Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ'

УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents data of examination of 34 preschool children from Orenburg, in whom the level of biological maturity was determined and the functional capacities of some systems, adaptive abilities and mental and physiological indices of the functions required for school were evaluated. It was ascertained that school disadaptation might be predicted in 85% of the children to go to school.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ»

раста получили оценку "ускоренное развитие", что статистически достоверно выше по сравнению с показателями загрязненного района АО "Тасма-Холдинг", где "ускоренное развитие" имеют только 11,5 ± 3,3% дошкольников (р < 0,05). Доля детей, получивших оценку "ускоренное развитие", в районе ОАО "Казаньоргсинтез" составила 18,8 ± 4,0%, в районе автомагистрали — 13,5 ± 3,5%.

У 13,5 ± 3,5% детей контрольного района биологический возраст был оценен как "замедленное развитие", что в 2,8 раза ниже показателей дошкольников, проживающих вблизи автомагистрали, — 35,4 ± 4,9% (р < 0,01). В районах АО "Тасма-Холдинг" и ОАО "Казаньоргсинтез" к этой группе были отнесены соответственно 13,5 ± 3,5 и 20,8 ±4,1% детей.

Изучалась распространенность кариеса зубов и его интенсивность среди детей в сравниваемых районах. Установлено, что длительное влияние загрязнений атмосферного воздуха приводит к снижению резистентности организма и к росту заболеваемости среди детей, в том числе и кариесом. Наименьшая заболеваемость кариесом выявлена среди детей контрольного района. Статистически достоверная разница выявлена при сравнении с районом АО "Тасма-Холдинг" (р < 0,05).

Заболеваемость кариесом зубов среди посещающих детский сад в районе автомагистрали составляет 86,4% (3,9), интенсивность (кп + КПУ) — 5,12. В детском саду вблизи АО "Тасма-Холдинг" были выявлены следующие результаты: распространенность кариеса составила 93,7% (2,5), интенсивность — 5,71. В районе ОАО "Казаньоргсинтез" заболеваемость кариесом составляет 88,9% (3,2), интенсивность — 4,9. В контрольном районе заболеваемость кариесом составила 81,9% (3,9), интенсивность — 3,9.

Путем статистических расчетов нами была установлена степень корреляционной связи между массой, длиной тела и количеством постоянных зубов у дошкольников. Результаты анализа данных, полученных в районе автомагистрали, показывают, что прямая корреляционная зависимость средней степени существует между длиной тела и количеством постоянных зубов (г^ = 0,62). Корреляционная зависимость между массой тела и количеством постоянных зубов не выявлена.

Корреляционный анализ в районе ОАО "Казаньоргсинтез" показал наличие прямой корреляционной зависимости средней степени между длиной тела и количеством постоянных зубов (г — 0,69), массой тела и количеством постоянных зубов (г = 0,54).

В районе АО "Тасма-Холдинг" установлена прямая корреляционная зависимость средней степени между

массой тела и количеством постоянных зубов (г = 0,61), между длиной тела и количеством постоянных зубов корреляционная зависимость не выявлена.

Результаты анализа данных, полученных в контрольном районе, показывают, что прямая корреляционная зависимость средней степени существует между длиной тела и количеством постоянных зубов (гч = 0,68), между массой тела и количеством постоянных зубов выявлена прямая корреляционная зависимость средней степени (гху = 0.33).

Таким образом, при анализе полученных данных обследования дошкольников детских садов было выявлено, что самые низкие показатели заболеваемости кариесом и интенсивности в детском саду, который расположен в контрольном районе. Число постоянных зубов также больше у детей контрольной группы. При оценке биологического возраста по зубной формуле выявлено достоверно большее число детей, имеющих "ускоренное развитие", среди проживающих в контрольном районе. У девочек выявлена тенденция к более быстрому прорезыванию постоянных зубов, чем у мальчиков.

Материалы исследования послужат основой для разработки системы комплексных профилактических мероприятий по охране атмосферного воздуха и улучшению стоматологического статуса детского населения.

