Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

УРОВЕНЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ / ПЕНСИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Кондратенко Евгения Николаевна, Батов Алим Тимурович

Пандемия коронавируса оказала заметное влияние на все стороны жизни мирового сообщества. Не миновали эти проблемы и нашу страну. В частности, помимо проблем, связанных со здоровьем населения, пандемия отразилась на качестве жизни российских граждан. С учетом этого обстоятельства, авторами данной статьи проводится анализ изменения уровня денежных доходов населения в сложившихся эпидемиологических условиях в Российской Федерации и, в частности, заработной платы, оплаты труда работников социальной сферы и науки, пенсий, социальных выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Кондратенко Евгения Николаевна, Батов Алим Тимурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF MONETARY INCOME OF THE POPULATION IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The coronavirus pandemic has had a noticeable impact on all aspects of the life of the entire world community. Our country has not been spared these problems. In particular, in addition to problems related to public health, the pandemic has affected the quality of life of Russian citizens. Taking into account this circumstance, the authors of this article analyze the changes in the level of monetary incomes of the population in the current epidemiological conditions in the Russian Federation and, in particular, wages, wages of workers in the social sphere and science, pensions, social payments.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 331

РО! 10.23672/и5241-4141 -2770-р

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

профессор Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ isriu.ranera.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Professor at the Institute of Law and National Security, Russian Academy of Folk Economy and Public Service under the President of the Russian Federation isriu.ranera.ru

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Кондратенко Евгения Николаевна

кандидат политических наук, доцент,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.ranepa.ru isriu.ranera.ru

Aleksandr V. Ponedelkov

Doctor of Political Science,

Professor,

Head of Laboratory,

South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of Folk Economy and Public Service President of the Russian Federation isriu.ranera.ru

Evgenia N. Kondratenko

Candidate of Political Sciences, Associate Professor,

South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of Folk Economy and Public Service President of the Russian Federation ponedelkov@uriu.ranepa.ru isriu.ranera.ru

Батов Алим Тимурович

магистр политологии,

председатель регионального

общественного совета

Федерального партийного проекта партии,

«Единая Россия», «Народный контроль»

в Ростовской области

isriu.ranera.ru

Alim T. Batov

Master of Political Science, Chairman of the Regional Public Council Federal Party Project, United Russia, People's Control in the Rostov region isriu.ranera.ru

Уровень денежных доходов

населения в условиях пандемии коронавируса

Аннотация. Пандемия коронавируса оказала заметное влияние на все стороны жизни мирового сообщества. Не миновали эти проблемы и нашу страну. В частности, помимо проблем, связанных со здоровьем населения, пандемия отразилась на качестве жизни российских граждан. С учетом этого обстоятельства, авторами данной статьи проводится анализ изменения уровня денежных доходов населения в сложившихся эпидемиологических условиях в Российской Федерации и, в частности, заработной платы, оплаты труда работников социальной сферы и науки, пенсий, социальных выплат.

The level of monetary income

of the population in the context of the coronavirus pandemic

Annotation. The coronavirus pandemic has had a noticeable impact on all aspects of the life of the entire world community. Our country has not been spared these problems. In particular, in addition to problems related to public health, the pandemic has affected the quality of life of Russian citizens. Taking into account this circumstance, the authors of this article analyze the changes in the level of monetary incomes of the population in the current epidemiological conditions in the Russian Federation and, in particular, wages, wages of workers in the social sphere and science, pensions, social payments.

Ключевые слова: денежный доход, заработная плата, оплата труда работников социальной сферы и науки, пенсия, социальные выплаты.

Keywords: cash income, wages, remuneration of workers in the social sphere and science, pension, social payments.

