Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ'

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
353
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петухова Л.П., Елисеева Е.В., Карбанович О.В., Савин А.В., Стратиенко Е.Н.

В работе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня субъективного контроля и стиля поведения в конфликте студентов университета. В исследовании использованы методики по определению уровня субъективного контроля и преобладающей стратегии поведения студента в конфликтной ситуации. Статистический анализ полученных данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил авторам выявить положительную корреляционную связь между показателями уровня субъективного контроля по шкалам «Общей интернальности», «Интернальности в области производственных отношений» и стратегией поведения в конфликте «Соперничество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петухова Л.П., Елисеева Е.В., Карбанович О.В., Савин А.В., Стратиенко Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS WITH DIFFERENT STYLES OF BEHAVIOR IN CONFLICT

The work presents the results of the empirical study of the relationship between the level of subjective control and the style of behavior in the conflict of the university students. The study uses techniques to determine the level of subjective control and the prevailing strategy of student behavior in the conflict situation. Statistical analysis of the obtained data by using Spearman's rank correlation coefficient allowed the authors to identify the positive correlation relationship between indicators of the level of subjective control according to the scales of "General Internality," "Internality in the field of industrial relations" and the strategy of behavior in the conflict "Rivalry."

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ»

УДК 37.015.3

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ

ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Вячеславовна Карбано-

вич, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Владиславович Савин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Наталья Павловна Катунина, доктор биологических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня субъективного контроля и стиля поведения в конфликте студентов университета. В исследовании использованы методики по определению уровня субъективного контроля и преобладающей стратегии поведения студента в конфликтной ситуации. Статистический анализ полученных данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил авторам выявить положительную корреляционную связь между показателями уровня субъективного контроля по шкалам «Общей интернальности», «Интернальности в области производственных отношений» и стратегией поведения в конфликте «Соперничество».

Ключевые слова: уровень субъективного контроля, стратегия поведения в конфликте, корреляция, интернальность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p478-484

LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS WITH DIFFERENT STYLES

OF BEHAVIOR IN CONFLICT

Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Vladimi-rovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Oksana Vyacheslavovna Karbanovich, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexander Vladislavovich Savin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Natalia Pavlovna Katunina, the doctor of biological sciences, do-cent, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

Abstract

The work presents the results of the empirical study of the relationship between the level of subjective control and the style of behavior in the conflict of the university students. The study uses techniques to determine the level of subjective control and the prevailing strategy of student behavior in the conflict situation. Statistical analysis of the obtained data by using Spearman's rank correlation coefficient allowed the authors to identify the positive correlation relationship between indicators of the level of subjective control according to the scales of "General Internality," "Internality in the field of industrial relations" and the strategy of behavior in the conflict "Rivalry."

Keywords: level of subjective control, strategy of behavior in conflict, correlation, internality.

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху цифровой трансформации современного общества возрастают требования к качеству выполнения профессиональной деятельности, что определяет актуальность проблемы выбора специалистом стратегии поведения в конфликтной ситуации и определение индивидуально-психологических особенностей личности, оказывающих влияние на указанной выбор.

Для развития потенциальных возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого потенциала в юношеском возрасте и полноценной самореализации в учебно-воспитательном процессе вуза необходимо изучение всех функцио-

нальных компонентов конфликта и средств, которые способствуют его конструктивному разрешению.

Представленная работа продолжает цикл статей авторов, посвященных изучению личностных особенностей и детерминант личностно-профессионального саморазвития будущих профессионалов в процессе обучения в высшей школе [3, 4, 5].

В данной статье внимание сосредоточено на результатах эмпирического изучения взаимосвязи уровня субъективного контроля и стиля поведения в конфликте студентов университета.

Проблемой локус контроля, как ответственности личности, занимались такие ученые, как Дж. Роттер., К. Уоллстон., Г. Ю. Айзенк, И.М. Кондакова, А. А. Реан, В.В. Сто-лин, Н.А. Кора и другие.

