Т. В. Парфёнова
Урок-конференция - одно из эффективных средств управления знаниями при формировании математической компетентности студентов медицинского колледжа
С развитием медицинской науки и совершенствованием методов оказания медицинских услуг усилились требования к медицинским работникам среднего звена в системе здравоохранения. Это приводит к повышению требований к уровню и качеству подготовки специалистов среднего профессионального образования - выпускников медицинских колледжей (техникумов). Современный медицинский работник должен обладать такими качествами, как самостоятельность, целеустремленность, творчество, инициативность; уметь грамотно работать с информацией, т. е. быть конкурентоспособным на современном рынке труда.
Математика является системообразующим фактором формирования компонентов профессиональной компетентности за счет реализации межпредметных связей.
В медицинских колледжах, техникумах в процесс профессиональной подготовки студентов введена учебная дисциплина Математика (математический и общий естественно-научный цикл) как залог формирования профессиональной компетентности.
В настоящее время в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальностям Сестринское дело, Лечебное дело, Стоматология ортопедическая, Акушерское дело, Фармация в требованиях к результатам освоения профессиональной образовательной программы обозначено, что медицинский работник перечисленных специальностей должен обладать следующими общими компетенциями (ОК), включающими способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них (ОК 3); осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5) [9].
Показателями сформированности перечисленных компетенций на занятиях по математике являются: понимание роли математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональ-
ной образовательной программы; знание основных понятий и методов теории вероятностей и математической статистики, основ интегрального и дифференциального исчисления, умения решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности [9].
Таким образом, в настоящее время к одной из основных компе-тентностей при подготовке будущих медицинских работников среднего звена можно отнести математическую компетентность.
В современных отечественных исследованиях проблема формирования математической компетентности у студентов разных специальностей получила своё развитие у таких авторов, как Я.А. Барлуков [1], Е. Ю. Белянин [2], Э.Г. Габитова [3], Д.А. Картежников [5], Н.М. Кораблева [6].
Однако единства в понимании математической компетентности у ученых пока нет. Понятия «математическая компетентность студентов медицинского колледжа» не встречается в науке, поэтому, проанализировав определения математической компетентности у перечисленных авторов, мы будем понимать, что математическая компетентность студентов медицинского колледжа - системное свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний по математике, в умении применять имеющиеся математические знания в необходимой ситуации своей профессиональной деятельности, повышении профессиональной компетентности.
Выделим главные особенности понятия «математическая компетентность студентов медицинского колледжа». Прежде всего это сложное, системное свойство личности; системообразующим фактором его является наличие математических знаний, умений, навыков, способов деятельности. Математическая компетентность студентов медицинского колледжа проявляется в готовности использовать математические знания для эффективного решения различных профессиональных задач.
Для формирования математической компетентности студентов медицинского колледжа, с учетом требований современных работодателей, недостаточно стандартных форм проведения занятий, таких как чтение лекций и решение типовых задач. Перед преподавателем математики медицинского колледжа стоит основная задача - убедить студента медицинского колледжа в необходимости изучать математику, увидеть практическое применение математических методов в профессиональной деятельности медицинского работника. На основе методологии системного подхода к подготовке личности будущего профессионально грамотного специалиста-медика рассмотрим «совокупность методов, приёмов, использующихся в различных науках, научном познании и преобразовании мира» для организации процесса «познания, овладения знаниями в условиях информационного общества» [4]. С учё-
том поставленной задачи в формировании математической компетентности, используем нестандартные формы проведения таких занятий, как деловая игра, урок-конференция, урок-викторина, проектные технологи и т. д. Сегодня рассмотрим одну из форм проведения занятий - «урок-конференция».
Проведение занятий в форме конференции по математике по конкретной теме «Проценты» получила название «Импортозамеще-ние» - решение задач на проценты, где студентам медицинского колледжа была показана конкретная направленность изучаемого вопроса в профессиональной деятельности. Целью занятия было обобщение и систематизация знаний по теме «Проценты». Были обозначены следующие задачи занятия: показать стратегию развития медицинской отрасли, показать применение математических методов в медицинской практике, решение типовых задач на проценты (обучающие задачи); способность к мотивации будущей профессии, развитие логического мышления, наблюдательности, самостоятельной работы (развивающие задачи); воспитание доброжелательного отношения друг к другу, воспитание коммуникативных качеств, умения работать в группе (воспитывающие). В результате студент должен ориентироваться в современных разви-тиях отраслей, знать значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы, основные понятия «процент», «процентное отношение», «типы задач на проценты»; должен уметь решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности. В процессе проведения данного занятия формируются общие компетентности ОК-1, ОК-5. Межпредметные связи данного занятия - гигиена питания, фармакология, терапия, экономика.
