Научная статья на тему 'Нестандартные психологические структуры и модуляция в педагогике'

Нестандартные психологические структуры и модуляция в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
тоника / музыка / модуляция / форма музыки / музыкальный строй / гармония / субдоминанта / доминанта / каденция / структура музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саид Болтазода Саидий

В статье раскрывается модуляция как, многозначный музыкально-теоретический термин, описывающий категорию гармонии. Из нескольких значений «модуляции» ныне наиболее распространённое переход из одной тональности в другую. Главная задача модуляции в классической гармонии, это раскрытие красок основной тональности и развитие гармонии внутри формы. Очевидно, что большие построения требуют гармонического развития, наряду с мелодическим и ритмическим. Но также есть целый пласт композиций, которые доказывают модуляции есть и вне классической гармонии. И кроме того, они могут звучать органично, интересное отклонение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нестандартные психологические структуры и модуляция в педагогике»

Нестандартные психологические структуры и модуляция

в педагогике

Саид Болтазода Саидий Навоинский государственный институт

Аннотация: В статье раскрывается модуляция как, многозначный музыкально-теоретический термин, описывающий категорию гармонии. Из нескольких значений «модуляции» ныне наиболее распространённое - переход из одной тональности в другую. Главная задача модуляции в классической гармонии, это раскрытие красок основной тональности и развитие гармонии внутри формы. Очевидно, что большие построения требуют гармонического развития, наряду с мелодическим и ритмическим. Но также есть целый пласт композиций, которые доказывают - модуляции есть и вне классической гармонии. И кроме того, они могут звучать органично, интересное отклонение.

Ключевые слова: тоника, музыка, модуляция, форма музыки, музыкальный строй, гармония, субдоминанта, доминанта, каденция, структура музыки

Non-standard structures and modulation in music

Said Boltazoda Saidiy Navoi State Institute

Abstract: The article reveals modulation as a polysemantic musical-theoretical term that describes the category of harmony. Of the several meanings of "modulation", the most common now is the transition from one key to another. The main task of modulation in classical harmony is the disclosure of the colors of the main key and the development of harmony within the form. Obviously, large constructions require harmonic development, along with melodic and rhythmic ones. But there is also a whole layer of compositions that prove that there are modulations outside of classical harmony. And besides, they can sound organic, interesting.

Keywords: tonic, music, modulation, form of music, musical structure, harmony, subdominant, dominant, cadence, structure of music

Мoдyляции это - ^иём, ^и кoтopoм пpoиcxoдит измeнeниe ycтoявшeйcя cтpyктypы в мyзыкaльнoй ткaни та швую. Явлeниe мoдyляции мoжeт

использоваться в ритмике, форме, мелодике. Но чаще всего мы конечно же подразумеваем гармоническую модуляцию или смену тональности.

Музыка чаще всего основана на простых последовательностях аккордов и в силу своих художественных особенностей может существовать и без смены тональности. И многими музыкантами модуляция рассматривается как двоякое явление. С одной стороны, примитивный сдвиг припева или куплета на полтона-тон вверх или вниз, либо чуть более продвинутый способ отклонений в тональности субдоминанты. С другой стороны, как сложный прием, который уместен в джазе или арт роке, но никак не в популярной музыке. Тем не менее, анализ популярной музыке в самых разных стилях показывает, что модуляции и их разновидность в виде отклонений активно используется в музыке самой разной сложности и художественной ценности.

Конечно, можно найти большое количество безвкусных и технически неверных решений, которые только ухудшают звучание песни. Но также есть целый пласт композиций, которые доказывают - модуляции есть и вне классической гармонии. И кроме того, они могут звучать органично, интересно.

Главная задача модуляции в классической гармонии, это раскрытие красок основной тональности и развитие гармонии внутри формы. Очевидно, что большие построения требуют гармонического развития, наряду с мелодическим и ритмическим. В музыки роль модуляции чаще всего состоит в том, чтобы создавать новое, необычное звучание. Здесь нет строгих схем движения по тональностям или привязки к исходной тонике.

Отклонение принято определять как кратковременный уход в другой тональность, не закреплённый каденцией (микромодуляция). Однако при этом ставятся в один ряд явления различного порядка - тяготение к общему тональному центру и гораздо более слабое тяготение к местному устою. Различие состоит в том, что тоника главного тональности выражает тональную устойчивость в собственную смысле слова, а местная тоника в отклонении (хотя на узком участке она и подобна тональному устою) по отношению к главной полностью сохраняет свою функцию неустойчивости. Т. отклонение, введение побочных доминант (иногда и субдоминант).

