Научная статья на тему 'Уровень жизни и бедности населения Красноярского края в 2013-2017 гг'

Уровень жизни и бедности населения Красноярского края в 2013-2017 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ / СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕДНОСТЬ / POVERTY LEVEL / ABSOLUTE POVERTY / LIVING WAGE / CONSUMER BASKET STRUCTURE / SOCIAL AND ECONOMIC POVERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветочкина Ирина Анатольевна, Саляхиева Наталья Константиновна

В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в сравнительном статистическом анализе основных индикаторов уровня жизни и бедности различных социально-демографических групп населения для выявления закономерностей и особенностей бедности в Красноярском крае. Основной информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики. Использование статистических данных позволило выявить сокращение степени неравенства различных вариантов распределения доходов в 1,08 раза с 0,423 в 2013 г. до 0,392 в 2017 г. и превышение среднедушевых доходов и среднемесячной заработной платы от величины прожиточного минимума более чем в 3 раза. Однако всё это не свидетельствует о всеобщем благосостоянии граждан страны. Директивно установленный прожиточный минимум как стандарт потребления сильно занижен и не удовлетворяет важнейших потребностей современного человека. Результаты исследования позволили определить характерные особенности бедности в Красноярском крае. В сложившейся ситуации решение проблем бедности в Красноярском крае и преодоление социального неравенства должны являться приоритетными направлениями внутренней социально-экономической политики правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The standard of living and poverty in Krasnoyarsk region in 2013-2017

The article presents the results of a study aimed at a comparative statistical analysis of the main indicators of living standards and poverty in different socio-demographic groups to identify patterns and characteristics of poverty in the Krasnoyarsk region. The main information base for this study was the data of the federal state statistics service. The use of statistical data revealed a reduction in the degree of inequality of various options for distribution of income to 1.08% from 0,423 in 2013 to 0,392 in 2017 and the excess of per capita income and average wage from the minimum subsistence level more than 3 times. However, all this does not testify to the general welfare of the citizens of the country. The policy established minimum subsistence level as the standard consumption is greatly reduced and does not satisfy the most important needs of modern man. The results of the study allowed us to determine characteristic features of poverty in the Krasnoyarsk region. In this situation, the solution to the problems of poverty in the Krasnoyarsk territory and the overcoming of social inequalities should be a priority of the socio-economic policy of the government.

Текст научной работы на тему «Уровень жизни и бедности населения Красноярского края в 2013-2017 гг»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2011 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

Уровень жизни и бедности населения Красноярского края в 2013-2017 гг.

Цветочкина И.А. 1, Саляхиева Н.К. 1

1 Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами и экономики, Красноярск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в сравнительном статистическом анализе основных индикаторов уровня жизни и бедности различных социально-демографических групп населения для выявления закономерностей и особенностей бедности в Красноярском крае. Основной информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики. Использование статистических данных позволило выявить сокращение степени неравенства различных вариантов распределения доходов в 1,08 раза - с 0,423 в 2013 г. до 0,392 в 2017 г. - и превышение среднедушевых доходов и среднемесячной заработной платы от величины прожиточного минимума более чем в 3 раза. Однако всё это не свидетельствует о всеобщем благосостоянии граждан страны. Директивно установленный прожиточный минимум как стандарт потребления сильно занижен и не удовлетворяет важнейших потребностей современного человека. Результаты исследования позволили определить характерные особенности бедности в Красноярском крае. В сложившейся ситуации решение проблем бедности в Красноярском крае и преодоление социального неравенства должны являться приоритетными направлениями внутренней социально-экономической политики правительства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: уровень бедности, абсолютная бедность, прожиточный минимум, структура потребительской корзины, социальная и экономическая бедность.

The standard of living and poverty in Krasnoyarsk region in 2013-2017

Tsvetochkina I.A. 1, Salyakhieva N.K. 1

1 Siberian Federal University, Institute of Business Process Management and Economics , Russia

Введение

Необходимым условием для экономического развития России в перспективе ближайших лет является решение проблемы бедности. В ст. 7 Конституции закреплено, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на формирование таких условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь граждан и предоставят свободное развитие каждому человеку [6]. Таким образом, достижение максимально высокого уровня жизни граждан страны является приоритетной целью власти и общества в целом.