В условиях пандемии коронавируса в 2020 году среднедушевые денежные доходы населения по сравнению с 2019 годом увеличились с 35338 рублей до 36073 руб. [1; 2]. В процентах к 2019 году реальные располагаемые денежные доходы составили 98 %, реальная начисленная заработная плата - 103,8 %, реальный размер назначенных пенсий - 102,3 %, величина прожиточного минимума - 103,9 %, величина прожиточного минимума пенсионера -103,4 %, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 98,3 %. Насчитывалось 17,8 млн человек, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, 12,1 % от общей численности населения. Соотношение с величиной прожиточного минимума для среднедушевых денежных доходов - 319 %, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций - 420 %, среднего размера назначенных пенсий - 161 %. При этом следует принимать во внимание, что в абсолютных цифрах размеры показателей незначительны:

- среднедушевые денежные доходы населения в месяц составили 36073 рубля;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций -51344 руб.;

- средний размер назначенных пенсий - 14986 руб.;

- соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы - 29,2 %;

- величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц составила 1131 руб.;

- величина прожиточного минимума пенсионера составила 9308 руб.

Правительством в сложившихся условиях установлены основные социальные гарантии. Их соотношение с величиной прожиточного минимума следующее - минимальный размер оплаты труда (100,7 %), ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (62,7 %), ежемесячное пособие на ребенка военно-служащего, проходящего военную службу по призыву - 113,4 %, ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы родителю, усыновителю или опекуну, попечителю - 78,7%, другим лицам - 9,4 %, минимальный размер пособия по безработице - 11,8 %, размер государственных академических стипендий студентов, обучаю-

щихся по образовательным программам высшего (11,7 %) и среднего профессионального (4,2 %) образования.

Существовали различия по среднедушевым денежным доходам населения по федеральным округам: в Центральном округе - 48226 рублей, в Северо-Западном округе - 39366 руб., в Южном федеральном округе - 30678 руб., в СевероКавказском округе - 24427 руб., в Приволжском округе - 28555 руб., в Уральском округе - 37204 руб., в Сибирском округе - 27972 руб., в Дальневосточном округе - 39051 руб.

Регионы различались не только по среднедушевым денежным доходам, но и по доле численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В Центральном федеральном округе самая высокая доля была в Смоленской области (15,7 %), самая низкая - в Москве (6,1 %) и Московской области (6,8 %), соответственно, в Северо-Западном округе - в Псковской области (16,2 %) и Санкт-Петербурге (5,9 %); в Южном округе - в Калмыкии (22,7 %) и Краснодарском крае (10,6 %); в Северо-Кавказском округе - в Ингушетии (30 %) и Северной Осетии-Алании (13,9 %); в Приволжском округе -Марий Эл (19,5 %) и Татарстане (6,6 %); в Уральском округе - в Курганской области (19,3 %) и Ямало-Ненецком автономном округе (4,9 %); в Сибирском округе - в Тыве (31,7 %) и Кемеровской области (13,2 %); в Дальневосточном округе -Еврейской автономной области (23,7 %) и Сахалинской области (7,7 %).

Медианное значение среднедушевого денежного дохода населения - 27036 рублей в месяц, модальное значение - 15497 руб. При медианном доходе одна половина населения имеет значение среднедушевых денежных доходов ниже медианы, другая половина - выше медианы, модальное значение отражает среднедушевой денежный доход, который наиболее часто встречается в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов. Месячный денежный доход, в среднем, на члена домохозяйства, составлял 30963,9 рубля, в том числе, доход от трудовой деятельности - 76,5 %, от собственности - 1,1 %, полученные трансферты - 22,4 %, социальные выплаты - 20,7 %.

Распределение общего объема денежных доходов населения свидетельствует о его преобладании в пятой группе с наибольшими доходами (46,4 %), из нее 10 % населения с наивысшими доходами - 29,8 %. По другим 20-процентным группам населения наблюдается следующее распределение:

- первая группа с наименьшими доходами

(5,5 %);

- вторая (10,2 %);

- третья (15,2 %);

- четвертая (22,7).

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) равен 14,8 раза, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) -0,406, децильный коэффициент - 6,8 раза.

Средняя заработная плата году была равна 56280 рублей в месяц, медианное значение заработной платы - 40245 руб., модальное значение - 27639 руб. Численность работников организаций с начисленной заработной платой ниже величины прожиточного минимума - 0,7 млн руб., 2,7млн руб. от общей численности работников организаций.

Существовала дифференциация по общей сумме начисленной заработной платы: первая группа - наименее оплачиваемые работники (6,2 %), вторая (10,3 %), третья (14,4 %), четвертая (20,7 %), пятая - наиболее оплачиваемые работники (48,4 %), по коэффициенту фондов (13,5 раза), коэффициенту Джини (0,414), децильному коэффициенту (5,8 раза).

