Научная статья на тему 'Урок в музее и музейныи урок'

Урок в музее и музейныи урок Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2722
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК В МУЗЕЕ / МУЗЕЙНЫЙ УРОК / КОЛЛЕКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА КАК УЧЕБНАЯ АУДИТОРИЯ / A LESSON IN A MUSEUM / A MUSEUM LESSON / COLLECTIONS OF ART MUSEUMS / CULTURAL SPACE OF THE CITY AS AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туминская О. А.

Предложена регламентация проводимых в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга уроков по изучению культуры и искусства: «урок в музее» выезд в художественный музей; «музейный урок» включенное в сетку учебного дня школьника тематическое занятие, связанное с рассмотрением коллекций художественных музеев города. Музейный урок занятие традиционного характера, урок в музее мероприятие коммуникативного характера, включающее элемент новизны. Музейные уроки могут быть подготовительными или обобщающими в системе циклового, абонементного или разового посещения музеев. Обе формы на данном этапе прочно вошли в школьную жизнь учащихся Санкт-Петербурга. Регулярные запросы педагогических коллективов по освоению культурного пространства города позволяют сегодня художественным музеям Северной столицы вести единую общеобразовательную политику, которая формирует слаженный механизм педагогического воздействия музеев на жизнь школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LESSON IN A MUSEUM AND A MUSEUM LESSON

The author suggests the following definitions for the two types of cultural and art study lessons conducted in the secondary schools of Saint-Petersburg: a lesson in a museum is a lesson conducted during an actual visit to an art museum; a museum lesson is an extracurricular thematic lesson devoted to discussing an art museum collection. A museum lesson is a traditional activity, while a lesson in a museum is a communicative activity that includes an element of novelty. Museum lessons can be preparatory or summative, focusing on a one-time visit or a series of visits to a museum. Both lesson forms have become firmly established practices in the secondary schools of Saint-Petersburg. Regular requests on behalf of secondary school teaching staff to expand of the city’s cultural space have enabled Saint-Petersburg art museums to implement a uniform general educational policy, which provides a harmonious influence on the lives of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Урок в музее и музейныи урок»

doi: 10.33910/1992-6464-2020-195-103-110

О. А. Туминская

урок в музее и музейный урок

Предложена регламентация проводимых в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга уроков по изучению культуры и искусства: «урок в музее» — выезд в художественный музей; «музейный урок» — включенное в сетку учебного дня школьника тематическое занятие, связанное с рассмотрением коллекций художественных музеев города. Музейный урок — занятие традиционного характера, урок в музее — мероприятие коммуникативного характера, включающее элемент новизны. Музейные уроки могут быть подготовительными или обобщающими в системе циклового, абонементного или разового посещения музеев. Обе формы на данном этапе прочно вошли в школьную жизнь учащихся Санкт-Петербурга. Регулярные запросы педагогических коллективов по освоению культурного пространства города позволяют сегодня художественным музеям Северной столицы вести единую общеобразовательную политику, которая формирует слаженный механизм педагогического воздействия музеев на жизнь школьников.

Ключевые слова: урок в музее, музейный урок, коллекции художественных музеев, культурное пространство города как учебная аудитория.

O. Tuminskaya

A LESSON IN A MUSEUM AND A MUSEUM LESSON

The author suggests the following definitions for the two types of cultural and art study lessons conducted in the secondary schools of Saint-Petersburg: a lesson in a museum is a lesson conducted during an actual visit to an art museum; a museum lesson is an extracurricular thematic lesson devoted to discussing an art museum collection. A museum lesson is a traditional activity, while a lesson in a museum is a communicative activity that includes an element of novelty. Museum lessons can be preparatory or summative, focusing on a one-time visit or a series of visits to a museum. Both lesson forms have become firmly established practices in the secondary schools of Saint-Petersburg. Regular requests on behalf of secondary school teaching staff to expand of the city's cultural space have enabled Saint-Petersburg art museums to implement a uniform general educational policy, which provides a harmonious influence on the lives of schoolchildren.