Интерес к проблеме бедности, порожденной социальным неравенством, существует на протяжении всей истории человечества. В результате множества экономических преобразований 1990-х гг. население Российской Федерации подверглось кардинальным изменениям в сфере социально-экономических отношений. К ним относятся - значительное снижение уровня благосостояния населения и высокая степень неравенства, повышающая концентрацию богатства и нищеты, что приводит к социальной напряженности в обществе и, как следствие, негативно отражается на экономических процессах, демократической политики, а также на культурно-нравственных устоях.

На каждом этапе развития общества существует множество различных определений понятия «бедность». В целом под бедностью понимают экономическое состояние домохозяйства или отдельного человека, при котором денежных доходов по тем или иным причинам недостаточно, чтобы удовлетворить основные потребности для поддержания такого образа жизни, который приемлем для данного общества.

В России, с ее обширной и разнообразной территорией, существуют значительные региональные неравенства как по экономическим, так и по социальным показателям, и уровень бедности не является исключением в их ряду. Более того, именно региональное неравенство населения страны является частой причиной доходной дифференциации российских домохозяйств.

ABSTRACT:_

The article presents the results of a study aimed at a comparative statistical analysis of the main indicators of living standards and poverty in different socio-demographic groups to identify patterns and characteristics of poverty in the Krasnoyarsk region. The main information base for this study was the data of the federal state statistics service. The use of statistical data revealed a reduction in the degree of inequality of various options for distribution of income to 1.08% from 0,423 in 2013 to 0,392 in 2017 and the excess of per capita income and average wage from the minimum subsistence level more than 3 times. However, all this does not testify to the general welfare of the citizens of the country. The policy established minimum subsistence level as the standard consumption is greatly reduced and does not satisfy the most important needs of modern man. The results of the study allowed us to determine characteristic features of poverty in the Krasnoyarsk region. In this situation, the solution to the problems of poverty in the Krasnoyarsk territory and the overcoming of social inequalities should be a priority of the socio-economic policy of the government.

KEYWORDS: poverty level, absolute poverty, living wage, consumer basket structure, social and economic poverty

JEL Classification: ¡31,132, i38 Received: 09.01.2018 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tsvetochkina I.A. (tsia120mail.ru)

CITATION:_

Tsvetochkina I.A., Salyakhieva N.K. (2019) Uroven zhizni i bednosti naseleniya Krasnoyarskogo kraya v 2013-2017 gg. [The standard of living and poverty in Krasnoyarsk region in 2013-2017]. Ekonomika truda. 6. (1). - 271-284. doi: 10.18334/et.6.1.39771

Можно обозначить причины региональной дифференциации низких доходов и высокого уровня бедности, которые заключаются в следующем:

• разница в объемах потребления товаров и услуг, соответственно, стоимости жизни в различных регионах;

• особенности социально-экономического развития субъектов;

• различия внутреннего и регионального рынков труда;

• степень развития в бизнес-среде и рыночной инфраструктуре;

• особенности отраслевой и экспортной ориентации региона;

• инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность различных отраслей.

Территориальные различия в качестве и уровне жизни населения России представляют серьезную внутреннюю угрозу для экономической безопасности страны. Решение этой проблемы связано с необходимостью выравнивания уровня благосостояния населения страны, снижения социальной напряженности в отдельных субъектах, способствующего общему повышению качества и уровня жизни населения.

Проведенный анализ теоретических и статистических источников позволяет определить три подхода к оценке бедности: абсолютная, относительная и субъективная.

Понятие границы бедности, которая определяет степень имеющегося дохода, валового дохода и потребления, ниже которого человек считается бедным, определено в концепции абсолютной бедности. Всемирный банк определяет черту абсолютной бедности человека как его существование не менее чем на 2 долл. в день (расчет курса производится по коэффициенту сравнения покупательной способности валют) [1]. В России абсолютный подход нашел выражение в прожиточном минимуме (ПМ), который основывается на определении минимума средств существования, считающегося не зависящим от времени и стабильным [3, с. 70] (ЕШввуа, 2017).

