Научная статья на тему 'Литературный урок в музее-заповеднике «Усадьба «Мураново»'

Литературный урок в музее-заповеднике «Усадьба «Мураново» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / УРОК / МУЗЕЙ / ЛИРИКА / ПРИРОДА / ПОЭЗИЯ / ЖИВОПИСЬ / PROJECT / LESSON / MUSEUM / LYRICS / NATURE / POETRY / PAINTING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потапова Екатерина Аркадьевна

В статье идет речь о способах включения Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» в работу образовательного проекта «Урок в музее» (или «Учебный день в музее»), предполагающего, что школьники часть учебного времени должны проводить вне школы. Представлена разработка учебного занятия по лирике Ф.И. Тютчева для старшеклассников, проводимого на территории усадьбы и в главном здании музея. Предполагается, что школьники проведут здесь целый учебный день (с 10 до 15 часов) и посвятят его изучению темы «Философское содержание лирики природы Ф.И. Тютчева». Занятие будет состоять из 3-х частей: лекции-беседы, практического задания, выполняемого в усадебном парке, и экскурсии с литературным уклоном по первому этажу музея. Конкретное содержание двух первых частей автор раскрывает достаточно подробно. Главной задачей музейного сотрудника в этом проекте является углубление знаний школьников, изучающих творчество Тютчева, развитие их способности воспринимать и анализировать поэтическое произведение. Не менее важной задачей будет раскрытие роли мемориального музея как уникального исторического объекта национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературный урок в музее-заповеднике «Усадьба «Мураново»»

Литературный урок в Музее-заповеднике «Усадьба «Мураново» Literary Lesson in Muranovo Estate

Потапова Е.А.

Potapova Е.

В статье идет речь о способах включения Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» в работу образовательного проекта «Урок в музее» (или «Учебный день в музее»), предполагающего, что школьники часть учебного времени должны проводить вне школы. Представлена разработка учебного занятия по лирике Ф.И. Тютчева для старшеклассников, проводимого на территории усадьбы и в главном здании музея. Предполагается, что школьники проведут здесь целый учебный день (с 10 до 15 часов) и посвятят его изучению темы «Философское содержание лирики природы Ф.И. Тютчева». Занятие будет состоять из 3-х частей: лекции-беседы, практического задания, выполняемого в усадебном парке, и экскурсии с литературным уклоном по первому этажу музея. Конкретное содержание двух первых частей автор раскрывает достаточно подробно. Главной задачей музейного сотрудника в этом проекте является углубление знаний школьников, изучающих творчество Тютчева, развитие их способности воспринимать и анализировать поэтическое произведение. Не менее важной задачей будет раскрытие роли мемориального музея как уникального исторического объекта национальной культуры.

The article dwells on the means of including Muranovo estate museum in the educational project called "Lesson in the Museum", stipulating that part of the class hours should be spent out of the schoolhouse. The author presents a plan of the study session for high school students, dedicated to F. Tutchev's lyrics, to be conducted on the estate territory as well as in the main museum building. It is expected that the students will spend there the whole day (from 10 a.m. till 3 p.m.), studying the topic: "Philosophic content of nature imaging in F. Tutchev's poetry". The study session comprises three parts: lecture and discussion, practical exercise in the estate park and excursion through the museum ground floor with an

emphasis on literature. The content of the first two parts is described by the author in great detail. The key goal of the museum worker is to extend the students' knowledge of Tutchev's poetry, to encourage their ability to perceive and analyze poetry. An equally important task is to reveal the role of a memorial museum as a unique historical landmark of national culture.

Ключевые слова: проект, урок, музей, лирика, природа, поэзия, живопись. Key words: project, lesson, museum, lyrics, nature, poetry, painting

С целью повышения качества школьного образования в 2014 г. в Москве был запущен образовательный проект «Урок в музее». Он был разработан Департаментами образования и культуры столицы и имел целью оживление учебного процесса с помощью иных, отличных от привычных классных форм постижения знаний, способных сформировать новые компетенции.[2] Московские музеи уже довольно активно включились в эту работу, появились интересные разработки внеклассных занятий для школьников разных возрастов; в музейных помещениях с привлечением определенных экспонатов учащиеся приобретают как входящие в школьную программу, так и дополнительные познания по истории, биологии, физике и другим предметам.

