Выходные сведения статьи:
Чистик О.Ф., Сарбитова И.Л. ^отношение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума по регионам РФ // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 5(23). URL: https://regrazvitie.ru/cootnoshenie-minimalnogo-razmera-oplaty-truda-i-velichiny-prozhitochnogo-minimuma-po-regionam-rf/_
УДК 311
Cоотношение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума по регионам РФ
© 2017 Чистик Ольга Филипповна1
E-mail: [email protected]
2
© 2017 Сарбитова Ирина Леонидовна
E-mail: [email protected]
Самарский государственный экономический университет
В статье рассмотрены важные категории, характеризующие уровень жизни населения, в частности, уровень бедности; оценено соотношение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума, влияющее на качество жизни граждан страны и развитие общества в целом; проанализировано погодовое соотношение показателей среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и выявлено в среднем троекратное превышение денежных доходов населения над величиной прожиточного минимума. Установлен рейтинг регионов России по соотношению размера минимальной оплаты труда и величиной прожиточного минимума, необходимый для составления рейтинга регионов Российской Федерации по социально-экономическому развитию. Предложены способы стимулирования сокращения разрыва между минимальным размером заработной платы и величиной прожиточного минимума с целью стабильного поддержания уровня жизни населения и экономического роста в регионах.
Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, величина прожиточного минимума, уровень бедности, социально-экономическое развитие
Ratio of the minimum wage and size of the subsistence minimum on regions of the Russian federation
©2017 Chistik Olga Filippovna
E-mail: [email protected] © 2017 Sarbitova Irina Leonidovna
E-mail: [email protected] Samara State University of Economics
1 Чистик Ольга Филипповна - доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).
2 Сарбитова Ирина Леонидовна - студент направления «Экономика», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).
In article the important categories characterizing population level of living, in particular, poverty level are considered; the ratio of the minimum wage and size of a subsistence minimum influencing quality of life of citizens of the country and development of society in general is estimated; direct collinear dependence between the size of this ratio and social and economic development of the region is revealed; the yearly ratio of indicators of average per capita cash incomes of the population with the size of a subsistence minimum is analysed and established on average about triple excess of cash incomes of the population over the size of a subsistence minimum. The rating of regions of Russia on specific weight of minimum payment of work in the size of a subsistence minimum, necessary for creation of rating of regions of the Russian Federation on social and economic development is established. Methods of stimulation of reducing a gap between the minimum size of the salary and size of a subsistence minimum for the purpose of stable maintenance of level of living of the population and economic growth in regions are offered. The practical importance of the received results consists in the objective assessment of the situation developing in regions that allows to provide with the reliable tool governing bodies at the regional and federal levels for optimization of management decisions in implementation process of policy of social and economic development of regions.
Keywords: minimum wage, size of a subsistence minimum, poverty level, social and economic development
Статистический анализ соотношения важнейших показателей уровня жизни населения, в частности, его бедности по регионам РФ, формирующих значительное их влияние на экономический рост, актуален для выработки и своевременной корректировки системы приоритетных мер государственной политики повышения уровня жизни населения, сокращения его бедности и социально-экономического развития регионов.
Целью исследования является установление рейтинга регионов России по соотношению размера минимальной оплаты труда и величиной прожиточного минимума, необходимого для составления рейтинга регионов Российской Федерации по социально-экономическому развитию.
В исследовании нашли применение статистические методы построения обобщенных показателей и аналитических показателей ряда динамики.
Научная новизна предлагаемой статьи состоит в формировании информационно - методического подхода, включающего метод обобщающих статистических показателей при оценке и анализе соотношения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума к установлению рейтинга регионов для характеристики масштаба бедности в Российской Федерации.
Практическая значимость полученных результатов заключается в объективной оценке масштаба бедности в Российской Федерации, установленного на основе критерия бедности -соотношения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума в регионах,- что позволяет обеспечить надежным инструментом органы управления на региональном и федеральном уровнях для оптимизации управленческих решений в процессе реализации политики сокращения бедности и социально-экономического развития в регионах.
Государство ставит перед собой ряд задач, основополагающей среди которых становится поддержание качества жизни населения. Успешность реализации данной задачи прослеживается через снижение уровня бедности [1], определяемого как выраженная в процентах доля населения, доход которых находится ниже порогового значения, то есть через снижение доли людей, находящихся за чертой бедности. Низкий уровень дохода вызывает соци-
альную напряженность, препятствует успешному развитию экономики и определяет кризисные процессы в семье и обществе [2].
