Научная статья на тему 'Эмпирическое изучение стратегии жизненного успеха личности'

Эмпирическое изучение стратегии жизненного успеха личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Л. Н.

Теоретическое осмысление проблемы стратегии жизненного успеха привело к необходимости изучения категорий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «успешная стратегия», «стратегия достижения», «развивающая стратегия», «личностная зрелость», «успешный образ жизни», «успешность совершенствования», раскрытых в работах отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, С.Ю. Ключников, В.И. Курбатов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Синельников и др.) и зарубежных (Р. Дилтс, С. Кови, Дж. Ландрам, Ф. Мак Гро, Б. Ридлер, Т.Дж. Стенли, Б. Трейси, Р. Штернберг и др.) авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical studying of strategy of life success of the person

The article deals with the emotional, volitional and behavioral aspects of the strategy of life success. With the help of the test techniques the level of situational and personal anxiety of the students, their subjective control over the events in their lives and the style of behavior in a conflicting situation have been revealed

Текст научной работы на тему «Эмпирическое изучение стратегии жизненного успеха личности»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА ЛИЧНОСТИ

Л.Н. ЩЕРБАКОВА

Кафедра психологии Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Волкова, 20, Москва, Россия

Теоретическое осмысление проблемы стратегии жизненного успеха привело к необходимости изучения категорий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «успешная стратегия», «стратегия достижения», «развивающая стратегия», «личностная зрелость», «успешный образ жизни», «успешность совершенствования», раскрытых в работах отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, С.Ю. Ключников,

B.И. Курбатов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Синельников и др.) и зарубежных (Р. Дилтс,

C. Кови, Дж. Ландрам, Ф, Мак Гро, Б. Ридлер, Т.Дж. Стенли, Б. Трейси, Р. Штернберг и др.) авторов.

В процессе изучения вышеназванных, категорий основной акцент был сделан на факторах, определяющих успешность жизни. Изучение 37 научных источников позволило выявить более 50 таких факторов. Дальнейший их анализ дает основание судить о стратегии жизненного успеха как о сложном психологическом образовании, состоящем из совокупности аспектов, которые включают в себя выявленные факторы.

По нашему мнению основными аспектами понятия «стратегия жизненного успеха» являются: интеллектуально-креативный, мотивационный, цен-ностно-ориентационный, эмоционально-чувственный, морально-волевой, по-веденческо-адаптационный, экзистенциональный.

Для выявления тенденций и условий определения и развития общественно-значимой стратегии жизненного успеха личности потребуется детальное изучение каждого аспекта. В данной статье мы остановимся на изучении аспектов, связанных с эмоциональной, волевой и поведенческой сферой личности.

Задачи данного исследования состоят в том, чтобы:

- выявить уровень ситуативной и личностной тревожности, субъективного контроля за жизненными событиями и стиль поведения в конфликтной ситуации;

- провести сравнительный анализ локуса контроля и стиля поведения в конфликтной ситуации у студентов гуманитарных и технических специальностей;

- проверить наличие взаимосвязи локуса контроля и стиля поведения в конфликтной ситуации.

Для решения поставленных задач были использованы три тестовые методики: методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спил-бергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, адаптированная Е.Ф. Бажиным, Е.А. Го-лынкиной, A.M. Эткиндом и методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, адаптированная Н.В. Гришиной.

Выбор этих методик обусловлен следующими обстоятельствами:

I. Методика Ч.Д. Спилбергера позволяет дифференцированно измерить тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), которое во многом обуславливает поведение субъекта, и как состояние (ситуативная или реактивная тревожность), связанное с конкретной внешней ситуацией.

В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия. По определению К. Изарда тревожность является комбинацией состояния страха с одной или несколькими другими эмоциями: гневом, виной и т. д., которые, по мнению Ф. Мак Гро, являются самыми сильными и разрушительными, влияющими на качество эмоциональной жизни и взаимоотношения с другими людьми.

В психологической литературе (Ф.Б. Березин, К. Изард, Е.П. Ильин, B.C. Мерлин, A.M. Прихожан, С.С. Степанов, Н.Д. Творогова, Ю.Л. Ханин и др.) обосновано, что тревожность представляет собой неприятное состояние, вызванное ожиданием неблагоприятного развития событий, прогнозирование которых носит вероятностный характер и связано с опасением по отношению к будущему; тревожность определяет эмоциональные и поведенческие реакции при возникновении опасных ситуаций; влияет на развитие мо-тивационно-потребностной сферы; является сигналом, свидетельствующим о нарушении психической адаптации; закрепляет в опыте те воздействия и ответные действия, которые ее актуализировали; побуждает индивида искать способы поведения, облегчающие переживание стресса, используя такие защитные механизмы как подавление, отрицание, проекция, избегание и др. (Ч.Д. Спилбергер); снижает успешность профессиональной деятельности (Р. Кэттел, И. Шрейер, Ю.А. Цагарелли); оценка человеком ситуаций как угрожающих зависит от индивидуальных различий: внутренних условий (свойства нервной системы) и внешних (личный опыт переживания подобных ситуаций); ситуативная и личностная тревожность тесно связаны между собой и оказывают влияние друг на друга: частые случаи ситуативной тревожности аккумулируются и создают почву для развития личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер).

