4. Кораблева Н.М. Прикладные задачи по математике как одно из средств формирования профессиональной компетентности будущих экономистов. // Экономическое образование. - 2006. - №11. - С. 15.
5. Парфёнова Т.В. Деловая игра «Ярмарка идей». Решение задач по разделам математики «Основы дифференциального и интегрального исчисления», «Элементы дискретной математики», «Проценты» // Образовательная среда: материалы IV Междунар. фестиваля науч.-метод. разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий, проектов. - Чебоксары, 2015. - №4. -С. 438-445.
6. Парфёнова Т.В. Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа // XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. СПб, ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. II. - С. 145-150.
7. Парфёнова Т.В. Развитие информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа на основе внеаудиторной работы // Современные подходы создания открытой профессионально-образовательной среды: науч.-метод. сб. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - С. 78-84.
8. Темирова С.Г. Формирование математической компетентности экономиста-менеджера при обучении в экономическом вузе // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 29. - С. 200-205.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Лечебное дело». Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2009 г.
И. И. Андреева
Проблемы управления знаниями в системе устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Устройство в новую семью детей, оставшихся без родителей, становится ведущим фактором в решении проблемы социального сиротства. Это и наиболее перспективно с социально-экономической и морально-психологической точек зрения. Во-первых, содержание одного человека в доме ребенка, детском доме или школе-интернате обходится государству значительно дороже, чем в семье. Во-вторых, каким бы хорошим ни был уход в детском интернатном учреждении, он никогда не заменит ребенку внимание отца и матери, семейные отношения, родительскую заботу и любовь. В-третьих, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Около 9 % имеют расстройство психо-неврологической сферы, около15 % -страдают энурезом, около 5 % - заболеваниями сердечнососудистой системы; около 20 % - сколиозом, плоскостопием [2, с. 47].
Среди объективных причин, затрудняющих работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяются:
- недостаточная социально-образовательная подготовка и социально-бытовая устроенность кандидатов в замещающие родители (незнание психологии детей, правовых нормативных актов по приёму детей в семью, нерешенность жилищной проблемы для многих семей, значительная затратность содержания ребенка для семейного бюджета);
- закрепленность стереотипного представления о детях сиротской категории как о детях с явными признаками врожденных аномалий и патологий, вызванных тотальной алкоголизацией их родителей. При этом специалисты органов охраны детства, интернатных учреждений, «забывают» о терапевтическом эффекте семьи, не разъясняют кандидатам в замещающие родители возможностей семейной и социальной реабилитации, не знакомят с различными формами семейного устройства сирот;
- социальная незрелость и недостаточная внутренняя готовность граждан репродуктивного возраста к выполнению родительских функций, что определяет не только отсутствие желания быть замещающими родителями, но и желание иметь биологических детей [3, с. 25].
Однако, учитывая объективные положительные тенденции в развитии общества и очевидную стабилизацию общественной жизни, органы управления социально-образовательной сферой муниципального уровня указанные проблемы могут успешно решать в каждом конкретном случае. Для этого должна быть сформирована система управления знаниями субъектов социально-образовательной сферы. Прежде всего, сотрудники этих органов управления должны не только не лишать всех заинтересованных возможности проведения целостной и постоянной информационно-разъяснительной кампании по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, но создавать предпосылки для активизации и комплексной организации деятельности по реализации права каждого осиротевшего ребенка на воспитание в замещающую семью.
Для детей, выросших вне семьи, острой проблемой остается социальная адаптация после выхода из интернатного учреждения. Обычно выпускники школ-интернатов не ориентируются в простейших жизненных ситуациях, им нелегко налаживать отношения с людьми, вступать в общение с ними, организовывать собственную жизнь.
Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и
своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации, то есть отсутствие возможностей непосредственно находиться в контакте с матерью, вступать с ней в межличностные отношения и общение. Продолжительная деприва-ция, которая начинается в первый год жизни ребенка и продолжается до трех - пяти лет, обычно приводит к серьезным деформациям интеллектуальных и личностных функций, а именно: поверхност-ностным социальным связям и отсутствию разнообразного общения со взрослыми и сверстниками; безличностным отношениям со взрослыми, неспособности к любви и уважению окружающих людей; отсутствию умения управлять эмоциональными реакциями [1, с. 16]; ограничению познавательных функций; неспособности к богатым эмоциональным переживаниям, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению.
Практика показывает что дети, с такими личностными качествами значительно чаще, чем дети, выросшие в семье, становятся антиобщественными элементами, отвергнутыми обществом. Они неразборчивы в связях, в том числе и сексуальных. Выпускницы детских домов и школ-интернатов часто становятся матерями-одиночками.
В связи с этим в приемных семьях особенно остро стоит проблема нравственно-эмоционального воспитания. Суть его заключается в том, чтобы сформировать у брошенных детей правильные отношения с приемными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, побудить уважение к самим себе.
