Научная статья на тему 'Технологические карты уроков и внеурочных занятий по географии. Методическое пособие'

Технологические карты уроков и внеурочных занятий по географии. Методическое пособие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / FSES / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / TECHNOLOGICAL MAP OF THE LESSON / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LESSON AND AFTERSCHOOL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Елена Вячеславовна

ФГОС важнейший нормативно-правовой акт, инструмент реализации конституционного права граждан РФ на образование. Ст. 43 Конституции: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». Закон РФ «Об образовании» (ст. 7 п. 1) устанавливает ФГОС как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Приоритетная цель образования метапредметные и личностные результаты образования, в основе которых лежит овладение универсальными учебными действиями. Таким образом, в современном образовании существует необходимость разработки и широкого внедрения методик, инструментария, нацеленного на формирование личностных и метапредметных результатов, а также оценку их достижения. В методическом пособии «Технологические карты уроков и внеурочных занятий по географии» представлены примеры разработок планирования урока и внеурочного занятия, реализующих основные направления ФГОС. В пособии представлена технологическая карта урока по географии на тему: «Факторы, влияющие на климат России». Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. В результате ученики получают новые знания. В рамках основной образовательной программы предусмотрена интеграция урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как неотъемлемая часть основного образования. На внеурочных занятиях учащиеся имеют возможность совершать экскурсии, исследовать окрестности школы, села. На следующем этапе внеурочных занятий учащиеся изучают собранные образцы горных пород, используя электронный микроскоп. Таким образом, учащиеся занимаются исследовательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические карты уроков и внеурочных занятий по географии. Методическое пособие»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОГРАФИИ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Лукина Е.В. Email: Lukina640@scientifictext.ru

Лукина Елена Вячеславовна - учитель географии, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа,

с. Кошки, Самарская область

Аннотация: ФГОС - важнейший нормативно-правовой акт, инструмент реализации конституционного права граждан РФ на образование. Ст. 43 Конституции: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». Закон РФ «Об образовании» (ст. 7 п. 1) устанавливает ФГОС как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Приоритетная цель образования - метапредметные и личностные результаты образования, в основе которых лежит овладение универсальными учебными действиями.

Таким образом, в современном образовании существует необходимость разработки и широкого внедрения методик, инструментария, нацеленного на формирование личностных и метапредметных результатов, а также оценку их достижения.

В методическом пособии «Технологические карты уроков и внеурочных занятий по географии» представлены примеры разработок планирования урока и внеурочного занятия, реализующих основные направления ФГОС.

В пособии представлена технологическая карта урока по географии на тему: «Факторы, влияющие на климат России». Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. В результате ученики получают новые знания.

В рамках основной образовательной программы предусмотрена интеграция урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как неотъемлемая часть основного образования.

На внеурочных занятиях учащиеся имеют возможность совершать экскурсии, исследовать окрестности школы, села. На следующем этапе внеурочных занятий учащиеся изучают собранные образцы горных пород, используя электронный микроскоп. Таким образом, учащиеся занимаются исследовательской деятельностью.

Ключевые слова: ФГОС, технологическая карта урока, урочная и внеурочная деятельность.

TECHNOLOGICAL MAPS OF LESSONS AND AFTERSCHOOL ACTIVITIES IN GEOGRAPHY. METHODICAL MANUAL

Lukina E.V.

Lukina Elena Vyacheslavovna - Teacher of Geography, STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL, KOSHKI, SAMARA REGION

Abstract: FSES is the most important normative legal act, an instrument for implementation of the constitutional right of citizens of the Russian Federation to education. Article 43 of the Constitution: "The Russian Federation establishes federal state educational standards". The RF Law "About Education" (Article 7 clause 1) establishes FSES as a set of compulsory requirements for the implementation of basic educational programs by all educational institutions that have state accreditation.

The priority goal of education is the meta-subject and personal results of education, based on the mastery of universal learning activities.

So, in modern education there is a need of development and wide implementation of methodologies, tools, aimed at the formation of personal and meta-subject results, and also at a valuation of their achievement.

