Научная статья на тему 'Моделирование затрат на преодоление бедности'

Моделирование затрат на преодоление бедности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ивашиненко Н. Н.

Описана модель денежных средств, которые необходимы для преодоления бедности в разных демографических типах бедных семей. На основе анализа обследования материального положения домохозяйств в 2004-2006 годах рассчитаны бюджеты семей и стратегии их наполнения и расходования. Проведено сопоставление объема средств, необходимых для преодоления бедности, с размерами федеральных и региональных социальных выплат. Федеральные государственные программы эффективно решают проблемы преодоления бедности, но круг семей, имеющих право в них участвовать, сужается. В то же время расширяется доля бедного населения, оказание помощи которому находится в зоне ответственности региональных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование затрат на преодоление бедности»

Социология и социальная работа 32 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаневского. Серия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 32-40

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ

© 2007 г. Н.Н. Ивашиненко

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского ivni@mail.ru

Поступила в редакцию 29.05.2007

Описана модель денежных средств, которые необходимы для преодоления бедности в разных демографических типах бедных семей. На основе анализа обследования материального положения домохозяйств в 2004-2006 годах рассчитаны бюджеты семей и стратегии их наполнения и расходования. Проведено сопоставление объема средств, необходимых для преодоления бедности, с размерами федеральных и региональных социальных выплат. Федеральные государственные программы эффективно решают проблемы преодоления бедности, но круг семей, имеющих право в них участвовать, сужается. В то же время расширяется доля бедного населения, оказание помощи которому находится в зоне ответственности региональных органов власти.

Современная социальная политика,

направленная на повышение уровня и качества жизни населения, слабо сбалансирована и обоснована в разрезе двух уровней управления: федеральном и региональном. В регионы

передана значительная часть полномочий по социальному развитию территорий, которые не сбалансированы с полномочиями по

формированию региональных бюджетов.

Несбалансированность обязательств и ресурсов приводит к тому, что региональные органы власти вынуждены выбирать приоритеты,

которые не согласуются с конституционными правами населения на получение социально значимых услуг. Это, естественно, негативно отражается на доходах (расходах) населения. Расширение программ адресной социальной помощи не может в полной мере

компенсировать рост платности социальных услуг и обеспечить рост доходов населения [1].

Современные модели оценки влияния социальной политики на доходы населения не позволяют выявить влияние каждого фактора на суммарный итог. Как правило, основная оценка проводится либо на средних статистических показателях доходов, либо в рамках бюджетной обеспеченности социальных программ [2].

Эффективность распределения бюджетных денег региона и привлечение инвестиций во многом зависит от обоснованности принимаемых решений. На современном этапе отсутствуют методики экономического

обоснования структуры распределения

финансирования, выделяемого государством для помощи малоимущему населению. Это повышает уровень политизированности социальных программ, вероятности их

выстраивания по принципу наиболее сильного пиар-эффекта на население. Наблюдается разрыв и противоречие в интерпретационных схемах, которые мешают адекватно оценивать социально-экономические процессы,

происходящие в регионах. Отсутствуют

методики анализа взаимодействия

федерального и регионального уровня

регулирования доходов населения территорий. Не разработаны модели анализа, которые позволяли бы оценивать различные варианты региональных социальных программ по степени их эффективности до момента их реализации, еще на стадии принятия решения.

В этих условиях наиболее актуальным является проведение комплексного анализа взаимодействия федерального и регионального уровня регулирования доходов населения территорий и разработка методики оценки последствий принимаемых решений на доходы населения [3].

Для анализа были использованы данные, собранные в ходе реализации проекта «Мониторинг бедности», осуществленного в рамках программы партнерства Департамента международного развития Британского

правительства и Администрации

Нижегородской области. В обследование были включены 1500 домашних хозяйств из трех пилотных районов Нижегородской области: Советского района г.Нижнего Новгорода, г.Арзамаса, Балахнинского района в ноябре -декабре 2004 года и повторное исследование в мае - июне 2006 года.

