Психология. Педагогика
УДК 159.9.07
Кора Наталия Алексеевна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: Nkora 1 @уandex.ru Kora Natalia Alekseevna
Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: Nkora 1 @yandex.ru
ЛОКУС КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
LOCUS OF CONTROL AS A FACTOR DETERMINING THE CONFLICT BEHAVIOR
OF AN INDIVIDUAL
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимосвязи локуса контроля и поведения личности. Автор статьи экспериментально подтверждает утверждение, что локус контроля, являясь устойчивой характеристикой личности, позволяет объяснить успехи и неудачи личности в профессиональной деятельности.
Abstract. The article considers the problem of the relationship of the locus of control and personality behavior. The author of the article experimentally confirms the assertion that the locus of control, being a stable characteristic ofpersonality, allows us to explain the successes and failures of the personality in professional activities.
Ключевые слова: локус контроля, конфликтное поведение, профессиональная деятельность, стратегия поведения, ответственность за свою деятельность, регулятор конфликтного взаимодействия, удовлетворенность трудом.
Key words: locus of control, conflict behavior, professional activity, behavior strategy, responsibility for one's activity, regulator of conflict interaction, job satisfaction.
Профессиональная деятельность относится к числу основных сфер для реализации зрелой личности, обнаруживает уровень ее достижений, профессионализма, предопределяет перспективы ее развития. Позитивные эмоции - радость, удовлетворение собой, значимые достижения и успех в профессии - увеличивают притязания личности и ее амбициозность. Отсутствие подобных результатов в профессиональной деятельности в период становления личности указывает на переживание неудачи, трансформации жизненных приоритетов, потерю смысла жизни. Этому сопутствует набор отрицательных эмоциональных переживаний, которые могут привести к стагнации в профессиональном и личностном развитии. Существенная роль в профессиональной деятельности личности принадлежит локусу контроля.
С помощью локуса контроля как определенного свойства личности можно объяснять свои успехи или неудачи в любой сфере деятельности только внутренним либо только внешним фактора-
ми. Локус контроля является устойчивой личностной характеристикой, слабо поддающейся изменениям, является основным показателем готовности личности принять либо отказаться от ответственности за свою деятельность, а также за деятельность окружающих, что может влиять на ее поведение [3].
Понятие локус контроля (также его называют локализация контроля волевого усилия) предложил Дж. Роттер при изучении представлений личности о том, от кого зависят основные для нее актуальные события. Основываясь на положениях теории Роттера, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд и др. организовали и провели ряд изысканий разнообразных аспектов личной парадигмы, соединяя ее с оценкой того, какой локус контроля (внутренний или внешний) присущ индивиду. Личная парадигма как основной метод принятия решений - ментальная модель определенного человека, его точка зрения, устанавливающая сущностное знание, необходимое для обеспечения деятельности личности в социальной сфере [1].
В исследованиях H.A. Кондратовой, С.К. Нартовой-Бочавер, З.И. Рябикиной и др. была установлена положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни. Результаты изысканий ученых обосновали их умозаключения: чем больше субъект верит, что всё в его жизни зависит от его личных усилий, стараний и способностей, тем чаще он видит смысл собственной жизни и лучше видит ее цели. Согласно A.A. Реан, высокий уровень тревожности и дезадаптация личности присущи лицам с экстернальным локусом контроля (особенно в подростковом возрасте) [9]. Итоги исследований психологов свидетельствуют о высокой склонности экстерналов ко лжи и совершению безнравственных поступков. Кроме того, обнаружены различия между интерналами и экстерналами в их профессиональной деятельности [4].
В настоящее время ряд ученых (Т.М. Бабаев, К.С. Водовская, Н.В. Головешкина, Ю.А. Давыдова, Д.И. Жохова и др.) акцентирует внимание на том, что есть профессии, в которых человек в результате необходимости непрерывных контактов с другими людьми начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности, повышение уровня враждебности и конфликтности, отсутствие желания взять на себя ответственность в принятии решений. Так, профессия продавца-консультанта включена в так называемую «группу риска»: продавцы более подвержены эмоциональному выгоранию, повышению уровня конфликтности, формированию экстернальности, понижению самооценки и др.
В настоящее время в современных специализированных торговых центрах работают не просто продавцы непродовольственных товаров, а продавцы непродовольственных товаров - консультанты. Торговля в крупных торговых центрах организована в форме самообслуживания. Покупатель в зале самообслуживания получает неоспоримые преимущества: возможность экономить время, самому брать в руки и рассматривать все заинтересовавшие его товары, примерять, сравнивать товары. Самообслуживание усилило значение продавца-консультанта в организации торгового процесса и дала ему возможность проявить свои профессионально-важные и личностные качества. Нередко продавцу-консультанту необходимо самостоятельно принимать решения в трудных (спорных) ситуациях. Важно, чтобы покупатель не просто приобрел товар (заплатил за него), а сделал удачную покупку - тогда он придет в этот магазин еще раз, станет постоянным клиентом.
