УДК / UDC 364.662 (470.333)
О БЕДНОСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРАХ ПО ЕЁ СНИЖЕНИЮ
ON POVERTY IN THE BRYANSK REGION AND MEASURES TO REDUCE IT
Иванюга T.B., кандидат экономических наук, доцент Ivanyuga T.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E-mail: [email protected] Дьяченко O.B., кандидат экономических наук, доцент Dyachenko O.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
E-mail: [email protected] ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»,
Брянская область, Россия Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Bryansk State Agrarian University», Bryansk Region, Russia
Одной из наиболее острых социальных проблем современности считается бедность. В Российской Федерации за чертой бедности находится 19,9 млн. человек или 13,5% населения страны. Измерение уровня бедности основывается на установлении порога, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой исходя из понятий минимальных потребностей. В настоящее время порог бедности составляет 11185 руб., для трудоспособного населения - 12130 руб. Сложившаяся форма бедности носит ярко выраженный экономический характер, когда занятое население не может обеспечить уровень доходов, достаточный для удовлетворения его насущных потребностей. По мнению социологов и экспертов в области финансов, для большей части населения нашей страны бедность характеризуется «жизнью «от зарплаты до зарплаты», довольствованием недорогими, некачественными продуктами, приобретением одежды second hand и наличием долгов, а в крайней бедности живет 8% населения страны, то есть у человека отсутствуют деньги даже на минимальные потребности и нет крыши над головой. Бедность приводит к регрессу общества, определяет ограниченность доступа населения к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей. В статье анализируется уровень бедности населения Брянской области в 2015-2019 гг. на основе абсолютного и относительного подходов, проводится сравнительный анализ по регионам Центрального федерального округа (ЦФО), оценивается комплекс мер по снижению уровня бедности в области.
Ключевые слова: Брянская область, уровень бедности, прожиточный минимум, дефицит дохода, структура денежных расходов.
Poverty is considered one of the most acute social problems of our time. In the Russian Federation, 19.9 million people or 13.5 per cent of the population are below the poverty line. The measurement of poverty is based on the establishment of a threshold below which individuals or households are considered to have insufficient means to meet the cost of living defined by the concepts of minimum needs. Currently, the poverty threshold is 11185 rubles, for the able-bodied population - 12130 rubles. The prevailing form of poverty is pronounced economic in nature, where the employed population cannot provide sufficient income to meet their basic needs. According to sociologists and experts in the field of finance, for most of the population of our country, poverty is characterized by "life" from salary to salary, "doing with inexpensive, poor-quality products, buying second hand clothes and presence of debts, and 8% of the country's population lives in extreme poverty, that is, a person does not have money even for minimal needs and there is no roof over his head" [1]. Poverty leads to the regression of the society, determines the limited access of the population to the development resources:
high-paid work, high-quality education and health services, and opportunities for the successful socialization of children. The article analyzes the poverty level of the population of the Bryansk region in 2015-2019 on the basis of absolute and relative approaches, carries out a comparative analysis of the regions of the Central Federal District (CFD), assesses a set of measures to reduce poverty in the Bryansk region.
Key words: Bryansk Region, poverty level, subsistence minimum, poverty gap, structure of monetary expenses.
Введение. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. в качестве национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 г. определено снижение в два раза уровня бедности [1]. Однако из-за пандемии коронавирусной инфекции период продлён до 2030 г. и к этому времени планируется снижение численности населения с уровнем доходов ниже величины прожиточного минимума с 13,5% до 6,5% [2].
Для измерения уровня бедности используется три основных подхода: абсолютный - основывается на использовании стоимостной оценки прожиточного минимума основных потребностей; относительный -основывается на использовании соотношения в распределении доходов по различным группам населения и определение на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы населения; субъективный -основывается на обследованиях общественного мнения об уровне низких доходов по таким индикаторам, как отсутствие средств на покупку хотя бы одной газеты; проживание в старом, ветхом жилье без необходимой мебели, электроприборов; отсутствие средств на приобретение лекарств и т.д. [3, 4].