По данным департамента социальной защиты населения, труда и занятости

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

* Данные департамента социальной защиты и занятости населения Нижегородской области

Рис. 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в % от общей численности населения

Таблица 1

Структура бедного населения Нижегородской области по источникам получения доходов (в %)

Демографический тип семьи 2004 г. 2006 г.

Полные малодетные семьи с пенсионерами 6,1 23,1

Полные малодетные семьи, все взрослые члены - работающие 16,1 21,9

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и неработающие, но не ищущие работу 9,0 16,4

Неполные малодетные семьи с одним работающим 28,7 11,3

Все члены семьи пенсионеры 9,0 5,5

Многодетные семьи с 3 и более детьми 1,6 5,0

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и пенсионеры 4,8 4,2

Пенсионеры, безработные и дети 11,3 4,0

Один работающий с учащимися детьми, получающими стипендию 0,6 2,6

Безработные и их дети 2,6 2,3

Полная малодетная семья с учащимися, получающими стипендию 0,3 1,6

Бездетные семьи, где все члены семьи работают 9,7 1,6

Пенсионеры с детьми 0,0 0,2

Пенсионеры и учащиеся 0,0 0,2

Одни учащиеся 0,0 0,2

Итого 100 100

Нижегородской области на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2006 года проживало 3,41 млн чел., что составляет 2,4% от общего числа жителей России и 11,2% от общего числа жителей Приволжского федерального округа. С начала 1990-х годов численность населения снижалась более высокими темпами, чем в целом по

России. За период с 1990 по 2005 год потери составили более 300 тыс. человек. На 1000 человек трудоспособного населения,

проживающего на территории области,

приходится 383 пенсионера против 323 в целом по Российской Федерации. Основные

показатели воспроизводства населения в

Нижегородской области значительно уступают

среднероссийским.

Население области продолжает стареть, снижается доля населения моложе трудоспособного возраста. За период с 2005 до 2006 года доля детей сократилась с 15 до 14,6 процентных пунктов. В 2005 году 24,7%

В результате трансформации социальноэкономической системы страны меняются не только масштабы бедности, но и состав бедного населения. За период обследования с 2004 по 2006 год сократилась доля безработного населения и соответственно тех типов семей, в

Таблица 2

Дефицит ресурсов, необходимых для вывода малоимущего населения

из состояния бедности______________________

Демографический тип семьи Располагаемые ресурсы, руб. на душу Дефицит ресурсов, руб. Глубина бедности*

Одни учащиеся 2064 1521 42,4

Пенсионеры, безработные и дети 4918 3063 38,4

Пенсионеры с детьми 4759 2411 33,6

Безработные и их дети 4355 2009 31,6

Один работающий с учащимися детьми, получающими стипендию 6032 2688 30,8

Бездетные семьи, где все члены семьи работают 4433 1858 29,5

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и неработающие, но не ищущие работу 8307 3087 27,1

Многодетные семьи, имеющие 3 и более детей 12181 4382 26,5

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и пенсионеры 5792 1822 23,9

Полная малодетная семья с пенсионерами 9901 3061 23,6

Неполные малодетные семьи с одним работающим кормильцем 8121 1974 19,5

Пенсионеры и учащиеся 5126 1093 17,6

Полные малодетные семьи, все взрослые члены - работающие 10785 2235 17,2

Полная малодетная семья с учащимися, получающими стипендию 11365 2273 16,7

Все члены семьи - пенсионеры 3874 770 16,6

* Глубина бедности - дефицит ресурсов в % от ПМ

младенцев были рождены вне официального брака.

Начиная с 2000 года, доля бедного населения в составе жителей Нижегородской области медленно снижается. В 2006 году она достигла 17%. К бедному населению на основании федерального законодательства об оказании социальной помощи населению относятся семьи, чей среднедушевой доход на члена семьи ниже, чем установленный в области прожиточный минимум.

На 1 января 2007 года в органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания семьи и детей состоят на учете 8223 семьи, находящиеся в социально опасном положении [4]. Доля семей, состоящих на учете и получающих регулярную помощь, не достигает и одного процента от жителей области, тогда как доля нуждающихся

составляет 16,99% (рис. 1). В 2006 году 270 011 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказана социальная и материальная помощь (в 2005 году - 268 571 семье).