Вопросам оценки методологии измерения и назначения прожиточного минимума посвящены работы Е.И. Бегловой, А.С.Белькиной, Е.А. Ефимовой, А.С. Лада.
Анализ отношения к бедности, измеряемой на основе показателя прожиточного минимума, проводится такими ученым как: М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова, Е.И.Пахомова и другие.
В работах Дмитриевой К.Е., Максимова И.Л., Чистик О.Ф. представлен статистический подход к анализу и прогнозированию среднедушевых денежных доходов в РФ, осуществлено распределение населения регионов по уровню доходов и выполнен анализ бедности в России.
В Российской Федерации уровень бедности определяется численностью населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Приведем статистические данные об изменении уровня бедности в РФ за последние 5 лет (табл. 1).
Таблица 1 - Численность населения РФ с денежными доходами ниже величины _прожиточного минимума и дефицит денежного дохода* _
Год Численность населения с де- Дефицит денежного Величина
нежными доходами ниже вели- дохода прожиточ-
чины прожиточного минимума ного мини-
млн. чел. % от общей млрд. % от общего объема мума, руб.
численности руб. денежных доходов в месяц
2010 17,7 12,5 375,0 1,2 5688
2011 17,9 12,7 424,1 1,2 6369
2012 15,4 10,7 370,5 0,9 6510
2013 15,5 10,8 417,9 0,9 7306
2014 16,1 11,2 478,6 1,0 8050
2015 19,1 13,3 684.9 1,3 9701
* Здесь и далее составлено авторами по: Официальная статистика: офиц. сайт Федеральной службы государственной статистики.URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 14.12.2016).
По процентным характеристикам можно проследить тенденцию обнищания населения [3], что сказывается в повышении численности населения, доход которых меньше установленного минимума [4].
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
По результатам анализа погодового соотношения среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума (табл. 2) можно сделать вывод о среднем троекратном превышении денежных доходов населения над величиной прожиточного минимума, но также присутствует регионы, в которых величина данного соотношения ниже среднего количественного значения, то есть <300% (табл. 3).
Таблица 2 - Величина прожиточного минимума и соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума
Год Величина прожиточного минимума Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, %
2013 I квартал 7095 308,2
II квартал 7372 343,1
III квартал 7429 343,6
IV квартал 7326 425,1
2014 I квартал 7688 296.9
II квартал 8192 333,8
III квартал 8086 347,7
IV квартал 8234 399,6
2015 I квартал 9662 262,8
II квартал 10017 295,8
III квартал 9673 314,6
IV квартал 9452 376,2
2016 I квартал 9776 269,8
II квартал 9956 301,2
Таблица 3 - Соотношение величины среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума по регионам РФ (перечень регионов, в которых данное соотношение ниже среднего)
Регион РФ Величина Величина Соотношение величины
среднедуше- прожиточного среднедушевых доходов
вых доходов минимума населения с величиной
населения прожиточного минимума
Республика Ингушетия 13337 8567 1,5568
Республика Тыва 15094 9564 1,5782
Республика Крым 16230 9361 1,7338
Республика Калмыкия 14234 7934 1,7941
Республика Алтай 18179 9260 1,9632
Еврейская автономная 24118 12228 1,9724
область
Республика Карелия 25713 11569 2,2226
Ивановская область 22494 9041 2,488
Брянская область 25083 8723 2,8755
В 58 регионах размер минимальной заработной платы за 2016 год не достигает прожиточного уровня [5,6,7]. Наименьший удельный вес минимальной заработной платы приходится на Ненецкий и Чукотский автономные округа (33,16 и 36,83 % соответственно). Близок к величине прожиточного минимума размер минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) - его величина составила 99,19 % (табл. 4).
Приведенные данные применяются, в том числе, для составления рейтинга регионов Российской Федерации по социально-экономическому развитию [8]. Так Республика Мордовия занимает в данном Рейтинге 67 место, а г. Москва и Ненецкий автономный округ входят в первую десятку (1 место - г. Москва, 8 место - Ненецкий автономный округ). Самарская область занимает 13 место по своему социально-экономическому развитию среди регионов РФ.