Мураново. Главный усадебный дом ( фотография А.В. Котуранова).

В настоящее время особенно остро стоит проблема изучения в школе русского языка и литературы. Достаточно напомнить, что по инициативе

президента В.В. Путина 9 марта 2016 г. было учреждено «Общество русской словесности» под председательством Патриарха Кирилла. В него вошли видные российские филологи, литераторы, деятели искусства, учёные и педагоги. Ставя самые широкие задачи в области возрождения духовной культуры в нашей стране, Общество намерено принять действенные меры по усовершенствованию преподавания в школе литературы и русского языка, в частности, провести экспертизу школьных учебников, ввести дополнительную устную часть при сдаче ЕГЭ. Все эти и многие другие вопросы поставлены на широкое обсуждение специалистов и общественности.

Патриарх не раз подчеркивал в своих выступлениях огромную роль классической художественной литературы в формировании нравственного облика человека, в развитии его творческого мышления; он говорил о необходимости прививать учащимся навыка чтения, не подменять книгу просмотром фильмов и спектаклей по произведениям. Только при самостоятельном чтении в сознании человека формируются художественные образы (не навязанные постановщиками и режиссёрами), открываются возможности сотворчества с автором, возникает необходимость решения определённых исследовательских задач.

С первого февраля 2018 года открылся еще один образовательный проект «Учебный день в музее», предполагающий, что ученики ещё большую часть учебного времени могут проводить вне стен школы. Подобные проекты способны развивать познавательный интерес к чрезвычайно богатому природному и культурному наследию России. [3]

К работе над воплощением названных проектов в жизнь может присоединиться и Мураново. Музей нашего профиля может вписаться в общую программу совершенствования учебного процесса в области литературы и языка, сыграть существенную роль в повышении общего культурного уровня молодого поколения.

Внеклассные уроки в областных музеях как часть учебного процесса -это совместный проект Единой Независимой Ассоциации Педагогов г.

Москвы при поддержке Министерства культуры Московской области. Надо сказать, что в подмосковных музеях работа по осуществлению проекта «Урок в музее» уже началась, хотя развернулась ещё не так широко, как в столичных музеях. (Внеклассные занятия со школьниками проводятся в Захарове, Сергиево-Посадском Историко-художественном музее).

Мураново. Вид на холмы (фотография А.В. Котуранова).

Конечно, условия организации выездных уроков во многих усадебных музеях не сопоставимы с возможностями Московского планетария, Зоопарка или Дарвиновского музея - там варианты увлечь детей внешкольными формами получения знаний весьма широки и многообразны. К вопросу работы со школьниками на территории мемориального музея, в котором хранится множество подлинных экспонатов, следует отнестись особенно внимательно. Готовясь к занятиям в пространстве мемориального музея, школьный учитель должен предварительно разъяснить детям правила поведения в нём, подчеркнуть необходимость бережного отношения к ценнейшим музейным предметам.

В Муранове есть два основных аспекта, два направления работы с учащимися.

Во-первых, это углубленное изучение лирики Тютчева (или Баратынского).

В ходе такого литературного занятия решается задача подведения учащихся к умению воспринимать и вдумчиво анализировать лирическое

произведение. Также, опираясь на определённые музейные экспонаты (портреты, личные вещи поэта, его прижизненные издания), научный сотрудник может создать яркие и запоминающиеся образы Ф. Тютчева и Е. Боратынского, двух поэтов-мыслителей, с именами которых, хотя и по-разному, связано Мураново.