Однако есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены к родителям-воспитателям. Это обусловлено возрастными особенностями ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в детском интернатном учреждении или биологической семье. Отрицательные привычки сохраняются «в длинных рядах условных рефлексов» (И.П. Павлов) [4, с. 59] и возобновляются сами по себе. Задача родителей-воспитателей состоит в том, чтобы понять истоки и проанализировать причины негативного отношения ребенка к людям и начать работу по установлению доброжелательных отношений с ним. Положительный эффект в этой работе дает: контактирование с будущими приемными родителями при посещении их в детских домах или школах-интернатах; изучение обстоятельств и условий жизни ребенка в биологической семье или детском учреждении; налаживание искренних и сердечных отношений с будущими приемными родителями в период каникул, в выходные и праздничные дни, которые дети проводят в семье; анализ взаимоотношений приемных детей с близкими им людьми (братьями, сестрами, матерью, отцом, дедушкой и бабуш-
кой, другими родственниками); проведение с детьми совместных семейных дел, праздников, семейных обрядов; создание благоприятной семейной атмосферы, которая позволит ребенку расти и развиваться в обстановке любви и взаимопонимания.
Воспитанники детских интернатных учреждений постоянно общаются с одной группой сверстников, которые так же, как и они, не обладают богатым и разнообразным опытом общения. Это приводит к тому, что у них почти не развиваются или слабо развиваются навыки общения, умение вступать в отношения с незнакомыми людьми, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Как правило, воспитанникам детских домов и школ-интернатов присущи «общение-обвинение» и «общение-самозащита» [1, а 68]. В отношениях со сверстниками и старшими заметно стремление во всем обвинять окружающих людей, однотипность и бедность речи, отсутствие способности сочувствовать и сопереживать. Устранению этих негативных явлений содействует расширение сферы общения приемных детей и обучение их навыкам общения с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи, воспитателями, учителями.
Как известно, для большинства воспитанников детских учреждений характерны дух потребительства и пренебрежительное отношение к одежде и вещам. Это объясняется тем, что в детских домах и школах-интернатах дети живут на всем готовом, не видят денег, не умеют их считать, не имеют представления о стоимости вещей, которые их окружают, не знают о громадных размерах бюджета детского учреждения. Потребительское отношение к окружающим вещам, к одежде, обуви, мебели, оборудованию, помещению со временем можно искоренить, если привлекать ребенка к «ведению семейного бюджета, планированию денежных расходов» [4, с. 59] на неделю, месяц; к покупке необходимых для него и всей семьи вещей, одежды, игрушек; к участию в благоустройстве квартиры, детской спальной комнаты, отдельных её уголков; к изготовлению (с родителями и самостоятельно) отдельных вещей, предметов, необходимых в личной жизни и жизни семьи; к выполнению отдельных обязанностей по дому (постоянных и временных) по поручению родителей.
Большинство будущих приемных родителей не готовы к выполнению сложных многообразных функций по воспитанию приемного ребенка. Они обычно не осведомлены о психолого-педагогических и физиологических аспектах развития ребенка в условиях длительной материнской депривации, плохо ориентируются в содержании законов и нормативных документов, которые регулируют жизнедеятельность детских интернатных учреждений, приемных (замещающих) семей и детских домов семейного типа, процесс национального и международного усыновления. Поэтому важнейшим условием
успешной жизнедеятельности приемной семьи является обязательная психолого-педагогическая, медицинская, правовая подготовка будущих родителей.
Особо следует выделить роль специалистов службы сопровождения и социальной службы каждого муниципального района в обеспечении жизнедеятельности приемных семей. Мировой опыт и практика подтверждают, что «зоной первостепенного внимания, повышенного внимания социальной службы» [1, с. 34], ее работников являются дети и семьи из группы риска. Важнейшая задача социального педагога, социального работника в этих условиях - выявить такие семьи, оказывать социальную и психолого-педагогическую поддержку детям, вместе с местным комитетом по опеке и попечительству подыскать оптимальный вариант решения судьбы несовершеннолетних. Вместе с тем постоянного внимания специалистов требуют условия проживания и воспитания ребенка в новой приемной семье, процесс его адаптации, развития, охрана его прав.
Число воспитанников приемных семей постоянно растет. Отношение к приемным семьям весьма неоднозначно, но подавляющее число приемных семей пользуется уважением и поддержкой со стороны государственных органов и общества в целом.
Таким образом, изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.
Как любое нововведение, возникновение и развитие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья, было связано с рядом трудностей, в том числе с преодолением стереотипного отношения к новым формам семей.
Основными задачами по реализации данного направления стало информирование населения об эффективности и перспективности данной формы замещающей семьи, а также разработка новых технологий и подходов в работе с данной категорией граждан социальными педагогами, психологами другими специалистами, непосредственно с ней взаимодействующими.
Список литературы
1. Алексеева Л.С. Методики адресного социального патроната: науч.-метод. пособие - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
2. Лазуренко Н. В. Управление системой социальной защиты детства: муниципальный уровень: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.08. - М., 2009. - 231 с.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Три-вола, 1995.
4. Савинов Л.И. Социальная защита семьи, материнства и детства - Саранск: Изд-во Саранск. ун-та, 2004. - 192 с.