Относительно бедным признается тот человек, чей доход равен определенной доле медианного дохода в определенной стране и в конкретный период времени. В условиях современного индустриального общества, до того времени, пока будет развито общественное неравенство, многие страны будут определять бедность как относительное состояние. Так, граница относительной бедности в большинстве стран Западной Европы соответствует 50% медианного дохода, в США - 40%, в Скандинавии - 60% [2, с. 280] (ОНтЫу, 2017).

ОБ АВТОРАХ:_

Цветочкина Ирина Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами» (tsia120mai1.ru)

Саляхиева Наталья Константиновна, студент (sa1yakhieva0inbox.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Цветочкина И.А., Саляхиева Н.К. Уровень жизни и бедности населения Красноярского края в 20132017 гг. // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 271-284. Сог 10.18334М.6.1.39771

Если говорить о субъективной бедности, то она основывается на мнении самого индивида об уровне его материального положения в данный период времени. Здесь можно представить субъективный подход к материальным благам общества, и каждый гражданин определяет комфортный уровень своего благосостояния, который резко может отличаться от желательного уровня других граждан. Основными критериями качества жизни являются доходы населения, качество питания, здравоохранения, образования, культуры, окружающая среда.

Для определения официальной статистики бедности в России используют абсолютную концепцию бедности, которая базируется на количестве жизненно необходимых материальных благ и услуг для конкретных категорий граждан страны и, таким образом, утверждении минимальных стандартов потребления [3, с. 11] (ЕШввуа, 2017).

Основным критерием в системе минимальных социальных стандартов является прожиточный минимум. Правовой основой для определения прожиточного минимума в РФ выступают Федеральный закон № 134-Ф3 от 24.10.1997 г. с последующими корректировками «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [12]. Согласно данным документам, величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы [13].

9,4

22,8

23

44,8

15,7

21,3

22,8

22,4

24,8

24,8

21,7

41,3

Все население Трудоспособное Пенсионеры население

Дети

Стоимость потребительской -< корзины

I Расходы по обязательным платежам и сборам I Услуги

I Непродовольственные товары ' Продукты питания

Рисунок 1. Структура величины прожиточного минимума в целом по Красноярскому краю и в разрезесоциально-демографических групп (IV квартал2017 г.) Источник: [12]

По данным, представленным на рисунке 1, следует, что преобладающей частью потребительской корзины являются расходы на продукты питания. На основе установленного списка продуктов питания, а также текущих цен на них формируется стоимость минимального набора продуктов питания. Расходы на услуги и непродовольственные товары находятся практически в равных долях. Стоимость набора непродовольственных товаров и услуг в среднем по всем категориям граждан равна 50% стоимости минимального набора продуктов питания. При этом транспортные услуги не предусмотрены законом для категории пенсионеров [10]. Также стоит отметить, что незащищенным категориям населения, таким как пенсионеры, школьники, студенты, многодетные семьи и др., предоставляются льготы федерального значения и некоторые привилегии по каждому региону в отдельности [8].

Экономическая активность трудоспособного населения объясняется тем, что потребительская корзина предусматривает расходы на обязательные платежи и сборы для данной группы. В связи с этим данная статья расходов отсутствует у группы детей и пенсионеров.

Согласно данным таблицы 1, среднедушевые доходы и среднемесячная заработная плата превышают прожиточный минимум в 3 раза, в то время как средний размер назначенных пенсий едва превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров. Однако это не является свидетельством о всеобщем благосостоянии населения Красноярского края. Реальность такова, что директивно установленный прожиточный минимум сильно занижен и является стандартом очень низкого потребления, не удовлетворяющим важнейших потребностей человека XXI века. Более того, необходимо учитывать, что такого среднестатистического показателя, как среднемесячная заработная плата, может быть недостаточно для поддержания стабильного благосостояния в семейном домохозяйстве, поскольку структура каждого семейного домохозяйства особенна и отличается от других своим составом и количеством. Так, например, выделяют домохозяйства, состоящие из матери с детьми; матери с детьми и одного из родителей матери (отца); матери с ребенком-инвалидом и др., в которых трудоспособным является один член семьи. Следовательно, такого уровня среднемесячной заработной платы данным домохозяйствам будет недостаточно для оплаты всех необходимых расходов.

