Научная статья на тему 'Основа проектирования музыки, роль устойчивости трезвучий'

Основа проектирования музыки, роль устойчивости трезвучий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
гомофонный склад мелодии / устойчивый звук / тоническое трезвучие лада / мелодия / гармония / форма музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гўзал Эркиновна Халикулова

Мелодии сводится к последовательности музыкальных нот, сыгранных в определенном порядке, называемой музыкальной фразой или мелодической фразой. В музыкальной нотации мелодии это просто строчки из нескольких нот, обычно заканчивающиеся в конце определенной меры. В музыкальном произведении мелодии могут быть сложными или невероятно простыми. Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению. Неустойчивость означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основа проектирования музыки, роль устойчивости трезвучий»

Основа проектирования музыки, роль устойчивости

трезвучий

Гузал Эркиновна Халикулова Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Мелодии сводится к последовательности музыкальных нот, сыгранных в определенном порядке, называемой музыкальной фразой или мелодической фразой. В музыкальной нотации мелодии - это просто строчки из нескольких нот, обычно заканчивающиеся в конце определенной меры. В музыкальном произведении мелодии могут быть сложными или невероятно простыми. Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению. Неустойчивость означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

Ключевые слова: гомофонный склад мелодии, устойчивый звук, тоническое трезвучие лада, мелодия, гармония, форма музыки

The basis of music design, the role of the stability of triads

Guzal Erkinovna Khalikulova Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: Melodies are reduced to a sequence of musical notes played in a certain order, called a musical phrase or melodic phrase. In musical notation, melodies are simply strings of several notes, usually ending at the end of a certain measure. In a piece of music, melodies can be complex or incredibly simple. Sounds that make up the tonic triad of a mode are called stable. These are steps 1, 3 and 5. All other steps gravitate towards them and sound unstable. The very concept of stability means the absence of gravitation, that is, the desire for further movement. Instability means the desire to move to one of the stable steps of the mode.

Keywords: homophonic structure of melody, sustained sound, tonic triad mode, melody, harmony, form of music

Создание музыки это наиболее сложный вид музыкальной деятельности, который включает в себя множество побочных (построение формы, голосоведение, гармония и т.д.). Создание музыки или композиция - это

творческий процесс, который должен базироваться на теории музыки. Структура произведения имеет чёткую логику построения. Некоторые шедевры мировой классики буквально рассчитаны математически. Не случайно в Древней Греции музыка входила в ряд математических наук.

Музыка представляет собой последовательность звуков в определенном ритме, которая имеет эмоциональную окраску. Наиболее часто произведение содержит в себе следующие элементы:

Мелодия;

Гармония;

Форма.

Один голос музыкальной фактуры, который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое. Реже словом «мелодия» пользуются также для обозначения всякого голоса многоголосной фактуры, то есть безотносительно к композиционно-техническому и ладовому осмыслению многоголосного целого. В гомофонном складе мелодия противопоставляется аккомпанементу и басу. Это последнее понимание мелодии господствует в элементарной теории музыки и поныне. Мелодия - один из самых важных и основных элементов музыки, поэтому понимание того, как работают мелодии, является обязательным для любого музыканта.

В самом простом виде определение мелодии сводится к последовательности музыкальных нот, сыгранных в определенном порядке, называемой музыкальной фразой или мелодической фразой. Все, что создает отдельные музыкальные ноты, может создать мелодию. Мелодии могут состоять из одной и той же, единственной ноты, сыгранной несколько раз, или из нескольких нот, обычно в рамках какой-либо шкалы.

В музыкальной нотации мелодии - это просто строчки из нескольких нот, обычно заканчивающиеся на так те или в конце определенной меры. В музыкальном произведении мелодии могут быть сложными или невероятно простыми, но большинство из них предназначены для запоминания.

Когда вы "не можете выбросить песню из головы", вы, скорее всего, имеете в виду основную мелодическую линию. Вокальные мелодии, особенно в поп-музыке, созданы для того, чтобы быть цепляющими, что и делает их такими важными. Мелодии это - огромная часть того, что делает музыку запоминающейся. Хотя мелодия состоит из множества элементов, хорошо продуманная мелодическая музыкальная фраза должна восприниматься легко и непринужденно.

