Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / КОЭФФИЦИЕНТ / ПЕНСИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ / ПРОЖИТОЧНОЙ МИНИМУМ / РАБОТНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Стельмах Сергей Анатольевич, Яланский Александр Павлович

В 2021 году произошли изменения в определении прожиточного минимума, соотношение величины которого на душу населения, в целом, по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 %. Медианный среднедушевой доход представляет собой величину денежного дохода, относительно которой половина населения, в целом, по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины. В статье авторами рассматриваются уровень и структура денежных доходов населения в регионах Южного федерального округа, их соотношение с прожиточным минимумом, дифференциация, заработная плата работников социальной сферы и науки, потребительские расходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Стельмах Сергей Анатольевич, Яланский Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL AND STRUCTURE OF THE POPULATION'S CASH INCOME IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

The 2021, there have been changes in the definition of the subsistence minimum, the ratio of which per capita, in general, for the Russian Federation and the amount of median average per capita income for the previous year from 2021 is set at 44,2 %. The median per capita income is the amount of monetary income, relative to which half of the population, as a whole, in the Russian Federation has an average per capita income below this value, the other half - above this value.he level and structure of the population's cash income in the regions of the Southern Federal District, their ratio to the living wage, differentiation, wages of social workers and science, consumer expenditures are considered.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

УДК 33

DOI 10.23672/b8387-2558-6659-v

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук,

профессор,

Институт права

и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Понеделков Александр Васильевич

Заслуженный деятель науки РФ, доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Стельмах Сергей Анатольевич

магистрант факультета политологии, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации sergej.stelmax@mail.ru

Яланский Александр Павлович

кандидат экономических наук, доцент,

научный сотрудник лаборатории проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации mitsrostov@mail.ru

Уровень и структура

денежных доходов населения

в южном федеральном округе ■ ■ ■

Аннотация. В 2021 году произошли изменения в определении прожиточного минимума, соотношение величины которого на душу населения, в целом, по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 %. Медианный среднедушевой доход представляет собой

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Institute of Law and National Security,

Russian Academy of National Ownership

and Public Service

President of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Aleksandr V. Ponedelkov

Honored Scientist of the Russian Federation,

Doctor of Political Science,

Professor,

Head of Laboratory,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy

and Public Administration under

the President of the Russian Federation

sergej.stelmax@mail.ru

Stelmakh Sergey Anatolyevich

Master of Political Science,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National economy

and Public Service under

the President of the Russian Federation

sergej.stelmax@mail.ru

Alexander P. Yalanskiy

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Researcher

Labs of Raising Problems

Efficiency of the State

and Municipal Administration,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy

and Public Service under

the President of the Russian Federation

mitsrostov@mail.ru

The level and structure

of the population's cash income

in the southern federal district

■ ■ ■

Annotation. The 2021, there have been changes in the definition of the subsistence minimum, the ratio of which per capita, in general, for the Russian Federation and the amount of median average per capita income for the previous year from 2021 is set at 44,2 %. The median per capita income is the amount of monetary income, relative to which half of the population, as

величину денежного дохода, относительно которой половина населения, в целом, по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины.

В статье авторами рассматриваются уровень и структура денежных доходов населения в регионах Южного федерального округа, их соотношение с прожиточным минимумом, дифференциация, заработная плата работников социальной сферы и науки, потребительские расходы.

Ключевые слова: денежные доходы, заработная плата, коэффициент, пенсия, потребительские расходы, прожиточной минимум, работники социальной сферы и науки.

a whole, in the Russian Federation has an average per capita income below this value, the other half - above this value.he level and structure of the population's cash income in the regions of the Southern Federal District, their ratio to the living wage, differentiation, wages of social workers and science, consumer expenditures are considered.

Keywords: income, wages, coefficient, pension, consumer spending, living wage, social workers and science.

В 2019 году в Южном федеральном округе (далее, ЮФУ) численность населения составила 14 млн 466 тыс. человек (11,22 % населения страны), которые проживали в республиках Адыгея, Калмыкия, Крым, в Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, в городе Севастополе.

По среднедушевым денежным доходам населения округ занимал в стране 5 место, в том числе, Краснодарский край - 17 место, Ростовская область - 29, Севастополь - 34, Адыгея - 37, Астраханская область - 62, Волгоградская - 67, Крым -75, Калмыкия - 83 места, соответственно [1].

Среднедушевые денежные доходы населения в округе были равны 29845 рублей, что ниже среднероссийского уровня (35247 руб.). Наибольший уровень был в Краснодарском крае (35673 руб.), наименьший - в Калмыкии (18508 руб.).

