Научная статья на тему 'Урок окружающего мира «Арктика. Зона арктических пустынь. Способы получения и применения информации при изучении новой темы»'

Урок окружающего мира «Арктика. Зона арктических пустынь. Способы получения и применения информации при изучении новой темы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1074
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / УУД / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ФГОС НОО / WORK WITH INFORMATION / ACU / WORLD / GEF DOE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибрахманова Ирина Юрьевна, Черевко Ирина Михайловна

в современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причем на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Умение работать с информацией это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам. Совершенно очевидно, что формировать универсальные учебные действия предстоит и в урочной, и во внеурочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок окружающего мира «Арктика. Зона арктических пустынь. Способы получения и применения информации при изучении новой темы»»

Урок окружающего мира «Арктика. Зона Арктических пустынь. Способы получения и применения

информации при изучении новой темы» Хабибрахманова И.Ю.1, Черевко И.М.2

1Хабибрахманова Ирина Юрьевна /Habibrahmanova Irina - учитель начальных классов высшей квалификационной категории; 2Черевко Ирина Михайловна / Cherevko Irina - учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ СОШ№7, г. Ноябрьск

Аннотация: в современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы/ с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения/ использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа/ причем на первой ступени, потому что первичный опыт работы/ с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны/ приобрести первичные навыки работы/ с информацией. Умение работа ть с информацией - это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам. Совершенно очевидно, что формировать универсальные учебные действия предстоит и в урочной, и во внеурочной деятельности.

Abstract: in modern society, every person has to constantly deal with the enormous flow of information. In order not to get lost in this thread, you must have the basic skills of information: search skills, analysis, processing, storage, use and application of information in the most efficient manner. School should teach it, with the first stage, because the primary experience with information is laid at this stage and becomes the key to successful learning in the future. Federal State Educational Standard primary education (GEF DOE) notes that as a result of the study all subjects without exception in primary school graduates should acquire basic skills to work with information. Ability to work with information - a universal educational action necessary not only to science lessons, but the lessons in all other subjects. It is obvious that the form of action to be universal education, and at the appointed and in extracurricular activities.

Ключевые слова: работа с информацией, УУД, окружающий мир, ФГОС НОО. Keywords: work with information, ACU, the world, GEFDOE.

Технологическая карта урока

Предмет Окружающий мир

Класс 4 класс

УМК Перспективная начальная школа

Тема: Арктика. Зона Арктических пустынь.

Тип урока по целеполаганию: Урок комплексного применения знаний и умений

Цель для учителя: Способы получения и применения информации при изучении новой темы

Цель урока для обучающихся: Формирование представления о зоне арктических пустынь; познакомить с географическим положением зоны; с растительным и животным миром; с экологическими проблемами.

Цель урока для учителя: Создание условия для формирования первичных представлений об арктической пустыне, как природной зоне.

Планируемые результаты Предметные результаты: - находить и показывать на карте зону арктических пустынь; - приводить примеры живых организмов арктических пустынь; узнавать их на рисунках (фотографиях); - оценивать деятельность людей в зоне арктических пустынь и раскрывать возникшие экологические проблемы; - давать характеристику зоны арктических пустынь по предложенному плану. Личностные результаты: - осознавать уникальность природы и животного мира арктических пустынь, ответственность человека за ее состояние; - формировать интерес к учебной деятельности с использованием элементов предметно-исследовательской деятельности; - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Метапредметные результаты: - понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока; - собирать информацию, обрабатывать и делать выводы; - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды; - использовать знаково-символические средства (карта, схема, модель, условные знаки) при выполнении учебных заданий; - готовить собственное сообщение по теме урока, используя различные источники информации; - взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; - формулировать выводы из изученного материала; - осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Формы работы Работа в парах, в группах, самостоятельная работа

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы Компьютер учителя, нетбуки учащихся, учебники, рабочие тетради, хрестоматия, энциклопедия, локальная сеть с беспроводным подключением Wi-Fi

Использованные Карта природных зон, карточки - помогайки, учебник, атлас - определитель, презентация, учебно-

ресурсы: познавательный фильм «Арктика»; аудио запись - «Песня про медведя» из кинофильма «Кавказская

-литература; пленница». Схемы: ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал + свой вопрос. Презентация в программе Microsoft Office

-дидактические PowerPoint.

материалы

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность Формируемые

обучающихся УУД

I этап. Приветствует Приветствуют учителя, Личностные:

Организацион обучающихся, создает настраиваются на урок. имеют желание

ный момент. эмоциональный настрой на учиться;

Самоопределен урок, мотивирует к уроку. сориентированы

ие к на участие в делах;

деятельности. правильно

идентифицируют

себя с позицией

школьника

II этап. - Прослушайте Слушают аудиозапись и Регулятивные:

Актуализация аудиозапись. Выделите определяют ключевые прогнозировать

знаний и ключевые слова, которые слова. предстоящую

фиксация помогут определить, о Отвечают на вопросы работу.