которые входили безработные (табл. 1.).

Среди бедного населения наибольшую группу составляют сложные многопоколенные семьи, в которых помимо работающих есть иждивенцы: дети до 16 лет и пенсионеры. На втором месте по численности стоят полные малодетные семьи, в которых один или два ребенка. Эти типы семей реже обращаются за социальными пособиями. Появление в семье второго ребенка повышает риск бедности.

Использование при расчетах структуры бедности методики, основанной на соотнесении доходов с прожиточным минимумом, наиболее удобно при регулировании материального обеспечения семей, полностью зависящих от размера социальных выплат. Так, изменение федеральной системы поддержки пенсионеров привело к снижению риска бедности в этой группе. Рост объема федеральных пенсионных выплат стабилизировал материальное обеспечение пенсионеров. Повышение пенсий способствовало росту благосостояния пенсионеров. Средний размер назначенных

Таблица 3

Объем средств, необходимых для преодоления бедности_________________________

Демографический тип семьи Количество членов семей, тыс. чел. Объем средств, необходимых для преодоления бедности в данной группе, млн руб. в месяц

Полная малодетная семья с пенсионерами 137,4 103,36

Полные малодетные семьи, все взрослые члены - работающие 130,3 72,84

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и неработающие, но не ищущие работу 97,6 85,77

Неполные малодетные семьи с одним работающим кормильцем 67,2 43,10

Все члены семьи - пенсионеры 32,7 15,58

Многодетные семьи, имеющие 3 и более детей 29,8 26,06

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и пенсионеры 25,0 18,42

Пенсионеры, безработные и дети 23,8 27,35

Один работающий с учащимися детьми, получающими стипендию 15,5 16,00

Безработные и их дети 13,7 14,34

Более двух работающих и учащиеся со стипендией 9,5 5,41

Бездетные семьи, где все члены семьи работают 9,5 9,95

Пенсионеры с детьми 1,2 1,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсионеры и учащиеся 1,2 0,65

Одни учащиеся 1,2 1,81

Итого 595,6 442,06

пенсий в Нижегородской области по состоянию на 31 декабря 2004 года составил 2013 рублей, а на конец 2006 года - 2798 руб. По данным социологического обследования, в результате среди всех бедных семьей доля семей, состоящих только из пенсионеров, сократились с 9,0% в 2004 году до 5,5% в 2006 году.

Вторым фактором после размера пенсионных выплат, обуславливающим региональную социальную структуру, является уровень безработицы. Официально

регистрируемый уровень безработицы сокращается с 1% в 2004 году до 0,7% в 2006 г. [5]. Соответственно снижается доля бедных семей, в состав которых входят безработные. Сокращение безработицы в регионе снизило остроту проблемы в целом, но по-прежнему семья, имеющая в своем составе безработного, находится за чертой бедности. Современный размер пособий по безработице не решает проблему материального обеспечения самого безработного, не говоря о членах семьи, которые ранее находились на его иждивении. Среди бедных такие семьи составляют 4,0%, если в семье есть пенсионеры, и 2,3% - семьи, где вообще нет работающего кормильца.

Основой для моделирования объема финансовых потоков, необходимых для преодоления бедности в регионе, могут служить расчеты дефицита ресурсов и глубины бедности в различных группах. Дефицит ресурсов - это размер средств, которых не хватает семье до прожиточного минимума. Глубина бедности представляет собой долю, которую составляет дефицит ресурсов в процентах от прожиточного минимума.

В наиболее сложном финансовом положении находятся семьи, состоящие из одиноко проживающих студентов, не имеющих родительской поддержки, а также семьи, в состав которых входят безработные, пенсионеры и дети (табл. 2). В семьях, где все члены - пенсионеры, до прожиточного минимума не хватает около 16% от прожиточного минимума. Повышение минимальных пенсионных выплат с учетом размера прожиточного минимума и поддержание их на этом уровне позволяет эффективно регулировать материальное положение семей пенсионеров, которые практически полностью зависят от государственных выплат.