Основными факторами возникновения бедности являются: экономические -низкий уровень доходов, в том числе оплаты труда и безработица; демографические - наличие иждивенцев в домохозяйстве и неполные семьи; социально-медицинские - состояние здоровья членов домохозяйства, инвалидность; социально-экономические - низкий уровень социальной помощи; образовательно-квалификационные - низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка.
Цель исследования заключалась в анализе динамики, факторов и мер снижения бедности в Брянской области.
Условия, материалы и методы. Научное исследование проведено с использованием сводных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (Брянскстат) за период 2015-2019 гг., данных Региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. В исследовании применялся статистический метод, включающий сбор первичных данных, обобщение собранных данных, представление результатов обобщения в форме статистических таблиц, графиков с текстовым пояснением.
Результаты и обсуждение. Прожиточный минимум используется в качестве показателя, определяющего порог абсолютной бедности. Он представляет собой минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. До 01.01.2021 г. величина прожиточного минимума устанавливалась ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в целом по региону (в среднем на душу населения) и с разбивкой по основным социально-демографическим группам населения: лица трудоспособного возраста, за исключением неработающих инвалидов этого
возраста (с разделением по полу), лица пенсионного возраста с учетом неработающих инвалидов (с разделением по полу), дети от 0 до 15 лет включительно без разделения по полу. Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей не учитывала расходов по обязательным платежам и сборам. Стоимость продуктовой корзины (расходов на питание) определялась точно, а расходы на непродовольственные товары и услуги в Брянской области принимались в размере 55% от стоимости питания (в РФ - в размере 50% от стоимости питания) [5, 6]. С 2021 г. величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается на уровне 44,2% от медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. В целом по Российской Федерации в 2021 г. она составит 11653 руб., для трудоспособного населения - 109% от прожиточного минимума на душу населения - 12 702 руб.; для пенсионеров - 86% или 10022 руб.; для детей - 97% или 11303 руб. [7]. Прожиточный минимум будет рассчитываться один раз в год вместо ежеквартального расчёта до этого времени с возможностью пересмотра методики расчёта один раз в пять лет.
Динамика величины прожиточного минимума в Брянской области отражает её ежеквартальный прирост по годам сравнения. В частности, по данным за III квартал 2020 г. и 2019 г. прирост показателя в среднем на душу населения составил 6,8%, для лиц трудоспособного возраста - 6,5%, для лиц пенсионного возраста - 6,1%, для детей - 9,3% (табл. 1).
Таблица 1 - Величина прожиточного минимума в Брянской области (в среднем на душу населения), рублей в месяц_
Год Всё население из него по социально-демографическим группам населения
трудоспособное население пенсионеры дети
2019 г.
I квартал 10461 11224 8700 10233
II квартал 10905 11721 9058 10606
III квартал 10615 11411 8823 10312
IV квартал 10320 11092 8603 9990
В среднем за год 10575 11362 8796 10285
2020 г.
I квартал 10537 11305 8751 10334
II квартал 11280 12085 9319 11206
III квартал 11342 12154 9359 11274
IV квартал ожидается в январе 2021 г.
Примечание. Составлено авторами на основании [8].
Вариация величины прожиточного минимума по муниципальным районам Брянской области значительна (рис. 1). В частности, в III квартале 2020 г. в 9 районах величина прожиточного минимума была выше среднеобластного значения, в 18 районах - ниже. Самые высокие значения показателя сложились в Брянском (13713 руб.) и Трубчевском (13270 руб.) районах, самые низкие - в Унечском (9191 руб.) и Севском (9397 руб.) районах.
