Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СИНХРОНИСТОК ПО СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКЕ'

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СИНХРОНИСТОК ПО СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / МЕТОД / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / УПРАЖНЕНИЕ / ТЕСТЫ / ГАНТЕЛЬ / МЕДБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмедова Г.И.

Ушбу мақолада синхрон сузиш спорти билан шуғилланувчи ёш спортчиларнинг координация қобилиятларини ривожлантириш зарурлигини кўрсатилган. Бунинг учун барча тамойиллар ва усулларни ҳисобга олган ҳолда турли техника ва усулларга мурожаат қилиб, муаммога мос келадиган шароитларни яратиш муҳим саналади.В данной статье показана необходимость развития координационных способностей юных спортсменов, занимающихся синхронным плаванием. Для этого необходимо создать подходящие для задачи условия, применяя различные методы с учетом всех принципов.This article shows the need to develop the coordination skills of young athletes involved in synchronized swimming. For this, it is necessary to create conditions suitable for the problem, applying various techniques and methods, taking into account all principles and methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СИНХРОНИСТОК ПО СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКЕ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Tursunov A T 2021 Automated farm management system in Uzbekistan IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 723 (2021) 032036

28. Ilhamov Kh Sh, Narzullaev D Z, Ilyasov Sh T, Abdurakhmanov B A and Shadmanov K K 2021 Model of a turbulent flow of a two-phase liquid with an uneven distributed phase concentration in a horizontal pipe OP Conf. Series: Materials Science and Engineering 1047 012021

29. Ilhamov K S, Arifjanov A M, Narzullaev D Z, Abdurakhmanov B A 0tb Shadmanov K K 2021 Determination of the formation model of the phase concentration field along the section of the turbulent flow of hydrotransport using information technologies Journal of Physics: Conference Series 2001(1) 012010

30. Atabekov I 2021 Numerical models of earthquake mechanism. Geodesy and Geodynamics 12(2) 148-154

31. Atabekov I 2021 Experience of Modeling the Seismotectonic Flow of the Earth's Crust in Central Asia. Izvestiya, Physics of the Solid Earth 57(1) 110-119

32. Atabekov I 2020 Earth Core's stresses variation in Central Asian earthquakes region. Geodesy and Geodynamics 11(4) 293-299

33. Khasanovich N A, Bakirovich A B, Primovich J G, ...Khamdamjanovna M M and Fakhriyevna U Z 2021 The algorithm for selection of symptom complex of ischemic heart diseases based on flexible search Journal of Cardiovascular Disease Research 11(2) pp 218-223

34. Nishanov A K, Akbaraliev B B and Djurayev G P 2020 A symptom selection Algorithm based on classification errors International Conference on Information Science and Communications Technologies ICISCT 2020 9351481

35. Nishanov A K, Djurayev G P and Khasanova M A 2019 Improved

algorithms for calculating evaluations in processing medical data Compusoft 8(6) pp 3158-3165

36. Nishanov A K, Turakulov A K and Turakhanov K V 1999 A decisive rule in classifying diseases of the visual system | Reshaiushchee pravilo dlia klassifikatsii patologii zritel'noi sistemy Meditsinskaia tekhnika 4 pp 16-18

37. Nishanov A Kh, Turakulov Kh A and Turakhanov Kh V 1999 A decision rule for identification of eye pathologies Biomedical Engineering 33(4) pp 178-179

38. Nishanov A Kh, Djurayev G P and Khasanova M A 2020 Classification and feature selection in medical data preprocessing Compusoft 9(6) pp 3725-3732

39. Nishanov A Kh, Akbaraliev B B, Juraev G P, Khasanova M A, Maksudova M Kh and Umarova Z F 2020 The algorithm for selection of symptom complex of ischemic heart diseases based on flexible search Journal of Cardiovascular Disease Research 11(2) pp 218-223

40. Davronbek Narzullaev, Alisher Tursunov, Nodira Samigova, Uktam Tursunov and Kamoliddin Shadmanov 2021 Methods for assessing risk factors to the health of highly qualified athletes E3S Web of Conferences 284 01010

41. Umarov J, Kerimov F, Toychiev A, Davis N and Osipova S 2019 Association of the 25(OH) Vitamin D status with upper respiratory tract infections morbidity in water sports elite athletes Journal of Sports Medicine and Physical Fitness 59(12) pp 2058-2065

42. Верхошанский Ю.В. и др. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом. // Теор. и практ. физ. культ., 1982, 1, 14-19.

Преподаватель Г.И. АХМЕДОВА1

:Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан,

Информация для связи с автором:

twinety@mail.ru

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СИНХРОНИСТОК ПО СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКЕ

Аннотация

Annotation

В данной статье показана необходимость развития координационных способностей юных спортсменов, занимающихся синхронным плаванием. Для этого необходимо создать подходящие для задачи условия, применяя различные методы с учетом всех принципов.

