Ю.И. Сорокина, А.Е. Суринов
ИзМЕРЕНИЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ
СОРОКИНА Юлия Игоревна - начальник отдела статистики социального неравенства и бедности (e-mail: sorokina@gks.ru)
СУРИНОВ Александр Евгеньевич - доктор экономических наук, руководитель Федеральной службы государственной статистики (e-mail: soc.vlast@ ur.rags.ru)
Аннотация. В статье представлены различные концепции статистического подхода к оценке бедности населения, раскрывается методология и методики оценки уровня жизни и бедности в России
Ключевые слова: измерения бедности, абсолютная и относительная бедность, прожиточный минимум, потребительская корзина.
Для измерения численности бедного населения и распространенности этого явления необходимо прежде всего установить критерии отнесения конкретного лица и семьи к категории бедных. В мировой практике существуют три концепции определения бедности: абсолютная, относительная, депривационная (субъективная).
Концепция абсолютной бедности основывается на подходе, в соответствии с которым бедные - это часть общества, которая не в состоянии обеспечить свое потребление на уровне, необходимом для сохранения здоровья и обеспечения трудовой активности. К бедным слоям населения относят тех, чьи доходы ниже черты бедности, которая соответствует стоимости корзины товаров и услуг, оцененной исходя из национальных минимальных норм их потребления.
В ряде стран есть законодательно оформленные решения, официально устанавливающие критерии отнесения конкретного лица и семьи к категории бедных. Соответствие этим критериям должно быть доказано в отношении конкретного лица или семьи в целях включения их в программы социальной защиты или программы по ограничению бедности. Обобщение данных о числе лиц-участников таких государственных программам позволяет охарактеризовать только «видимую», официально зарегистрированную бедность.
Этой информации явно недостаточно для выработки общей социальной политики и включения в соответствующие программы тех лиц и семей, которые не захотели или не смогли доказать государству дефицитность
своего материального положения. Поэтому наряду с административными данными надо иметь «макроэкономическую» оценку бедности. Для формирования этой оценки используются методы, основанные на статистическом измерении размеров, уровня и глубины бедности. Основу этих расчетов составляют данные, собранные от домохозяйств, которые, сотрудничая с органами государственной статистики, сообщают сведения о своих доходах, расходах, потреблении и имуществе, характеристиках членов домохозяйства (пол, возраст, занятость). Эти сведения позволяют рассчитывать границу бедности по конкретной семье и сравнивать ее с фактическими доходами,расходами,потреблением.
Главным показателем, характеризующим бедность, а точнее ее распространенность в обществе, является коэффициент бедности или доля населения с низкими доходами. Кроме этого в качестве показателей, характеризующих бедность, используются удельные уровни доходов, расходов или потребления бедного населения. Известные соотношения между границей бедности и долей бедных домохозяйств (или населения) в общем их числе позволяют оценивать каждый из этих показателей при заданной величине другого.
В основе измерения бедности лежит построение статистических рядов распределения домохозяйств (населения), которые представляют собой данные статистики бюджетов домохозяйств о численности (долях) населения, составляющих различные его группы, ранжированные в зависимости от уровня доходов.
Один из главных вопросов оценки бедности состоит в том, какой критерий выбирается для сравнения с показателем границы бедности (доходы, расходы или что-то другое). Располагаемый доход домашних хозяйств и фактическое конечное потребление домашних хозяйств наиболее приемлемы, так как позволяют описать «распределение населения по уровню жизни» и «оценить бедных».
По сложившейся с советских времен практике, в качестве границы бедности в России используется прожиточный минимум. В СССР в 1918-1920 гг. прожиточный минимум разрабатывался отраслевыми и региональными профсоюзами в соответствии с Кодексом законов о труде 1918 г. С 1919 г. началась разработка единого для всей страны прожиточного минимума в расчете на одного городского взрослого работника. Эти работы были прекращены в 1927 г. и возобновлены в 1956 г.
В 1992 г. был опубликован Указ Президента РФ от 2 марта № 210. Этим Указом Правительство РФ обязывалось разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности, и определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным груп-
пам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг1.
Таким образом, с этого времени прожиточный минимум в России стал оцениваться официально.
В основу расчетов прожиточного минимума в 1992 г. была положена стоимость «продовольственной корзины». В нее были включены продукты питания (с указанием натуральных минимальных объемов их потребления), обеспечивающие необходимую калорийность и удовлетворение потребностей различных групп населения в пищевых веществах, а также позволяющие организовать здоровое питание при минимальных затратах. При формировании продовольственной корзины использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения, рекомендации Всемирной организации здравоохранения и сложившаяся структура питания населения с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях. Продовольственная корзина была сформирована для следующих категорий населения: мужчины трудоспособного возраста, женщины трудоспособного возраста, пенсионеры (без разделения по полу), дети 0-6 лет и 7-15 лет.