Таким образом, учитывая выявленные особенности, можно сделать вывод, что изучение уровня тревожности у студентов имеет важное значение, поскольку от него зависит поведенческая активность и отношение к будущему. Учебная же деятельность, которая для студентов является ведущей,

нередко связана со стрессовыми ситуациями (зачеты, экзамены, выступление на семинарах и др.) и таким образом создает предпосылки для возникновения тревожности. Интенсивная же и длительная тревожность может стать причиной неадаптивных изменений психического состояния и поведения, а также препятствием в построении стратегии жизненного успеха.

По данным, приводимым в исследованиях, поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет свои особенности:

- высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче;

- высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

- боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

-мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

- для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

- низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче;

-личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и

оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Причиной возникновения тревожности, как отмечается в многочисленных исследованиях по этой проблеме, является неопределенность, связанная с неизвестностью характера угрозы и временем ее наступления и, как следствие, неспособности человека адекватно интерпретировать события своей жизни.

Однако не следует забывать, что наличие у человека определенного уровня тревожности (полезная тревожность) является естественной и обязательной особенностью активной деятельной личности.

Поэтому своевременное диагностирование уровня тревожности, понимание причин ее возникновения, объективная оценка человеком своего состояния дает свободу действий в решении возникающих проблем и открывает возможность с определенной точностью прогнозировать и контролировать события, происходящие в его жизни.

2. Методика К. Томаса позволяет изучить личностную предрасположенность к конфликтному поведению.

В методике приводится пять типичных стратегий поведения личности в конфликтной ситуации: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание.

По мнению К. Томаса, продуктивной является лишь стратегия сотрудничества, обеспечивающая взаимодействие на равных и ведущая к выигрышу обеих сторон. При таких стратегиях как соперничество, компромисс, приспособление есть 2 пути развития событий: либо выигрывает одна сто-

рона, либо обе проигрывают. В случае же стратегии избегания ни одна из сторон не достигает успеха.

Выбор этой методики обусловлен тем, что формирование личности студента в течение пяти лет происходит в группе, объединенной учебной деятельностью, в которой присутствуют процессы, связанные с человеческим общением и взаимодействием (Г.М. Андреева).

В условиях развивающейся группы существует множество ситуаций, способствующих возникновению конфликта. По мнению А.Г. Здравомысло-ва, группа в своем развитии естественным путем проходит через серию внутренних конфликтов, и она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями.

Чаще всего источником групповых и личностных конфликтов является расхождение во мнениях. Поэтому очень важно знать причины возникновения конфликтов и пути их конструктивного разрешения. Это позволит повысить культуру общения и создать благоприятный психологический климат.

В этой связи изучение стратегии поведения в конфликтной ситуации имеет важное значение, поскольку от выбора стратегии зависит успешность развития студенческой группы, в которой происходит формирование будущего специалиста.

3. Методика Д. Роттера дает возможность оценить сформированный у человека уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

С учетом способа осуществления такого контроля Д. Роттером была создана «Шкала И-Э», характеризующая два полярных типа локализации контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что все удачи и неудачи в его жизни определяются его собственными действиями и способностями, а во втором - внешними факторами (судьба, удача, влиятельные люди и т. п.).

Существующие эмпирические исследования позволили достаточно подробно раскрыть особенности людей интернального и экстернального типа.

Интерналы популярны, благожелательны, уверены в себе, проявляют терпимость, имеют положительную самооценку, сопротивляются постороннему воздействию, стремятся контролировать поведение других, активны в поиске информации о возможных проблемах здоровья, сильно реагируют на утрату личной свободы, эффективнее работают в одиночестве, чем под наблюдением. Такие характеристики относятся к показателям зрелой личности, поскольку: чем больше субъект верит, что все зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит в жизни смысл (К. Муздыбаев).

Экстерналы подвержены социальному воздействию, им присуще конформное и уступчивое поведение, плохо адаптируются, часто имеют психологические проблемы (тревожность, депрессия, склонность к суициду), не обладают достаточной информацией о социальном окружении, пассивны по отношению к своему здоровью.

