Научная статья на тему 'Эквивалентность аккордов музыки, обострение, локализация, симметрия, точные решения, структура многоголосных произведениях'

Эквивалентность аккордов музыки, обострение, локализация, симметрия, точные решения, структура многоголосных произведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
структура многоголосных произведениях / уравнение аккордов музыки / склад многоголосной музыки / обострение / локализация / симметрия в музыке

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гўзал Эркиновна Халикулова

Склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии практическое изучение полифонических композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эквивалентность аккордов музыки, обострение, локализация, симметрия, точные решения, структура многоголосных произведениях»

Эквивалентность аккордов музыки, обострение, локализация, симметрия, точные решения, структура многоголосных произведениях

Гузал Эркиновна Халикулова Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии - практическое изучение полифонических композиций.

Ключевые слова: структура многоголосных произведениях, уравнение аккордов музыки, склад многоголосной музыки, обострение, локализация, симметрия в музыке

Equation of music chords, aggravation, localization, symmetry, exact solutions, structure of polyphonic works

Guzal Erkinovna Khalikulova Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: The structure of polyphonic music, determined by the functional equality of individual voices of polyphonic texture. In a musical play of a polyphonic type, the voices are equal in compositional-technical and logical terms. The word "polyphony" also refers to the musical-theoretical discipline, which is taught in the courses of secondary and higher musical education for composers and musicologists. The main task of the discipline of polyphony is the practical study of polyphonic compositions.

Keywords: structure of polyphonic works, equation of chords in music, structure of polyphonic music, aggravation, localization, symmetry in music

Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить или создать порядок, красоту и совершенство. Симметрия является фундаментальным свойством

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 478 [Ш^^^И

природы, представление о котором, слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений. Понятие «симметрия» выросло на изучении живых организмов и живого вещества, в первую очередь человека. Само понятие, связанное с понятием красоты или гармонии, было дано великими греческими ваятелями, и слово «симметрия», этому явлению отвечающее.

В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово обозначает соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

Действительно, симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными или творениями человека: зданиями, техникой, - всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии.

Симметрия - соразмерность, в широком смысле - неизменность при каких-либо преобразованиях. Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.

С симметрией мы встречаемся везде - в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.

Симметрия - понятие, отражающее существующий в природе порядок, пропорциональность и соразмерность между элементами какой-либо системы или объекта природы, упорядоченность, равновесие системы, устойчивость, т. е. некий элемент гармонии.

Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии. Примером является рука человека. Асимметрия - это категория, противоположная симметрии, которая отражает существующие в объективном мире нарушения равновесия, связанные с изменением, развитием, перестройкой частей целого. А в музыке повторяющая часть музыки чуть изменяется, многоголосной музыке одинаково

идущие голоса вдруг изменяют свою позицию и направляются противоположную сторону. И таким образом появляется асимметрия.

Локализация это - отнесение чего - либо к определенному месту, ограничение места действия, распространения какого - либо явления. Реприза в музыке это и есть локализация, но, если используется через несколько позже, например в конце произведения.

Особое место в музыке занимает работа над полифонией. Изучение многоголосной музыки - основа основ воспитания и обучения музыканта. Полифония - вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух и более мелодических линий. Воспитывает у обучающегося слух, учит звуковому разнообразию, навыков игры legato, готовит к исполнению произведений любого жанра.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения музыкальному искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого музыканты развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.

Фуга относится к имитационной полифонии, что в таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», но также подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова «я», а есть слово «мы». Ведь часто ученики грешат тем, что добросовестно выделяют только все произведения темы, в результате чего теряется постоянство, беспрерывность движения. А ведь именно это и создает единство настроения. Важнейшая из полифонических форм - фуга (от латинского - «бегство»). Голоса фуги как бы вступают вдогонку друг за другом. Краткая, выразительная и легко узнаваемая при каждом своем появлении тема -основа фуги, ее главная мысль. Сочиняется фуга на два, три, четыре (более) голоса.

В первой части фуги - экспозиции все голоса поют поочередно одну и туже мелодию (тему - «вождь»), как бы подражая друг другу: сначала вступает один голос без сопровождения, а затем следует второй в тональности доминанты («ответ») с тем же напевом. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе, называемая противосложением. Вторая часть -разработка отличается разнообразием и свободой строения, течение музыки становится неустойчивым и напряженным. В заключительной части - репризе вновь возобновляется первоначальный устойчивый характер музыки, цельные проведения темы в основной тональности. Реприза короче других частей, в ней нередко происходит ускорение музыкального изложения.

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 480 LMIü^ei

Итак, определив характер звучания темы, её артикуляцию, фразировку, кульминацию, ученик переходит к знакомству с первой имитацией темы, называемой ответом или спутником. Здесь необходимо направить внимание на вопросо-ответный диалог темы и её имитации. Чтобы не превратить проведение имитаций в монотонный ряд повторений той же темы, следует одну из тем сыграть, другую спеть, затем диалог вождя и спутника исполнить за двумя роялями. Такая работа очень стимулирует слух и полифоническое мышление. Вслед за освоением темы и ответа начинается работа над противосложением. Отрабатывается противосложение иначе, чем тема, так как характер его звучания и динамику возможно установить только в сочетании с ответом. Поэтому основным методом работы в данном случае является исполнение ответа и противосложения в ансамбле с педагогом, а дома - двумя руками, что значительно облегчает нахождение соответствующих динамических красок.

Хорошо проработав тему и противосложение, ясно осознав соотношения: тема - ответ, тема - противосложение, ответ - противосложение, можно перейти к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса. Задолго до их соединения пьеса исполняется двухголосно в ансамбле с педагогом - сначала по разделам, затем целиком и, наконец, полностью передается в руки ученика. И тут выясняется, что в большинстве случаев ученик, даже неплохо слышащий верхний голос, совсем не слышит нижний, как мелодическую линию. Для того, чтобы действительно слышать оба голоса, следует работать, концентрируя внимание и слух на одном из них - верхнем.

Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.

Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке, так как даже немузыкантам известно. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.

Использованная литература

1. Холикулова, Г.Э. (2007). Сахна нутки. Тошкент-2007 й.

2. Холикулова, Г.Э. People's poet of Uzbekistan mukhammad yusuf - singer of the native land and love. International conference. Pages 154-159.

3. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки ва жонли тил. Мулокот, Тошкент. 35 - бет.

4. Гузал Эркиновна Халикулова. Маннон Уйгур - выдающийся режиссёр узбекского театра и мастер по сценической речи. Эдебиет жэне енер институты, Алматы. Вопросы литературы и искусства им. М.Ауэзова. 59-60 стр.

5. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки ва жонли тил. Мулокот, Тошкент. 35-бет.

6. ГЭ Халикулова. Актёрлар нуткда Навоий шеърияти. Театр, Тошкент. 10 -11- бетлар.

7. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахнада тарихий мухит тасвири. Театр, Тошкент. 20-21- бетлар.

8. Гузал Эркиновна Халикулова. Искусство речи в историко-поэтических спектаклях. / Искусство Узбекистана. История и современность. Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Ташкент: Поколение нового века. Стр. 50-51.

9. Гузал Эркиновна Халикулова. Замонавий театр хакида шахсий мулохазалар. K,алдирFOч, Тошкент. №1(4). 2 - бет.

10. Гузал Эркиновна Халикулова. Вопросы сценической речи в интерпретации узбекской исторической драмы (80-90-е годы). Автореферат 2004 г. стр. 1 - 21.

11. ГЭ Халикулова. Сахнани актёр безайди. Театр, Тошкент, 22-23-бетлар

12. Guzal ^аНки^а. "Мирзо У^бек" тарихий драмасида тил масалалари. /Сб науч. тр. "Нафосат". 144-147.

13. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна нутки (тарихий драмалар талкинида). Укув кулланма. Тошкент. УзДСИ. 1 - 9 - бет.

14. Гузал Эркиновна Халикулова. Ншш ta'il - искусство силы. Журнал Театр, Ташкент. № 6. 14-15 стр.

15. Гузал Эркиновна Халикулова. Чувство уважения. Журнал Калдиргоч, Ташкент. Стр 41.

16. Гузал Эркиновна Халикулова. Гигиена и техника чтения книг. Журнал Калдиргоч, Ташкент. 21(42).

17. Гузал Эркиновна Халикулова. Мусикий ижрочиликда ёшларнинг фаоллигини ошириш ва уни ривожлантириш масалалари. Тошкент ТДМИ, (Туплам).

18. Гузал Эркиновна Халикулова. Санъат равнаки йулида. Журнал K,алдирFOч, Тошкент. 2010/1.

19. Гузал Эркиновна Халикулова. Хассос суз устаси. "Мухсин Хдмидов (Бадиий суз устаси)" номли монографияси учун макола 2010. УзДСИ. 8 - бет.

20. Гузал Эркиновна Халикулова. Маънавий баркамоллик давр талаби. ЖизПИ, туплами. 363 - бет.

21. Гузал Эркиновна Халикулова. Узбекистан давлат санъат институтида кадрлар тайёрлаш сифатини яхшилаш ва сохани ривожлантиришда амалга оширилаётган ишлар. Узбекистон санъати ва маданиятида замон кахрамони образини яратиш муаммолари ва ечимлари" Туплам. УзДСИ.

22. Гузал Эркиновна Халикулова. Юрт тараккиёти, халк фаровонлиги хамда баркамол авлодни тарбиялашда санъатнинг роли. Халкаро Симпозиум материаллари туплами.

23. Гузал Эркиновна Халикулова. Формирование сценической речи в профессиональных спектаклях и роль системы Станиславского в развитии театрального искусства. Брянск, Сборник материалов VI Международного симпозиума. Стр. 219 - 225.

24. Гузал Эркиновна Халикулова. Замонавий рахбар аёлнинг профессионал нуткини оширишга доир. 2012 й. "Аёл - маънавият гулшани" ЖизПи., 4-Республика илмий-амалий конференцияси Туплам.

25. Гузал Эркиновна Халикулова. Актёрнинг сахна нутки махоратини эгаллашда нафасни такомиллаштирувчи янги услубий изланишлар. 2012/3/27. Глобаллашув жараёнида хореография санъати сохасида миллийликни саклаш муаммолари 2- республика конференцияси. Тошкент.

26. Гузал Эркиновна Халикулова. Театрларда адабий тил масъулияти. 2013 й. Янги давр санъати: анъанавийлик ва трасформацион жараёнлар. Тошкент, Алишер Навоий номидаги Узбекистон Миллий кутубхонаси нашриёти. 82-84 бет.

27. Гузал Эркиновна Халикулова. Спектакль яратишда суз ва харакат уЙFунлиги масалалари. 2014. Тошкент.: "Мумтоз суз". 110-114 бетлар.

28. Гузал Эркиновна Халикулова. Сахна асарларида кахрамон характерини яратиш масалалари. Республика илмий-назарий ва амалий конференция материаллари. Тошкент: Навруз. 112 - 117 бетлар.

29. Гузал Эркиновна Халикулова. Институтда олий малакали илмий ва илмий педагог кадрлар тайёрлашнинг долзарб муаммолари. Театр// - Тошкент: 2014. (3). 9 -10 - бет.

30. Гузал Эркиновна Халикулова. Суз масъулиятини англаш хам санъат. Хуррият// - Тошкент. (43) 6-7 бетлар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.