Научная статья на тему 'Теории, методы и стандарты музыкальной психологии'

Теории, методы и стандарты музыкальной психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
средство выразительности музыки / строение / гармония / ритм / метр / стандарты / музыкальная психология / теория

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

В статье раскрываются стандарты музыки, которые способна рассказывать о чем-то и даже управлять нашими эмоциями. Люди, переживающие потерю или находящиеся в депрессии, часто слушают грустные песни. Музыка частично восполняет им потерю другого человека, а также поддерживает, как бы отражая его эмоции. Музыкальная теория изучает нотное графическое письмо, структуры элементов языка музыки, закономерности темперированной системы, тональности и многое другое. Теория музыки это огромное количество различных немаловажных пунктов, таких как, секреты гармонии, нотная грамота, определение звука, анализ музыкальных форм и способы построения музыки, а также разные нюансы психологического влияния. Научная дисциплина, которая занимается изучением различных психологических аспектов музыкального языка и строения музыкальных произведений называют музыкальной психологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теории, методы и стандарты музыкальной психологии»

rp _

Теории, методы и стандарты музыкальной психологии

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье раскрываются стандарты музыки, которые способна рассказывать о чем-то и даже управлять нашими эмоциями. Люди, переживающие потерю или находящиеся в депрессии, часто слушают грустные песни. Музыка частично восполняет им потерю другого человека, а также поддерживает, как бы отражая его эмоции. Музыкальная теория изучает нотное графическое письмо, структуры элементов языка музыки, закономерности темперированной системы, тональности и многое другое. Теория музыки это -огромное количество различных немаловажных пунктов, таких как, секреты гармонии, нотная грамота, определение звука, анализ музыкальных форм и способы построения музыки, а также разные нюансы психологического влияния. Научная дисциплина, которая занимается изучением различных психологических аспектов музыкального языка и строения музыкальных произведений называют музыкальной психологией.

Ключевые слова: средство выразительности музыки, строение, гармония, ритм, метр, стандарты, музыкальная психология, теория

Theories, methods and standards of music psychology

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The article reveals the standards of music that can tell about something and even control our emotions. People who are experiencing loss or are depressed often listen to sad songs. Music partially compensates for the loss of another person, and also supports, as if reflecting his emotions. Music theory studies graphic notation, the structure of the elements of the language of music, the laws of the temperament system, tonality, and much more. Music theory is a huge number of different important points, such as the secrets of harmony, musical notation, definition of sound, analysis of musical forms and methods of constructing music, as well as various nuances of psychological influence. The scientific discipline that studies various psychological aspects of musical language and the structure of musical works is called musical psychology.

Keywords: means of expressiveness of music, structure, harmony, rhythm, meter, standards, musical psychology, theory

Мyзыкaльнaя пcиxoлoгия - научная дисциплина, кoтopaя зaнимaeтcя изyчeниeм paзличныx пcиxoлoгичecкиx acпeкгoв мyзыкaльнoгo языка и cтpoeния музыкальных произведений. Музыка cnoco6Ha paccкaзывaгь o чем-то и дaжe yпpaвлягь нaшими эмоциями. Люди, пepeживaющиe потерю или нaxoдящиecя в депрессии, 4acro cлyшaюг грустные песни. Иccлeдoвaния пoкaзaли, что гaким 06pa30M мyзыкa чacгичнo восполняет им потерю другого человека, a гaкжe пoддepживaeт, KaK бы oгpaжaя его эмоции.

Музыкальная теория изyчaeг нотное гpaфичecкoe письмо, структуры элементов языкa музыки, из которых cклaдывaeгcя мyзыкaльнaя композиция, зaкoнoмepнocти гeмпepиpoвaннoй системы, тональности и многое другое. Теория музыки это - огромное количество различных нeмaлoвaжныx пунктов, таких как, секреты гармонии, нотная грамота, определение звука, анализ музыкальных форм и способы построения музыки, a также разные нюансы психологического влияния.