Следует обратить внимание, что в условиях перманентных, негативных оценок деятельности и поведения человек может адаптироваться к ним и сохранять самоуважение. В данном случае экстернальность будет выполнять роль защитного механизма (A.A. Реан).

Вполне очевидно, что предпочтительнее интернальный локус контроль.

Однако, развивая традиционные представления ученых об ответственности, A.A. Реан справедливо замечает, что всеобъемлющий контроль за ситуацией является фактором риска психоэмоциональной дезадаптации, роста дискомфорта, напряжения. В качестве «хорошего интернального контроля» он приводит модель, созданную на основе имеющихся экспериментальных данных, которая не является одномерной и включает в себя различие интерналь-ности - экстернальности не только по поведенческим областям: достижений, неудач, производственных отношений и т. п., но и детерминистским: а) ответственность за причины неудач и б) ответственность за преодоление неудач.

Таким образом, первая область ответственности обращена к прошлому, вторая - к настоящему и будущему.

В результате точность сохраняет контроль над событиями своей жизни, не подвергая себя эмоциональной дезадаптации.

Уровень локуса контроля является показателем взаимосвязи отношения личности к себе и к своему окружению. Поэтому его изучение, особенно в контексте жизненного цикла индивида (К. Муздыбаев), имеет очень важное значение.

В последнее время стали появляться исследования, свидетельствующие об изменчивости локуса контроля, что дает надежду на успех в проведении коррекционной работы.

Таким образом, учитывая обоснованный выше выбор методик, мы провели исследование на выборке студентов негосударственных вузов технических и гуманитарных специальностей.

Анализ данных, полученных по методике Спилбергера «Исследование тревожности», свидетельствует, чго в обеих выборках по среднегрупповым показателем преобладает личностная тревожность (ЛТ). Показатели личностной и ситуативной тревожности (CT) в первой выборке (студенты технических специальностей) оказались выше, чем во второй (студенты гуманитарных специальностей). В обеих выборках CT находится в интервале средних значений и оценивается, как умеренная. Что касается JIT, то в первой выборке она имеет высокие значения, а во второй - сохраняет средние показатели и является умеренной. Высокий показатель JIT у части испытуемых дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетентности и престижа (рис. 1).

Это свидетельствует о том, что студенты технического профиля более тревожны, т.е. больше переживают по отношению к будущим событиям, более остро воспринимают угрозу своей самооценки и жизнедеятельности. Данные, полученные по методике Томаса « Диагностика стиля поведения в конфликтной ситуации», свидетельствуют о преобладании выбора компромиссного стиля поведения в конфликте как у студентов с гуманитарным профилем, так и у студентов с техническим профилем (рис. 2).

Технич. Гуманиг.

Рис. 1. Гистограмма 1: появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетентности и престижа, у студентов с гуманитарным и техническим профилем

□ СГ ■ ЛГ

Технич.

Гуманиг.

Ш Техтч. ■ Гуманиг.

соперн сотрудн. комгром. избеган приспос.

Рис. 2. Гистограмма 2: преобладание выбора компромиссного стиля поведения в конфликте у студентов с гуманитарным и техническим профилем

Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон, это соглашение между участниками конфликта. У студентов гуманитарного профиля также выявлено преобладание сотрудничества как стиля поведения в конфликте, а у студентов технического профиля - соперничество. Наименее предпочитаемыми стилями поведения в конфликте у студентов гуманитарного профиля является соперничество, а у студентов технического профиля - избегание.

Данные методики «Уровень субъективного контроля» показали низкие значения в двух выборках по шкалам общей интернальности, интернально-сти в области неудач, производственных отношений и в отношении здоровья и болезни. Также в обеих выборках выявлены высокие показатели по шкалам в области достижений, семейных и межличностных отношений. Из рис. 3 видно, что у студентов гуманитарного профиля общая шкала интернальности более выражена по сравнению с техническим профилем. Это свидетельствует о том, что студенты гуманитарного профиля считают себя более ответственными за большинство важных событий в их жизни, по сравнению со студентами технического профиля. Также из рис. 3 видно, что шкала интернальности в области неудач у студентов с гуманитарным профилем выше, чем у студентов с техническим профилем, что свидетельствует о более развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям.