Ключевые слова: координация, метод, игровые методы, упражнение, тесты, гантель, медбол.

Ушбу маколада синхрон сузиш спорти билан шутилланувчи ёш спортчиларнинг координация кобилиятларини ривожлантириш зарурлигини курсатилган. Бунинг учун барча тамойиллар ва усулларни хисобга олган холда турли техника ва усулларга мурожаат килиб, муаммога мос келадиган шароитларни яратиш мухим саналади.

Калит сузлар: координация, усул, уйин усули, машцлар, тест, гантел, медбол This article shows the need to develop the coordination skills of young athletes involved in synchronized swimming. For this, it is necessary to create conditions suitable for the problem, applying various techniques and methods, taking into account all principles and methods.

Key words: coordination, method, game methods, exercise, tests, dumbbell, medicine ball.

Актуальность. Специфика синхронного плавания требует от спортсменов определенного уровня развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости.

В настоящее время, ввиду постоянного усложнения упражнений, наблюдаемого практически в каждом виде спорта, к спортивному мастерству стали предъявляться повышенные требования. В синхронном плавании также можно отметить, что упражнения становятся все сложнее и быстрее. Именно поэтому развитие координационных способностей у детей 8-10 лет является важной и актуальной задачей.

Цель исследования: оценить компоненты раз-

вития координационных способностей в разных возрастных группах. Сравнить показатели в ходе тестирования. Дать сравнительную характеристику физической и психологической подготовки.

Задача работы:

1. Исследовать влияние координационных способностей на функциональную, психомоторную и эмоциональную системы организма занимающихся;

2. Обобщить средства и методы развития координационных способностей;

3. Подобрать наиболее информативные средства и методы развития координационных способностей.

Научная новизна: Развитие координационных

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

со см о см

го га

0

ю

1

способностей является показателем двигательной активности и уровня физической подготовленности, разъясняющий его роль и значение. Что определяет уровень подготовки, выраженных физических и психических свойств и возможностей.

Практическая значимость. Разработанная методика тестирования, контрольные методы рекомендуются для оценки эффективности тренировочного процесса. А специально подобранный комплекс упражнений служит для выявления и развития способностей.

Методика и организация исследования.

Место и роль координационных способностей в управлении движениями человека: под двигатель-но-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и наиболее совершенно, решать двигательные задачи. Проявление координационных способностей зависит от:

Способности человека к точному анализу движений, деятельность анализаторов и особенно, двигательного.

Сложности двигательного задания и уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.).

Смелости и решительности; возраста и общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Выполнение координационных упражнений планируется на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Методические приемы и методы воспитания координационных способностей: для развития координационных способностей используются методы:

1. Стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения.

2. Игровой и соревновательный.

• изменение исходных и конечных положений, и изменение способов выполнения действия (бег вперед, спиной, боком);

• зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках, выполнение спортивных элементов не ведущей конечностью и т.п.) и выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений и кувырков);

• выполнение упражнений с исключением зрительного контроля (с закрытыми глазами).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды, преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых технико-тактических действий.

Игровой метод - выполнение упражнений в ограниченное время, в определенных условиях, определенными двигательными действиям.

Например, спортсмены идут по кругу. Когда тренер хлопает в ладоши один раз, спортсмены должны

остановиться и принять позу «Аиста» - стоять на одной ноге, согнув колени, руки в стороны. Когда тренер хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют игру. Если кто-то из спортсменов не показывает правильные позы, то этот спортсмен выходит из игры.

В качестве методов используют следующее:

Пространства и усилий, воспроизведение их по заданиям;

Метод контрастных заданий и метод сближаемых заданий.

Суть метода контрастного задания состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, поднимание ног с касанием пола за головой и до угла 90° и 45°.

Форма занятий: Структура процесса обучения для достижения наилучшего исполнения.

1. Слуховое внимание, сравнение и сопоставление; попытка воспроизведения, мысленное воспроизведение движения.

2. Новые попытки воспроизведения (повтор действий), обобщение, зрительных, слуховых двигательных впечатлений и теоретическое значение; введение понятий о явлении и объяснении его механизма по принципу наглядности, достижение искомого качества в собственном исполнении.

3. Исполнение на основе самоконтроля, совершенствование собственной двигательной деятельности.

Оценка координационной подготовленности: Компоненты - анализ литературных источников, тестирования, статистические данные.

Методы уровня координационной подготовленности: Метод произвольный (импровизация) и метод структурированный.

Также применяются:

• технические средства (упражнения, комбинации, игры и т. д.);

• средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся (пример тренера, квалифицированного спортсмена, просмотр видеоматериалов, участие в соревнованиях);

• средства, вводящие в обстановку обучения (ориентиры);

• средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях, специально созданные условия.