Экспериментально доказано, что работа в торговле связана со значительным нервно-эмоцио-нальным напряжением продавца-консультанта. Действительно, профессиональная деятельность торгового персонала - это непрерывные контакты с покупателями. В соответствии с должностными обязанностями продавец-консультант, с одной стороны, должен уметь сглаживать противоречия, участвуя в постоянном общении с посетителями торгового предприятия, а с другой, - разъяснить преимущества данного товара и убедить посетителя произвести покупку.
Эффективность труда продавца-консультанта в значительной степени определяется тем, насколько психологический профиль личности соответствует требованиям профессии. Продавец-консультант должен обладать следующими качествами: честность, ответственность, коммуникабельность, вежливость, тактичность, доброжелательность, стрессоустойчивость, терпение, умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций и др.
В декабре 2019 г. - январе 2020 г. нами было проведено эмпирическое исследование с целью определения взаимосвязи локуса контроля и конфликтного поведения у продавцов-консультантов сети магазинов женской и мужской одежды г. Благовещенска. Выборка - 32 специалиста сферы торговли. Большая часть испытуемых (64%) имеет высшее образование, стаж работы - от двух лет до 12.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
установить типичную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы;
установить личностную предрасположенность и определить тенденцию к конфликтному поведению;
определить характер взаимосвязи локуса контроля и конфликтного поведения продавцов-консультантов.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь локуса контроля и конфликтного поведения у продавцов-консультантов.
В ходе эмпирического исследования использовалось несколько психодиагностических методик. С целью выявления типа локуса контроля использовалась методика Дж. Роттера. Анализ полученных результатов позволил определить выраженность экстернальности и интернальности локуса контроля у испытуемых (рис. 1).
интернал
43
О 10 20 30 40 50 60
Рис. 1. Экстернальность и интернальность локуса контроля у испытуемых.
Из рис. 1 видно, что у 57% продавцов-консультантов преобладает экстернальный локус контроля. Для них характерно внешнеустремленное защитное поведение. Продавцы с таким типом локуса контроля чаще, чем другие, обнаруживают в своей трудовой деятельности неуверенность, неуравновешенность и излишнюю подозрительность.
Эмпирические исследования специалистов (К. Муздыбаева, A.A. Реан, В.В. Столина и др.) доказали, что экстернальный локус контроля неразрывно связан с эмоциональной нестабильностью и неразрешимым практическим мышлением. Экстерналам свойственно зависимое и конформное поведение [8].
В беседе с данной группой испытуемых установлено, что у них часто возникают психологические и психосоматические проблемам. Нередко они испытывают тревогу, страх и неуверенность. Экстерналы гораздо более подвержены стрессам и расстройствам, развитию неврозов. Тенденция к
экстернальному локусу контроля проявляется у данной группы специалистов в неопределенности, дисбалансе, тревоге, подозрительности и агрессии, что отрицательно отражается на результатах трудовой деятельности.
Интернальный локус контроля является более выраженным у 43% обследованных продавцов-консультантов. Для интернального типа субъектов атрибуцией ситуации нередко является убеждение в закономерности их успехов и невезений, которые в большей степени зависят от их личной решимости, компетентности и способностей. Чаще всего интерналы характеризуются уравновешенностью, склонностью к самоанализу, знанием своих положительных и отрицательных черт, эмоциональной устойчивостью, тенденцией к абстрагированию, а также настойчивым стремлением достичь цели.
По словам опрошенных продавцов-интерналов этой группы, они отдают предпочтение задачам и ситуациям, не направленным на притеснение окружающих (покупателей, коллег) и подчинение. Могут оказать противодействие, когда ими пытаются манипулировать или лишать части личной свободы. Они способны отстаивать свои мысли и взгляды, даже если их умозаключения не совпадают с мнением других.
Изыскания Е.П. Белинской свидетельствуют, что субъекты с внутренним локусом имеют значительно более активную позицию в отношении своего физического и психического здоровья [2]. Специалисты, у которых доминирует внутренний локус контроля, отличаются внимательностью к окружающим их людям, способны верно структурировать свое поведение, практически невосприимчивы к попыткам прессинга, стремятся к совершенствованию себя и своего окружения, умеют адекватно оценивать свое поведение, склонности и недостатки.