В научной психологической и педагогической литературе подробно рассмотрены явления локуса контроля и стратегий поведения в конфликтной ситуации. Но мало кто из ученых рассматривал данные явления в одном контексте с учетом особенностей студенческого возраста.

Необходимо отметить, что в современной психологии до сих пор не существует единого определения понятия «локус контроля». Кроме того, оно часто используется в качестве синонимической замены понятия «субъективный контроль».

Одним из первых, кто начал рассматривать проблему локуса контроля в качестве научной категории, был известный исследователь, социальный психолог Дж. Роттер. Понятие «локус контроля» было ведено им в теорию субъективной локализации контроля с целью объяснить поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях. По его мнению, локус контроля - это вид ожиданий человека, которые появляется из возможности личности устанавливать причинно-следственную связь между его действиями и их мотивацией.

Обмениваясь информацией с окружающим миром, индивид приобретает жизненный опыт, показывающий, что в результате действий мы можем получить их подкрепление. Таким образом, как отмечал Дж. Роттер, интегрируя собственный опыт приобретенной в практической удачной или неудачной деятельности в разнообразных жизненных ситуациях, индивид формирует свой локус контроля [1].

По мнению И.М. Кондакова, Дж. Роттер рассматривал локус контроля только как механизм атрибуции причинности и не давал ответа на вопрос «Кто несет ответственность за события, которые происходят с человеком?». Поэтому одна их основных проблем, которая напрямую связана с понятием локуса контроля личности - это объяснение причин произошедших событий, присвоение причинности, как мотивированного процесса, направленного на понимание, обобщение личностного опыта [6].

В теории локализации субъективного контроля Дж. Роттер определяет два вида локус контроля - внешний контроль и внутренний. Люди с внутренним локусом контроля -интерналы склонны считать, что все происходящее с ними является результатом их собственных усилий. Напротив, экстерналы полагаются на волю случая и внешние обстоятельства, демонстрируя неспособность каким-либо образом влиять на собственную жизнь [2].

Уровень локус контроля, по мнению большинства ученых, оказывает прямое влияние на качества личности. В своих научных работах А.А. Реан и В.В. Столин показали, что низкий уровень локуса контроля оказывает влияние на эмоциональную нестабильность личности. Кроме того, для лиц с экстернальным локусом контроля характерно конформное, зависимое поведение [6].

Следует отметить, что в отечественной науке проблема локуса контроля сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Так, В. Б. Токарева считает возможным рассматривать локус контроля личности, как «метакогнитивный процесс субъекта профессиональной деятельности». По ее мнению, одна из основных задач современного образова-

ния - это формирования у студентов умения самостоятельного усваивать новые знания, что невозможно без активности самого субъекта деятельности. Именно принятие ответственности за события, происходящие в собственной жизни, дает возможность будущему профессионалу в дальнейшем координировать, как свою профессиональную деятельность, так и другие сферы жизнедеятельности [7].

По мнению М. Г. Кочурова, локус контроля оказывает существенное влияния на выбор копинг-стратегии поведения личности. Локус контроля рассматривается исследователем как личностная особенность, от которой зависит выбор стратегии преодоления жизненных проблем. При этом М.Г. Кочуров полагает, что для индивидов с высоким уровнем интернальности характерно использования активных копинг-стратегий и стремление самостоятельно решать проблемы со здоровьем, не обращаясь за посторонней помощью [6].

Таким образом, можем отметить, что в эпоху цифровой трансформации общества современная социально-экономическая ситуация предъявляет высокие требований ко всем сферам социального взаимодействия, к качеству выполнении профессиональной деятельности, и поэтому исследование особенностей поведения студентов современного университета - будущих профессионалов в конфликте является весьма актуальным.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данного исследования: изучение взаимосвязи уровня субъективного контроля и стиля поведения студентов университета в конфликте.

