ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
УДК 304.42 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-128-132
ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАС ЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Аверин
Александр
Николаевич
Понеделков
Александр
Васильевич
Воронцов
Сергей
Алексеевич
Голобородько
Андрей
Юрьевич
доктор философских наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82). E-mail: [email protected]
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]
доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального
права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской
академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected].
доктор политических наук, доцент, директор,
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал] РГЭУ (РИНХ)
(347936, Россия, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48).
E-mail: [email protected]
Аннотация
Рассматривается динамика изменения денежных доходов населения после майского 2012 г. указа Президента Российской Федерации. Анализируются основные элементы денежных доходов -заработная плата, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, государственные социальные гарантии, их соотношение с прожиточным минимумом.
Ключевые слова: денежный доход, заработная плата, пенсия, пособие, потребительская корзина, прожиточный минимум, социальная гарантия, стипендия.
Денежные доходы населения включают заработную плату наемных работников, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и другие выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, другие доходы. Реальные располагаемые денежные доходы определяются путем деления индекса номинального размера, сложившегося в определенном периоде времени, на индекс потребительских цен за этот же временной период. К располагаемым денежным доходам относятся денежные доходы, из которых вычтены обязательные платежи и взносы [1].
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено обеспечить к 2018 году повышение заработной платы как составной части денежных доходов населения. Поэтому рассмотрим динамику изменения денежных доходов, взяв за исходную точку 2012 год. Среднедушевые денежные доходы увеличились с 23 221 руб. в 2012 году до 30 738 в 2016 г. [2]. Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему году снизились с 105% до 94%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась с 26 629 руб. (936 долларов США] до 36 746 руб. (549 долларов). Реальная начисленная
заработная плата работников в процентах к предыдущему году уменьшилась с 108% до 101%. Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 12 391 руб. Реальный размер назначенных пенсий в процентах к предыдущему году стал меньше: было 105%, стало 97%. Располагаемые денежные доходы являются гарантией получения кредитов. В т.ч. числе на социальные нужды (образование] [3].
Важным показателем для оценки уровня денежных доходов является прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, обязательные платежи и сборы, который устанавливается на душу населения и для трех основных социально-демографические групп - трудоспособное население, пенсионеры, дети. Прожиточный минимум в целом по стране и в регионах предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; формирования федерального и регионального бюджета; других установленных федеральным законом целей. По Российской Федерации он необходим для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Прожиточный минимум в регионе нужен для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума пенсионера в стране для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В регионе прожиточный минимум устанавливается ежегодно региональным законом. Семья и одиноко проживающий гражданин, если у них среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума, считаются малоимущими и имеют право на получение социальной поддержки.
Потребительская корзина представляет собой необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет. В регионах потребительская корзина устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. В состав потребительской корзины включены 11 наименований продуктов питания, устанавливаются 50-ти процентные соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания [4].
С 2012 по 2016 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличилась с 6 510 до 9 828 руб. [2]. В процентах к предыдущему году она стала меньше: было 102%, стало 101%. Величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии была увеличена с 5 564 до 8 803 руб. Уменьшилось соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов (357% и 313%], среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (378% и 347%], среднего размера назначенных пенсий (177% и 153%]. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 15,4 млн до 19,8 млн, в процентах от общей численности населения - с 10,7% до 13,5%. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за второй квартал 2017 года была равна 10 329 руб., в том числе трудоспособное население - 11 163, пенсионеры - 8 506, дети - 10 160. [5]. Существуют значительные различия величины прожиточного минимума в регионах. Так, прожиточный минимум установлен в Чукотском автономном округе в размере 20 970 руб., Ненецком - 20 819, Камчатском крае - 19 580, Воронежской области - 8 581, Татарстане - 8 568, Мордовии - 8 441.
Важной составной частью доходов населения является заработная плата. Президент Российской Федерации поручил Правительству обеспечить к 2018 году повышение заработной платы [1]. Указ Президента предусматривает:
- увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
- доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;
- повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в регионе.
- повышение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг], среднего медицинского (фармацевтического] персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг] - до 100% от средней заработной платы в регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое] или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг], - до 200% от средней заработной платы в регионе.