In the methodological manual "Technological maps of lessons and afterschool activities in geography" examples of working outs of lesson- and after-school activities implementing the main directions of FSES are presented.

The manual presents a technological map of the lesson on geography on the topic: "Factors affecting the climate of Russia." Students respond to problematic issues using Internet resources. As a result, students receive new knowledge.

Within the framework of the basic educational program, integration of lesson and afterschool activities is envisaged, which is regarded as an integral part of the basic education. On afterschool activities students have the opportunity to make excursions, explore the neighborhood of the school, the village. At the next stage of afterschool activities, students study the collected samples of rocks using an electron microscope. So, students are engaged in research activities. Keywords: FSES, a technological map of the lesson, lesson and afterschool activities.

УДК 372.891

Конспект урока географии в 8 классе «Факторы, влияющие на климат России»

Применение современных технологий: проблемная (постановка проблемных вопросов), коллективное творческое дело, технология синквейна. Применение ИКТ. Работа с документ камерой. Демонстрация презентации.

План урока

1. Определение темы урока.

2. Знакомство с терминологией.

3. В ходе групповой работы над проблемными вопросами с использованием интернет -ресурсов, выявление факторов, влияющих на климат России

4. Самостоятельное коллективное составление схемы: «Факторы, влияющие на климат России».

5. Использование полученных знаний для решения актуальных проблем, связанных с климатическими проблемами своего края.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Формироуемые УУД

Личностные умения

Проявлять: интерес к изучению темы; желание раскрывать значение новых понятий; творческий подход к выполнению заданий по данной теме; понимание успешности при освоении темы

Метапредметные умения

Познавательные умения: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

Коммуникативные умения: уметь взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе;уметь высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Регулятивные умения: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при индивидуальной работе и в группе; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Предметные умения: нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Таблица 1.1 этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности Введение в урок. Планируемый результат

Определение темы и мотивация к изучению новой темы. Введение в занятие. Учащиеся, заранее подготовленные, выразительно читают стихотворение Ивана Никитина «Русь» Под большим шатром голубых небес — вижу — даль степей зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится [1. с. 3-5]. При чтении стихотворения смена слайдов в презентации с изображением фотографий природы России: безбрежных степей, «цепей великанов» - гор, белоснежных просторов крайнего севера, наливного винограда на юге и т.д. Почему картины природы в России так разнообразны? Назовите особенности климата России. Личностные умения: — проявлять интерес к изучению темы;

Таблица 2. II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Планируемый результат

Цели: • Актуализировать знания: — о понятиях • Актуализировать умения: — работать с картой; — выполнять самоанализ и самопроверку. Учащиеся в классе разбиваются на группы. Каждая группа получает задание. Дайте определение терминам: циклон, антициклон теплый фронт холодный фронт, воздушная масса, циркуляция воздушных масс [3, с. 70-80]. Определения записывают в тетрадь, подбирают в учебниках [2, с. 76-82], интернет-ресурсах схемы. Пользуются документ камерой, представляют информацию учащимся класса. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план ГП; — выполнять самоанализ. Коммуникативные умения: — высказывать точку зрения, подтверждая ее фактами. Предметные умения: Связь с жизнью объясняется научными фактами.

Таблица 3. III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат

• Стимулировать желание работать с раздаточным материалом. • Научить: — использовать приобретённые знания для выполнения практического задания; — ориентироваться в информации, которую несет в себе карта; — выполнять действие по контурной карте — строить свой ответ, используя физическую карту. 1. Почему в г. Владивостоке осадки выпадают чаще летом, чем зимой? Ответ: Влияние муссонного климата. 2. г. Новосибирск находится на одной широте с о. Великобритания, но в Великобритании осадков выпадает более 1000 мм в год, а в Новосибирске около 250 мм в год. Объясните почему? Ответ: Остров Великобритания окружен водами океана, а г. Новосибирск находится в континентальном климате, удален от океана. Фактор - близость и удаленность океана. 3. Почему люди не устремляются на отдых на остров Новой Земли? Ответ: Фактор - влияние географического положения в полярных широтах, здесь холодно круглый год. 4. Баренцево море не замерзает, хотя находится в полярных широтах. Почему? Ответ: Влияние теплого течения Северно-Атлантического океана. 5. Город Оймякон расположен сравнительно недалеко от Тихого океана, но среднегодовое количество осадков там 100 - 250 мм. Почему? Ответ: Влияние фактора направление горных цепей, стоящих барьером на пути океанических воздушных масс. В ходе ответов учащиеся выстраивают в тетрадях схему. Личностные умения: Проявлять интерес к науке Познавательные умения: — использовать приобретённые знания при выполнении творческого задания, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений, происходящих в окружающей среде. Регулятивные умения: ориентироваться в задании. Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата, вести дискуссию.

