Победа над бедностью: национальные цели и реальная политика
Victory over poverty: national goals and real politics
СМОЛИН Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член Президиума ВЭО России, доктор философских наук, профессор, действительный член Российской академии образования Oleg N. SMOLIN
Deputy of the State Duma, the First Vice-Chairman of the Committee of the State Duma on education and science, Professor, Member of the Presidium of the VEO of Russia, Doctor of Philosophy, Member of the Russian Academy of Education
Аннотация:
Одной из национальных целей, сформулированных в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года, является сокращение вдвое в течение шести лет числа бедных граждан. В статье анализируются:
■ данные статистики и социологических исследований, позволяющие определить реальный уровень бедности в стране;
■ ее особенности в России, включая бедность работающего населения, пенсионеров и особенно семей с детьми;
■ причины распространения бедности и возможные пути ее преодоления.
При этом автор приходит к выводу, что главными из таких причин являются низкие темпы экономического роста и высокий уровень неравенства в стране.
По мнению автора, при инерционном сценарии реализуемой экономической и социальной политики национальные цели в части сокращения бедности реализованы не будут. Для этого необходимы новая индустриализация, ограничения социального неравенства и вложения в человеческий потенциал.
Abstract: One of the national goals formulated in the Presidential Decree No. 204 of 7
May 2018 is reduction of the number of poor citizens by half within six years. The article reviews:
■ the statistics and the data of sociological research, that allow to define the real rate of poverty in the country;
■ its peculiarities in Russia including the poverty of workforce, senior citizens and especially families with children;
■ the causes of the spread of poverty and the possible ways of its overcoming.
Meanwhile the author concludes that the most important causes are the low economic growth rate and the high level of inequality in the country.
According to the author the national goals, the reduction of poverty in particular, will not be realized under the inertial scenario of the implemented economic and social policy. That requires new industrialization, constraints of social inequality and investments in human capacity.
Ключевые слова: Уровень бедности, прожиточный минимум, потребительская корзина,
основные социально-демографические группы населения, малоимущие домашние хозяйства, минимальный потребительский бюджет, средняя заработная плата, медианная заработная плата, социальное неравенство, новая индустриализация.
Keywords: Poverty rate, subsistence Level, consumer basket, general socio-demographic
groups of population, poor households, minimum consumption budget, average salary, median wage, social inequality, new industrialization.
Как известно, в Указе Президента России от 7 мая 2018 года № 204 в числе важнейших национальных целей значится сокращение в течение ближайших шести лет числа бедных в два раза. Однако как решить эту задачу, в указе не указано. Четкого плана нет и у правительства, хотя некоторые его фрагменты проникают в печать. Однако,
прежде чем о них говорить, надо определиться с тем, о какой именно
бедности идет речь.
Согласно официальной статистике, численность населения с денеж-
ными доходами ниже прожиточного минимума изменялось следующим
образом (данные Росстата от 30.04.2019, млн чел.):
Год Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
1995 36,5 (24,8%)
2000 42,3 (29,0%)
Год Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
2005 25,4 (17,8%)
2010 17,7 (12,5%)
2015 19,5 (13,3%)
2017 19,3 (13,2%)
2018 18,7 (12,9%)
Как видим, в 2018 году бедных стало даже больше, чем в 2010-м. Более того, несмотря на задачи, поставленные в Указе Президента России от 7 мая 2018 года № 204, Счетная палата РФ и в 2019 году ожидает увеличения числа бедных в стране.
Однако по аналогии с выборами и в этом случае можно сказать: неважно, кто получает доходы - важно, кто и как их считает!
1. Потребительская корзина, на основании которой рассчитывается российский прожиточный минимум, более чем скудна и при этом заморожена в течение восьми лет - до 2020 года включительно. Она предполагает хлебно-картофельную диету и вынужденную экономию почти на всем.
Не случайно перед каждыми выборами в федеральный и региональные парламенты между кандидатами в депутаты вновь и вновь возникают дискуссии: на основании каких норм эта потребительская корзина рассчитана - лагерных, блокадного Ленинграда или каких-либо еще. На самом деле она рассчитывается на основе норм, установленных Организацией Объединенных Наций для развивающихся стран Азии и Африки. Однако, как известно, климат в России не африканский, не говоря уже о том, что страна претендует на роль одной из Великих держав.
2. В последние годы неоднократно приходилось наблюдать следующую картину: Росстат одновременно признавал рост цен и снижал размеры прожиточного минимума. Например, в третьем квартале 2015 года, согласно официальным данным, рост цен по отношению к предыдущему периоду составил 0,72%, при этом прожиточный минимум в том же квартале того же года относительно предыдущего квартала сократился на 3,4%. И такая ситуация повторялась неоднократно.
