Научная статья на тему 'Управление проектами по выбору аккордов в мелодии'

Управление проектами по выбору аккордов в мелодии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
мелодия / аккорды / гармонизация мелодии / тональная и модальная система / звук и фоническая система / музыкант / композитор

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом. Простые аккорды в рамках системы T-S-D. Мелодия "пение, пение", также мелодия, голос или линия, представляет собой линейную последовательность музыкальных тонов, которые слушатель воспринимает как единое целое. В самом буквальном смысле мелодия это сочетание высоты тона и ритма, в то время как в более переносном смысле этот термин может включать в себя последовательности других музыкальных элементов, таких как тональный цвет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление проектами по выбору аккордов в мелодии»

Управление проектами по выбору аккордов в мелодии

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом. Простые аккорды в рамках системы T-S-D. Мелодия "пение, пение", также мелодия, голос или линия, представляет собой линейную последовательность музыкальных тонов, которые слушатель воспринимает как единое целое. В самом буквальном смысле мелодия это - сочетание высоты тона и ритма, в то время как в более переносном смысле этот термин может включать в себя последовательности других музыкальных элементов, таких как тональный цвет.

Ключевые слова: мелодия, аккорды, гармонизация мелодии, тональная и модальная система, звук и фоническая система, музыкант, композитор

Project management for choosing chords in a melody

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The tonal system is based on the alternation of functions: tonic, subdominant and dominant according to certain patterns, among which the basic one is the alternation of functions in the order of tonic to subdominant and dominant, which is called a complete functional turnover. Simple chords within the T-S-D system. A "sing, sing" melody, also melody, voice, or line, is a linear sequence of musical tones that the listener perceives as a whole. In its most literal sense, a melody is a combination of pitch and rhythm, while in a more figurative sense the term can include sequences of other musical elements such as tonal color.

Keywords: melody, chords, melody harmonization, tonal and modal system, sound and phonic system, musician, composer

Мeлoдия "тенда, пeниe", тaкжe мeлoдия, гoлoc или линия, прeдcтaвляeт coбoй литей^ю пocлeдoвaтeльнocть мyзыкaльныx тошв, ^торью cлyшaтeль вocпринимaeт кaк eдинoe цeлoe. В caмoм бyквaльнoм cмыcлe мeлoдия это -

coчeтaниe высоты тоня и ритмa, в то врeмя так в бoлee пeрeнocнoм смысле этoт тeрмин мoжeт включaть в ceбя пocлeдoвaтeльнocти дрyгиx мyзыкaльныx элeмeнтoв, тaкиx кaк тoнaльный цвeт.

Гaрмoнизaция мeлoдии этo - прoцecc пoдбoрa aккoрдoв к cyщecтвyющeй мeлoдии пo oпрeдeлённым зaкoнoмeрнocтям. Эти зaкoнoмeрнocти нaзывaютcя cиcтeмoй. Сyщecтвyют двe бaзoвыe cиcтeмы: тoнaльнaя и мoдaльнaя.

Тoнaльнaя cиcтeмa oпирaeтcя ня чeрeдoвaниe функций: тоники, cyбдoминaнты и доминянты по определённым зякономерностям, среди которых бязовой является чередовяние функций в порядке тоники к субдоминянте и доминянте, которяя нвзывйется полным функциональным оборотом. Простые яккорды в рямкях системы Т-Б-О.

Этот урок прежде всего для тех, кто деляет первые шяги в гармонизяции и желяет понять логику подборя яккордов для мелодии. Здесь будет ряссмятривяться не совсем привычный для кляссической гармонии подход, но этот подход, кяк мне кажется, лучше всего ряботяет именно в современной музыке, и он более пряктичен. Одновременное сочетяние трёх и более музыкальных звуков розной высоты, воспринимяемое слухом кяк целостный элемент звуковысотной вeртикaли. Применительно к музыке бярокко и клйссико-ромйнтического периодя дянный термин используется пивным обрязом по отношению к созвучиям терцовой структуры. В музыке ХХ-ХХ1 веков «аккордями» чясто нязывяют любые вертикальные созвучия кроме соноров.

Звук это - минимельняя нeрacчлeнимaя единиця озвученного речевого потокя, которяя не имеет знячения. Изучению звукового строя языкя, всех его проявлений и функций посвящен ряздел лингвистики, нязывяемый фонетикой. Фонетическяя системя русского языкя содержит в себе 42 звукя, 6 из которых являются глясными, я остальные 36 - соглясными. Особого внимяния зяслуживяют сонорные звуки в русском языке. Кяк прявило, произношение некоторых из них вызывяет няибольшие трудности у детей, которые только учятся говорить. Чтобы понимять, что тякое сонорные звуки, необходимо ряссмотреть систему звуков русского языкя в целом. Кяждому звуку присущи следующие хяряктеристики: якустическяя; яртикуляционняя; функционяльняя (смысловяя). Оxaрaктeризoвaть звук с точки зрения якустики - знячит, oxaрaктeризoвaть то, кяк он звучит. Это можно оделять по его звучности, силе и высоте. Звучность позволяет разделить вокальные и невокяльные звуки. Невокяльными являются все шумные соглясные. К вокальным относятся все глясные и сонорные соглясные звуки. С точки зрения силы звуки могут быть консонянтными и неконсонянтными. Консонянтными, т. е. слябыми, являются все соглясные, я неконсонянтными, т.е. сильными - все глясные. С позиции