С 2013 г. вступает в действие новый порядок расчета потребительской корзины, на основе которой высчитывается прожиточный минимум. Минимальный набор продуктов питания, согласно принятым изменениям, должен измеряться в натуральных показателях, при том что стоимость непродовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину, составляет 50% стоимости продуктов питания. Еще 25% общей стоимости корзины приходится на потребляемые услуги. Стоит отметить, что новый порядок расчета, как указано в постановлении, основан на учете реальных изменений стоимости непродовольственных товаров и услуг в потребительской корзине [10].

Несмотря на то, что в прожиточный минимум входит минимальный набор, который обеспечивает жизнедеятельность человека, было бы нелогичным считать отсутствие доходов у населения ниже его величины, однако в действительности же

происходит обратная ситуация. В связи с этим при статистической оценке бедности используется показатель доли населения, денежные доходы которых как ниже, так и выше величины прожиточного минимума (табл. 2).

Представленные данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдалась тенденция к снижению доли населения с наименьшими и наибольшими доходами - на 0,6 и 0,3 процентных пунктов соответственно.

Самый большой доход в крае имеет 7,8% населения. В эту группу входят те, кто в месяц получает свыше 60 тыс. рублей. По данным статистиков, доходы самых состоятельных жителей края в 13,4 раза превышают доходы самых низкообеспеченных (год назад этот показатель составлял 14,2 раза) [12].

В целом по краю подавляющее число красноярцев в месяц получает от 19 тыс. рублей до 27 тыс. рублей (19,2% населения) и от 27 тыс. рублей до 45 тыс. рублей (22,5% населения). Данная часть населения является многочисленной и относится к среднему классу, поскольку имеет такие финансовые возможности и такую развитую

Таблица 1

Соотношение денежных доходов населения Красноярского края с величиной прожиточного минимума

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу всего населения; рублей в месяц) 8 138 8 987 10 799 10 992 11 349

Величина прожиточного минимума (в среднем для трудоспособного населения; рублей в месяц) 8 725 9 544 11 454 11 616 12 007

Величина прожиточного минимума (в среднем для пенсионеров; рублей в месяц) 6 150 7 047 8 483 8 549 8 828

Среднедушевые денежные доходы населения:

рублей в месяц 24 922 24 806 27 102 28 035 27 977

в% к величине прожиточного минимума для всего населения 306 276 251 255 247

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по полному кругу организаций:

рублей в месяц 31 675 34 073 35 737 38 103 40 827

в% к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения 363 357 312 328 340

Средний размер назначенных пенсий

рублей в месяц 9 841 10 782 11 707 12 994 13 331

в% к величине прожиточного минимума для пенсионеров 160 153 138 152 151

Источник: [12]

Таблица 2

Распределение населения Красноярского края по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)

2013 2014 2015 2016 2017

Все население 100 100 100 100 100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами, рублей в месяц

до 7 000,0 11,2 9,8 7,1 6,5 5,9

от 7 000,1 до 10 000,0 11,0 10,7 9,1 8,7 8,3

от 10 000,1 до 14 000,0 14,5 14,7 13,6 13,2 13,1

от 14 000,1 до 19 000,0 15,2 15,8 15,6 15,3 15,6

от 19 000,1 до 27 000,0 17,0 17,8 18,7 18,8 19,2

от 27 000,1 до 45 000,0 18,4 19,0 21,3 21,9 22,5

от 45 000,1 до 60 000,0 6,1 6,1 7,2 7,5 7,6

свыше 60 000,0 6,6 6,1 7,4 8,1 7,8

Источник: [12]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам

населения Красноярского края

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017

Денежные доходы - всего,% 100 100 100 100 100

в том числе по 20%-ным группам населения:

первая (с наименьшими доходами) 5,1 5,4 5,6 5,6 5,8

вторая 9,7 10,2 10,4 10,4 10,6

третья 14,8 15,1 15,4 15,3 15,5

четвертая 22,5 22,7 22,7 22,7 22,8

пятая (с наибольшими доходами) 47,9 46,6 45,9 46 45,3

Коэффициент Джини 0,423 0,408 0,398 0,400 0,392

Источник: [12]

систему потребностей, которые позволяют им быть основным потребителем товаров и услуг.

Самая малочисленная категория - те, кто получает меньше 7 тыс. рублей (5,9% населения). Данная часть населения Красноярского края находится в положении нищеты, не имея физиологического минимума средств жизни и постоянно находящаяся на грани недоедания.