Таблица 4 - Рейтинг регионов РФ по соотношению минимальной заработной платы
с величиной прожиточного минимума, %
(перечень регионов, в которых данное соотношение ниже 100 )%)
Регионы Удельный вес минимальной заработной платы в величине прожиточного минимума Регионы Удельный вес минимальной заработной платы в величине прожиточного минимума
Ненецкий автономный округ 33,16 Иркутская область 85,96
Чукотский автономный округ 36,83 Курганская область 86,09
Республика Коми 53,86 Челябинская область 86,30
Республика Карелия 56,22 Республика Дагестан 86,63
Приморский край 59,83 Республика Татарстан 86,90
Еврейская автономная область 61,33 Республика Северная Осетия - Алания 87,43
Смоленская область 62,51 Республика Алтай 87,47
Амурская область 64,91 Республика Ингушетия 87,55
Забайкальский край 68,88 Тамбовская область 87,69
Республика Крым 70,51 Карачаево-Черкесская Республика 87,92
г. Севастополь 71,45 Удмуртская Республика 88,52
Владимирская область 74,11 Ленинградская область 89,43
Брянская область 74,52 Чувашская Республика 89,75
Псковская область 74,94 Новосибирская область 90,44
Красноярский край 75,49 Астраханская область 90,70
Томская область 76,32 Республика Адыгея 91,34
Вологодская область 77,50 Свердловская область 91,64
Тверская область 78,39 Пензенская область 92,36
Республика Тыва 78,42 Оренбургская область 93,13
Ямало-Ненецкий автономный округ 78,92 Республика Калмыкия 94,53
Омская область 79,95 Алтайский край 95,05
Кабардино-Балкарская Республика 80,08 Республика Мордовия 95,38
Кировская область 80,85 Ивановская область 95,62
Республика Бурятия 81,00 Саратовская область 96,42
Рязанская область 81,95 Ульяновская область 96,74
Ростовская область 82,34 Чеченская Республика 96,99
Республика Хакасия 84,22 Камчатский край 97,68
Ярославская область 84,31 Республика Башкортостан 98,46
Самарская область 84,53 Республика Саха (Якутия) 99,19
В целом по Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) [9] установлен на уровне 7800 рублей. Рационально, что МРОТ не должен быть ниже величины
прожиточного минимума трудоспособного населения, но на практике мы видим иное соотношение рассматриваемых показателей (рис. 1, табл. 4).
МРОТ Величина прожиточного минимума
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2013 2014 2015 2016
Год
Рисунок 1. Сравнительная характеристика МРОТ и величины прожиточного минимума в РФ
В соответствии с законодательством на основе прожиточного минимума определяется минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже величины прожиточного минимума. Необходимо пересмотреть данное соотношение, поскольку оно напрямую влияет на качество жизни граждан страны и развитие общества в целом.
Соответственно для государства при проведении социальной политики остро стоит задача повышения пороговых значений для минимального размера оплаты труда и установлении его равным величине прожиточного минимума[10] в ближайшей перспективе, а начиная с 2020 года минимальный размер оплаты труда, целесообразно установить в размере, превышающем величину прожиточного минимума примерно в 1,5 раза.
Доказательством правомерности данного утверждения будет индекс, показывающий соотношение МРОТ и величины прожиточного минимума по г. Москва, который составляет 1,1417 (г. Москва по показателям социально-экономического развития лидирует среди всех субьектов РФ).
На данный момент стимулировать сокращение разрыва между минимальным размером заработной платы и величиной прожиточного минимума можно несколькими способами [11]:
Во-первых, через налоговое стимулирование, что даст компаниям возможность повышения оплаты труда.
Во-вторых, использовать трехстороннее сотрудничество: правительство, профсоюзы и предприниматели. Существенным и действительно действенным оказывается такое взаимодействие при постановке краткосрочных целей и задач, направленных на конкретные, детальные преобразования.
Стабильное поддержание уровня жизни населения Российской Федерации для государства является задачей, рассчитанной как на краткосрочный период времени, так и на долгосрочную перспективу. Сложившаяся ситуация показывает необходимость пересмотра социальной политики государства для макроэкономической стабилизации в целом. Очевидна взаимозависимость развития государства и развития каждого человека, что повышает важность пересмотра величины минимального размера оплаты труда и доведения ее до величи-
ны прожиточного минимума в краткосрочной перспективе, и превышении величины прожиточного минимума в долгосрочной перспективе, что позитивно скажется на социально-экономическом развитии каждого конкретного региона, в частности и на общем социально-экономическом развитии Российской Федерации.