Итак, по результатам исследования процент распределения экстернальности и интернальности в выборке оказался приблизительно равным, но все же экстернальность превалирует над интерналь-ностью, что делает большую часть данной выборки более зависимой от общественного мнения, склонной к неустойчивым состояниям, излишней возбудимости и низкой ответственности. Перечисленные характеристики приводят к мысли, что внутренний локус контроля присущ зрелым личностям, а внешний, - наоборот, препятствует процессам личностного созревания и роста.
На следующем этапе исследования с помощью методики К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) определялась предрасположенности испытуемых к конфликтному поведению. Опросник обнаруживает характерную реакцию индивида на конфликтную ситуацию, ее результативность и целесообразность, а также предоставляет информацию о прочих вероятных способах разрешения конфликтной ситуации (рис. 2).
40 -з 35 30 7
20 1 ю 7 ■ 1 0 ш избегание сотрудн II ичество компр 1 21 омисс соперничество приспособление
Рис. 2. Показатели предрасположенности испытуемых к конфликтному поведению.
Из рис. 2 видно, что для большей части продавцов-консультантов (37%) характерной оказалась стратегия сотрудничества. Данная стратегия поведения в конфликте связана со стремлением участников конфликта удовлетворить личные интересы и интересы оппонентов, готовность сторон к сотрудничеству для достижения общей цели. Стратегия сотрудничества чаще применяется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление в жизни, как необходимость решать конкретную проблему, не причиняя вреда какой-либо стороне. Эффективность данной стратегии поведения, бесспорно, заключается в том, что каждая сторона приобретает наибольшие преимущества с наименьшими потерями. По мнению Ю.А. Давыдова, такое поведение требует от участников конфликтной ситуации терпения, мудрости, миролюбия, умения формулировать и защищать свою позицию, внимательно слушать оппонентов, объясняющих свою точку зрения, свое видение проблемы, только в ходе переговоров принимаются взаимоприемлемые решения [6]. А вознаграждением за коллективные усилия и совместный поиск наилучшего выхода из конфликта будет удовлетворенность обеих сторон, конструктивное решение для всех и упрочение партнерских отношений.
Стратегии компромисса и соперничества были обнаружены у одинакового количества респондентов (21%)). Умение идти на компромисс - признак реализма и высокой культуры общения, качества, особенно ценимого в сфере услуг. Выбор данной стратегии поведения в конфликтной ситуации обозначает желание оппонентов конфликта к консолидации на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов.
Аналогичный же процент продавцов-консультантов (21%>) используют такой стиль поведения как соперничество. В соответствии с данной стратегией поведение испытуемых чаще устремлено на то, чтобы активно и независимо достигать удовлетворения личных интересов, без учета интересов других сторон (покупателей), непосредственно втянутых в конфликт, или даже в ущерб им. Использование такого типа поведения имеет тенденцию навязывать окружающим собственное решение проблемы, без принятия совместных действий. В данном случае можно обнаружить манипуляцию, элементы давления, экономические санкции, угрозы, вымогательство и принуждение покупателя к мнению продавца-консультанта.
Приспособление предпочитают 14% испытуемых. Это пассивный стиль поведения, который характеризуется тенденцией оппонентов ослаблять, выравнивать конфликтную ситуацию, чтобы сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством гибкости, уверенности и готовности к примирению. Данная стратегия поведения предполагает в большей степени учитывать интересы оппонентов (покупателей), не избегать совместных действий с ними. Обычно приспособление как стратегия поведения в конфликтной ситуации обнаруживается в таких ситуациях, когда одна из сторон конфликта не очень встревожена возникшей проблемой, не находит ее существенной для себя и вследствие этого показывает готовность учитывать интересы другой стороны, принять ее точку зрения.
Стратегия приспособления, избранная в качестве модели конфликтного поведения, иногда оказывается не очень эффективной. Кроме того, приспособление ненедопустимо в ситуациях, когда участники конфликта испытывают чувство обиды и раздражения. Они не будут относиться друг к другу с благожелательной взаимностью, а их интересы и цели не могут быть выровнены и скоординированы.
У меньшей части продавцов-консультантов (7%) в конфликтной ситуации преобладает такой тип поведения как избегание. Он характеризуется явным отсутствием желания продавцов-консуль-тантов сотрудничать с кем-либо (покупателями, коллегами) в конфликтной ситуации и прилагать усилия для отстаивания своих собственных интересов.
Таким образом, результаты опроса показали, что для большей части продавцов-консультантов предпочтительным стилем поведения в конфликтной ситуации является сотрудничество. Гораздо реже встречается избегание.
Для определения тактики поведения в конфликте использовалась методика Дж.Г. Скотта. Результаты исследования представлены на рис. 3.
избегающий конфликта 1 15
средняя тенденция к конфликтности
действующий напролом 1 21
О 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 3. Тактики поведения продавцов-консультантов в конфликте.