Во-вторых, это изучение культурного феномена дворянской усадьбы XIX - начала XX вв. Оно предусматривает общее развитие ребенка и, в отличие от первого направления, не связано непосредственно с расширением знаний по школьной программе. Разработка методических материалов по этим двум темам требует разного подхода, тут надо иметь в виду различные формы деятельности учащихся на территории усадьбы.

При погружении школьников младших и средних классов в быт дворянской усадьбы можно шире задействовать интерактивные способы получения знаний. В Муранове это могут быть мастер-классы по искусству каллиграфии и составлению гербариев; обучение игре в крокет. Школьникам можно предложить театрализованную экскурсию по усадебной Кухне, Буфетной и Столовой Главного дома. Эта экскурсия давно разработана и опробована в нашем музее. Сюда относится и игровая экскурсия «В усадьбе старого генерала», проводимая на территории усадьбы.

Рассмотрим вариант литературного урока в Муранове для старшеклассников на тему «Философское содержание лирики природы Ф.И.Тютчева». Предполагается, что учащиеся проведут в усадьбе целый учебный день (с 10 до 15 часов).

Цель урока: осветить основные философские аспекты лирики природы Тютчева, развивая у школьников навыки литературоведческого анализа поэтического текста.

Задачи:

• выявление отличительных особенностей творческой манеры Ф.И. Тютчева;

• обучение вдумчивому восприятию творчества поэта, формирование у школьников художественного вкуса и эстетического чутья;

• развитие навыка выразительного чтения поэтических текстов;

• формирование способности обнаруживать связь живописи и поэзии (на примерах лирических пейзажей Левитана и лирики природы Тютчева);

• погружение учащихся в творческую атмосферу мурановского «дома поэтов».

Планируемые результаты:

Развитие мыслительной способности учащихся, в частности, умения структурировать поэтические тексты. Приобретение навыка анализа поэтического текста на основе выделенных преподавателем ориентиров. Умение самостоятельно работать с литературой по заданной теме. Знакомство с наследием Ф.И.Тютчева, хранящимся в музее его имени. Приобретение сформированного представления о том, что такое мемориальный музей и каково его значение как объекта национальной культуры.

Формы и методы работы: лекции-беседы, практические занятия, тематические экскурсии по музею и усадебному парку, написание домашних сочинений.

В качестве заключительного мероприятия, особенно, если будет организован цикл занятий, можно провести литературный вечер в музее или школе (выступления детей с впечатлениями о музейных уроках - что показалось полезным, интересным, новым). Можно предложить ребятам поучаствовать в конкурсе чтецов, а также - конкурсе на лучшее сочинение по лирике Ф.И. Тютчева.

Учебный день в Муранове со старшими школьниками целесообразно разбить на три части:

1. Теоретическая часть: урок-беседа в выставочном зале, расположенном вблизи главного здания музея (вмещает 25, максимум 30 человек).

2. Практическая часть: занятие в парке (проводится в весеннее и осеннее время, зимой - при благоприятной погоде).

3. Экскурсия с литературным уклоном по 1-му этажу главного усадебного дома. (Возможен вариант ознакомления с жизнью и творчеством Боратынского и Тютчева только в Кабинете двух поэтов, представляющем собой ядро мемориальной экспозиции).

Перед экскурсией школьники будут иметь возможность перекусить в музейном кафе.

В итоге учащиеся получают домашнее задание, которое рекомендует сотрудник музея. Выполняется оно уже с помощью и под контролем учителя; сочинения школьников могут быть присланы в музей на рецензию и для отбора на конкурс. Возможна публикация лучших сочинений в районной газете г. Пушкино «Маяк», с которой сотрудничает Мурановский музей.

Первая, теоретическая часть

Во вступительном слове ведущий (сотрудник музея) поясняет, почему музей носит имя Ф.И. Тютчева (в Муранове хранится практически всё его наследие). Далее следует выяснение путем опроса, в какой мере учащиеся знакомы с творчеством поэта. Какие стихотворения, посвящённые природе, они могут назвать? Нравятся ли им эти стихотворения и почему? Может ли кто-нибудь прочитать стихотворение Тютчева наизусть и определить, какие чувства и переживания хотел выразить в нём поэт?

