Научная статья на тему 'Уровень жизни - главная составляющая социальной политики страны'

Уровень жизни - главная составляющая социальной политики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень жизни - главная составляющая социальной политики страны»

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ

Е.Б. ПОСПЕЛОВА,

заместитель руководителя МИМНС № 45 г. Москвы, Советник налоговой службы РФ III ранга

В настоящее время каждый год Федеральным законом устанавливается соотношение величины прожиточного минимума с минимальными доходами. Так, среднегодовое соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в Законе «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено в размере 24,4%, а в Законе «О федеральном бюджете на 2003 год» в размере 21,6%, из чего следует, что в настоящее время величина прожиточного минимума не определяет величины минимальных доходов.

Для разработки методологических подходов к построению системы потребительских бюджетов на современном этапе экономического развития общества целесообразно учитывать опыт таких разработок, уже накопленный в научной практике. В этой связи несомненный интерес представляют наработки советской экономической науки. В СССР методологические подходы к построению потребительских бюджетов разрабатывались специалистами Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР. Эти разработки осуществлялись в рамках рассмотрения проблем долгосрочных экономических прогнозов, в частности прогнозов повышения уровня жизни населения. С этой целью и были разработаны методологические подходы к построению потребительских бюджетов разного уровня удовлетворения потребностей человека.

Тогда различали потребность как внутреннее состояние потребляющего субъекта (отдельных лиц, групп людей или всего общества в целом) и как внешнее проявление этого состояния, как необходимость иметь определенное количество конкретных благ, способных удовлетворить данную потребность.

Поэтому термин «потребность» правильно было бы применять только по отношению к объективно обусловленной способности к потреблению, то есть только тогда, когда характеризуется внутреннее состояние потребляющих субъек-

* Продолжение. Начало см. в журнале «Региональная экономика» № !. 2004.

тов. Говоря же о внешнем проявлении потребностей, выражающемся в определенном наборе потребительских благ, предметов потребления в материально-вещественной форме и услуг, удовлетворяющих данную потребность, следовало бы говорить о спросе: потребность, например, в обуви вообще и спрос на обувь определенного размера, фасона, качества и т.д. С учетом этого была предложена следующая классификация потребностей населения, на основе которой и следовало определять потребность общества в потребительских благах, предметах потребления в материально-вещественной форме и услугах: потребность в пище; в одежде и обуви; в жилище; в отдыхе;

в охране здоровья, в образовании и приобретении знаний;

в воспитании детей и юношества; в передвижении и общении с другими людьми; в культурном отдыхе (организации досуга, развлечений).

В этой группировке опущены многие физиологические потребности людей. Исключается и потребность в труде, так как ее удовлетворение осуществляется не с помощью потребительских благ.

Таким образом, задача определения потребностей населения была расчленена на следующие составные части:

во-первых, определение действительной потребности общества в потребительских благах (абсолютной потребительной силы общества);

во-вторых, определение необходимой потребности;

в-третьих, определение спроса населения применительно к конкретным условиям.

Решение этих задач осуществляется на разных уровнях планирования и управления народным хозяйством применительно к планам разной продолжительности и различными методами. Для оценки потребностей (действительных и необходимых) практика выработала метод построения нормативных потребительских бюджетов.

(Термин «нормативный» в данном случае означает, что потребности оцениваются не по фактическим размерам потребления отдельных благ, а на основе норм, которые призваны отразить потребность в соответствующих благах.)

В итоге, чтобы оценить объем и структуру потребностей, необходимо сконструировать набор потребительских благ, способный удовлетворить соответствующий круг потребностей, оценить эти блага в денежном выражении, найти соответствующий уровень дохода и, наконец, определить структуру и источники доходов. В результате осуществления этой работы будет построен потребительский бюджет.

На сегодняшний день существует необходимость использования в социальной политике всей системы потребительских бюджетов. Она включает в себя кроме прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка.

Сбор и анализ статистической информации, данные выборочных обследований и других материалов должны быть направлены на то, чтобы располагать всей системой потребительских бюджетов: нормативных и фактических, минимальных (обеспечивающих приемлемые на данном этапе развития общества условий жизни, поддерживающие жизнедеятельность и здоровье людей), средних (учитывавших достигнутые в среднем по всему населению показатели среднедушевого, среднесемейного потребления) и высокого достатка или рациональных (рассчитанных на полное удовлетворение разумных потребностей), а также прогнозных (на основе реальных возможностей удовлетворения потребностей и их фактически достигнутого уровня и структуры).

