I квартал 1 137,66 1 232,28
II квартал 1 185,0 1 290,0
III квартал 1 234,0 1 350,0
IV квартал 1 285,0 1 406,0
2001 г.: I квартал 1 396,0 1 513,0
II квартал 1 507,0 1 635,0
III квартал 1 524,0 1 658,0
IV квартал 1 574,0 1 711,0
2002 г.: I квартал 1 719,0 1 865,0
II квартал 1 804,0 1 960,0
III квартал 1 817,0 1 980,0
IV квартал 1 893,0 2 065,0
ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи. Изменениями, внесенными в закон в 2000 г., установлено понятие среднедушевого цохода семьи (одиноко проживающего гражданина) и порядок его исчисления:
среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом. В соответствии с законом величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата России об уровне потребительских цен. Потребительская корзина в целом в Российской Федерации устанавливается законом.
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ при наличии экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действующий закон устанавливает состав и объем федеральной потребительской корзины. Она включает в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в натуральных показателях для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
Данный закон устанавливает правовые основы определения потребительской корзины в це-
лом по Российской Федерации и позволяет создать правовую базу для определения величины прожиточного минимума на душу населения и основным социально-демографическим группам по Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов, а также осуществления адресной социальной помощи малоимущим семьям в выплате пособий, льгот, компенсаций и других социальных выплат в соответствии с Законом «О государственной социальной помощи».
Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» № 201-ФЗ действовал с 1 января по 31 декабря 2000 г., т.е. один год. Вместе с тем, Законом «О прожиточном минимуме в РФ» предусмотрено, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается федеральным законом. При этом уровень фактического потребления населения не позволит существенно повлиять на структуру и объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенных Законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в течение предлагаемого срока действия.
Следом за этими законами был принят ряд других нормативно-правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 (с изменениями от 16 марта 2000 г., № 232) «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации», постановление Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. №36/34 «Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации» и др.), которыми предусматриваются единые подходы к расчетам прожиточного минимума. Всеми этими документами в социально-экономическую практику был введен показатель «прожиточный минимум».
Объективно минимальный уровень потребления не может в значительной степени изменяться ежегодно. Этот процесс носит долговременный характер даже при условии стабильного роста экономики, обеспечивающего количественные и качественные сдвиги в характере потребления. В 2001 г. было принято решение о продлении срока действия потребительской корзины в целом по Российской Федерации до 31 декабря 2002 г.
Согласно закону основой для установления минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по старости является величина прожиточного минимума. За прожиточным минимумом официально закреплена функция определения черты бедности. При расчете прожиточного минимума его значение на душу населения по России в целом вырастет по сравнению с данными Госкомстата на 15,4%. Региональные прожиточные минимумы у половины субъектов РФ могут вырасти от 10 до 30%, у одной трети - на 30%. Прожиточный минимум в ряде субъектов может снизиться по сравнению с фактическими значениями.
В среднем за 2000 г. 30,2% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума и, по существу, являлись малоимущими, а соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения составило 13,7 раза.
В течение 2001 г. наблюдалось последовательное сокращение масштабов бедности: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ежеквартально уменьшалась против соответствующего периода прошлого года не менее чем на 10%. Реально располагаемые денежные доходы за 2001 г. выросли на 6%.
Правительством в настоящее время поставлена цель повышения уровня жизни россиян на основе модернизации экономики. В течение 2002-2004 гг. предполагается увеличение реальных располагаемых доходов населения в среднем на 5% в год и постепенное преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения. Важнейшей задачей «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» является обеспечение эффективной защиты малообеспеченных слоев населения. Предусмотренное в ней перераспределение ресурсов в пользу наиболее нуждающихся и меры по социальной защите социально уязвимых категорий граждан, которые не обладают объективными возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, создадут достаточно надежные механизмы повышения минимальных доходов населения и позволят существенно снизить уровень бедности.
Переход к новым экономическим отношениям (приватизация, частное предпринимательство) стал важным источником доходов определенной части населения.
В этих условиях система государственной статистики в области уровня жизни не давала оперативно и объективно отображать процессы, происходящие в экономике. Это подтолкнуло Правительство Российской Федерации принять постановление № 291, утвердившее «Положение о
Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы», который рассматривался как основное средство непрерывного наблюдения и инструмента социальной политики.