Литература

1. Кабулбеков А. А., Ерниязова К. И., Коробкина Т. В. // Проблемы совершенствования стоматологической помощи населению. - Алма-Ата, 1986. — С. 158— 162.

2. Кабулбеков А. А., Амрин К. Р. // Гиг. и сан. — 1991. - № 4. - С. 6-8.

3. Шиган Е. Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях. — М., 1968.

Поступила 27. 05. 02

Summary. Ambient air pollution was studied for its impact on the prevalence and severity of major dental diseases and on the biological age of pre-school children in ecologically tense and relatively pure regions. The lowest prevalence and severity of caries were registered in a nursery located in a control region. The mean number of permanent teeth was also more in children of the control group. Estimation of the biological age by the dental formula revealed that there were a significantly larger number of accelerated children among those living in the control region.

О Е. В. КИРНАСЮК, Н. А. ЛАПИНА, 2003 УДК 613.954:612.821

Е. В. Кирнасюк, Н. А. Лапина

УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ

Оренбургская государственная медицинская академия

Появление инновационных форм обучения характеризуется интенсификацией умственной деятельности, увеличением учебной информации. Большая, зачастую не соответствующая возрастным возможностям учащихся учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе. Некоторые аспекты дезадаптации начинают проявляться уже у воспитанников дошкольных учреждений, а школьное образование лишь усугубляет неблагоприятную тенденцию [1—3, 5, 7].

Особенностью детского организма является гетеро-хронность формирования и созревания его отдельных фи-

зиологических систем и функций, что оказывает воздействие и на формирование готовности ребенка к обучению. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть достаточно развиты необходимые для школьного обучения психофизиологические функции организма [6].

В настоящее время известно, что степень функциональной готовности к школьному обучению тесно сопряжена с возрастом ребенка и наибольший прирост необходимых для школы качеств приходится у детей на вторую половину их седьмого года жизни. Обучение недостаточно подготовленных к школе детей может стать причиной неблагоприятного прогноза их состояния здоровья и успешного обучения.

Уровень адаптации детей перед поступлением в школу.

а — неудовлетворительная адаптация, б — срыв адаптации, а — напряжение адаптации, г — удовлетворительная адаптация.

В этой связи перед поступлением в школу у 34 детей в возрасте от 6 лет 6 мес до 8 лет 2 мес проведена комплексная оценка готовности к обучению в школе. Для этого у каждого ребенка определяли костный возраст по зубной формуле, наличие хронических заболеваний и резистентность организма путем выкопировки данных из карты индивидуального развития.

Функциональное состояние центральной нервной системы исследовали при помощи дозированной работы по таблице В. Я. Анфимова (1974) с расчетом коэффициента точности (К), умственной работоспособности (У), скорости обработки информации (С).

Определение памяти, объема внимания, его распределение и переключение проводили по таблице Платонова (1974). При этом учитывалось время, затраченное на выполнение задания, в секундах.

Для оценки функционального состояния дыхательной системы использовали метод спирометрии.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по показателям систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления. Чтобы оценить уровень адаптированности по градации Р. М. Баевского, всем детям проводили вариационную пульсометрию, по которой рассчитывали индекс напряжения (ИН) регуляторных систем. Физическое развитие оценивали методом центильных номограмм.

Психофизиологические функции исследовали следующим образом: проводили тестовую беседу по методике С. А. Банкова (1989), использовали методики "мотивация учения" по М. Р. Гинзбургу (1988), "четвертый лишний: словесный и наглядный материалы" по А. Д. Виноградовой (1995); слуховую произвольную память определяли по методике А. Д. Виноградовой (1995), графический дикант — по методике А. Ф. Ануфриевой (1997), "последовательность событий" — по И. В. Дубровину (1999), оценивали развитие фонематического слуха.

При оценке костного возраста установлено, что у 24% детей биологический возраст отстает от паспортного. Снижение резистентности организма выявлено у 24%. У 26% обследованных детей имеются хронические заболевания. В структуре хронических заболеваний 1-е место занимают заболевания органов дыхания, 2-е место — патология желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора, 3-е место — аллергопатология и заболевания почек. Согласно дан-

ным обследования, I группу здоровья имеют 16%, II — 56%, III - 19% и IV - 8% детей.