Видимо, имея в виду подобные «чудеса», Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макаров заметил на Санкт-Петербургском экономическом форуме 2017 года (цитирую по памяти): после того, как мы подчинили Росстат Минэкономразвития, нам по плечу любые показатели! Если вопрос о борьбе с бедностью будет решаться таким же способом, она мгновенно окажется «побежденной»: всех бедных объявят богатыми или, по крайней мере, обеспеченными.
Размер средней пенсии в некоторых странах мира в 2018 году
Страна Размер пенсии (доллар США)
Швейцария 3400
Япония 2850
Германия 2650
Норвегия 2340
США 2150
Греция 930
Чехия 570
Польша 510
Эстония 440
Россия 215
Казахстан 160
Беларусь 160
Азербайджан 120
Украина 100
Грузия 90
Кыргызстан 60
Таджикистан 50
3. Представители власти, в т.ч. с парламентской трибуны, нередко заявляют, что бедных пенсионеров в России нет. Аргументируется это следующим образом: согласно действующему закону, к пенсиям ниже прожиточного минимума по Российской Федерации в целом или по региону производятся доплаты до размера прожиточного минимума, соответственно, из федерального или регионального бюджетов.
Однако следует иметь в виду, что прожиточный минимум пенсионера в России значительно ниже, чем работающего человека, который также крайне занижен. В первом квартале 2019 года прожиточный минимум для трудоспособных установлен на уровне 11 655 руб., а для пенсионеров - 8894 руб. При этом хорошо известно: потребность в пище от возраста зависит мало; расходы на оплату жилья и коммунальных услуг у работающих и пенсионеров также примерно одинаковы; потребность в лекарствах и медицинской помощи с годами только растет. Кстати, согласно материалам Счетной палаты, подготовленным под руководством Т.А. Голиковой (ныне заместитель Председателя Правительства РФ по социальным вопросам), бесплатная меди-
цинская помощь в стране все более и более вытесняется платными услугами. Помимо всего этого, автору не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда пенсионеры, особенно на селе, помогают внукам и безработным детям.
Напомним данные о размерах средних пенсий в некоторых странах в 2018 году.
4. Самые бедные в России - даже не пенсионеры, но семьи с детьми.
По данным Росстата, их доля среди бедных в последние годы всегда превышала 60%.
Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств (домашние хозяйства со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума):
Год Доля малоимущих домашних хозяйств
2012 62,2%
2013 64,0%
2014 62,9%
2015 62,6%
2016 62,4%
2017 81,0%
По данным того же Росстата, с 2011 по 2016 год эти семьи становились только беднее. В 2011 году до прожиточного минимума на человека им не хватало 1768 руб., а в 2016 - уже 2836,8 руб. Что же касается 2017 года, то он стал рекордным по доле семей с детьми среди бедных. При этом чем больше в семье детей, тем выше шанс попасть за черту бедности.
5. Отечественный прожиточный минимум неоднократно проходил испытания экспериментальным путем со стороны людей, которые привыкли жить нормально, в т.ч. журналистов и парламентариев. При этом депутат-рекордсмен утверждал, что смог прожить на эти деньги неделю. А другой участник эксперимента честно признался, что за вечер в ресторане с семьей проел больше, чем законом установил для своих избирателей на целый месяц.
Не случайно Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) постоянно доказывает: более или менее нормально может жить не тот, кто получает доходы на уровне отечественного прожиточного минимума, но тот, чей доход не ниже минимального потребительского бюджета. Кстати, за годы последнего экономического кризиса (2014-2016) этот бюджет на фоне периодического снижения официального про-
житочного минимума увеличился с 25 до 36 тыс. руб. На этот уровень и должна ориентироваться отечественная политика в отношении минимальной заработной платы. Разумеется, не одномоментно, но поэтапно.
Кстати, по данным ФНПР, еще до 2014 года зарплату ниже минимального потребительского бюджета получали около половины всех работников в стране. В настоящее время этот показатель резко ухудшился. Отметим, среди прочего, что в условиях чрезвычайно высокого неравенства в доходах социальная политика должна была ориентироваться не на среднюю, но на медианную заработную плату, ниже которой оказывается оплата труда половины работников.
В настоящее время (по данным за 2018 год) средняя заработная плата в России составила 39 167 руб., а медианная - 28 345 руб. (по данным выступления депутата Госдумы О.В. Шеина 5 июня 2018, -
23 тыс. руб.).
