Научная статья на тему 'Эксперимент моделирования аккордов мелодий'

Эксперимент моделирования аккордов мелодий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
тональная система / модальная система / гармонизация мелодии / закономерности мелодии / теория и гармония

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гўзал Эркиновна Халикулова

Подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой. Существуют две базовые системы: тональная и модальная. Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом. Модус мера, стандарт, манера, путь, способ мелодический ряд, мелодическая модель, звукоряд. Тональная система очень централизована и построена на доминировании одного центрального тона (который собственно и называется тоникой) и соподчинении других тонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эксперимент моделирования аккордов мелодий»

Эксперимент моделирования аккордов мелодий

Гузал Эркиновна Халикулова Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой. Существуют две базовые системы: тональная и модальная. Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом. Модус - мера, стандарт, манера, путь, способ - мелодический ряд, мелодическая модель, звукоряд. Тональная система очень централизована и построена на доминировании одного центрального тона (который собственно и называется тоникой) и соподчинении других тонов.

Ключевые слова: тональная система, модальная система, гармонизация мелодии, закономерности мелодии, теория и гармония

Chord modeling experiment for various melodies

Guzal Erkinovna Khalikulova Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: Selection of chords to an existing melody according to certain patterns. These patterns are called a system. There are two basic systems: tonal and modal. The tonal system is based on the alternation of functions: tonics, subdominants and dominants according to certain patterns, there is an alternation of functions in the order of tonics to subdominant and dominant, which is called a complete functional turnover. Modus - measure, standard, manner, way, method - melodic series, melodic model, scale. The tonal system is very centralized and built on the dominance of one central tone (which is actually called the tonic) and the subordination of other tones.

Keywords: tonal system, modal system, melody harmonization, patterns of melody, theory and harmony

Гармонизация мелодии - это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой. Существуют две базовые системы: тональная и модальная. Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и

доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.

Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.

Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это - подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии. Так же можно посмотреть и на ключевые знаки.

Несколько способов моделирования аккордов для различных мелодий: можно посмотреть на ноты, из которых состоит мелодия; посмотреть в какие аккорды могут входить эти ноты. Нота ре входит в аккорды О и Б, то есть в тонику и доминанту;

На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия;

метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней;

Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.

Ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.

Получается то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.

После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать аккорд тонику.

Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, если ноты от того аккорда септима, то можно использовать септаккорд.

В теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии. Аккордовые последовательности - это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых

разных стилях. И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.

Аккордовая последовательность - серия аккордов, стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и формой.

Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.

Существуют три базовых типа движения гармонии:

1. Кварто-квинтовое;

2. Диатоническое;

3. Хроматическое.

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.

Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные;

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора.

T ^ D; T ^ S ^ D ^ T.

Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-IV-V-I

II-V-I

I-VI-IV-V и другие.

2. Нефункциональные последовательности

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 457 LMIü^ei

К ним относятся и модальные, и тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Характерная особенность таких последовательностей это - движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга. Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.

Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов. Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий, построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов.

Использованная литература

1. Холикулова, Г.Э. (2007). Сахна нутки. Тошкент-2007 й.

2. Холикулова, Г.Э. People's poet of Uzbekistan mukhammad yusuf - singer of the native land and love. International conference. Pages 154-159.

3. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки ва жонли тил. Мулокот, Тошкент. 35 - бет.

4. Гузал Эркиновна Халикулова. Маннон Уйгур - выдающийся режиссёр узбекского театра и мастер по сценической речи. Эдебиет жэне енер институты, Алматы. Вопросы литературы и искусства им. М.Ауэзова. 59-60 стр.

5. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки ва жонли тил. Мулокот, Тошкент. 35-бет.

6. ГЭ Халикулова. Актёрлар нуткда Навоий шеърияти. Театр, Тошкент. 10 -11- бетлар.

7. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахнада тарихий мухит тасвири. Театр, Тошкент. 20-21- бетлар.

8. Гузал Эркиновна Халикулова. Искусство речи в историко-поэтических спектаклях. / Искусство Узбекистана. История и современность. Материалы

научно-практической конференции молодых ученых. Ташкент: Поколение нового века. Стр. 50-51.