Основными задачами мониторинга (лат. «monitor» - предостерегающий) были:
1) своевременное выявление и системный анализ изменений, происходящих в социально-трудовой сфере;
2) предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности;
3) краткосрочное прогнозирование важнейших процессов в социально-трудовой сфере. Основными направлениями мониторинга
выступали:
1) доходы и уровень жизни населения; рынок рабочей силы, занятость и безработица;
2) социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях;
3) условия и охрана труда;
4) социально-демографические и миграционные процессы.
В рамках Всероссийского мониторинга соци-ально-трудовой сферы ВЦУЖ ведет мониторинг доходов и уровня жизни населения. В настоящее время в мониторинге используется более 130 наименований показателей. Среди абсолютных показателей в мониторинге используются:
• показатели доходов (среднемесячная начисленная заработная плата работников с учетом и без учета выплат социального характера; выплаты социального характера; среднемесячный фонд начисленной заработной платы; задолженность по заработной плате; среднедушевые денежные доходы населения);
• потребительские расходы;
• потребительские бюджеты разного уровня достатка;
• покупательная способность денежных доходов и потребительских расходов населения. В рамках мониторинга используются не только общеизвестные показатели и методики, но и специальные, разработанные непосредственно специалистами ВЦУЖ В.Н. Бобковым, В.А. Литвиновым, Т.Н. Степановой и др. Среди них важное место занимают показатели потребительских бюджетов населения восстановительного и развивающего уровней.
Одним из основных и наиболее полных источников информации о реально сложившемся фактическом потреблении благ и услуг являются выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств. Госкомстатом России дается следующее определение домашнего хозяйства:
• два человека и более, проживающих постоянно в жилом помещении или части жилого помещения и совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, ведущих общее хозяйство, т.е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства;
• один человек, постоянно проживающий в жилом помещении или части жилого помещения и обеспечивающий себя всем необходимым для жизни, не объединяя средства с другими лицами, постоянно проживающими в том же жилом помещении.
Бюджет домохозяйства не предполагает аккумулирования всех денежных, материальных и иных ресурсов в одних руках или единой кассе, но предполагает согласованное потребительское поведение всех членов домохозяйства, т.е. расходование средств, находящихся у отдельных членов домохозяйства.
В настоящее время обследованием, проводимым Госкомстатом России, охвачено более 49 тыс. городских и сельских семей.
Распределение людей по уровню и качеству жизни формирует соответствующее той или иной социально-экономической ступени понятие социальной справедливости.
У большинства населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. За годы современных реформ примерно у 60% уровень жизни упал, у 25-30% - изменился незначительно и лишь у 15-20% вырос, в том числе у 3-5% россиян этот рост оказался значительным.
В связи со смешением налогового бремени на потребительский сектор следует углубить анализ социальных индикаторов, характеризующих уровень жизни различных слоев населения России (среднедушевые денежные доходы различных групп населения, концентрация доходов у отдельных групп, доля налогов в доходах различных групп населения России). Поэтому правомерно поставить вопрос о переносе центра тяжести налогового бремени в сторону преимущественно высокодоходных групп населения и их имущества.
По мнению директора Института экономики РАН, академика Л.И. Абалкина, исходным пунктом преобразований в этой важнейшей сфере должна
стать перестройка системы доходов населения. Справедливость данного тезиса подтверждается чрезвычайно низким уровнем доходов от оплаты труда в совокупных доходах населения России.
В настоящее время доля заработной платы составляет около 40% всех доходов населения России (в 1990 г. — 74%). В то же время в развитых странах этот показатель несравненно выше (Япония — 69%, Финляндия — 68%, Швеция — 67%, Великобритания — 65%, Германия — 64%, Бельгия — 63%, Австрия — 62%, Нидерланды — 61%). Серьезную деформацию претерпела система льгот для населения: адресный характер носят лишь 20% от общей стоимости льгот, в то же время большую часть льгот получают богатые слои.
Исследования, проведенные Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, показали, что еще в 1995 г. средняя доля налогов в доходах наиболее богатых слоев населения, составлявшая 6,3%, была ниже доли обязательных платежей и разнообразных взносов в денежных доходах населения в целом по Российской Федерации (6,7%). В 1997 г. 90% поступлений от подоходного налога было получено по минимальной ставке обложения 12%. По данным доктора экономических наук, профессора А.И. Динкевича, с группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых — лишь 17%; в целом же структура распределения доходов в России представляется весьма деформированной (табл. 2).
Высокая концентрация сбережений в трех последних группах указывает на потенциальный источник инвестиций и резерв повышения налоговых поступлений.
В этой связи следует упомянуть о практике применения максимальных ставок налога на доходы физических лиц (табл. 3).
Как видно, максимальные ставки налога установлены во Франции, Германии и Израиле.
