Научная статья на тему 'Чем интересен музей-усадьба для современного человека? к вопросу об истории музеев-усадеб в России'

Чем интересен музей-усадьба для современного человека? к вопросу об истории музеев-усадеб в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2264
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСАДЬБА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ / МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEMORIAL ESTATE / LITERATURE MUSEUM / MEMORIAL MUSEUM / MUSEUM COMPLEX AND MUSEUM ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морозова Надежда Георгиевна

Статья посвящена вопросам музееведения и туризма. Рассматривается проблематика зарождения и развития литературных музеев-усадеб, в т. ч. в контексте мемориального музея. Проводится историческая и аналитическая оценка значения усадьбы для поэтов и прозаиков в XIX в. Прослеживается идея усадебной культуры от основания традиции в конце XVII в., ее функций в XVIII в. и до представления в произведениях «золотого века» русской литературы. В статье систематизируется структура усадебного комплекса, прослеживается ее эволюция с XVIII и до нач. ХХ в. Приводится характеристика разных видов усадеб, их историческая и современная актуальность. Деятельность музея-усадьбы и музея-заповедника представляет собой целый комплекс задач, которые ставят перед собой и решают хранители музея, аниматоры и экскурсоводы. Особую ценность представляют программы досуга для одиночных посетителей и семейных групп. В статье дается характеристика и отмечаются основные особенности литературной усадьбы. Показаны основные черты подмосковной усадьбы «Мураново» как уникального памятника усадебной европейской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN INTEREST OF A MEMORIAL ESTATE FOR MODERN PEOPLE. SOME ASPECTS OF THE HISTORY OF MEMORIAL ESTATES IN RUSSIA

The article is dedicated to some problems of museum activity and tourism. The main idea of the work is conception and development of a literature museum in memorial context. There is historical and analytic review of a real meaning of Russian country estate for poets and writers in the 19 th century in the article as well as a cultural aspect: from the basement of the traditions in country estate life at the end of the 17 th century, through its functions in the 18 th century, and at the end presentation of country estate culture in the literature of golden age in Russia. The article classifies the structure of the memorial estate complex, observes Russian country estate evolution from the 18 th till the early 20 th century, defines several types of Russian country estate and its historical and current importance. A memorial estate or reserve museum activity represents a comprehensive approach which is realized by museum keepers, animators and guides. A special thing is an excursion for single visitors or family groups and individual programs. The article characterizes the activities of the literature memorial estate and defines a specialization of its projects. The State Tyutchev Memorial estate «Mouranovo» is considered as a unique museum represented in European tradition of memorial estate culture.

Текст научной работы на тему «Чем интересен музей-усадьба для современного человека? к вопросу об истории музеев-усадеб в России»

УСАДЬБЫ СЕВЕРНОГО ПОДМОСКОВЬЯ -ТУРИСТСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ

УДК 069:728.83(470) DOI: 10.12737/11400

Морозова Надежда Георгиевна

Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева» (Пушкинский р-н, Московская обл., Российская Федерация); к-т искусствоведения, зам. директора по научной работе; e-mail: [email protected]

ЧЕМ ИНТЕРЕСЕН МУЗЕЙ-УСАДЬБА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА? К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ МУЗЕЕВ-УСАДЕБ В РОССИИ

Статья посвящена вопросам музееведения и туризма. Рассматривается проблематика зарождения и развития литературных музеев-усадеб, в т.ч. в контексте мемориального музея. Проводится историческая и аналитическая оценка значения усадьбы для поэтов и прозаиков в XIX в. Прослеживается идея усадебной культуры от основания традиции в конце XVII в., ее функций в XVIII в. и до представления в произведениях «золотого века» русской литературы. В статье систематизируется структура усадебного комплекса, прослеживается ее эволюция с XVIII и до нач. ХХ в. Приводится характеристика разных видов усадеб, их историческая и современная актуальность.

Деятельность музея-усадьбы и музея-заповедника представляет собой целый комплекс задач, которые ставят перед собой и решают хранители музея, аниматоры и экскурсоводы. Особую ценность представляют программы досуга для одиночных посетителей и семейных групп. В статье дается характеристика и отмечаются основные особенности литературной усадьбы. Показаны основные черты подмосковной усадьбы «Мураново» как уникального памятника усадебной европейской культуры.

Ключевые слова: усадьба, литературный музей, мемориальный музей, музейный комплекс и его деятельность.