Таблица 4

Основные источники поступления доходов

(средние значения по группам, руб.)__________________________________

Демографический тип семьи Пенсионные выплаты Доходы от трудовой деятельности Стипендии и пособия для учащихся Социальные выплаты

Все члены семьи - пенсионеры 2206 - - 595

Пенсионеры с детьми 1807 - - 100

Пенсионеры и учащиеся 2400 - - -

Одни учащиеся - 315 1000. -

Пенсионеры, безработные и дети 2860 - - 267

Безработные и их дети 1650 - - 400

Неполные малодетные семьи с одним работающим кормильцем 1456 4378 - 781

Один работающий с учащимися детьми, получающими стипендию 1400 2700 550 100

Полные малодетные семьи, все взрослые члены - работающие 1994 3411 - 549

Полная малодетная семья с учащимися, получающими стипендию - 2400 607 100

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и пенсионеры 2864 2533 - 165

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и неработающие, но не ищущие работу 2686 3998 140 212

Полная малодетная семья с пенсионерами 2700 3256 400 408

Многодетные семьи, имеющие 3 и более детей 2100 6080 242 448

Бездетные семьи, где все члены семьи работают - 2500 - -

* В пенсионные выплаты включены следующие виды пенсий: трудовые, государственные и социальные и ЕДВ в связи с отменой льгот.

Для преодоления бедности путем прямой материальной поддержки необходимо затрачивать в месяц 442 млн руб. В бюджете области на 2006 год на социальную политику планировалось затратить 8825,3 млн руб. [6].

Сопоставление социальной помощи, выделяемой из регионального бюджета, с объемом средств, необходимых для выведения семьи из состояния бедности, показывает, что фактические выплаты не решают проблем бедных семей. Единовременное социальное пособие при среднедушевом доходе семьи от 50 до 100 процентов величины прожиточного минимума составляет сумму, не превышающую 1500 руб. Ежемесячное социальное пособие при среднедушевом доходе семьи ниже 50 процентов величины прожиточного минимума выделяется в размере 100 руб. Размер пособия увеличивается на каждого нетрудоспособного члена семьи на 150 руб. вне зависимости от размера дохода ежемесячно. Ежемесячное пособие пенсионерам, больным сахарным диабетом, в семьях со среднедушевым доходом семьи ниже величины прожиточного минимума составляет 250 руб.

Вне зоны социальной поддержки сегодня оказались семьи, состоящие из пенсионеров и учащихся, либо только из учащихся (табл. 4). Доля бездетных семей, состоящих только из работающих, среди бедных сократилась с 9,0% до 1,6%. Положение в бездетных семьях улучшается за счет роста оплаты труда и смены рабочего места. Средняя заработная плата ниже прожиточного минимума наблюдаются в бедных семьях, состоящих только из работающих, в неполных семьях, а также в семьях с пенсионерами.

Социальная помощь, распределяемая государственными службами социальной защиты населения, не выводит семью из состояния бедности, хотя несколько смягчает ее остроту. Стипендии не призваны решать и не решают проблемы выхода семьи из бедности, если в ней нет кормильца, объем заработной платы которого был бы достаточен для обеспечения всех иждивенцев.

Анализ взаимосвязи структуры доходов бедных семей и уровня государственных затрат на преодоление бедности показывает, что непосредственно от уровня государственных

Таблица 5

Структура доходов, %__________________________________________

Демографический тип семьи в Структура доходов, %

Доля домохозяйст каждого типа і е 1 3 3 § 8 В с = І ев — Доходы от трудовой деятельности Стипендии и пособия для учащихся е § = І I Я е & 3 ов С Средства, необходим ые для преодолени я бедности, млн руб. в месяц

Семьи, преодоление бедности в которых зависит от объема оплаты труда и социальных выплат

Бездетные семьи, где все члены семьи работают 1,6 0,0 100,0 0,0 0,0 5,41

Полная малодетная семья с учащимися, получающими стипендию 1,6 0,0 77,2 19,5 3,2 9,95