Продовольственная корзина включала продукты питания, объединенные в 11 агрегированных групп. В них входили: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, рыбопродукты, молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания. Учитывались соль, перец и др., составляющие 5% от общей стоимости набора продуктов питания. Энергетическая ценность набора составляла 2237 кКал в среднем на душу населения, в том числе: 2720 кКал - для мужчин трудоспособного возраста, 2138 кКал - для женщин трудоспособного возраста, 1980 кКал - для пенсионеров.
Другими составляющими прожиточного минимума являлись расходы на непродовольственные товары, услуги, обязательные платежи и сборы. Их доли в общей величине прожиточного минимума определялись на основе данных бюджетных обследований о структуре расходов групп населения с низкими доходами.
Согласно Методическим рекомендациям Минтруда России структура прожиточного минимума выглядела следующим образом: расходы на продукты питания - 68%; расходы на непродовольственные товары - 19%;
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г - № 11. - Ст. 558.
расходы на оплату услуг - 8%;
расходы на налоги - 5%.
Метод расчетов, основанный на применении данных о стоимости продовольственной корзины, использовался для оценки величины прожиточного минимума в целом по России и в субъектах России с 1992 г. по 1996 г. Расчеты проводились для трех агрегированных социально-демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров, детей, а также в среднем на душу населения.
В 1996 г. Госкомстат России, по согласованию с Минэкономики России, Минтрудом России и Министерством здравоохранения и социального развития России, утвердил модифицированную методику расчетов прожиточного минимума1. Она предусматривала для определения стоимости непродовольственных товаров и услуг соответствующие субиндексы потребительских цен.
С 2000 г. порядок определения прожиточного минимума стал регулироваться соответствующим федеральным законом2. Этот Закон предусматривал, что величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения и для основных социально-демографических групп (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Прожиточный минимум устанавливается правительством в целом по России, а в порядке, установленном законами субъектов РФ - в субъектах России.
Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Таким образом, основной отличительной особенностью нового порядка определения прожиточного минимума стал переход от продуктовой корзины к потребительской корзине, включающей, помимо наборов продуктов питания, также и наборы непродовольственных товаров и услуг.
В результате перехода к новому порядку определения величины прожиточного минимума, ориентированного на удовлетворение более высокого уровня потребностей населения, его величина превысила среднедушевой размер этого показателя, рассчитанного по ранее действовавшей методике на 15%. Для пенсионеров это превышение составило 25%, для детей -20%, для трудоспособного населения - 12%.
1 См.: Методика расчета показателей, характеризующих уровень и распространение низких доходов, утверждена постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г № 61// Российская газета. 1996. - 17 июля.
2 Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - № 43. - Ст. 4304.
Потребительская корзина разрабатывается как в целом по России, так и в субъектах РФ. В целом по России она устанавливается федеральным законом, а в субъектах России - их нормативными правовыми актами.
Состав потребительской корзины определяется с учетом:
научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств);
социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;
объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.
При формировании минимального набора продуктов питания использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Состав продуктов питания остался практически таким же, как и рассчитанный по методике Минтруда 1992 г. Энергетическая ценность минимального набора продуктов питания также не претерпела значительных изменений. Она составила: 2730 кКал для трудоспособных мужчин (ранее - 2720 кКал), 2110 кКал для трудоспособных женщин (ранее - 2138 кКал), 2000 кКал для пенсионеров (ранее - 1980 кКал), 1580 кКал для детей 0-6 лет (ранее - 1580 кКал), 2360 кКал для детей 7-15 лет (ранее - 2385 кКал).
Минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности формировался на базе основных принципов, включающих:
1) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
2) сложившуюся структуру питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
3) выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.
Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формировался исходя из физиологических особенностей организма: для мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом; для пенсионеров - с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания;
для детей - с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0-6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7-15 лет).
Продукты питания, входящие в минимальный набор, были объединены в группы, включающие : хлебные продукты; картофель; овощи и бахчевые; фрукты свежие; сахар и кондитерские изделия; мясопродукты; рыбопродукты; молоко и молокопродукты; яйца; масло растительное, маргарин и другие жиры; прочие продукты.
Минимальный набор непродовольственных товаров формировался исходя из следующих принципов:
удовлетворения потребности населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей;
сложившегося уровня обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;
минимального обновления набора, минимального разнообразия, низкой розничной цены, доступности товаров для потребителей.