Характерная черта российского общества - это концентрация богатства и нищеты из-за большого неравенства в доходах (табл. 3).

Ю

o 4 o

X

o

^ ЧР l_ 34

И

>S O)

Ъ ^

s 6

¡E £

R

Ü

о >

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

-Абсолютное равенство

Кривая Лоренца

(фактическое

распределение)

2013 г.

2017 г.

0 20 40 60 80 100 Кумулятивный итог численностинаселен ия, %

Рисунок 2. Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения Краеноярского края в 2013 и 2017 гг. Источник: [12]

■ Оплата труда

■ Доходы от предпринимательской деятельности

■ Социальные выплаты

Доходы от собственности

■ Другие доходы (включая "скрытые", от прадажи валюты, денежные переводы и пр.)

15

7.9

Рисунок 3. Структура денежных доходов населения Красноярского края в 2017 г. (в% от общего объема денежных доходов населения) Источник: [12]

Проведем учет дифференциации доходов по принципу кривой Лоренца, распределяя население на пять 20-процентных групп и показывая, какой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения приходится на каждую группу - от самой бедной до наиболее состоятельной группы (рис. 2).

Можно полагать, что в Красноярском крае неравенство является не просто высоким, а избыточным. Так, коэффициент Джини, характеризующий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, в 2017 г. составляет более 40%, при этом наблюдается превышение порогового значения данного индикатора на 30-40%. Однако если рассматривать длительный период, то коэффициент Джини снизился в 1,08 раза - с 0,423 в 2013 г. до 0,392 в 2017 г.

Половина денежных доходов жителей Красноярского края формируется путем оплаты труда, еще примерно 20% денежных доходов население получает благодаря выплатам социального характера. Меньше всего денежных средств жителям Красноярского края приносят доходы от собственности (рис. 3).

Субъективная оценка бедности, полученная в результате исследования общественного мнения по проблемам уровня жизни в Красноярском крае, проведенного сайтом по поиску работы и персонала - Зарплата.ру, также свидетельствует об обострении вопросов социальной справедливости, имущественного и социального расслоения населения Красноярского края (табл. 4).

Жители Красноярска отметили, что считают бедными тех, чей доход на одного члена семьи составляет менее 17 тыс. рублей.

Так, по самооценке, финансовое положение 37% респондентов таково, что основная часть доходов таких домохозяйств уходит на пропитание, в то время как покупка одежды и оплата жилищно-коммунальных услуг представляются затруднительными. Почти треть жителей Красноярского края используют доходы на приобретение продуктов питания и одежды. Лишь 23% опрошенных респондентов могут без особых затруднений приобретать продукты питания, одежду, а также товары длительного пользования.

Глава российского партнерства «Гильдия маркетологов» Игорь Березин считает, что в последнее время перестали расти доходы у среднего класса. Та часть населения,

Таблица 4

Распределение жителей Красноярского края в зависимости от оценки своего финансового положения в 2017 г.

Все участники опроса,% 100

Из них, оценившие свое финансовое положение следующим образом,%:

Не хватает денег даже на продукты 9

Денег хватает на продукты, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно 37

Денег хватает на еду, одежду, но не можем позволить себе покупку товаров длительного пользования 30

Средств достаточно, чтобы приобрести все, что считаем нужным 23

Затруднились ответить 1

Источник: [4]

которая находится за чертой бедности, вынуждена покупать продукты питания по акциям и питаться с приусадебных участков [7].

По его словам, сегодня каждый столкнувшийся со снижением заработка использует четыре так называемых стратегии экономии. Первая стратегия - приобретение товаров только по скидкам. Подвид такого сценария - приобретение по купонам из различных каталогов. Вторая стратегия - отказ от походов в магазины у дома, где в среднем цены выше, чем в крупных сетях. Третья стратегия - оптовое приобретение продуктов, то есть крупными упаковками, а также растягивание их на долгий период. Четвертая стратегия - использование товаров-субститутов, то есть замена продуктов одной категории на другую, которая дешевле, например, охлажденное мясо - на субпродукты или мясо птицы.

