Научная статья на тему 'Особенности субъективного контроля студентов-медиков'

Особенности субъективного контроля студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1595
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субективный контроль / интернальность / ответственность / социально-психологическая адаптация / гендер

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л.

Статья посвящена исследованию субъективного контроля студентов-медиков. У 432 студентов лечебного факультета были изучены следующие шкалы субъективного контроля: общей интернальности, интернальности в области достижений и интернальности в области неудач. Уровень субъективного контроля является одним из показателей социальной зрелости студента. Снижение уровня субъективного контроля ведет к эмоциональной неустойчивости, плохому самоконтролю, высокой напряженности, что может вызвать социальную дезадаптацию студентов. Анализ полученных результатов позволяет использовать методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в работе психологической службы, а также включить в комплекс психодиагностических методик, используемых на практических занятиях по курсу «Основы психологии и педагогики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the research of the subjective control of medical students. In 432 students of the medical faculty the following scales of the subjective control have been studied: the general internal control, internal control in the field of achievements and internal control in the field of failures. The level of the subjective control is one of the indices of social maturity of a student. The decrease of the level of the subjective control leads to emotional instability, poor self-control, high tension that may cause socioenvironmental deadaptation of the students. The analysis of the received results allows to use the diagnosing technique of the subjective control level of J. Rotter in the work of psychological service and also to include it in psychodiagnostic techniques complex used at practical classes on the subject «The fundamentals of psychology and pedagogics».

Текст научной работы на тему «Особенности субъективного контроля студентов-медиков»

© ЦЕРКОВСКИЙ А.Л., 2010

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

ЦЕРКОВСКИЙ А. Л.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Резюме. Статья посвящена исследованию субъективного контроля студентов-медиков. У 432 студентов лечебного факультета были изучены следующие шкалы субъективного контроля: общей интернальности, интернальности в области достижений и интернальности в области неудач. Уровень субъективного контроля является одним из показателей социальной зрелости студента. Снижение уровня субъективного контроля ведет к эмоциональной неустойчивости, плохому самоконтролю, высокой напряженности, что может вызвать социальную дезадаптацию студентов. Анализ полученных результатов позволяет использовать методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в работе психологической службы, а также включить в комплекс психодиагностических методик, используемых на практических занятиях по курсу «Основы психологии и педагогики».

Ключевые слова: субективный контроль, интернальность, ответственность, социально-психологическая адаптация, гендер.

Abstract. This article is devoted to the research of the subjective control of medical students. In 432 students of the medical faculty the following scales of the subjective control have been studied: the general internal control, internal control in the field of achievements and internal control in the field of failures. The level of the subjective control is one of the indices of social maturity of a student. The decrease of the level of the subjective control leads to emotional instability, poor self-control, high tension that may cause socioenvironmental deadaptation of the students. The analysis of the received results allows to use the diagnosing technique of the subjective control level of J. Rotter in the work of psychological service and also to include it in psychodiagnostic techniques complex used at practical classes on the subject «The fundamentals of psychology and pedagogics».

Значимой личностной характеристикой, отражающей социальную зрелость личности и оказывающей существенное влияние на успешность учебной деятельности, является локус контроля. Локус контроля - важнейшая интегральная характеристика самосознания, связывающая чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я» [8].

Люди локализуют контроль над значимыми для себя событиями либо во внутреннем пространстве «Я» (интерналы), либо во

Адрес для корреспонденции: 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет. - Церковский А.Л.

внешнем по отношению к себе пространстве (экстерналы). В первом случае человек полагает, что происходящее с ним зависит, прежде всего, от его психологических качеств и усилий, во втором - от стечения обстоятельств, влияния других людей и т.п.

Существует взаимосвязь разнообразных форм поведения и параметров личности с эк-стернальностью-интернальностью.

1. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстер-нальным локусом. Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют. Они реагируют

сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы.

2. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением. Для экстерналов характерно обратное.

3. Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы.

4. Исследования, связывающие интер-нальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость.

5. Существует связь высокой интерналь-ности с большей согласованностью образов реального и идеального «Я» [3].

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низкой интернальностью характеризуют себя как зависимых, нерешительных, неуверенных, несамостоятельных, суетливых, эгоистичных, несправедливых, враждебных, неискренних, раздражительных.

Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, сдержанными.

Можно сказать, что уровень субъективного контроля связан с самооценкой, с ощущением человеком своей силы, достоинства, самостоятельности, ответственности за происходящее, с социальной зрелостью личности.

У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье, чаще обращаются за профилактической помощью»[2].