Логопедические нарушения имеются у 41% детей: у 14% диагностирован низкий фонематический слух и у 27% — дислалия.

При оценке физического развития у 62% обследуемых оно признано гармоничным и у 38% — дисгармоничным.

При анализе данных исследования памяти, объема внимания, его распределения и переключения установлено, что время, затраченное на выполнение задания по таблицам Платонова, у 32% детей значительно снижено по сравнению с возрастной нормой и у 68% — в пределах возрастной нормы.

При оценке функционирования центральной нервной системы дошкольников было отмечено снижение показателя К выполняемой работы в 1,5 раза, показателя У в 1,8 раза и С в 2 раза по сравнению с возрастными нормами.

При оценке функционального состояния сердечнососудистой системы установлено, что у 20% детей отмечается тенденция к снижению САД и ДАД по сравнению с возрастной нормой в 1,5 раза и у 24% — к его повышению в 2 раза.

Анализ данных, представленных на рисунке, свидетельствует о том, что у 12% детей, поступающих в школу, ИН регуляторных систем к началу учебного года соответствует удовлетворительной адаптации, напряжение адаптации отмечается у 17%, неудовлетворительная адаптация — у 59% и срыв адаптации — у 12% детей.

Исследование функционального состояния дыхательной системы показало, что у 68% поступающих в школу жизненная емкость легких снижена по сравнению с возрастной нормой в 2 раза и составляет 0,8 л.

В ходе исследования когнитивной готовности первоклассников выявлено, что у 12% отмечается недостаточное развитие речевой сферы, что четко прослеживается при определении соотношения развития мышления и речи.

Как видно из данных таблицы, отмечается недостаточная сформированность слуховой и зрительной памяти, с преобладанием последней. У 32% детей установлена высокая сформированность фонематического слуха, у 64% — средняя и у 6% дошкольников — низкая.

Анализ данных диагностики волевой готовности показал, что высокий уровень саморегуляции имеют 76% первоклассников, средний — 12%, ниже среднего — 12% и низкий — 3%. Важно отметить, что для успешного обучения необходим высокий уровень саморегуляции, так как у детей с более низкими уровнями могут проявляться неусидчивость, импульсивность, повышенная отнлекаемость или, наоборот, замедленная, недостаточная активность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость [4).

Важным аспектом готовности к обучению в школе является их подготовка через детские дошкольные учреждения и занятия в школе, в связи с этим предпринята попытка проанализировать роль преемственности детского сада и школы в прогнозировании успешной адаптации детей к школьному обучению. Из 34 дошкольников обследуемой группы детский сад посещал 21 ребенок. У 72% детей уровень психофизиологической готовности соответствует успешному обучению в школе (высокий и средний уровни развития), 28% детей, возмож-

Распрсделенис детей по уровням психофизиологических показателей перед поступлением в школу (в %)

Уровень Мышление Память Волевая регуляция Фонематический слух Уровень готовности к школьному обучению

осведомленность наглядно-образное словесно-логическое мышление-речь слуховая зрительная

Высокий 29 48 61 23 2 17 76 31 21

Средний 64 38 26 67 48 61 II 64 62

Низкий 7 7 7 3 30 5 3 5 7

Ниже среднего — 7 6 7 20 17 10 — 10

но, будут испытывать трудности в обучении, так как имеют низкий и ниже среднего уровни развития, причем последние посещали детский сад нерегулярно или в течение короткого периода времени.

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что у 85% детей, поступающих в школу, возможно развитие школьной дезадаптации. В группе риска оказались дети, имеющие хроническую патологию (26%). Трудности в обучении предполагаются у дошкольников с отставанием биологического развития (24%) и у детей со сниженной резистентностью (24%). Такие же проблемы ожидаются у 38% будущих первоклассников, имеющих дисгармоничное физическое развитие. Большую настороженность в формировании школьной адаптации вызывают 28% детей с низким и ниже среднего уровнями психофизиологических функций.