Соотношение фактических текущих доходов и личного потребления с предусмотренным в бюджетах населения, особенно с минимальными потребительскими бюджетами и бюджетами высокого достатка, позволяет измерить степень удовлетворения потребностей людей и является одним из главных критериев уровня жизни.

Многолетняя практика статистического наблюдения выработала общепринятую структуру потребительских бюджетов, в основе которой -баланс денежных доходов и расходов семей (и отдельных одиноких граждан) и различные формы доходов и взаимоотношений общества и людей (в том числе налоги, платежи, страховые и другие сборы, бесплатное предоставление потребительских благ), а также структура потребностей людей, определяющая направления использования доходов на приобретение различных товаров и услуг, на вложения, накопления и другие цели.

При этом структура как доходной, так и расходной частей включает наряду с денежными доходами доходы натуральные (от личного хозяйства, бесплатные блага), измеряемые как в натуре, так и в денежной их оценке. Особо следует отметить, что полные потребительские бюджеты включают натуральные блага (питание, одежду, жилище, различные услуги), получаемые на льготных или бесплатных основаниях для населения.

Основную часть бюджета образуют личные доходы и натуральные доходы личного хозяйства семей и одиноких граждан.

Потребительские бюджеты имеют синтетический, интегрирующий характер и формируются под воздействием комплекса экономических, социальных, политических и других факторов общества. Для доходной части потребительских бюджетов, а также непотребительской части расходов (налоги и платежи, сбережения и т.п.) определяющее значение имеют уровень развития экономики, социально-экономическая система, система хозяйствования, экономическая конъюнктура и система распределительных отношений.

Расходную потребительскую часть бюджетов определяют следующие факторы:

1. Физиологические потребности людей (биологический фактор).

2. Вид и характер труда (профессиональный фактор).

3. Уровень культурного развития человека (общекультурный фактор).

4. Условия труда: уровень механизации, автоматизации, гигиенические условия, режим рабочего дня и отдыха (производственный фактор).

5. Привычный образ и уровень жизни (соци-ально-исторический фактор).

6. Половозрастной состав семьи (демографический фактор).

7. Природно-климатические условия (географический фактор).

8. Национальные обычаи (этнический фактор).

9. Намерения и настроения людей (психологический фактор).

Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека.

Кроме статей расходов, связанных с удовлетворением потребностей, в составе каждого типа бюджета учитываются расходы на налоги, обязательные платежи и сборы: в составе минимально-потребительского бюджета (МПБ) - налоги на доходы трудоспособного населения, налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании; в составе бюджета высокого достатка (БВД) -налоги на доходы, налоги на недвижимость, нахо-

дящуюся в личном пользовании, транспортный налог, оплата услуг страхования имущества и некоторые другие.

При расчете общей величины бюджетов необходимо учитывать размер сбережений, необходимых для поддержания уровня расходов в рамках МПБ и БВД.

Необходимо отметить, что рассматриваемые бюджеты являются базовыми, отражающими общие закономерности данного стандарта потребления.

В целях практического использования (для оценки уровня жизни, формирования перспектив социально-экономической политики в регионе) базовый бюджет корректируется с учетом различных особенностей и условий жизнедеятельности человека (состав семьи, половозрастной состав иждивенцев, уровень квалификации и т.д.).

Следует отметить, что предложенный в последние годы учет располагаемых ресурсов стоимости натуральных поступлений продуктов питания позволяет более реально оценить размер доли расходов населения на питание. В действующей до настоящего времени минимальной потребительской корзине 1992 г. доля расходов на питание составила 68,3%, что соответствует структуре расходов на потребление бедных стран. При этом низкодоходные семьи вынуждены были соблюдать режим жесткой экономии на питании, чтобы

оплатить лекарства, жилье и коммунальные платежи, стоимость которых в последние годы росла быстрее, чем цены на продукты. В результате доля потребительских расходов, направляемых на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг, оказывалась значительно выше уровня нормативных расходов официальной минимальной потребительской корзины.

