Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА «РАБОТАЮЩИХ БЕДНЫХ»: РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОБЛЕМА «РАБОТАЮЩИХ БЕДНЫХ»: РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«работающие бедные» / социально-трудовые отношения / рынок труда / оплата труда / МРОТ / неравенство / “Working poor” / social and labor relations / labor market / labor remuneration / minimum wage / inequality.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С А. Долматова

В статье рассматривается проблема «работающих бедных», неизменно остающейся актуальной в современной России после перехода к рыночной экономике. Показывается, что адресная социальная помощь без системного решения комплекса проблем на рынке труда не окажет существенной роли в сокращении широкомасштабной бедности, которая препятствует реализации человеческого потенциала. Делается вывод о том, что бедность и неравенство неразрывно связаны, и неправомерно полагать, что широкомасштабную бедность можно побороть, не затрагивая вопросы социальной дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF “WORKING POORS”: IMPLEMENTATION OF HUMAN POTENTIAL IN MODERN RUSSIA

The article considers the problem of the “working poor”, which has invariably remained relevant in modern Russia after the transition to a market economy. It is shown that targeted social assistance without a systematic solution of a complex of problems in the labor market will not have a significant role in reducing widespread poverty, which impedes the realization of human potential. The conclusion is made that poverty and inequality are inextricably linked, and it is wrong to believe that widespread poverty can be overcome without affecting issues of social differentiation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА «РАБОТАЮЩИХ БЕДНЫХ»: РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ПРОБЛЕМА «РАБОТАЮЩИХ БЕДНЫХ»: РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С.А. Долматова, канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотр. Институт экономики РАН (Россия, г. Москва)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10026

Аннотация. В статье рассматривается проблема «работающих бедных», неизменно остающейся актуальной в современной России после перехода к рыночной экономике. Показывается, что адресная социальная помощь без системного решения комплекса проблем на рынке труда не окажет существенной роли в сокращении широкомасштабной бедности, которая препятствует реализации человеческого потенциала. Делается вывод о том, что бедность и неравенство неразрывно связаны, и неправомерно полагать, что широкомасштабную бедность можно побороть, не затрагивая вопросы социальной дифференциации.

Ключевые слова: «работающие бедные», социально-трудовые отношения, рынок труда, оплата труда, МРОТ, неравенство.

Проблема бедности остается одной из самых острых в России на протяжении всего постсоветского развития. Особую тревогу вызывает появление такой категории как «работающие бедные», ставшей характерной для российской экономики. И в период радикального перехода от плановой к рыночной экономике 90-х годов, сопровождавшегося обвальным падением всех показателей, и в период относительного благополучия так называемого восстановительного роста до глобального кризиса 2008 года, и в период выхода из кризиса вплоть до начала осуществления политики санкций - контрсанкций и в постсанкционный период - кардинального решения данной проблемы не наблюдалось. В связи с этим среди общественных приоритетов выделяется поставленная президентом РФ В.В. Путиным задача снизить к 2024 году уровень бедности в два раза.

Поскольку в Российской Федерации к бедным относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума, установление данной величины имеет первостепенное значение, хотя само наполнение прожиточного минимума не выдерживает никакой критики. Е.Ш. Гонтмахер продемонстрировал, как формировался механизм сокращения бедности, фактически - на бумаге, когда в 90-е годы по указу Ельцина, «на

период кризисного развития экономики» ввели понятие «прожиточный (физиологический) минимум», который фиксировался на уровне физиологического выживания. «Как только новая черта бедности (а точнее - черта физиологического выживания) была введена, численность малообеспеченных удалось снизить почти в два раза -до одной трети населения страны. При этом было понятно, что настоящая бедность накрывала до двух третей жителей России» [1]. С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был повышен до 11 280 рублей. Прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал 2019 года составил 12 130 рублей в месяц, таким рассчитывается МРОТ с 1 января 2020 года. То, что с января 2019 года МРОТ составляет 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, представляется правительством как большое достижение и прогресс в борьбе с бедностью. Тем не менее, нет необходимости проводить социологические опросы, чтобы выявить, что этих средств недостаточно даже для восстановления рабочей силы, если абстрагироваться от иждивенческой нагрузки работающих.