Литература

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

2. ГельдА. Л., Романова И. Е. // Валеология, образ жизни и здоровье. — Екатеринбург, 1996. — С. 22—24.

3. Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие. / Под ред. С. М. Гром-баха. - М., 1988. - С. 43-54.

4. Дощицина 3 В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. — М., 1998.

5. Куинджи Н. Н. Валеология: пути формирования, здоровья школьников. — М., 2001.

6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1999.

7. Психолого-педагогическая диагностика отклонений детей младшего школьного возраста / Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А. и др. — СПб, 1995.

Поступила 21.12.01

Summary. The paper presents data of examination of 34 preschool children from Orenburg, in whom the level of biological maturity was determined and the functional capacities of some systems, adaptive abilities and mental and physiological indices of the functions required for school were evaluated. It was ascertained that school disadaptation might be predicted in 85% of the children to go to school.

Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 614.7:001.8

П. Г. Ткачев, А. А. Ляпкало, И. П. Льгова, В. Н. Рябчиков

ОБ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЯХ НОРМИРОВАНИЯ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, Рязань

В работах многих экологов указывается, что основными критериями оценки воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, почвы и продуктов питания являются предельно допустимые концентрации (ПДК), утвержденные Минздравом СССР, Минздравом РФ для вредных веществ, отрицательно влияющих на здоровье человека. Эти критерии включены в учебные программы вузов, в частности по агрономическим специальностям в вопросах радиоэкологии, агроэкологического мониторинга и оптимизации ландшафта сельскохозяйственных районов [9]. Наряду с этим появляются и критические статьи в адрес гигиенических нормативов, квалифицирующие их как "экологически неэффективные". Предлагается заменить идеологию ПДК новой биотической концепцией регионального контроля природной среды методом экологически допустимых уровней (ЭДУ) [4], методологические подходы к которым на сегодняшний день не разработаны. В работе [3) указано, что не может быть функционально-единой системы эколого-гигиени-ческих ПДК, поскольку биологическая основа экологических и гигиенических нормативов существенно различна.

Чем же предлагается заменить многолетнее гигиеническое нормирование и весьма обширный банк научно обоснованных ПДК, широко используемых в России и за рубежом? Чем продиктовано некоторыми экологами новое дополнительное нормирование в виде экологических нормативов? За вековой период самостоятельного функционирования экологии ни в одном из вариантов существующих определений экологии как науки экологическое нормирование не предусматривается. Нет его и в учебниках по экологии [1, 10].

Отдельные авторы, предлагающие альтернативные концепции нормирования, к сожалению, не затрудняют

себя даже общим ознакомлением с методологией гигиенического нормирования и работами его основоположников, что усложняет полемику по существу проблемы. В качестве примера рассмотрим статью А. П. Левича и В. Н. Максимова [4]. С целью поисков истины сравним принципиальные положения методологии ПДК и ЭДУ, отмечая их достоинства и недостатки.

Одна из важных задач "нового биотического подхода" заключается в выявлении границы между областями нормального и патологического функционирования экологических систем методом ЭДУ. Для этого "единственным" типом эксперимента авторы считают опыты на популяциях с полным количеством факторов, действующих на биоту данной экосистемы. Однако выполнить это сегодня практически невозможно. Результаты многочисленных научных экспериментов и исследований, проведенных в натурных и лабораторных условиях, выявили различную степень чувствительности разных видов животных и растений. Поэтому с учетом чувствительности живых организмов и ведущих факторов в конкретных ситуациях в соответствии с поставленными целью и задачами и проводится гигиеническое нормирование (обоснование ПДК) веществ в различных средах.

Методические подходы установления гигиенических нормативов в воде, воздухе, почве и продуктах питания предусматривают краткосрочные и длительные (до 3 лет и более) исследования токсических свойств изучаемого фактора окружающей среды в модельных условиях (в затравочных камерах, на модельных водоемах и фитокли-матических установках). Эксперименты выполняются на наиболее чувствительных представителях популяций: людях-добровольцах, теплокровных животных (белые мыши и крысы, морские свинки, хомячки, кролики, собаки), растениях: тест-претендентах (редис, кукуруза, са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.