The article deals with the peculiarities of the educational socialization of high school students. The results of the research on determining the psychological qualities of the teacher are presented, which promote effective educational socialization of the students of higher education.
Key words: socialization, educational socialization, social role, teacher of higher school, educational environment of higher school.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. -512 с.
2. Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. -М.: Наука, 1970. - С. 19-21.
3. Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / под ред. М. И. Бо-бневой, Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1979. -С. 123-134.
4. Бодалев А. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова. - М., 1991. - 98 с.
5. Выготский Л. С. Избранные произведения / сост. и авт. предисл. А. А. Леонтьев. -М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 222 с.
6. Жукова Т. В. Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности [Электронный ресурс]. -URL: http://gcon.stu.ru/pedsovet/programm/ce d1-8-5.htm (дата обращения 25.08.2108).
7. Кон И. С. Психология ранней юности. -М., 2002. - 486 с.
8. Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 384 с.
9. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 359 с.
10. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - 180 с.
11. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации. - М., 2000. - 160 с.
12. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. -С. 15-30.
13. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
14. Савенков А. Образовательная среда // Школьный психолог [Электронный ресурс]. -2008. - № 19-20. - URL: http://psy.1septembe r.m/articles/2008/20/01 (дата обращения 28.08.2018).
I
Т. А. Воронова, С. В. Дубровина, Ю. В. Чепурко
УДК 159.8
ЛОКУС КОНТРОЛЯ
КАК ДЕТЕРМИНАНТА
АГРЕССИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ
ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
» овременная политика государства, связанная с поддержкой одаренных детей и подростков, составляющих резерв интеллектуального потенциала общества, определяет новые актуальности в направлении исследования феномена интеллектуальной одаренности. В связи с этим на передний план исследования выходят психологические детерминанты социально-психологической адаптации одаренной молодежи, так как многочисленные исследования показывают, что именно интеллектуально одаренные дети и подростки испытывают сложности в социальной адаптации и относятся к «группе риска» [1; 2; 3]. В силу личностных особенностей (возбудимость нервной системы, высокая эмоциональная чувствительность, эмоционально-психическое на-
20/<?Л/
пряжение, впечатлительность; внутренняя противоречивость, конфликтность, низкая стрес-соустойчивость) одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям, что может стать причиной проявления агрессивных реакций, не только направленных вовне, но и ведущих к аутоагрессии [4; 5].
Между тем люди, как известно, заметно различаются тем, кому они склонны приписывать ответственность за собственные действия. Самостоятельность и независимость, активность и ответственность человека в достижении своих целей особенно отчетливо проявляется в склонности приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, наоборот, собственным усилиям и способностям.
Очевидно, что выявление психологических детерминант проявления агрессивности одаренных подростков, в частности определение меры и характера влияния локуса контроля «Я», открывает перспективы психолого-педагогической поддержки данного контингента учащихся, поскольку уверенность или не уверенность учащихся в своей способности влиять на собственную судьбу может быть дополнительным личностным фактором, влияющим на реализацию интеллектуального потенциала ребенка. Особенную значимость поддержка одаренных школьников приобретает на этапе подросткового возраста, в кризисном периоде развития и адаптации личности.
Цель исследования - изучить локус контроля как детерминанту агрессивности подростков при интеллектуальной одаренности личности.
Мы исходили из предположения, что ло-кус контроля личности может выступать фактором агрессивности подростков при интеллектуальной одаренности личности. В исследовании использовалась комплексная программа идентификации интеллектуально одаренных подростков: использовались различные источники информации об одаренных детях (экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение, беседа); применялись валидные
методы психодиагностики. По результатам идентификации были сформированы две группы. Группа интеллектуально одаренных подростков: средний возраст - 15,5 лет; по половому составу - 45 % мальчиков и 55 % девочек; коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 120 до 140 ¡0; показатели креативности выше средних значений. Группа сред-неинтеллектуальных подростков: средний возраст составил 15,5 лет; по половому составу -50 % мальчиков, 50 % девочек; коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 90 до 109 ¡0; показатели креативности - от «ниже среднего» до «средний». Далее для выявления локуса контроля личности по параметру экс-тернальность-интренальность использовалась методика, предложенная Дж. Роттером, в адаптации Е. Ф. Важина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда. На следующем этапе на основании дифференциации испытуемых по ло-кусу контроля были сформированы четыре группы испытуемых: интеллектуально одаренные экстерналы, интеллектуально одаренные интерналы, среднеинтеллектуальные экстер-налы и среднеинтеллектуальные интерналы.