Таблица 4. IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности

• Научить: I. — проявлять понимание успешности при освоении темы; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности. Технология синквейна Что изучали на уроке? Предмет — климат, 2 прилагательных: континентальный, морской. 3 глагола: зависит от географического положения, меняется с удаленностью от океанов, не изменяется во времени. 4 фразы о предмете. Показатели климата: влажность, температура, скорость и сила ветра, количество осадков. 5 Вывод. Климат зависит от многих факторов В конце урока учащиеся выставляют себе оценки. Личностные умения: — проявлять понимание успешности при освоении темы. Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности.

Внеурочное занятие с использованием учебно-лабораторного электронного оборудования по авторской программе Лукиной Е.В. «Краеведение»

Таблица 5. Введение. Тема и план внеурочного занятия

Раздел Природа Кошкинского района. Знакомство с рельефом, геологией, палеонтологией.

Тема Изучение образцов рыхлых пород, собранных в окрестностях села Кошки.

Цель: Задачи: Цель урока: формирование научного подхода к геологическому прошлому Кошкинского района в ходе изучения собранных рыхлых пород с помощью электронного микроскопа. Задачи: 1. Образовательная: изучение собранных рыхлых пород с помощью электронного микроскопа. 2. Развивающая: развитие мышления в процессе решения проблемных задач. 3. Воспитательная: воспитание культуры общения, чувства коллективизма в ходе групповой работы.

Основное содержание темы. План занятия. Термины и понятия Горная порода Рыхлые горные породы Песок Глина Карбонатные породы Кварц Определение темы урока. Учитель демонстрирует учащимся образцы горных пород, собранных на предыдущем занятии: песка, глины. Учащиеся определяют тему урока. Учитель уточняет особенности собранных пород по сравнению с другими демонстрируемыми. Ученики уточняют тему урока: «Изучение собранных рыхлых горных пород в окрестностях села Кошки с использованием электронного микроскопа и документ камеры». План занятия. 1. Учащиеся получают карточки с заданиями и текстами. 2. Учащиеся выполняют практическую работу в группах. 3. Физминутка. 4. Демонстрация результатов исследований учениками перед всеми присутствующими в классе с помощью электронного микроскопа. 5. Общие выводы. 6. Рефлексия.

Таблица 6. Формируемые УУД

Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения

Проявлять: Познавательные умения: Предметные умения:

— интерес к изучению — уметь организовывать свою деятельность, нацелены на решение,

темы; определять её цели и задачи; прежде всего,

— желание раскрывать Коммуникативные умения: образовательных задач:

значение новых понятий; — уметь взаимодействовать с осознание целостности

- творческий подход к одноклассниками и работать в коллективе. окружающего мира,

выполнению заданий по - уметь высказывать суждения, подтверждая расширение знаний о

данной теме; их фактами. разных его сторонах и

— понимание успешности Регулятивные умения: объектах;

при освоении темы. — умение вести самостоятельный поиск, обнаружение и

анализ, отбор информации; установление

— выполнять учебное задание в элементарных связей и

соответствии с целью и планом; зависимостей в природе и

— выполнять самопроверку и обществе;

корректировку, взаимопроверку и овладение наиболее

взаимооценку при индивидуальной работе и существенными методами

в группе; изучения окружающего

— соотносить поставленную цель и мира;

полученный результат деятельности. использование полученных

знаний в продуктивной и

преобразующей

деятельности;

расширение кругозора и

культурного опыта

школьника, формирование

умения воспринимать мир

не только рационально, но

и образно.