Keywords: a lesson in a museum, a museum lesson, collections of art museums, cultural space of the city as an educational environment.

Введение. Урок, который проводится для детей в здании школы, — явление обычное. Уроки труда, физкультуры, музыки, изобразительного искусства даже в начальной школе при наличии специально оборудованных кабинетов могут проводиться в них. Бывают уроки выездные, которые проходят в пространстве других образовательных или общественно-культурных учреждений. Школьное образование все чаще включает уроки выездного характера общекультурной направленности — экскурсии, прогулки, кон-

церты, вернисажи и другое. Посещение публичных мест требует от детей и учителя четкого поведения и постановки определенной учебной задачи, которая решается в непривычных для основной школьной жизни условиях. Посещение мест социально-культурного кластера ведет к раннему формированию у детей культуры поведения в общественных местах и некоторых необходимых социально-побудительных навыков, а именно: умение ориентироваться в пространстве, знание законов взаимодействия людей

в социуме, внимательность, хронометрирование, креативность, коллективизм, ответственность, планирование и четкое исполнение поставленной учебной задачи. Направления внеаудиторного образования подробно рассмотрены в научных трудах профессора кафедры музейных проектов АППО Санкт-Петербурга Л. М. Ванюшкиной [1], фигурируют в докладах международных конференций [9, с. 112].

Тезис. Музейный урок является пропедевтической или фундированной формой для понимания цикловой системы уроков в музее [3, с. 82-84; 7, с. 210; 14, с. 519-521].

Урок в музее — терминологическая дефиниция, предлагаемая лишь при частном рассмотрении поставленной проблемы. Это обозначение выбрано для терминологического сопоставления, звукового контраста с введенным в общеиспользуемую лексическую базу понятий, употребляемых школьными педагогами. В музее традиционно понимаемый урок провести невозможно по одной причине: нет условий для длительного обсуждения изучаемой темы. Урок в музее — условно понимаемая форма занятия с детьми на поставленную заранее учителем тему. На таком уроке нет возможности спросить усвоенное ранее, отсутствует временная фаза, отводимая на выставление оценок, и оценивание происходит лишь в форме устного поощрения или порицания. Ретрансляция усвоенных знаний и впечатлений у учеников проходит в школе в виде написания сочинения по теме увиденного, создания творческой работы, устного общения и других видов деятельности.

Однако в большинстве случаев при повторительном опросе экскурсовод или научный сотрудник музея не присутствует. А провести тотальный опрос, выявляющий степень усвоения изложенного на музейном занятии, экскурсовод не может и таких прав и возможностей не имеет, ибо все экскурсии, исторически сложившиеся в художественных музеях (работа с аудиторией, настроенной на восприятие определенно заданного мате-

риала в определенных временных и пространственных условиях), облечены в общий методический гриф «В помощь школе» [11, л. 2].

Эта емкая фраза включает в себя всю многоплановость и многогранность понимания специфики работы музея: экскурсовод отнюдь не является педагогом и быть им не может, как бы ни обозначался его статус: экскурсовод, лектор или музейный педагог. Музейным педагогом скорее может быть школьный учитель, который проводит для своего класса некоторое количество необходимых ему по теме занятий в музее [15, с. 22-28]. Экскурсовод может быть лишь представителем научно-просветительского отдела, методистом-наставником по изучению экспонируемого материала, консультантом, научным сотрудником, но никак и никогда педагогом в музее. Если экскурсовод занимается педагогической деятельностью помимо работы в музее, то этот факт его трудовой биографии обычно благотворно влияет на развитие его коммуникативных и профессиональных способностей. Экскурсовод прежде всего использует монолог, что категорически недопустимо в обучении детей и подростков, а может быть использовано в редких случаях и как необходимая мера.