35г-----— —---7-----------—

30 25 20 15 10 5 О

Ио Ид Ин Ис Ип Им Из

Рис. 2. Гистограмма 3: показатели по шкалам в области достижений, семейных и межличностных отношений у студентов с гуманитарным и техническим профилем

С целью выявления значимых различий между стилем поведения в конфликтной ситуации и локусом контроля был проведен анализ средних значений с помощью Ькритерия Стьюдента. Результаты представлены в табл. 1, В результате между студентами технических и гуманитарных специальностей установлены значимые различия по таким стилям поведения в кон-

Таблица 1

Результаты анализа средних значений с помощью ^критерия Стьюдента

Показатели Ср. знач, тех. проф. Ср. знач. гуманит. проф. Уровень значимости Р

Соперничество 6,8* 3,5* 0,004*

Сотрудничество 5,6* 7,1* 0,001*

Компромисс 6,9 6,7 0,135

Избегание 4,8* 6,0* 0,002*

Приспособление 5,7 5,6 0,915

Ио 28,6* 31,8* 0,021*

Ид 8,6 9,1 0,083

Ин 7,6* 8,7* 0,041*

Ис 5,1 5,4 0,100

Ип 5,2 5,0 0,849

Им 2,9 3,2 0,171

Из 2,8 2,7 0,697

Примечание: * - значимые различия, при р < 0,05.

фликте как соперничество, сотрудничество и избегание, а также в области локуса контроля по шкалам общей интернальности и интернальности в области неудач.

У студентов технических специальностей более выражено соперничество, как стиль поведения в конфликте. Это говорит о том, что они в большей степени, чем студенты гуманитарных специальностей, стремятся добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям. В ситуации конфликта проявляют болезненную обидчивость, повышенную чувствительность по отношению к действительной или мнимой несправедливости. Им характерна завышенная самооценка своих деловых качеств (лидерство, организованность, ответственность).

У студентов же гуманитарных специальностей в большей степени выражено сотрудничество и избегание, что свидетельствует о стремлении к удовлетворению интересов обоих сторон, либо о надежде, что конфликтная ситуация с течением времени разрешится сама.

Относительно локуса контроля можно сказать, что студенты гуманитарных специальностей несут больше ответственность за то, как складывается их жизнь в целом, и за события, связанные с неудачами.

С целью выявления взаимосвязи между локусом контроля и стилем поведения в конфликтной ситуации использовался корреляционный анализ. Для выявления связи использовался коэффициент Пирсона.

Результаты корреляционного анализа локуса контроля и стиля поведения в конфликте у студентов с техническим и гуманитарным профилем представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа локуса контроля и стиля поведения в конфликте у студентов с техническим и гуманитарным профилем

Шкалы Соперн. Сотрудн. Компром. Избеган. Приспос.

Ио 0,31 0,39* 0,37* 0,27 0,23

Ид -0,28 0,26 0,25 0,29 0,36*

Ин -0,21 -0,29 0,26 -0,34* 0,21

Ис -0,26 -0,30 0,16 -0,19 -0,21

Ип 0,19 0,22 -0,23 0,25 0,16

Им 0,09 0,17 0,24 -0,016 -0,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из 0,23 -0,24 0,19 -0,25 0,18

Примечание: * - наличие взаимосвязи, при р < 0,05.

Из табл. 2 можно сделать следующие выводы. Существование корреляционной зависимости было обнаружено между следующими показателями: шкалой общей интернальности и стилем поведения в конфликте - сотрудничество (0,39), шкалой общей интернальности и стилем поведения - компромисс (0,37); шкалой интернальности в области достижений и стилем поведения в конфликте -приспособление (0,36); шкалой интернальности в области неудач и стилем поведения в конфликте - избегание (-0,34).

Таким образом, выявленная положительная корреляция свидетельствует: чем выше уровень интернальности, тем больше человек стремится к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. Отрицательная корреляция свидетельствует о том, что чем больше у личности развито чувство субъективного контроля по отношению к негативным событиям и ситуациям, проявляющимся в склонности обвинять самого себя в различных неприятностях, тем меньше он будет проявлять в конфликте такой стиль поведения, как избегание, т. е. игнорировать ситуацию в расчете, что со временем она разрешится сама.

Результаты корреляционного анализа локуса контроля и стиля поведения у студентов с техническим профилем представлены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что обнаружена отрицательная взаимосвязь между ин-тернальностью в области производственных отношений и стилем поведения в конфликте - избегание (-0,44). Это свидетельствует о том, что чем больше человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем социальном продвижении и т. д., тем меньше он будет проявлять такой стиль поведения в конфликте, как избегание.

Результаты корреляционного анализа локуса контроля и стиля поведения у студентов с гуманитарным профилем представлены в табл. 4.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа локуса контроля и стиля поведения у студентов с техническим профилем

Шкалы Соперн. Сотрудн. Компром. Избеган. Приспос.