Новая минимальная потребительская корзина определяется в соответствии с Законом № 97-ФЗ, постановлениями Правительства РФ и предполагает использование нормативного метода расчета как для продуктовой, так и для непродуктовой части. Основным принципом формирования новой потребительской корзины является удовлетворение потребностей в сложившейся структуре потребления с учетом фактического потребления малоимущих слоев. Выбор товаров и услуг производится исходя из минимальных цен. Расчеты Российского статистического агентства (РСА), тестирующие новую минимальную потребительскую корзину, свидетельствуют, что по состоянию на декабрь 1998 г. ее стоимость в среднем для всего населения России составила 121% от стоимости прожиточного минимума, принятого в 1992 г. (в том числе трудоспособные - 119%). В новой потребительской корзине, согласно расчетам, доля расходов на питание снижается до 50 -

Таблица 5

Структура величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения России, %

Всего расходов Питание Непродовольственные товары Услуги Налоги и платежи

Все население 100 68,3 19,1 7,4 5,2

Трудоспособное население 100 61,6 21,4 8,9 8,1

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Величина пр ожиточного минимума (в среднем на душу населения),руб.в месяц (до 1998 г.- тыс.руб.): Все население, из него: 264 369 411 493 908 1 210 1 500

трудоспособное население: 297 416 462 555 1 003 1 320 1 629

Соотношение с величиной

прожиточного минимума (%):

- среднедушевых денежных д оходов - среднемесячной номинальной начисленной зарплаты. 196 159 208 190 229 206 204 189 180 152 181 188 193 201

Численность населения с денежными

доходами ниже величины

прожиточного минимума: - млн чел. 36,6 32,5 30,5 34,2 41,6 42,3 39,9

- в % от общей численности населения 24,7 22,0 20,7 23,3 28,4 29,1 27,6

- в % к предыдущему году 109,9 88,8 93,8 112,1 121,6 84,6 94,3

Таблица 6

Динамика величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в период 1995 - 2002 гг.

52%. Теперь доля расходов на питание не является фиксированной и будет колебаться в зависимости от изменения цен по всему комплексу минимального набора потребительских товаров и услуг.

Новый прожиточный минимум, установленный постановлением Правительством РФ от 25.05.2002 № 344, разработан исходя из того, что население реально пользуется разветвленной системой льгот и значительную часть услуг получает бесплатно. Формально бесплатным, в пределах установленного страхового норматива, остается медицинское обслуживание, каждому гражданину гарантировано бесплатное обучение в общеобразовательной школе. Поэтому расходы на обучение детей в школе и получение медицинских услуг не предусмотрены в структуре как старого, так и нового прожиточного минимума. Однако в реальной жизни большинство домохозяйств вовлечены в систему платных услуг в сфере образования и здравоохранения. При этом, по оценкам населения, недопотребление в сфере образования и здравоохранения относится к наиболее значимым лишениям, влекущим за собой исключение из преобладающих в обществе жизненных стандартов.

Именно потому, что прожиточный минимум касается большей части населения, необходимо с большой осторожностью относиться к его расчету и применению, хотя несколько лет назад отсутствие закона о прожиточном минимуме рассматривалось как серьезное препятствие в организации распределения и перераспределения общественного продукта.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - бюджет, обеспечивающий удовлетворение необходимых и разумных потребностей человека на минимальном социально приемлемом уровне.

Прожиточный минимум (ПМ) по своей сути представляет собой более низкий уровень удовлетворения потребностей человека по сравнению с минимальным потребительским бюджетом. Он характеризует потребление важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне. Набор этих благ и услуг формируется в виде потребительской корзины, включающей в себя определенный перечень статей расходов человека на удовлетворение своих жизненных потребностей. На уровне прожиточного минимума потребительская корзина включает в себя следующие статьи расходов: продукты питания, непродовольственные товары индивидуального потребления, товары общесемейного пользования, услуги.

Все эти статьи расходов отражают удовлетворение следующих материальных потребностей человека: питание, предметы гардероба, жилище,

коммунальные и транспортные услуги. Все эти потребности удовлетворяются на минимальном уровне, обеспечивающем сохранение здоровья человека и его жизнедеятельности. То есть в прожиточный минимум не входит необходимость удовлетворения социально-культурных, духовных потребностей человека. Сумма расходов на потребительскую корзину и расходов на обязательные платежи и сборы и будет представлять собой прожиточный минимум. Прожиточный минимум дифференцируется по основным социально-демографическим группам населения.