Усадьба и усадебная культура имеет не столь и долгую, но знаменательную историю - всего около 400 лет (от XVII до нач. XX вв.). Этот период ознаменован европейской ориентацией России, когда знания в архитектуре, агрокультуре и ландшафтном дизайне обрели форму не только функциональную, но и репрезентативную. При Петре I дворяне получали земли под поместье для того, чтобы построить не только дом (согласно древней традиции), высадить там не одно дерево, а целый сад и парк, и вырастить наследников, но и показать, что владельцы усадьбы - носители новой культуры, быта, понимания роли человека в геополитике своей страны. Все это проявилось в усадебных проектах -как архитектурных, так и ландшафтных. Стремления Петра Великого к сближению с Европой отразились и в становлении усадебной культуры в последующие столетия.

Заметны влияния европейской культуры на уклад жизни и образ мыслей русской аристократии XIX в. Но именно в усадьбах сохранялись и патриархальные традиции. Молодой дворянин, как правило, воспитывался и приобретал значительные познания в своём родовом усадебном «гнезде», а порой, как например А. С. Пушкин, пребывал в деревенской глуши, как в ссылке. Обширные усадебные библиотеки, заграничные учителя, пример старшего поколения, постоянное общение с природой способствовали полноценному и гармоничному развитию личности. Романтический дух русской усадьбы второй четверти XIX ст. побуждал поэтов и прозаиков воспевать её в стихах, романах и повестях.

История термина «усадьба» восходит еще к древней традиции использования слов «сад», «садить», «усадить». Для современного понимания эти слова не потеряли

своего прямого значения с точки зрения семантики и морфологии этого слова. «Сад» означает результат, состояние; «садить» как глагол несовершенного вида означает действие в его развитии; а «усадить» - значит окончательно поставить, разместить, утвердить в определенном положении. Таким образом, усадьба - это определённая стабильность, надёжный оплот. Все три значения и составляют особенности субкультуры аристократии XIX в. Исторически XIX в.- это век осмысления цивилизаций в современной культуре, понимания эволюции, которую прошло человечество от культуры Древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья, Возрождения, эпох барокко и рококо, до классицизма и романтизма, найдя способы соединить этот опыт в историзме и превзойти его в раннем ар нуво. Все эти художественные реплики можно найти, например, в усадебной архитектуре загородных царских резиденций под Санкт-Петербургом (Египетский вход в Гатчинском дворце), и даже в купеческой усадьбе Колокольниковых в Тюмени (фасад с деревянной резьбой и архитектурными изысками модерна). Однако разнообразие стилей и отдельных заимствований неизбежно особым образом преломлялось на русской почве. Еще В. И. Даль отмечал при описании слова «усадьба» и его раннем упоминании, что «усадище», «усад» являются словами среднерусского происхождения и относятся к XVI - XVII вв., а «усадьба» - западного, и относится уже к XVIII - XIX вв. Однако оба понятия включают в себя не только территорию с садом и огородом, но и господский двор с многочисленными строениями.

Внешний облик усадьбы, равно как и все строения в нем, имеют также свои собственные этапы развития. Можно выделить четыре типа и периода в эволюции русской усадьбы, начиная с XVII в.: 1) боярская усадьба, где преобладал старообрядческий уклад (за редкими исключениями ее центр составлял теремной дворец с постройками); он не смог устоять под натиском никоновской реформы даже в сибирской глубинке; 2) помещичья усадьба XVIII-XIXвв., которая, несмотря на разорения на заре Советской республики и частое ее использование под культурно-оздоро-

вительные комплексы в советское время, сохранилась в своих лучших образцах под Москвой и С.-Петербургом, в Псковской, Новгородской, Тульской, Брянской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской, Ярославской, Ростовской и других областях России до наших дней; 3) городская усадьба XVIII - XIX вв., оставшаяся без особых изменений во многих провинциальных городах, до сих пор являющаяся оплотом и центром воспитания художественного и лингвистического вкуса своих горожан; 4) крестьянская усадьба, которая во всем своем многообразии не смогла бы сохраниться, если бы не предпринятая в ХХ в. попытка по сбору и сохранению этнографических памятников в единые комплексы, такие как Малые Корелы, Витославлицы, Лудорвай, Кижи и многие другие.

Мы остановимся, главным образом, на среднепоместных дворянских усадьбах XIX ст. Весь мир усадьбы выстраивался в соответствии с личным вкусом, желанием, идеалами её владельца. Но все же к типичным постройкам средней усадьбы относятся: барский дом и несколько жилых флигелей как для гостей, так и для прислуги, кухня, конюшня, амбар и ледник, оранжереи и теплицы, а также фруктовый сад. Кроме построек при усадьбе создавался ландшафтный парк с каскадом прудов или фонтанов, с аллеями, мостиками, затем с руинами, беседками и гротами.