Для диагностики агрессивности мы использовали методику определения личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина, П. А. Ковалева. Диагностика агрессивных и враждебных реакций осуществлялась с помощью методики Басса-Дарки.
Анализ результатов показал, что для интеллектуально одаренных подростков преобладает интернальность, которая выявлена у 60 % испытуемых, то есть для большей части таких подростков характерна внутренняя локализация личной ответственности, они видят причины событий собственной жизни как результат собственных действий и решений. Экстерналы составили 40 % от выборки интеллектуально одаренных подростков. В группе среднеинтеллектуальных учащихся преобладают испытуемые с экстернальным локу-сом контроля (67 %), для них характерна внешняя локализация личной ответственности, они склонны видеть причины жизненных событий, достижений или неудач во внешних обстоятельствах, действиях других людей, а ин-
троверты составили 33 %. Преобладание экс-тернального локуса контроля у одаренных подростков может быть связано с интеллектуальной одаренностью личности, так как именно интеллектуальная одаренность обеспечивает объективацию познавательной позиции [4].
На рисунке 1 представлен сравнительный анализ средневыборочных значений показателей агрессивности у интеллектуально одаренных старшеклассников и среднеинтеллек-туальных старшеклассников с экстерналь-ным и интернальным локусом контроля.
Интеллектуально одаренные
Среднеинтеллектуальные
Рис. 1. Средневыборочные значения показателей агрессивности с учетом локуса контроля в группе интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков.
Примечание: группа 1 - группа интеллектуально одаренных старшеклассников с интернальным локусом контроля; 2 - группа интеллектуально одаренных старшеклассников с экстернальным локусом контроля; 3 - группа среднеинтеллектуальных старшеклассников с интернальным локусом контроля; 4 -группа среднеинтеллектуальных старшеклассников с экстернальным локусом контроля.
На основе сравнительного анализа выраженности агрессивных тенденций в выделенных нами группах можно сделать вывод о преобладании физической и косвенной агрессии у интеллектуально одаренных старшеклассников с экстернальным локусом кон-
троля и у подростков со средними показателями интеллектуального развития с экстер-нальным локусом контроля. Следовательно, можно говорить о том, что вне зависимости от интеллектуального статуса экстерналы в большей степени склонны проявлять физическую и косвенную агрессию, в отличие от интерналов.
Интеллектуально одаренные
Среднеинтеллектуальные
Рис. 2. Средневыборочные значения показателей агрессивности у интеллектуально одаренных старшеклассников и среднеинтел-лектуальных старшеклассников с экстерналь-ным и интернальным локусом контроля.
Примечание: группа 1 - группа интеллектуально одаренных старшеклассников с интернальным локу-сом контроля; 2 - группа интеллектуально одаренных старшеклассников с экстернальным локусом контроля; 3 - группа среднеинтеллектуальных старшеклассников с интернальным локусом контроля; 4 - группа среднеинтеллектуальных старшеклассников с экстер-нальным локусом контроля.
Негативизм, обида, чувство вины выражены в одинаковой степени у всех четырех групп. Подозрительность больше присутствует у среднеинтеллектуальных учащихся с интернальным локусом контроля. Чувство вины в большей степени свойственно одаренным интерналам, в отличие от сверстников с таким же локусом контроля, что свидетельствует о том, что для них свойственно не про-
20/<?Л/
Таблица 1.