Минимальный набор непродовольственных товаров подразделяется на непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования. К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся: одежда (верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платье-вая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия), обувь , а также школьно-письменные товары; к непродовольственным товарам общесемейного пользования - постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.
При формировании минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования учитывались: количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частого обновления товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на среднестатистическую семью.
Для каждого товара, включенного в минимальный набор непродовольственных товаров, установлено его количество в натуральном выражении и срок износа. Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включены в набор в процентах от общей величины расходов на непродовольственные товары.
К основным принципам формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, относятся: удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении; сложившийся уровень пользования транспортными услугами и платный характер оказания услуг.
В минимальном наборе услуги учтены по направлениям использования: жилищно-коммунальные (жилье, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение), транспортные, а также услуги культуры и другие виды услуг.
Обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным российским законодательством федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек. Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включаются в минимальный набор услуг исходя из норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.
При формировании объема транспортных услуг учитываются: большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта;
льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров и детей.
Услуги культуры и другие виды услуг (услуги образования, связи, услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных и др.) включены в минимальный набор услуг в процентах от общей величины расходов на услуги.
Услуги, оказываемые на бесплатной основе организациями здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в минимальный набор услуг не включаются.
Субъекты РФ формируют свои потребительские корзины самостоятельно, основываясь на изложенных выше принципах, с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных условий. Минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения в субъек-
тах РФ формируются на основе зонирования территории Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Минимальный набор продуктов питания составляется с учетом распределения субъектов РФ по 9-ти зонам, определенным по следующим факторам:
природно-климатические и экономические условия; особенности производства продуктов питания;
национальные традиции и местные особенности в питании населения; сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
более высокая энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.
Влияние территориальной дифференциации условий жизни населения отражается в количественных объемах конкретных продуктов питания, включенных в региональные продуктовые потребительские корзины, и их калорийности и химическом составе.
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования не зависит от природно-климатических условий.
Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования формируется с учетом распределения субъектов РФ по трем зонам:
с холодным и резко континентальным климатом; с умеренным климатом; с теплым климатом.
Количество непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитывается с учетом температурного режима, количества осадков и солнечных дней в течение года.
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования в субъектах РФ формируется исходя из минимального набора в целом по России. При этом учитывается относительная экономия от совместного ведения хозяйства (коэффициент семейности, или шкала эквивалентности) в соответствующем субъекте РФ.
Минимальный набор жилищно-коммунальных услуг формируется с учетом распределения субъектов РФ по трем зонам, выделенным согласно
географическому делению и синоптическим наблюдениям с учетом продолжительности отопительного периода и светового дня, а транспортных услуг - с учетом развития инфраструктуры общественного транспорта.
Закон устанавливает, что потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по России и субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством России с участием профсоюзов1.
В 2000-2004 гг. в целом по России действовала потребительская корзина, установленная одноименным Федеральным законом от 20 ноября 1999 года № 201-ФЗ2.
С 2005 г. действует потребительская корзина, установленная Федеральным законом от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ3. В результате пересмотра состава потребительской корзины величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации возросла на 7%. При этом для пенсионеров она увеличилась на 13%, трудоспособного населения и детей - на 5%.
В субъектах РФ состав потребительских корзин рассматривался в основном в 2006-2007 гг.
Натуральные объемы потребления товаров и услуг, представленные в потребительской корзине не предназначены для использования при организации продовольственного обеспечения и бытового обслуживания населения. Потребительская корзина представляет собой модель организации здорового питания и поддержания жизнедеятельности при минимальных затратах, и далека от представлений конкретного человека о минимальном уровне потребления.
Единственное назначение потребительской корзины - оценить величину прожиточного минимума. Для этого минимальные объемы потребления каждого товара и услуги, представленные в потребительской корзине, умножаются на сложившийся в отчетном периоде уровень цен на них. Регистрацию потребительских цен для стоимостной оценки потребительской корзины осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
1 См.: Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года № 192 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 342) // Российская газета. - 2007. - 14 июня. - № 124.
2 См.: Федеральный закон от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Российская газета. - 2006. - 4 апреля. - № 68.
3 См. там же.
Наблюдение за уровнем потребительских цен для стоимостной оценки потребительской корзины осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации в месячном режиме по Перечню товаров (услуг)-представителей, формирующих потребительскую корзину. Данный перечень разработан Росстатом совместно с Мин-здравсоцразвития России и включает 156 наименований товаров, приобретение которых в большей степени свойственно населению с низким уровнем среднедушевых доходов.
Регистрация потребительских цен на товары и услуги осуществляется на территории всех субъектов Российской Федерации (во всех центрах субъектов Российской Федерации, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах) по единой методологии, изложенной в Методологических положениях по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индекса потребительских цен1.