Одинокие граждане или семьи, чей среднедушевой доход не превышает 2-х кратного прожиточного минимума трудоспособного населения, имеют право на получение статуса малообеспеченных и назначение государственной социальной помощи и государственных социальных гарантий: социального пособия, различных субсидий, льгот и скидок, адресной и других видов помощи. Пенсионеры имеют право на социальную доплату к пенсии, если совокупный доход (пенсия с учётом различных социальных выплат) окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера [6]. Социологический опрос населения
Брянской области, проведенный в 2019 г. Брянским филиалом «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (опрошено 1319 домохозяйств, в которых проживают 4788 граждан) позволил установить основные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на попадание в бедность: низкий уровень заработной платы занятых, высокая иждивенческая нагрузка, незанятость трудоспособных, негородские типы поселений, отсутствие работы по месту жительства, плохое состояние здоровья [9].
эисунок 1 - Величина прожиточного минимума в расчёте на душу населения в Брянской области за III квартал 2020 г., рублей
В Брянской области за последние два года уровень бедности возрос с 13,6% до 13,8% и это один из самых высоких показателей в ЦФО после Смоленской (16,3%) и Ивановской (14,2%) областей (рис. 2). Уровень бедности на селе почти вдвое выше, чем в городе [10, с. 66]. По уровню бедности Брянская область всегда опережала Российскую Федерацию. Удручает факт увеличения в динамике этого опережения: в 2015 г. - на 0,7 п. п., в 2018 г. - на 1 п. п., в 2019 г -на 1,5 п. п. За анализируемый период численность бедных сократилась на 8,2 тыс. человек (4,7%), но с 2018 г. остаётся неизменной на уровне 165,3 тыс. человек. Динамика значений дефицита дохода показывает, что материальное положение бедного населения не стабилизировалось, поскольку наблюдается ежегодный прирост показателя, за исключением 2018 г. (табл. 2).
Рисунок 2 - Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по регионам Центрального федерального округа, 2019 г. (в % от общей численности населения региона)
Дефицит дохода в 2019 г. составил 506,0 млн. руб. (+61,9 млн. руб. по сравнению с 2015 г.) или 1,5% общего объёма дохода.
Таблица 2 - Уровень бедности и дефицит дохода в
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек 173,5 176,0 173,3 165,3 165,3
в процентах от общей численности населения 14,1 14,4 14,2 13,6 13,8
Дефицит дохода в месяц, млн. руб. 444,1 465,2 477,9 470,0 506,0
в процентах от общего объема денежных доходов населения 1,5 1,6 1,6 1,6 1,5
Справочно Российская Федерация: численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения 13,4 13,2 12,9 12,6 12,3
эрянской области в ^2015-2019 гг.
Примечание. Составлено авторами на основании [8].
Уровень бедности оценивается также с использованием соотношения в распределении доходов по различным группам населения и определения на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы населения. Среднедушевые денежные доходы населения по сравнению с 2015 г. увеличились на 4943 руб. при среднегодовом приросте на 1236 руб. В 2018-2019 гг. прирост среднедушевых денежных доходов происходит медленнее (+6,7%), чем прирост величины прожиточного минимума (+8,1%). Соотношение показателей составляет 2,6-2,7 раза. В целом денежные доходы населения за последние два года растут быстрее, чем потребительские цены, что способствует увеличению реальных располагаемых денежных доходов, прирост которых к уровню 2017 г. составил 2,1%, к уровню 2018 г. - 0,5% (табл. 3).
Таблица 3 - Среднедушевые денежные доходы населения Брянской области и
их соотношение с величиной прожиточного минимума в 2( 015-2019 гг.
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц 23428 24006 25107 26585 28371
Темп роста, в % к предыдущему году 113,8 102,5 104,6 105,9 106,7
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году 97,0 95,0 99,4 102,1 100,5
Величина прожиточного минимума всего населения, руб. 8843 9099 9536 9787 10575
Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума, раз 2,6 2,6 2,6 2,7 2,7
Примечание. Составлено авторами на основании [8].