Название профессии довольно понятное. ЭкскурсоВОД — человек, ведущий экскурсию (рассказ) для определенной группы (экскурсантов) по музею, ограничен во времени и пространстве. Главный метод экскурсовода — метод показа, все остальные лишь дополнительные. Если экскурсовод часто уходит в пространные беседы, он надолго занимает место в музейном зале и мешает другим группам смотреть предметы искусства. Если экскурсовод долго останавливается на одном предмете, он рискует не уложиться во время и не выполнить поставленные требования. Дети не могут проводить в музее полный школьный день, музей необходим для краткой встречи с искусством. Тем она ценнее и желаннее. Экскурсовод перед детьми раскрывает всего одну-две темы из школьной программы, но делает

это ярко, незабываемо, тем самым усиливая интерес и расширяя знания детей, поднимаясь вместе с ними на новую ступень их кругозора. В дальнейшем, если эта группа посещает музей регулярно, экскурсовод может на время входить в роль музейного педагога — проверить уже рассказанное накануне, просмотреть домашние рисунки, пообщаться на отвлеченные темы в виде вводной беседы к теме; но такие приемы не должны замещать главное — содержательный, логически выстроенный, эмоционально переданный рассказ об экспонатах музея или выставки, проводимый посредством передвижения из одной точки в другую.

Занятие в музее — одно из немногих средств всестороннего развития личности. Занятие, проведенное в музее специалистами, — эмоционально-образовательное действие в системе школьного гуманитарного образования. Выезд на экскурсию или поход в музей сопровождаются множеством дополнительных ярких впечатлений, способствующих развитию художественного восприятия у детей начальной или средней школы [5, с. 29-31; 13, с. 30-31]. В свою очередь, урок в музее может рассматриваться как единичное разовое явление ознакомительного характера. В музеях, следуя такой постановке задачи, предлагают обзорную экскурсию. Обзорная экскурсия предлагается как разовое мероприятие или как введение в систему последующего абонементного посещения.

Для системы внешкольного образования термин «урок в музее» привычнее, но не отражает многофункциональность деятельности экскурсовода, претендуя на умаление роли школьного педагога. Автор статьи предлагает применять термин «занятие в музее».

Самым действенным результатом в деле развития эстетических основ эмоциональной сферы ребенка (подростка) является сочетание того и другого вида педагогической деятельности: проведение достаточного количества музейных уроков и посещение музея на абонементной основе.

Контртезис. Многие преподаватели считают музейным уроком посещение музея. В свою очередь, урок в музее считается ретрансляцией школьных знаний [5, с. 30; 14, с. 182].

«Музейный урок — это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки, с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. На музейных уроках используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность» [10, с. 10]. Известно, что не только на музейных уроках используются игровые методы и диалог. Главная ценность, отличительная особенность музейных уроков — воспитание чувства эмоциональной памяти (англ. nurturing a sense of emotional memory) или «мемориа» (лат. almum sensus animi memoria), точнее, «sensus memoria» — «чувства памяти».

основная тема. Понятие «образование» в контексте обсуждения проблем музейной педагогики трактуется широко, как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностных отношений к миру. Иными словами, это процесс обретения человеком своего образа, процесс, который, как подчеркивают специалисты, во многом носит стихийный характер и происходит в различных формах, в том числе в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей. Музейное образование относится к сфере неформального [16, с. 9]. И с этим выводом нельзя не согласиться. И все же вопрос открыт: почему «процесс обретения человеком своего образа» не может постепенно организовывать и создавать экскурсовод или специалист по культурно-образовательной деятельности? Почему для этого необходим музейный педагог? Наверное, может и специалист по просветительской работе, только знаний и душевных затрат

в таком подходе необходимо на порядок больше, чем при исполнении узкозаданной темы по ведению экскурсии [15, с. 88, 92-94].

Если осветить главные вехи истории развития привычки музейного посещения в России, то в этот обзор непременно попадает взаимодействие музея и школы. Две институции настолько прочно вошли в практику музееведения, что стали почти едины в деле приобщения публики к культурным ценностям. Обзор культурной политики РФ позволяет утверждать [9], что музей сотрудничает со школой, которую воспринимает равноправным партнером, заказчиком и клиентом. Звено «школа» в единой общеобразовательной орбите занимает прочное место вместе с другими институтами внешкольного неформального образования: библиотеки, книгоиздательства, ярмарки, народные чтения, встречи с писателями и художниками, чтения и публичные лекции, школьные студии и кружки, кинематограф, концерты, фестивали, выставки. Звено «музей» прочно закольцовывает цепь культурно-образовательных учреждений, способствующих дополнительному получению знаний и воспитывающих эстетическое отношение к действительности.