Отклонение - кратковременный переход в побочную тональность без закрепления тоники в ней. Отклонение представляет собой гармонический блок, выраженный разрешением обращений Э7 побочной тональности в побочную тонику.

Изложение музыкального материала может быть разнотанальным (кроме осн. Тональности встречаются побочные подчинённые) и однотональным (аккорды одной тональности)

nopagoK nepegoBaHua ToHajbHocTefi o6pa3yeT ToHajbHbifi njaH npou3BegeHua, a npueMbi BBegeHua ogHofi ToHajbHocTH nocje gpyrofi co3gawT pa3JHHHbie Tunbi ToHajbHbix cooraomeHHfi. Hx 3 Tuna:

Мogy.Jaцнa. nepexog b HoByw ToHajbHocTb h 3aBepmeHue b Hefi My3biKajbHoro nocTpoeHHa. Cyrn,ecTByeT 1fi cTeneHH pogcTBa (C dur - a moll) 2fi cTeneHu pogcTBa (C dur - D dur) c pa3HH^fi b 2 3HaKa, h 3fi cTeneHu pogcTBa (C dur - As dur) 3-4 3HaKa. 3HrapMoHHnecKue мogy.Jaцнн 5 h 6ojee 3HaKoB.

OTKjoHeHue. KpaTKoBpeMeHHbifi yxog b no6onHyw ToHajbHocTb b пpoцecce rono^eHua 3aKoHneHHoro ogHoToHajbHoro hjh MogyjHpywrn,ero nocTpoeHHa. npoxogarn.ee omnoHeHue noaBjaeTca BHyTpu nocTpoeHua 6e3 кageнцнн. Oho go HeKoTopofi cTeneHu aHanoruHHo npoxogarn,eMy 3ByKy h npoxogarn,eMy aKKopgy. KagaHcoBoe oTKjoHeHue noaBjaeTca K кoнцy npegno^eHua hjh ero nacra. Oho oömhho BMpa^aeTca nojoBHHHofi кageнцнefi c ynacraeM o6eux HeycTofiHHBbix $yH^HH S h D noöoHHofi TOHantHocTu: nojHaa 3aKJWHHTenbHaa кageнцнa K koh^ npegno^eHua co3gaja 6m BnenaraeHue мogyпaцнн.

ConocTaBneHue. 06pa3yeTca ot noaBjeHua hoboh ToHajbHocTH Ha rpaHH gByx My3. nocTpoeHufi, nocje ^3ypbi 6e3 Mogynupyw^ero nepexoga. npu conocTaBneHuu HoBaa ToHajbHocTb. Hau6onee nacTbi cnoco6oM omjoHeHua, aBjaeTca oTKjoHeHue nepe3 gBofiHyw goMHHaHTy.

^BoÖHaa goMHHaHTa - этo o6rn.ee Ha3BaHue gja rpynnbi ajbTepupoBaHHbix aKKopgoB. 3to aKKopgbi goMHHaHToBofi ^yH^HH k goMHHaHTe. Пoэтoмy Ha3BaHue DD k hum npuMeHaeTca tohbko b cnynae, ecju ohh pa3pemaroTca b ToHHKy nepe3 aKKopgbi goMHHaHToBofi ^yH^HH jh6o nepe3 K64. B npoTHBHoM cnynae, ecju ohh ugyT npaMo b ToHHKy jh6o nepe3 aKKopg cy6goMHHaHToBofi (этo

Ha3MBaeTca geзaJbтepaцнefi), aKKopgbi Ha3brnawTca ajbrepupoBaHHbiMH cy6goMHHaHTaMH.

Апbтepaцнa - этo noBbimeHue hjh noHH^eHue HeycTofiHHBofi cTyneHH c ^Jbw ycuneHua ee TaroTeHua b ycTofiHHByw.

OcHoBHMe aKKopgbi DD - DD7 h BBogHbifi cenTaKKopg DD.

DD7 = II7 c noBbirneHHofi тepцнefi. 3to D7 b ToHajbHocTH goMHHaHTbi.

BBogHbifi DD7 = IV#7. 3to BBogHbifi cenTaKKopg b ToHajbHocTH goMHHaHTbi.

OneHb nacTo этн aKKopgbi Hcnojb3ywTca c gonojHHTejbHbiMH aJbтepaцнaмн, HanpuMep, DD65#1b5 hjh II2#1#3.

npaBuna pa3pemeHua ajbrepupoBaHHbix aKKopgoB npocTbi: ajbTepupoBaHHbie 3ByKH gon^Hb pa3pemuTbca.

