Научная статья на тему 'Уровень и качество усвоения предмета музыки, закрепление памяти и способности учащихся'

Уровень и качество усвоения предмета музыки, закрепление памяти и способности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
краткосрочная память / долгосрочная память / информация / связанная с музыкой / мелодия / способности учащихся

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

Музыкальная память относится к способности запоминать информацию, связанную с музыкой, такую как мелодическое содержание и другие прогрессии тонов или тонов. Различия, обнаруженные между лингвистической памятью и музыкальной памятью, привели исследователей к теории, что музыкальная память кодируется иначе, чем языковая, и может составлять независимую часть фонологического цикла. Память как индивидуально-психологическое свойство личности, не просто создающее возможности для чего-либо, как способности, но имеющее самостоятельную ценность. Целесообразно изучать музыкальную память в ряду музыкальных способностей, что также принято в психологии музыкальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень и качество усвоения предмета музыки, закрепление памяти и способности учащихся»

Уровень и качество усвоения предмета музыки, закрепление памяти и способности учащихся

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Музыкальная память относится к способности запоминать информацию, связанную с музыкой, такую как мелодическое содержание и другие прогрессии тонов или тонов. Различия, обнаруженные между лингвистической памятью и музыкальной памятью, привели исследователей к теории, что музыкальная память кодируется иначе, чем языковая, и может составлять независимую часть фонологического цикла. Память как индивидуально-психологическое свойство личности, не просто создающее возможности для чего-либо, как способности, но имеющее самостоятельную ценность. Целесообразно изучать музыкальную память в ряду музыкальных способностей, что также принято в психологии музыкальной деятельности.

Ключевые слова: краткосрочная память, долгосрочная память, информация, связанная с музыкой, мелодия, способности учащихся

The level and quality of mastering the subject of music, consolidation memory and ability of students

Nurali Nemat ugli Islamov Turkistan Innovation University

Abstract: Musical memory refers to the ability to remember music-related information such as melodic content and other tone or tone progressions. The differences found between linguistic memory and musical memory have led researchers to the theory that musical memory is encoded differently from language memory and may form an independent part of the phonological cycle. Memory as an individual psychological property of a person, not only creating opportunities for something, as abilities, but having an independent value. It is advisable to study musical memory in a number of musical abilities, which is also accepted in the psychology of musical activity.

Keywords: short-term memory, long-term memory, music-related information, melody, students' abilities

Музыкальная память - это термин, которым обозначают способность музыканта запоминать и подбирать мелодии по памяти. Это очень важный навык, которым должен обладать любой гитарист, клавишник и кто бы то ни было, связанный с игрой на инструменте. Сюда включается как мышечная, так и мелодическая, а также интервальная память. В данной статье мы подробно разберем каждый аспект этой области, дадим практические советы и поможем добиться максимальной отдачи от вашей памяти. Итак, музыкальная память относится к способности запоминать информацию, связанную с музыкой, такую как мелодическое содержание и другие прогрессии тонов или тонов. Различия, обнаруженные между лингвистической памятью и музыкальной памятью, привели исследователей к теории, что музыкальная память кодируется иначе, чем языковая, и может составлять независимую часть фонологического цикла.

Краткосрочная память - это тип, который может вместить в себя от 5 до 9 аспектов одновременно, и сохраняет их в голове на протяжении примерно 30 секунд. Данный тип подходит для тех, кто играет с листа, без предварительной подготовки, однако для тех, кто хочет запоминать мелодии хорошо, он не подходит совершенно точно.

Долгосрочная память - ключ к тому, как развить музыкальную память. Это тот самый тип, который запоминает события, произошедшие несколько лет назад, а также позволяет запомнить материал, выученный очень давно. Именно эту область мы и будем тренировать в нашем случае.

Самый распространенный тип, на который опирается большая часть гитаристов и музыкантов. Она прекрасно подойдет в таком аспекте, как запоминание аккордов на любом инструменте. Ее суть заключается в том, чтобы довести все позиции до максимального автоматизма, когда вам не придется задумывать и анализировать, какой палец куда ставить. Рука будет сама делать все за вас. Даже если вы по какой-то причине не сможете брать гитару в руки на протяжении долгого времени, вы все равно сможете все вспомнить, пусть на это даже уйдут некоторые усилия. Мышечная память на инструменте во многом схожа с ездой на велосипеде - один раз обучившись вы никогда не забудете, как это делается.