В первом полугодии 2017 года среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в организации составила 38 675 руб. [6]. С учетом природных ресурсов, географических, производственных, экономических, социальных и других факторов разрыв в заработной плате по регионам значителен. Наибольший ее размер был в Ямало-Ненецком (92 183 руб.], Чукотском (90 933], Ненецком (75 013] автономном округе, Москве (79 929], Магаданской области (70 627]. Намного ниже среднероссийского показателя среднемесячная начисленная номинальная заработная плата была в Кабардино-Балкарии (20 914], Дагестане (21 130], Алтайском крае (21 750]. Остается нерешенной многолетняя проблема просроченной задолженности по заработной плате работников организаций. На 1 июля 2017 года она составила 3 млрд 207,7 млн рублей, том числе в Приморском крае - 479,1 млн, Хабаровском - 130,7 млн, Кемеровской области - 254,5 млн. В 10 регионах отсутствовала задолженность по заработной плате. На низкий уровень заработной платы или ее отсутствие существенное влияние оказывает безработица. Общая численность безработных по данным выборочных обследований рабочей силы составила 3 млн 946,9 тыс. человек, 5,2% к рабочей силе, зарегистрированных в органах службы занятости населения - 815,7 тыс. На 2017 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная величина - 4,9 тыс. [7].
В состав денежных доходов населения по источникам формирования входят доходы от предпринимательской деятельности (в 2012 г. 9,4%, 2015 г. - 7,9%], оплата труда наемных работников, включая выплаты социального характера (40% и 38,3%], социальные выплаты (18,3% и 18,2%], доходы от собственности (5,1% и 6,2%], другие денежные поступления (27,1% и 29,3%]. [8]. В структуре социальных выплат населению доля пенсий составила соответственно 69,4% и 71,4%, пособий и социальной помощи - 26,4% и 24,5%, стипендий - 0,8% и 0,8%, страховых возмещений - 3,4% и 3,3 %. В структуре выплачиваемых пособий 1,8% и 1,5% приходилось на пособия и материальную помощь по безработице, 7,7% и 8,1% - пособия по временной нетрудоспособности, 16,7% и 28,1% - материнские и детские пособия, 53,1% и 51,6% - денежные выплаты отдельным категориям граждан, 20,7% и 10,7% - другие пособия и компенсации.
Численность пенсионеров увеличилась с 40 млн 573 тыс. до 42 млн 729 тыс., количество пенсионеров, приходящихся на 1000 человек населения - с 283 человек до 291,6, удельный вес численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров - с 33,7% до 35,7% [9]. Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 11 986 руб. В 2016 году средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты был равен 13,1 тыс. [10]. В январе 2017 года все пенсионеры получили единовременную денежную выплату в размере 5 тыс. руб. В 2017 году среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит 13 655 руб. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера уменьшилось с 176,5% до 150,5%, со средним размером начисленной заработной платы увеличилось с 33,9% до 35,2%. С 1 января 2018 года пенсии для неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 3,7%, с 1 апреля социальная пенсия - на 4,1%, с 1 февраля ежемесячные социальные платежи - на 3,2% [11]. Не предусмотрена индексация пенсий для работающих пенсионеров. Предполагается, что после прекращения трудовой деятельности пенсия будет индексироваться за пропущенные годы.
Сократилось число негосударственных пенсионных фондов с 134 до 102, численность участников - с 6 млн 781,5 тыс. до 5 млн 806,7 тыс. [9]. Количество получателей негосударственных пенсий увеличилось с 1 млн 537,1 тыс. человек до 1 млн 556,7 тыс. Было 3,8% от общей
численности пенсионеров, стало 3,6%. Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на одного получателя увеличилась с 1 987 до 2641 руб.
Законодательством установлены основные социальные гарантии - Минимальный размер оплаты труда, пособия, стипендии, фиксированная выплата к страховой пенсии. Минимальный размер оплаты труда увеличился с 4 611 до 6 852 руб., в процентах к предыдущему году -с 98,1% до 107,3%. [2]. В соотношении с величиной прожиточного минимума он уменьшился с 67,5% до 59%. [9]. С 1 июля 2017 года он установлен в сумме 7,8 тыс. руб. [12]. В 2018 году его повысят до 9 489 руб., что составит 85% от прожиточного минимума за второй квартал 2017 года, с начала 2019 г. он должен быть равен 100% прожиточного минимума трудоспособного населения. [13]. В 2018 г. расходы на его повышение составят в бюджетной сфере 26,2 млрд руб., бизнеса - 17,1 млрд, в 2019 году - соответственно 43,9 млрд и 28,8 млрд. Повышение коснется 4 млн человек, в том числе 1,6 млн работников бюджетной сферы, которые имеют заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Невелики размеры пособий и стипендий, за исключением государственного сертификата на материнский (семейный] капитала (453 026 руб.). [9]. Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, был равен 581,7 руб., социального пособия на погребение - 5 277, ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 10 528,2, родового сертификата -11 тыс., единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью - по 15 512,7 руб. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивалось в размере 24 565,9 руб. Соотношение с величиной прожиточного минимума ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по уходу за первым ребенком было равно 30,1% (2 908,6 руб.], за вторым и последующими детьми - 60,1% (5 817,2], размера государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - 12,7% (1 340], среднего профессионального образования - 4,6% (487]. На начало 2016 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и инвалидности I и II группы составила 4 383,6 руб. (54,6% к прожиточному минимуму], инвалидности III группы и по случаю потери кормильца - 2 191,8 (27,3%).