Структура денежных доходов включала в себя доходы от предпринимательской деятельности (8,9 %), оплату труда (46,1 %), социальные выплаты (19,4 %), доходы от собственности (2,9 %), другие денежные поступления (22,7 %). По сравнению с другими регионами округа в Калмыкии более высокий процент в общем объеме денежных доходов был от доходов в предпринимательской деятельности (11,5 %), оплаты труда (54,7 %), социальных выплат (28,1 %), в Волгоградской области - от доходов от собственности (3,5 %), Адыгее - от других денежных поступлений (41,5 %).

В структуре социальных выплат в ЮФУ 75,9 % приходилось на пенсии, 21 % - на пособия и социальную помощь, 0,7 % - на стипендии, 2,4 % -на страховые возмещения. Наибольшая доля пенсий была в Севастополе (82,3 %), наименьшая - в Калмыкии (72,9 %), пособий и социальной помощи, соответственно - Калмыкии (24,6 %) и Севастополе (16,3 %); стипендий - в Калмыкии (1,4 %) и в Краснодарском крае (0,3 %), страховых возмещений - в Ростовской области (3,3 %) и в Крыму (0,6 %), в Севастополе (0,6 %).

Денежные доходы ниже величины прожиточного минимума в ЮФУ имели 12,6 % населения Адыгеи, 23,5 % - в Калмыкии, 17,2 % - в Крыму, 10,7 % - в Краснодарском крае, 15,5 % - в Астраханской,

12,9 % - Волгоградской, 13,4 % - Ростовской областях, 11,6 % - в Севастополе. По величине прожиточного минимума всего населения в четвертом квартале 2019 года Адыгея занимала 80 место, Волгоградская область - 71, Калмыкия - 63, Ростовская область - 51, Астраханская - 49, Крым - 45, Краснодарский край - 36, Севастополь -32 место, соответственно.

Доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения различается по регионам. Об этом свидетельствует распределение общего объема денежных доходов по группам населения. Распределение выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов. Приведем данные по первой группе с наименьшими доходами и пятой группе с наибольшими доходами. В Адыгее доли равны 5,5 % и 46,4 %, в Калмыкии - 7,2 % и 41 %, в Крыму - 7,2 % и 40,9 %, в Краснодарском крае - 5,6 % и 46 %, в Астраханской области - 6,6 % и 42,8 %, Волгоградской -6,9 % и 41,8 %, Ростовской областях - 5,6 % и 46 %, в Севастополе - 6,6 % и 42,8 %.

Необходимо отметить, что в 2021 году произошли изменения в определении прожиточного минимума, под которым понимается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина [2]. Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения, в целом, по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 %. Медианный среднедушевой доход представляет собой величину денежного дохода, относительно которой половина населения, в целом, по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины. Эта величина ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах. Величина

прожиточного минимума устанавливается на душу населения и для основных социально-демографических групп населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети. В регионе величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в регионе. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в регионе определяется в размере не ниже величины за второй квартал 2020 года. На 2021-2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин на душу населения в регионах на 2021 год до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации. На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в регионе устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством РФ одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации. Региональные органы государственной власти имеют право устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в регионе. С 01 января по 31 декабря 2021 года величина прожиточного минимума, в целом, по Российской Федерации на душу населения составляет 11653 рубля, для трудоспособного населения - 12702 рубля, для пенсионеров - 10022 рубля и для детей -11303 рубля [3].

Существует дифференциация денежных доходов населения в регионах ЮФУ. О дифференциации свидетельствуют коэффициент фондов и коэффициент Джини. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) отражает в разах степень социального расслоения, соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) показывает степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения, его величина может варьироваться от 0 до 1. О значительном неравномерном распределении доходов можно судить на основании более высокого значения показателя. Значения коэффициентов фондов и коэффициента Джини были равны, соответственно, в Адыгее - 14,7 и 0,405, в Калмыкии - 9,1 и 0,337, в Крыму - 9 и 0,335, в Краснодарском крае - 14,2 и 0,400, в Астраханской области- 10,7 и 0,359, в Волгоградской области - 9,8 и 0,347 и в Ростовской области - 14,2 и 0,400, в Севастополе - 10,7 и 0,360 [1].

Значительное место в денежных доходах населения занимает заработная плата. Медианная заработная плата представляет собой величину, относительно которой половина работников организаций имеет заработную плату ниже данной величины, другая половина - выше. В округе медианная заработная плата была равна 27773 рубля, что меньше общероссийского показателя (34345 рублей ). В Адыгее она составила 23943 рубля, в Калмыкии - 21984 рубля, в Крыму - 25901 рубль, в Краснодарском крае - 29887 рублей, в Астраханской области - 26001 рубль, в Волгоградской области - 26518 рублей, в Ростовской области -27619 рублей, в г. Севастополе - 29563 рубля. Среднемесячная номинальная заработная плата в округе составляет 34288 рублей, что меньше среднероссийского уровня (47468 рублей). Меньше окружного показателя она была в Адыгее 29542 рубля, в Калмыкии - 28290 рублей, в Крыму -32842рубля, в Волгоградской области - 32737 рубля, в Ростовской - 33490; выше общероссийского показателя она была в Краснодарском крае -36155 рублей, Астраханской области 35792 рубля, Севастополе - 34586 рублей [4].