Однако существует проблема высокой степени расслоения населения по уровню дохода. В 2019 г. денежные доходы самой обеспеченной 20% группы населения превысили денежные доходы наименее обеспеченного населения в 12,6 раз и по степени социального расслоения Брянская область находится на 6 месте среди регионов Центрального федерального округа (ранжирование по возрастанию показателя) [8]. Обобщающим показателем дифференциации населения по уровню доходов является коэффициент Джини, тенденция продолжающегося роста которого с 0,374 в 2015 г. до 0,385 в 2019 г. свидетельствует об усилении неравенства в распределении денежных доходов населения. Считается, что в нормальной ситуации он не должен превышать 0,3.
Свыше 60% населения Брянской области имеют среднедушевой доход ниже сложившегося среднеобластного уровня (табл. 4). Среднедушевой доход бедного населения составляет чуть выше 7,0 тыс. руб.
Таблица 4 - Распределение населения Брянской области по величине среднедушевых доходов в 2015-2019 гг., в % к итогу_
2015 2016 2017 2018 2019
Всё население 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб. до 7000,0 7,8 7,4 6,4 5,7 4,5
7000,1 - 10000,0 10,7 10,3 9,4 8,6 7,5
10000,1 - 14000,0 15,7 15,4 14,7 13,8 12,7
14000,1 - 19000,0 17,3 17,1 16,9 16,4 15,8
19000,1 - 27000,0 19,4 19,5 19,9 19,9 20,2
27000,1 - 45000,0 19,3 19,9 21,1 22,2 23,8
45000,1 - 60000,0 5,5 5,7 6,3 7,0 7,9
свыше 60000,0 4,3 4,7 5,3 6,4 7,6
Примечание. Составлено авторами на основании [9].
На снижение уровня жизни населения в области указывает и тот факт, что в структуре потребительских расходов повышается доля расходов на продукты питания с 38,3% в 2018 г. до 40,2% в 2019 г. Принято считать, что бедное население тратит на продукты питания более 48%, а в странах с высоким уровнем жизни на еду тратится от 10% до 18% [11, с. 48].
В структуре денежных доходов населения свыше 40,0% (в 2019 г. 41,8%) занимает оплата труда. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников ежегодно увеличивается, её прирост к 2018 г. составил 9,5% и это больше прироста величины прожиточного минимума трудоспособного населения - 8,4%. Соотношение показателей на протяжении анализируемых лет возрастает с 2,3 до 2,6 раза (табл. 5).
Таблица 5 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в Брянской области и её соотношение с величиной прожиточного минимума в 2015-2019 гг._
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. 21679 22923 24743 27251 29853
Темп роста, % к предыдущему году 103,7 105,7 107,9 110,1 109,5
Реальная заработная плата, % к предыдущему году 89,0 98,5 103,2 107,0 102,1
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, руб. 9498 9762 10226 10486 11362
Отношение среднемесячной заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, раз 2,3 2,3 2,4 2,6 2,6
Примечание. Составлено авторами на основании [8]
По уровню заработной платы в 2019 г. (29,9 тыс. руб., 49,1% от средней по ЦФО), Брянская область занимает только 15 место из 18 регионов Центрального федерального округа (ранжирование по возрастанию показателя).
Пенсионеры относятся к категории самых незащищённых граждан. Их численность по состоянию на начало 2020 г. составляет 416,1 тыс. человек. Средний размер назначенных пенсий в последние два года возрос на 5,5-5,9%, составив в 2019 г. 13930 руб. (по старости 15386 руб., прирост 6,1-6,3%). Соотношение размера пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера стабильно на уровне 1,6 раз (табл. 6).
Таблица 6 - Средний размер назначенных пенсий в Брянской области в 2015-2019 гг.
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Численность пенсионеров, тыс. человек по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным 415,2 416,9 418,2 419,1 416,1
Средний размер назначенных пенсий, руб. 11266 11629 12477 13207 13930
Темп роста, в % к предыдущему году 102,4 103,2 107,3 105,9 105,5
Реальный размер назначенной месячной пенсии, в % к предыдущему году 101,3 97,3 104,9 99,5 103,2
Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. 7353 7572 7921 8120 8796
Отношение среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера, раз 1,5 1,5 1,6 1,6 1,6
Примечание. Составлено авторами на основании [8].