По видам экономической деятельности среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций значительно отличалась по своим размерам. Более 100 тыс. рублей она была в таких видах экономической деятельности, как добыча сырой нефти и природного газа (142175 руб.), деятельность финансовая и страховая (112680 руб.), производство табачных изделий (112017 руб.), менее 30 тыс. руб. - производство одежды (20927 руб.), производство кожи и изделий из кожи (26913 руб.), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (27411 руб.), производство мебели (27786 руб.), деятельность почтовой связи и курьерская деятельность (29465 руб.).

Соотношение размеров средней заработной платы 10 % наиболее и 10 % наименее оплачиваемых работников - 13,5 раза, у 10 % наименее оплачиваемых работников - 14015,5 руб., наиболее оплачиваемых работников - 189337,6 руб.

Соотношение по видам экономической деятельности различно. В водоснабжении, водоотведе-нии, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений оно равно 7,9 раза, финансовой и страховой, профессиональной, научной и технической деятельности - 18,9.

Имелись различия в среднем размере по видам назначенных пенсий: по старости (16790 руб.), по инвалидности (10332,2 руб.), по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи (10715,6 руб.), пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей (13854,3 руб.), федеральные государственные гражданские служащие (22792,2 руб.), за выслугу лет (511435 руб.), летчики-испытатели (105431 руб.), социальные пенсии (9848,1 руб.). Средний размер пенсий

неработающих пенсионеров составляет 16296 руб., работающих пенсионеров - 13632 руб. Получали социальную доплату к пенсии 6 млн 219 тыс. 817 пенсионеров, 14,5 % численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда, из них 2 млн 863 тыс. 358 руб. -федеральную и 3 млн 356 тыс. 459 руб. - региональную доплату. В системе негосударственного пенсионного обеспечения 1 млн 571 тыс. человек получали негосударственную пенсию, 3,7 % общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда, сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на одного получателя - 3925,5 руб.

Доля социальных выплат в денежных доходах домашних хозяйств составила 20,7 %. Средний размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности до 12 недель, подлежащим обязательному социальному страхов а нию, равен 734,7 рубля, единовременного пособия при рождении ребенка работающим женщинам - 19578,5 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, по уходу за первым ребенком - 11801,7 руб., вторым и последующими детьми - 11485,7 руб. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал за первого ребенка составляет 483881,8 руб., за второго, третьего и последующих детей - 639431,8 руб.

Следует отметить, что в определенные периоды осуществлялась социальная поддержка населения с целью компенсировать возникшие потери в связи с распространением коронавирусной инфекции. Ежемесячная выплата на детей в возрасте до трех лет составила 5 тыс. руб., единовременная выплата на детей в возрасте от 3 до 16 лет - 10 тыс. руб., единовременная выплата на детей в возрасте до 16 лет - 10 тыс. руб., доплата к пособию по безработице гражданам, признанным безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет - 3 тыс. руб. Туристический кешбэк составил 20 % от стоимости поездки.

Осуществлялась государственная поддержка медицинских работников, заболевших коронави-русом. Единовременная страховая выплата в случае смерти медицинского работника составила 2752452 руб., единовременная страховая выплата в случае временной нетрудоспособности медицинского работника - 68811 руб., единовременная страховая выплата в случае стойкой утраты трудоспособности медицинского работника с присвоением 1 группы инвалидности -2064339 руб., II группы - 1376226 руб., III группы -688113 руб.