Выясняем, что такое «лирика» как род искусства (эти сведения будут полезны при обращении к творчеству не только Тютчева, но и других поэтов).

Три способа (рода) воспроизведения жизни в искусстве: эпос, лирика и драма. Живопись, графика, скульптура и эпос в словесном искусстве относятся к изобразительным видам искусства (воспроизводят жизнь в формах самой жизни). Музыка, танец и лирическая поэзия относятся к выразительным, или экспрессивным видам искусства. Они не столько изображают (хотя изобразительное начало в разной степени сохраняется), сколько выражают в звуках, движении, ритме, слове какие-то чувства, переживания, состояния, которые передаются зрителю или читателю.

Искусство слова обладает и изобразительными и выразительными средствами художественного воплощения жизни.

Лирика есть форма самовыражения художника. Лирическая поэзия -это поэзия по преимуществу субъективная. Она связана со стихом, наиболее выразительной системой языка (но лирику нельзя полностью отожествлять с поэзией). Предметом художественного освоения в лирике служит внутренний мир человека. Лирический поэт непосредственно выражает мысли и чувства, вызванные теми или иными явлениями жизни. В его произведениях предстает не объективная картина мира, а результат её преломления в собственном сознании. Духовный и душевный мир человека является главным интересом лирического поэта. Он мыслит не логическими категориями, а художественными образами. В лирике используется особая лексика, фигуры речи. Такой фигурой является, например, «троп» -поэтический оборот, употребление слов в переносном, образном смысле.

Детали предметной изобразительности, столь важные в эпосе (таких его жанрах, как роман, повесть, рассказ), в лирике становятся второстепенными, - важна трактовка поэтом того, что он непосредственно видит, его эмоциональное восприятие окружающего, в частности, природы. В лирике господствует образ-чувство или образ-состояние. В какие-то исключительные моменты своей внутренней жизни поэту свойственно по-особому воспринимать и оценивать то, что происходит во внешнем мире. У Тютчева острое переживание таких особых моментов происходит обычно в вечерние, сумеречные часы.

Обратимся к его стихотворениям 1830-ых гг. (тексты проецируются на экране). Ведущий выразительно читает стихотворение:

Вечер мглистый и ненастный...

Чу, не жаворонка ль глас?.. Ты ли, утра гость прекрасный, В этот поздний, мёртвый час?.. Гибкий, резвый, звучно-ясный, В этот мёртвый, поздний час,

Как безумья смех ужасный, Он всю душу мне потряс!.. [6]

Разбор стихотворений строится на вопросах и ответах. Задача ведущего

- приблизить ответы школьников к максимально близкому пониманию текста, привлечь внимание к его художественным особенностям. Попутно поднимается вопрос о том, как правильно читать вслух стихотворения.

Учащимся предлагается подумать, какие признаки именно лирического произведения мы наблюдаем в приведённом стихотворении? Какие художественные средства усиливают выразительность текста, отражают силу и глубину переживаний поэта в поздний ненастный вечер?

Ответ: Это повторы с перестановкой слова («В этот поздний, мёртвый час», а через строку - «В этот мёртвый, поздний час»); метафорический эпитет «мёртвый час», эпитеты «вечер мглистый», «смех ужасный»; синтаксические фигуры - многоточия, вопросительные и восклицательный знаки. (Обратить особое внимание на роль многоточий в этом стихотворении).

Вопрос: чем так потрясён был поэт?

Ответ: звонкий голос жаворонка кажется ему звуком из другого мира. Следует подчеркнуть субъективность данного переживания: не каждый человек, даже поэт, так остро почувствует этот диссонанс и воспримет «глас жаворонка» как «безумья смех ужасный».

Тютчева всегда притягивало и одновременно пугало сумеречное время, наводящее его на глубокие драматические раздумья о тайнах природы и человеческого бытия.