Дмитрий Мильков, президент «Центра развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге», с 2001 г. занимается изучением и развитием культурных индустрий. Мировой опыт демонстрирует значение творческих индустрий для культурного, социального и экономического благополучия территорий, но эффективное и устойчивое развитие сектора обеспечивается целенаправленной и комплексной поддержкой органов власти. Именно кластерный характер этих проектов (объединений компаний на основе прямого соседства, территориальной близости инфраструктурного единства) в первую очередь работает на результат. Наиболее масштабные международные проекты в сфере культуры направлены на серьезные изменения городской среды, внешнего и внутреннего маркетинга значительных

городских территорий, поддержку всей творческой отрасли и отдельных ее представителей [6, с. 69].

Культурный кластер в Санкт-Петербурге — это система учреждений культуры, образующих одновременно единое информационно-аналитическое и художественно-образное пространство. Их много. Два знаменитых художественных музея страны и мира — Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей находятся в шаговой доступности друг от друга, соединены множеством других значимых объектов культуры. Исторически образован художественно-музейный кластер [12, с. 152-156].

Культурный кластер может быть рассмотрен и в переносном значении как одна из линий развития профессиональных возможностей педагогов схожих специальностей в едином образовательном пространстве. Например, если в общеобразовательной школе имеется ряд кабинетов творческой направленности (кабинет музыки, изобразительного искусства, библиотека), формирующихся вокруг актового зала, где проходят выставки и концертные выступления учащихся, то мы невольно получаем культурный кластер в определенной общеобразовательной школе. Такой подход заложен в архитектурном строительстве школ творческого направления, например в ГБОУ СОШ № 253 Приморского района.

Но кластер может быть охарактеризован как единое ментальное пространство. Объединение учителей, опирающихся в специфике преподавания своих дисциплин на творческое развитие детей, имеет шансы создать группу учителей, креативно мыслящих и преподающих детям пример творческого развития личности, которая идет в авангарде освоения гуманитарных дисциплин.

Воспитание исторической памяти у современных школьников возможно на материале документов военной поры. Неудивительно, что большая часть школьных музеев Ленинграда — Санкт-Петербурга — музеи воинской славы.

Среди школьных музеев нашего города музеев художественной направленности малая доля. Назовем лишь некоторые из них.

Музей «История Школы Народного Искусства императрицы Александры Федоровны» (негосударственное образовательное учреждение «Школа Народного Искусства императрицы Александры Федоровны»). В 1911 г. по мысли и высочайшему повелению императрицы Александры Федоровны в самом центре Санкт-Петербурга открылась Школа Народного Искусства. Документы об открытии находятся в архиве Русского музея. Сюда приезжают учиться девушки из разных губерний России, чтобы усовершенствовать свои знания и умения в традиционном народном и церковном искусстве. Современники называли школу «художественным монастырем», «деревней в столице». Обучаясь различным ремеслам и рисованию, ученицы школы после ее окончания получали звание мастериц-наставниц и, разъезжаясь по России, обучали других своему мастерству, создавали ремесленные артели и руководили их работой. Так было выстроено обучение «смолянок» и «бестужевок».

В 1914 г. для школы строится новое здание на набережной реки Мойки у «Спаса на Крови»: «17 октября 1913 г. в Русском музее ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III под председательством товарища управляющего музеем графа Д. И. Толстого, в составе члена Комитета основанной ЕЯ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ ГОСУДАРЫНЕЮ ИМПЕРАТРИЦЕЮ АЛЕКСАНДРОЮ ФЕОДО-РОВНОЮ Школы народного искусства академика В. А. Беклемишева, заведующего хозяйственной частью музея Н. Е. Вишнякова, юрисконсульта Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Н. А. Лебедева, зав. Этнографическим отделом музея Н. М. Могилянского, хранителя Художественного отдела музея и заведующего этим отделом П. И. Нерадов-ского, архитектора музея, архитектора ВЫСОЧАЙШЕГО Двора академика В. А. Покровского и состоящего при ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМ ВЫСОЧЕСТВЕ великом кня-