В богатых и претендующих на особый статус аристократических усадьбах создавался обширный ландшафтный парк с каскадом прудов или фонтанов, с аллеями, беседками, мостиками через водоёмы и овраги; часто устраивались живописные руины и гроты. Для больших и средних усадебных комплексов характерно возведение на их территории церкви, при которых находились захоронения владельцев. Нередко рядом с церковью строилась видимая издали колокольня, служащая известным ориентиром на территории усадьбы.

Поэтическую атмосферу усадебного мира с его умиротворяющей природой, тишиной и обычным спокойствием жизни как нельзя точно отразила классическая русская литература XIX в. Достаточно вспомнить романы «Дворянское гнездо»

И. С. Тургенева или «Обрыв» И. А. Гончарова. Вольное и уединённое бытие в усадьбе побуждало к творчеству. Тихая усадебная жизнь знаменита по строкам А. С. Пушкина. Так, в романе «Евгений Онегин» поэт приводит идеалистическую картину жизни помещиков на лоне природы:

...Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали селы; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад...

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 2, ч. I

Именно в литературной усадьбе соединяются две стихии: быт и поэзия, земное и небесное, плоть и дух, мирское и божественное, наконец, Человек и Природа. Эти составляющие являются безусловной основой для музейной жизни, в ее выставочных проектах, экскурсионной деятельности, специальных программах, фестивалях, праздниках и мастер-классах, а также для сохранения уникального усадебного пространства, которое привлекает в него посетителя и раскрывает суть русской культуры, соединяя ее традиции через века.

Природа всегда была неотъемлемой составляющей усадебного бытия. Чрезвычайно важна была она и для нескольких поколений обитателей Муранова, которые так много заботились о саде, парке, что это нашло отражение в их семейной переписке и старых альбомных фотографиях.

Навсегда ушедший в прошлое многообразный мир поместий просвещённого дворянства России - это поистине культурный феномен. В наши дни усадебные музеи пытаются хотя бы отчасти сохранить в своих стенах тот образ жизни творческой дворянской интеллигенции, в котором

было так много возвышенного, духовного, поучительного. Огромное значение в наше непростое время имеет сохранение исторического усадебного пространства, охранных зон музея, без чего невозможно реконструировать усадебный комплекс во всей его полноте, объёме, во всей его неповторимой красоте.

Сегодня мы находимся в процессе больших преобразований в сфере музейных технологий. Многие музеи разрабатывают разного рода мультимедийные и прочие новаторские проекты, направленные на максимальное привлечение современного экскурсанта. Однако, думается, никакие технологические новшества не сравнятся по силе воздействия с созерцанием пейзажа, воспетого в своё время Е. Боратынским (он открывается из южных окон мурановского дома):

Я помню ясный, чистый пруд; Под сению берез ветвистых, Средь мирных вод его три острова цветут; Светлея нивами меж рощ своих волнистых За ним встает гора, пред ним в кустах шумит И брызжет мельница. Деревня, луг широкий А там счастливый дом... туда душа летит...

Е. А. Боратынский, «Есть милая страна, есть угол на земле...»

Не только природа, но и архитектура, и коллекция музея интересны для современного посетителя. Во многие усадьбы,, построенные в XVIII и XIX вв., приглашались знаменитые и неординарные архитекторы, а увлеченные философией и просвещением владельцы, по примеру Петра I, участвовали в художественном решении своих загородных резиденций, собирали там блистательные коллекции редких книг, фарфора, старинных часов, бронзы и предметов декоративно-прикладного искусства, графику и живопись. В больших гостиных появлялись портретные галереи с изображениями владельцев и их знаменитых родственников, роскошные и милые вещицы из заграничных путешествий, портреты русских царей при которых служил их род, и прочее, и прочее.

Почтенный замок был построен, Как замки строиться должны: Отменно прочен и спокоен Во вкусе умной старины. Везде высокие покои, В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 2, ч. II

Для современного посетителя усадебных музеев весьма поучительным окажется рассказ о том, как решались проблемы отцов и детей в прежние времена, как младшие поколения свято хранили память своих отцов и дедов, как следовали их заветам в жизни. Этот пример - хороший урок для нашего молодого поколения. Актуальность данной проблемы никогда не будет утрачена. Для многих поездки в музей-усадьбу на целый день означает полное погружение не только в среду XIX в., но и в среду своей собственной семьи. Посмотреть на шедевры коллекции такого музея можно в очень редких случаях а, например, музей-заповедник Усадьба «Мураново» - уникальное исключение, где сохранилась большая часть предметов интерьера на своих местах, в тех самых пропорциях и симметрии архитектоники, в которой жили ее владельцы в XIX ст. Для таких музеев важны одиночные или семейные посетители и, соответственно, именно для них разрабатываются отдельные специальные программы по культуре быта в усадьбе. Для увеличения посещаемости и туристического потока в музее появляется довольно много проектов на открытом воз-