Мелодии обычно выделяются из остальной части произведения, предлагая новые идеи музыкальной композиции. Вокалист, с другой стороны, берет на себя

ответственность за мелодию. Вокалист может использовать одни и те же ноты из аккордовой прогрессии, но его партия естественно выделяется на фоне остального инструментального сопровождения, поскольку его вокальная мелодия постоянно вносит новые мелодические фразы в музыкальное произведение. Слушателю легче воспринимать мелодию, поскольку она выделяется среди остальных аккордов и инструментов, звучащих в данный момент.

Мелодия состоит из нескольких нот звуков. Мелодия может состоять всего из нескольких нот. Чаще всего в мелодиях используется несколько тонов, чтобы придать интерес и создать мелодическую дугу в музыкальном произведении. Однако существует множество способов успешно написать мелодию , поэтому не пытайтесь зацикливаться на одном элементе в отдельности.

Контур или форма мелодии не требует пояснений. Буквально, это форма последовательности нот или мелодии в музыкальном произведении. Вы можете увидеть определенные дуги при написании мелодических фраз на нотах. Некоторые мелодии делают большие скачки от одной ноты к другой, в то время как другие движутся по нотному листу ступенчато. Композиторы намеренно продумывают форму мелодических фраз, чтобы создать различные чувства и создать энергию на протяжении всей песни.

Мелодический диапазон означает расстояние между самыми низкими и самыми высокими тонами в мелодии. Диапазон ограничивает музыкантов, которые могут исполнить или иногда сыграть определенную мелодию. Узкий диапазон проще для исполнения, в то время как более широкий диапазон может быть более трудным, но потенциально более интересным для слушателя как более сложная мелодия. Интервалы означают расстояние между определенными типами тонов или нот в музыкальной шкале. В общем случае интервал классифицируется по отношению ноты к первой ноте в определенном ключе, иначе тонике. Это расстояние обычно измеряется в полутонах. Структура это -относится к тому, как строится мелодия. Если это лирическая мелодия, мелодическая линия может быть построена вокруг текста или фразы. Другие мелодии могут строиться вокруг определенного ритма или паттерна в музыкальном произведении.

Шкала это - набор нот, расположенных в определенном порядке в ключе или семействе нот в музыке. Вы можете использовать различные шкалы для обозначения различных чувств и звуков в мелодиях. Мелодии часто строятся вокруг определенной шкалы. Даже если у вас нет обширных знаний в области теории музыки, вы, вероятно, интуитивно используете мелодические шкалы. Мотив это - просто раздел или часть мелодии, которая повторяется на протяжении всего произведения. Например, припев песни , скорее всего,

содержит множество мотивов мелодии, которые появляются снова и снова на протяжении всего музыкального произведения. В мире партитуры мотив может использоваться для объявления о появлении или повторном появлении определенного персонажа.

Хотя мотивы обычно представляют собой небольшие коллекции повторяющихся нот, музыкальной темой может считаться более крупный повторяющийся раздел или мелодическая идея.

Фраза или фразы в песне могут ощущаться как музыкальное предложение. Фраза должна быть полным предложением, но музыкальная фраза говорит о том, как мелодия распределяется по музыкальной линии.

Фазировка говорит о количестве слов и тонов в мелодии. В популярной музыке нередко четыре фразы составляют припев или фразы завершаются в конце такта. Фразы помогают популярной музыке соблюдать каданс . Группа фраз часто содержит или повторяет одну и ту же или похожие мелодии. Существует множество различных способов артикуляции одного и того же набора нот. Ритм может сказать вам, на какой ноте играется ваша мелодия и что звучит между нотами в вашей мелодии. Мелодии и гармонии часто путают друг с другом, хотя на самом деле это совершенно разные вещи. Самое большое различие заключается в том, что мелодии существуют сами по себе. Гармонии играются в связи с определенной мелодией, обычно с определенным рисунком интервалов, чтобы создать звуковую приятную комбинацию нот.