Минимальный потребительский бюджет, кроме удовлетворения материальных потребностей человека, должен включать в себя и возможность удовлетворения духовных потребностей, позволяющих человеку выполнять свою социокультурную роль в обществе. МПБ включает в себя набор потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для воспроизводства рабочей силы, социального и физического развития детей и подростков, поддержания активного социального и физического состояния пенсионеров. Кроме указанного набора в состав минимального потребительского бюджета входят расходы на обязательные платежи и взносы, а также размер сбережений, необходимых для поддержания бюджета данного типа.

Данный бюджет отражает минимально необходимые потребности населения и соответствует более высоким относительно прожиточного минимума уровням доходов, организации быта и проведении досуга. В целом, данный бюджет поддерживает привычный, сложившийся образ жизни средне обеспеченного населения.

Таким образом, для оценки необходимых потребностей, их объема и структуры требуется построить нормативный бюджет, способный отразить эти потребности. Если бы в обществе не было дифференциации доходов и потребления, то средний уровень фактического потребления для каждого года означал бы одновременно и необходимый его уровень. Однако дифференциация доходов является реальным фактом. В связи с этим задача определения необходимых потребностей трансформируется в задачу определения уровня минимально необходимых потребностей. Бюджет, рассчитанный на удовлетворение минимально необходимых потребностей, может быть назван бюджетом минимума материальной обеспеченности (минимальным потребительским бюджетом).

В соответствии с общей ситуацией в стране, выражающейся в постепенном повышении жизненного уровня населения, наблюдается переме-

Таблица 7

Анализ динамики минимального потребительского бюджета

Годы Темп роста, % Значение 1% прироста к предыдущему периоду (руб.)

К 1999 г. К предыдущему периоду

2000 г. 113,8 113,8 20,92

2001 г.,в том числе: 144,4 126,9 23,85

I квартал 134,1 111,7 25,10

II квартал 146,2 109,0 28,07

III квартал 146,7 100,4 30,59

IV квартал 150,8 102,8 30,71

2002 г.,в том числе: 181,4 125,6 30,19

I квартал 168,8 111,9 31,67

II квартал 180,5 106,9 35,34

III квартал 183,1 101,4 37,79

IV квартал 193,0 105,5 38,32

щение черты бедности от уровня физиологического выживания к воспроизводственному уровню (табл. 7).

Из таблицы видно, что по сравнению с 1999 г. минимальный потребительский бюджет в 2002 г. увеличился в 1,8 раза, а к концу этого года его значение удвоилось. Из чего следует, что за три года произошло двойное удорожание наборов товаров и услуг, образующих потребительскую корзину минимального потребительского бюджета. Нужно сказать, что в 2001 и в 2002 гг. происходило не снижение, а повышение по сравнению с 2000 г. темпов роста минимального потребительского бюджета. Так, если в 2000 г. темп прироста составлял 13,8%, то в 2001- 2002 гг. его значение превысило 25%, соответственно, 26,95% - в 2001 г. и 25,6% - в 2002 г.

Отметим, что в динамике минимального потребительского бюджета наблюдается устойчивое ежегодное повышение стоимости набора товаров и услуг потребительской корзины минимального потребительского бюджета.

Следует также подчеркнуть, что изменение темпов роста минимального потребительского бюджета сопровождается существенным повышением значения прироста данного параметра, которое к концу 2002 г. составило 38 руб. и возросло по сравнению с 2000 г. более чем на 17 руб.

Интерес также представляет сопоставление изменения уровня минимального потребительского бюджета в городах-мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге. Если в 2001 г. разрыв между значениями данного показателя составлял около 500 руб., то в 2002 г. он составил почти 1 100 руб. Это говорит о том, что в Москве быстрее происходит удорожание набора товаров и услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет. Темп удорожания составил 136,1% против 125,3% в Санкт-Петербурге.

Бюджет высокого достатка (БВД) - бюджет, обеспечивающий максимальный уровень насыщения потребностей населения, а также рационально расширенное потребление материальных благ и услуг. Бюджет высокого достатка включает в себя оптимальный набор потребительских товаров и услуг, необходимых для полного удовлетворения разумных физиологических, социальных и духовных потребностей человека, на уровне соответствующем современному состоянию экономического, научно-технического и социального развития общества. Кроме указанного набора в состав бюджета высокого достатка входят расходы на приобретение и строительство жилья, налоги, платежи и взносы, а также размер сбережений, необходимых для поддержания бюджета данного типа. Данный бюджет отражает степень удов-

Таблица 8

Группировка населения России по доходным группам (в процентах к численности населения)

Группы населения с доюдом: 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

- ниже прожиточного минимума 52,9 48,3 42,7 38,2

- от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета 27,0 27,0 27,7 29,6

- от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка 15,5 19,8 24,8 27,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выше бюджета высокого достатка 4,6 4,9 4,8 5,1

летворения разумных потребностей обеспеченной части населения.