Объект исследования: уровень субъективного контроля. Предмет исследования: уровень субъективного контроля студентов современного университета с различным стилем поведения в конфликте. Гипотеза исследования - уровень субъективного контроля определяет стиль поведения в конфликте у студентов современного университета.

Методики исследования: опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинд); опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса-Киллмана (в адаптации Гришиной); коэффициент ранговой корреляции Спирме-на.

Выборка: 50 студентов Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского (32 девушки и 18 юношей в возрасте от 18 до 22 лет).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и стиля поведения студентов университета в конфликте проводилось авторами в несколько этапов.

На первом этапе нами изучались особенности субъективного контроля студентов университета с использованием опросника «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинд).

Анализ полученных результатов по шакале «Общая интернальность» (Ио) показал, что у большинства студентов выборки преобладает низкий уровень субъективного контроля - 58%, у 42% испытуемых доминирует высокий уровень субъективного контроля. Анализ полученных результатов по шкале «Интернальность в области достижений» (Ид) показал, что практически у половины студентов преобладает высокий уровень субъективного контроля - 63%, у 37% испытуемых доминируют низкий уровень субъективного контроля в области достижений. По шкале «Интернальность в области неудач» (Ин) анализ полученных результатов показал, что у большинства студентов экспериментальной выборки (51%) преобладает низкий уровень субъективного контроля, а у 49% испытуемых доминирует высокий уровень субъективного контроля в области неудач. По шкале «Интернальность в семейных отношениях» (Ис) анализ полученных результатов показал, что у большинства студентов экспериментальной выборки (53%) преобладает низкий

уровень субъективного контроля, а у 47% испытуемых доминирует высокий уровень субъективного контроля в семейных отношениях. Анализ полученных результатов по шкале «Интернальность в области производственных отношении» (Ип) показал, что у большинства испытуемых (58%) преобладает низкий уровень субъективного контроля, а у 42% студентов экспериментальной выборки доминирует высокий уровень субъективного контроля в области производственных отношений.

По шкале «Интернальность в области межличностных отношений» (Им) анализ полученных результатов показал, что у большинства студентов, принявших участие в эксперименте (70%), преобладает высокий уровень субъективного контроля межличностных отношений, а у 30% испытуемых доминирует низкий уровень субъективного контроля межличностных отношений. Анализ полученных результатов по шкале «Интер-нальность в отношении здоровья и болезни» (Из) показал, что больше всего студентов выборки (53%) характеризует низкий уровень субъективного контроля в отношении здоровья и болезни, а у 47% испытуемых доминирует высокий уровень субъективного контроля в отношении здоровья и болезни.

В целом результаты исследования показали, что для большинства студентов университета характерен низкий уровень субъективного контроля. Данный результат свидетельствует о том, что большинство испытуемых обладают экстернальным контролем. Следовательно, они не считают, что могут контролировать события собственной жизни, по их мнению, все вокруг них происходит, независимо от их желания.

Высокий уровень выраженности локуса контроля по шкале «Интернальность в области достижения» для большей части испытуемых отражает умение студентов контролировать эмоционально положительные события и ситуации. По шакалам интернально-сти в области неудач, семейных, производственных отношений, а также в отношении здоровья и болезни большинство студентов выборки характеризует низкий уровень субъективного контроля. Такие студенты в случае неуспеха в деятельности, всю ответственность за провал возлагают на других людей, преподавателей, родителей, но только не на себя. В семейных отношениях они не считают своих спутников и себя причиной существенных событий в своей семье. Данное отношение они переносят и на сферу производственных отношений, полагаясь зачастую на воле случая и везения. Многие их них считают болезнь также волей случая, чаще всего надеются на выздоровления в результате деятельности других людей, полностью снимая с себя ответственность за собственное здоровье.

На втором этапе исследования нами изучались особенности стилей поведения в конфликтной ситуации студентов университета с использованием опросника «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса-Киллмана (в адаптации Гришиной)». Результаты опроса студентов экспериментальной выборки описаны ниже и отражают различные стратегии поведения студентов в конфликте - их личностные ориентации по отношению к конфликту и установки на определенные формы поведения в конфликтной ситуации.