В 1996 г. в целом по России разрыв в доходах 20% получателей высших и низших доходов составил 1: 13,8 (в бывшем СССР это соотношение было 1:4). Это превышает аналогичный показатель по развитым капиталистическим странам (так, в Японии он составляет 1: 4,3; в Швеции - 1: 4,6; в США - 1: 8,9; в Англии - 1: 9,6).
Таблица 2
Социально-экономические группы Душевой доход в месяц, дол. Доля населения,% Доля сбережений, %
Бедные До 50 51,9 1,2
Малообеспеченные 50-100 19,1 1,6
Среднеобеспеченные 100-500 18,2 7,4
Высокообеспеченные 500-1 500 5,8 13,1
Богатые 1 500-3 000 3,0 16,6
Очень богатые 3 000 и выше 2,0 60,1
Таблица 3
Страны Размер ставок, %
Россия 13
Австралия 47
Австрия 50
Германия 53
Израиль 50
Испания 48
Кипр 40
США 39,6
Франция 54
В то же время в Москве, где особенно значителен уровень поляризации общества по уровню доходов на душу населения, среднедушевые денежные доходы 20% населения с наибольшими доходами и 20% населения с наименьшими доходами отличались в 36 раз, в то время как разрыв в ставках налогообложения составлял 3:1.
При этом следует иметь в виду, что наиболее состоятельные слои населения взамен денежных доходов имеют возможность получать также пакеты акций, различного рода недвижимость, что затрудняет объективное начисление налога на доходы. В первую очередь наиболее богатые слои населения, на руках у которых, по данным Банка России, хранится до 40 млрд дол., могут и должны делиться своими доходами с государством.
Денежные доходы населения (в среднем на душу населения в месяц) в феврале 2001 г. составили 2 308 руб., или 80,7 дол. (при уровне в 2 112 руб., или 69 дол. в 2000 г.). Численность безработных на начало года - 6,9 млн человек. Лишь 20% населения имеют доходы, существенно превышающие прожиточный минимум. И все же численность малоимущего населения меняется (табл. 4).
Проведение политики поддержания денежных доходов населения в 2000 г. способствовало повышению уровня жизни населения. В 2001 г. повышение доходов населения продолжилось.
Таблица 4
Динамика численности малоимущего населения в 2000 г.
Основными факторами, оказывающими положительное влияние на динамику денежных доходов населения в 2001 и 2002 гг., являлись:
• увеличение минимального размера оплаты труда с 1 января 2001 г. до 200 руб. в месяц, с 1 июля - до 300 руб., а с 1 мая 2002 г. - до 450 руб. в месяц. Это позволило повысить соотношение минимального размера труда и прожиточного минимума трудоспособного населения, а также создало условия для повышения размера социальных гарантий по минимальной оплате труда и перехода на адресную социальную помощь с учетом прожиточного минимума;
• введение единого социального налога (ЕСН) цля предприятий и единой ставки налога на цоходы с физических лиц.
Для всех категорий налогоплательщиков действует главный принцип регрессного исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) — чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога. Таким образом, проведенные реформы в налогообложении стимулируют легализацию доходов населения, что является выгодным как работодателям, так и самим работникам. В результате происходит снижение скрытой оплаты труда и, следовательно, рост начисленной заработной платы. Прирост реально начисленной зарплаты в 2001 г. составил порядка 20% по сравнению с 2000 г. В то же время межотраслевые различия в зарплате достигли 11,5 раза.
Наиболее высокие заработки концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии и в сфере финансов, самые низкие — в сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и в бюджетных секторах экономики. Так, отношение средней зарплаты в отраслях образования, культуры и здравоохранения к общероссийскому уровню в 2001 г. составило соответственно 45, 52, и 57 против 46, 49 и 48 год назад.
Рост денежных доходов населения способствовал росту потребительского спроса. В реальном выражении потребительские расходы населения в 2001 г.увеличились по сравнению с 2000 г. на 8,1%, что оказало положительное влияние на динамику оборота розничной торговли и платных услуг населению. В структуре оборота розничной торговли в 2001 г. темпы прироста оборота торговли непродовольственными товарами выросли в 1,8 раза, против 1,5 раза в 2000 г., что свидетельствует о повышении уровня жизни населения.
(Продолжение следует)
Период Млн % к общей
человек численности
1 квартал 59,9 41,2
И квартал 50,5 34,7
I полугодие 53,5 36,7
III квартал 46,3 31,8
9 месяцев 49,1 33,7
IV квартал 39,2 26,9