Основные положения стабилизации координационной подготовленности: Методы и методические приёмы делятся:

Метод психоанализа.

Метод устранения ошибок.

Результаты исследования:

Тесты для определения уровня развития координационных способностей.

Все занятия были подчинены единым принципам построения, различающиеся по степени сложности с учётом возрастных и половых особенностей занимающихся, их физической подготовки.

48

www.fansports.uz

№2-2023

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Тест № 1

Упражнения сложно координационной направленности:

1. Равновесие на правой (левой) ноге, переворот правым (левым) боком, ускорение 10 м, кувырок вперед, поворот, кувырок назад.

2. Встать, прыжок на 360°.

3. Передвигаясь в обратном направлении опорный прыжок ноги врозь после 3-х шагов разбега.

4. Ускорение до лицевой линии.

Таблица 1

Норма выполнения упражнений сложно координационного характера

Время, затраченное на изучение Время выполнения Количество повторений

3-5 мин. 2 мин. (ст. гр.) 18-20 с. мл. гр. 16-17 с ст. гр. 3-4 раза

Тест № 2

Изменение скорости и смена мест занятий с изменением площади пространства. Наблюдение за реакцией и ориентировкой занимающихся выявляется следующее - уровень перестройки деятельности, ориентировка, количество допущенных ошибок, внимание:

1. Круг руками: правая - вперед, левая - назад.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Смена рук, ходьба на месте: правая рука за голову, левую - вперед, кисть зажата в кулак.

3. Поочередная смена рук: правая - вверх, левая -вниз, поворот на 360°, подъем махом вперед правой (левой) ногой с одновременным наклоном головой вправо, влево.

Вычисляется количество допущенных ошибок, остановок, технических недочётов, время, затраченное на запоминание движений, проявление творческой инициативы.

Рисунок1.Динамикакоординационных способностей

Тест № 3

Выполнение упражнений с передвижением по разным направлениям. Измеряется точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники.

Данный тест основан на уменьшении последовательности выполнения упражнений. При таком подходе определяется уровень подготовленности учащихся на основании степени освоения движений.

В течение нескольких секунд занимающийся должен понять и прореагировать на соответствующие

жесты и указания, вспомнить похожие ситуации и инструкции о том, что делать, как выбрать правильную стратегию и, наконец, на основании обратной связи определить, правильно или неправильно выполнено упражнение.

Тест № 4

Примерные упражнения сложно координационного характера

И. п. - стойка в выпаде на правую ногу, левая рука за голову, правая рука за спину.

1-2 - Прыжок, левую ногу согнуть вперёд, руки вверх.

3-4 - Шаги вперед, руки на пояс.

5-6 - Прыжок ноги врозь - ноги вместе, руки в стороны, руки вверх.

7-8 - Поворот на 180°.

1 - Правая нога вперёд, руки согнуть вперёд.

2 - Смена ног, руки вниз.

3-4 - Шаги на месте.

1 - Поворот на 360° на правой ноге вправо, левую руку на колено левой ноги.

2 - Левую ногу выпрямить влево, носок на себя.

3 - Левую назад скрестно, руки в перёд.

4 - Мах правой вправо, руки вниз в замок.

5-6 - Подскок ноги врозь - вместе, руки в стороны, вверх, вниз.

7-8 - Два шага назад.

Учитывается степень освоения движениями по времени, затраченном на выполнении задания, точность, степень уверенности (в процентном соотношении).

Примерные упражнения для развития координационных способностей:

1. Бег по ориентирам с выполнением определенных заданий.

1. Ориентир - в верхнем углу площадки остановка, присед - выпрыгивание с поворотом на 180° или 360°> упор лёжа - жим> поворот в упоре вправо - жим. Бег по диагонали - с высоким подниманием бедра -спиной вперёд.

2. Ориентир - упор лёжа, переступанием стопами вокруг кистей рук.

3. Ориентир - бросок меча в отметку, подбор, возращение на исходную позицию.

4. Ориентир - бег по скамейке.

5. Ориентир - лазанье по Шведской стенке - одно подтягивание - соскок.

2. Изменение направления.

Выполнение различных упражнений для рук, ног и туловища в движении и на месте, по сигналу учителя- ускорение в противоположную сторону. Например, если ученик стоит лицом по направлению передвижения, то поворачивается и бежит в противоположную сторону.

3. Выполнение упражнений с разной скоростью по сигналу тренера.

Прыжковые, беговые упражнения и т.д.

4. Упражнения с разными предметами по весу, размеру и форме.

Мячи (мед-бол), гантели (0,5 - 1кг.), доски.