затруднений в какой природной зоне учителя. Коммуникативн

деятельности. пойдет речь. Формулируют тему и ые: умение

(Звучит отрывок «Песни учебную цель урока: слушать и

про медведя» из к/ф - познакомиться с понимать других.

«Кавказская пленница». зоной Арктических Познавательные:

пустынь; определять и осознанное и

Организует перекрестную показывать эту зону на произвольное

дискуссию по содержанию карте; речевое

аудиозаписи и побуждает - научиться высказывание в

детей к определению темы работать с разными устной форме;

урока: источниками с целью осуществление

- С какой природной извлечения информации по поиска

зоной связываете эти теме урока. необходимой

слова? информации (из

Учитель в позиции разных источников

консультанта побуждает и из собственного

обучающихся к принятию жизненного

учебных задач урока: опыта)

- Определите тему

нашего урока?

- Что бы вам хотелось

узнать?

Мы отправляемся с вами

туда,

Где царство холода,

снега и льда!

III этап. - Все ли вы знаете об Работают со схемой ЗХУ Коммуникативн

Учебно- Арктике? Ответить на этот (читают и отвечают на ые:

познавательна вопрос предлагаю вопрос из колонки (хочу слушать и

я «Мозговым штурмом». узнать): понимать других;

деятельность. - Положите перед собой 1. Что такое Арктика? строить речевое

Изучение лист-схему. Прочитайте (Вечный снег, лед, холод; высказывание в

нового вопросы. Запишите белые медведи; земная ось) соответствии с

материала ответы, используя Записывают варианты поставленными

(совместное ключевые слова. ответов. задачами;

«открытие» - Достаточно ли того, что 2. Где расположена зона оформлять свои

новых знаний). мы знаем сейчас? Арктических пустынь? Как мысли в устной

ее определить на карте? форме.

- Из каких источников мы Записывают в схеме. (На Познавательные:

можем узнать севере, за полярным извлечение

дополнительную кругом. На карте необходимой

информацию? природных зон по информации из

- Для начала предлагаю условному цвету). просмотренной

обратиться к учебнику. презентации;

Откройте на стр. 66-67. - Из учебника, дополнение и

Найдите ответ на 1-ый хрестоматии, интернета, расширение

вопрос. Дополните схему видео, аудио, радио. имеющихся

таблицы. Работают с учебником. знаний.

Читают текст, делают Регулятивные:

- Найдите ответ на 2-ой пометки, знаком (!) действуют с

вопрос. Дополните схему. отмечают новую для них учетом

- Чтобы уточнить место информацию на 1-ый выделенных

расположения зоны, чем вопрос. Записывают ответ в учителем

воспользуетесь? колонку (узнал). ориентиров,

- Найдите карту Записывают ответ на 2-ой адекватно

природных зон. Дополните вопрос в колонку (узнал). воспринимают

свой ответ. оценку учителя.

Рефлексия. Нужна карта природных

- С помощью каких зон. У нас есть в учебнике

источников вы получили на стр. 60-61.

информацию на вопросы

по теме урока? - С помощью учебника,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Вспомните цель нашего карты, от одноклассника, от

урока. учителя.

- Научиться получать

информацию по теме из

разных источников.

IV этап. - Предлагаю работу в Класс делиться на три Коммуникативны

Интеллектуаль группах. группы. е: принимают

но- - Вспомним правила Правила работы в группе другое мнение и

преобразовател работы в группах. (устно повторяются): позицию,

ьная - Задача каждой группы 1. Работать дружно. допускают

деятельность. исследовать и собрать 2. Спокойно существование

Усвоение информацию по заданной высказывать свое мнение. различных точек

новых знаний теме. 3. Терпеливо зрения.

и способов 1-ая группа выслушивать друг друга. Личностные:

действий на «Ботаники». 4. Общаться по делу, проявляют интерес

уровне Задача - подготовить и тихо спокойно, не мешая к новому учебному

применения в представить сообщение о другим парам. материалу.

измененной растительном мире 5. Распределить Регулятивные:

ситуации. Арктики. Заполнить роли. работать по

таблицу. (Приложение 4). предложенному

2-ая группа «Зоологи». Лидеры каждой группы учителем плану,

Задача - подготовить и получают дополнительный проговаривать по-

представить сообщение о материал и задание. следовательность

животном мире Арктики. Полученные знания друг действий на уроке;

3-ья группа «Арктика и для друга в групповой формулировать

человек». работе можно использовать вопрос (проблему,

Задача - подготовить и в заполнении нужной для затруднение) с

представить сообщение о вас информации своих которым

деятельности человека в схем. столкнулись

условиях Арктики. учащиеся,

Найдите дополнительный Представление продукта: оценивать

материал об Арктике в отчет группы «Ботаников»; сложившуюся

энциклопедии «Что такое. отчет группы «Зоологов»; учебную си-

Кто такой». (Том 1) , отчет группы «Арктика и туацию.

