Научная статья на тему 'Формы самовыражения толерантности и противоречие мышления психологии в области музыкальной психофизиологии'

Формы самовыражения толерантности и противоречие мышления психологии в области музыкальной психофизиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
толерантность / мысль / ум / разум / поведения / форма самовыражения / отличия ума и разума / музыкальное восприятие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

В статье раскрывается процесс восприятие психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием. Восприятие не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Память обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Толерантность это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Музыкальное восприятие это целостное отражение средств выразительности, образов, характера музыки, способность чувствовать их красоту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы самовыражения толерантности и противоречие мышления психологии в области музыкальной психофизиологии»

Формы самовыражения толерантности и противоречие мышления психологии в области музыкальной

психофизиологии

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье раскрывается процесс восприятие - психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием. Восприятие - не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Память - обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Толерантность это - способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Музыкальное восприятие это - целостное отражение средств выразительности, образов, характера музыки, способность чувствовать их красоту.

Ключевые слова: толерантность, мысль, ум, разум, поведения, форма самовыражения, отличия ума и разума, музыкальное восприятие

Forms of self-expression of tolerance and contradictions in the thinking of psychology in the field of musical psychophysiology

Nurali Nemat ugli Islamov Turkistan Innovation University

Abstract: The article reveals the process of perception - a mental process that allows you to obtain information about phenomena and objects as a whole, in the totality of their properties, to form their holistic image. Perception ends with recognition. Perception is not just the sum of sensations, but rather the process and result of their processing. Memory is a designation for a complex of cognitive abilities and higher mental functions related to the accumulation, preservation and reproduction of knowledge, skills and abilities. Tolerance is the ability to accept without aggression the thoughts, behavior, forms of self-expression and lifestyle of

another person that differ from one's own. Musical perception is a holistic reflection of the means of expression, images, the nature of music, and the ability to feel their beauty.

Keywords: tolerance, thought, mind, reason, behavior, form of self-expression, differences between mind and reason, musical perception

Тoлepaнтнocть это - cпocoбнocть бeз aгpeccии вocпpинимaть мыали, пoвeдeниe, фopмы caмoвыpaжeния и o6pas жизни дpyгoгo чeлoвeкa, mrapbie oтличaютcя ot co6cTBeHHbix. Вoзниклa тoлepaнтнocть в зaпaднoй цивилизaции Ha peлигиoзнoм ypoBHe. Вoзникнoвeниe этoгo снятия cвязывaют c пoдпиcaниeм HaHTcKoro эдиктa. Мыаль - дeйcтвиe yMa, pa3yMa, paccyдкa. Мыcль - to, 4to явилocь в peзyльтaтe paзмышлeния, идeя. Ум - oбoбщeннaя xapaктepиcтикa пoзнaвaтeльныx вoзмoжнocтeй чeлoвeкa (в oтличиe ot чувств и bo ли), в бoлee узгам cмыcлe - индивидyaльнo-пcиxoлoгичecкaя xapaктepиcтикa мыcлитeльныx cпocoбнocтeй чeлoвeкa.

Оcнoвныe yMa и pasyMa будут в о^дующ^м: Ум пocтaвит цeль, a

pa3yM нacлaдитcя пpoцeccoм ee дocтижeния, aнaлизиpyя пpи этoм cBoe cocimH^. Ум бyдeт дocтигaть цeли любым nyTeM, инoгдa дaжe pиcкyя здopoвьeм, a paзyм бyдeт дeйcтвoвaть, opиeнтиpyяcь Ha явныe пoтpeбнocти. Рaзyм - филocoфcкaя кaтeгopия, выpaжaющaя выcший тип мыcлитeльнoй дeятeльнocти, cnoco6HocTb мыcлить вceoбщe, cnoco6HocTb aнaлизa, aбcтpaгиpoвaния и oбoбщeния.

Рaccyдoк - 4acTb мыcлящeгo шзшния, cnoco6Horo лoгичecки ocмыcлять дeйcтвитeльнocть, no3HaBaTb в пoнятияx вeщи и их oтнoшeния, cnoco6HocTb cocтaвлять cyждeния пpeвpaщaeт вocпpиятия в oпыт пyтём oбъeдинeния их в кaтeгopии. Свoeй этимoлoгиeй вocxoдит к глaгoлy paccyждaть. Ошбый cмыcл тepмин «paccyдoк» пpиoбpёл в филocoфии KaHTa: «paccyдoк - cnoco6HocTb к нayчнoмy пoзнaнию, paзyм - бeзнaдёжныe ycилия филocoфии no3HaTb мир». Дeлeниe мышлeния Ha cтyпeни paccyдкa и paзyмa иcтopичecки имeлo roBecraoe oбocнoвaниe.