Многодетные семьи, имеющие 3 и более детей 5,0 23,7 68,5 2,7 5,1 26,06

Неполные малодетные семьи с одним работающим кормильцем 11,3 22,0 66,2 0,0 11,8 43,1

Полные малодетные семьи, все взрослые члены - работающие 21,9 33,5 57,3 0,0 9,2 72,84

Один работающий с учащимися детьми, получающими стипендию 2,6 29,5 56,8 11,6 2,1 85,77

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и неработающие, но не ищущие работу 16,4 38,2 56,8 2,0 3,0 16

Полная малодетная семья с пенсионерами 23,1 39,9 48,1 5,9 6,0 103,36

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и пенсионеры 4,2 51,5 45,5 0,0 3,0 18,42

Одни учащиеся 0,2 0,0 24,0 76,0 0,0 1,81

Итого 87,9 382,72

Семьи, преодоление бедности в которых зависит от объема только социальных выплат

Все члены семьи - пенсионеры 5,5 78,8 0,0 0,0 21,2 15,58

Пенсионеры с детьми 0,2 94,8 0,0 0,0 5,2 27,35

Пенсионеры и учащиеся 0,2 100,0 0,0 0,0 0,0 14,34

Пенсионеры, безработные и дети 4,0 91,5 0,0 0,0 8,5 1,44

Безработные и их дети 2,3 80,5 0,0 0,0 19,5 0,65

Итого 12,2 59,36

выплат, таких как пенсии, стипендии и разного рода пособия, зависит материальное положение 12,2% бедных семей (табл. 5). На преодоление бедности в этих семьях необходимы затраты 59,36 млн руб. ежемесячно. Материальное положение остальных 87,9% бедных семей зависит от уровня оплаты труда. Для выхода этого типа семей из состояния бедности необходимо 382,72 млн руб. ежемесячно. В значительной степени эта проблема может быть решена при повышении минимальной заработной платы до прожиточного минимума трудоспособного.

Заработная плата составляет основной источник доходов в семьях, где есть работающие. Рассмотрение факторов преодоления бедности в этих семьях невозможно без уточнения структуры занятости.

Наиболее низкий уровень заработной платы наблюдается в бюджетных организациях или акционерных предприятиях с участием государственного капитала. Отдельную проблему представляет собой учет заработной платы работников малого бизнеса. В этой сфере наиболее часто используются «серые» схемы для проведения финансовых операций.

Основная масса работающих бедных получает заработную плату ниже прожиточного уровня (рис. 2). Около трети на свою

заработную плату способны содержать себя и наполовину обеспечивать другого члена семьи. Только 4,2% членов бедных семей имеют заработную плату, способную прокормить двух иждивенцев на уровне прожиточного минимума. Однако в этих семьях число иждивенцев составляет более двух человек,

Таблица 6

Место работы работников из бедных семей_________________________________

Демографический тип семьи Место работы

1 2 3 4 5

Неполные малодетные семьи с одним работающим кормильцем 26,1 32,6 32,6 6,5 2,2

Один работающий с учащимися детьми, получающими стипендию 70,0 20,0 10,0 - -

Полные малодетные семьи, все взрослые члены - работающие 39,7 25,2 24,4 4,6 6,1

Полная малодетная семья с учащимися, получающими стипендию 44,4 33,3 11,1 11,1 -

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и пенсионеры 35,0 25,0 30,0 5,0 5,0

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и неработающие, но не ищущие работу 33,3 17,5 36,5 4,8 6,3

Полная малодетная семья с пенсионерами 37,8 23,3 30,0 2,2 4,4

Многодетные семьи, имеющие 3 и более детей 35,3 17,6 35,3 11,8 -

Бездетные семьи, где все члены семьи работают 44,4 33,3 11,1 - 11,1

1 - государственные, муниципальные предприятия

2 - ОАО с участием государства

3 - ОАО без участия государства

вследствие чего семья оказывается за чертой бедности.

Среди работающих членов бедных семей, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, 44% работают в бюджетных организациях и на государственных предприятиях.