Уровень денежных доходов определяют наличие малоимущего и крайне бедного населения. В 2019 году среднедушевые денежные доходы по малоимущим домашним хозяйствам были равны 7903 руб., по крайне бедным домашним хозяйствам - 4077,1 руб. От общей численности малоимущего населения 31,5 % проживало в городских населенных пунктах и 68,5 % - в сель-

ских. В городских населенных пунктах насчитывалось 46,6 % малоимущего населения и 28,8 % крайне бедного, в сельских населенных пунктах -53,4 % и 71,2 %. Дети в возрасте до 16 лет составили, соответственно, 41 % и 47,5 %, молодежь в возрасте от 18 до 29 лет - 10,6 % и 10,6 %, люди в трудоспособном возрасте - 52 % и 49,3 %, старше трудоспособного возраста - 6,9 % и 3,2 %; занятые в экономике (работающие) -28,9 % и 19,1 %, не занятые в экономике (не работающие) - 30,1 % и 33,4 %. 604856 человек охвачено 181981 чел. заключенными социальными контрактами, средний размер регулярной денежной выплаты - 12960 рублей, единовременной денежной выплаты - 81683 руб.; преодолели трудную жизненную ситуацию 167632 человека. При расчете уровня бедности вводится вместо прожиточного минимума новый показатель -граница бедности. Для расчета взят прожиточный минимум четвертого квартала 2020 года. Этот показатель будет ежеквартально увеличиваться на уровень инфляции. Граница бедности не федеральном уровне рассчитывается ежеквартально, на региональном - ежегодно.

В 2021 году разница межу 10 % низкооплачиваемых и 10 % высокооплачиваемых работников составила 13,5 раза. Наибольшая разница была в Москве (17,9), в Санкт-Петербурге (12), в Московской области (11,9), наименьшая - в Тыве (5,9), в Алтайском крае, Карелии, Мордовии (6,6) [3]. Самый высокий разрыв в оплате труда отмечен в рыболовстве (28,8), в научной деятельности (19,3), в информационных технологиях (17,6), самый низкий - в производстве транспортных средств (7,1), в текстильной промышленности (7,2). Разрыв в оплате труда в государственных и муниципальных предприятиях - 10,5 раза, в частных - 13,9 [4].

Имеются существенные региональные различия в среднемесячной номинальной заработной плате работников организаций. В первом полугодии 2021 года она была равна 54595 руб., самая высокая - в Чукотском автономном округе (129293 руб.), самая низкая - Чечне (29770 руб.) [5].

Значительно различается заработная по регионам в одной и той же сфере. Так, средняя заработная плата учителей в стране была 44 тыс. руб. В Чукотском автономном округе учителя получали 112 тыс. руб., в Москве - 100 тыс. руб., в Северной Осетии (Алании) - 25 тыс. руб., в Ингушетии - 22 тыс. руб. [6]. В настоящее время разрабатывается новая система оплаты труда педагогов, которая будет введена в 6 пилотных регионах. Должны быть приведены к общему знаменателю оклады как гарантированную часть зарплаты, четко определена схема начисления дополнительных выплат.

Необходимо продолжать работу по поднятию уровня средней заработной платы работников социальной сферы и науки до показателей, определенных в указе Президента Российской Федерации 2012 года [7]. По некоторым показателям в январе - сентябре 2021 года она не выполнена [8]. Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных

образовательных организаций государственной и муниципальной форм собственности к средней заработной плате в сфере общего образования было равно 91,8 %, в муниципальной собственности - 88,7 %, педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации - 97,8 %, в муниципальной - 91,9 %.

К оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования - 97,6 %, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования - 97,5 %, среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) организаций собственности субъектов Российской Федерации - 99,1 %, муниципальной - 67,7 %, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - 84,6 %, федеральной - 99,2 %, субъектов Российской Федерации - 82,5 %, муниципальной - 60,9 %, социальных работников - 83,9 %, федеральной -84,6 %, субъектов Российской Федерации - 86,2 %, муниципальной - 74,2 %, учреждений культуры -97,5 %, муниципальной - 79,8 %, педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - 91,3 %, субъектов Российской Федерации - 93,8 %, муниципальной - 84,1 %.

Задача решена только по показателю отношения средней заработной платы к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц преподавателей образовательных организаций высшего образования (в 2,1 раза), научных сотрудников (в 2,3 раза). Высокое значение показателя у врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - 199,8 %.

В 2022 году установлен прожиточный минимум на душу населения - 11950 руб., для трудоспособного населения - 13026 руб., для пенсионеров - 10277 руб., для детей - 11592 руб. [9]. Прожиточный минимум устанавливается один раз в год и составляет 44,2 % от медианного среднедушевого дохода. На основе федерального прожиточного минимума устанавливается региональный прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда равен 13890 рублей в месяц [10]. Он составляет 42 % величины медианной заработной платы.