Проблема бедности в нашей стране является приоритетной в сфере социальной политики, однако задача по снижению уровня бедности весьма сложная и решить её можно совместными усилиями всех ветвей и уровней государственной власти. Пути решения данной проблемы связаны с эффективностью функционирования экономической системы в целом [12, с. 151], с ускорением темпа роста национальной экономики и введением системы выплат пособий для нуждающегося населения. Для повышения доходности региона необходимы существенные инвестиционные вложения в основной капитал [13, с. 235; 14, с. 39; 15, с. 73] и инфраструктурные проекты [16, с. 74].
Правительство Российской Федерации и региональные власти в качестве направлений снижения уровня бедности определяют следующие: повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в соответствии с ростом прожиточного минимума; поддержание уровней соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со среднемесячным доходом от трудовой деятельности; индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы; ежегодное увеличение страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию предшествующего года; индексация социальных выплат и пособий [7]. Так, МРОТ, установленный на федеральном уровне, в 2019 г. увеличился по сравнению с 2018 г. на 6,4% и составил 11280 руб. в месяц (в 2020 г. - 12130 руб., +7,5% к 2019 г.; в 2021 г. -12792 руб., +5,5% к 2020 г). В Брянской области МРОТ с 2017 г. устанавливается для работников внебюджетной и бюджетной сферы и для последних он составил: в 2019 г. - 11300 руб. (+6,4: к 2018 г.), в 2020 г. - 12200 руб. (+7,9% к 2019 г.), в 2020 г. - 12850 руб. (+5,3% к 2020 г.).
Правительство Брянской области постановлением от 31 августа 2020 года № 417-п утвердило Региональную программу снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, целью которой является достижение плановых показателей и мероприятий, позволяющих к 2024 году снизить в два раза уровень бедности и обеспечить устойчивый рост реальных доходов граждан области. В частности, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2024 г., должна составить 12% от общей численности населения, к 2030 г. - 7,1% [9].
Информация о реализации в Брянской области отдельных мер социальной поддержки малоимущих граждан. По состоянию на 1 января 2020 года 602,4 тыс. человек (более 50% всего населения области) являются получателями различных мер социальной поддержки, насчитывающим около 70 видов.
Гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума и обратившимся в учреждения социального обслуживания населения, оказывается государственная социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты один раз в год за счёт средств областного бюджета (табл. 7).
Таблица 7 - Выплата государственной социальной помощи малоимущим гражданам Брянской области в 2015-2019 гг. _____
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Количество малоимущих семей, получивших государственную социальную помощь, единиц 5020 9371 10685 12007 18396
Сумма выплат, млн. руб. 21,0 46,4 49,6 53,2 74,4
Средний размер выплаты на одну семью, руб. 4183 4951 4642 4431 4044
Примечание. Составлено авторами на основании [9].
Гражданам с низкими доходами, в расходах которых оплата жилищно-коммунальных услуг превышает 22% их доходов, предоставляется соответствующая субсидия. Этой мерой социальной поддержки в 2015 г. воспользовались 35,9 тыс. семей (7% от общего числа семей), среднемесячный размер субсидий на одну семью составил 783 руб. В 2018 г. число семей сократилось до 23,2 тыс. (5% от общего числа семей), среднемесячный размер субсидий составил 1019 руб. Из областного бюджета на эти цели было израсходовано 284 млн. руб.
В Брянской области осуществляется поддержка около 4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,7% от детского населения). Первостепенное внимание уделяется обеспечению их жильем. В 2015-2019 гг. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено 1432 квартиры.