В условиях сложившихся социального положения и уровня жизни населения эксперты активно обсуждают бездействие правительства в реализации национальных интересов. По итогам экспертных оценок, по проблемам внутреннего и внешнего развития России выявлено, что на протяжении третьего президентского срока В. В. Путина ключевые задачи по решению внутренних проблем страны не выполнялись. Результаты опросов россиян по волнующим их проблемам еще раз подтверждают, что доля людей, обеспокоенных падением уровня жизни в стране за период с 2000 по 2017 год, увеличилась с 51 до 54%; расслоением общества на «бедных» и «богатых» - с 28 до 39% [5, с. 13] (И)пп, 2018). Следовательно, за 17 лет существенных желаемых изменений в ключевых проблемах, волнующих население страны, не происходило.

По сведениям специалистов в области исследования закономерностей воспроизводства населения, в начале 1990-х гг. Красноярский край в сравнении с другими регионами страны отличался разумным и экономическим распределением трудовых ресурсов. Так, структура занятых в экономике выглядела следующим образом: 34% занятых приходилось на социальную отрасль, 28% - промышленная сфера и лишь 9% были заняты в сельском хозяйстве [12]. Почти каждый третий житель Красноярского края был советским преуспевающим обывателем - имел квартиру, собственный автомобиль, а также подсобное хозяйство. Стоит отметить, что число безработных в Красноярском крае было вдвое меньше, чем в целом по России. Красноярский край того периода отличался также демографической устойчивостью - соотношением населения «активного» возраста с детьми и пенсионерами. Так, уровень трудоспособного населения достигал 60%, а доля пенсионеров была меньше, чем в «другой» России [12].

В результате «угнетенного состояния» социальной сферы в Красноярском крае, начиная с 1994 г., наблюдается превышение числа смертных над рождаемыми. Население края более чем за десять лет случившихся экономических реформ сократилось почти на 14%, причиной тому являются снижение естественного прироста, а также миграция из неблагоприятных районов края [12].

Стоит отметить, что в 1994 г. Красноярский край являлся самым богатым регионом Восточной Сибири. Так, среднедушевой доход того периода составлял 224 тыс.

рублей в месяц, что почти в два с половиной раза больше прожиточного минимума (до деноминации) [12]. В следующем году размер заработной платы приравнивался уже к двум ПМ. Постепенно экономика Красноярского края «заполнялась» обеспеченным, устойчивым и стабильным населением. Для сравнения: в соседней Читинской области размер заработной платы стабильно не превышал уровень бюджета прожиточного минимума.

Ухудшение ситуации в Красноярском крае происходит в 1997 г., когда среднедушевой доход приравнивается к среднероссийскому. На следующий год уже почти 25% населения располагает доходами, которые находятся ниже так называемой черты бедности [12]. На сегодняшний день примерно половина из них находится в состоянии крайней недостаточности, когда средний уровень дохода ниже прожиточного минимума. По мнению экономистов, существование подобной картины бедности связано со слабым и неэффективным управлением, а не с низким уровнем развития производственной инфраструктуры.

Сложным и весьма неоднозначным для экономики Красноярского края выдался 2017 год. С одной стороны, по итогам года выросли показатели промышленной сферы и сельского хозяйства, но, с другой стороны, реальные денежные доходы населения и потребительский спрос продолжили снижаться, что повлекло за собой рост численности населения, проживающего за чертой бедности.

Об этом свидетельствует рейтинг регионов по уровню благосостояния семей по итогам 2017 года, в шестой раз подготовленный экспертами РИА Рейтинг. Данный рейтинг рассчитан по остатку денежных средств семьи, получаемых в виде заработной платы, после минимальных расходов по данным Росстата [11]. Красноярский край в данном рейтинге сохранил свою позицию и занял 16-е место. Значительных изменений не наблюдается.

Согласно проведенному исследованию, к лидерам рейтинга по уровню благосостояния семей по-прежнему относятся добывающие регионы, где высокий уровень заработной платы является своеобразной компенсацией за суровый климат и сложные условия жизни. Так, уже не первый год Ямало-Ненецкий автономный округ располагается на первой строчке рейтинга.

К сожалению, Красноярский край относится к самой многочисленной группе с уровнем бедности, превышающим среднероссийский уровень. В данной группе доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет от 14,1 до 42,5% общей численности населения субъекта РФ [12]. Также в состав данной группы входят области и республики Дальневосточного, Приволжского, Северо-Кавказского, Южного, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.