В то же время широкий общественный резонанс вызвало стремление Минтруда в

связи с незначительным сезонным понижением цен на плодоовощную продукцию уменьшить величину прожиточного минимума, и А. Котякову, министру, недавно назначенному при смене правительства, пришлось давать разъяснение о том, что «величина прожиточного минимума за IV квартал 2019 года по отношению к III кварталу 2019 года уменьшилась на душу населения на 3,7%, для трудоспособного населения - на 3,6%, для пенсионеров - на 3,3%, для детей - 4,2%. Размер прожиточного минимума, который будет установлен за четвертый квартал, не применяется при назначении мер социальной поддержки» [7].

Центральное место в посланиии к Федеральному Собранию Президента В.В. Путина заняли вопросы поддержки семьи в связи с крайне неблагоприятной демографической ситуацией в стране. С помощью выплат материнского капитала уже на первого ребенка - 466617 рублей, и на второго или последующего - 150 тысяч рублей, а также при рождении третьего ребёнка списания государством за семью 450 тысяч рублей её ипотечного кредита и других мер поддержки детей, в частности, обеспечения бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс, будет оказана поддержка без учета уровня дохода семей, хотя в последнее время активно внедрялся адресный подход оказания социальной помощи. Судя по всему, здесь преобладает направленность именно на демографический аспект решения проблем социального неблагополучия [6].

Тем не менее, несмотря на важность поддержки семьи, материнства и детства и выделяемые значительные суммы, эти меры далеко не достаточны, если не будет роста реальных доходов большинства населения, поскольку в настоящее время заработная плата не только не выполняет воспроизводственную функцию, но и не может гарантировать текущее потребление на достойном уровне и реализацию человеческого потенциала. Социально-трудовые отношения, для которых стали привычным явлением «работающие бедные» не могут отвечать передовым тен-

денциям экономики знаний. Как отметил В.В. Путин: «сегодня скорость технологических изменений в мире многократно возрастает, и мы должны создать собственные технологии и стандарты по тем направлениям, которые определяют будущее. Речь прежде всего об искусственном интеллекте, генетике, новых материалах, источниках энергии, цифровых технологиях». Однако эти амбициозные задачи не решить без достойной оплаты труда специалистов и соответствующей инфраструктуры, необходимой как для формирования, так и для реализации человеческого потенциала.

К проблеме неоправданно низких заработков на российском рынке труда привлекло внимание научного сообщества выступление тогдашнего Вице-премьера правительства РФ О. Голодец на Социальном форуме 2017, года, который состоялся в рамках «Недели российского бизнеса». Вице-премьер признала, что стоимость рабочей силы в России значительно недооценена, и не соответствует квалификации работников и, что существует «уникальное явление в социальной сфере - работающие бедные». После того как об уникальности данного явления не только для социальной сферы, но и для большинства отраслей экономики, заговорили с самых высоких трибун, термин «работающие бедные» получил, по сути, легализацию как в общественном дискурсе, так и в правительственных документах, хотя официального закрепления в законодательстве и методике Росстата данная категория не получила. В то же время постановка проблемы на уровне правительства предполагает, что должны за этим последовать конкретные меры по существенному изменению социально-трудовых отношений, а не только половинчатые меры по улучшению статистических показателей.

В исследовании, вышедшем из правительственных структур отмечается, что «отсутствие законодательного определения понятия «работающие бедные» и соответствующих унифицированных методических подходов к оценке данного явления осложняет его детальную и комплексную оценку, а также международные

сравнения» [3, с. 6]. В данной связи существуют объективные сложности количественной оценки и детализации характеристик разнородной группы «работающих бедных». Тем не менее, эксперты Аналитического центра при правительстве РФ используют термин «малоимущие занятые/работающие» как синоним данного понятия. Они говорят об умеренной вола-тильности показателя численности «работающих бедных» за период с 2005года по 2017 год. На основе выборочных обследований организаций, которые проводит Росстат с периодичностью один раз в два года (по нечетным годам), позволяющим фиксировать количество работников организаций с заработной платой ниже величины прожиточного минимума (в данном случае, прожиточного минимума трудоспособного населения) - официального уровня бедности в РФ, и своих расчетов с учетом показателей денежных доходов в целом, эксперты свидетельствуют о тенденции к понижению данного показателя.

