УДК 372.881.161.1:371.32 ББК 4426.819=411.2-270
Разряды прилагательных. Качественные прилагательные (конструкт урока)
О. Н. Уварова Каменск-Уральский, Россия
Аннотация. Данная работа представляет собой конструкт урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На каждом этапе урока определяются формируемые универсальные учебные действия и планируемый предметный результат. Урок рассчитан на учащихся с задержкой психического развития.
Ключевые слова: русский язык, разряды прилагательных, универсальные учебные действия, предметные результаты.
О. N. UVAROVA. Discharges of adjectives. Qualitative adjectives
Abstract. This work represents a construct lesson of Russian language in accordance with the requirements of the second generation of the GEF. At each stage of the lesson determined generated universal curricular activities and the planned sub-stantive result. The lesson is designed for students with mental retardation.
Keywords: Russian language level adjectives, universal learning activities substantive results.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с задержкой психического развития. Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для этих детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словес-ного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. Учитель, работающий с такими детьми, должен учитывать их особые образовательные потребности.
В данной статье сделана попытка разработать конструкт урока, учитывающий особенности детей с задержкой психического развития и отвечающий требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Конструкт урока
Предмет: русский язык
УМК: Т. А. Ладыженская. Русский язык, 6 класс: «Просвещение», 2008 г.
Класс: 6 (специальный коррекционный)
Тема: «Разряды имён прилагательных. Качественные имена прилагательные»
Цель: закрепить имеющиеся знания об имени прилагательном; дать понятие о разрядах имени прилагательного; формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.
Задачи
1. Образовательные: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями.
2. Коррекционно-развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Методы и приемы: словесные, наглядно-практиче-ские, проблемного изложения, самоконтроля.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап урока
Формируемые У УД: коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
Деятельность учителя: создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке. Организация внимания учащихся.
— Добрый день, ребята! Нам предстоит знакомство с новой, очень важной для вас темой. Настраиваемся на серьёзную, активную работу. Записываем дату, оставляем строку для записи темы занятия.
Деятельность учащихся: настраиваются на урок, готовятся к восприятию новой информации.
II. Актуализация знаний
Формируемые У УД: регулятивные (выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения), коммуникативные (выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений).
Предметные планируемые результаты: повторение и закрепление материала о степенях сравнения имен прилагательных.
Деятельность учителя: формулирует задание, которое создает противоречие.
— Посмотрите на картину К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (см. цветную вкладку в учебнике) и придумайте словосочетания (существительное + прилагательное), запишите их в тетрадь.
— Образуйте от этих прилагательных степени сравнения.
— Удалось ли вам образовать степени сравнения от всех прилагательных? Почему?
Деятельность учащихся: учащиеся составляют словосочетания. Записывают их в тетради. Образуют от прилагательных степени сравнения. Выполняя задание, осознают противоречие — не от всех прилагательных можно образовать степени сравнения.
III. Усвоение новых знаний
Формируемые У УД: регулятивные (целеполагание), познавательные (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, владение различными видами чтения).
Предметные планируемые результаты: усвоение знаний о разрядах прилагательных, их отличительных особенностях.
Деятельность учителя: объясняет новый материал:
— имена прилагательные могут обозначать различные признаки, поэтому по значению они делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные;
— подробно рассказывает о качественных прилагательных;
— дает алгоритм определения разряда имени прилагательного: если прилагательное сочетается со словом очень, имеет краткую форму, степени сравнения, значит, качественное.
Деятельность учащихся: определяют цели и задачи урока. Усваивают новую информацию. Работают с теоретическим материалом учебника. Записывают алгоритм определения разряда имени прилагательного в тетрадь.
IV. Первичное закрепление нового материала
Формируемые У УД: познавательные (поиск и выделение информации, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные (аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений).
Предметные планируемые результаты: умение применять полученные знания на практике.
Деятельность учителя: организует работу в парах, дает задание на применение полученных знаний умений.
Барсучонок
Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» — заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», — ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г. Скребицкому.)
— В данном тексте найдите качественные имена прилагательные. Обоснуйте свое мнение.
Деятельность учащихся: выполняют задание в парах по карточкам. Проверяют и оценивают выполненное задание.
V. Самостоятельная работа учащихся
Формируемые У УД: познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации).
Предметные планируемые результаты: закрепление новых знаний и умений. Повторение орфографии.
Деятельность учителя: организует самостоятельную работу, помогает слабым учащимся, проверяет правильность выполнения задания.
Деятельность учащихся: работа с учебником, выполнение в тетради упражнения 290.
Но лучше всего были сумерки, когда над серыми березовыми рощами подымалась туманная луна. На вечернем небе виднелись тонкие тени плакучих ветвей.
В сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом. А потом над огромной безмолвной землей воцарялась ночь, до самых краев налитая прохладным воздухом и запахом воды.
— Спишите текст, подчеркивая качественные прилагательные как члены предложения.
VI. Работа по развитию речи
Формируемые У УД: познавательные (умение создавать устное высказывание, умение выступать перед аудиторией сверстников), личностные (осознание эстетической ценности русского языка; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств).
Предметные планируемые результаты: закрепление знаний о сложных прилагательных.
Деятельность учителя: предлагает продолжить текст, используя сложные прилагательные.
В русских народных сказках различные животные наделены человеческими качествами. Лиса в сказках хитрая-пре-хитрая...
Деятельность учащихся: придумывают продолжение текста. Выступают, оценивают друг друга.
VII. Подведение итогов урока
Формируемые У УД: регулятивные (уметь осуществлять итоговый контроль деятельности), коммуникативные (уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли).
Деятельность учителя: задает вопросы по теме урока.
— Какова была основная тема сегодняшнего урока?
— На какие разряды по значению делятся имена прилагательные?
— Какие прилагательные называются качественными?
— По каким признакам мы находим качественные прилагательные?
— Приведите примеры качественных прилагательных.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, обобщают информацию, начинают заполнение таблицы.
Разряды прилагательных по значению
Название Значение Примеры
Качественные Признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени Темная ночь (более темная, самая темная), привлекательный человек, радостное событие
Относительные
Притяжательные
VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Деятельность учителя: проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.
— Составить и записать предложения с качественными
именами прилагательными.
Деятельность учащихся: осмысляют домашнее задание, записывают в дневник.
IX. Рефлексия
Формируемые У УД: познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), личностные (самооценка, адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям).
Деятельность учителя: Задает вопросы, направленные на осознание учащимися своей учебной деятельности.
— Какова была основная цель сегодняшнего урока?
— Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?
— Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?
Деятельность учащихся: отвечают на предложенные учителем вопросы, анализируют работу на уроке, оценивают свою деятельность и деятельность всего класса.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Уварова Ольга Николаевна — учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 г. Каменск-Уральский, магистрант кафедры высшего педагогического образования Уральского государственного педагогического университета.
Адрес: 623414, Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 185 Эл. почта: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Uvarova Olga Nikolaevna is a Teacher of Russian Language and Literature of the School № 21 (Kamensk-Ural), Graduate of the Department of higher pedagogical education Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).