Влияние локуса контроля на агрессивные тенденции у интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков
№ Шкала Средние значения Н Р
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
1 Физическая агрессия 5.3 7.25 6 7.2 10,042 0,023
2 Косвенная агрессия 5.4 5.6 4.9 6.55 4,819 н.д.
3 Раздражение 5.2 7.2 7.2 6.25 12,697 0,007
4 Негативизм 3.6 4.3 3.9 З.9 5,462 н.д
5 Обида 4.6 4.6 4.8 4.8 0,780 н.д.
6 Подозрительность 5.2 5.4 6 4.9 6,773 н.д.
7 Вербальная агрессия 7.8 7.75 7.1 8.7 1,811 н.д.
8 Чувство вины 5.8 6.2 5.8 6.2 0,109 н.д.
Примечание: группа 1 группа - интеллектуально одаренные старшеклассники с интернальным локусом контроля; 2 группа - интеллектуально одаренные старшеклассники с экстернальным локусом контроля; 3 группа - среднеинтеллектуальные старшеклассники с интернальным локусом контроля; 4 группа - среднеинтеллектуальные старшеклассники с экстернальным локусом контроля.
сто принимать ответственность на себя за происходящие события, но и ставить себе в вину свои промахи и недостатки. Для среднеинтеллектуальных экстерналов более свойственна вербальная агрессия, а для одаренных экстер-натов - раздражение.
Рассмотрим на рисунке 2 средневыбороч-ные значения показателей агрессивных тенденций у интеллектуально одаренных старшеклассников и среднеинтеллектуальных старшеклассников с экстернальным и интернальным локусом контроля.
На основе сравнительного анализа выраженности агрессивных тенденций выявлено, что напористость более выражена у интеллектуально одаренных подростков и средне-интеллектуальных экстерналов, а для средне-интеллектуальных интерналов напористость менее свойственна. Обида и бескомпромиссность в большей степени выражены при ин-тернальном локусе контроля, вне зависимости от интеллектуального статуса. Неуступчивость в большей степени выражена у средне-интеллектуальных старшеклассников с интер-нальным локусом контроля. Мстительность и нетерпимость в большей степени выражены
у одаренных экстерналов. А подозрительность выявлена у среднеинтеллектуальных старшеклассников с интернальным локусом контроля. При этом среднеинтеллектуальные подростки с экстернальным локусом контроля более нетерпимы и неуступчивы по сравнению с одаренными сверстниками с таким же локусом контроля. Одаренные интернально ориентированные подростки более вспыльчивы и подозрительны в отличие от интерналов со средними показателями интеллектуального развития.
Для детерминации агрессивных и враждебных реакций у испытуемых выделенных групп был проведен статистический анализ результатов с применением однофакторного дисперсионного анализа.
Статистический анализ результатов с целью определения достоверности различий в показателях агрессивных тенденций (табл. 1) показал наличие статистически значимых различий в показателях физической агрессии и раздражения. Так, у интеллектуально одаренных старшеклассников и среднеинтеллекту-альных с экстернальным локусом контроля более представлена физическая агрессия (Н=10,
Таблица 2.
Влияние локуса контроля на агрессивность и конфликтность у интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков
№ Шкала Средние значения Н Р
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
1 Вспыльчивость 5.9 7.25 7.4 5.65 12.881 0.005
2 Напористость 5.8 6.7 5 6 4.581 н.д.
3 Обида 4.8 4.9 5.4 4.4 1.962 н.д.
4 Неустойчивость 6.3 7 5 5.75 14.254 0.003
5 Бескомпромиссность 6.5 6.2 7.2 4.8 6.172 н.д.
6 Мстительность 5.4 5.7 5.2 5.15 1.112 н.д.
7 Нетерпимость 5.2 8.5 5.4 4.85 24.253 0.000
8 Подозрительность 5.2 5.42 6.4 4.9 5.317 н.д.