Чeлoвeчecкий paзyм oxвaтывaeт rpynny пcиxичecкиx кoгнитивныx пpoцeccoв, тaкиx, гак вocпpиятиe, пaмять, paccyждeниe и т. д. В зaвиcимocти ot Toro, кaк aктивиpyютcя и coeдиняютcя мeждy coбoй нeйpoны в paзличныx oтдeлax мoзгa, нaши yмcтвeнныe или интeллeктyaльныe cпocoбнocти мoгyт быть бoлee или мeнee эффeктивными.

Оcнoвными кoгнитивными cпocoбнocтями являютcя:

Внимaниe нeoбxoдимo для ^ммуни^ции кaк c внeшним, тaк и c шшим внyтpeнним миpoм. 3Ta кoгнитивнaя cnoco6HocTb пoзвoляeт cocpeдoтoчитьcя Ha oкpyжaющиx Hac cтимyлax и дeйcтвoвaть cooтвeтcтвyющим oбpaзoм.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 379 [М^^^И

BocnpuaTue этo - cnocoÖHocTt pa3yMa, c noMorn,tro kotopoh mm Mo^eM TomoBaTt to, hto mm BHgHM, cnamHM, HyBcTByeM, om,ym,aeM c noMorn,tro BKyca h 3anaxa. E.rarogapa BocnpuaTuro mm Mo^eM TpaKToBaTt to, hto Hac oKpy^aeT, a TaK^e BocnpuHHMaTt om,ym,eHHa coöcTBeHHoro Te^a.

naMaTt no3Bo^aeT HaM nono.maTt, xpaHHTt h H3B.neKaTt нн$opмaцнro o tom, hto mm nepe^Hnu h^h BMyHH^H. 3to cnocoÖHocTt 3anoMHHaTt h BcnoMHHaTt.

Bticmue KorHHTHBHMe ^yH^HH, TaKHe, KaK paccy^geHue, no3Bo.naroT HaM cpaBHHBaTt no^yHeHHyro нн$opмaцнro c toh, KoTopaa y Hac y^e HMeeTca, h, TaKHM oöpa3oM, paccy^gaTt, BMgBHraTt runoTe3M h pemaTt 3agaHH.

Кoopgннaцнa этo - cnocoÖHocTt coBepmaTt ToHHMe h ynopagoHeHHMe gBH^eHua. C noMorn,tro кoopgннaцнн mm Mo^eM э$$eктнвнo B3aHMogeficTBoBaTt c oKpy^arorn,HM MupoM.

TunM yMcTBeHHMx npo^ccoB:

no cTeneHH oco3HaHHocTH ncuxuHecKue npo^ccM mo^ho pa3ge^HTt Ha gBe rpynnM:

• Co3HaTe^tHMe пpoцeccм: этo ncuxuHecKue пpoцeccм, KoTopMe mm oco3HaeM, 3HaeM o hhx hhh oTgaeM ceöe othöt b tom, hto ohh npoucxogaT. HanpuMep, BcnoMHHTt nepeg экзaмeнoм npofigeHHyro нн$opмaцнro этo -co3HaTe^tHMH yMcTBeHHMH пpoцecc, nocmntKy b gaHHoM c^yHae g^a ero peaпнзaцнн mm goöpoBo^tHo h co3HaTe^tHo BcnoMHHaeM coxpaHeHHyro нн$opмaцнro.

• Eecco3HaTe^tHMe пpoцeccм: k hhm oTHocaTca Bce ncuxuHecKue npo^ccM, KoTopMe mm coBepmaeM Heoco3HaHHo. EcTt HayHHMe ucc^egoBaHua, KoTopMe goKa3MBaroT, hto c HamHM Te^oM npoucxogaT ^H3uo^orHHecKue H3MeHeHHa (HanpuMep, MeHaeTca TeMnepaTypa) b oTBeT Ha oHeHt KopoTKue эмoцнoнaпtнмe cTHMy^M (MH^^uceKyHgM), KoTopMe mm ga^e He 3aMeHaeM. Пoэтoмy Ham pa3yM pearupyeT Ha TaKHe cTHMy^M, ga^e He nogo3peBaa o6 hx npucyTCTBHH. npuMepoM 6ecco3HaTe^tHoro ncuxuHecKoro пpoцecca aB^aeTca, HanpHMep, Hama peaкцнa Ha peKnaMy, HcnoHt3yrom,yro BHymeHue: mm ga^e Morau He oco3HaTt, hto BHge^H KapTHHKy c H3o6pa^eHueM coKa, ogHaKo Bgpyr HaHHHaeM ucnMTMBaTt ^a^gy h ^e^aHue KynHTt HanHToK.

ncuxuHecKue пpoцeccм - этo yc^oBHoe pa3ge^eHue ncuxuKH Ha cocTaBHMe э^eмeнтм, KoTopMe no3Bo^aroT no3HaBaTt BHemHHH h BHyTpeHHHH MHp. 3to HacTo^tKo cno^HMH ^eHoMeH h o HeM TaK Mano H3BecTHo, hto cyrn,ecTByeT gocTaToHHo MHoro onpege^eHHH h TpaKToBoK этoгo aB^eHHa.