Существует значительная дифференциация денежных доходов населения. О существенном расслоении населения по денежным доходам свидетельствуют такие показатели, как распределение их общего объема по различным группам населения, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов], коэффициент Джини (индекс концентрации доходов]. Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения показывает долю общего объема денежных доходов в каждой из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов. Первая группа с наименьшими доходами располагала соответственно 5,2% и 5,3% денежных доходов, пятая группа с наибольшими доходами - 47,6% и 47,1% [2]. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов] характеризует степень социального расслоения. Он определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов уменьшился с 16,4 до 15,7 раза. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов] характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Коэффициент Джини уменьшился с 0,420 до 0,414.
Произошли незначительные изменения в структуре денежных доходов населения. Уменьшились доходы от предпринимательской деятельности с 9,4% в 2012 году до 7,8% в 2016 г., оплата труда - с 65,1% до 64,7%. Увеличилась доля социальных выплат с 18,4% до 19,2%, доходов от собственности - с 5,1% до 6,3%. Другие доходы остались на одном уровне (2%].
Имеются значительные различия в денежных доходах населения в мегаполисах, городах и сельской местности. В мае 2017 года Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН в сотрудничестве с Московским представительством Фонда имени Ф. Эберта провел опрос по репрезентативной общероссийской выборке две тысячи респондентов, проживающих мегаполисах, городских и сельских поселений. [14]. Опрос показал, ежемесячный доход на одного члена домохозяйства составил 18 360 рублей, Москве и Санкт-Петербурге - 34 976, городах - 17 341, сельской местности - 13 818. Улучшение
своего материального положения отметили соответственно 8,3%, 12,1% и 10,9% опрошенных респондентов, ухудшение - 41,1%, 35,2% и 32,4%.
Подводя итоги, следует отметить, что проведенный анализ статистических данных по доходам населения свидетельствует, что политика доходов не стала еще приоритетным направлением государственной социальной политики. Равным образом социальная политика должна рассматриваться в качестве одного из основных приоритетов государства.
Литература
1. Игнатова Т.В., Мушенко И.Г. Государственные финансы в системе регулирования общественного сектора. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.
2. Россия в цифрах. 2017. Статистический сборник // http://www.gks.ru.
3. Игнатова Т.В., Филимонцева Е.М. Образовательные кредиты как инвестиции в профессионально-трудовой потенциал населения // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2016. № 7. С. 29-33.
4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 50 (часть IV], ст. 6950.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 1119 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г. // Российская газета. 2017. 25 сентября.
6. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2017 года // Российская газета. 2017. 13 сентября.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016, № 51, ст. 7378.
8. Денежные доходы и расходы населения в 2011-2015 гг. Статистический бюллетень. 2017 // http://www.gks.ru.
9. Российский статистический ежегодник. 2016 // http://www.gks.ru.
10. Кузьмин В. Указы и итоги // Российская газета. 2017. 5 мая.
11. Кузьмин В. Бюджет уйдет по адресам // Российская газета. 2017. 19 сентября.
12. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2016, № 52 (часть V], ст. 7509.
13. Гусенко М. Пока работа кормит // Российская газета. 2017. 19 сентября.
14. Добрынина Е. От любви до ненависти и обратно // Российская газета. 2017. 3 ноября.
Averin Aleksandr Nikolaevich, doctor of philosophical Sciences, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, etc. Vernadsky, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of Cathedra of Politology and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Vorontsov Sergey Alexeevich, Doctor of Legal Science, Professor, Professor of Cathedra of Process Law; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Goloborodko Andrey Yuryevich, Doctor of Political Science, associate professor, director, Taganrog institute of A.P. Chekhov (branch) of RGEU (RINH) (48, Initsiativnaya St., Taganrog, 347936, Russian Federation). E-mail: [email protected]
MONEY INCOMES OF THE POPULATION AS AN INTEGRAL PART OF STATE SOCIAL POLICY
Abstract
Discusses the dynamics of money incomes of population since the may 2012 year of the Decree of the President of the Russian Federation. It analyses the main elements of the cash income-wages, social benefits-pensions, benefits, scholarships, State social guarantees, their relationship to the cost of living. Keywords: monetary income, wages, pensions, benefits, consumer basket, social guarantee a scholarship.