со см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Вывод: Решая проблему развития координационных способностей, необходимо работать над осмысленностью на основе выделения логических вершин; добиваться стабильности и вариативности двигательных действий. Опережающее отражение действительности, происходит в виде ярких представлений. Двигательная реакция и восприятие должны "протекать" одновременно.

Заключение: за время исследования, спортивные результаты учащихся явно улучшились за счёт формирования осознанной потребности в развитии координации. Учащиеся научились снимать стрессовые состояния, регулировать общее состояние организма.

В ходе исследования выявлено следующее:

В процессе развития у занимающихся сложилось правильное представление о распределении мышечных сокращений.

Дети научились быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствие с уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуацией.

Учащиеся правильно и вовремя использовали способы саморегуляции, благодаря чему повысился

уровень активации, концентрации и распределения внимания. В результате чего произошла реализация потенциальных возможностей учеников.

Данная работа показала, что необходимо развивать координационные способности. Для этого необходимо создавать сообразные данной проблеме условия, прибегая к различным приёмам и методам, учитывая все принципы и методы.

Литература:

1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие [Текст] / И.Е. Аверина. - М.:3-е изд. Айрис-пресс, 2007. - 144 с.

2. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук И. А. Винер; СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СП. [Текст] / И. А. Винер. - М., 2003.

3. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Автореф.дис. канд.пед.наук [Текст] / Ж. С. Горбачева. - М.: СП.ГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СП., 2000.

4. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст] / Г. П. Гусев. - М., 2004.

5. Женская гимнастика под ред. Л. Лансон. [Текст] / Л. Лансон. - М., 1976.

6. Зуев, В.Н. Итоги исследования и методологические предпосылки совершенствования управления системой спортивного соревнования / Зуев В.Н. //Современные проблемы физической культуры и спорта: за качество подготовки и профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта: Материалы очно-заоч. науч. конф. 25 лет ФПК МГАФК [Текст] / В. Н. Зуев. - М., 2004.

Педагогика фанлари буйича фалсафа доктори (PhD) Б.А. ИШИМОВ1

Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчик шадри, Узбекистан

Муаллиф билан богланиш учун:

info@jtsu.uz

СУЗУВЧИЛАРНИНГ ПОРТЛОВЧИ КУЧ ЦОБИЛИЯТИНИ АНИ^ЛАШ

Аннотация

Annotation

В данной статье рассматривается вопрос совершенствования методики развития силовой подготовленности ног юношей пловцов брассистов в программе тренировок.

Ключевые слова: Контрольные тесты, способ брасс, экспериментальная группа, контрольная группа, педагогический анализ.

Ушбу маколада усмир ёшидаги сузувчиларнинг брасс усулидаги машгулотлар дастурига оёк кучи тайёргарлигини ривожлантириш услубиятини такомиллаштириш масаласи ёритилиб берилган.

Калит сузлар: назорат тестлари, брасс усули, тажриба гурууи, назорат гурууи, педагогик кузатув.

In this article, the methodology for the development of strength readiness among young men specializing in swimming training has been improved and introduced.

Key words: Control tests, way breaststroke, experimental group, control group, pedagogical observation.

CO CM О CM CM

CO

та t

0 ci w

1

с to

Долзарблиги. Жадонда спорт амалиёти ва спорт содасидаги катор илмий тадкикотлар сузиш спортида юкори натижаларга эришишда узига хос морфологик хусусиятлар, юкори даражадаги жисмоний ва психологик кобилиятлар, юкори техник ва тактик мадорат дамда тайёргарлик жараёнларини тугри ташкил килиш ва бошкариш катта адамиятга эга эканлигини курса-тади. Бундай узига хос кобилиятлар мажмуасининг барча шугулланувчиларда кузатилмаслиги иктидорли спортчиларни аниклаш ва уларни йуналтириш дамда сузувчиларнинг тайёргарлик жараёнини шугулланув-чиларнинг ёши ва биологик ривожланишига боглик долда ташкил килиш муаммолари накадар мураккаб-лигидан далолат беради.

Республикамизда юксак маданиятга эга бул-ган дар томонлама етук дамда жисмонан соглом инсонни шакллантириш максадида, адолининг жисмоний тарбия ва спорт содасида малака ва билимларини орттиришга каратилган устувор йуналишларни белгилаш, иктидорли спортчиларни танлаб олиш жараёнига инновацион воситалар ва усулларни жорий этиш максадида амалга оши-рилган ишлари. Х,озирги кунда жамиятнинг ишти-моий ва иктисодий эдтиёжларини дисобга олган долда мактаб укувчиларининг жисмоний тарбия-сига оид муаммолар кескин юзага кела бошлади. Ёшларимизнинг спорт содасида эришган улкан ютуклари мамлакатимизда амалга оширилаётган

50

www.fansports.uz

№2-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.