Обратим внимание, что изобразительное начало сосредоточено в первой строке стихотворения. Далее текст имеет всецело выразительный характер: чувства, которые хочет выразить автор, состояние души поэта можно пережить вместе с ним, или вовсе ничего не понять. Чтобы сопереживать поэту, читатель сам должен обладать определённой поэтической чуткостью, тонкостью души.

Важно отметить небольшой объём стихотворения - в нём выражено переживания мига. Если бы автор стал подробно описывать свои чувства, стихотворение не имело бы такой силы воздействия на читателя, мы не почувствовали бы его мощного эмоционального заряда.

Перед нами другое «сумеречное» стихотворение «Тени сизые смесились...», напечатанное впервые под заглавием «Сумерки». Переходные, промежуточные состояния в жизни природы всегда особенно волновали поэта.

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул -Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальный гул... Мотылька полёт незримый Слышен в воздухе ночном... Час тоски невыразимой!.. Всё во мне и я во всём!.. Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, тёмный, благовонный, Всё залей и утиши. Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай! [6]

В этом стихотворении проявилось пантеистическое начало миросозерцания Тютчева 1830-ых гг., когда он ощущал единство своего сознания со всей бесконечностью мира и свою личность как частицу вселенского целого. Для пантеиста Бог как бы растворён в природе, это некое безликое начало.

Поэт передает угасание всех зрительных образов с наступающей темнотой. Обратим внимание на гениальный тютчевский эпитет «тени сизые». Это смешанный цвет. По словарю В. Даля: «черный с просинью и

белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий, с голубой игрою». Он способствует ощущению слияния света и тьмы в сгущающемся сумраке.

Идею слияния души поэта с «дремлющим миром» подчёркивает звуковое (фонетическое) созвучие (аллитерация). Вспомним, что такое аллитерация.

Вопрос: какой образ особенно выделяется в этом стихотворении?

Ответ: «Мотылька полёт незримый/ Слышен в воздухе ночном». Выразительность этого образа: невидимый полёт мотылька можно только услышать. Этот образ знаменует момент высшей концентрации внутренней жизни поэта, предельную обострённость его чувств.

Вопрос: почему в этот сумеречный час поэт ощущает такую «невыразимую тоску»?

Ответ: он чувствует себя ничтожно малым и беспомощным существом перед бездной космоса, которая открывается во всей своей необъятности и готова поглотить его. Человек - крохотная частичка этого огромного мира, слившись с которым, он перестанет чувствовать свою индивидуальность.

Вопрос: «вкусить уничтоженья»... В чём оригинальность этого выражения? Казалось бы, полярные, несовместимые понятия здесь сочетаются... Этот художественный приём называется ... как? -«оксюморон». Что хочет выразить поэт с помощью этого приёма?

Ответ: растворение в дремлющей природе даст возможность ощутить своего рода сладость от отсутствия мучительного сознания личного одиночества перед лицом смерти, перед лицом вечности. (Попытка уйти от самого себя, отказаться от своего «я»; растворение во времени и пространстве сотрёт грань между «я» и «не я»). Тютчев испытывает и ужас перед мраком ночи, тёмной бездной, и в то же время - влечение к этой бездне. (Сладкий ужас - это тоже оксюморон).

Вопрос: какие ещё художественные приёмы использованы в этом стихотворении?

Ответ: «звук уснул» Это - метафора, точнее - олицетворяющая метафора. «Метафора» - образ, основанный на употреблении слов в переносном значении (переносятся свойства живого существа на неживое). Метафоры усиливают эмоциональную выразительность речи, что особенно важно в поэзии. Сумрак, который «льётся» «в глубь души» поэта.

Переполненные «через край» чувства (неназванное, скрытое сравнение в основе этой развёрнутой метафоры).

Вопрос: какие характерные для поэтической речи определения обнаруживаются в этом стихотворении?