Гармонию также можно назвать встречной мелодией. Как правило, гармонии поддерживают оригинальную мелодию , не отвлекая слишком много внимания от основной мелодической фразы. Гармония может быть выше или ниже по тональности, чем мелодия.

Часто бывает, что гармонию исполняют бэк-вокалисты, а мелодию -основной вокалист. Что касается вокальных партий, то альтисты чаще всего поют гармонию, а сопрано, как известно, в большинстве случаев берут на себя мелодию.

Мелодическое движение говорит о том, как строка нот или мелодии движется на протяжении определенной фразы. Перетекает ли одна нота в соседнюю? Или инструменталист перескакивает с одного большого интервала на другой? Эти два типа движения называются конъюнктивным и дизъюнктивным мелодическим движением.

Конъюнктурная мелодия это - когда мелодическая фраза поднимается и опускается по высоте тона, обычно ступенчато. Конъюнктурное движение может быть таким же простым, как движение вверх и вниз по шкале, написанной в качестве опорной мелодии композиции. Отличный пример конъюнктивного движения можно найти в "Оде к радости". Обратите внимание, как ноты мелодии

движутся пошагово, плавно переходя от одной ноты к другой, создавая центральные мелодии во всей композиции.

Дизъюнктивное движение характеризуется большими пропусками по всей мелодии, часто делая большие интервалы, проскакивающие мимо соседних нот. Отличные примеры дизъюнктивного движения можно найти в исполнении "Звездно-полосатого знамени", которое может быть сложным для начинающих музыкантов и вокалистов, поскольку в нем много мелодических пропусков.

Смешанное движение это - просто пересечение дизъюнктивного и конъюнктивного движения. Переключение между двумя типами мелодического движения может помочь создать контраст и интерес на протяжении всей музыкальной композиции. Параллельное движение это -когда две мелодии движутся вместе по восходящей или нисходящей линии, сохраняя одинаковые интервалы между фразировками.

Аналогичное движение точно такое же, как и параллельное, за исключением того, что обе мелодии должны быть восходящими или нисходящими. Одно и то же направление и одно и то же время в мелодии. Противоположное движение это - когда одна мелодия нисходит, а другая восходит, и наоборот. Когда это происходит в одних и тех же интервалах, это называется строгим противоположным движением.

Наклонное или косвенные движение это - когда одна мелодия остается на одной ноте, а другая движется любым образом, создавая контраст между двумя мелодическими фразами.

Использованная литература

1. Холикулова, Г.Э. (2007). Сахна нутки. Тошкент-2007 й.

2. Холикулова, Г.Э. People's poet of Uzbekistan mukhammad yusuf - singer of the native land and love. International conference. Pages 154-159.

3. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки ва жонли тил. Мулокот, Тошкент. 35 - бет.

4. Гузал Эркиновна Халикулова. Маннон Уйгур - выдающийся режиссёр узбекского театра и мастер по сценической речи. Эдебиет жэне енер институты, Алматы. Вопросы литературы и искусства им. М.Ауэзова. 59-60 стр.

5. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки ва жонли тил. Мулокот, Тошкент. 35-бет.

6. ГЭ Халикулова. Актёрлар нуткда Навоий шеърияти. Театр, Тошкент. 10 -11- бетлар.

7. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахнада тарихий мухит тасвири. Театр, Тошкент. 20-21- бетлар.

8. Гузал Эркиновна Халикулова. Искусство речи в историко-поэтических спектаклях. / Искусство Узбекистана. История и современность. Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Ташкент: Поколение нового века. Стр. 50-51.

9. Гузал Эркиновна Халикулова. Замонавий театр хакида шахсий мулохазалар. K,алдирFоч, Тошкент. №1(4). 2 - бет.

10. Гузал Эркиновна Халикулова. Вопросы сценической речи в интерпретации узбекской исторической драмы (80-90-е годы). Автореферат 2004 г. стр. 1 - 21.