Гармония - «категория, означающая целостность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы», - качества, вызывающие чувственные, эстетически положительные реакции. Гармония связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность - комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие).

Функции гармонии включает в себе определенные роли слов в предложении. В музыке все происходит так же: у каждого аккорда в последовательности есть своя роль, его особое влияние на движение музыки. Это и называется гармонической функцией аккорда.

Музыка способна рассказывать о чем-то и даже управлять нашими эмоциями. Люди, переживающие потерю или находящиеся в депрессии, часто слушают грустные песни. Исследования показали, что таким образом музыка частично восполняет им потерю другого человека, а также поддерживает, как бы отражая его эмоции.

Одним из направлений музыкальной психологии является психология музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание (восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки. Музыкальное мышление это - процесс психической деятельности субъекта, моделирования его отношений к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Музыкальность - музыкальная одарённость, абсолютный слух,

K0Mn.eKc npupogHtix 3agaTK0B, oöecneHHBaromux B03M0^H0cTt BOcnHTaHHa b He.OBeKe My3tiKa.tHoro BKyca, otocoöhocth n0.H0^HH0r0 BocnpuaTua My3tiKH, nogroTOBKH H3 Hero My3tiKaHTa-np0$eccH0Ha.a.

A6co.roTHBifi c.yx - cnocoÖHocTt gocTaTOHHO tohho noMHHTt BticoTy 3ByKa, n03B0.arorn,aa HOCHTe.ro onpege.aTt h Ha3tiBart .roötie yc.timaHHBie hotbi 6e3 npegBapuTe.tHoro npoc.ymuBaHua 3apaHee H3BecTHtix 3ByKOB.

My3tiKa.tHaa ogapeHHocTt этo - cTpeM.eHue k hobhm n03HaBare.tHBiM пpoцeccaм Hepe3 My3tiKa.tH0cTt (K0Mn.eKc My3tiKa.tHocTH) g.a ocyrn,ecTB.eHHa My3MKa.bHMx cnocoÖHocTefi. KaK cpegu My3tiKaHT0B, TaK h cpegu My3tiKa.tHBix ncuxo.oroB mupoKO pacnpocTpaHeHti pa3.HHHtie npegcTaB.eHua, hto c.egyeT noHHMaTb nog My3tiKa.tH0fi ogapeHHocTtro.

TaKHM 0Öpa30M, b CTpyKTypy My3tiKa.tH0cTH BxogaT c.egyrornue K0Mn0HeHTM My3tiKa.tH0fi 0gapeHH0CTH: My3tiKa.tHBifi c.yx, My3tiKa.tH0-pHTMHnecKaa cnocoÖHocTt, эмoцнoнa.tнaa ot3mbhhboctb Ha My3tiKy, My3tiKa.tHaa naMaTt, My3tiKa.tHoe MHmneHne h My3tiKa.tHoe BOOÖpa^eHue.

My3MKa.bH0-pHTMHnecK0e oöyHeHue geTefi b mKO.e pa3BHBaeT HyBcTBO pHTMa, cnocoÖHOCTb y.aB.HBaTt HacTpoeHue My3tiKH, BocnpuHHMaTt h nepegaBaTt b gBH^eHHH pa3.HHHtie cpegcTBa My3tiKa.tH0fi BBipa3HTe.tH0cTH: TeMn, ero ycKopeHHe h 3aMeg.eHue, guHaMHKy - ycu.eHue h oc.aö.eHue 3ByHH0cTu; xapaKTep Me.oguu; cTpoeHue npou3BegeHua. OgHHM H3 nepBtix CHCTeMy My3MKa.tH0-pHTMHHecK0r0 BOcnHTaHHa pa3paÖ0Ta. mBefi^pcKufi negaror h My3MKaHT 3MH.t ^aK-^a.tKpo3 b кoнцe XIX b. Hag co3gaHueM coBpeMeHHofi

CHCTeMM My3MKa.tH0-pHTMHHecK0r0 BOcnHTaHHa paÖ0Ta.H MHorue My3tiKaHTBi, negaroru, ncuxo.oru, MeTogucTti, My3tiKa.tHBie pyK0B0gHTe.H g0mK0.tHMx h 06^e06pa30BaTe.tHMx ynpe^geHufi.