Уровень субъективного контроля является одним из показателей социальной зрелости студента. Снижение уровня субъективного контроля ведет к эмоциональной неустой-

чивости, плохому самоконтролю, высокой напряженности, что может вызвать социальную дезадаптацию студентов [5].

Целью исследования является изучение особенностей субъективного контроля студентов 1, 3 и 5 курсов лечебного факультета.

Методы

Нами было обследовано 432 студента ВГМУ, из них 1G6 юношей (24,5%) и 326 девушек (75,5 %); средний возраст на момент исследования составил 21,81±1,3 года.

В данном исследовании использована методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (УСК). Студентам предлагается 44 утверждения, касающиеся различных сторон жизни и отношения к ним. Им необходимо оценить каждое утверждение по бинарной системе « согласен - не согласен» [4].

Результаты

При исследовании особенностей субъективного контроля студентов изучались три основных его показателя (шкалы): общая ин-тернальность, интернальность в области достижений и интернальность в области неудач.

Прежде всего, необходимо отметить, что данные общей интернальности соответствуют среднему уровню выраженности (согласно методике: G-14 = низкий уровень, 15-29 = средний, 3G-44 = высокий). При этом отмечается тенденция к увеличению общей интер-нальности от 1 курса к 5. На 1 курсе она составила 26,2±6,4; на 3 курсе - 26,5±4,7; на 5 курсе - 26,9±6,2.

Интернальность в области достижений и интернальность в области неудач также соответствует среднему уровню выраженности (согласно методике: G-4 = низкий уровень, 5-В = средний, 9-12 = высокий). При этом также отмечается тенденция к росту этих показателей в процессе обучения в вузе. Интерналь-ность в области достижений составляет: на 1 курсе 7,2±2,4; на 3 курсе - 7,4±1,9; на 5 курсе -7,4±2,3. Интернальность в области неудач соответственно: на 1 курсе 6,5±2,G; на 3 курсе -7,G±2,G; на 5 курсе - 7,3±2,2.

При изучении гендерных (половых) показателей интернальности юношей и девушек выявлены значимые различия в динамике общей интернальности в процессе обучения. Так, у юношей этот показатель составляет: на 1 курсе 25,6±8,6; на 3 курсе - 28,2±4,6; на 5 курсе -28,2±6,8. У девушек общая интернальность соответственно: на 1 курсе 26,8±4,4; на 3 курсе - 24,8±4,9; на 5 курсе - 25,6±5,6. Данные общей интернальности свидетельствуют о повышении в процессе обучения этого показателя у юношей и колебании - у девушек.

Интернальность в области достижения у юношей составляет: на 1 курсе 7,2±2,7; на 3 курсе - 8,0±1,8; на 5 курсе - 7,7±2,7. У девушек - на 1 курсе 7,2±2,0; на 3 курсе - 6,7±2,0; на 5 курсе - 7,7±2,7. Данные интернальнос-ти в области достижений свидетельствуют о его колебании как у юношей, так и у девушек. При этом выявляются значимые различия его на 3 курсе.

Интернальность в области неудач у юношей составляет: на 1 курсе 5,8±2,6; на 3 курсе - 7,3±2,0; на 5 курсе - 7,4±2,1. У девушек: на 1 курсе 7,1±1,4; на 3 курсе - 6,6±1,9; на 5 курсе -7,2±2,3. Данные интернальности в области

неудач свидетельствуют о его повышении в процессе обучения у юношей и колебании - у девушек. При этом выявляются значимые различия этого показателя на 1 курсе.

Данные исследования субъективного контроля представлены в таблице 1 и 2.

Обсуждение

Анализ полученных данных по отдельным шкалам субъективного контроля студентов необходимо проводить с учетов их психологической сущности.

1. Шкала общей интернальности. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не

Показатели интернальности студентов

Таблица 1

Шкалы Курсы

1 курс 3 курс 5 курс

Общая интернальность 26,2±6,4 26,5±4,7 26,9±6,2

Интернальность в области достижений 7,2±2,4 7,4±1,9 7,4±2,3

Интернальность в области неудач 6,5±2,0 7,0±2,0 7,3±2,2

Гендерные показатели интернальности студентов

Таблица 2

Шкалы Пол Курсы

1 курс 3 курс 5 курс

Общая интернальность Юноши 25,6 ± 8,6 28,2 ± 4,6 28,2 ± 6,8

Девушки 26,8 ± 4,4 24,8 ± 4,9* 25,6 ± 5,6*

Интернальность в области достижений Юноши 7,2 ± 2,7 8,0 ± 1,8 7,7 ± 2,7

Девушки 7,2 ± 2,0 6,7 ± 2,0* 6,9 ± 2,2

Интернальность в области неудач Юноши 5,8 ± 2,6 7,3 ± 2,0 7,4 ± 2,1

Девушки 7,1 ± 1,4* 6,6 ± 1,9 7,2 ± 2,3

Приложение: * - р<0,05.

считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач . Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Полученные результаты исследования интернальности студентов можно объяснить тем, что поступление в вуз и сам процесс обучения требуют от студента настойчивости, упорства, хорошей работоспособности, самостоятельности, уверенности в своих силах. Молодые люди начинают сознавать, что события в их жизни явились результатом их собственной деятельности, они чувствуют свою ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Однако у студентов разных курсов показатели по шкале интернальности неодинаковы. Уровень субъективного контроля не является величиной постоянной: он может изменяться в зависимости от ситуации.

Из многочисленных факторов, влияющих на уровень субъективного контроля, на первый план следует поставить уровень социальнопсихологической адаптации студента [7].

Качество социально-психологической адаптации студента-медика определяется принятием себя как носителя новой социальной роли - студента медицинского вуза, как члена студенческой группы и как будущего специа-листа-медика с глубоким осмыслением социальной ответственности за результаты не только собственного интеллектуального труда, но и качество учебы своих товарищей.

Проблемы, возникающие в процессе адаптации, ведут к тому, что уровень субъективного контроля у студентов изменяется. Можно выявить ряд закономерностей изменения показателей интернальности.

На первом курсе молодой человек сталкивается с новыми для него системой обучения и социальной средой, изменяется сам образ жизни. Это вносит изменения в психологическую структуру личности, вызывает повышенную напряженность, затрудняет процесс адаптации и обусловливает низкую относительно более старших курсов общую ин-тернальность студентов.

На третьем и пятом курсах отмечается тенденция к повышению как общей интер-нальности, так и интернальности в области достижений и неудач. Эти изменения взаимообусловлены как успешным процессом социально-психологической адаптации студентов, так и их успешным личностным развитием.

Гендерный анализ полученных данных свидетельствует о преобладании интерналь-ного локуса контроля у юношей практически по всем изучаемым шкалам. Исключение составляет общая интернальность и интерналь-ность в области неудач у юношей 1 курса. Это согласуется с имеющимися в литературе данными [1].

Это может быть обусловлено сложностью социально-психологической адаптации юношей при переходе из одной образовательной системы (школы, гимназии) в другую (университет).

Учитывая нацеленность юношей на результат учебной деятельности, по которой о них судят как о мужчинах, можно объяснить и преобладающую тенденцию к повышению интер-нальности у юношей в процессе обучения.

Рост интернальности у юношей подтверждается ранее выявленными гендерными особенностями копинг-поведения (поведения, способствующего совладанию с трудными жизненными ситуациями) студентов-медиков [6].

Юношам для достижения успеха в учебе необходима мобилизация собственных ресурсов при постоянной нацеленности на результат. Девушки-студентки при обучении используют более широкий набор стратегий и стилей совладания. При этом они активно используют социальную поддержку.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) процесс социально-психологической адаптации оказывает психокоррекционное воздействие на личность студентов-медиков через повышение интернальности;

2) обнаружены более высокие показатели интернальности у юношей, а также выявлена тенденция к повышению интернальнос-ти у них в процессе обучения;

3) методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (УСК) можно

использовать в работе психологической службы для мониторинга процесса социально-психологической адаптации студентов-медиков, а также на практических занятиях по курсу «Основы психологии и педагогики».

Литература

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. -

СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание /

Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

3. Муздыбаев, К. Локус контроля личности / К. Музды-

баев // Психология ответственности. - Л.: Наука, 1988.

- С. 43-89.

4. Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Ре-

ан. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.

5. Секун, В. М. Психологическая активность / В. М. Се-

кун. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1996. - 279 с.

6. Церковский, А. Л. Копинг-поведение студентов меди-

цинского вуза / А. Л. Церковский // Вестник ВГМУ.

- 2007. - Т. 6, № 3. - С. 118-127.

7. Церковский, А. Л. Социально-психологическая адап-

тация студента-медика и копинг-стратегии / А. Л. Церковский // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. мат. 60 науч. сессии сотрудников ун-та, посвящ. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Витебск: ВГМУ, 2005. - С. 697-699.

8. Rotter, J. Social problems and misconception related to

the construct of internal versus external control of reinforcement / J. Rotter // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1981. - Vol. 43. - P. 56-67.

Поступила 05.03.2010 г. Принята в печать 06.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.