Ответ: эпитеты: «сумрак тихий, сумрак сонный».

Значительна роль многоточий в этом стихотворении (поэт как бы прислушивается к полёту мотылька).

Задание на дом: найдите примеры метафор в пейзажной лирике Тютчева и объясните их применение поэтом. (Хорошо бы завести специальную тетрадь по изучению лирики Тютчева).

Л.Н. Толстой не мог без слез читать стихотворения «Тени сизые смесились...» - такие сильные ассоциации с его собственно чувствами оно вызывало. А.Б. Гольденвейзер вспоминал, как Толстой наизусть цитировал это стихотворение: «Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался» [1]. Так и мы должны читать стихи, помня, что это не театральный монолог - не надо разыгрывать произносимые слова, сопровождая их интенсивными жестами; при чтении необходимо соблюдать ритм стиха.

Прочтем стихотворение «День и ночь» (кон. 1830-ых гг.). Поэт разорван между двумя мирами: «светозарным», «отрадным» дневным со всей полнотой земной жизни, со всеми её радостями, и таинственным миром ночным, ужасающим и, вместе с тем, влекущим своей «роковой бездной». «В ночи всемирного молчанья» он болезненно осознаёт непрочность и

хрупкость человеческого бытия. Страх перед неизбежным исчезновением проходит трагическим лейтмотивом через всё творчество Тютчева.

Проделав краткий анализ «сумеречных» стихотворений Тютчева, можно убедиться в верности утверждения И.С. Тургенева: «...каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого... мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно» [5]. ( Из статьи «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева»).

Ведущий: Картины природы всегда вызывают в душе поэта определённые размышления и переживания. Порой в его воображении рождаются символические образы, через которые раскрывается суть внешних явлений.

Так в стихотворении «Ночное небо так угрюмо...» зрелище ночной грозы предстаёт поэту как сражение неких демонических сил. Он стремится запечатлеть эти миги таинственных свершений. Тютчев идёт от непосредственного описания грозового неба (приметы дальней грозы -вспыхивающие «зарницы огневые», то есть, молнии). Но вот при очередной вспышке завеса приоткрывается, и происходящее в ночном небе кажется уже знаками чего-то более глубокого, таинственного и грозного. В символическом образе «глухонемых» демонов выражается мирочувствие, мироощущение поэта. Гроза интересует Тютчева не как природное явление, но как непостижимая «беседа» злых духов, решающих на высоте какое-то «таинственное дело».

В стихотворении используются метафорические эпитеты, придающие ему особую выразительность: «вялый, безотрадный сон», «угрюмое небо», «чуткая темнота».

Природные проявления могут ассоциироваться у поэта с жизнью души человека (об этом мы будем говорить во второй части нашего занятия). Но природа может представать в лирике Тютчева и как «божественное Нечто», непостижимое, необъятное и вечное. (Именно такой изображена она на знаменитом полотне И.И. Левитана «Над вечным покоем»).

Безразличная к судьбе человека, она может казаться Тютчеву загадочным Сфинксом (см. стихотворение «Природа - сфинкс.»).

Поэта постоянно волновал диссонанс между ежегодно возрождающимися силами природы и бренностью человеческого бытия. Этот диссонанс ярко проявился в стихотворении 1865 г. «Певучесть есть в морских волнах...». Возникающий в нём символический образ «мыслящего тростника» восходит к афоризму французского философа XVIII века Б. Паскаля: «Человек не более, как самая слабая тростинка в природе, но это -тростинка мыслящая». Подумайте, почему Л. Толстой отметил это стихотворение буквами «Т.Г», что значит «Тютчев» (мысль и форма, присущие именно Тютчеву) и «Глубина». В чём состоит разлад человека с природой, и почему «ропщет мыслящий тростник»?