зе ГЕОРГИ М1ХАЙЛОВИЧЕ Августейшем управляющим музея П. Н. Шеффера состоялось совещание по вопросу об условиях, на которых принадлежащий музею участок земли может быть предоставлен в аренду основанной ЕЯ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ ГОСУДАРЫНЕЮ ИМПЕРАТРИЦЕЮ АЛЕКСАНДРОЮ ФЕО-ДОРОВНОЮ Женской Школы народного искусства» [2, л. 27]. Здесь размещаются ремесленные мастерские, рисовальные классы, спальные комнаты, храм во имя Покрова Божией Матери и музей. Храм становится духовным центром школы, а богатейший музей старинных образцов ее гордостью. Музей ремесленного училища постоянно пополнялся дарами меценатов, образцами, привозимыми девушками из деревень, и их собственными работами.

После революции 1917 г. школа на долгое время прекращает свое существование. Экспонаты школьного музея переводятся в Русский музей, на их основе создается будущий отдел народного искусства, выросший из отдела быта.

Почти полстолетия музей Школы Народного Искусства был в забытьи. В 1992 г., благодаря группе педагогов и при поддержке фонда традиционной русской культуры памяти княгини М. К. Тенишевой, Школа Народного Искусства императрицы Александры Федоровны получила второе рождение. Вскоре возродился храм, также освященный во имя Покрова Божией Матери, а в 1999 г. стал создаваться музей, который 25 ноября 2002 г. прошел городскую аттестацию. Теперь это музей истории школы. Главная экспозиция музея рассказывает о создании школы в начале XX в., об архитекторах и строителях ее здания, о школьном храме и его первом и единственном настоятеле — протоиерее о. Константине Титове, о педагогах и ученицах, о школьной даче «Светелка». Она располагается на одном из этажей школьного коридора. Другая всеми любимая экспозиция — это предметы крестьянского быта и народного искусства, она

располагается в отдельном помещении здания школы. Здесь находится множество интереснейших экспонатов, в окружении которых можно представить себе мир русской деревни. Эта часть экспозиции тематически близка отделу народного искусства Русского музея, то есть здесь воспитываются именно навыки музейного посещения и работы с музейным предметом.

Сегодняшние учащиеся школы изучают образцы старинных вышивок, кружев, тканей, русский народный костюм, хранящиеся в школьном музее, и делают свои работы, выполненные в традициях русского народного искусства. Лучшие из этих работ украшают музейные фонды и экспонируются на школьных выставках. Школьный музей ведет большую выставочную, экскурсионную, поисковую и исследовательскую деятельность.

Одной из особенностей школы является летняя музейная практика, обязательная для всех учащихся школы. Это паломничества по монастырям и храмам России, а также этнографические экспедиции, во время которых собираются новые музейные экспонаты. Итогом таких поездок являются конференции и отчетные выставки, на которых учащиеся делятся своими впечатлениями, рассказывают об увиденном и пережитом, представляют собранный ими материал. Таким образом, каждый ученик школы вовлечен в музейную работу.

Музей является неотъемлемой частью школы и всего учебного процесса. Воспитанники детского сада при Школе Народного Искусства делают в музее свои первые шаги в изучении русской традиционной культуры, а для учащихся в музее проводятся различные уроки — родное слово, народные традиции, православный календарь, ремесло. Отдельные экспонаты используются на занятиях изостудии, в школьных спектаклях, концертах, временных выставках.

Множество мероприятий проводится в течение недели: дежурный класс выпускает газету «Школьная седмица», где расска-

зывается о всех музейных новостях, произошедших за неделю. Большая роль в этом отводится школьному музею и школьному храму. Педагоги и учащиеся Школы Народного Искусства ведут активную работу по изучению творческого и педагогического наследия исторической школы, по возрождению и сохранению традиционной культуры русского народа. Они тесно связаны друг с другом в процессе воспитания национального характера у учащихся школы, которым будет суждено созидать будущую Россию [4, с. 14-16].