Ta KjaccuKa, KoTopaa BepTHTca b My3biKajbHoM o6opoTe этo - b ochobhom, My3biKa nocnegHux TpexcoT jeT. noHaTHo, hto Eax h Bepgu cTpamHo gajeKH gpyr ot gpyra no cthjw, xoTa o6oux mm Ha3brnaeM KjaccuKaMH. Пoэтoмy He jihehum gja

o6rn,ero pa3BHTHa öygeT 3HaTt, Ha KaKHe HcropHHecKHe cthhh genHTca KnaccHHecKaa My3biKa.

3to Eax, reHgent, BuBantgu, MoHTeBepgu, nepcenn h Bce, hto Ha Ham cnyx 3ByHHT KaK My3biKa cTapHHHaa, noToMy hto geficTBHTentHo oHa öbma HanucaHa goBontHo gaBHo - b 17 - nepBofi nonoBHHe 18 BeKoB.

rnaBHMe npu3HaKH My3biKH öapoKKo BbigenHTt TpygHo, oHa oneHt pa3Hooöpa3Ha, b этoм h cyTt crnna ("öapoKKo" 3HaHHT, "npunygnuBo"). HrantaHcKoe öapoKKo этo - coBceM He to, hto HeMe^oe, k npuMepy.

Ho nocKontKy b ochobhom этa My3biKa öbma HanucaHa nrogtMH b napHKax h KaM3onax gna apucToKpaTHHecKHx gBopoB hhh цepквн, oHa KaK npaBuno geKopaTHBHa, BenHHecreeHHa h HacTo penuruo3Ha.

MHorue KoMno3HTopm oTHocaTca k этoмy cranro (HanpuMep, ctrnoBta Eaxa), ho этaпoнoм кпaccнцнзмa cHHTaroTca rafigH, Mo^pT h EeTxoBeH. nocKontKy ohh npo^HHH cbow ^H3Ht b BeHe, hx Ha3bmaroT em,e "BeHcKHMH KnaccuKaMu".

TnaBHtie npu3HaKH My3biKH кпaccнцнзмa: oHa ganeKa ot цepквн, KoH^nTyantHo onTHMucTHHHa h cTporo opraHH3oBaHa. Пoэтoмy oneHt npaBuntHo cnymaTt BeHcKux ktocchkob, htoöm HacTpoHTtca Ha no3HTHB h npuBecru cBoe 3anyTaHHoe co3HaHHe b HeTKyro cucreMy BepTHKanefi h roprooHTanefi).

PoMaHTHKH этo - Hame caMoe nroöuMoe h nonynapHoe: ffloneH, naraHHHH, fflyöepT, .Hhct, Bepgu, Eroe, CeH-CaHc, BarHep, Tpur, nyHHHHH h MHorue gpyrue. Ao cux nop b koh^pthmx h TeaTpantHbix a^umax npeoönagawT этн HMeHa, h nyönuKa, Ka^eTca, roToBa cnymaTt этy My3biKy cHoBa h cHoBa.

HcTopunecKHe paMKH poMaHTH3Ma - 19 BeK. Ho oh npoconunca h b 20-fi BBHgy cBoefi ocoöofi nonynapHocTH. HanpuMep, PaxMaHHHoB, KoTopbifi yMep y^e b pa3rap BTopofi MupoBofi BofiHM, öbm HucTefimHM oöpaзцoм poMaHTH3Ma.

rnaBHMe npu3HaKH poMaHTHHecKofi My3biKu: bm hx npeKpacHo 3HaeTe - oHa npo nroöoBt, b Hefi caMtie KpacuBbie Menoguu, h этo KyntT nupunecKHx эмoцнfi.

OopMa - этo to, hto HMeeT oTHomeHHe k кoнcтpyкцнн npou3BegeHHa, k npннцнnaм ero crpoeHHa, k nocnegoBaTentHocra npoBegeHHa b HeM My3biKantHoro MaTepuana. OopMa My3biKaHTaMH noHHMaeTca gBoaKo. C ogHofi cropoHbi, $opMa npegcTaBnaeT coöofi cxeMy pacnono^eHHa Bcex HacTefi My3biKantHofi кoмnoзнцнн no nopagKy. C gpyrofi cropoHbi, $opMa - He TontKo cxeMa, ho eme h npoцecc cTaHoBneHHa h pa3BHTHa b npou3BegeHHH Tex Bbipa3HTentHbix cpegcTB, kotopmmh co3gaeTca xygo^ecTBeHHbifi oöpa3 gaHHoro npou3BegeHHa. ^to этo 3a Bbipa3HTentHbie cpegcTBa? Menogua, rapMoHHa, pHTM, TeMöp, perucTp h TaK ganee.