Развить мышечную память можно долго повторяя и делая упражнения на инструменте. Таким образом вы заставите мышцы, а не мозг запоминать все движения, и в дальнейшем он будет считать логичным простроить их именно так. А из-за специфики расположения нот на гитаре это будет только играть нам на руку.

Однако не стоит полагаться на нее полностью. Виды музыкальной памяти не ограничиваются одной только мышечной. Это чистая автоматизация, которая

He no3Bo.HT BaM noHHMaTb, KaK cTpouTca My3MKa, KaK oHa coHHHaeTca h npou3BogHTca. Пoэтoмy HapaBHe c MHmqaMH BaM ctoht pa3BHBaTb h Mo3r.

KoH^nTyanbHaa naMaTb cTpoHTca Ha tom, KaK My3biKa paöoTaeT. KaKHe hotm coHeTaroTca Me^gy coöoh, KaKHe cTyneHH cyrn,ecTByroT, KaK BbicrpaHBaTb rapMoHuro h TaK ga.ee. OHa pasBHBaeTca To.bKo ogHHM nyTeM - pa3yHHBaHHeM My3MKa.bHoH Teopuu h co.b^eg^uo.

Bu3ya.bHaa naMaTb öo.bme aKTya.eH g.a Tex, kto npuBMK HHTarb hotm c .ucTa. Pa3BHTue My3MKa.bHoH naMaTH этoгo Tuna HeBo3Mo^Ho 6e3 3HaHHa hot -HHane bm npocTo pucKyeTe HHHero He noHaTb h He 3anoMHHTb. BaM noTpeöyeTca BMynuTb hx h noc.e этoгo HayHHTbca HHTaTb c .ucra. BroyanbHaa naMaTb paöoTaeT TaKHM oöpa3oM, hto bm 3anoMHHaeTe KapTHHKoH Ka^gbifi H3 .hctob, h noc.e этoгo Bocnpou3BoguTe ero H3 ro.oBM. KpoMe Toro, ö.arogapa HoTaM bm 3anoMHHaeTe, KaK gBHraroTca hotm - BBepx h.h bhh3, h ucxoga H3 rapMoHHH mo^ho npegyragaTb, KaKaa H3 hot öygeT c.egyrom,eö.

EcTb ern,e ogHH Tun BH3ya.bHoH naMaTH, öo.bme noMorarornufi K.aBumHHKaM. oh 3aK.ronaeTca He b tom, htoöm 3anoMHHaTb hotm, ho 3anoMHHTb pacno.o^eHue pyK Ha HHcTpyMeHTe. Ee mo^ho pa3BHTb TeM ^e caMMM cnocoöoM, hto h BH3ya.bHyro naMaTb c .ucTa. Ctoht cKa3aTb, hto этa naMaTb Mo^eT pasBHBaTbca h g.a gpyrux HHcTpyMeHToB, ogHaKo этo öygeT öo.ee c.o^ho.

OoTorpa^HHecKaa naMaTb BbiraagHT ogHHM H3 .yHmux BugoB My3MKa.bHoH naMaTH. B Teopuu - ga. Bm cMoTpuTe Ha .hct ogHH pa3 - h noc.e этoгo urpaeTe Bce TaK, c.obho yHH.H Bcro ^H3Hb. ^a, этo KpyTo. npoö.eMa b tom, hto .rogefi c TaKHMH TanaHTaMH nonpocTy He cym,ecTByer.

C.yxoBaa My3MKa.bHaa naMaTb, этoт Tun naMaTH onupaeTca Ha Bam HaBMK 3anoMHHaTb h Bocnpou3BogHTb Me.oguu. 3to KpaHHe э^^eктнвнмн Bug npu nogöope KaKHx-.HÖo neceH, a TaK^e npu Bocnpou3BegeHHH h oöbacHeHHH My3MKH. OgHH H3 Hauöo.ee npocTMx cnocoöoB pa3BHTb ero - этo neTb Me.oguu.