9. Гузал Эркиновна Халикулова. Замонавий театр хакида шахсий мулохазалар. K,алдирFоч, Тошкент. №1(4). 2 - бет.

10. Гузал Эркиновна Халикулова. Вопросы сценической речи в интерпретации узбекской исторической драмы (80-90-е годы). Автореферат 2004 г. стр. 1 - 21.

11. ГЭ Халикулова. Сахнани актёр безайди. Театр, Тошкент, 22-23-бетлар

12. Guzal ^аНки^а. "Мирзо УлуFбек" тарихий драмасида тил масалалари. /Сб науч. тр. "Нафосат". 144-147.

13. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки (тарихий драмалар талкинида). Укув кулланма. Тошкент. УзДСИ. 1 - 9 - бет.

14. Гузал Эркиновна Халикулова. Ншш ta'il - искусство силы. Журнал Театр, Ташкент. № 6. 14-15 стр.

15. Гузал Эркиновна Халикулова. Чувство уважения. Журнал Калдиргоч, Ташкент. Стр 41.

16. Гузал Эркиновна Халикулова. Гигиена и техника чтения книг. Журнал Калдиргоч, Ташкент. 21(42).

17. Гузал Эркиновна Халикулова. Мусикий ижрочиликда ёшларнинг фаоллигини ошириш ва уни ривожлантириш масалалари. Тошкент ТДМИ, (Туплам).

18. Гузал Эркиновна Халикулова. Санъат равнаки йулида. Журнал K,алдирFоч, Тошкент. 2010/1.

19. Гузал Эркиновна Халикулова. Хассос суз устаси. "Мухсин Хдмидов (Бадиий суз устаси)" номли монографияси учун макола 2010. УзДСИ. 8 - бет.

20. Гузал Эркиновна Халикулова. Маънавий баркамоллик давр талаби. ЖизПИ, туплами. 363 - бет.

21. Гузал Эркиновна Халикулова. Узбекистон давлат санъат институтида кадрлар тайёрлаш сифатини яхшилаш ва сохани ривожлантиришда амалга оширилаётган ишлар. Узбекистон санъати ва маданиятида замон кахрамони образини яратиш муаммолари ва ечимлари" Туплам. УзДСИ.

22. Гузал Эркиновна Халикулова. Юрт тараккиёти, халк фаровонлиги хамда баркамол авлодни тарбиялашда санъатнинг роли. Халкаро Симпозиум материаллари туплами.

23. Гузал Эркиновна Халикулова. Формирование сценической речи в профессиональных спектаклях и роль системы Станиславского в развитии театрального искусства. Брянск, Сборник материалов VI Международного симпозиума. Стр. 219 - 225.

24. Гузал Эркиновна Халикулова. Замонавий рахбар аёлнинг профессионал нуткини оширишга доир. 2012 й. "Аёл - маънавият гулшани" ЖизПи., 4-Республика илмий-амалий конференцияси Туплам.

25. Гузал Эркиновна Халикулова. Актёрнинг сахна нутки махоратини эгаллашда нафасни такомиллаштирувчи янги услубий изланишлар. 2012/3/27. Глобаллашув жараёнида хореография санъати сохасида миллийликни саклаш муаммолари 2- республика конференцияси. Тошкент.

26. Гузал Эркиновна Халикулова. Театрларда адабий тил масъулияти. 2013 й. Янги давр санъати: анъанавийлик ва трасформацион жараёнлар. Тошкент, Алишер Навоий номидаги Узбекистан Миллий кутубхонаси нашриёти. 82-84 бет.

27. Гузал Эркиновна Халикулова. Спектакль яратишда суз ва харакат уЙFунлиги масалалари. 2014. Тошкент.: "Мумтоз суз". 110-114 бетлар.

28. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна асарларида кахрамон характерини яратиш масалалари. Республика илмий-назарий ва амалий конференция материаллари. Тошкент: Навруз. 112 - 117 бетлар.

29. Гузал Эркиновна Халикулова. Институтда олий малакали илмий ва илмий педагог кадрлар тайёрлашнинг долзарб муаммолари. Театр// - Тошкент: 2014. (3). 9 -10 - бет.

30. Гузал Эркиновна Халикулова. Суз масъулиятини англаш хам санъат. Хуррият// - Тошкент. (43) 6-7 бетлар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.