11. ГЭ Халикулова. Сахнани актёр безайди. Театр, Тошкент, 22-23-бетлар

12. Guzal КЬаЛки^а. "Мирзо У^бек" тарихий драмасида тил масалалари. /Сб науч. тр. "Нафосат". 144-147.

13. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки (тарихий драмалар талкинида). Укув кулланма. Тошкент. УзДСИ. 1 - 9 - бет.

14. Гузал Эркиновна Халикулова. Ншш ta'il - искусство силы. Журнал Театр, Ташкент. № 6. 14-15 стр.

15. Гузал Эркиновна Халикулова. Чувство уважения. Журнал Калдиргоч, Ташкент. Стр 41.

16. Гузал Эркиновна Халикулова. Гигиена и техника чтения книг. Журнал Калдиргоч, Ташкент. 21(42).

17. Гузал Эркиновна Халикулова. Мусикий ижрочиликда ёшларнинг фаоллигини ошириш ва уни ривожлантириш масалалари. Тошкент ТДМИ, (Туплам).

18. Гузал Эркиновна Халикулова. Санъат равнаки йулида. Журнал K,алдирFоч, Тошкент. 2010/1.

19. Гузал Эркиновна Халикулова. Хассос суз устаси. "Мухсин Хдмидов (Бадиий суз устаси)" номли монографияси учун макола 2010. УзДСИ. 8 - бет.

20. Гузал Эркиновна Халикулова. Маънавий баркамоллик давр талаби. ЖизПИ, туплами. 363 - бет.

21. Гузал Эркиновна Халикулова. Узбекистон давлат санъат институтида кадрлар тайёрлаш сифатини яхшилаш ва сохани ривожлантиришда амалга оширилаётган ишлар. Узбекистон санъати ва маданиятида замон кахрамони образини яратиш муаммолари ва ечимлари" Туплам. УзДСИ.

22. Гузал Эркиновна Халикулова. Юрт тараккиёти, халк фаровонлиги хамда баркамол авлодни тарбиялашда санъатнинг роли. Халкаро Симпозиум материаллари туплами.

23. Гузал Эркиновна Халикулова. Формирование сценической речи в профессиональных спектаклях и роль системы Станиславского в развитии

театрального искусства. Брянск, Сборник материалов VI Международного симпозиума. Стр. 219 - 225.

24. Гузал Эркиновна Халикулова. Замонавий рахбар аёлнинг профессионал нуткини оширишга доир. 2012 й. "Аёл - маънавият гулшани" ЖизПи., 4-Республика илмий-амалий конференцияси Туплам.

25. Гузал Эркиновна Халикулова. Актёрнинг сахна нутки махоратини эгаллашда нафасни такомиллаштирувчи янги услубий изланишлар. 2012/3/27. Глобаллашув жараёнида хореография санъати сохасида миллийликни саклаш муаммолари 2- республика конференцияси. Тошкент.

26. Гузал Эркиновна Халикулова. Театрларда адабий тил масъулияти. 2013 й. Янги давр санъати: анъанавийлик ва трасформацион жараёнлар. Тошкент, Алишер Навоий номидаги Узбекистан Миллий кутубхонаси нашриёти. 82-84 бет.

27. Гузал Эркиновна Халикулова. Спектакль яратишда суз ва харакат уЙFунлиги масалалари. 2014. Тошкент.: "Мумтоз суз". 110-114 бетлар.

28. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна асарларида кахрамон характерини яратиш масалалари. Республика илмий-назарий ва амалий конференция материаллари. Тошкент: Навруз. 112 - 117 бетлар.

29. Гузал Эркиновна Халикулова. Институтда олий малакали илмий ва илмий педагог кадрлар тайёрлашнинг долзарб муаммолари. Театр// - Тошкент: 2014. (3). 9 -10 - бет.

30. Гузал Эркиновна Халикулова. Суз масъулиятини англаш хам санъат. Хуррият// - Тошкент. (43) 6-7 бетлар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.