Одним из механизмов защиты прав работника на достойную заработную плату является подписание трудового договора. Отсутствие письменного документа, устный договор зачастую ставит работника в заведомо невыгодные условия. Однако сказать, что устный договор однозначно ухудшает уровень заработной платы, нельзя. Так, среди зарабатывающих от одного до двух

4 - занимающиеся индивидуальным предпринимательством

5 - работающие по найму у физических лиц

прожиточных минимумов 12% трудятся по устной договоренности. Тем не менее высокооплачиваемая работа всегда подкреплена документально (табл. 8). Ужесточение

государственного контроля в сфере соблюдения норм трудового законодательства позволит сократить число злоупотреблений со стороны работодателей в плане нарушения платежной дисциплины и повысить защиту прав работника.

Основная масса работающих с заработной платой ниже прожиточного минимума трудится постоянно полный рабочий день. Критическая ситуация с уровнем оплаты труда чаще сложилась в образовательных (11,8%) и медицинских учреждениях (10,5%), а также на предприятиях оптовой, розничной торговли и

Таблица 7

Средняя заработная плата работников из бедных семей, в руб.

Демографический тип семьи Место работы

1 2 3 4 5

Неполные малодетные семьи с одним работающим кормильцем 4378 4627 3939 5347 1700

Один работающий с учащимися детьми, получающими стипендию 2700 2395 2620 5310 -

Полные малодетные семьи, все взрослые члены - работающие 3411 3006 4175 3163 3500

Полная малодетная семья с учащимися, получающими стипендию 2400 2780 - 5310 5310

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и пенсионеры 2533 1635 3109 2333 2500

Бездетные семьи, в состав которых входят работающие и неработающие, но не ищущие работу 3998 3139 3652 4569 4333

Полная малодетная семья с пенсионерами 3256 2760 4700 3250 2800

Многодетные семьи, имеющие 3 и более детей 6080 2991 8400 4493 6000

Бездетные семьи, где все члены семьи работают 2500 2500 3540 - -

Средняя заработная плата членов бедных семей, работающих:

1 - на государственных, муниципальных предприятиях 4 - занимающихся индивидуальным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 - в ОАО с участием государства предпринимательством

3 - в ОАО без участия государства 5 - работающих по найму

Рис 2. Соотношение заработной платы и прожиточного минимума

общественного питания (20,3%).

Низкооплачиваемый труд связан с пониженным уровнем образования и квалификации. Так, среди членов бедных семей, получающих заработную плату ниже

прожиточного минимума, 45% заняты

низкоквалифицированной работой. Тем не менее среди низкооплачиваемых работников 23,5% составляют высококвалифицированные рабочие. Оказание им социальной помощи со стороны государства является прямым субсидированием предприятий, не желающих или не способных платить своим работникам достойную заработную плату.

Анализ возрастного распределения работающих показывает, что 16,4%

низкооплачиваемых работников - это работники предпенсионного возраста. Их материальное обеспечение в ближайшем будущем будет зависеть от уровня минимальных пенсионных выплат. Остальные 83,6% низкооплачиваемых работников нуждаются в решении вопросов как переквалификации, так и повышения минимального уровня оплаты труда.

Повышение заработной платы до прожиточного минимума выведет из бедности семьи, состоящие только из работающих или из работающих и пенсионеров, это 5,8% от общей численности бедного населения. В этом случае объем социальных выплат, необходимых для вывода семей из состояния бедности, сокращается на 23,83 млн руб. ежемесячно. Эта сумма соответствует размеру дефицита, покрываемого за счет роста минимального уровня заработной платы.

Подводя итог анализа факторов, обуславливающих низкие доходы населения, необходимо отметить следующие тенденции:

• непосредственно от уровня социальных

государственных выплат (государственных пенсий, стипендий и пособий) зависит

материальное положение 12,2% бедных семей. На преодоление бедности в этих семьях необходимы затраты 59,36 млн руб. ежемесячно;

• материальная ситуация остальных 87,9% бедных семей зависит от уровня оплаты труда. Сумма средств, ежемесячно необходимая для выхода семей из кризисного положения, составляет 382,72 млн руб.;