До настоящего времени в рамках мониторинга доходов и уровня жизни населения используется вышеназванная система потребительских бюджетов, которая применяется для группировки населения в доходные группы (табл. 8).

Из таблицы видно, что в 2002 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 38,2%, а доля с доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета составила 29,6%, совокупная доля указанных групп в общей численности населения составила 67,8%. В то же время доля населения с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка составила 27,1% всего населения. Доля населения с доходами выше бюджета высокого достатка - 5,1%.

Таким образом, наибольший удельный вес все еще сохраняется за наименее обеспеченными группами населения, прежде всего с доходами ниже прожиточного минимума.

Несмотря на это, отмечается тенденция общего снижения доли с доходами ниже прожиточного минимума, а также повышения доли других групп. Если в 1999 г. доля в группе с доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета составляла 27,%, то в 2002 г. - уже 29,6%, т.е. произошло увеличение на 2,6%

В 1998 г. большинство россиян вновь испытало на себе последствия очередного кризисного снижения уровня жизни. Покупательная способность денежных доходов снизилась по сравнению с предыдущим годом на 13% и составила примерно 1,7% прожиточного минимума. Снижение покупательной способности было обусловлено быстрым ростом потребительских цен во второй половине года на фоне практически не изменившихся денежных доходов. Снижение реальных денежных доходов, ожидание инфляции заставляло население большую долю денежных доходов тратить на текущее потребление. Доля потребительских расходов в денежных доходах населения выросла с 68,9 до 78,3%. Дифференциация в доходах между 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилась примерно на 4 пункта и составила 12,8 раза.

Последствия августовского кризиса 1998 г. привели к новому усилению неравенства и росту бедности россиян. Из мировой практики известно, что при переходе от плановой к рыночной экономике невозможно избежать роста бедности при уменьшении валового продукта.

В среднем за 1998 г. 47,8% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума (ПМ) и, по существу, являлись бедными, 30,1% относились к низкообеспеченным. Их денежные доходы располагались в промежутке между ПМ и МПБ, который по своей величине примерно в 2 раза превышал прожиточный минимум. Особенно обеспеченные (средние по доходам) слои населения составляли 17,7%. Их текущие доходы были выше МПБ, но ниже БВД. Последний примерно в 6 раз превышал ПМ и в основном позволял удовлетворять разумные физические и духовные потребности населения, обеспечивал развивающий характер потребления. Доходы выше БВД имели состоятельные и богатые слои, которые составляли примерно 4,3% населения.

Каждый социальный слой имеет свои жизненные проблемы. По отношению к ним должны разрабатываться различные меры социальной политики. Так, например, в отличие от бедных, по отношению к среднему слою государственная социальная политика должна быть направлена не на адресную поддержку, а прежде всего на обеспечение занятости, создание условий развития предпринимательства и адекватное стимулирование интеллектуальных способностей. Столь же различны задачи по формированию потребительских рынков для этих и других социальных групп населения с разным уровнем материального достатка.

По регионам России представительность вышеуказанных слоев населения резко различается. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге соотношения в 1998 г. характеризовались следующими данными:

• бедных - 16,5% и 36,3%;

• малообеспеченных - 25,4% и 39,5%;

• относительно обеспеченных - 32,9% и 21,4%;

• состоятельных и богатых - 25,2% и 2,8%.

В 1999 г., в целом, произошло снижение ряда важнейших показателей уровня жизни: покупательная способность денежных доходов упала на 14 пунктов, неравенство населения возросло, уровень бедности увеличился на 7 пунктов, сжался средний слой.

При оценке уровня жизни россиян необходимо учитывать, что субъекты Российской Федерации значительно отличаются между собой. В 1999 г. дифференциация по душевым денежным доходам составила 1,4 раза.

С 2000 г. импульс ускорения социально-экономического развития создает условия не только для стабилизации, но и тенденции роста уровня жизни. В целом по России в 2000 г. по сравнению с 1999 г. доля населения с доходами ниже прожи-

точного минимума уменьшилась с 53,2 до 48,3%. Снижение доли бедного населения обусловлено тем, что среднедушевой доход за рассматриваемый период вырос на 34%, а размер прожиточного минимума - только на 22%. При этом наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2000 г. приходилась на Дальневосточный федеральный округ (64%), а наименьшая доля - на Уральский (42%) и Центральный (43%), где сказывается влияние таких обеспеченных регионов, как Тюменская область и Москва.