Стратегия «Соперничество» имеет слабый уровень выраженности у большинства (58,1%) студентов, оптимальный уровень выраженности указанной стратегии характерен для 27,1% испытуемых, ярко выражена стратегия «Соперничество» лишь у 14% испытуемых. Слабый уровень выраженности стратегии поведения в конфликте «Сотрудничество» характерен лишь для 16,3% испытуемых, ее оптимальный уровень выраженности характерен для 44,2% студентов выборки, ярко выражена стратегия «Сотрудничество» у 39,5% испытуемых. Стратегия «Компромисс» имеет слабый уровень выраженности у 11,6%, оптимальный уровень выраженности характерен для 51,2% и ярко выражена стратегия компромисса у 37,2% испытуемых студентов. Слабый уровень выраженности стратегии поведения в конфликтной ситуации «Избегание» характерен для 18,6% студентов, ее оптимальный уровень выраженности проявляется у большей части опрошенных студентов (55,8%) и ярко выражена эта стратегия у 25,6% испытуемых. Стратегия поведения

в конфликте «Приспособление» имеет слабый уровень выраженности у 27,9%, оптимальный уровень выраженности характерен для 34,9% и ярко выражена стратегия компромисса у 37,2% испытуемых студентов

Таким образом, анализ результатов исследования по методике «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса-Киллмана показал, что чаще всего студенты университета, предпочитают стратегии поведения в конфликтной ситуации «Избегание», «Компромисс» или «Сотрудничество».

Для студентов с преобладающей стратегией «Избегание» характерно использование различных приемов для того, чтобы затормозить развитие конфликта, а, если возможно, то и избежать его. Зачастую они вообще отказываются признать сам факт существования проблемы. В принципе данный стиль поведения вполне приемлем, если причина конфликта не интересна студенту, не касается его лично.

Студенты с преобладающей стратегией поведения в конфликте «Компромисс» готовы уступить оппонентам в некоторых проблемных вопросах. В данной ситуации главная приоритетная задача конфликтующих сторон - это сохранение межличностных отношений, даже если необходимо частично отказаться от удовлетворения собственных интересов. Способность студентов идти на компромисс, показывает наличие у них такого умения, как способность объективно оценивать происходящие события.

Студенты с высоким уровнем выраженности стратегии поведения в конфликте «Сотрудничество» демонстрируют стремление найти решения проблемы, которое устроит всех участников конфликта. Поэтому на практике решения, принятые с использованием стратегии «Сотрудничество», являются самыми эффективными и позволяют получить надежные, стабильные результаты. Именно об этой группе студентах можно сказать, что они уже психологически зрелые молодые люди, стремящиеся учитывать не только свои личные интересы, но и интересы других людей. Проявляя эмоциональные и интеллектуальные усилия, тратя свое время, они сохраняют положительные отношения со всеми участниками конфликтного взаимодействия и находят оптимальные решения проблем.

Некоторые студенты в качестве стратегии поведения в конфликте выбирают стратегию «Избегание», стремятся, используя различные приемы, уйти от конфликта, или делают вид, что конфликта нет вовсе. В принципе, данные стиль поведения в конфликтной ситуации вполне корректен, если проблема не интересна студенту и не затрагивает его личных интересов.

Положительным результатом, по нашему мнению, является то, что меньше всего для студентов характерна стратегия «Соперничество». Для таких людей характерно стремление добиваться реализации своих желаний, используя самые различные методы, причем без учета интересов противоположной стороны конфликта. Главное для них - добиться своего. Те студенты, для которых характерна данная стратегия поведения в конфликте, оценивают результат решения проблемы как свою личную победу или свой проигрыш.