6. В конце 2018 года Правительство РФ отчиталось о том, что исполнило президентские указы от 7 мая 2012 года на 94%. При этом методика расчета таких процентов, разумеется, представлена не была. И не случайно: данные правительства резко расходятся не только с оценками независимых экспертов, но и с опросами Общероссийского народного фронта - организации, созданной для расширения политической базы Президента РФ.
Так, согласно опросу Общероссийским народным фронтом пяти тысяч учителей в 2016 году, в 75 из 85 регионов Российской Федерации Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года в части оплаты учительского труда не был исполнен.
По данным исследования РИА Рейтинга, проведенного по заказу РИА Новости в 2019 году, треть работников сферы образования (более 30 процентов) в 51 из 85 регионов России до сих пор зарабатывают менее 15 тысяч рублей в месяц, что значительно ниже не только средней, но и медианной зарплаты по региону.
В стране наблюдается также глубокое неравенство в оплате педагогического труда. По данным специального исследования, средняя зарплата учителя в Ямало-Ненецком автономной округе в 2017 году составляла более 96 тыс. рублей, а в Алтайском крае — лишь около 20 тыс. рублей, т.е. отличалась в 4,8 раза. В 2018 году московское правительство заявило о том, что средняя зарплата учителя в столице составила 107 тыс. руб. Принцип равной оплаты за равный труд в стране не нарушается, но просто игнорируется.
Выступая на расширенных парламентских слушаниях в Госдуме
24 июня, автор этих строк обратил внимание министра просвещения О.Ю. Васильевой на то, что педагоги крайне удивляются, когда узнают из официальной статистики о размерах своей заработной платы.
7. Некоторое реальное представление об уровне бедности в России дают социологические опросы.
Приведем результаты опроса ВЦИОМ весной 2017 года:
Доля населения
Не хватает денег на еду (это не бедность, явная нищета) 10%
Хватает денег на еду, но не хватает на одежду (это прямая бедность) 29%
Деньги есть на еду и одежду, но не хватает на приобретение товаров длительного 41%
пользования (это верхняя часть «низшего класса»)
Могут позволить себе все вышеперечисленное, 14%
но не более (реальный размер «среднего класса»).
В социальных государствах Европы он составляет около 60%
Могут без проблем приобрести автомобиль, но квартиру или дачу уже не могут 3%
(это нижний слой т.н. высшего класса)
«Высший класс» 3%
При другой системе опроса сходные по смыслу данные были получены Росстатом в результате «Комплексного наблюдения условий жизни населения» за 2018 год (опубликованы 1 апреля 2019 года). Согласно этим данным:
■ 79,5% российских семей испытывают явные финансовые трудности, в т.ч.
■ 14,6% сталкиваются с «большими затруднениями». В частности:
■ 53,1% семей не могут себе позволить заменить самую простую мебель, пришедшую в негодность;
■ 52,9% домохозяйств не могут «справиться с неожиданными тратами», такими как срочные медицинские услуги или ремонт;
■ 49,1% не могут позволить себе каждый год одну неделю отпуска проводить вне дома;
■ 35,4% не имеют возможности «покупать каждому члену семьи две пары удобной и подходящей по сезону обуви (по одной на каждый сезон)»;
■ 25% не могут позволить себе пригласить гостей на семейное торжество - день рождения, Новый год и др.;
■ 21,1% не имеют финансовой возможности употреблять фрукты в любое время года;
■ 11% не могут оплачивать жизненно необходимые лекарства;
■ 10,1% не в состоянии позволить себе питание из мяса, птицы, рыбы (или равноценную вегетарианскую пищу) хотя бы раз в два дня.
Другие исследования также дают аналогичные результаты: примерно каждая десятая российская семья живет в условиях нехватки денег на питание (нищета) и еще примерно 30% должны быть отнесены
к бедным. Суммарно российская бедность в реальном измерении — около 40% населения.
8. На «правительственном часе» в Госдуме 3 апреля 2019 года заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова заявила, что правительство изучает причины бедности в России. В условиях глубокой дефицитности региональных бюджетов часть региональных чиновников восприняла такого рода заявление как призыв к искусственному сокращению бедности.
Прозвучали, в частности, предложения при определении категорий граждан, имеющих право на социальную помощь, учитывать не только реальные, но и потенциальные доходы (наличие дачного участка, автомобиля и т.п.). Разумеется, практика знает случаи, когда люди со значительными неофициальными доходами обращаются за социальными выплатами, однако эти случаи статистически не значимы. Поэтому реализация предложений подобного рода, возможно, уменьшит номинальную (статистическую) бедность, но явно увеличит реальную нищету, заметно сократив число получателей социальной помощи.