Ио 0,23 -0,08 -0,11 -0,23 -0,30

Ид -0,12 0,26 0,28 -0,14 0,08

Ин 0,18 -0,23 0,27 -0,16 -0,26

Ис -0,28 -0,17 0,24 0,12 0,15

Ил 0,21 -0,28 0,18 -0,44* 0,030

Им 0,19 -0,20 0,26 -0,29 0,12

Из -0,08 -0,27 0,31 0,21 0,23

Примечание: * - наличие взаимосвязи, при р < 0,05.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа локуса контроля и стиля поведения у сту дентов с гуманитарным профилем

Шкалы Соперн. Сотрудн. Компром. Избеган. Приспос.

Ио -0,24 0,47* -0,15 0,12 0,24

Ид 0,21 -0,13 -0,21 0,29 0,17

Ин -0,45* 0,026 -0,26 -ОД 7 -0,11

Ис -0,17 0,11 0,29 -0,12 -0,23

Ип 0,30 -0,23 0,12 0,31 -0,19

Им 0,27 0,31 -0,19 0,11 0,29

Из 0,19 0,28 0,14 -0,22 -0,25

Примечание: * - наличие взаимосвязи, при р < 0,05.

Из табл. 4 видно, что выявлена положительная корреляционная зависимость между общим интернальным локусом контроля и стилем поведения в конфликте - сотрудничество (0,47) и отрицательная корреляционная зависимость между интернальностью в области неудач и стилем поведения в конфликте - соперничество (-0,45). Это приводит к выводу о том, что чем больше личность контролирует большинство важных событий в своей жизни и чувствует свою собственную ответственность за эти события, тем больше в конфликтной ситуации проявляет такой стиль поведения, как сотрудничество, т. е. стремление к объединению, к совместному поиску выхода из создавшейся конфликтной ситуации, максимально удовлетворяющего интересы конфликтующих сторон.

Выявленная отрицательная корреляционная зависимость между локусом контроля и стилем поведения в конфликте свидетельствует о том, что

чем выше интернальноеть в области неудач, тем меньше личность будет использовать такой стиль поведения в конфликте, как соперничество.

В данной статье описан лишь один из этапов экспериментальной работы. Для реализации целостного подхода к построению стратегии жизненного успеха необходимо изучение всех остальных аспектов, которые выявлены выше.

Поскольку данное экспериментальное исследование нацелено на изучение личности студента в контексте его жизненного пути, возникает необходимость рассматривать объект не только как специфический способ организации (качественную определенность человека, как целостную систему) и связывать его только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и через разрешение возникающих в нем самом противоречий, обусловленных социальными, природными, техническими причинами (A.A. Деркач).

Подводя итог, следует отметить, что проведенное исследование привело не только к результатам, позволяющим выявить уровень тревожности, ло-кус-контроль, стиль поведения в конфликтной ситуации, но и установить наличие связей между этими характеристиками.

Значимые различия, которые были установлены в ходе исследования между студентами технических и гуманитарных специальностей, указывают на необходимость дифференцированного подхода к анализу полученных результатов не только по среднегрупповым показателям, но и отдельно по каждой группе, входящей в общую выборку в зависимости от уровня личностной и ситуативной тревожности, локуса контроля, стиля поведения в конфликте. Это позволит не допустить упрощенной интерпритации выявленных связей.

Следует заметить, что особого внимания заслуживает анализ результатов по каждому испытуемому, поскольку речь идет о построении стратегии жизненного успеха, что в свою очередь, предполагает осуществление индивидуального подхода.

Таким образом, полученные знания дают возможность разработать программу для проведения коррекционной работы, позволяющую приблизить личность к осознанному построению и управлению своей собственной жизнью, ориентированную на достижения и успех.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Иващенко A.B., Щербакова Л.Н. Методики изучения стратегии жизненного успеха личности. -М.: Социум, 2001.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. - JI, 1983.

5. Психические состояния / Сост. и общая ред. Л. В. Куликова. - СПб: Питер, 2000.

6. Реан A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001.

8. Хъелл Л., ЗиглерД. Теории личности (основные положения, исследования и применение). -СПб.: Питер, 1997.

EMPIRICAL STUDYING OF STRATEGY OF LIFE SUCCESS

OF THE PERSON

L.N. SHCHERBAKOVA

The Chair of Psychology International Independent Eco-Politological University 20, Kosmonavta Volkova St., Moscow, Russia

The article deals with the emotional, volitional and behavioral aspects of the strategy of life success. With the help of the test techniques the level of situational and personal anxiety of the students, their subjective control over the events in their lives and the style of behavior in a conflicting situation have been revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.