Для государственных и муниципальных учреждений Российская трехсторонняя комиссия по

регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников [11]. Рекомендации предназначены для обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников бюджетной сферы. В них сформулированы принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда; определен перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; изложено содержание системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, федеральных государственных учреждений, руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений; формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. Показаны особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, государственных и муници-

Литература:

1. Российский статистический ежегодник. 2021. Статистический сборник. URL : https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021 .pdf

2. Социальное положение и уровень жизни России. 2021. Статистический сборник. URL : https:// gks.ru/bgd/regl/b21_44/Main.htmhttps://gks.ru/bgd/r egl/b21_44/Main.htm

3. От зарплаты до зарплаты // Российская газета. 2021. 11 августа.

4. Выжутович В. Зарплатное неравенство: минимум и максимум / В. Выжутович // Российская газета. 2021. 19 ноября.

5. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2021 года // Российская газета. 2021. 10 сентября.

6. Из класса - в кассу // Российская газета. 2022.15 февраля.

7. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334.

8. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2021 года. URL : https://ross tat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor03-21 .htm

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1070 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-

пальных учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, государственных учреждений ветеринарии.

Уровень денежных доходов населения влияет на его денежные расходы.

Расходы на потребление в среднем на одного члена домашнего хозяйства в месяц составили 19180,8 рубля, из них расходы на питание - 37 %, на непродовольственные товары - 36 %, на алкогольные напитки - 1,8 %, оплату услуг - 24,9, стоимость услуг, предоставленных работодателем бесплатно или по льготным ценам, - 0,3 %.

Таким образом, в период пандемии коронавиру-са государство взяло на себя широкий круг обязательств по обеспечению материальных условий жизни всего населения страны в этих крайне сложных экономических условиях и, в первую очередь, его наименее социально защищенному слою, тем самым, продемонстрировав в своей политике и достаточно успешно реализовав такую конституционно закрепленную функцию, как социальное государство.

Literature:

1. Russian Statistical Yearbook. 2021. Statistical collection. URL : https://rosstat.gov.ru/storage/me dia bank/Ejegodnik_2021 .pdf

2. Social status and standard of living in Russia. 2021. Statistical collection. URL : https://gks.ru/bgd/ reg l/b21 _44/Main. htmhttps ://gks. ru/bgd/regl/b21_44/ Main.htm

3. From salary to salary // Rossiyskaya gazeta. 2021. August 11.

4. Vyzhutovich V. Salary inequality: minimum and maximum / V. Vyzhutovich // Rossiyskaya gazeta. 2021. November 19.

5. The main indicators of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation in the first half of 2021 // Rossiyskaya Gazeta. 2021. September 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. From Class to Cash Desk // Rossiyskaya gazeta. 2022. February 15.

7. Edict of the President of the Russian Federation of May 07, 2012 № 597 «On measures for the implementation of the state social policy» // Collected legislation of the Russian Federation. 2012. № 19. Vol. 2334.

8. The results of federal statistical observation in the sphere of remuneration of certain categories of workers of the social sphere and science for January-September 2021. URL : https://rosstat.gov.ru/ storage/ mediabank/itog-monitor03-21 .htm

9. Resolution of the Government of the Russian Federation of June 30, 2021 № 1070 «On establishing the value of the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the

демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (Ч. III). Ст. 5446.

10. Федеральный закон от 06 декабря 2021 года № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 50 (Ч. III). Ст. 8413.

11. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год // Российская газета. 2022. 14 января.

population as a whole for the Russian Federation for 2022» // Collected legislation of the Russian Federation. 2021. № 27 (Part III). Art. 5446.

10. Federal Law of December 06, 2021 № 406-FZ On Amendments to Article 1 of the Federal Law «On the Minimum Wage» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2021. № 50 (Part III). Art. 8413.

11. Unified recommendations for the establishment at the federal, regional and local levels of remuneration systems for employees of state and municipal institutions for 2022 // Rossiyskaya Gazeta. 2022. 14 yanvarya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.