Вряд ли следует тратить бюджетные средства на подобные исследования и эксперименты, ибо даже поверхностный взгляд легко обнаруживает не менее шести таких причин.
Первая — недопустимо низкий уровень минимальной зарплаты, который не обеспечивает прожиточного минимума даже самому работающему (ибо из «минималки» вычитается 13-процентный подоходный налог), не говоря о членах его семьи.
Вторая - недопустимо низкий уровень минимальных пенсий и большинства пенсий вообще.
Как известно, их повышение темпами, превышающими инфляцию, было объявлено едва ли не главной целью «реформы», связанной с повышением пенсионного возраста. При этом в 2019 и последующие годы пенсии было обещано повышать в среднем на одну тысячу рублей ежегодно. Однако:
1) индексация в среднем на одну тысячу рублей означает, что высокие пенсии увеличиваются более, чем на тысячу, а низкие пенсии - менее чем на тысячу рублей, что явно не способствует уменьшению бедности;
2) в начале 2019 года пенсии, размеры которых не достигают прожиточного минимума пенсионера в данном регионе, вообще практически не индексировались, поскольку суммы индексации покрывались доплатами до прожиточного минимума пенсионера. Так продолжалось до тех пор, пока, в соответствии с решением Президента РФ, Госдума не приняла Федеральный закон от 01.04.2019 № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона „О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона „О прожиточном минимуме в Российской Федерации"», который предусматривает,
что индексирование пенсий производится после начисления доплат до прожиточного минимума пенсионера;
3) относительная цена индексации пенсий в среднем в объеме одной тысячи рублей неизбежно будет снижаться.
По данным министра труда и социального развития М. Топилина, средний размер страховой пенсии по старости составил в России в 2018 году 14,4 тыс. рублей. Президент В. Путин называл несколько иную величину - 14 140 руб.
Правительство заявило о намерении в течение шести лет (до 2024 года включительно) поднимать пенсии на 1000 рублей ежегодно. И довести примерно до 20,5 тыс. рублей. При этом надо иметь в виду следующее.
Во-первых, согласно действующему закону, страховые пенсии должны индексироваться в соответствии с темпами инфляции. Прогнозируемый правительством уровень инфляции на ближайшие годы -4%. От размера средней пенсии в 2018 году 14,4 тыс. рублей это составило бы в 2019 году 576 руб., т.е. более половины от обещанной тысячи. При этом большинство экономистов убеждены, что повышение налога на добавленную стоимость на 2% увеличит инфляцию, минимум, на 1,5-2%, т. е. не исключено, что страховые пенсии пришлось бы индексировать более чем на 576 руб.
Во-вторых, обещанное ежегодное увеличение пенсии на 1000 рублей в процентном отношении будет уменьшаться с каждым годом.
Так, в 2019 году при инфляции в 4% оно составит 6,5% (1000 руб. / 15,4 тыс. руб. -ожидаемый размер средней пенсии в 2019 году = 6,5%).
Однако уже в 2024 году по отношению к 2023 году увеличение составит 1000 руб., т.е. лишь на 0,9% больше индексации, положенной пенсионеру без всякого повышения пенсионного возраста (1000 руб. / 20,5 тыс. руб. = 4,9%).
Нетрудно сосчитать, что уже в 2028 году, если рост пенсии на 1000 руб. ежегодно продолжится, он не превысит прогнозной инфляции в 4%.
Как видим, и эти меры вряд ли способны существенно уменьшить бедность в стране.
Интересно, что, когда фракция КПРФ выступила в Парламенте с предложением поэтапно поднять минимальную заработную плату до 25 тыс. руб. в месяц, ее немедленно обвинили в популизме. Однако патриарх отечественной академической науки академик А.Г. Аганбегян на экспертной сессии Президиума Вольного экономического общества в Совете Федерации 26 апреля 2019 года заявил о необходимости поднимать минимальную заработную плату и пенсии, как минимум, до 25 тыс. руб. При этом выдающегося экономиста в популизме обвинить никто не решился.
Третья причина - реальная безработица, которая с учетом большого числа людей, работающих в условиях неполного рабочего дня
Заявленный Правительством РФ рост размера страховых пенсий по старости:
Год Рост пенсий в руб. Рост пенсий в % Рост пенсий в % за вычетом ожидаемой инфляции в 4%
2018 14 400 3,7
2019 15 400 6,5 2,5
2020 16 400 6,1 2,1
2021 17 400 5,7 1,7
2022 18 400 5,4 1,4
2023 19 400 5,2 1,2
2024 20 400 4,9 0,9
2028 24 400 4,0 0
или неполной рабочей недели, значительно выше официальных показателей.