С 2013 г. производится оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям на основании социального контракта. До 2020 г. максимальный размер выплаты малоимущей семье по социальному контракту составлял 20,0 тыс. руб., в 2020 г. - до 100,0 тыс. руб. Основной категорией получателей данного вида помощи являются семьи с детьми (более 90%). В 2019 г. помощь на основании социального контракта получили 423 малоимущие семьи на общую сумму 8,3 млн. руб., что в 3,5 раза больше, чем в 2018 г. и в 16,3 раз больше, чем в 2015 г. 82% от общего количества получателей направили денежные средства на развитие личного подсобного хозяйства и смогли повысить свой жизненный уровень в связи с возможностью улучшения рациона питания. Среднедушевой доход семьи после заключения социального контракта возрос 20,2% и составил 7247 руб.
Выводы. С 2021 г. меняется подход к определению величины прожиточного минимума - показателя, характеризующего порог абсолютный бедности населения. Его значение будет зависеть от величины медианного среднедушевого дохода за предшествующий год, а значение МРОТ - от величины медианной заработной платы. Численность бедных в Брянской области составляет 165,3 тыс. человек и стабильна в 2018-2019 гг. По уровню бедности (в 2019 г. 13,8%) Брянская область опережает Российскую Федерацию на 1,5 п.п. Ситуация, сложившаяся в сфере распределения доходов среди населения Брянской области, в целом соответствует общероссийским тенденциям. Несмотря на рост реального размера денежных доходов, неравенство населения по доходам увеличивается, сама бедность углубляется: основной прирост доходов происходит у высокодоходных групп. Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения будет способствовать снижению бедности в регионе.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012018050700381 (дата обращения: 18.01.2021).
2. Население стремительно беднеет. Где результаты тысяч мер поддержки? // URL: https://aif.ru/money/mymoney/bednost_ne_porog_gde_rezultaty_mer_podderzhki (дата обращения: 20.01.2021).
3. Уровень бедности в России // URL: https://visasam.ru/russia/goroda/bednost-v-rossii.html (дата обращения: 20.01.2021).
4. Коростелева О.Н., Рыбикова A.A. Методы определения уровня бедности и его уровень в Брянской области // Никоновские чтения. 2016. № 21. С. 76-78.
5. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федер. закон от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3. (с изм. и доп.) // URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 20.01.2021).
6. О прожиточном минимуме населения: аналитическая записка / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Брянской области. Брянск, 2018. С. 24.
7. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 г.: Постановление Правительства от 31 декабря 2020 г. № 2406 // URL: https://www.26-2.ru/art/355921-velichina-projitochnogo-minimuma-po-regionam-rf-na-2021 -god-tablitsa (дата обращения: 20.01.2021).
8. Брянская область. Стат. сб./ Брянск, 2020. 508 с.
9. Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Брянской области: утв. постановлением Правительства Брянской области от 31 августа 2020 г. № 417-п // URL: http://docs.cntd.ru/document/974059983 (дата обращения: 21.01.2021).
10. Васькин В.Ф., Потворов А.И. Устойчивое развитие сельских территорий как фактор роста уровня жизни населения // Вестник Брянской ГСХА. 2016. № 1 (53). С. 64-68.
11. Васькин В.Ф., Коростелева О.Н. Потребление продуктов питания и состав расходов на продовольствие жителей Брянской области // Вестник Курской сельскохозяйственной академии. 2020. № 3. С. 47-54.
12. Севрюкова C.B., Коростелева О.Н. Формирование денежных доходов населения как социально-экономический аспект регулирования уровня жизни // Концепт. 2017. № 11. С. 151-155.
13. Дьяченко О.В. Инвестиционная привлекательность субъектов Российской Федерации // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч. 4. Брянск, 2018. С. 232237.
14. О реализации крупных инвестиционных проектов в сфере АПК Брянской области / С.А. Бельченко, В.Е. Ториков, В.Ф Шаповалов, О.В. Дьяченко, И.Н. Белоус // Вестник Брянской ГСХА. 2018. № 1 (65). С. 35-40.
15. О социально-экономическом развитии АПК Брянской области (2020-24 гг.) / С.А. Бельченко, В.Е. Ториков, A.B. Дронов, И.Н. Белоус, A.A. Осипов // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 6 (76). С. 69-73.