Одна из возможных тем домашнего сочинения может быть озаглавлена строками поэта: «Природа знать не знает о былом, / Ей чужды наши призрачные годы.» (стихотворение «От жизни той, что бушевала здесь...») Выводы

Анализ приведённых стихотворений показал, что поэзию Тютчева нельзя разделять на пейзажную и философскую. Лирика природы у него всегда наполнена философским содержанием, раздумьями над вечными вопросами бытия. Наблюдаемые природные явления всегда служат Тютчеву для выражения какой-то сокровенной мысли; происходящее во внешнем мире вызывает в душе поэта глубоко переживаемые размышления о сути земного существования, приводит к определённым умозаключениям и широким обобщениям.

Вторая, практическая часть занятия

Перед выходом на природу школьники получают три карточки с распечатанными на них текстами трёх стихотворений Ф.И. Тютчева. Учащимся предлагается вжиться в мир природы, посмотреть на пруд и холмы, пройтись по липовой аллее. Цель этой прогулки: наблюдая природу в усадебном парке, ощутить, какие чувства, мысли, настроения она навеет.

Весной можно обратиться к стихотворениям «Еще земли печален вид.», «Весенние воды», «Нет, моего к тебе пристрастья...», текст которых должен быть запечатлён на полученных карточках. Весенние стихотворения поэта свидетельствуют о его страстной любви к жизни.

Предположим, что стоит сентябрь или начало октября. В этом случае школьники берут карточки со стихотворениями «Осенний вечер» («Есть в светлости осенних вечеров...»), «Обвеян вещею дремотой...» и «Листья». После прохода по парку группа усаживается на северной площадке. Дается время для знакомства с полученными текстами. Учащимся предлагается выбрать из трёх предложенных «осенних» стихотворений Тютчева то, которое наиболее соответствует пережитому ими в ходе общения с природой настроению. Попробуем разобраться в сделанном учениками выборе. Прочтем вслух выбранное стихотворение (ведущий может попутно напомнить, как правильно читать стихи, скорректировать чтение школьника).

При обращении к двум первым стихотворениям следует обратить внимание на то, что в них звучит общий мотив тихого страдания увядающей природы и клонящейся к закату жизни человека. Поэт видит «умильную, таинственную прелесть» в «кроткой улыбке» природы и в «божественной стыдливости страданья» разумного существа.

Вспомним, что милая сердцу Пушкина осенняя пора вызывала в его поэтическом воображении образ чахоточной девы. Обратим внимание на выразительные эпитеты в тютчевском стихотворении: «зловещий блеск», «багряные листья», «томный шелест», «тихая лазурь», «грустно-сиротеюшая

земля». Они создают определённое минорное настроение, способствуют эмоциональному восприятию этого лирического шедевра.

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой.» еще более эмоционально окрашено: восклицательные интонации передают чрезвычайную взволнованность поэта картиной умирания природы. Эмоциональному накалу служат повторы: «так немощно, так хило». Многоточия выражают глубину и силу переживания, невыразимость всех нахлынувших на поэта чувств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратим внимание на олицетворяющую метафору «полураздетый лес грустит». Найдём в стихотворении другие средства выразительности.

Вопрос: Почему «дремота», которой «обвеян» осенний лес, названа «вещей»?

Ответ: осеннее увядание природы воспринимается поэтом как таинство: приоткрывается новый лик её, иная - прощальная красота. В этой «вещей» дремоте - предощущение зимы, погружающей природу в некий волшебный сон. Замирание зимой и возрождения весной - великая тайна природы, отделяющая её от смертного человека.

Вопрос: согласны ли вы с комментарием Некрасова к стихотворению «Осенний вечер» (1830)? Автор посвящённой Тютчеву статьи пишет: «Каждый стих его хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблён. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце... » [4].

Практическое задание. Группа возвращается в зал. Перед учащимися - репродукция с полотна И. Левитана «Октябрь (Осень)» 1891 г. (Можно использовать компьютерные изображения на мониторе).