CaMbie MenKue cTpyKTypHbie egHHH^i noHTH nroöoro My3biKantHoro npou3BegeHHa - этo mothb, $pa3a h npegno®;eHHe. A cefiHac nonpoöyeM Ha3BaTt ocHoBHte ^opMbi My3biKantHbix npou3BegeHHfi h gaTt hm KpaTKHe xapaKTepucTHKH. nepuog - этo ogHa H3 npocTbix $opM, KoTopaa npegcTaBnaeT coöofi rono^eHue

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 351 [Ml^^^H

зaкoнчeннoй мyзыкaльнoй мыгсли. BcTpe4aeTCa 4acTo, KaK в инcтpyмeнтaльнoй, TaK и в вoкaльнoй My3bKe.

HopMa пpoдoлжитeльнocти для пepиoдa - двa мyзыкaльныx пpeдлoжeния, KoTopbie зaнимaют 8 или 16 TaKToB (квaдpaтныe пepиoды), Ha пpaктикe вcтpeчaютcя пepиoды, KaK длиннee, TaK и Kopo4e. Пepиoд имeeт нecкoлькo pa3HoB^AHocre^ в чиcлe кoтopыx ocoöoe Mecro зaнимaют TaK нaзывaeмыe «пepиoд rana paзвёpтывaния» и «cлoжный пepиoд». npocrae двyx и тpёxчacтныe фopмы - это фopмы, в кoтopыx пepвaя 4acTb, KaK пpaвилo, пишeтcя в фopмe пepиoдa, a ocтaльныe He пepepacтaют eё (to ecTb для ниx HopMa - или тoжe пepиoд или пpeдлoжeниe).

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительной техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903

2. Saidiy, Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of theory of Abu Nasr al - Farobi and Abu Ali ibn Sino

3. Саидий, Саид Болта-Зода. Адаптивность детей K школе при посещении и непосещении дошкольного учреждения. Science and education 4 (5), 1105 - 1112

4. Саидий, Саид Болтазода, Ахмедова, Дилнура Бахтиёр гызы, Усманова ... Описание и современный подход K произведениям Римского-Корсакова K сказкам. Science and Education 3 (4), 2112-2117

5. Саидий, Саид Болта -зода, Саржона Баходир кизи, Ганиева. Роль и принцип музыкальной литературы в повышении духовного потенциала молодёжи в музыкальном исполнительстве. Science and Education 3 (12), 613 -620

6. Мурадова, Махлиё Раджабовна, Саидий, Саид Болтазода. Методы работы творчеству зарубежных композиторов в детской музыкальной школе по классу фортепиано. Science and Education 3 (11), 926-931

7. Холмирзаев, Отамурод Эшмирза угли, Саид Болта-Зода, Саидий. Использование компьютерных технологий на уроках теории музыки. Science and Education 3 (11), 943-951

8. Умарова, Муниса Бахриддиновна, Саид Болтазода, Саидий. Репетиция основа механического формирования вокальных данных. Science and Education 4 (2), 1370-1376

9. Кувватова, Наргиза Бахтиёр кизи, Саид Болтазода, Саидий. Современные методы работы с детьми, не имеющими музыкального образования. Science and Education 4 (2), 1248-1255

10. Ибрагимов, Умид Собиржонович, Саид Болтазода, Саидий. Современные методы формирования техники исполнения студентов на занятиях. Science and Education 4 (2), 1234-1239

11. Саидий, Саид Болтазода. О некоторых простейших обобщениях приёмов и методов по музыке общеобразовательной школе. Science and Education 3 (8), 196-203

12. Саидий, Саид Болтазода. Сложный принцип формообразования в изоритмическом сложений музыки. Science and Education 3 (11), 962-969

13. Саид Болта-Зода, Саидий. Основные направления возбуждения мелкой моторики по направление музыки. Science and Education 3 (10), 582-590

14. Саид Болта - Зода, Саидий. Влияние лиги и легато на характер музыки. Science and Education 3 (12), 857-864

15. Саид Болтазода Саидий, Халимов, Шерзод Шахриддин Угли. Локализация и интерпритация программного обеспечения по музыке узбекского контекста. Science and Education 3 (3), 270-275

16. Саид Болтазода Саидий, Эффект образования музыки к системы общеобразовательной школы. Science and Education 3 (8), 224-230

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 353 LME^^Sl

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.