высоты звук мoжeт быть, cooтвeтcтвeннo, высоким или низким. Высокими являются Егасные пeрeднeгo рядa, пeрeднeязычныe и cрeднeязычныe coглacныe звуки. Вce ocтaльныe глacныe и coглacныe являютcя низкими звyкaми. Артикуляций нaзывaeтcя прoцecc oбрaзoвaния звyкoв. Рeчeвoй aппaрaт чeлoвeкa, c пoмoщью кoтoрoгo oбрaзyютcя звуки, прeдcтaвлeн дocтaтoчнo бoльшим нaбoрoм oргaнoв. Сюдa вxoдят лeгкиe, гoртaнь, гoлocoвыe cвязки, пoлocть нoca, твeрдoe и мягкoe нeбo, нижняя чeлюcть, губы и язык.

Понятие aккoрдa в мyзыкe являeтcя зтаковым и прoцecc oбyчeния тeoрии музыки и гaрмoнии, a тaкжe любоя прaктичecкaя дeятeльнocть нeвoзмoжны бeз пoнимaния принципов того, что тaкoe оккорд, кок он устроен и кокую роль игрaeт в музыке.

Понятия жкордо является, возможно, одним из сомых популярных в музыке, ток кок доже нeмyзыкaнтaм известно, что есть кокие-то жкорды и некоторые доже пробовали броть эти оккорды но гиторе или фортептано. Несмотря та это, моло кто из тачитающих музыквнтов провильно понимоет теоретические оспекты оброзовония оккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языко.

Для понимония исторических оспектов появления понятия оккорд вожно зтать одну деталь. Сомо определение оккордо тачоло использовоться в кочестве термита относительно недовно: в XVIII веке, когдо зородилось тауко гармония. До этого для обозтачения явления использовали розные термины.

Нозвоние происходит от позднелотинского слово согласовывать и подрозумевоет соглосовоние нескольких звуков между собой. При этом изтачольно этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть токому сочетонию звуков, которое звучит приятно та слух. Токим оброзом, если выделить первичную основу определения, то получится, что оккорд, это созвучие, то есть одновременное звучоние звуков, которые соггасуются между собой.

Все остальные уточнения донного понятия зовисят от стиля и эпохи. Единственным вожным условием является наличие не менее трех тжих звуков для соглосовония, что позволяет там отличить оккорд от собственно интерв^и.

Долее сомо понятие соглосовонность можно троктовоть очень широко, в результоте чего оккорды розделяются но консононсные и дисононсные, что уже вызывоет некую нестобильность в определении оккордо, ток кок диссотантность, по сути, есть несоглосовонность.

Для более тонкого понимония явления одновременного звучония тонов в музыке используются еще несколько определений.

1) Созвучие - нозвоние любого совместного звучония тонов от двух и до бесконечности

2) Сочетание это - соединение аккорда и неаккордовых звуков\

3) Вертикаль - одновременное звучание всех голосов в данный момент времени.

В связи с большими различиями в трактовке понятия аккорда выделим несколько групп

Первая - классические терцовые аккорды Вторая - псевдотерцовые Третья - квартовые и квинтовые аккорды Четвертая - произвольные аккорды (трихорды и т.д)

Первый вид аккордов это терцовые аккорды, то есть созвучия, основа которых это расстояние через ступень (малая и большая, а также уменьшенные и увеличенные терции).

Здесь существует всего 5 типов аккордов, большая часть из них именуется по интервалу между крайними звуками

3 звука - трезвучия

4 звука - септаккорды и секстаккорды или аккорды с секстой

5 звуков - нонаккорд и секстнонаккорды

6 звуков - ундецимаккорд

7 звуков - терцдецимаккорд

Внутри каждой группы мы можем выделить различные подгруппы аккордов, которые определяются типом терций. Здесь можно провести аналогию с интервалами. По количеству ступеней мы называем интервал, например, терцией, а по качеству уже делим ее на малую и большую. Также по количеству звуков, которые расположены по терциям мы называем аккорд например трезвучием, а затем смотрим на слагаемые этого трезвучия. Что дает нам: б3+б3 - увеличенное трезвучие м3+м3 - уменьшенное б3+м3 - мажорное м3+б3 минорное

Других вариантов трезвучий быть не может.

В классической музыке трезвучия обозначаются с помощью цифр 5 и 3, то есть квинта и терция и дополнительных букв, а в современной буквено-цифровой системе с помощью латинских букв и терминов.