раздел «Арктика». человек».

Заполните карточку - Просмотр видеоролика

помогайку. «Арктика».

- На работу дается 5-7

минут.

Выступление групп.

Для обобщения знаний по

теме урока, посмотрите

видеоролик «Арктика».

Какую новую информацию

для себя извлекли?

V этап. - Предлагаю ответить на Работа на нетбуках. Личностные:

Диагностика вопросы теста по теме Тест «Арктика. Ледяная готовность

качества «Арктика. Ледяная зона». зона». оценивать свой

освоения темы учебный труд,

принимать оценки

учителя,

осознавать свои

трудности и

стремиться к их

преодолению.

Регулятивные:

умение выполнять

учебное задание в

соответствии с

целью;

контролировать

выполнение

действий, вносить

необходимые

коррективы (свои

и по совету

учителя);

оценивать

результаты

решения

поставленных

задач, находить

ошибки и способы

их устранения;

определять

успешность

выполнения своего

задания в диалоге

с учителем.

Познавательные:

умение

перерабатывать

полученную

информацию:

делать выводы в

результате

индивидуальной

работы.

VI этап. - Какая учебная цель Рефлексия по итогам Личностные:

Итог урока. стояла перед нами на работы: понимают

Рефлексивная уроке? Отвечают на вопросы. значение знаний

деятельность. - Смогли ли вы ее Определяют личную для человека и

выполнить? эмоциональную принимают

- Что вам помогло комфортность на уроке активную позицию

достичь цели урока? смайликом в листке школьника.

- Где смогут пригодиться самооценивания. Регулятивные:

полученные сегодня Выражают озвучивают

знания? удовлетворенность личностные

- Какими способами совместной учебной результаты уровня

получения информации мы деятельностью и усвоения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользовались? мотивацию к ее изучаемого

дальнейшему материала

продолжению.

Формулируют конечный

результат своей работы на

уроке.

Воспроизводят

формулировки целей

(проблем, вопросов),

поставленных ими в начале

урока, и делают вывод:

получен ли на него ответ.

Высказываются о том, что

они освоили на уроке, какие

приемы и способы они для

этого использовали.

VII этап. Рабочая тетрадь стр. 19 - Записывают домашнее Регулятивные:

Домашнее 21. задание в дневник (или самостоятельное

задание. - Каким советом вы вклеивают в рабочую выполнение

Инструктаж. могли бы воспользоваться тетрадь), знакомятся с его учебного задания в

для успешного содержанием, при соответствии с

выполнения домашнего необходимости задают инструкцией и

задания? уточняющие вопросы. задачами

Помните о том, что вы Готовы к его учебника; умение

можете пользоваться самостоятельному соотносить

разными источниками выполнению. учебные действия

информации для верного и Советы ребят друг другу по с известным

более полного ответа к выполнению домашнего правилом;

заданиям в домашней задания. контроль в форме

работе. сличения способа

действия и его

результата с

заданным

эталоном; оценка

процесса и

результатов

деятельности.

Литература

1. Федотова О.Н., ТрафимоваГ.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник, 2014 -192 с. + 160 с.

2. Федотова, О.Н. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига/Учебник, 2014.

3. Аудиозапись. Песня про белых медведей. [Электронный ресурс]: Аудиопоиск. Режим доступа: http://urla.ru/10000E2o (дата обращения: 10.11.2014).

4. Животные Арктики. [Электронный ресурс]: Bing (рус. Бинг) - поисковая система. Режим доступа http://urla.ru/10000E2p (дата обращения: 10.11.2014).

5. Карта природных зон. [Электронный ресурс]: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: http://urla.ru/10000E2m (дата обращения: 10.11.2014).

6. Полярное сияние. [Электронный ресурс]: Bing (рус. Бинг) - поисковая система. Режим доступа http://urla.ru/10000E2s (дата обращения: 10.11.2014).

7. Растения Арктики [Электронный ресурс]: Bing (рус. Бинг) - поисковая система. Режим доступа http://urla.ru/10000E2q (дата обращения: 10.11.2014).

8. Фильм. Арктика. [Электронный ресурс]: Яндекс. Диск. Бесплатный сервис для хранения файлов. Режим доступа: https://yadi.sk/i/szDrr-VocucvJ (дата обращения: 10.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.