Формирование программы экономических преобразований в России предполагает разработку социальных реформ, центральным звеном которых являются выбор политики доходов и занятости населения, обеспечение потребительского спроса и ограничение бедности в условиях экономической нестабильности, присущей экономике переходного периода. Особое значение для выработки направлений реформ имеет интеграция социальных индикаторов в программу структурной перестройки экономики, что предполагает адекватные количественные оценки социальных параметров и последствий конкретных мероприятий и шагов Правительства РФ.

Возрастающее влияние населения на экономическое развитие, а также недостаточная разработка вопросов, связанных с определением места и роли домохозяйства в общей экономической системе, в условиях переходной экономики обусловили необходимость разработки методологии социально-экономических измерений процессов формирования, распределения и использования доходов в обществе.

Доходы населения как социально-экономическая категория характеризуют отношения в обществе по поводу присвоения, использования и распределения создаваемого продукта между его элементами - социальными стратами, домохозяй-ствами, семьями, лицами.

В связи с тем, что главными критериями социального расслоения общества выступают размер и источник дохода, являющиеся характеристиками вознаграждения факторов производства. Категория доходов населения отражает экономические связи между членами общества по поводу потребления производимого продукта за счет трудовой активности, использования находящейся в распоряжении собственности и социальных трансфертов.

Рыночные преобразования оказывают существенное влияние на зависимость экономической системы от материального благополучия населения, формирующего устойчивый спрос на товары и услуги. В условиях переходного периода эта

зависимость гипертрофирована по сравнению с ситуацией в странах с устойчивой экономикой, так как размеры спроса населения могут быть сжаты до известного предела, тогда как спрос со стороны других секторов более эластичен к динамике общего социально-экономического положения страны.

В экономически развитых странах политика в области доходов населения является одним из главнейших элементов управления экономикой. В основе разработки этой политики лежат текущие оценки и прогнозирование уровней, динамики и структуры доходов населения, которые принимаются во внимание правительственными и предпринимательскими кругами. Потребности управления социально-экономическими процессами явились главной причиной создания статистики доходов населения, первые попытки организовать которую относятся к концу XVII столетия, когда в Англии начались расчеты нормативных бюджетов для низших классов общества - наемных рабочих и крестьян.

Для стран с переходной экономикой регулирование доходов населения чрезвычайно актуально, так как в условиях экономического кризиса наблюдается особенно острое противоречие между ограниченностью ресурсов для реализации социальных программ, снижением жизненного уровня населения и возросшими требованиями ограниченного числа преуспевающих граждан. Глобальные социально-экономические преобразования, затрагивающие все стороны жизнедеятельности общества, вызывают необходимость взвешенной и обоснованной политики доходов.

Лицам, принимающим решения и вырабатывающим экономическую политику, необходимо достаточно четко представлять характер и степень зависимости рыночной экономики от поведения населения как главного потребителя товаров и услуг, с тем чтобы меры, направленные на реализацию поставленных задач, были не только теоретически оправданны, но и количественно изменены с точки зрения необходимых ресурсов, а также и оценены наиболее вероятные их результаты. При этом рыночный механизм отдает предпочтение спросу, а наиболее важным элементом, его составляющим, является потребительский спрос, прямо зависящий от доходов населения.

Исследование доходов населения предполагает использование двух подходов: • макроэкономического, который позволяет оценить в целом роль населения как части социально-экономической системы, играющей особую роль в процессе воспроизводства валового продукта;

• микроэкономического, который связан с исследованием процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных домохо-зяйств или их групп.

Эти два подхода дополняют друг друга в анализе социально-экономической ситуации, так как при экономических исследованиях в условиях неоднородности населения необходимо использование стратификации, т.е. дробления совокупности на элементы или классы элементов. Процесс трансформации социальной структуры выдвигает необходимость количественных оценок особенностей материального положения и экономического поведения разных частей общества. В связи с тем, что под измерением понимается процедура формирования числовой модели изучаемых свойств общества в целом и его частей, очевидно использование статистической информации об экономических параметрах домохо-зяйств, получаемых из специализированных обследований их доходов, расходов и потребления. Главным и единственным источником информации об экономических характеристиках домо-хозяйств является регулярное обследование их бюджетов, обработка результатов которого позволяет определить размеры и структуру доходов, расходов и потребления различных слоев населения, рассчитать степень социальной стратификации и измерить бедность.