духе, с использованием не только главного барского дома. В Муранове это крокет и званные обеды в Амбаре, концерты на открытых площадках и «Поэтическая веранда», не говоря уже о Масленице зимой, празднике Сенокоса летом, «Дне варенья» осенью. Их сезонность «работает» на понимание круглогодичной жизни в усадьбе, напрямую зависимой от природы и погодных условий.

Одним из важнейших факторов сохранения культуры усадьбы является заложенная в нее традиция их основателями. Имена владельцев и их деятельность в истории литературы и искусства также являются основой для планирования музейной деятельности. Абрамцево и Талашкино стали центрами культурной жизни для окружающих их селений и городов, а Пушкинские горы и Коктебель - местами паломничества студентов художественных вузов и филологов, молодых литературоведов и лингвистов. Стоит отметить, что музей-усадьба до последнего времени оставалась местом для индивидуальных групп интеллектуалов, семей, увлеченных духовным развитием своих чад, и школьных экскурсий. Массовые посещения таких мест скорее относились к государственной программе по обеспечению досуга рабочим коллективам с помощью профсоюзных организаций

Рис. 1 - Д.В. Путята «Мураново. Усадебный дом и луг перед ним». 1868 г. Акварель (из фондов музея)

в советское время. Сегодня мы находимся в процессе больших преобразований в сфере музейных технологий. Музеи-заповедники и музеи-усадьбы на сегодняшний день имеют свои уже традиционные экскурсионные программы по территории и постройкам; многие предметы, находящиеся в экспозиции и фондах, прошли процесс научной обработки в виде описаний, уточнений, систематизации и публикаций; вопрос сохранения усадьбы уже сводится к тому, чтобы уберечь внешний вид, пейзаж и земли вокруг усадьбы от современных застроек и получить государственную и законодательную поддержку в этом.

На сегодняшний день усадьбы активно рассматриваются в контексте туристического ресурса. Многие усадебные земли с остатками парков выкупают потомки владельцев, как например в Вологодской области усадьба «Хвалевское» или в Ярославской области усадьба Леонтьевых, где парк и усадьбу владельцы готовы рассматривать как культурный центр, оставляя за собой право владения. Более того, многие усадьбы выкупаются и передаются в льготную аренду коммерческим организациям для восстановления и организации таких проектов, как «Исторический отель», «Эко-парк» и проч. Такие изменения в подходе сохранения усадебных комплексов могут возродить как дом и парк, так и культурную, творческую жизнь в провинции.

Усадьба «Мураново» является уникальным памятником усадебной культуры, который в 1919 г. стал музеем, в 1920 г.

открылся для посетителей с интерьерами и коллекцией из наследия семьи Тютчевых. Его первым и вторым директорами были наследники последних владельцев из семьи Тютчевых вплоть до 1984 г. Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в сохранении как усадебного комплекса, так и обстановки внутри дома, особой атмосферы дворянского гнезда и полноты блистательной коллекции предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства, мебели, старинных часов, светильников, предметов быта и проч.

Усадьба «Мураново» сегодня представляется как перспективная составляющая индустрии туристических услуг Подмосковья с главным домом, прудом, лугом, парком и музейным амбаром, где рассказывают об усадебных угощениях по рецептам начала и середины XIX в., читают стихотворения Е.А. Боратынского и Ф. И. Тютчева, ведут научные дискуссии о строках Тютчева «... Умом Россию не понять...» и учат, как хранить семейные традиции, не забывая об истинной дипломатии даже при игре в крокет. Как написал М. Волошин на одном из своих крымских пейзажей, подаренных при посещении Муранова в 1923 г.: «...память о посещении этих мест, священна для русского поэта»1.

1 Эта дарственная надпись сделана поверх акварели М. Волошина «Окрестности Коктебеля» в правой нижней части композиции крымского пейзажа с грядой гор и озером в голубовато-коричневых тонах (Инв. № ОГ-196, КП-2813)

Список источников:

1. Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. М.: ОГИ, 2008. 544 с.

2. Новиков В. Русская литературная усадьба. М.: Ломоносовъ, 2012. С. 129-136.

3. Памятники Отечества: иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры / Сост. Т. А. Князева, Е. А. Потапова. № 58 «Музеи России». Мураново. 2003.