На заключительном этапе исследования для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Анализ результатов расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выявить значимую положительную корреляционную связь между показателем уровня субъективного контроля по шкале «Общая интернальность» и стратегией поведения в конфликте «Соперничество» (r=0,322*, p=0,035), уровнем субъективного контроля по шкале «Интернальность в области производственных отношений» и стратегией поведения в конфликте «Соперничество» (r=0,251**, p=0,004). Данный результат позволяет нам утверждать, что, чем выше уровень субъективного контроля, тем чаще студенты выбирают стратегию поведения в конфликте «Соперничество» в учебной деятельности, которая на данном этапе жизненного пути является для них основной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного нами исследования показали, что большинству студентов рассматриваемой выборки свойственен низкий уровень субъективного контроля, следовательно, большинство испытуемых обладают экстернальным контролем и не считают, что могут контролировать события собственной жизни, так как все вокруг них происходит, независимо от их желания. У большинства студентов экспериментальной группы доминирующими стилями поведения в конфликтной ситуации «Сотрудничество», «Избегание» или «Компромисс», менее всего выражен стиль «Соперничество». При этом по всем изучаемым нами характеристикам типа поведения в конфликте у них преобладает средний (оптимальный) уровень выраженности, что соответствует норме. Анализ результатов позволил выявить значимую положительную корреляционную связь между показателем уровня субъективного контроля по шкале «Общая интернальность» и стратегией поведения в конфликте «Соперничество», уровнем субъективного контроля по шкале «Интер-нальность в области производственных отношений» и стратегией поведения в конфликте «Соперничество». Следовательно, чем выше уровень субъективного контроля, тем чаще студенты выбирают в учебной деятельности, которая на данном этапе жизненного пути является для них основной стратегию поведения в конфликте «Соперничество».

Таким образом, полученные результаты указывают на то, что уровень субъективного контроля оказывает влияние на выбор предпочитаемой стратегии поведения в конфликте студента современного университета, что подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехнович Е.Ч. Гендерные особенности локуса контроля студентов учреждения высшего образования в сфере культуры и искусств / Е.Ч. Алехнович // Культура. Наука. Творчество: сборник научных статей, Минск, 03 мая 2018 года. - Минск : Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2018. - С. 37-41.

2. Горская Н.И. Особенности уровня субъективного контроля студентов в области достижений, профессиональной сфере и их личностный рост в процессе обучения в вузе // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - № 9 (56). - С. 245-249.

3. Результаты исследования некоторых индивидуально-психологических детерминант личностного потенциала студенческой молодежи / Е.В. Елисеева, Л.П. Петухова, Т.А. Степченко, П.С. Колтунов, Э.А. Сергутина // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. -2015. - № 11-1 (71). - С. 572-580.

4. Педагогика и психология сегодня: монография. Книга 4 / под общ. ред. М.Ю. Бурыки-ной. - Ставрополь : Логос, 2015. - 157 с.

5. Эмпирические исследования гендерных и мотивационных детерминант саморазвития личности студентов вуза / Л.П. Петухова, Е.В. Елисеева, И.А. Мезенцева, Н.В. Серегина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2016. - № 50-4. -С. 349-359.

6. Пчегатлук А.А. Локус контроля в современной психологии / А.А. Пчегатлук // Международный научный студенческий вестник. -2015. -№ 5-2. -С. 7-16.

7. Токарева В.Б. Локус контроля как метакогнитивный процесс профессиональной деятельности субъекта / В.Б. Токарева // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2020. - № 1 (51). - С. 134-138.

REFERENCES

1. Alehnovich, E.Ch. (2018), "Gender features of the locus of control of students of higher education institutions in the field of culture and arts", Culture. The science. Creativity: collection of scientific articles, Belarusian State University of Culture and Arts, Minsk, pp. 37-41.

2. Gorskaya, N.I. (2011), "Features of the level of subjective control of students in the field of achievements, professional sphere and their personal growth in the process of studying at the university", Bulletin of the Irkutsk State Technical University, No. 9 (56), pp. 245-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.