My3MKa.tH0-pHTMHHecKue gBH^eHua - Bug My3tiKa.tH0fi geaTe.tHocTH geTefi (3HaneHue, 3agaHH, Bugti phtmhkh, cogep^aHue nporpaMMt). My3MKa.tHo-puTMunecKue gBH^eHua aB.aroTca cuHTeTHHecKHM BugoM geaTe.tHocTH. Пoэтoмy .roötie gBH^eHua nog My3tiKy pa3BHBaroT h My3tiKantHtifi c.yx, h gBHrare.tHBie cnocoÖHocTH, h Te ncuxuHecKue npo^ccti, KoToptie .e^aT b hx ocHoBe h cnocoöcTByroT эмoцнoнa.tнoмy h ncuxo^rouHecKoMy pa3BHTuro geTefi.

Bce ^yH^uu My3MKa.tHo-puTMHHecKHx ynpa^HeHufi pea.H3yroTca Hepe3 gBuraTe.tHyro geaTe.tHocTt (gBH^eHue ^ gBHraTe.tHBie geficTBua ($H3HHecKue ynpa^HeHua) ^gBHrare.tHaa aKTHBHocTt ^ gBuraTe.tHaa geaTe.tHocTt), b ocHoBe KoTopofi .e^aT geaTe.tHocTHtie cnocoÖHocTH 3aHHMarom,uxca, no.yneHHMe hmh ot npupogti b cooTBeTcTBHH c reHeTHHecKofi nporpaMMofi, ho HMerornue, onpege.eHHtfi этaп pa3BHTua. CaMa geaTe.tHocTt cpegcTBaMH phtmhkh cTo.t pa3Hooöpa3Ha, hto BtxoguT ga.eKo, 3a paMKH 3aHaTufi xopeorpa^unecKHMH ynpa^HeHuaMH h BcTynaeT b pa3.HHHte, coцнa.tнмe

oтнoшeния, фopмиpyющиe личнocть pe6eHKa, в cooтвeтcтвии c ^инцитами и нopмaми чeлoвeчecкoй Mopara. Ритмикa являeтcя oco6brn видoм двигaтeльнoй дeятeльнocти, eй cвoйcтвeнны Функции poдoвыx, no oтнoшeнию к нeй явлeний.

Музыкельтя пcиxoлoгия - нayчнaя диодиплита, кoтopaя зaнимaeтcя изyчeниeм paзличныx пcиxoлoгичecкиx acпeктoв мyзыкaльнoгo языкa и crpoeHM мyзыкaльныx пpoизвeдeний, a тaкжe иccлeдyeт зaкoнoмepнocти пcиxoлoгичecкoгo вocпpиятия музыки и eё вoздeйcтвия Ha paзличныe crpy^ypHbie кoмпoнeнты чeлoвeчecкoй пcиxики.

Одним из нaпpaвлeний мyзыкaльнoй пcиxoлoгии являeтcя пcиxoлoгия мyзыкaльнoй дeятeльнocти, кoтopaя изyчaeт ocHoBHbie ee виды: cлyшaниe (вocпpиятиe), до^л^н^, coчинeниe и пpeпoдaвaниe музыки.

Слyшaниe музыки, ee вocпpиятиe и aнaлиз - ocнoвнoй вид мyзыкaльнoй дeятeльнocти, кoтopoмy пpинaдлeжит вeдyщaя poль в peaлизaции пoзнaвaтeльнoй и кoммyникaтивнoй функции. «Слyшaния музыки» являютcя paзвитиe мeжceнcopнoгo вocпpиятия нa ocнoвe явлeния cинecтeзии и пpинцип paзвивaющeгo oбyчeния. В иccлeдoвaнии paccмoтpeны cпocoбы пoкaзa мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния, фopмы paбoты нa ypo^ и paзличныe виды дoмaшниx зaдaний.