Из рис. 3 видно, что для большей части продавцов-консультантов (64%) характерной является средняя тенденция к конфликтному поведению (средневыраженная тенденция «действовать напролом»). В поведении 21% респондентов выражена тенденция к конфликтности («действовать напролом»). Как правило, такой тактики поведения в конфликте придерживаются респонденты, которые не считаются с обстоятельствами. Они могут применить физическую силу, нарушить этику общения в процессе взаимодействия.
У 15%) продавцов-консультантов была обнаружена стратегия избегания конфликтных ситуаций. Эта форма поведения присуща тем респондентам, которые пренебрегают (фактически отрицают) самим наличием конфликта. Субъекты с подобной стратегией поведения воздерживаются от пререканий, дискуссий, возражений другой стороне, не уступают и не настаивают на своем.
Итак, опрос показал, что для большей части продавцов-консультантов характерна средняя тенденция к конфликтности.
Далее с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена был проведен корреляционный анализ данных исследования. Расчет проводился с помощью онлайн-калькулятора. Результаты корреляционного анализа данных представлены в таблице (она содержит только статистически значимые коэффициенты).
Результаты корреляционного анализа данных
Локус контроля Стратегии поведения Значение коэффициента Уровень значимости
Экстернальный Соперничество 0,455 0,043
Сотрудничество -0,492 0,026
Данные таблицы показывают, что существует взаимосвязь между локусом контроля и стратегиями конфликтного поведения. Полученные значения коэффициента принимают как положительные, так и отрицательные значения. Знак при коэффициенте свидетельствует о направлении корреляционной связи. Если при коэффициенте получен знак «минус», то это наличие обратной корреляционной связи. При увеличении баллов по одному показателю, значения по другому уменьшаются. Ее-
ли при коэффициенте получен знак «плюс», то говорят о наличии прямой корреляционной связи. Это значит, что при увеличении баллов по одному показателю, значения по другому также увеличиваются. Само значение коэффициента корреляции может изменяться в диапазоне от минус 1 до плюс 1. Чем ближе значение коэффициента к 1 по модулю (без учета знака), тем теснее (сильнее) выявленная корреляционная связь.
Показатель, полученный по шкале «экстернальность», имеет положительные корреляционные связи с таким показателем как «соперничество». Чем в большей степени продавцы-консультанты уверены в том, что их успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств (ситуации, действий руководителя, покупателей, случайности, везения или невезения и т. д.), тем больше они будут готовы настаивать на собственной точке зрения и не уступать другому, стремясь добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Кроме того, показатель, полученный по шкале «экстернальность», имеет отрицательную корреляционную связь с показателем «сотрудничество». Умение конструктивно решать конфликтные ситуации, находить решение, которое бы устраивало двух участников процесса взаимодействия, в меньшей степени присуще экстернальному типу личности.
Итак, трудовая деятельность, обладая временными и пространственными операциональными характеристиками, представляет собой процесс целеполагания, соотнесения альтернативных форм, прогнозирования ситуации относительно возможных исходов поведения, принятия решения и выбор стратегии поведения. Оценка ситуации в пользу интернального или экстернального локуса контроля субъектом деятельности предоставляет возможность спрогнозировать, как в дальнейшем на основании этого решения будет развиваться трудовая деятельность. Это еще раз указывает на то, что локус контроля является профессионально-важным качеством продавца-консультанта.
1. Аракелов, Н.Е. Локус контроль и методы его исследования // Психологический журнал. - 2017. - № 2. -С. 4-6.
2. Белинская, Е.П. Локус контроля как фактор зрелости личности. - М.: НИЦ Инфра-М, 2000. - 34 с.
3. Бокова, O.A. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля // МНКО. - 2014. - № 5 (48). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/ii/k-voprosu-o-teoreticheskih-osnovah-izucheniya-psihologicheskft
4. Власов, М. Локус контроля. - Режим доступа: https://psichel.ru/lokus-kontrolya.
5. Ганин, Д.В. Возрастные изменения локуса контроля и копинг-стратегий поведения // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - № 2 (23). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-izmeneniya-lokusa-kontrolya-i-koping-strategiy-povedeniya
6. Давыдова, Ю.А. Исследование причинной обусловленности конфликтного поведения личности // Вестник ТГУ. - 2008. - № 2. - Режим доступа: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-prichinnoy-obuslovlennosti-konfliktnogo-povedeniya-lichnosti.
7. Огородова, T.B. Локус контроля и волевая саморегуляция. - СПб.: Питер, 2014. - 379 с.
8. Муздыбаев, К. Психология ответственности. - СПб.: Питер, 2005. - 362 с.
9. Хелкама, К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе // Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 2001.-246 с.