Таблица 7. Организация образовательного пространства

Межпредметные связи Ресурсы Формы работы

1.Связь с уроком химии. Информационный материал: Фронтальная;

Проделали реакцию Карточки с текстами индивидуальная —

известковых пород, Демонстрационный материал: групповая -

содержащихся в глине с Образцы горных пород, лабораторное оборудование: коллективная.

лимонной кислотой. стекло, лимонная кислота, пипетка и т.д.

Обнаружили бурную Интерактивный материал:

реакцию с выделением Ноутбук, проектор, документ камера, электронный

пузырьков. микроскоп.

2.Связь с физикой.

Учащиеся определяют

физические свойства

горных пород, таких как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блеск.

З.Связь с геологией.

Изучение горных пород.

Таблица 8. I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Введение в урок. Постановка проблемного вопроса

Планируемый результат

•Определение темы и мотивация к изучению новой темы.

1. Введение в занятие. Учитель демонстрирует образец кварца. Учащиеся, рассмотрев породу, приходят к выводу. Кварц - твердая порода, обладающая блеском.

Учащиеся (15 человек) делятся на группы. Каждая группа получает информационную карточку о карбонатных породах. «В России известняки обычны в центральных районах европейской части, а также распространены на Кавказе, Урале и в Сибири. Основные обстановки карбонатного осадконакопления -морские, в которых накапливаются мелководные и глубоководные карбонатные илы, шельфовые, где формируются фораминиферовые, оолитовые известняки, ракушечники, рифовые образования. В случае если порода является известняком, происходит бурная реакция с кислотой, интенсивно выделяются пузырьки углекислого газа. Учитель:

- Ребята, используя полученные сейчас знания, пользуясь электронным микроскопом, сделайте научные открытия для себя и по возможности для окрестностей села Кошки. Каждая группа учащихся получает карточку с заданием. 1. Рассмотреть горную породу с помощью электронного микроскопа.

2. Установить имеются ли в породе частицы с блеском?

3. Проделать реакцию с лимонной кислотой.

4. Продемонстрировать результаты работы с помощью документ камеры для визуального восприятия информации остальным учащимся в классе.

5. Сделать выводы о происхождении породы .

6. Учащиеся с ОВЗ получают задание упражнение «Логичность». Учащимся предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы. Такие упражнения развивают мыслительную деятельность. Например,

Среди горных пород встречаются рыхлые. Известняк - горная порода. Следовательно, известняк рыхлый. Ответ: Это неверный ответ. Он зачеркивается.

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

Таблица 9. II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Планируемый результат

Цели: • Актуализировать умения • работать с электронным микроскопом и документ камерой. 1-я группа для изучения получила песок, собранный в овраге окрестностей села Кошки около улицы Луговой. 2-я группа для изучения получила глину, собранную в овраге окрестностей села Кошки около улицы Преображенской. 3-я группа для изучения получила почву, собранную вокруг школы. Познавательные умения: 1. Рассмотреть горную породу с помощью электронного микроскопа. 2. Установить имеются ли в породе частицы с блеском? 3. Реакция с лимонной кислотой