Автopы мeтaaнaлизa выяcнили, чтo пpocлyшивaниe музыки yмeньшaeт cимптoмы cтpecca - ypoвeнь кopтизoлa cнижaeтcя, пyльc зaмeдляeтcя, a люди нaчинaют чyвcтвoвaть ceбя cпoкoйнee. Пpичeм в тex paбoтax, гдe pecпoндeнтaм включэли мeдлeнныe гам^зиции, пoлoжитeльныe эффeкты были бoлee зaмeтными. Слышaниe музыки нe пpeдпoлaгaeт кoнцeнтpaции внимaния тoлькo нa нeй, cлyшaниe yжe тpeбyeт нaпpaвлeннocти внимaния та музыку, вocпpиятиe жe cвязaнo c пocтижeниeм cмыcлa музыки и тpeбyeт включeния интeллeктyaльныx функций.

Бac ^т итгл. basso «низкий») - caмый низкий мyжcкoй пeвчecкий гoлoc, имeющий cooтвeтcтвyющyю тeccитypy гoлoca. Отличaeтcя бoльшoй глyбинoй и пoлнoтoй звyчaния. С дaвниx nop и no нaшe вpeмя бacoвыe гoлoca иcпoльзyютcя кoмпoзитopaми. Бac - нижний диaпaзoн звyчaния, oбщee нaзвaниe paзнoвиднocтeй мyзыкaльныx инcтpyмeнтoв, звyчaщиx в этoм диaпaзoнe, и иx пapтии. Бac этo - oбычнo pитмичecкaя пapтия в музы^, игpaeмaя нa низкиx чacтoтax, пpидaющaя мyзыкe oбъём. Еcли идти oт пpoтивнoгo, 6ac этo - то, 4ero в нayшникax c зacтaвки вoпpoca нe cлышнo.

Рaзличaют вышкий, или пeвyчий, 6ac (итэл. basso cantante) и низкий, или 6ac (итэл. basso profundo), в oпepнoм иcпoлнитeльcтвe - xapaктepный, кoмичecкий 6ac (итэд. basso buffo).

Бac-гитapa (тaкжe нaзывaeмaя элeктpичecкoй бac-гитapoй или npocTO бacoм) - cтpyннo-щипкoвый музыкэльный инcтpyмeнт, пpeднaзнaчeнный для

Hrpti b öacoBoM guanasoHe. Eac co3gaeT omym,eHHe 3ano.meHHocTH b My3HKe h ^yHgaMeHTa, Ha kotopom crpoHTca Bce ocTantHoe.

TapMoHua - cBa3t, nopagoK; cTpofi, .nag; c^a^eHHocTb, copasMepHocTt, cTpofiHocrt) - KoMnneKc noHaTHfi Teopuu My3HKH. TapMoHHHHofi HasHBaeTca (b tom Hnc^e h b oöuxogHofi penn) npuaTHaa g.na c^yxa h nocTHraeMaa pa3yMoM c^a^eHHocTb 3ByKoB (My3MKantHo^cTeTHHecKoe noHaTHe). TapMoHHa -«KaTeropua, o3HaHarorn,aa ^.rocTHocTt, coraacoBaHHocTt, 3aKoHoMepHyro cBasaHHocrt Bcex Hacrefi h э.пeмeнтoв $opMM», - KaHecTBa, BM3tiBarom,He HyBcTBeHHbie, эcтeтннecкн noHo^HTeHtHBie peaкцнн.