Заключение

На сегодняшний день бедность является одной из острейших социальных проблем как для России в целом, так и для Красноярского края, поскольку именно бедность в

подавляющем большинстве ограничивает доступ многочисленной части населения к таким ресурсам развития, как качественные услуги образования и здравоохранения, высокооплачиваемая работа, возможность успешного процесса социализации молодежи и детей.

На основе проведенной оценки бедности в Красноярском крае можно сформулировать некоторые практические рекомендации по минимизации уровня бедности. Так, необходимо:

• создавать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, включая малый бизнес в самых разных сферах, в том числе и в инновационной;

• развивать и совершенствовать активные меры по содействию занятости благодаря созданию организации оплачиваемых общественных работ, дополнительных рабочих мест, профессиональному обучению, повышению квалификации и переподготовке безработных;

• выравнивать доступ к ресурсам, бесплатным или дотируемым социальным услугам;

• создавать условия, способствующие мобильности квалификационной рабочей силы;

• создавать условия для дальнейшего экономического роста путем ускоренного развития обрабатывающей промышленности, диверсификации экономики и на этой основе повышение доходов населения;

• принимать различные меры по дальнейшему развитию аграрного сектора благодаря созданию условий, способствующих повышению его продуктивности;

• укреплять социальный капитал (развивать национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства).

Решение проблем бедности, преодоление социального неравенства и сглаживание присущих им противоречий должно являться одной из главных миссий системы государственного управления в России как социального государства. Так, перед Правительством поставлена задача «за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности» [9]. Это означает, что доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума должна быть снижена с 13,2 до 6,6% от общей численности населения России, или с 19 до 10 млн человек.

Поручения Президента по исполнению Послания Федеральному Собранию содержат конкретные целевые показатели, сроки для разработки мер по их реализации, также зафиксирована персональная ответственность должностных лиц. Это подтверждает серьезность намерений В. В. Путина по достижению основной стратегической цели на 2018-2024 гг. - динамического развития уровня и качества жизни россиян.

ИСТОЧНИКИ:

1. Всемирный Банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org (дата об-

ращения: 31.10.2018).

2. Глинский В.В. Статистика. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 355 с.

3. Елисеева И.И. Измерение бедности в России : возможности и ограничения // Вопросы статистики. - 2017. - № 8. - С. 70-88.

4. Записи, опросы и исследования. Zarplata.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.

zarplata.ru/category/опросы-и-исследования (дата обращения: 31.10.2018).

5. Ильин В.А. Что оставит В. Путин своему преемнику в 2024 году? // Экономические

и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - № 1. - С. 9-31. - doi: 10.15838/esc.2018.1.55.1 .

6. Конституция Российской Федерации. Консультант Плюс. [Электронный ресурс].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/6e9322b9a111e965a b5650f7f01bf0039d6a29c6(дата обращения: 31.10.2018).

7. НГС.НОВОСТИ Красноярск. [Электронный ресурс]. URL: https://ngs24.ru/news/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

articles/2450663 (дата обращения: 02.11.2018).

8. Портал о льготах России. [Электронный ресурс]. URL: http://lgotyinfo.ru (дата обра-

щения: 31.10.2018).

9. Послание Президента Федеральному собранию 01.03.2018. Kremlin.ru. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 01.11.2018).

10. Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/population/urov/vpm/proj-min.html (дата обращения: 31.10.2018).

11. Рейтинг регионов по уровню жизни семей - 2017. Riarating.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://riarating.ru/regions/20170515/630062559.html ( дата обращения: 03.11.2018 ).

12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru(дата обращения: 03.11.2018).

13. Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565 (дата обращения: 31.10.2018).

REFERENCES:

Eliseeva I.I. (2017). Izmerenie bednosti vRossii: vozmozhnosti i ogranicheniya [Measuring poverty in russia: possibilities and limitations]. "Bulletin of Statistics\. (8). 70-88. (in Russian).

Glinskiy V.V. (2017). Statistika [Statistics] M.: Infra-M. (in Russian). Ilyin V.A. (2018). Chto ostavit V. Putin svoemu preemniku v 2024 godu? [What Will Putin Bequeath to His Successor in 2024?]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 11 (1). 9-31. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2018.1.55.1 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.