Для пенсионеров основным источником денежных доходов является пенсия. На начало 2021 года в округе насчитывалось 4 млн. 868 тыс. пенсионеров, что составило 295,6 пенсионеров на 1 тыс. человек населения (на одного пенсионера приходилось 1,52 занятых). По среднему размеру назначенных пенсий округ занимал 7 место в Российской Федерации (13703 рубля), в том числе, Калмыкия - 82 место (12611 рублей), Адыгея -78 место (13108 рублей), Астраханская область -76 место (13251 рубль), Ростовская - 60 место (13619 рублей), Крым - 75 место (13309 рубля), Краснодарский край - 63 место (13835), Волгоградская область - 53 место (14111 рублей), Севастополь - 44 место (14484 рубля). Следует отметить, что в стране средний размер назначенных пенсий был небольшим и составлял 14904 рубля.

Для населения имеет большое значение использование денежных доходов. От их общего объема 88,2 % использовались на покупку товаров и оплату услуг, 12 % - на обязательные платежи и взносы, 1,2 % - на приобретение недвижимости. Уменьшение финансовых активов в структуре использования денежных доходов составило 1,4 %, из них уменьшение денег у населения - 0,6 %. Вместе с тем, имел место прирост денег у населения в Калмыкии (18,2 %), в Адыгее (8,4 %), в Крыму (5,9 %), в Севастополе (1,5 %), в Волгоградской области (1,2 %), в Астраханской области (0,8 %).

Потребительские расходы населения включают в себя расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары, работы, услуги зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной Интернет-торговли. По потребительским расходам, в среднем на душу населения , округ занимал 5 место в стране (26328 рублей), в том числе, Краснодарский край - 12 место (32957 рублей), Ростовская область - 23 место (26767 рублей), Севастополь -26 место (26087 рублей), Адыгея - 38 место

(23879 рублей), Астраханская область - 52 место (21558 рублей), Волгоградская область - 56 место (21001 рубль), Крым - 74 место (18003 рубль), Калмыкия - 83 место (11296 рублей). В структуре потребительских расходов домашних хозяйств покупка продуктов питания составила 39,2 %, непродовольственных товаров - 32,9 %, алкогольных напитков - 1,6 %, оплата услуг - 26,3 %. Структура потребительских расходов домашних хозяйств по целям потребления следующая: продукты питания и безалкогольные напитки - 35,8 %, алкогольные напитки и табачные изделия - 3 %, одежда и обувь - 8 %, жилищно-коммунальные услуги и топливо - 11,3 %, предметы домашнего обихода, бытовая техника и уход за домом - 5,7 %, здравоохранение - 3,7 %, транспорт - 12,3 %, связь - 3,4%, организация отдыха и культурные мероприятия - 5,1 %, образование - 1,3 %,

Литература:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. Статистический сборник. ШЬ : Мрв ://дкэ. ги/Ьдс1/гед1/Ь20_14р/М ain.htm

2. Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 43. Ст. 4904; 2021. № 1 (часть I). Ст. 12.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 09 января 2021 г. № 0001202101090026; Российская газета. 2021. 14 января.

4. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2019 году // Российская газета. 2020. 13 марта.

5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334.

гостиницы, кафе и рестораны - 3,9 %, другие товары и услуги - 6,6 %.

Подводя итоги, следует отметить, что для страны, в целом, и для Южного федерального округа, в том числе, характерны низкие доходы значительной части населения. Учитывая процессы, проявившиеся к началу 2021 г., можно сказать о том, что, во многом, это связано с пандемией коронавируса и санкциями Запада против нашей страны, а также - негативными процессами общемировой динамики. Для повышения уровня денежных доходов населения предстоит восстанавливать и создавать новые рабочие места, обеспечивать более высокую занятость населения, сокращать безработицу, реализовывать меры государственной социальной поддержки, развивать экономику и социальную сферу.

Literature:

1. Regions of Russia. Social and economic indicators. 2020. Statistical compilation. URL : https:// gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm

2. Federal Law of 24 October 1997 № 134-Fz «On the living wage in the Russian Federation» // Assembly of legislation of the Russian Federation. 1997. № 43. Art. 4904; 2021. № 1 (Part I). Art. 12.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 31, 2020 № 2406 «On setting the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the population as a whole in the Russian Federation for 2021 » // Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) January 9, 2021 № 00012021010020026; A Russian newspaper. 2021. 14 January.

4. The main indicators of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation in 2019 // Russian newspaper. 2020. 13 March.

5. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 № 597 «On measures to implement the state social policy» // Assembly of legislation of the Russian Federation. 2012. № 19. Art. 2334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.