Предварительное слово педагога. Понятие «пейзаж» зародилось в живописи. Существуют внутренние связи между живописью и искусством слова, которые особенно ощутимы в создании поэтом и художником картин природы. Известно, что многие поэты были неплохими художниками (вспомним кавказские пейзажи Лермонтова, блестящие зарисовки Пушкина).

Художник, как и поэт, может создавать лирические пейзажи. Это происходит, когда он преображает объективную реальность, внося в неё своё настроение, своё переживание, придаёт создаваемой картине мира определённую эмоциональную окраску.

И. Левитан считается основоположником «пейзажа настроения», многие называли его «поэтом в живописи»: он умел передавать в красках тончайшие настроения, чаще всего грустные или тревожные. В поздний период творчества, образ природы у Левитана всё больше наполняется философским подтекстом. Это особенно роднит его с философской лирикой природы Тютчева. Как поэт, так и художник стремились донести до читателя и зрителя сокровенную тайну природы, всю полноту человеческих чувств при её восприятии. (Левитан очень любил стихи Тютчева, часто цитировал их своим ученикам).

Сравним наши впечатления от осеннего стихотворения Тютчева «Обвеян вещею дремотой.» (1850) и пейзажа И. Левитана «Октябрь» (1891). Как эти лирические пейзажи перекликается по настроению? Какие признаки увядания природы можно заметить в работе Левитана? Какие чувства они вызывают в душе художника?

Ответ: поникшие золотистые ветви берёз, полуоголённые деревья, поблекшая трава, серовато-голубое небо. Эти детали создают настроение тихой грусти в мире природы, которое передаётся зрителю. К. Паустовский писал, что на всех осенних пейзажах Левитана «лучше всего передана печаль прощальных дней. ».

И для поэта, и для художника важно передать общее впечатление от подмеченного ими в природе. Поэтому нет развёрнутых описаний с

конкретными предметными подробностями в стихотворении Тютчева, не выписывает все детали изображаемого в своих лирических пейзажах и Левитан. Однако, оба достигают максимальной выразительности своих произведений.

Комментируя пейзаж художника, подумайте, какие эпитеты из стихотворения Тютчева можно взять для описания работы Левитана?

Домашнее задание: написать небольшое сочинение по сравнительному анализу стихотворения Тютчева «Осенний вечер» и картины Левитана «Золотая осень». Эпиграфом к нему возьмите строку стихотворения Тютчева. (Для рассмотрения картины художника следует сходить в Третьяковскую галерею). Лучшее сочинение будет зачитано на итоговом вечере.

В третьей части учебного дня в музее школьникам проводится экскурсия с литературным уклоном по первому этажу Главного усадебного дома (на 45-50 минут), где жизненный и творческий путь поэта будет кратко представлен рассказом экскурсовода с опорой на окружающие экспонаты. Среди них много драгоценных меморий, семейных реликвий, к которым прикасалась рука поэта. В Кабинете можно увидеть портреты самого Фёдора Ивановича в разном возрасте, выполненные известными фотографами, портреты членов семьи поэта, прижизненные издания его стихотворений, привезённый из Петербурга письменный стол Тютчева и много других интересных вещей.

Кабинет двух поэтов в экспозиции Мурановского музея (фотография А.В. Котуранова).

Прощаясь с учащимися, следует напомнить им домашнее задание и пожелать ещё не один раз посетить Мурановский музей, чтобы познакомиться со всеми его богатствами. Литература

1. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. Гослитиздат, 1959. С. 56-57.

2. Джанджугазова Е.А. Портфолио студента - успешный путь к работодателю. Современные проблемы сервиса и туризма. 2007.№1, с. 76-83.

3. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: проект ФГУВПО РГУТиС «Живая карта России». Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. №3.с.66-72.

4. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем, т. 1Х, М, 1950. С. 207.

5. Тургенев И.С. Полн. собр. Соч. и писем. Т.У. М. -Л., изд-во АН СССР,1963. С. 426.

6. Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах, т.1, М., изд-во «Правда», 1980. Стихотворные тексты цитируются по этому изданию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.