Так, с небольшими колебаниями численность «работающих бедных», которая фиксируется на уровне 14,8 млн. чел. или 22,2% от общей численности занятых в экономике в 2005году, к 2017году составила уже 12,1 млн. чел. и 16,8% соответственно [3, с. 8]. Однако, следует иметь в виду, что эти данные весьма приблизительно отражают истинное положение дел. Несмотря на видимое снижение данного показателя, оптимизма это не вызывает даже у самих правительственных экспертов, поскольку свидетельствует о глубоких деформациях не только рынка труда, но и всей социально-экономической системы. Помимо гуманитарных аспектов проблемы бедности, бедность работающих - это прямые и косвенные потери ВВП, снижение трудовой мотивации и производительности труда, невозможность реализации человеческого потенциала вследствие примитивизации экономических отношений. Характерно, что и сами исследователи из Аналитического центра при правительстве РФ признают, что по меньшей мере, ситуация далека от нормы.

Адресная социальная помощь, на которую в последнее время ориентируется

правительство в качестве основного элемента социальной политики, не может решить проблему низкооплачиваемости населения. Бюджетная сфера связана непосредственно с государством, что мешает повысить заработную плату «бюджетникам» в стране, имеющей профицит бюджета (в отличие от развитых стран Запада, у которых наоборот - дефицит), а также значительные финансовые резервы? В данной связи необоснованным видится утверждение о том, что «возникновение данной ситуации может быть связано с напряженным состоянием федерального, региональных и местных бюджетов, являющихся источниками финансирования государственных и муниципальных организаций, и стремлением в связи с этим сокращать расходы на их содержание, в том числе за счет экономии на оплате труда занятых в них работников» [3, с. 18]. Это может быть справедливо для региональных и местных бюджетов, зависимых от пополнения налоговых поступлений богатых или бедных территорий, но никак не для федерального бюджета, аккумулирующего отчисления налогов и сборов всей страны. В данной связи возникает вопрос несправедливости распределения доходов государства, непосредственно связанный с системой госрегулирования всех экономических процессов.

В декларациях МОТ говорится о важности регулирования процессов в области заработной платы, в частности, для нераспространения бедности работающих. «В последние годы растущее признание получила необходимость отслеживать тенденции в сфере заработной платы и проводить в этой области устойчивую политику, направленную на недопущение стагнации заработной платы, повышение уровня оплаты труда миллионов «работающих бедных» по всему миру, обеспечение справедливого распределения, сокращение чрезмерного неравенства в области заработной платы и доходов, стимулирование потребления как важнейшей основы устойчивой экономики» [5]. В этом документе МОТ обозначены направления, по которым должна вестись работа над разрешением данной проблемы и в нашей стране, с

учетом национальной специфики возникновения такого негативного явления, как «работающие бедные».

В частности необходимо подчеркнуть, что бедность и неравенство - это звенья одной цепи, которые неразрывно связаны, и неправомерно полагать, что широкомасштабную бедность можно побороть, не затрагивая вопросы социальной дифференциации [2]. В то же время, несмотря на позитивную риторику представителей Минтруда, меры, которые предлагаются, явно недостаточны. Как было заявлено на 57-й сессии Комиссии социального развития ООН замминистра А. Черкасовым, Минтруд предполагает ее решить «за счет повышения минимального размера оплаты труда в соответствии с ростом прожиточного минимума, индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы, а также социальных выплат и пособий, ежегодного увеличения страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию», - то есть мерами, кардинально не затрагивающими сложившиеся за последние 30 лет социально-трудовые отношения, ставшие причиной широкомасштабной бедности работающих граждан РФ.

Только повышением МРОТ и минимальной индексацией здесь не обойтись, хотя с помощью манипуляций со статистикой можно на бумаге решить и эту проблему, подобно тому, как были «выполнены» так называемые майские указы 2011 года. Согласно мониторингу Минтруда «с 2013 года по 2018 год заработная плата врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего образования выросла соответственно в 1,8 и 2 раза, педагогических работников общего образования, дошкольных учреждений, дополнительного образования детей - соответственно в 1,3, 1,4, 1,7 раза, работников культуры - в 1,8 раза».