Регистрация осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски) специалистами территориальных органов Росстата.
Для организации наблюдения за ценами в каждом городе отбираются крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания). В число наблюдаемых объектов не рекомендуется включать организации торговли, в которых реализуются в основном товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары.
На каждый товар (услугу) представитель должно быть зарегистрировано не менее пяти ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т. п.), на которые в городе действуют единые тарифы.
В совокупности наблюдением охвачено более 40 тыс. организаций торговли и сферы услуг, где собирается более 50 тыс. ценовых котировок.
Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемого наличными деньгами, которая включает НДС, акциз, налог с про-
1 См.: Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индекса потребительских цен. Утверждены постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г № 110.
даж и другие прямые и косвенные налоги, а также расходы и доходы товаропроводящей сети.
Похожий подход к оценке границы бедности используют и в США, где в основу современной социальной границы бедности положен минимальный пищевой рацион, содержащий объемы потребления разных продовольственных товаров по 19-ти половозрастным группам населения.
Использование такого подхода определения границы бедности, несмотря на его объективность, сопряжено с некоторыми трудностями при сопоставлениях показателей разных стран, так как состав корзины определяется для конкретной страны и учитывает (что естественно) национальные особенности потребления. Вместе с тем в Европейском союзе построение «европейской панели домохозяйств» имеет одной из целей оценку территориального распределения бедности с единых для всех стран ЕС методических позиций. Однако это не означает, что национальные статистические организации отказываются от собственных разработок в этой области.
Для обеспечения международной сопоставимости оценок бедности используют концепцию относительной бедности, в соответствии с которой бедным признается население, имеющее самые низкие доходы в обществе. Исходя из этого при относительном подходе черта бедности определяется как процентная доля медианного дохода населения. Показатель относительной бедности применяется в странах с высоким уровнем жизни. Чаще всего в качестве черты бедности используется 40, 50 или 60-процентная величина медианного дохода, сложившегося в данной стране в расчете на душу населения (с учетом шкалы эквивалентности). Во многих странах ЕС национальный уровень бедности оценивается на основе относительного подхода. Так, Евростат оценивает долю населения с низкими доходами по странам-членам. Низкими, согласно методологии Евростата, считаются доходы менее 60% от медианного эквивалентного располагаемого дохода на душу населения данной страны. Показатели рассчитываются на основе данных панельного обследования домашних хозяйств в странах ЕС -European Community Household Panel, организованного в 1993 г.
Описанные выше критерии бедности могут считаться объективными, тогда как довольно часто в литературе (прежде всего социологической) используются субъективные оценки бедности, базирующиеся на обработке результатов опросов населения, проводимых с целью выяснения самооценки респондентами собственного материального положения и характеристик бедности. Объективность здесь достигается использованием неких критериев, свидетельствующих, что люди не могут обеспечить принятый в данном социуме уровень потребления, так как их поведение вынужденно отличается от поведения, принятого стандартами. В этом случае к бедным относят тех, кто считает, что их материальное положение (доходы, имущество) не позволяет в полном объеме удовлетворять свои потребности.
Примером исследования границы бедности на основе самооценок респондентов может служить проведенный в Англии П. Таунсендом в конце 60-х гг.опрос 2052-х семей. При опросе выяснялся уровень лишений, которые терпит семья по 12-ти критериям, включая проведение отпуска в течение года, организацию застолий, участие в них, отдых вне дома, потребление мяса, приготовление горячей пищи, отсутствие завтрака, воскресного обеда, холодильника, плиты, умывальника, туалета, ванны.
На основе этих критериев был определен индекс лишений для каждой семьи, участвовавшей в обследовании. Благодаря этому П. Таунсенд определил границу бедности, как доход, соответствующий точке перелома в индексе лишений, т.е. точку на кривой, показывающей зависимость индекса лишений от уровня дохода, где индекс лишений начинает нарастать.
Этот подход получил название депривационного метода, в соответствии с которым бедные - это люди, лишенные признанных конкретным обществом благ, составляющих стандарт потребления. Оценки недопотребления населения основывались на сравнении материального положения конкретного домохозяйства с определенными стандартами, являющимися не абсолютными, а относительными критериями, так как зависят от ситуации, обусловленной временем и национально-территориальными особенностями. Такие исследования охватывают: доступность питания, наличие одежды, соответствующей природно-климатическим условиям, доступность услуг системы здравоохранения и образования, качество жилищных условий, безопасность жизни и имущества, занятость и условия труда, обеспеченность средствами коммуникации и др. Те, кто не имеет таких благ и возможностей, считаются бедными.