Четвертая причина - дети: чем больше их в семье, тем семья беднее.
Пятая причина - экономическая стагнация, практическое отсутствие экономического роста. Спад в экономике начался еще до санкций, в четвертом квартале 2013 года; в 2014-2016 годах страна имела т.н. отрицательный рост. Да и в 2019 году на фоне требований Президента РФ превысить мировые темпы экономического развития плановый рост экономики должен составить лишь 1,3%. Причем показатель первого квартала 2019 года - 0,5%. При этом жизненный уровень населения падает шестой год подряд.
Официальные прогнозы на среднесрочную перспективу расходятся. Минфин ожидает 7-процентного роста в 2021 году, тогда как Минэкономразвития полагает, что к 3% роста экономика страны приблизится только к 2024 году. Очевидно: преодолевать бедность нужно прежде всего путем увеличения общественного «пирога».
Шестая причина - рекордный уровень социального неравенства. Современная Россия представляет собой классическую иллюстрацию теории К. Маркса, когда бедность порождается самим богатством. Страна установила рекорд социального неравенства «Большой двадцатки»: по данным швейцарского Агентства Credit Suisse, 1% населения владеет 71% национального богатства. И при этом остается единственной в той же «Двадцатке», где отсутствует прогрессивная шкала налогообложения.
9. Уместен вопрос, насколько экономическая и социальная политика правительства в основных ее составляющих способствует реальному
сокращению бедности в стране? С точки зрения автора, ответ противоречивый: по частным вопросам скорее да; в целом,скорее нет. Иллюстрируя первый тезис, можно напомнить:
■ проект федерального закона о повышении критерия нуждаемости от 1,5 до 2 прожиточных минимумов, дающий семьям право на получение пособия на ребенка до полутора лет в размере прожиточного минимума ребенка в соответствующем субъекте Российской Федерации;
■ Указ Президента РФ от 07.03.2019 № 95 об увеличении пособий неработающим родителям на уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 10 тыс. руб.;
■ Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ о выплате
450 тыс. руб. на погашение ипотечного кредита родителю, у которого с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родился третий ребенок или последующие дети.
Однако общей картины это не меняет. Рассмотрим лишь два примера.
Первый пример - т.н. пенсионная реформа, точнее, повышение пенсионного возраста. До принятия соответствующего закона мужчины в возрасте 60-64 года и женщины в возрасте 55-59 лет могли получать одновременно и пенсию, и заработную плату. Однако после его вступления в силу будут получать только зарплату, как правило, низкую. При этом многие станут безработными. Нетрудно прогнозировать, как это повлияет на реальный уровень бедности.
О других социальных последствиях законопроекта говорят хотя бы данные о количестве мужчин, не доживающих в разных странах до 65 лет:
■ Исландия, Швейцария 10%
■ Швеция, Италия, Нидерланды, Мальта, Норвегия 11%
■ Литва 36%
■ Молдавия 37%
■ Украина, Белоруссия 40%
■ РОССИЯ 43%
Очевидно: после повышения пенсионного возраста доля российских мужчин, не доживающих до 65 лет, еще более увеличится, и страна обновит печальный европейский рекорд.
Пример второй - повышение налога на добавленную стоимость (НДС). Даже Минэкономразвития РФ признало: в результате цены, в т.ч. на товары первой необходимости, выросли больше, чем первоначально планировалось. Вряд ли число бедных от этого сократится. Зато «сверхплановое» замедление темпов экономического развития в первом квартале 2019 года с повышением НДС явно связано. А стагнация,
как уже упоминалось, с бедностью связана непосредственно. Не случайно Счетная палата РФ не прогнозирует сокращения бедности, как минимум, до конца 2019 г.
10. На взгляд автора, чтобы победить бедность, необходима принципиально новая экономическая и социальная политика. Вот три «кита», на которых она могла бы держаться:
1) «новая индустриализация»: воссоздание разрушенной промышленности на новой технологической основе, в т.ч. цифровой;
2) более справедливое распределение: снижение налогов на отечественных товаропроизводителей и их повышение - на «олигархов», т. е. лиц со сверхвысокими доходами, хотя бы до сниженного президентом Трампом американского уровня;
3) наращивание вложений в человеческий потенциал России, включая образование, медицину, науку и культуру.
Закончу цитатой из собственного выступления на круглом столе в Госдуме 8 апреля 2019 года: «В противном случае реальная бедность в стране будет расти на фоне отчетов о том, как мы ее побеждаем, а нам придется вспомнить грустный прогноз: жить будем плохо, но не долго. Так давайте лучше долго, но хорошо»!