Примечание: группа 1 группа - интеллектуально одаренные старшеклассники с интернальным локусом контроля; 2 группа - интеллектуально одаренные старшеклассники с экстернальным локусом контроля; 3 группа - среднеинтеллектуальные старшеклассники с интернальным локусом контроля; 4 группа - среднеинтеллектуальные старшеклассники с экстернальным локусом контроля.
042, р=0,023). Это говорит о том, что в конфликтной ситуации они могут применить физическую силу против другого. Также выявлены достоверные различия по показателю «раздражение» (Н=12,697, р=0,007) у второй и третьей групп, что говорит о том, что такие дети могут на грубить по малейшему поводу, становятся резкими и вспыльчивыми.
По косвенной агрессии, негативизму, обидам, подозрительности, вербальной агрессии и чувству вины достоверных различий между испытуемыми выделенных групп не наблюдается.
Перейдем к статистическому анализу результатов конфликтности и агрессивности. Полученные статистические данные представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, статистический анализ результатов с применением критерия Н. Крускалла-Уоллиса показал достоверные различия. Старшеклассники выделенных групп статистически достоверно различаются по вспыльчивости (Н=12.881, р=0,005), неустойчивости (Н=14.254, р=0,004) и нетерпимости (Н=24.253, р=0,000). Таким образом, можно сдеать вывод, что такие дети способны легко проявлять раздражение, гнев даже озлобление, нежелание терпеть, признавать что-либо или мириться с чем-либо. По шкалам «напо-
ристость», «бескомпромиссность», «обида», «подозрительность», «мстительность» достоверных различий между испытуемыми выделенных групп не наблюдается.
В целом результаты эмпирического исследования позволяют говорить о том, что физическая и косвенная агрессии, вспыльчивость, напористость, раздражение, негативизм преобладают в большей степени у экс-терналов, чем у интерналов независимо от интеллектуального статуса.
Вербальная агрессия, обида, подозрительность, бескомпромиссность преобладает у детей с интернальным локусом. Это говорит о том, что интерналы в группе интеллектуально одаренных старшеклассников склонны выражать негативные чувства как через крик, визг, так и через содержание словесных ответов, проявляют недоверие и осторожность по отношению к другим людям, в большей степени имеют склонность к проявлению зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия. Чувство вины преобладает в одинаковой степени как у интерналов, так и у экстерналов, они глубоко переживают свои поступки, а также остро ощущают угрызения совести. Это говорит о том, что одаренные дети с экстернальным ло-кусом контроля в большей степени имеют
20/<?Л/
тенденцию использовать физическую силу против другого лица, а также имеют склонность выражать агрессию, направляемую окольным путем, мстительны и нетерпимы.
Анализ результатов диагностики агрессивности личности среднеинтеллектуальных старшеклассников показал, что физическая и вербальная агрессии, напористость, неуступчивость, а также чувство вины преобладают в большей степени у детей с экстернальным локусом контроля, что говорит о том, что дети склонны выражать свои негативные чувства, непримиримы и неуступчивы, имеют тенденцию использовать физическую силу против сверстников, но при этом они глубоко переживают свои неудачи, ссоры с кем-либо, свои поступки, а также остро ощущают угрызения совести.
У детей с интернальным локусом контроля в большей степени проявляются вспыльчивость, раздражение, бескомпромиссность, мстительность, обида, подозрительность и нетерпимость - это говорит о том, что интерналы проявляют недоверие и осторожность в общении, обидчивы, считают, что другие люди приносят только вред, могут проявлять такие качества, как стойкость, непокладистость, несгибаемость, неуступчивость, непримиримость; в большей степени имеют склонность к проявлению зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Сравнительный анализ позволил выявить статистически значимые различия в показателях агрессивных и враждебных реакций, физической агрессии и раздражения. Так, у интеллектуально одаренных старшеклассников и среднеинтеллектуальных с экстерналь-ным локусом контроля более представлена физическая агрессия. Это значит, что в конфликтной ситуации они могут применить физическую силу против другого.