OgHaKo nocKo.bKy My3MKa.bHaa naMaTb npegcTaB.aeT coöoh, noMHMo cnocoÖHocTH, пpoцecc, oöecneHHBarorn,HH My3MKa.bHoe oöyHeHue h My3MKa.bHo-ucno.HHTe.bcKyro geaTe.bHocTb, mm paccMoTpuM ee b HecKo.bKo öo.ee mupoKoM acneKTe, HeM npoHue My3MKa.bHbie cnocoÖHocTH.

naMaTb b oörn,encHxo.orHHecKoM 3HaHeHHH - этo cnocoÖHocTb k Bocnpou3BegeHuro npom.oro onMTa, aB.arorn,aaca ogHHM H3 ochobhmx cbohctb ^HrpanbHon HepBHofi cucTeMM. naMaTb Bbipa^aeTca b cnocoÖHocTH g.HTe.bHo xpaHHTb нн$opмaцнro o coÖMTHax BHemHero Mupa h peaкцнax opraHH3Ma Ha hhx, a TaK^e MHoroKpaTHo BBogHTb ee b c^epy co3HaHHa h noBegeHHa. Bbige.aroT пpoцeccм 3anoMHHaHHa, coxpaHeHHa h Bocnpou3BegeHHa, BK.roHarom,ero y3HaBaHue, BocnoMHHaHue h coöcTBeHHo npunoMHHaHue. Pa3.HHaroT naMaTb

произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную.

Память как свойство нервной системы закладывается в виде задатка, который присущ всем психически здоровым людям без исключения. На процессах, связанных с памятью, базируется вся деятельность человека, и различия в памяти как способности вызываются не наличием или отсутствием данного задатка, а его качественным своеобразием и степенью развитости. Иначе говоря, память поддается развитию в очень высокой степени, хотя природная предрасположенность к ее развитию у разных людей различна.

Особой музыкальной памяти, принципиально отличающейся от памяти, используемой в других видах деятельности, не существует. Музыкальная память представляет собой комбинацию видов памяти, используемых и в другой деятельности, а ее своеобразие состоит в компоновке и принципах использования различных видов памяти. В музыкальной памяти задействованы: конструктивно-логическая память; эмоционально-образная память; слуховая память; зрительная память; моторная память.

Все эти виды памяти могут выступать в различных комбинациях, причем от удельного веса использования каждого из них может зависеть качество запоминания - его долговременность, точность и прочность, а также возможность быстрого припоминания - например, в ситуации концертного выступления. Поскольку у каждого человека в задатках заложено собственное индивидуальное сочетание предрасположенности к разным видам памяти, то в результате можно сказать, что музыкальная память у каждого неповторима. Однако имеются и общие закономерности.

Самый прочный результат дает запоминание музыкального текста посредством конструктивно-логической памяти, часто в сочетании со зрительной. Человек, логически (зрительно-логически) запомнивший музыкальный текст, будет помнить его долго, вспоминать быстро, а в ситуации концертного выступления ему будут не страшны никакие случайности. Даже если что-то нарушит безошибочность исполнения, логически выученный текст возникнет перед мысленным взором играющего, и исполнение будет успешно продолжено (максимум неприятностей - небольшая заминка).

Отрицательная сторона такого запоминания - его длительность, сложность и громоздкость. Для того чтобы таким образом выучить, к примеру, фортепианную сонату Бетховена, необходимо совершить усилия, приблизительно равные выучиванию наизусть крупного прозаического текста -

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 366 [М^^^И

повести или poMaHa. Пoдoбнo тому, KaK пpoзaичecкиe TeKcTbi в TaKoM мacштaбe никто He учит, npaKTmecKM He вcтpeчaeтcя в чиcтoм видe лoгичecкoe (зрительно-лoгичecкoe) выyчивaниe нaизycть мyзыкaльнoгo тeкcтa. Музыкельный тeкcт обычно выyчивaeтcя зтачительно более легким и дaжe приятным способом, который мyзыкaнты ^зв^ют «rapa^ до тех пор, пoкa не зaпoмнитcя caмo» (или «пот не станет лень пepeвopaчивaть cтpaницы»). Это становится возможным блaгoдapя преимущественному иcпoльзoвaнию слуховой пaмяти, почти вceгдa -в комбишции с моторной. Тaкoй вид пaмяти имеет нaзвaниe «cлyхoмoтоpнaя тмята». Мyзыкaнты aктивнo используют слухомоторную пaмять по двум пpичинaм: во-первых, слух и моторные способности являются существенными компонентами музыкальных способностей в целом (в отличие от способности к логическому мышлению) и, cлeдoвaтeльнo, присущи в той или иной степени всем профессионально зaнимaющимcя музыкой; во-вторых, cлyхoвaя и моторнэя тмять по caмoй своей природе «cхвaтывaют» текст относительно быстро и без з^чительных усилий. Активность слуховой тмяти определяется тем, что мyзыкa гак искусство имеет звуковую природу.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. БЫепсе and Бё^юп 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Бё^юп 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.