Сопоставляя уровни в разных странах, бедности ООН и Всемирный банк используют несколько границ бедности. Сопоставления основываются на концепции бедности, предусматривающей равенство величины однодневных расходов в расчете на человека и заданной величины. В качестве таких границ бедности используют:
1 долл. США по паритету покупательной способности (ППС) в международных ценах 1985 г. или 1,08 долл. по ППС в международных ценах 1993 г.
2 долл. США по ППС в международных ценах 1985 г. или 2,15 долл. по ППС в международных ценах 1993, 1996 и 2000 гг.
4 долл. США по ППС в международных ценах 1990 г. или 4,30 долл. по ППС в международных ценах 1993, 1996 и 2000 гг.
Параметры официальной бедности зависят непосредственно от того критерия, который используют статистические службы в соответствии с национальным законодательством. При международных сопоставлениях бедности следует учитывать, что национальные оценки ее распространенности основаны на использовании нормативов, определяемых в странах
законодательно, и учитывают их специфику, традиции, ресурсные возможности государства.
В России бедными (малоимущими) официально признаются лица с доходами ниже границы бедности, соответствующей величине прожиточного минимума. Основным источником информации для определения численности малоимущего населения в настоящее время является выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств. Этому обследованию присущ ряд ограничений: малый объем региональных выборок, неполнота учетных признаков при установлении доходов (так как программа обследования сориентирована, главным образом, на учет расходов домашних хозяйств), а также отказы от участия в обследовании. Итоги обследования имеют высокую надежность только на уровне России в целом. По отдельно взятым регионам имеются довольно существенные отклонения от генеральной совокупности, что негативно сказывается на качестве региональных показателей бедности.
По России в целом доля бедного населения рассчитывается исходя из общего распределения всего населения страны по уровню доходов. Эта доля определяется по показателю части общества, доходы которой ниже общероссийской величины прожиточного минимума. В субъектах РФ доля бедного населения рассчитывается как пропорция между численностью лиц, которые оказались бедными по региональным критериям, и общей численностью населения региона. Региональными критериями при этом выступают величины региональных прожиточных минимумов и региональных распределений населения по доходам.
Такой подход соответствует положениям Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Вместе с тем его нельзя признать безоговорочно корректным, так как фактически общероссийская величина прожиточного минимума не является средневзвешенной (по чис-ленностям бедного населения регионов) из соответствующих региональных величин. Эти величины определяются исходя из нормативов потребительских корзин и уровней цен в каждом конкретном субъекте России. Кроме того, в силу чрезвычайно высокого разброса в уровнях доходов, региональные ряды распределения имеют отклонения от общего распределения всего населения страны.
По этим причинам сумма численности бедных по регионам имеет статистическое расхождение с общей численностью бедных, рассчитываемой в целом по Российской Федерации.
Список литературы
Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов /под ред. М.Г.Назарова.- М.: Финстатинформ, 2002.
Оплата труда - приоритет приоритетов экономической и социальной политики 27
Методологические положения по статистике. - Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1996.
Методологические положения по статистике. - Вып. 2. - М.: Госкомстат России, 1996.
Обратить реформы на благо всех и каждого. Бедность и неравенство в странах Европы и Центральной Азии.- Вашингтон: Всемирный банк, 2001.
Равайон, М. Сравнительные оценки бедности. Вашингтон. Всемирный банк, 1999.
Статистика: учебник / под ред. А.Е.Суринова. - М.: Изд-во РАГС, 2005 г.
Суринов, А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений.-М.: Финансы и статистика, 2000.
Уровень жизни населения Российской Федерации. Правовая основа преодоления бедности /под ред. В.А. Январева, В.Г. Зинина, В.Н. Бобко-ва. - М.: Издательство ВЦУЖ, 2004.
© Ю.И. Сорокина © А.Е. Суринов
Н.А. Волгин
ОПЛАТА ТРУДА - ПРИОРИТЕТ ПРИОРИТЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГИН Николай Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой труда и социальной политики РАГС, президент НАСТиС (e-mail: volgin@ur.rags.ru)
Аннотация. Рассмотрены социально-экономические функции оплаты труда и проблемы их реализации в практике современного российского общества.
Ключевые слова: оплата труда, воспроизводственная и стимулирующая функции оплаты труда, тарификация заработной латы, бедность, социальная политика.
1. Немного теории для лучшего понимания практики
Оплата труда - по природе уникальная категория, призванная обеспечивать по своей миссии решение как минимум двух крупных жизненно важных проблем: а) воспроизводства рабочей силы и человека; б) мотивации к труду, а значит, заинтересованности работников в результативности функ-