Важно также отметить, что применение статистических методов построения обобщенных показателей и аналитических показателей ряда динамики дает возможность обеспечить надежной информацией о реальной сложившейся социально-экономической ситуации региональные и федеральные органы власти для принятия управленческих решений в процессе реализации политики снижения бедности, поддержания достойного качества уровня жизни населения и социально-экономического развития регионов.
Список литературы
1. Беглова Е.И. Прожиточный минимум как критерий бедности // Актуальные вопросы экономических наук. - Вып. - №19. - 2011.- С.41-46.
2. Zavodchikov D.P., Sharov A.A., Chistik O.F. & Larionov I.V. The Relationship of Time Perspective and Subjective Perceptions of Students as the Empirical Base for Individualization of the Educational Path// Mathematics education. - September 04, 2016. - Volume 11, Issue 7. - pp. 2678-2701.
3. Бедность и бедные в современной России/ под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. -М: Изд-во "Весь мир".- 2014. - 304с.
4. Белькина А.С. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда: российские реалии./ Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -Вып.№4.-2016.-С. 154-156
5. Лада А.С. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации: тезисы о проблемах // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. № 11 (32).
6. Ефимова Е.А. Дифференциация минимального размера оплаты труда в субъектах Российской Федерации. // Вестник Самарского государственного университета. Серия "Экономика и управление". - 2015. - № 9/2 (131).- С.42-50.
7. Максимов И.Л. Характеристика распределения населения регионов Российской Федерации по уровню доходов// Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 12. С. 202-207.
8. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 мая 2006 г., 22 августа 2008 г.)
9. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
10. Федеральный закон 227-ФЗ от 3 декабря 2012" N 233-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". - URL: http://pr-minimum-v-2016-godu
11. Чистик, О.Ф. Статистический анализ уровня жизни малообеспеченных слоев населения России /О.Ф. Чистик // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011. - № 4(78). - С. 103-107.
References
1. Beglova E.I. Prozhitochnyj minimum kak kriterij bednosti // Aktual'nye voprosy jekonomicheskih nauk.-Vyp. -№19. -2011.-S.41-46.
2. Zavodchikov D.P., Sharov A.A., Chistik O.F. & Larionov I.V. The Relationship of Time Perspective and Subjective Perceptions of Students as the Empirical Base for Individualization of the Educational Path // Mathematics education.- September 04, 2016. - Volume 11, Issue 7. - pp. 2678-2701.
3. Bednost' i bednye v sovremennoj Rossii/ pod red. M.K.Gorshkova, N.E. Tihonovoj. - M: Izd-vo "Ves' mir". - 2014. - 304s.
4. Bel'kina A.S. Prozhitochnyj minimum i minimal'nyj razmer oplaty truda: rossijskie realii / Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. - Vyp.№4. - 2016. - S. 154-156
5. Lada A.S. Minimal'nyj razmer oplaty truda v Rossijskoj Federacii: tezisy o problemah // Universum: jekonomika i jurisprudencija. 2016. № 11 (32).
6. Efimova E.A. Differenciacija minimal'nogo razmera oplaty truda v sub#ektah Rossijskoj Federacii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija "Jekonomika i upravlenie".-2015. - № 9/2 (131). - S.42-50.
7. Maksimov I.L. Harakteristika raspredelenija naselenija regionov Rossijskoj Federacii po urovnju dohodov// Nauka XXI veka: aktual'nye napravlenija razvitija. 2016. № 1-2. S. 202-207.
8. Federal'nyj zakon ot 24 oktjabrja 2007 g. N 134-FZ "O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop. ot 27 maja 2006 g., 22 avgusta 2008 g.)
9. Federal'nyj zakon ot 3 dekabrja 2012 g. N 227-FZ "O potrebitel'skoj korzine v celom po Rossijskoj Federacii".
10. Federal'nyj zakon 227-FZ ot 3 dekabrja 2012" N 233-FZ " O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii". - URL: http:// pr-minimum-v-2016-godu
11. Chistik, O.F. Statisticheskij analiz urovnja zhizni maloobespechennyh sloev naselenija Rossii /O.F. Chistik // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. -2011. - № 4(78). - S. 103-107.