• доля семей пенсионеров среди бедного населения составляет 5,5%; наблюдается снижение доли бедных среди пенсионеров за счет координирования темпов роста пенсий с размером прожиточного минимума;

• сохраняется риск бедности для семей с

двумя и более детьми в возрасте старше полутора лет. Социальная поддержка семей, оказываемая в период беременности, рождения и воспитания ребенка до полутора лет за счет федерального бюджета, позволяет семье выходить из состояния бедности. Меры социальной поддержки семей с детьми старше полутора лет, осуществляемые из

регионального бюджета, не позволяют семье выйти из состояния бедности;

• основным фактором, регулирующим материальное обеспечение семей, остается уровень заработной платы; повышение минимальной заработной платы до прожиточного минимума выведет из трудного материального положения 5,8% бедных семей. Это позволит снизить объем необходимых социальных выплат ежемесячно на 23,83 млн руб.;

• федеральные социальные выплаты более эффективно решают проблемы поддержки таких социальных категорий, как пенсионеры и семьи с детьми до полутора лет. Однако сегодня в категорию малоимущих попадают типы семей, поддержка которых предусмотрена за счет региональных бюджетов. Региональные же социальные выплаты, оказывая поддержку семье, не в состоянии вывести ее из состояния бедности;

• необходим пересмотр законодательства, регулирующего оплату труда на предприятиях через установление не просто лимита на минимальную оплату, но и взаимоувязывания роста заработных плат с решением

Таблица В

Трудовой потенциал работающих нз бедных семей (в %)

Уровень образования Заработная плата Все работники

Ннже ПМ от 1 до 1,5 ПМ От 1,5 до г ПМ Свыше г ПМ

Высшее 11,8 11,6 11,5 45,5 1З,1

Незаконченное высшее 1,З 1,4 9,1 1,5

Среднее специальное З4,0 З4,8 42,З 27,З З4,7

Среднее общее 29,4 З6,2 2З,1 18,2 З0,1

ПТУ со средним образованием 17,0 15,9 15,4 15,8

ПТУ без среднего образования 0,7 З,8 0,8

Неполное среднее, основное общее 4,6 З,8 З,1

Начальное 0,7 0,4

Не имеет начального 0,7 0,4

Уровень квалификации работающих из бедных семей

]

i MODELLING OF COST FOR OVERCOMING POVERTY

i

] Ivashinenko Nina N.

] The article describes the model of financial resources which are necessary for overcoming poverty in different ] demographic types of pfor families. The family budgets and the strategies for their income and expenditure are ] calculated on the basis of the survey of the financiel behaviour of householders in 2004-2006. The comparison is between the volume of financial support which the poor family needs and thg level of social central and regional security benefits. The current central government’s programme is more effective than that of the regional. However a number of the poor families who can participate in the regional government’s programme are less than those in central. The number of the poor householders who are in a zone where the responsibility is on regional authorities is growing .

демографических проблем страны. Если государство заинтересовано в появлении в семье двух и более детей, необходимо при расчете минимальной заработной платы закладывать расходы на двух иждивенцев, а не на потребительскую корзину для одного человека;

• необходимо создание системы

страхования от безработицы,

взаимоувязывающей размер пособия безработному с заработной платой, получаемой в течение трудового периода и периодом страхования.

Список литературы

1. Сбережения народа// Под. ред. Н.М. Римашевской; Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН. - М.: Наука, 2007. - 326 с.

2. Аналитическая записка «Уровень бюджетной обеспеченности граждан Российской Федерации в 2004-2006 годах» // Бюллетень счетной палаты. № 7. (115). 2007 г.

3. Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Роль регионов и центра в формировании доходов населения» № 07-02-00221а.

4. Развитие системы государственного

социального обслуживания семьи и детей в Нижегородской области.

www.govemment.nnov.ruid=23173.html

5. Мониторинг социально-трудовой сферы Нижегородской области за 2006 год. http://www.government.nnov.ru/?id=23163&querv id=2 53805

6. Бюджетная политика Правительства Нижегородской области в 2006 году. Основные принципы формирования областного бюджета на 2006 год. www.government.nnov.ruid=23170.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.