Итак, на конференции обсуждались пять докладов по теме «Фармакологическое направление»: «Витамины», «Препараты от давления»; «Пищевая промышленность»: «Молочная продукция», «Шоколадная продукция», «Хлебобулочная продукция». Материал был представлен в наглядной форме - на столах студентов по каждому направлению лежала соответствующая продукция: лекарства: «Кальцемин», «Кальцемин адванс», «Кальций Д3 Никомед»; таблетки от давления: «Энап», «Эналаприл»; шоколадки: «DOVE», «Петербургские тайны», «Аленка»; молочные продукты: молоко «Российское», йогурт «Danone», творог «Брест-Литовск»; хлеб: «Дарницкий», «Геркулес зерновой», «Столичный».
Студенты работали в парах, изучали наклейки и инструкции с данными по своей продукции. Им предлагалось, используя математические методы, ответить на следующие вопросы: сравнить данные (стоимость продукции, состав продукции, процентное соотношение одинаковых веществ, цены в зависимости от произво-
дителя), а также сделать выводы (от чего зависит цена каждого продукта? почему данные препараты являются аналогами? почему существует разная дозировка препаратов?). После решения данных вопросов обучающиеся выступали с докладами и пришли к выводу, что математические методы используются в решении профессиональных задач [7; 8].
При проведении заключительного занятия по математике целесообразно провести конференцию «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала». Студентам заранее выдаются темы докладов на выбор. Приведем некоторые из них: «Оценка пропорциональности развития ребенка», «Дифференциальные уравнения и их применение в медицине», «Газообмен в легких, жизненная емкость легких, показатели сердечной деятельности», «Демография», «Применение статистических методов в социально-гигиенических и медико-биологических исследованиях», «Санитарная статистика - отрасль статистической науки», «Роль и место математики в современном мире» и др.
Студенты в качестве домашнего задания готовят доклад-выступление, компьютерную презентацию по одной из перечисленных тем. Конференция начинается с доклада преподавателя, в котором отражен самый главный вопрос «Зачем изучать математику студентам медицинского колледжа?». Затем начинают выступать с докладами участники конференции - студенты. В процессе проведения конференции работают два «оппонента конференции» (из числа студентов группы), которые задают вопросы участникам конференции, оценивают по отдельно предложенным критериям доклады выступающих. Так, критериями докладов являются: качество доклада, использование демонстрационного материала, качество ответов на вопросы, владение научным и специальным аппаратом терминов, чёткость выводов. В процессе выступлений своих коллег каждый участник заполняет таблицу «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала», в которую записывает из услышанных докладов выступающих тему по математике и ее применение в медицине (где применяется и каким образом). При подведении итогов конференции зачитывается получившаяся таблица и, таким образом, у обучающихся чётко формируется применение математических методов в медицинской практике.
Проведение таких форм занятий по математике, как урок-конференция помогает адаптироваться студентам медицинского колледжа в условиях конкуренции на рынке труда, развивает умение применять полученные математические знания в необходимой ситуации своей профессиональной деятельности, а следовательно, является одной из форм управления знаниями при формировании математической компетентности.
Список литературы
1. Барлукова Я.А., Барлуков А.М. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе изучения математики // Вестн. Бурятского гос. ун-та. - 2007. - №10. - С. 26-29.
2. Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 22 с.
3. Габитова Э.Г. Формирование математической компетентности студентов экономических специальностей с использованием компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2012. - 23 с.
4. Жилина А.И. Управление знаниями в условиях формирующейся системной парадигмы управления образованием начала XXI века // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: сб. науч. тр. конф. 13 дек., 2011 г. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. -С. 112-125.
5. Картежников Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 23 с.
6. Кораблева Н.М. Прикладные задачи по математике как одно из средств формирования профессиональной компетентности будущих экономистов // Совр. науч. исслед. и инновации: электрон. науч.-практ. журн. - 2006. - №11. -С. 15.
7. Парфёнова Т.В. Активные формы обучения как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа // XX Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - Т. II. - С. 241-249.
8. Парфёнова Т.В. Методическая разработка открытого занятия по математике // Импортозамещение. Решение задач на проценты. Образовательная среда: материалы V междунар. фестиваля науч.-метод. разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий, проектов. - Чебоксары. - 2016. -С. 293-298.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Стоматология ортопедическая», «Фармация». Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2009 г.
И. Н. Хмелева
Системно-деятельностный подход как методология управления знаниями педагогов ДОО в современных условиях
Изменение содержания, усложнение функций современной ДОО и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения в управлении знаниями педагогов ДОО, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.