Существуют литературные и народные музеи, в которых хранятся предметы художественного творчества или предметы личного пользования известных людей искусства.

Музей Анны Ахматовой «Серебряный век». В организации и проведении занятий задействованы сотрудники музея. В свою очередь сотрудники музея являются помощниками в проведении концертов или музыкальных вечеров, организованных Музеем театрального и музыкального искусства, Камерной филармонией, Филармонией для детей и юношества, Мариинским театром, театром «Санкт-Петербургская опера», Санкт-Петербургской консерваторией, хором ДК имени Газа.

Музей основывает свою деятельность на богатом творческом опыте литературно-музыкальных композиций и видит свою цель в приобщении детей и подростков к культуре и искусству путем вовлечения в мир ощущений. Следовательно, вместе с раритетными предметами (которых может быть не так уж много в музее школьного типа) музей основывает свою образовательную деятельность на памяти ощущений.

Значение музея в культурном развитии личности трудно переоценить. Музей Анны Ахматовой «Серебряный век» предоставляет большие возможности для включения детей в особую эстетическую атмосферу, способствующую освоению художественного наследия, а также интеллектуальному, эмоциональному и творческому их развитию [8].

Цикловые занятия «Уроки в музее» включают в себя взаимодействия с детьми по темам литературно-музыкальных композиций, экскурсионно-лекционных циклов, музыкальных и литературных викторин, знакомства в разными видами музыкальных инструментов в виде квестовых заданий.

Вывод. Разведение понятий «урок в музее» и «музейный урок» должно способство-

вать более точному и правильному оформлению педагогических направлений художественных музеев и индивидуально-творческих предпочтений школьных коллективов в выборе экскурсионных маршрутов. Совпадение того и другого направлений предоставляет возможность расширить дидактически-художественные формы общения современных школьников с произведениями искусства.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АППО — Академия постдипломного педагогического образования

ВА ГРМ — Ведомственный архив Государственного Русского музея

ОРДФ ГЭ — Отдел рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванюшкина Л. М. Теория и практика внеаудиторного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 44 с.

2. дело о приобретении участков для здания музея, о предоставлении в аренду участков земли для Школы Народного Искусства, о закрытии Художественного отдела в связи с войной и т. д. // ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 1. Ед. хр. 331. 03.05.1907-09.1907. 77 л.

3. ДолгихЕ. П. Проект «Музейная педагогика» — пространство гражданского становления // Директор школы. 2008. № 2. С. 82-84.

4. Каталог школьных музеев Санкт-Петербурга. Сектор исторического краеведения и школьного музееведения. СПб.: Санкт-Петербургский городской центр творчества юных, 2010.

5. Лукашева Т. Я. Музейная педагогика — средство формирования духовных ценностей учащихся // Начальная школа. 2007. № 9. С. 29-31.

6. Мильков Д. В. Государственная поддержка творческих индустрий в России: опасности и возможности // Международный культурный форум в Ульяновске: инициатива, партнерство, развитие: сб. информационных и аналитических материалов / под ред. О. Астафьевой. Ульяновск: ООО «Мастер-студия», 2013. 76 с.

7. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высшая школа, 1988. 431 с.

8. Музей «Анна Ахматова. Серебряный век». URL: www.museum.ru/M189 /официальная страница/ akhmatova-museum.ru (дата обращения: 13.12.2019).

9. Обзор культурной политики в РФ: Аналитический доклад / Совет Европы (Council of Europe); отв. ред. К. Разлогов, Т. Санделл. Ульяновск: ООО «Мастер-студия», 2013. 138 с.

10. Орлова О. С. Учебно-методическое пособие по разработке «Музейного урока». СПб., 2017. 107 с.

11. Протоколы Просветбюро за 1928-1929 гг. // ОРДФ ГЭ. Ф. I. Оп. 5. Д. 910. 24-07.12.1928 г. 39 л.