Таблица 10. III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат

Научить: использовать приобретённые знания для выполнения практического задания; Ученики, поработав в группах, демонстрируют полученные знания перед остальными учащимися класса. Вся новая информация проходит через все каналы восприятия: визуально - ребята самостоятельно рассматривали породу с помощью электронного микроскопа, аудиально - учащиеся говорят о полученных знаниях, кинестетически - ученики имели возможность тактильного восприятия собранных пород. Выступление 1 -й группы: - Рассмотрели песок с помощью электронного микроскопа. Мы были очарованы увиденным. 2.Песок белой окраски имел скопления белых кристаллов с блеском. Песок желтой окраски имел скопления желтых кристаллов с блеском . В начале урока нам был продемонстрирован образец породы кварца.Под микроскопом мы увидели частицы кварца. 3. Проделали реакцию с лимонной кислотой для обнаружения следов органического вещества. В исследуемых породах песка следов органического вещества не обнаружили. Никакой реакции не происходило. 4. Продемонстрировали результаты работы с помощью документ камеры для визуального восприятия информации остальным учащимся в классе . 5. Сделали выводы о происхождении породы. Песок содержит минералы кварца. Они имеют очень маленькие размеры, менее крупинки пшена. Трудно что-то сказать о строении песка без изучения его с помощью электронного микроскопа. Электронный микроскоп позволил нам изучить строение песка. Мы убедились, что он состоит из кристаллов кварца. При изучении минералов кварца с помощью электронного микроскопа ,нам казалось ,что мы смотрим на бриллианты .Их было очень много и они блестели. С помощью электронного микроскопа мы имели возможность продемонстрировать увиденное на экране от проектора всем учащимся класса. Было много восторга. Никому не верилось, что Личностные умения: Проявлять интерес к науке Познавательные умения: использовать приобретённые знания при выполнении творческого задания, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений, происходящих в окружающей среде. Регулятивные умения: ориентироваться в задании. Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата, вести дискуссию.

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

увиденное изображение - это обычный песок. А в реальности это мелкие песчинки. Мы построили гипотезу их образования. Село Кошки находится на возвышении. Миллионы лет назад это был остров в древнем море. Волны своей силой разбили породы кварца до размера песчинки. За последние сотни лет таящий снег и стекающий ручьями с возвышения образовал глубокие овраги. С их склонов мы и собирали песок. Выступление 2-ой группы. 1. Рассмотрели глину, собранную в карьере около улицы Преображенской с помощью электронного микроскопа. 2.Обнаружили матовые без блеска частицы разных размеров коричневой окраски. 3. Проделали реакцию с лимонной кислотой. Обнаружили бурную реакцию с выделением пузырьков. 4.Сделали выводы о происхождении породы. Породы, собранные нами содержат следы органического вещества, а значит «следы» жизни. По нашей гипотезе это были морские обитатели древнего моря, имеющие раковину. Известь - карбонатная порода в составе раковины, взаимодействуя с лимонной кислотой, показала бурную реакцию с появлением многочисленных пузырьков.

Выступление 3-й группы.

1. Рассмотрели почву с помощью электронного микроскопа.

2. Установили, имеются ли в почве частицы с блеском? Да, имеются. Мы были удивлены ,увидев почву с помощью электронного микроскопа. Она состояла из множества частиц с блеском.

3. Проделали реакцию с лимонной кислотой. Реакции не наблюдалось.

4. Продемонстрировали результаты работы с помощью документ камеры для визуального восприятия информации остальным учащимся в классе. Трудно было поверить, что множество блестящих минералов, имеющих внушительные размеры, и есть наша почва, по которой мы ходим и выращиваем на ней многие культуры.

5. Сделали выводы о происхождении породы. По нашей гипотезе в составе почвы имеются минералы кварца. Такие нам демонстрировали в начале урока в процессе изучения песка.

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: - Почему, при выращивании на почве культурных растений можно получить от них лучший урожай в отличии от культурных растений, выращиваемых на песке или глине ?

Ученики: - В составе почвы имеется перегной. Он делает почву плодородной. Почва схожа с горными породами. Она рыхлая. В ее составе минералы кварца, только очень мелкие - песчинки. В отличие от почвы горные породы состоят только из минералов._

Таблица 11. IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности

• Научить: II. — проявлять понимание успешности при освоении темы; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности. Учащиеся встают в круг. Все держатся за руки. Учитель: -Ребята, скажите, пожалуйста, чем объединяет нас ,сделанный нами круг ? Ответы учащихся: -Благодаря дружной работе каждого из нас, мы по крупицам приобрели новые знания. -Мы все жители села Кошки. Каждый из нас внес свой небольшой вклад в изучение далекого прошлого нашего села. -Благодаря работе каждого из нас, мы попытались научно объяснить существующие объекты природы вокруг села. -Сначала каждый из нас работал в группе. Затем каждая группа продемонстрировала свои достижения. Потом мы уже думали все вместе над выводом. Учитель: - Ребята, а что Вам помогло делать новые открытия. Ответы учащихся: - С помощью документ камеры мы демонстрировали результаты экспериментов и наблюдений всем присутствующим в классе. - Ноутбуки помогали нам делать фотографии, фиксировать свои результаты, пользоваться сетью интернет. - С помощью электронного микроскопа мы смогли сделать открытия. Электронный микроскоп позволил нам расширить границы изучения близких нам объектов природы. Личностные умения: — проявлять понимание успешности при освоении темы. Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности.