Решение проблемы оценки доходов населения при всей кажущейся простоте наталкивается на трудности, лежащие в области концепций и представления системы показателей, адекватно их описывающих. Основной особенностью измерения доходов населения в современном обществе является то, что процессы их формирования и использования не поддаются во многом прямому наблюдению, а определенные элементы могут быть оценены только косвенно с известной степенью условности. Так, в частности, анализируя экономику России в переходный период, следует учитывать значительное влияние на динамику ее развития «теневой» экономики. Рабочие места и занятость в неформальном секторе являются существенным источником доходов значительной части населения.

Концепция дохода должна учитывать то, что теоретическая основа измерения доходов, система национальных счетов оценивают все элементы ВВП, в том числе и доходы домохозяйств на начисленной основе, и включает в их состав условно исчисленные доходы, представляющие собой товары и услуги, полученные домохозяйством в качестве трансфертов в натуральной форме или в качестве продукции собственного

производства. При этом очевидна разница концепции доходов на уровне домохозяйства (или их группы) как имущественного и потребительского первичного элемента общества и на уровне общества в целом.

При разработке показателей бедности и неравенства концепция дохода, рассматриваемая в качестве базы сравнения с границей бедности, имеет принципиальное значение. Практика использования в этих целях показателей денежного дохода, а не совокупного приводит к серьезным искажениям в оценке распространенности бедности, уровне дефицитности материального положения бедных граждан, глубине и остроте бедности, степени социального неравенства и др. Влияние на формирование доходов, расходов и потребления населения России личных подсобных хозяйств населения и государственной социальной помощи чрезвычайно велико. Недоучет их воздействия резко завышает оценки распространенности бедности, социального неравенства и искажает картину реальных оценок величины и структуры доходов и потребления.

Таким образом, проблемы оценивания доходов населения включают:

• измерение различных показателей, характеризующих размеры и структуру доходов населения на разных стадиях воспроизводства ВВП;

• описание потребительского поведения домохозяйств, в том числе относящихся к разным социальным стратам;

• измерение' покупательской способности доходов населения в динамике и пространстве;

• описание экономического неравенства и бедности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международная Организация Труда. Конвенция и рекомендации 1957 - 1990. Т. 1 - 11. Конвенция 117. Международное бюро труда.

2. Сычев Н.Г., Ильин В.В. Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов.

3. Конституция Российской Федерации (с изм. Указами Президента РФ от 09.11.96 №20, 10.02.96 № 173, 09.06.2001 № 679). Статья 7.

4. Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» № 210 от 02.03.1992.

5. Доходы и расходы населения // Уровень жизни населения регионов России.

6. Федеральный закон от 24.10.97 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в редакции закона от 27.05.2000 № 75-ФЗ.

7. Постановления Правительства РФ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ» от 09.02.2001 № 99, от 11.011.2000 № 852, от 11.08.2000 № 589, от

31.05.2000 № 421, от 08.02.2000 № 91, от

21.12.2001 № 879, от 07.09.2001 № 664, от 06.02.2003 № 62, от 01.11.2002 № 793, от

24.08.2002 № 627, от 25.05.2002 № 344.

8. Федеральный закон от 20.11.1999 № 201-ФЗ. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

10. Федеральный закон от 13.07.2001 № 97-ФЗ «О продлении срока действия потребительской корзины в целом по Российской Федерации»

11. «Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и субъектам РФ». Утверждены постановлением Правительства РФ от 17.02.99 № 192.

12. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу

(2002 - 2004 гг.). Утверждены Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р.

13. Постановление Правительства РФ «Об утверждения Положения о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» от 22 марта 1995 г. №291.

14. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных изменений.

15. Абалкин Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России / Деньги и кредит. 1998. № 5.

16. Динкевич А.И., Игнацкая М.А. Россия 90-х: системный кризис переходной экономики / Деньги и кредит. 1998. № 8.

17. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ).

18. Россия в цифрах.2002 г. / Российский статистический ежегодник.

19. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения.

20. Акимова С.В.,Бобков В.Н., Акумова В.П. Уровень и качество жизни россиян на рубеже веков / Уровень жизни населения регионов России: Москва, 2001. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.