Pa3BHTHe ncuxuHecKHx пpoцeccoв npoucxoguT b koHKpeTHMx yc^oBHax B3aHMogeficTBHa c oKpy^arorn,HM mhpom: ocoöeHHMe cBoficTBa Hamen n^aHeTM, nepexog ot 3hmm k ^eTy, H3MeHeHHe chhm Ta^ecra h MHoroe gpyroe - BMgBHraroT

человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

Восприятие - психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием. Восприятие - не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки.

Память - обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным.

Мышление это - познавательная деятельность человека. Она является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности с точки зрения марксизма. Результатом мышления является мысль.

Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Воображение это - способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств (как, например, события истории.

Представление - воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта (человека); а также психический процесс формирования этого образа. Кроме того, есть соответствующее понятие философии.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Эмоциональные:

Чувства - это субъективные самодостаточные феноменальные переживания. Согласно Психологическому словарю АПА, чувство - это «самостоятельный феноменальный опыт»; а чувства «субъективны, оценочны и

не зависят от ощущений, мыслей или образов, их вызывающих». Термин «чувство» тесно связан с эмоцией, но не совпадает с ней.

Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Говоря простым языком это -реакция человека на те, или иные жизненные ситуации.

Стресс - состояние психологического и физического напряжения в ответ на внешнее воздействие. Его способны вызвать затруднительные ситуации, монотонная деятельность и эмоциональные факторы. Стресс помогает адаптироваться к изменчивой окружающей среде, но может стать причиной отрицательных для здоровья последствий.

Аффекты, или аффективно-шоковые реакции - предельно выраженные эмоциональные реакции, возникающие у человека при столкновении с экстремальными (в том числе угрожающими жизни) ситуациями и отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы (в том числе рациональное мышление).

Волевые:

Воля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.

Постановка целей - довольно объемная тема, но, когда нужно свести ее к простому определению, мы говорим так: постановка целей это - процесс определения цели, к которой вы будете стремиться в работе. Постановка цели это - акт выбора установки, стремления, ориентира, замысла или задачи, которых вы хотите достичь. Однако, если относиться к достижению целей серьезно, при их постановке важно опираться не на то, чего вы хотите достичь и как определяете успех, а на то, что вы готовы преодолеть на пути к желаемому.

Принятие решений - это процесс идентификации альтернатив и выбора среди них, основанный на ценностях и предпочтениях принимающего решение, сделать вывод, прийти к какой-либо мысли или оценке.

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во

всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).

Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).

Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).

Узнавание знакомых портретов известных лиц.

Восприятие на слух и оценка ритмических структур.

Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная -«Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Музыкальная психология - научная дисциплина, которая занимается изучением различных психологических аспектов музыкального языка и строения музыкальных произведений, а также исследует закономерности психологического восприятия музыки и её воздействия на различные структурные компоненты человеческой психики.

Музыкальное восприятие имеет рефлекторную природу, оно является аналитико-синтетической деятельностью человека, осуществляемой под воздействием объектов внешней среды. Музыкальное восприятие обусловлено уровнем развития музыкальности воспринимающего.

Музыкальное восприятие это - целостное отражение средств выразительности, образов, характера музыки, способность чувствовать их красоту.

Использованная литература

1. КБ Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

2. КБ Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

3. КБ Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

4. КБ Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

5. КБ Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

6. КБ Холиков. Новые мышление инновационной деятельности по музыкальной культуры в вузах Узбекистана. Science and Education 4 (7), 121129

7. КБ Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

8. КБ Холиков. Некоторые новые вопросы, связанные с применением методов и приёмов музыки в общеобразовательной системе. Science and Education 4 (7), 100-106

9. KB Kholikov The role of theory and application of information systems in the field of theory, harmony and polyphony of music. Scientific progress Magazine 10441051

10. KB Kholikov. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

11. KB Kholikov. Methods of musical education through education in universities. Pedagogy and psychology bulletin of science and education 2 (3), 66

12. KB Kholikov Harmony to voice exercise their role in the regulation of muscular activity in vocal music Scopus, musical education, 705-709

13. KB Kholikov. Polyphonic forms of music based on traditional organizational principles. Web of Science Magazine, 375-379

14. KB Kholikov. signs. The main elements of music, their formative action Melody. Theme. Web of Science 2, 720-728

15. KB Kholikov. The content of a music lesson in a comprehensive school. Web of Sciense Magazine, 1052-1059

16. КБ Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535

17. КБ Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927

18. КБ Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511

19. КБ Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524

20. КБ Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551

21. КБ Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496

22. КБ Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

23. КБ Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068

24. КБ Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062

25. КБ Холиков. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. Scientific progress 2 (4), 557-562

26. КБ Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612

27. КБ Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

28. КБ Холиков. Локально одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

29. КБ Холиков. Область применения двойные фуги. Scientific progress 2 (3), 686-689

30. КБ Холиков. Музыкально театральные драмы опера, оперетта. Science and Education 3 (2), 1240-1246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.