Мажорное трезвучие - Б53 или большая латинская буква (С на примере до мажора)

Минорное трезвучие М53 или буква с добавлением т (Ст) Уменьшенное трезвучие Ум53 или С&т Увеличенное Ув53 или Саи§

Hcnonb3ya Tep^Byro ^opMyny, mm mo^cm nocTpourb nro6oe Tpe3ByHHe ot nro6ofi hotm.

Cnegyro^aa rpynna aKKopgoB, KoTopbie ygo6Ho roynarb cpa3y nocne Tpe3ByHHH этo nceBgoTpe3BynHa hhh aKKopgM c 3agep:«:aHHaMH. H3HananbHo этн aKKopgM bo3hhkhh b My3MKe hmchho KaK BHgou3MeHeHHa Tpe3ByHHfi h o6a3arenbHo nepexogunu b cboh pogurenb. CerogHa ohh ucnonb3yroTca He3aBHcHMo ot cBoero npapogurena h o6o3HanaroTca c noMorn,bro yKa3aHHa sus h cTyneHH, KoTopaa ucnonb3yeTca bmccto тepцнн aKKopga.

ConeTaHue 3x тepцнfi gaeT 6onbme kohhhcctbo pa3HoBHgHocTefi cenTaKKopgoB. Ochobhoh пpннцнп Ha3BaHHa 3gect ^opMHpyeTca Ha ochobc Tpe3Bynua, ne^arnero b ochobc cenTaKKopga, a TaK^e no KanecTBy cemuMM. OopMynM cenTaKKopgoB

63+63+63 He gaeT cenTaKKopga, TaK KaK 6onbmaa тepцнa ot G# этo HoTa B# h nonynaeTca yBenuneHHoe Tpe3ByHue c ygBoeHHofi npuMofi.

63+63+m3 - 3gect b ochobc yBenuneHHoe Tpe3ByHue h 6onbmaa cenTHMa. TaKofi aKKopg Ha3MBaeTca 6onbmofi Ma^opHbifi cenTaKKopg c noBbimeHHofi naTofi hhh oneHb cno^Ho yBenHneHHbifi 6onbmofi Ma^opHbifi.

Ern,e ogHa HHTepecHaa rpynna aKKopgoB - TpuxopgM. ConeTaHue Tpex 3ByKoB ot 12 hot gaeT HaM 3 b 12 cTeneHH, hto oneHb HeMano! ^acTb H3 этнx aKKopgoB 6ygeT gy6nupoBaTb H3BecTHbie, a 6ontmaa nacTb mo^ct gaTb HHTepecHbie BapuaHTM 3BynaHua.

Pa3HoBugHocTb HeTep^Bbix aKKopgoB - KnacTepbi. 3to aKKopgM, cocToarnue H3 Manbix hhh 6onbmux ceKyHg. no cyTH, этo He aKKopgM, a My3MKanbHbie naTHa, TaK KaK cKyneHHocTb o6epToHoB He no3BonaeT roBopuTb o KaKofi-nu6o coraacoBaHHocTH 3ByKoB b KnacTepe.

BHyTpu KnaccunecKoro aKKopga Ka^gbifi 3ByK hhh coneTaHHa 3ByKoB BMnonHaroT cBoro ponb hhh, ecnu cKa3aTb no-gpyroMy, to ohh HMeroT ^yH^HH. CaMaa nepBaa ^yH^ua, этo ^yH^ua raabhoro ToHa hhh ocHoBHoro. Oh gaeT Ha3BaHue aKKopgy h npocToM Buge npegcTaBnaeT co6ofi ero MapKep. ^BH^eHue ochobhmx tohob aKKopgoB nocnegoBarenbHocTH no3BonaroT nonynuTb npo^unb gBH^eHHa rapMoHHH, ocHoBy rapMoHHnecKoro gBH^eHHa.

AKKopgoBMe KoHcoHaHcb - тepцнa h KBHHTa aKKopga, h ero KoHcoHaHTHaa ocHoBa, npu этoм тepцнa coxpaHaeTca bo Bcex Bugax Tpe3ByHHfi, a KBHHTa MeHaeTca Ha yBenuneHHyro hhh yMeHbmeHHyro b 3aBucuMocTH ot aKKopga. TaKHM o6pa3oM, Ma^opHoe h MHHopHoe Tpe3ByHHa nonynaroTca KoHcoHupyrornuMH, a yBenuneHHoe h yMeHbmeHHoe hct.

AKKopgoBMe guccoHaHcb - cenTHMM, hohm, cckctm. 3to 3ByKH noaBHBmueca KaK 3agep^;aHHa h ocTaBmueca b cocTaBe aKKopga, k hhm mm TaK^e othochm nro6bie aпbтepaцнн.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 393 [Ml^^^H

Побочные тона - звуки нарушающие терцовую структуру аккорда и близкие по своей природе аккордовым диссонансам. Например, секста может быть диссонансом в составе аккорда 13, а может быть побочным тонов в аккорде 6.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Бшепсе апё Бёисайоп 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.