4. Полякова М.А., Савинова Е. Н. Русская провинциальная усадьба. XVII - начало ХХ века. М.: Ломоносовъ, 2011. 264 с.

5. Пушкинъ А. С. Евгенш ОнЪгинъ, романъ въ стихахъ. СПб.: Въ Типографш Александра Смирди-на, 1833. 287 с.

6. Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 6 (22). 2000.

7. Тютчевский альбом / Сост. С. А. Долгополова, А. Е. Тарков. М.: Дом, 1994. 320 с.

8. Фролов А. И. Русская усадьба на пороге XXI века: Общество изучения русской усадьбы (1922 -нач. 1930-х гг.): Организация, состав, ведущие направления работы // Русская культура вне границ: Информационно-аналитический сборник. Вып. 6 / РГБ: НИО Информкультура; Государственная культурно-досуговая ассоциация России. М., 1996.

Nadezhda Morozova

State Tyutchev Memorial estate «Mouranovo» (Moscow region, Russia); PhD in Art history, Deputy Director for Science and Research Programs

THE MAIN INTEREST OF A MEMORIAL ESTATE FOR MODERN PEOPLE. SOME ASPECTS OF THE HISTORY OF MEMORIAL ESTATES IN RUSSIA

The article is dedicated to some problems of museum activity and tourism. The main idea of the work is conception and development of a literature museum in memorial context. There is historical and analytic review of a real meaning of Russian country estate for poets and writers in the 19th century in the article as well as a cultural aspect: from the basement of the traditions in country estate life at the end of the 17th century, through its functions in the 18th century, and at the end presentation of country estate culture in the literature of golden age in Russia. The article classifies the structure of the memorial estate complex, observes Russian country estate evolution from the 18th till the early 20th century, defines several types of Russian country estate and its historical and current importance.

A memorial estate or reserve museum activity represents a comprehensive approach which is realized by museum keepers, animators and guides. A special thing is an excursion for single visitors or family groups and individual programs. The article characterizes the activities of the literature memorial estate and defines a specialization of its projects. The State Tyutchev Memorial estate «Mouranovo» is considered as a unique museum represented in European tradition of memorial estate culture.

Keywords: memorial estate, literature museum, memorial museum, museum complex and museum activity.

References:

1. Dmitrieva E. E., Kuptsova O. N. Zhizn' usadebnogo mifa: Utrachennyi i obretennyi rai [Life of the estate myth: Paradise Lost and Found]. M.: OGI, 2008. 544 p.

2. Novikov V. Russkaia literaturnaia usad'ba [Russian literary estate]. M.: Lomonosov, 2012. pp. 129-136.

3. Pamiatniki Otechestva: illiustrirovannyi al'manakh Vserossiiskogo obshchestva okhrany pamiatnikov istorii i kul'tury [Monuments of the Motherland: an illustrated anthology of the Russian Society for Protection of Monuments of History and Culture] / Sost. T. A. Kniazeva, E. A. Potapova. № 58 «Muzei Rossii». Muranovo. 2003.

4. Poliakova M.A., Savinova E.N. Russkaia provintsial'naia usad'ba. XVII - nachalo XX veka [Russian provincial estate. XVII - the beginning of the twentieth century]. M.: Lomonosov, 2011. 264 p.

5. Pushkin A. S. Evgenii Onegin, roman v stikhakh [Eugene Onegin, a novel in verse]. SPb.: V Tipografii Aleksandra Smirdina, 1833. 287 p.

6. Russkaia usad'ba: Sbornik Obshchestva izucheniia russkoi usad'by [Russian estate: Collection of Society for the Study of Russian estate]. Vyp. 6 (22). 2000.

7. Tiutchevskii al'bom [Tiutchev album] / Sost. S. A. Dolgopolova, A. E. Tarkov. M.: Dom, 1994. 320 p.

8. Frolov A. I. Russkaia usad'ba na poroge XXI veka: Obshchestvo izucheniia russkoi usad'by (1922 - nach. 1930-kh gg.): Organizatsiia, sostav, vedushchie napravleniia raboty [Russian estate on the threshold of XXI century: the Society for the Study of Russian estate (1922 - beg. of the 1930 s.) The organization, composition, the leading areas of work] // Russkaia kul'tura vne granits: Informatsionno-analiticheskii sbornik. Vyp. 6 / RGB: NIO Informkul'tura; Gosudarstvennaia kul'turno-dosugovaia assotsiatsiia Rossii. M., 1996.

Рис. 2 - Главный дом усадьбы Ф. И. Тютчева «Мураново» (западный фасад)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.