12. Сапрыкина А. Н. Кластеры в сфере культуры: необходимость формирования и особенности создания // Вопросы управления. 2014. № 2. С. 152-156.

13. Скобликова Т. В. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. 2007. № 2. С. 30-31.

14. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Академия, 2003. 576 с.

15. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.

16. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / Ммнистерство культуры РФ. М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. 224 с.

h3becthh prny hm. a. h. tep^ha

REFERENCES

1. Vanyushkina L. M. Teoriya i praktika vneauditornogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2003. 44 s.

2. Delo o priobretenii uchastkov dlya zdaniya muzeya, o predostavlenii v arendu uchastkov zemli dlya Shkoly Narodnogo Iskusstva, o zakrytii Hudozhestvennogo otdela v svyazi s voynoy i t. d. // VA GRM. F. GRM (I). Op. 1. Ed. hr. 331. 03.05.1907-09.1907. 77 l.

3. Dolgih E. P. Proekt «Muzeynaya pedagogika» — prostranstvo grazhdanskogo stanovleniya // Direktor shkoly. 2008. № 2. S. 82-84.

4. Katalog shkol'nyh muzeev Sankt-Peterburga. Sektor istoricheskogo kraevedeniya i shkol'nogo muzeeve-deniya. SPb.: Sankt-Peterburgskiy gorodskoy tsentr tvorchestva yunyh, 2010.

5. Lukasheva T. Ya. Muzeynaya pedagogika — sredstvo formirovaniya duhovnyh tsennostey uchashchihsya // Nachal'naya shkola. 2007. № 9. S. 29-31.

6. Mil'kov D. V. Gosudarstvennaya podderzhka tvorcheskih industriy v Rossii: opasnosti i vozmozhnosti // Mezhdunarodnyj kul'turnyj forum v Ul'yanovske: initsiativa, partnerstvo, razvitie: sb. informatsionnyh i anal-iticheskih materialov / pod red. O. Astaf'evoy. Ul'yanovsk: OOO «Master-studiya», 2013. 76 s.

7. Muzeevedenie. Muzei istoricheskogo profilya: uchebnoe posobie dlya vuzov po spets. «Istoriya» / pod red. K. G. Levykina, V. Herbsta. M.: Vysshaya shkola, 1988. 431 s.

8. Muzey «Anna Ahmatova. Serebryanyj vek». URL: www.museum.ru/M189 /ofitsial'naya stranitsa/akhmato-va-museum.ru (data obrashcheniya: 13.12.2019).

9. Obzor kul'turnoy politiki v RF: Analiticheskiy doklad / Sovet Evropy (Council of Europe); otv. red. K. Razlogov, T. Sandell. Ul'yanovsk: OOO «Master-studiya», 2013. 138 s.

10. Orlova O. S. Uchebno-metodicheskoe posobie po razrabotke «Muzeynogo uroka». SPb., 2017. 107 s.

11. Protokoly Prosvetbyuro za 1928-1929 gg. // ORDF GE. F. I. Op. 5. D. 910. 24-07.12.1928 g. 39 l.

12. Saprykina A. N. Klastery v sfere kul'tury: neobhodimost' formirovaniya i osobennosti sozdaniya // Voprosy upravleniya. 2014. № 2. S. 152-156.

13. Skoblikova T. V. Muzeynye tehnologii priobshcheniya k natsional'noy kul'ture // Iskusstvo v shkole. 2007. № 2. S. 30-31.

14. Slastenin V. A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vysshih ped. ucheb. zavedeniy. 2-e izd. M.: Akademiya, 2003. 576 s.

15. Yureneva T. Yu. Muzeevedenie: uchebnik dlya vysshey shkoly. 2-e izd. M.: Akademicheskiy Proekt, 2004. 560 s.

16. YuhnevichM. Yu. Ya povedu tebya v muzey: uchebnoe posobie po muzeynoy pedagogike / Mmnisterstvo kul'tury RF. M.: Ros. in-t kul'turologii, 2001. 224 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.