Таблица 12. Самоанализ и самооценка учителя

• Соотнести полученный результат с поставленной

целью. • Оценить результат своей деятельности.

Отвечают на проблемные вопросы, дискутируют Личностные умения:

Проявляют интерес к изучению темы; желание раскрывать значение новых понятий;

Познавательные умения:

Умеют организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре

Регулятивные умения:

умеют вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при индивидуальной работе;

Коммуникативные умения:

Самостоятельно выбирают способы решения учебной задачи; умеют взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе; умеют высказывать суждения, подтверждая их фактами

Предметные умения:

Используют полученные знания в преобразовательной деятельности._

Цель урока достигнута. Учащиеся на уроке активны. Отвечают на проблемные вопросы, дискутируют.

Список литературы / References

1. Баринова И.И. География России. 8 класс. Электронное учебное пособие, 2011.

2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 8 класс. Электронное учебное пособие, 2017.

3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 8 класс, Москва. «Вако», 2009.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ Убаева В.В. Email: Ubaeva640@scientifictext.ru

Убаева Виктория Валерьевна — ассистент, кафедры иностранных языков с курсами латинского языка и русского языка как иностранного, Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск

Аннотация: данная статья посвящена вопросам информатизации образования. Современная система образования в условиях глобализации претерпевает значительные изменения: концепции непрерывного обучения и открытости и доступности становятся реальными, благодаря массовым открытым онлайн-курсам (МООК). В статье приводится актуальная классификация МООК, а также краткое описание принципа работы популярных образовательных платформ, таких как Coursera, edx, Rhan Academy и др., анализируются достоинства и недостатки такой формы электронного обучения, как МООК. Ключевые слова: E-learning, массовые открытые онлайн-курсы, онлайн-платформа, образовательный ресурс, технологии электронного обучения, x-MOOC, c-MOOC.

INFORMATION TECHNOLOGY IN TRAINING: MASSIVE OPEN ONLINE COURSES Ubaeva V.V.

Ubaeva Victoriya Valerievna — Assistant, DEPARTMENT OF THE FOREIGN LANGUAGES WITH COURSE OF LATIN AND RUSSIAN AS A FOREIGN, IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: the article analyzes the problems of using of information technologies in modern education. For today the educational system suffers a change under condition of globalization. Thanks to massive open online courses new possibilities have arisen. Lifelong learning and open and effordable education concepts are real now and come to our life dynamically. The article presents the types of MOOCs and description of its work, analyze advantages and disadvantages of such form of E-learning like MOOC.

Keywords: E-learning, massive open online courses (MOOC), online platform, educational source, x-MOOC, c-MOOC.

УДК 378.4

DOI: 10.20861/2312-8089-2018-40-009

В современном образовательном пространстве применение информационных технологий расценивается практически как неотъемлемая часть образовательного процесса. Трудно представить себе вуз, который не имеет свой сайт. Компьютерные и телекоммуникационные технологии мотивируют разработку новых методов и способов обучения, организационных форм, например, электронное обучение ("E-learning"), мобильное обучение, пиринговое обучение (peer learning).

На сегодняшний день рабочее пространство не ограничивается рамками одного государства, но является мировым. И, как никогда раньше, сегодня современной молодежи необходимо доказывать свою конкурентоспособность в мировом информационном обществе.

В свою очередь преподавателям также стоит интересоваться новыми разработками в области E-learn ng, так как использование информационных технологий повышает эффективность обучения, вносит элемент игры, мотивирует обучающихся на более погруженное, осознанное обучение. Прогрессивный учитель сегодня осознает, что процесс обучения из одностороннего трансформируется в многогранный, взаимонаправленный, так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.