16. Ториков В.Е., Подобай Н.В. Анализ и перспективы развития экономики Брянской области // Агроконсультант. 2017. № 4. С. 45-48.
REFERENCES
1. O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g № 204 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012018050700381 (data obrashcheniya: 18.01.2021).
2. Naselenie stremitelno bedneet. Gde rezultaty tysyach mer podderzhki? // URL: https://aif.ru/money/mymoney/bednost_ne_porog_gde_rezultaty_mer_podderzhki (data obrashcheniya: 20.01.2021).
3. Uroven bednosti v Rossii // URL: https://visasam.ru/russia/goroda/bednost-v-rossii.html (data obrashcheniya: 20.01.2021).
4. Korosteleva O.N., Rybikova A.A. Metody opredeleniya urovnya bednosti i ego uroven v Bryanskoy oblasti // Nikonovskie chteniya. 2016. № 21. S. 76-78.
5. O prozhitochnom minimume v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 24 oktyabrya 1997 g. № 134-FZ. (s izm. i dop.) // URL: https://base.garant.ru (data obrashcheniya: 20.01.2021).
6. O prozhitochnom minimume naseleniya: analiticheskaya zapiska / Territorialnyy organ federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Bryanskoy oblasti. Bryansk, 2018. S. 24.
7. Ob ustanovlenii velichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym sotsialno-demograficheskim gruppam naseleniya v tselom po Rossiyskoy Federatsii na 2021 g.: Postanovlenie Pravitelstva ot 31 dekabrya 2020 g. № 2406 // URL: https://www.26-2.ru/art/355921-velichina-projitochnogo-minimuma-po-regionam-rf-na-2021-god-tablitsa (data obrashcheniya: 20.01.2021).
8. Bryanskaya oblast. Stat. sb./ Bryansk, 2020. 508 s.
9. Regionalnaya programma snizheniya doli naseleniya s dokhodami nizhe prozhitochnogo minimuma v Bryanskoy oblasti: utv. postanovleniem Pravitelstva Bryanskoy oblasti ot 31 avgusta 2020 g. № 417-p // URL: http://docs.cntd.ru/document/974059983 (data obrashcheniya: 21.01.2021).
10. Vaskin V.F., Potvorov A.I. Ustoychivoe razvitie selskikh territoriy kak faktor rosta urovnya zhizni naseleniya // Vestnik Bryanskoy GSKhA. 2016. № 1 (53). S. 64-68.
11. Vaskin V.F., Korosteleva O.N. Potreblenie produktov pitaniya i sostav raskhodov na prodovolstvie zhiteley Bryanskoy oblasti // Vestnik Kurskoy selskokhozyaystvennoy akademii. 2020. № 3. S. 47-54.
12. Sevryukova S.V., Korosteleva O.N. Formirovanie denezhnykh dokhodov naseleniya kak sotsialno-ekonomicheskiy aspekt regulirovaniya urovnya zhizni // Kontsept. 2017. № 11. S. 151-155.
13. Dyachenko O.V. Investitsionnaya privlekatelnost subektov Rossiyskoy Federatsii // Aktualnye voprosy ekonomiki i agrobiznesa: sbornik statey IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 4 ch. Ch. 4. Bryansk, 2018. S. 232-237.
14. O realizatsii krupnykh investitsionnykh proektov v sfere APK Bryanskoy oblasti / S.A. Belchenko, V.Ye. Torikov, V.F Shapovalov, O.V. Dyachenko, I.N. Belous // Vestnik Bryanskoy GSKhA. 2018. № 1 (65). S. 35-40.
15. O sotsialno-ekonomicheskom razvitii APK Bryanskoy oblasti (2020-24 gg.) / S.A. Belchenko, V.Ye. Torikov, A.V. Dronov, I.N. Belous, A.A. Osipov // Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. 2019. № 6 (76). S. 69-73.
16. Torikov V.Ye., Podobay N.V. Analiz i perspektivy razvitiya ekonomiki Bryanskoy oblasti // Agrokonsultant. 2017. № 4. S. 45-48.