Также выявлены достоверные различия по показателю «раздражение» у второй и третьей могут нагрубить по малейшему поводу, становятся резкими и вспыльчивыми. Старшеклассники различаются по содержанию вспыльчивости, неустойчивости и нетерпимости.
Таким образом, можно сказать, что такие дети способны легко проявлять раздражение, гнев, даже озлобление, нежелание терпеть, признавать что-либо или мириться с чем-либо. Напористость, бескомпромиссность, обида, подозрительность, мстительность, косвенная и вербальная агрессия, чувство вины у старшеклассников выделенных групп проявляется одинаково, следовательно, достоверных различий не выявлено.
При изучении агрессивности личности интеллектуально одаренных старшеклассников с различным локусом контроля выявлено, что одаренные старшеклассники с интернальным локусом контроля проявляют вербальную агрессию, обиду, подозрительность, бескомпромиссность, в большей степени имеют склонность к проявлению зависти и ненависти к окружающим.
Для интеллектуально одаренных детей с экстернальным локусом контроля характерна тенденция к физической агрессии, к редкому контролю собственных чувств, присутствует готовность к проявлению негативных чувств, проявляется оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
При сравнительном исследовании особенностей агрессивности у учащихся выделенных групп были выявлены статистически значимые различия в показателях физической агрессии, вспыльчивости, неустойчивости и раздражения.
Таким образом, установлено, что у интеллектуально одаренных интерналов ниже физическая агрессия и раздражение, а у одаренных экстерналов выше вспыльчивость, неустойчивость и нетерпимость. Следовательно, экстернальный локус контроля при интеллектуальной одаренности личности определяет проявления агрессивности у подростков в форме протестных реакций. В данном контексте очевидно, что группа интеллектуально одаренных подростков с экстернальным ло-кусом контроля в плане проявления агрессивности представляет собой группу риска для социально-психологической адаптации и
нуждается в психолого-педагогическои поддержке в условиях образовательного учреждения для минимизации конфликтных ситуации со сверстниками и учителями.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования детерминации агрессивности лока-лизациеи личнои ответственности при интеллектуальной одаренности. Интернальный ло-кус контроля при одаренности личности снижает физическую агрессию и реакции раздражения. Экстернальный локус контроля определяет проявление агрессивности у одаренных подростков в форме протестных реакций. Интеллектуально одаренные подростки с экстернальным локусом контроля при проявлении агрессивности - это группа риска для социально-психологической адаптации, нуждающаяся в психологической помощи.
Ключевые слова: локус контроля, подростки, одаренность, интеллект, личность, агрессивность.
SUMMARY
The article presents results of the research of the determination of aggressiveness by the localization of personal responsibility with intellectual genius. The internal locus of control among genius personality reduces physical aggression and irritation reactions. The external locus of control determines the manifestations of aggression among gifted adolescents in the form of protest reactions. A risk group for socio-psycho-logical adaptation is intellectually gifted adolescents with an external locus of control when they show the manifestation of aggression. The group needs in psychological help.
Key words: locus of control, adolescents, genius, intellect, personality, aggressiveness.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубровина С. В. Психические состояния старшеклассников с различными формами интеллектуальной одаренности: дисс. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2012. - 150 с.
2. Климонтова Т. А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 32-41.
3. Климонтова Т. А. Самоотношение и его влияние на положение в учебной группе интеллектуально одаренных подростков: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2003. - 18 с.
4. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 3. - С. 66-69.
5. Чепурко Ю. В. Рельеф психических состояний интеллектуально одаренных учащихся, занимающихся спортом: материалы II Международной научно-практической конференции Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики // Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. - 2017. -С. 570-575.
Ю. В. Ерещенко, А. А. Зюзя, И. А. Мезенцева
УДК 740
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КРЕАТИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
современном мире творчество, индивидуально отраженное в понятии креативности личности, является необходимым условием развития общества. Разнообразие жизненных ситуаций, многочисленные проблемы, возникающие в информационном пространстве, задают креативные требования. Современная