Однако профессиональные сообщества на разных уровнях неоднократно поднимали вопрос о методах подобного повышения, когда в результате так называемой оптимизации численности и укрупнения организаций бездумно ликвидируются не только отдельные штатные единицы, подразделения, но и действующие школы,

больницы, дома культуры. Сокращение числа занятых происходит не вследствие повышения производительности труда, как предполагают эксперты Аналитического центра, а вследствие его интенсификации. Кроме того согласно системе оплаты труда, введенной в нашей стране в 2008 году, появилась возможность все выделенные бюджетному учреждению деньги тратить таким способом, чтобы был сформирован фонд экономии данного учреждения для поощрения сотрудников в виде стимулирующих надбавок и премий, что содержало непрозрачный механизм осуществления дополнительных выплат администрации и близких к ней лиц. Противопоставление администрации персоналу воспроизводится практически во всех бюджетных учреждениях, а средняя зарплата не отражает уровень заработных плат большинства работников, содержит значительные выплаты руководству на фоне минимальных выплат рядовым сотрудникам.

Тем не менее, Минтруд отмечает как достижение, что соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждений не превысило 4-х раз. И в то же время «соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой с 2000 года снизилось более чем в два раза до 14,1 раза», причем наибольший разрыв наблюдался в научной и технической сфере (выделено мною -С.Д.). «Научная и техническая сферы -19,5 [раза], 16...- финансовая сфера и страхование, торговля, ремонт автотранспорта, информация и связь. Это данные апреля 2017 года», - отметила заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Л. Ельцова на [7]. То, что самый негативный вариант дифференциации наблюдается в сфере науки, объясняет, откуда берется цифра -94800 рублей в качестве средней заработной платы научных сотрудников в целом по стране, зафиксированной Росстатом за январь-июнь 2019 года [9]. Характерно, что подобное расслоение в сфере науки показывает истинное положение дел, когда наука находится вне системы общественных приоритетов вопреки всем заявлениям руководства о модернизации и обществе

знания. Фактически создаются предпосыл- чественные системные изменения в прово-ки для утечки умов и ограничения притока димой политике, затрагивающей весь ком-молодых квалифицированных кадров, не плекс мер, нацеленных на реализацию че-желающих пополнить ряды «работающих ловеческого потенциала. бедных». В данной связи необходимы ка-

Библиографический список

1. Гонтмахер Е. Арифметика российской бедности: официальное число нищих занижено в два раза. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mk.ru/economics/2019/02/05/arifmetika-rossiyskoy-bednosti-oficialnoe-chislo-nishhikh-zanizheno-v-dva-raza.html

2. Долматова С.А. Российская специфика дифференциации доходов в госсекторе: работающие бедные // Вопросы политической экономии. - 2017. - №1. - С. 33-39.

3. Работающие бедные в России и за рубежом // Социальный бюллетень Аналитического центра при правительстве РФ. - Октябрь 2017.

4. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/labor_market_employment_salaries/

5. Заработная плата в мире в 2016-2017 гг. Неравенство в оплате труда на предприятиях. Международная организация труда. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/wages/lang--ru/index.htm

6. Послание Президента Федеральному Собранию. Президент России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

7. Круглый стол «Оплата труда руководителей организаций: государственное регулирование и практика его применения» в Государственной Думе РФ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://rosmintrud.ru/labour/salary/116

8. Министр Антон Котяков разъяснил вопросы установления прожиточного минимума в Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/social/living-standard/46

THE PROBLEM OF "WORKING POORS": IMPLEMENTATION OF HUMAN

POTENTIAL IN MODERN RUSSIA

St.A. Dolmatova, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (Russia, Moscow)

Abstract. The article considers the problem of the "working poor", which has invariably remained relevant in modern Russia after the transition to a market economy. It is shown that targeted social assistance without a systematic solution of a complex ofproblems in the labor market will not have a significant role in reducing widespread poverty, which impedes the realization of human potential. The conclusion is made that poverty and inequality are inextricably linked, and it is wrong to believe that widespread poverty can be overcome without affecting issues of social differentiation.

Keywords: "Workingpoor", social and labor relations, labor market, labor remuneration, minimum wage, inequality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.