My3MKa - Bug ucKyccTBa, b kotopom onpege^eHHtiM o6pa3oM opraHrooBaHHtie 3ByKu ucno.nt3yroTca g.na co3gaHHa HeKoToporo coHeTaHHa $opMM, rapMoHHH, Me^oguu, pHTMa h^h HHoro BBipa3HTe.ntHoro cogep^aHHa. CpegcTBoM Bon^o^eHua xygo^ecTBeHHMx oöpasoB c^y^aT onpege^eHHMM o6pa3oM opraHrooBaHHtie My3MKanbHbie 3ByKH. OcHoBHHe э^eмeнтм h BBipa3HTe.ntHMe cpegcTBa My3HKH -.nag, phtm, MeTp, TeMn, rpoMKocTHaa gHHaMHKa, TeMÖp, Me^ogua, rapMoHHa, no^u^oHua, HHcTpyMeHToBKa.

.Hag - ogHo H3 raaBHtix noHaTHfi My3MKantHofi HayKH, ^rnpanthoe noHaTHe b yHeHuu o rapMoHuu. EgHHcTBeHHaa h o6rn,enpHHaTaa ge$нннцнa ^aga oTcyTcTByeT, KaK этo HepegKo ÖHBaeT c ^yHgaMeHTantHMMH noHaTHaMH b pa3HHx HayKax. Bcero chobo «.rag» ynoTpe6.naroT no oTHomeHHro k gByM ToHantHMM

.ragaM - Ma^opy h MHHopy. Hag - этo coraacue, nopagoK. B My3HKe .rag этo - To^e nopagoK. Coraacue 3ByKoB Me^gy coöofi, h cucTeMa B3aHMooTHomeHHfi Me^gy hhmh. ^pyruMH c^oBaMH, .rag этo - cucreMa 3ByKoB, KoToptie opraHrooBaHM Me^gy coöofi no BticoTe. Hag onpege^aeTca He to^bko bhöopom 3ByKoB, ho h nopagKoM hx c^egoBaHua, a TaK^e HHTepBanaMH Me^gy hhmh. Hag этo - cucTeMa ycTofiHHBMx h HeycTofiHHBbix My3MKantHBix 3ByKoB, oötegHHeHHBix ToHHKofi.

Phtm - opгaннзaцнa My3HKH bo BpeMeHH. PuTMHHecKyro cTpyKTypy My3MKanbHoro coHHHeHua oöpa3yer noc^egoBaTe^bHocTb g^HTe^tHocTefi - 3ByKoB h nay3. B nuctMeHHofi тpagнцнн My3MKantHBifi phtm ^HKcupyroT c noMorn,tro нoтaцнн. Phtm (ot gp. -rpeH. pasMepeHHocTt, TaKT, cTpofiHocTt, copasMepHocTt) -HepegoBaHue KaKHx-^HÖo aB^eHHfi (HanpHMep, 3ByKoBbix h^h peneBMx), npoucxogam,ee c onpege^eHHofi noc^egoBaTe^bHocTbro, HacroTofi; cKopocTt npoTeKaHHa, coBepmeHHa Hero-.m6o. HraK, ecTt gBa BHga pHTMa: phtm-HHcTpyMeHT (3anuct g^HTe^tHocTefi hot) h puTM-cogep^aHue ($нкcaцнa bo BpeMeHH cyrnpocTHtix cTopoH My3MKantHofi mmchh). Phtm этo - ^roöoe HepegoBaHue 3ByKoB h nay3 Ha ocHoBe ny.пtcaцнн MeTpa. He^t3a nyTaTt MeTp h phtm. MeTp He 3aBHcHT ot g^HTe^tHocTefi, b kotophx bh urpaeTe, a phtm KaK pas xapaKTepu3yeTca этнмн g^HTe^tHocTaMH.

no мимo того и cyщecтвyeт cpeдcтвo выpaзитeльнocти музыки мeтp, тeмп, гpoмкocтнaя дишмига, тeмбp, мeлoдия и гapмoния, пoлифoния, инcтpyмeнтoвкa. Bce oни cлyжaт для пocтpoeния мyзыкaльныx пpoизвeдeний.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222

3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Education 4 (7), 277-283

5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176

6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356

7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

14. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259

18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213

20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927

24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535

25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068

27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443

30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Ed^atwn 3 (3), 1026-1031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.